Главная Школа инженера по охране труда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 19-Января-2018, 20:51
Реклама

Меню сайта

Категории раздела
Уполномоченные по ОТ [61]

Интересные новости:
загрузка...

Каталог статей
Главная » Статьи » Уполномоченные » Уполномоченные по ОТ

Государственное регулирование в сфере охраны труда

Управление и надзор за исполнением законодательства
 о труде и охране труда

       Нормативными правовыми документами законодательно установлено прямое управление, контроль и надзор со стороны государства за состоянием условий и организацией охраны труда. В Конституции РФ, концепциях национальной безопасности и демографического развития России обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан, право на труд в достойных условиях были поставлены в число государственных приоритетов.
   Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются:
   1. В области охраны труда – Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
   В Статье 210 ТК РФ указаны 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе, государственное управление охраной труда и государственный контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
   2. В области промышленной безопасности – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116 (далее ФЗ № 116), определяющий государственное управление промышленной безопасностью и государственный контроль и надзор за исполнением требований промышленной безопасности.
   Охрана труда получила свою конкретную цену, т.к. после принятия Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 осуществляется дифференцированный подход к определению величины страхового взноса на этот вид страхования.
   Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.
   Государственное управление промышленной безопасностью заключается в реализации основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований промышленной безопасности к опасным производственным объектам.
   Государственный контроль и надзор – осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами обязательных правил поведения.
     Контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
   Надзор – это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Поэтому  у административных надзоров есть элементы контроля.

  Структура государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда

     Уровни разграничения функций федеральных органов    В связи с Указами Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 и от 20.05.04 г. № 649 произошла реорганизация органов исполнительной власти, в т. ч. органов управления охраной труда (ОТ), органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и промышленной безопасности (ПБ).
   Новая структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает в основном 3-уровневое разграничение функций:
   Федеральное министерство вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
   Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности;
   Федеральное агентство осуществляет оказание услуг в установленной сфере деятельности, кроме контроля и надзора.
   Реорганизация расширила контрольные функции административных надзоров и привела к сокращению численности аппарата органов исполнительной власти.

     Структура федеральных органов управления охраной труда, контроля и надзора за охраной труда
   В сфере охраны труда и промышленной безопасности полномочия между контрольными и надзорными органами РФ распределяются следующим образом:
   Государственное управление охраной труда и промышленной безопасностью осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти.
   Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. №724.
   Контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда, входящая в состав Федеральной службы по труду и занятости. Принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия федеральной инспекции труда определены  статьями 355 и 356 ТК РФ.
   Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данные службы (в т.ч. Федеральная служба по труду и занятости) входят в состав Федерального Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
   Управление, контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объединившая бывшие Госгортехнадзор, Энергонадзор, Атомный надзор и Экологический контроль.  Полномочия и права данной службы определены  «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)», утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401;
   Контроль и надзор за пожарной безопасностью осуществляет Противопожарная служба, входящая в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
   Контроль и надзор за безопасностью транспорта осуществляет  Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в состав Федерального Министерства транспорта РФ.
     Постоянный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда в организации осуществляют:
   1. Служба (отдел) охраны труда организации
   Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы являются:
   Трудовой кодекс РФ (ст. 217);
   ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования";
   ГОСТ Р 12.0.009-2009. ССБТ. «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
   Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14;
   Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10;
   Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда.
   2. Служба производственного контроля (ПК) организации
   Служба производственного контроля должна руководствоваться следующими документами:
   Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на ОПО. Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;
   Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на ОПО. Приказ ГГТН РФ от 26.04.2000 № 49.
   В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадает с мероприятиями по промышленной безопасности, службы ОТ и ПК могут представлять собой единую структуру – отдел охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ).

Поделиться с друзьями:
Еще материалы по этой теме:
Категория: Уполномоченные по ОТ | Добавил: cap2 (05-Июня-2012)
Просмотров: 8609 | Комментарии: 1 | Теги: охрана труда, уполномоченный, надзор, управление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Новые материалы:

Приглашаем на сайт:

   Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.

Как задать вопрос
по трудовому праву

   Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
  О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать здесь >>.

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Клуб инженеров по охране труда © 2018
Сайт создан в системе uCoz