Готовимся к проверке Росприроднадзора в 2021 году

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории. 
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму. 

Новшество 1. Новая (почти) форма декларации

Если помните, в отчётности за 2019 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые. 

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было Стало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Столбцы переименовали, потому что изменились нормы для объектов НВОС разных категорий. Раньше у всех объектов независимо от категории должны были быть разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов. Теперь нормы зависят от категории объектов: 

  • Для объектов I категории нужно получать комплексное экологическое разрешение (КЭР). 
  • Для объектов II категории нужно подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). 
  • Для объектов lll категории разрешённые массы выбросов и сбросов устанавливаются по отчёту о производственном экологическом контроле (ПЭК).

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами  размещения твёрдых коммунальных отходов. Поменялось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО. 

Новшество 2. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал. 

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 3. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.  

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).  

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.   Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5.

Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод.

Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась. 

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2). 

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Было Стало
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО). 

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю. 
  • Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше. 
  • Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1
  • Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25.  Это:
  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет. 

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1. 

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0. 

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. 
Читайте также:  Какая Должна Быть Подставка под Чайник по Правилам Пожарной Безопасности?

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 4. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). 

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну. 

Новшество 5. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 6. Новый лист с итоговыми суммами 

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

Готовимся к проверке Росприроднадзора в 2021 году

Новшество 7. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

  1. Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

     

  2. Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

     

  3. Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

Готовимся к проверке Росприроднадзора в 2021 году

Новшество 8. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Проверки Росприроднадзора 2021. Плановые и внеплановые

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

  • Государственная регистрация ЮЛ.
  • Окончание действия результатов последней проверки.
  • Начало деятельности ЮЛ.

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

  • Ранее лицу было выдано предписание об исправлении ошибок. Срок, отпущенный на эти исправления, закончился.
  • Есть приказ или распоряжение вышестоящего органа надзора.
  • На фирму поступила жалоба, предметом которой являются эти правонарушения: создание угрозы людям, окружающей среде, объектам культурного значения, нарушение прав потребителей.

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

  • 50 часов для малых предприятий.
  • 15 часов для микропредприятий.

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Роспотребнадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
  • Слежение за отходами и охрана атмосферы.
  • Охрана озер, морских вод.

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

  • Учредительные бумаги.
  • Положение о назначении управленца.
  • Доверенность.
  • Приказ о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение природоохранных нормативных актов.
  • Бумаги о прохождении подготовки в сфере экологии.
  • Планы природоохранных мер за крайние 2 года.
  • Расчеты платежей за пагубное влияние на окружающую среду.
  • Отчетность по воздуху и отходам.
  • Первичные отчеты по охране воздуха.
  • Журналы учета стационарных источников, газоочистной и пылеулавливающей техники.
  • Нормативы по возможным выбросам в атмосферу.
  • Справка о том, что на балансе фирмы есть источники выбросов и газоочистная техника.
  • Паспорт на газоочистную технику.
  • Нормативы по образованиям отходов.
  • Отчетность о появлении и размещении отходов.
  • Технические отчеты.
  • Паспорт на опасные отходы.

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов.

Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов.

Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

  • Все документы инспекторов должны быть тщательно проверены. В частности, запросить следует удостоверение, приказ о проверке.
  • Рекомендуется известить о мероприятии своего юриста.
  • Работа инспектора должна проводиться в сопровождении представителя фирмы.

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

  • Отсутствие разрешения на выброс отходов, проекта ПДВ. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 с приостановкой работы на срок до 3 месяцев.
  • Выбросы свыше нормативов. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 рублей.
  • Неисправные газоочистные установки. Штраф для ИП равен 1 000-2 000 рублей, для ЮЛ – 10 000-20 000 рублей, остановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Отсутствует план-расчет выбросов. Штраф для ИП составляет 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Отсутствуют бумаги о формировании отходов, журнал учета отходов. Для ИП – 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Нарушения в сфере обращения с группой опасных отходов. Штраф для ЮЛ составляет 100 000-250 000 рублей. В некоторых случаях практикуется остановка работы на 3 месяца.
  • Искажение сведений о нарушениях в области экологии. Штраф равен 10 000-20 000 рублей.
  • Нарушены правила безопасности при сбросе стоков. Назначается штраф 80 000-100 000 рублей и остановка деятельности на 3 месяца.
  • Выброс опасных элементов. Назначается штраф 180 000-250 000 рублей, а также приостановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Не вовремя оплачен штраф, назначенный ранее. Штраф размером 50 000-100 000 рублей.

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо.

Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму.

Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Скопировать урл

Распечатать

Какие проверки ждут средний и малый бизнес в 2021 году? Разбираемся

С конца марта 2020 года на проверки малого и среднего бизнеса действовал мораторий, вызванный ситуацией с пандемией. Часть ограничений переносится и на следующий год, но могут ли компании расслабиться? Разбираемся, к каким проверкам нужно готовиться бизнесу в 2021 году.

Наличие онлайн-кассы является обязательным для большинства малых предприятий и ИП. Приобретение аппарата зачастую накладно для небольшой компании. Но можно хорошо сэкономить, выгодно взяв онлайн-кассу в аренду.

???? Арендовать онлайн-кассу

☝ Виды проверок

Контролируют бизнес несколько структур: налоговая, Роспотребнадзор, трудовая инспекция, пожарная охрана, прокуратура и другие. Основной способ надзора — проверки. Они делятся на плановые и внеплановые.

Первые проводят раз в три года по заранее утверждённому плану, который размещают на сайте Генпрокуратуры РФ, поэтому к ним можно и нужно готовиться заранее. Внеплановые используют в двух случаях: когда нужно проконтролировать, как устранили нарушения, выявленные в ходе плановой проверки, либо если требуется отреагировать на жалобы.

По методу проведения проверки могут быть документарными (камеральными), когда надзорный орган запрашивает документы, и выездными — проверяющие сами приезжают на место. Срок проведения контрольных мероприятий — 20 рабочих дней, для малых предприятий — в общей сложности не более 50 часов, для микропредприятий (с численностью работников до 15 человек) — до 15 часов.

Какие изменения вступают в силу в июле 2021 года❓

После 1 июля 2021 года со вступлением в силу 248-го закона вместо выездной проверки контролирующие органы могут проводить инспекционный визит. Чтобы сократить число личных контактов, часть проверок может проходить дистанционно с использованием аудио- или видеосвязи. Продолжительность плановой проверки ограничат десятью рабочими днями вместо 20.

Мораторий на проверки: на кого распространяется❓

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, действовавший с 31 марта до конца 2020-го, продлён до 31 декабря 2021 года. Но есть несколько условий, при которых проверок всё равно не избежать. Среди них:

  • ???? наличие производственных объектов I, II и III класса опасности (например, выброс вредных веществ или транспортировка газа под давлением) или режим постоянного государственного контроля;
  • ???? грубые нарушения за последние три года;
  • ???? лицензируемые виды деятельности;
  • ???? объекты здравоохранения, соцобеспечения, образования и подобные организации;
  • ???? деятельность в ряде сфер с повышенным риском (радиационная безопасность, охрана гостайны).
  • Кроме того, мораторий не распространяется на налоговые, прокурорские и другие проверки в финансово-бюджетной сфере, которые не регулируются 294-м, 248-м законами.

Получится ли у вас открыть свой бизнес и не прогореть? Проверьте это с помощью специального квиза о суровой предпринимательской реальности, который основан на реальных историях.

???? Пройти тест

☝ Проверка трудовой инспекцией

Трудовая инспекция проверяет условия труда и отдыха сотрудников, срок и правильность оформления трудовых отношений, начисление и выдачу зарплат, соблюдение прав работников.

Проверить могут любые документы, связанные с кадрами, — трудовые договоры и книжки, расчётные и больничные листы, табели, положения и приказы, в том числе по охране труда.

Периодичность плановых проверок — от двух до шести лет.

Их вероятность зависит от категории риска, которую определяют количество производственных травм за последние три года, факт задолженностей по зарплате, численность работников и вид деятельности.

  1. План проверок размещают на сайте Генпрокуратуры в конце декабря. Поводами для проверки могут быть:
  2. ???? задержка/невыплата зарплаты;
  3. ???? размер зарплаты ниже МРОТ;
  4. ???? сигналы о нарушениях трудового законодательства, влекущих угрозу здоровью или жизни;
  5. ???? запросы и жалобы работников.

☝ Проверка Роспотребнадзором

Это ведомство проверяет соблюдение санитарных норм, безопасность помещений, качество, маркировку и сроки годности товаров, наличие медкнижек у сотрудников, а также лицензий и сертификатов у предприятия.

Для большинства предприятий плановая проверка проходит раз в три года. Чаще — в здравоохранении, образовании и ряде других сфер. Внеплановые проверки устраивают, если есть жалобы от потребителей или по запросу прокуратуры. О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки, а если есть угроза жизни и здоровью людей, инспекторы приходят без предупреждения.

Инспекторы составляют акт, где указывают результат проверки. Это может быть предписание об устранении нарушений и повторная проверка либо штраф. Если нарушение выявлено впервые, штраф могут заменить предупреждением. Если производимая продукция угрожает жизни и здоровью, её могут конфисковать, а работу фирмы — приостановить.

☝ Противопожарная проверка МЧС

По плану пожарная инспекция проверяет объекты раз в три года. Инспекторы осматривают помещения, проверяют, как составлен план эвакуации, приказы о прохождении инструктажа и как оборудованы комнаты для курения. В здании проверяют доступность аварийных выходов, средств для тушения огня, противопожарную сигнализацию.

Новая система контроля МЧС России начнёт действовать с 1 июля 2021 года.

Инспектор сможет оценивать соблюдение требований пожарной безопасности путём визуального осмотра объекта без контакта с проверяемым.

При необходимости оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности инспектор может нанести визит продолжительностью не более одного дня без обязательного уведомления.

На сайте МЧС опубликуют онлайн-калькулятор. С его помощью предприниматели смогут самостоятельно определять категорию риска своего объекта, влияющую на частоту проверок.

Как пройти проверку

  • Вне зависимости от того, какой орган придёт вас проверять, есть ряд универсальных рекомендаций, которые помогут пройти проверку.
  • ???? Внимательно изучите решение или приказ о проверке, проверьте личность и документы контролёров.
  • ???? Выделите проверяющим отдельное помещение для работы — это ограничит их контакты с персоналом и сбор лишней информации.
  • ???? Присутствуйте при процедурах, но не мешайте проверяющим.
  • ???? Следите за соблюдением сроков проверки — по количеству часов и рабочих дней.
  • ???? Если сомневаетесь в правомерности процесса и претензий, привлеките юриста.
  • ???? Проверьте акт по итогам проверки и сделайте пометку в нём, если не согласны с результатами.

Налоговые проверки

Налоговые инспекторы проверяют правильность платежей и сроки их перечисления в бюджет. Камеральные налоговые проверки проводят на основании сданных деклараций и отчётов. Самые частые причины проведения внеплановых проверок:

???? реорганизация или ликвидация бизнеса;

???? обращения о нарушениях от третьей стороны;

???? подозрение в нарушении платежей. Например, сумма отчислений ниже средней по отрасли или резко изменились показатели финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с аналогичными налоговыми периодами. Допустим, пять лет компания получала прибыль в размере 4–5 миллионов ежегодно, а на шестой год образовался только миллион.

Действенный способ избежать внепланового визита налоговых инспекторов — дать исчерпывающий ответ на этапе предварительной проверки, когда ФНС запрашивает пояснения по полученному сигналу о нарушениях.

Как происходит проверка: у налоговой есть соответствующее решение, где уже указано, какие налоги и за какой период необходимо изучить, кто в этом будет участвовать.

Налоговая служба запрашивает документы и банковские выписки, осматривает территорию и помещения, опрашивает свидетелей, проводит при необходимости экспертную оценку стоимости объектов и подлинности документов, подписей. По итогам проверки оформляется акт.

На его основании могут привлечь к финансовой или административной ответственности, предложить погасить задолженности.

Внепланово ФНС проверяет и правильность использования контрольно-кассового аппарата (ККТ). Вероятность проверок зависит от количества зарегистрированных ККТ и месячного плана налоговой по общему числу проверок. Камерально анализирует данные, поступающие с онлайн-касс.

Если обнаружены несоответствия или нарушения, предпринимателя приглашают в налоговую для разъяснения или привлекают к ответственности. На выездных проверках инспекторы фиксируют правильность применения ККТ на фото или видео либо используют метод контрольной закупки.

Большинству компаний без онлайн-касс никак не обойтись. Но в этом есть и плюсы: помимо соблюдения требований закона, при помощи этого аппарата можно выполнить множество насущных задач. Например, маркировать товары или вести бухгалтерию. Кроме того, автоматика сводит к минимуму ошибки из-за человеческого фактора, а значит, не будет и штрафов.

Подробнее

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

  1. ???? ПОДПИСАТЬСЯ
  2. Ещё статьи:
  3. ???? Закон об удалёнке заработает с 1 января. Разбираемся, что изменится для сотрудников и компаний
  4. ???? Отмена ЕНВД: когда, что выбрать вместо и как сэкономить?
  5. ???? Как через банк вернуть деньги за неоказанные услуги: лайфхак, о котором мало кто знает

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *