20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образец

Многие организации при осуществлении своей непосредственной деятельности эксплуатируют транспорт. Транспорт этот может быть собственным или арендованным.

Транспорт может быть арендован как «на стороне», так и у сотрудника, работающего в вашей организации.

Но большинство руководителей (кроме квалифицированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения) даже и не подозревают, что данная деятельность контролируется надзорными органами.

БДД контролируется!
Существует масса законодательных нормативных актов, которые регулируют деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта. Не все знают, что водители должны проходить ежегодное обучение по 20-ти часовой программе.

20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образец

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на балансе хотя бы одно транспортное средство, обязаны соблюдать транспортное законодательство РФ, в части не противоречащей Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в соответствии с требованиями действующего в настоящее время Приказа Министерства транспорта РФ от 9 марта 1995г. № 27.

Данный приказ утвердил «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения», где в соответствии с разделом 3.4. «Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей» и п. 3.4.2.

(Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения с периодичностью не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями).

Для этих целей Министерство транспорта РФ утвердило «Программу ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций» (РД-26127100-1070-01).

Обучение водителей по 20-ти часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

В Законе о БДД №196-ФЗ в ст.20 сказано — «создавать условия для повышения квалификации водителей».

Поэтому при проверках, как правило, выписывается Предписание, в котором указывается, что не выполняется Закон о БДД №196-ФЗ.

Контролирующие органы имеют право выписать Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности. А это — штраф или дисквалификация на определенный срок.

Учебный курс

«Ежегодные занятия с водителями АТС по 20-ти часовой программе»

ЧОУ ДПО «Находкинский центр охраны труда» проводит обучение водителей по 20 часовой программе в г. Находка, а так же в других городах и регионах Российской Федерации с применением дистанционных образовательных технологий.

К профессии водителя предъявляются повышенные требования безопасности. Необходимость ежегодного обучения (повышения профессионального мастерства) водителей диктуется не только требованиями правил эксплуатации автомобильного транспорта, но и нормативными требованиями по охране труда.

Водитель- профессионал своими знаниями и мастерством не только способствует безопасности на дорогах, но и умело предотвращает несчастные случаи, связанные с дорожно-транспортными происшествиями.

Профессиональное мастерство водителей – работников организаций. является одним из непременных условий обеспечения безопасности на дорогах. Это мастерство необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать.

Одной из форм постоянного совершенствования мастерства водителей являются ежегодные занятия по 20-часовой программе, которые должен организовать работодатель.

20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образецЦель обучения:

  • Повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств.
  • Дополнительная профессиональная подготовка водителей автомобилей.

Категория слушателей:

  • Водители-профессионалы., осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

Порядок ежегодного обучения водителей по 20-часовой учебной программе

Курс обязательных занятий с водителями рассчитан на 20 академических часов.
Периодичность обучения — ежегодно.
По результатам обучения проводится зачет.

После успешного прохождения курса обязательных 20-часовых занятий с водителями слушателю выдается удостоверение установленного образца.
20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образец

Программа обучения водителей

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Вы можете скачать и ознакомиться с учебным планом курса и учебной программой  → (Скачать >>>)

Дорожно-транспортная аварийность

Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

Профессиональное мастерство водителя транспортного средства.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности

Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях.

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

Одиночное движение по загородной дороге.Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках.

Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа.

Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения.

Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона.

Местные проезды, дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Читайте также:  Кто разрабатывает программу производственного контроля?

Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

Общие требования к водителю в нормативных документах.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных).

Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности.

Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. длительное сдавливание конечностей), термические поражения.

  • Приемы оказания первой медицинской помощи.
  • Психические особенности поведения участников ДТП.
  • Практическое оказание первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

  1. Освоение приемов по остановке кровотечения.
  2. Применение обезболивающих лекарственных препаратов и их дозировка.
  3. Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.
  4. Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

  • Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.
  • Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.
  • Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе II).
  • Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.
  • Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте.

Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки.

Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Приказ о прохождении водителями 20 часовой программе подготовки по безопасности дорожного движения

Перед проведением обучения руководство предприятия издает Приказ о проведении обучения по 20-ти часовой программе. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён.

Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости.

Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается как нарушение трудовой дисциплины и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;

Все о 20-часовой программе для водителей по БДД

Согласно п. 2 ст. 20 ФЗ № 196 от 10.12.95 г., для обеспечения БДД на предприятиях, связанных с перевозками, должно осуществляться повышение квалификации людей, чья работа предполагает использование транспорта. Для реализации закона создана 20-часовая программа для водителей по БДД.

Программа 20 часов

Данную программу, направленную на обучение БДД, проходят водители. Информацию о пройденной стажировке и результаты финального тестирования вносят в личное дело сотрудника. Повышение квалификации шоферов помогает усилить безопасность перевозок.

Позиция УГАДН

В управлении государственного автодорожного надзора существует своя логика необходимости проведения данной программы.

Основана она на законодательных актах и состоит в следующем:

  1. Как было сказано выше, в ФЗ № 196 прописано требование о прохождении стажировки шоферами.
  2. В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 указано, что переподготовка должна проходить ежегодно.
  3. Руководящий документ РД-26127100-1070-01 содержит план проведения курсов и программу.

На эти требования ссылается УГАДН, проводя надзорную проверку. При несоблюдении закона госорган выносит предписание.

Кстати. Согласно судебной практике в РФ, надзорный орган при рассмотрении дела чаще всего оказывается прав.

Кто может обучать

Обучением водителей по 20-тичасовой программе по БДД занимаются только преподаватели с лицензией. Таким образом, обучение вправе проводить специалист, прошедший профессиональную подготовку в данной сфере (Приказ Минтруда РФ от 08.09.15 N608н).

Занятия проходят на предприятиях, где работают сотрудники, или в специальных учебных заведениях, имеющих право обучать сотрудников транспортных компаний.

20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образецВажно. Самое главное, чтобы учебный план «20 часов БДД» соответствовал стандартам, и по итогам обучения грамотно были оформлены его результаты.

Сроки и периодичность

Повышение квалификации и проверка знаний водителей проводятся каждый год. Обучение сотрудников длится, как указано в названии курса, в течение 20-ти часов.

Подготовка к проведению курсов

До начала лекций нужно:

  1. Выпустить приказ о формировании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе по БДД.
  2. Утвердить этим документом курсы по учебному плану 20 часов БДД на текущий год.
  3. Опубликовать приказ о стажировке сотрудников по утвержденной программе.
  4. Сформировать перечень будущих учеников.
  5. Ознакомить шоферов с распоряжением.

Важно. При проведении лекций необходимо вести журнал посещаемости для фиксации присутствующих. В конце курса комиссией принимается экзамен, итоги заносятся в протокол.

Читайте также:  Информация для тех, кто планирует открыть собственный кабинет по проведению предрейсовых медосмотров в 2021 году

Таким образом, для начала курса подготавливаются:

  • приказ об утверждении программы;
  • распоряжение о прохождении учебного процесса работниками (+перечень учащихся);
  • журнал посещаемости курсов;
  • лекции;
  • билеты для тестирования;
  • протокол для комиссии.

Порядок обучения и темы

Занятия длятся 45 минут (теория) или 60 минут (практика). В конце курса сдается экзамен по пройденному материалу. После этого в качестве подтверждения повышения квалификации прошедшему обучение выдается удостоверение.

Программа курса состоит из пяти разделов, в которых рассказывается:

  1. Об аварийности.
  2. О ситуациях повышенного риска на дороге.
  3. О нормах и законах, регулирующих нормативное поведение участников ДД.
  4. О первой медпомощи при получении травм в ДТП.
  5. Об оптимальных условиях транспортировки на опасных участках дороги.

Учебный план

Учебный план программа 20 часов БДД содержится в РД-26127100-1070-01. Он был утвержден Минтрансом 02.10.01 г. и используется до сих пор.

Темы

20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образецУчебный план по обучению БДД.

Каждый из разделов учебного плана 20 часов БДД включает 2–4 темы.

Рассмотрим содержание программы подробнее:

  1. При информировании об аварийности сообщают о: статистике ДТП в РФ и регионе, где происходит инструктаж; средствах безопасности в автомобиле; роли шофера в обеспечении безопасности ДД.
  2. Рассказывая о ситуациях повышенного риска, рассматривают: управление автомобилем в нестандартных дорожных условиях; обгон, движение в одиночку за городом; систему движения на перекрестках, трамвайных путях, ж/д переездах; буксировку, маневрирование и др.
  3. Освещая тему о ПДД, повествуют об общих требованиях к водителю, видах ДТП и ответственности за них.
  4. Рассматривая тему первой медицинской помощи, рассказывают о травмах, которые можно получить в ДТП, и показывают, как помочь пострадавшим в случае необходимости.
  5. Изучая оптимальные условия перевозок людей и товаров на опасных участках, анализируют маршрут водителя, выявляют опасные места на дороге и рассказывают, как избежать ДТП на данных участках.

Экзаменационные билеты

В конце обучения шоферов проводят аттестацию по БДД. Билеты оформлены в форме тестов. Для составления билетов используют перечень, который содержит 360 вопросов. К каждому заданию должно быть несколько вариантов ответов (3 и более), правильным является только один из них.

Скачиваются экзаменационные билеты по 20-часовой программе БДД бесплат-но. Найти их можно, например, на сайте по охране труда или официальном сайте Министерства транспорта.

Нормативные документы

  • ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года.
  • Постановление Правительства № 1090 «О правилах дорожного движения» от 23 октября 1993 года.
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями от 02 октября 2001 года.
  • ПОТ Р М-027-2003 Правила по охране труда на автотранспорте, № 28 от 12 мая 2003 года.
  • ГОСТ 12.0.004-79 «Организация обучения безопасности труда» от 01 марта 2017 года.

Оформление результатов

По завершении курса учащиеся сдают экзамен, где проверяются их знания и умения. Тем, кто прошел испытание успешно, выдают документы, подтверждающие повышение квалификации. Образец сертификата (или другого документа, свидетельствующего о прохождении обучения) выбирает компания, проводящая занятия.

На заметку. Обычно сведения о пройденной стажировке вносятся в личное дело водителя.

Приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе БДД

До начала образовательного процесса составляется приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-часовой программе БДД. К документу прилагают перечень учащихся, подписанный и утвержденный руководителем предприятия. Сотрудники, которые будут обучаться, знакомятся с распоряжением и ставят подпись.

Важно. При пропуске лекций без веских оснований водителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности, так как законодательство РФ расценивает такой прогул как нарушение трудовой дисциплины.

Протокол заседания комиссии

20-ти часовая программа обучения водителей. Скачать образецДанный документ служит для фиксации результатов зачета в конце обучения водителей по 20-тичасовой программе по БДД и содержит информацию о:

  • председателе, членах комиссии, которые проверяют знания;
  • сдающих экзамен (ФИО, должность, подразделение, где работает сотрудник);
  • итогах испытания.

Стоимость обучения

Цена на переподготовку водителей в формате ежегодных 20-тичасовых курсов по БДД составляет 500–1000 р. за работника. Стоимость зависит от специализации шоферов, региона, количества обучающихся и др.

Можно ли самостоятельно организовать обучение по 20-часовой программе

Прохождение стажировки для шоферов фирма может осуществить и самостоятельно, если в компании работают специалисты, прошедшие профобучение в данной сфере. Если же таких сотрудников в организации нет, следует привлечь специалистов со стороны или обучать работников в специализированном образовательном учреждении.

Выводы

Регулярное обучение водителей по 20-часовой программе по БДД позволяет обновлять и проверять знания сотрудников, занимающихся перевозками. Документы для грамотного проведения обучения можно найти на просторах интернета.

Многие руководители предприятий, в которых работают водители, не согласны с проведением обязательного ежегодного обучения сотрудников. Образовательная программа требует вложения дополнительных средств и трату рабочего времени. В 2018–2019 гг. повышение квалификации водителей не отменили и информации, что собираются отменять, не поступало.

Детальная информация видна на видео:

Учебно-тематический ПЛАН проведения ежегодных занятий с водителями для обучения водителей по 20 часовая программа, повышение квалификации водителей

все документы можно БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ В ФОРМАТЕ WORD В низу страници !!!

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(20 часов)

№ п/п Наименование разделов и учебных тем Количество часов
всего часов теоретических практических
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность
1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте 1 1
1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения 1 1
1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства 1 1
  • Раздел 2.
  • Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности.
  • Разбор и анализ примеров ДТП
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях 1 1
2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд 1 1
2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях 1 1
2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей 1 1
2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров 1 1
2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств 1 1
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения
3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах 1 1
3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения 1 1
3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности 2 2
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП
4.1. Первая помощь при ДТП 1 1
4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи 2 2
4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи 1 1
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения
5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте 1 1
5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств 1 1
Зачетное занятие 1 1
Итого: 20 17 3
Читайте также:  Аттестация Экспертов в Области Пожарной Безопасности, ГОЧС.
Названия файлов Ссылки
СКАЧАТЬ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (20 часов) Загрузить (29 Кб)

Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе.

К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий.

По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.

Итого должны быть следующие документы:

Приказ об утверждении «Программы ежегодных занятий с водителями» скачать >>
Собственно сама Утвержденная Программа ежегодных занятий с водителями скачать >>
Утвержденный Учебный план проведения занятий с водителями скачать >>
Приказ об обучении водителей с приложением 1 (список обучающихся) скачать >>
Журнал проведения занятий и посещаемости скачать >>
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучения водителей по 20 часовая программа, повышение квалификации водителей.  скачать >>
Лекции для проведения занятий с водителямипо 20 часовая программа, повышение квалификации водителей.  скачать >>
Экзаменационный билеты для проведения итоговой атестациис водителямипо 20 часовая программа, повышение квалификации водителей.  скачать >>
Протокол заседания комиссии с результатами итоговой аттестации. (с подписями экзаменатора, и экзаменуемых) скачать >>

Скачать Методическое пособие по проведению ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций Скачать бесплатно без регистрации

  • МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЕЖЕГОДНЫХ
    ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ

  • АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Москва 2004

Методическое пособие по проведению ежегодных занятий с
водителями автотранспортных средств разработано в соответствии с
руководящим документом, утвержденным Министерством транспорта РФ —
РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями
автотранспортных организаций» (срок введения в действие 01.02.2002
г.). Пособие обладает достаточной полнотой, включает все
тематические разделы программы, в нем содержатся необходимые
методические, аналитические, информационные материалы для
специалистов, проводящих занятия с водителями транспортных средств.
Помимо теоретической составляющей обучения издание обладает большой
практической направленностью, в нем представлен и иллюстративно
усилен разбор (анализ) типичных дорожно-транспортных ситуаций,
приведших к дорожно-транспортным происшествиям.

Пособие рекомендовано Минтрансом РФ для практического
использования специалистами по безопасности дорожного движения, по
подготовке водительских кадров в автотранспортных организациях и
образовательных учреждениях.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Приказ Министерства транспорта РФ № АК-Б/417-ИС от 04.12.2003
г. Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных
организаций (РД-26127100-1070-01)
Раздел I. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на
автомобильном транспорте Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств,
обеспечивающие безопасность движения Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного
средства и безопасность дорожного движения Раздел 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ
ОПАСНОСТИ. РАЗБОР И АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ДТП Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях
повышенной опасности Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный
разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд Тема 2.3. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных
условиях Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов,
трамвайных путей Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов,
велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка
транспортных средств Раздел 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных
документах Тема 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного
движения Тема 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды
ответственности Раздел 4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ Тема 4.1. Первая помощь при ДТП Тема 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы
первой медицинской помощи Тема 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской
помощи Раздел 5. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ НА
ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ Тема 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и
выявление опасных участков на маршруте Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных
дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных
средств

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное мастерство водителя включает не только
технические навыки и умения, но и способность анализировать
дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на
этой основе принимать обоснованные решения по управлению
автомобилем.

Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной
дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем
Правил дорожного движения — ошибочно.

Во многих случаях (конечно,
исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил)
истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций,
приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания
опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также
принятие своевременных упреждающих действий. Однако, такие навыки
возможно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций,
возникающих в дорожном движении. Систематическое использование
ситуационного метода обучения водителя позволит выработать
определенные стереотипы поведения в дорожном движении, что и
является главной целью данного Пособия. Водитель учится
распознавать опасные ДТС по их типичным признакам, быстро и
правильно оценивать информацию о конкретной ситуации и
прогнозировать не только движение своего транспортного средства, но
и действия других участников дорожного движения, выбирать наиболее
правильные решения по предупреждению ДТП. Опыт показывает, что
ситуационное обучение дает положительный эффект как при подготовке
водителей, так и при систематическом обучении водителей, обладающих
любым стажем работы.

Помимо обучения, не менее важными целями представленного
пособия, являются формирование правопослушного поведения водителей
в дорожном движении, осознание личной ответственности за
обеспечение безопасности дорожного движения, ликвидация (снижение)
широко распространенного правового нигилизма на российских
дорогах.

  1. ЗАМЕСТИТЕЛЬ
    МИНИСТРА ТРАНСПОРТА

  2. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Органам управления транспортом администраций субъектов
Российской Федерации, хозяйствующим субъектам автомобильного
транспорта
109012, Москва, ул. Рождественка
д. 1, стр. 1
Тел.: 926-10-00, факс: 926-90-38,
200-33-56 04.12.2003 г.; АК-5/417-ис

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *