Главная Школа инженера по охране труда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 21-Ноябрь-2017, 22:56
Реклама

Меню сайта

Категории раздела
Организация охраны труда [34]

Интересные новости:
загрузка...

Каталог статей
Главная » Статьи » Рекомендации по организации охраны труда » Организация охраны труда

Безопасность водителя при запуске двигателя зимой

    Холодное время года приносит проблемы водителям. Нужны другие шины, масла, топлива, жидкости для омывания стекол – всего и не перечислить.
    Многие двигатели трудно запустить – мороз требует хорошего состояния систем питания, зажигания стартера, аккумулятора.
    Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется и-за низких температур воздуха, наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а также сокращения светлого времени суток. Низкая температура окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрицательное влияние на работу всех его систем и поддержания нормального теплового режима. Вследствие низких температур окружающего воздуха значительно ухудшается испаряемость топлива и увеличивается плотность воздуха, что приводит к значительному обеднению горючей смеси и плохому ее воспламенению при пуске двигателей.
    Рассмотрим, на что влияет низкая температура. Обратимся к конструкции. Известно, что детали двигателей часто выполняются из разнородных материалов: например, одна из сопрягаемых деталей – алюминиевая, а другая – стальная или чугунная.
В паре «поршень – чугунный блок цилиндров или гильза» при низких температурах зазоры окажутся большими, а в паре «поршневой палец – поршень» зазоры будут уменьшаться. Это происходит из-за разности коэффициентов температурного расширения алюминия, и стали (чугуна).
    При запуске холодного двигателя в сопряжении «поршневой палец – бобышки поршня» происходит быстрое вращение пальца без зазора и при недостаточной смазке (загустевшее масло не сразу начинает поступать к трущимся поверхностям). Это может привести к обрыву юбки поршня.
    Не менее опасная ситуация возможна и с подшипниками распределительного вала. Он наиболее удален от маслонасоса, и после запуска масло к нему поступит в последнюю очередь. При низких температурах и слишком вязком масле подшипники распредвала могут испытывать «масляное голодание» в течение нескольких секунд после запуска. Результат будет зависеть от режима работы двигателя: при низких частотах вращения возможно заклинивание вала в подшипниках, а при высоких – их расплавление с серьезным повреждением вала и головки блока. Недостаточная смазка – одна из основных причин появления неисправностей при холодном запуске и прогреве двигателя.
    У современных двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель очень чувствителен к вязкости масла – если при холодном пуске она слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Еще задержка масла в парах трения объясняется тем, что масло, выброшенное вначале в магистраль маслонасосом, другим из картера не заменяется – под насосом образуется воздушная яма из-за малой текучести масла.
    Для предотвращения вышеперечисленных факторов необходимо производить предпусковой разогрев двигателя.
    На практике применяют специальные чехлы, утепляющие двигатель внутреннего сгорания.
    Наиболее многообразны способы разогрева двигателей теплом от внешних источников. Теплоноситель получают при помощи водогрейных установок, паровых установок теплогенераторов, электрокалориферов и электронагревателей. На ряде автомобильных и тракторных двигателей устанавливаются жидкостные предпусковые нагреватели. Быстрое распространение получил способ разогрева двигателей при помощи электроэнергии, потому что эти устройства очень просты по конструкции и безопасны в обращении. К таким устройствам относят трубчатые электронагревательные элементы (ТЭНы), внутри которых расположена спираль накаливания. Для установки такого элемента используются отверстия для слива жидкостей или лючки в двигателе. Работа их осуществляется в основном от обычной электрической сети.
    Еще одним негативным фактором запуска и прогрева двигателя является человеческий травматизм при пуске - прогреве двигателя. По данным Всероссийского НИИОТ за период с 1993 по 2002 год по Орловской области при пуске и прогреве двигателя пострадало 210 человек, из них 38 с тяжелыми травмами и 172 со смертельным исходом.
    С понижением температуры вероятность появления травматической ситуации увеличивается, так как время пуска-прогрева увеличивается. Это связано с увеличением времени действия опасности, т.е. увеличения времени запуска двигателя.
    Вероятность появления опасной ситуации можно представить через формулу:
            А=В/С,
    где А – вероятность появления события, которое может привести к несчастному случаю,
    В – время действия опасности при пуске,
    С – нормативное время пуска.
    Из вышеприведенного можно сделать выводы:
    1. Использование предпускового подогрева в холодный период времени года дает существенный эффект по увеличению ресурса двигателя: снижение механического износа, уменьшает время «масляного голодания» деталей.
    2. Применение предпускового подогрева двигателя приводит к уменьшению времени запуска двигателя, что уменьшает вероятность появления травматической ситуации.

    Авторы: И. Гальянов, д. т. н., проф. (ФГНУ «ВНИИОТ», г. Орел),
    А. Шуруев, аспирант, Орел, ГАУ

    Литература:
    1. Цуцоев В.И. Зимняя эксплуатация тракторов/ Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1977. 118 с.
    2. Ширков А.С., Трондин В.П., Саламасов Г.Н., Кононов С.А. Эксплуатация тракторов зимой. Алма-Ата: Кайнар, 1972. 130 с.
    3. Российский официальный сайт [Электронный ресурс] / Зимняя эксплуатация автомобиля: Греть или не греть? 2005. – Режим доступа: http//www.toy-ota-club.net, свободный. – Загл. с экрана.

<< Предыдущий   Рекомендации по организации охраны труд    Следующий >>


Категория: Организация охраны труда | Добавил: cap2 (05-Январь-2017)
Просмотров: 654 | Теги: холод, водитель, безопасность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Новые материалы:

Приглашаем на сайт:

   Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.

Как задать вопрос
по трудовому праву

   Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
  О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать здесь >>.

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Клуб инженеров по охране труда © 2017
Сайт создан в системе uCoz