Главная Школа инженера по охране труда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПонедельник, 23-Апреля-2018, 22:29
Реклама

Меню сайта

Категории раздела
Организация охраны труда [34]

Интересные новости:
загрузка...

Каталог статей
Главная » Статьи » Рекомендации по организации охраны труда » Организация охраны труда

Государственное регулирование в области охраны труда

   В настоящее время усиливается контроль за состоянием охраны труда на предприятиях. Нормативными правовыми документами законодательно установлено прямое управление, контроль и надзор со стороны государства за состоянием условий и организацией охраны труда.
   Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются:
   1. В области охраны труда - Трудовой Кодекс Российской Федерации.
   2. В области промышленной безопасности - Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116, определяющий государственное управление промышленной безопасностью и государственный контроль и надзор за исполнением требований промышленной безопасности.
   Положительное воздействие принятых документов заключается в том, что:
   - значительно изменилась роль государства, которое выступает посредником и арбитром в трудовых отношениях;
   - в системе управления охраной труда существенно возросла роль руководителя предприятия (работодателя);
   - более значимым элементом государственного управления охраной труда стало социальное партнерство;
   - общий уровень охраны труда стал зависеть от экономики организации;
   - охрана труда получила свою конкретную цену, т.к. после принятия Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 осуществляется дифференцированный подход к определению величины страхового взноса на этот вид страхования.
   Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.
   Государственное управление промышленной безопасностью заключается в реализации основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований промышленной безопасности к опасным производственным объектам.
Государственный контроль и надзор - это осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами действующего законодательства.
   Контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Надзор - это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.

   Функции федеральных органов в области надзора и контроля

     
     В связи с Указами Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 и от 20.05.04 г. № 649 произошла реорганизация органов исполнительной власти, в т. ч. органов управления охраной труда (ОТ), органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и промышленной безопасности (ПБ).
   Новая структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает в основном 3-уровневое разграничение функций:
   - Федеральное министерство вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
   - Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности;
   - Федеральное агентство осуществляет оказание услуг в установленной сфере деятельности, кроме контроля и надзора.
   Реорганизация расширила контрольные функции административных надзоров и привела к сокращению численности аппарата органов исполнительной власти.

   Структура федеральных органов управления охраной труда, контроля и надзора за охраной труда и промышленной безопасностью

   В сфере охраны труда и промышленной безопасности полномочия между контрольными и надзорными органами РФ распределяются следующим образом:
   - Государственное управление охраной труда и промышленной безопасностью осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти;
   - Контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда, входящая в состав Федеральной службы по труду и занятости. Полномочия и права данной инспекции определены «Положением о Федеральной инспекции труда», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. № 78;
   - Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данные службы (в т.ч. Федеральная служба по труду и занятости) входят в состав Федерального Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
   - Управление, контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объединившая бывшие Госгортехнадзор, Энергонадзор, Атомный надзор и Экологический контроль. Полномочия и права данной службы определены «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)», утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401;
   - Контроль и надзор за пожарной безопасностью осуществляет Противопожарная служба, входящая в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
   - Контроль и надзор за безопасностью транспорта осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в состав Федерального Министерства транспорта РФ.

   Постоянный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности в организации осуществляют:
   1. Служба (отдел) охраны труда организации
   Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы являются:
   - Трудовой кодекс РФ;
   - ГОСТ Р 12.0.006 - 2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраной труда в организации»;
   - Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14;
   - Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10;
   - Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда.
   2. Служба производственного контроля (ПК) организации.
Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы, являются:
   - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1999 № 116;
   - Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;
   - Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на ОПО. Приказ ГГТН РФ от 26.04.2000 № 49.
   В соответствии с Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет, подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности.

Категория: Организация охраны труда | Добавил: cap2 (03-Июня-2009)
Просмотров: 8139 | Комментарии: 1 | Теги: контроль, охрана труда в обл, безопасность, регулирование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Новые материалы:

Приглашаем на сайт:

   Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.

Как задать вопрос
по трудовому праву

   Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
  О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать здесь >>.

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Клуб инженеров по охране труда © 2018
Сайт создан в системе uCoz