Главная Школа инженера по охране труда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 21-Ноябрь-2017, 05:45
Реклама

Меню сайта

Категории раздела
Организация охраны труда [34]

Интересные новости:
загрузка...

Каталог статей
Главная » Статьи » Рекомендации по организации охраны труда » Организация охраны труда

Регламентация труда водителя грузового автомобиля

    Организация труда водителей должна обеспечивать:
    - четкую работу автотранспортных средств;
    - безопасность перевозок грузов;
    - полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
    - соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда;
    - соблюдение Правил дорожного движения.
    Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
    - подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении;
    - время на проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
    - транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.
    В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:
    1. Время управления автомобилем.
    2. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
    3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.
    4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
    5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
    6. Время простоев не по вине водителя.
    7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
    8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.
    9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
    10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.
    Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение), утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и зарегистрированным Минюстом России 1 ноября 2004 г. (рег. N 6094). Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих к зарегистрированным на территории Российской Федерации:
    - организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ);
    - индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
    В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
    Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю.
    Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 ч.
    В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
    При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 ч.
    В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч.
    Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.
    Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
    При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
    Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
    Время управления автомобилем (пп. «а» п. 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 ч.
    При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.
    На междугородных перевозках после первых 3 ч непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (пп. «б» п. 15 Положения) продолжительностью не менее 15 мин., в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 ч. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (п. 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
    Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 5 Положения).
    Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (пп. «в» п. 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (пп. «г» п. 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
    Время охраны груза и автомобиля (пп. «з» п. 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
    Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
    Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (пп. «и» п. 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
    Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с разд. V «Время отдыха» Трудового кодекса Российской Федерации и разд. III «Время отдыха» Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15.
    Водители пользуются правом на:
    1. Перерывы в течение рабочей смены.
    2. Ежедневный (междусменный) отдых.
    3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).
    4. Нерабочие праздничные дни.
    5. Отпуска.
    Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
    При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.
    Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
    Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).     При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.
    На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
    Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.
    При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.     В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

    В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
    При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.
    Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.
    Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:
    1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
    2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
    3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.     4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе.
    5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.     6. Контроль за режимом труда и отдыха водителей.
    7. Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
    8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения.
    9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
    10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.
    Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:
    1. Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации труда. Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяются исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.
    2. На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:
    - одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
    - сменная езда - автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
    - сменно-групповая езда - за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км.
    Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.
    Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены Приказом министра транспорта РФ от 07.07.1998 N 86. Они были разработаны и введены в действие в целях реализации Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.
    Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.
    Минтранс России Распоряжением от 18.12.2003 N АК-20-р утвердил Стандарт «Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации».
    Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России) от 14 декабря 2011 г. N 319 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
    Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены характеристики на водителей автомобилей 4 - 6 разрядов.
    Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:
    1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
    2. Заправку автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
3. Проверку технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдачу его и постановку на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).
    4. Подачу автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.
    5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
    6. Оформление путевых документов.
    7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
    Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:
    1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 т (автопоездом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
    2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.
    3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
    4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
    Водителю присваивается 6-й разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
    Водитель должен знать:
    1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
    2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
    3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
    4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
    5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
    6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
    7. Правила перевозки грузов, в том числе скоропортящихся и опасных.
    8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
    9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
    10. Устройство радиоустановки и компостеров.
    11. Правила подачи автомобилей под погрузку-разгрузку.
    12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
    Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:
    1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
    2. Основные виды опасности.
    3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
    4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).
    5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
    6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
    7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

    Источник: Журнал «Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 7 2015, N 8

<< Предыдущий   Организация охраны труда    Следующий >>


Поделиться с друзьями:
Еще материалы по этой теме:
Категория: Организация охраны труда | Добавил: cap2 (15-Август-2016)
Просмотров: 865 | Теги: автотранспорт, водитель, Правила, охрана труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Новые материалы:

Приглашаем на сайт:

   Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.

Как задать вопрос
по трудовому праву

   Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
  О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать здесь >>.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Клуб инженеров по охране труда © 2017
Сайт создан в системе uCoz