В организации планируется
сокращение работников. Выплачивается ли сокращаемым пенсионерам средний
заработок за второй и третий месяц трудоустройства?
Должна ли организация требовать документы,
подтверждающие, что они не трудоустроены?
Подлежат ли такие лица постановке на учет
по безработице в органах занятости? В какие сроки должны быть выплачены эти
суммы?
Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы
пришли к следующему выводу: Работодатель
обязан выплатить пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или
штата работников, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а
также средний заработок за второй и третий месяц трудоустройства после
увольнения, если работник своевременно обратился в органы службы занятости, но
не был трудоустроен. Обоснование вывода: Согласно
частям первой и второй ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи
с сокращением численности или штата работников (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ)
увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего
месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на
период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом
выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок
сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения
по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный
срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как
следует из приведенных норм, выходное пособие сокращаемому работнику
выплачивается сразу при увольнении без каких-либо дополнительных условий и
независимо от факта последующего трудоустройства. Поэтому в день, когда
работнику выдаются все причитающиеся на момент увольнения денежные суммы (ст.
140 ТК РФ), работодатель обязан выплатить и выходное пособие в размере среднего
месячного заработка. В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ расторжении трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением штата работников организации увольняемым на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев (с зачетом выходного пособия) сохраняется средний месячный заработок. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется уволенным работникомв течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Что это за исключительные случаи? Налоговый вестник , n. 6, июнь 2007 г.). Выходное
пособие засчитывается в счет среднего заработка, сохраняемого в течение первого
месяца после расторжения трудового договора по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ,
когда уволенный работник не смог устроиться на другую работу. При
отсутствии работы в течение второго и третьего месяца уволенному работнику
выплачивается средний заработок за соответствующие периоды времени. Для
получения среднего заработка за второй месяц после увольнения уволенному
работнику достаточно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность, и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу.
Для получения среднего заработка за третий месяц работник помимо паспорта и
трудовой книжки должен представить работодателю решение службы занятости.
Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения
работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен. По мнению
чиновников Минздравсоцразвития России, каждый случай невозможности
трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня
увольнения является исключительным. Согласно
части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и
свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Статья
178 ТК РФ не предусматривает каких-либо исключений для случаев предоставления
предусмотренных ею гарантий. Факт достижения гражданином пенсионного возраста
не препятствует дальнейшему осуществлению им трудовой деятельности.
На
основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости
населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) лица, которым
назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. Однако в
соответствии со ст. 2 этого же закона такие граждане не считаются занятыми.
Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и
неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы (пп. 2 п. 1 ст.
7.1, п. 1 ст. 12 Закона N 1032-1). Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не упоминается о
необходимости признания уволенного гражданина именно безработным. Значение
имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по п. 2 части первой ст. 77
ТК РФ не смог в течение трех месяцев найти работу. Письмом
Роструда от 27 октября 2005 г. N 1754-61, доведенным до сведения работодателей
письмом Минфина России от 15 марта 2006 г. N 03-03-04/1/234, было разъяснено,
что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в
отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего
месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части второй ст
178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов. Представитель
Роструда И.И. Шкловец в книге "Практика применения трудового
законодательства" ("Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь
2007 г.) подтвердил, что высвобождаемым пенсионерам в полном объеме
предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные ст. 178 ТК РФ для
граждан, уволенных по сокращению численности или штата. Специалисты
Минздравсоцразвития России согласны с таким подходом (ответ Н.З. Ковязиной на
вопрос: "Прочитали разъяснение в газете о том, что органы службы занятости
не должны выдавать пенсионерам, уволенным по сокращению численности, справки о
сохранении среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства на основании
того, что ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской
Федерации" предусматривает, что служба занятости регистрирует ищущими
работу и безработными только трудоспособных граждан. Так ли это?" //
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2006 г.). Арбитражные
суды высказывались как в поддержку позиции, согласно которой пенсионер имеет
право получить средний заработок за третий месяц после увольнения по п. 2 части
первой ст. 81 ТК РФ, так и против нее, пока Президиум ВАС РФ не указал, что
спор о выплатах уволенному работнику не подведомственен арбитражным судам
(смотрите, например, постановление от 19 февраля 2008 г. N 11725/07). Учитывая
изложенное, полагаем, что работодатель обязан сохранить за пенсионером средний
заработок за второй и третий месяц после увольнения в связи с сокращением
численности или штата работников, если бывший сотрудник в этот период не смог
найти другую работу. Трудовой
кодекс РФ не содержит правил, определяющих срок выплаты среднего заработка,
сохраняемого за второй и третий месяц трудоустройства. Полагаем, что данные
выплаты следует произвести после предъявления уволенным пенсионером
соответствующего требования и представления им необходимых документов
(паспорта, трудовой книжки, решения органа службы занятости) в ближайший день
выплаты заработной платы (часть шестая ст. 136 ТК РФ).
Здесь истории из жизни великих людей, морские истории и байки, забавные житейские истории, анекдоты, приколы и другие интересные материалы.
Как задать вопрос
по трудовому праву
Рекомендуем посмотреть раздел Трудовое право - здесь есть ответы на многие вопросы.
О том, как задать свой вопрос по трудовому праву, можно прочитать
здесь >>.