Главная Школа инженера по охране труда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПонедельник, 23-Апреля-2018, 09:04
Реклама

Меню сайта

Категории раздела
Уполномоченные по ОТ [61]

Интересные новости:
загрузка...

Каталог статей
Главная » Статьи » Уполномоченные » Уполномоченные по ОТ

Организация работы уполномоченных по охране труда

Для чего нужен институт уполномоченных по охране труда

     Охрана труда является одной из составляющих  системы управления трудовыми отношениями в процессе производственной, хозяйственной, экономической и социальной деятельности организаций различной форм собственности и привлечения наемного труда. Для соблюдения конституционных прав работников на равные условия формирования трудовых отношений в том числе на охрану труда государство сформировало  соответствующую  законодательную базу в сфере трудовых отношений.
   Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по:
   - социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
   - участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
   - надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
   Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений состоят в:
   - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
   - становление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
   - социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
   Таким образом,      институт   уполномоченных по охране труда   создается в рамках правового регулирования трудовых отношений  для   организации общественного контроля за соблюдением законных  прав  и  интересов работников в  области  охраны  труда  на  предприятиях  всех  форм собственности независимо от сферы их  хозяйственной  деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. 
     В  зависимости  от  конкретных  условий  производства   в структурном подразделении    может    быть    избрано   несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть  оговорены  в  коллективном  договоре  или  ином другом совместном решении   работодателя   и   представительного   органа работников.
        Выборы уполномоченных рекомендуется  проводить  на  общем собрании трудового  коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При  наличии  на  предприятии  нескольких  профсоюзов,   иных уполномоченных работниками  представительных  органов - каждому из них должно  быть  предоставлено  право  выдвигать  кандидатуры  на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть  также избраны из числа  специалистов,  не  работающих  на  данном  предприятии  (по согласованию с    работодателем). Не рекомендуется   избирать уполномоченными работников,  которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
    Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
   Уполномоченные    в     своей     деятельности     должны руководствоваться Кодексом  законов  о труде Российской Федерации, законодательными и  иными  нормативными  актами  по  охране  труда Российской Федерации,  коллективным  договором  или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.
   Уполномоченные   периодически   отчитываются   на   общем собрании трудового  коллектива,  избравшего  их,  и   могут   быть отозваны до  истечения  срока  действия  их  полномочий по решению избравшего их органа,  если они не выполняют  возложенных  функций или не  проявляют  необходимой  требовательности  по  защите  прав работников на охрану труда.

Правовая основа деятельности уполномоченных по охране труда

       Правовая основа деятельности уполномоченных по охране труда вытекает из  основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Основным законодательным документом регламентирующим трудовые отношения в том числе по охране труда является Трудовой Кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ), а также ряд других законодательных и нормативных актов в области трудовых отношений и охраны труда.
   Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется (ст. 5ТК) трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
   Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (включая охрану труда) регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
   Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 6 ТК).
   К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая охрану труда)  относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
   - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений (включая охрану труда);
   - основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
   - основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
   - систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
   - порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
   - систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
   Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (включая охрану труда) принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
   В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (включая уполномоченных по охране труда).
   Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
   Социальное партнерство в сфере труда  - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23ТК).
   Основными принципами социального партнерства являются (ст. 24ТК):
   - равноправие сторон;
   - уважение и учет интересов сторон;
   - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
   - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
   - соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
   - полномочность представителей сторон;
   - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
   - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
   - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
   - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
   - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
   - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
   Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25ТК)
   Социальное партнерство осуществляется на (ст. 26ТК ):
   - федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
   - межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
    - региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
   - отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
   - территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
   - локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
   Социальное партнерство осуществляется в формах (ст. 27ТК ):
   - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
   - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
   - участия работников, их представителей (в т.ч. уполномоченных) в управлении организацией;
   - участия представителей работников (в т.ч. уполномоченных)  и работодателей в разрешении трудовых споров.
   Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (в т.ч. уполномоченные)  (ст.29 ТК).
   Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители (в т.ч. уполномоченные), избираемые работниками.
   В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
   Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий
.    Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений (ст.35ТК), ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
   На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
   На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
   Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
   В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
   Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ст.46ТК).
   В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
   - оплата труда;
   - условия и охрана труда;
   - режимы труда и отдыха;
   - развитие социального партнерства;
   - иные вопросы, определенные сторонами.

Категория: Уполномоченные по ОТ | Добавил: cap2 (07-Июня-2012)
Просмотров: 8180 | Комментарии: 1 | Теги: охрана труда, уполномоченный, Работа, организация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Новые материалы:

Приглашаем на сайт:

   Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.

Как задать вопрос
по трудовому праву

   Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
  О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать здесь >>.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Клуб инженеров по охране труда © 2018
Сайт создан в системе uCoz