Минтруд о Специальной Оценке Условий Труда!

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Минтруд о Специальной Оценке Условий Труда!       Минтруд о Специальной Оценке Условий Труда!

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно.

Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда.

Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации; — в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

  • В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:
  • — эксперт должен иметь высшее образование; — в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
  • — эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов).

Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel.

Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)».

Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к.

в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

Минтруд о Специальной Оценке Условий Труда!

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов); — ИНН; — ОГРН; — регистрационный номер фирмы; — дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ; — дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ.

(Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства); — дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;

— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

  1. В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:
  2. — ФИО эксперта; — данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания); — область деятельности;
  3. — дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Удачи в изучении материалов!

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(6

Рабочие места, не подлежащие проведению специальной оценки условий труда

Процесс применения алгоритма специальной оценки условий труда в РФ пока еще находится в стадии становления, а потому некоторые его процедуры и механизмы требуют дополнительного разъяснения со стороны уполномоченных органов.

Процесс применения алгоритма специальной оценки условий труда в РФ пока еще находится в стадии становления, а потому некоторые его процедуры и механизмы требуют дополнительного разъяснения со стороны уполномоченных органов. Недавно такое разъяснение по СОУТ опубликовал Минтруд России (РФ), уточнив возможность отказа от проведения спецоценки в отношении некоторых категорий рабочих мест.

Рабочие места, не подлежащие СОУТ в России в соответствии с законом

Порядок проведения оценки условий работы специалистов на их рабочих местах регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Так, согласно п.

3 ст.

3 указанного нормативно-правового документа и приказу Минтруда о специальной оценке условий труда, работодатель избавлен от обязанности проводить такую оценку в отношении следующих категорий рабочих мест:

  • рабочие места сотрудников, которые реализуют стоящие перед ними производственные задачи дома, без посещения рабочего места в офисе или на предприятии. Таких работников ФЗ-426 именует надомниками;
  • рабочие места специалистов, которые трудятся дистанционно, то есть также не посещают офис или производство, а работают на других локациях, которые так или иначе связаны с выполнением трудовых задач у данного работодателя.

Кроме этого, указанный федеральный закон также указывает, что специальная оценка условий труда по России не проводится в отношении сотрудников, для которых в качестве работодателя выступает физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Аналогичная позиция приводится на сайте Минтруда.

Специальная оценка условий труда в РФв отношении особых категорий рабочих мест

П.4 ст.3 426-ФЗ указывает, что существуют отдельные категории рабочих мест, в отношении которых для определения порядка СОУТ в РФприменяются другие нормативные документы. В частности, как указано на официальном сайте Минтруда, СОУТ проводится в особом порядке для следующих позиций: 

  • рабочие места, предназначенные для отправления полномочий на государственной гражданской службе; 
  • рабочие места сотрудников, занятых на муниципальной службе.

Тем не менее, во всех этих случаях спецоценка должна проводиться специально аккредитованной компанией. Это означает, что она должна присутствовать в реестре Минтруда на официальном сайтеведомства. Специальная оценка условий труда по ОКДП должна быть для них основным видом деятельности.

Нормативная база для особых категорий сотрудников

Для уточнения данного вопроса для перечисленных категорий рабочих мест в части реализации СОУТ Минтруд опубликовал специальное разъяснение, сформулированное в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593.

В частности, в нем указывается, что в отношении этих видов рабочих мест порядок обеспечения безопасности труда работников регламентируется специальными нормативными документами. Например, к ним относятся приказ Минюстао специальной оценке условий труда и другие.

Это значит, положения ФЗ-426 и Трудового кодекса в данной ситуации не подлежат применению.

Минтруд о Специальной Оценке Условий Труда!

 

Реализация СОУТ на государственной службе

Кроме того, касательно специальной оценки условий труда Минтрудом сделано указание на то, что понятие государственной службы включает в себя несколько категорий особых рабочих мест. К ним по указанным причинам также не применяется требование о проведении специальной оценки условий труда. В реестре в их числе обозначены:

  • рабочие места сотрудников правоохранительных органов, включая службу, занимающуюся исполнением наказаний, органы внутренних дел и национальную гвардию; 
  • рабочие места военнослужащих различных специализаций; 
  • рабочие места сотрудников таможенных органов.

Указанный перечень реестра Минтруда по СОУТявляется исчерпывающим. Это значит, что на все другие категории рабочих мест распространяется требование о  специальной оценке условий труда. В частности, оно касается работников религиозных организаций, которые не представляют исключения в этом отношении.

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

В чем суть документа?

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ.

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

Какие обязанности появились у организаций, проводящих СОУТ?

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки.

Какую информацию привлекут для выявления вредных и опасных факторов?

Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  • организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Читайте также:  Материал по оказанию первой помощи от Казахстанских коллег

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии.

Какой срок установлен для составления отчета о спецоценке?

По новым правилам отчёт о проведении СОУТ должен быть составлен, подписан всеми членами комиссии и утверждён её председателем в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, которая провела спецоценку.

Что придется прилагать к отчёту?

К отчёту о результатах проведения СОУТ необходимо будет прилагать замечания и возражения конкретного работника относительно результатов спецоценки, проведённой на его рабочем месте.

Можно ли будет вносить изменения в результаты СОУТ?

Да, можно. Организация, которая провела СОУТ, в течение тридцати календарных дней после передачи в ФГИС сведений о результатах проведения спецоценки вправе внести изменения в переданные сведения.

Какое новое основание провести госэкспертизу условий труда?

Как известно, государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе для определения качества проведения спецоценки.

Теперь проведение такой экспертизы может инициировать Роспотребнадзор в рамках мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Начало действия документа — 01.09.2020.

Бессрочная СОУТ! Что предлагает Минтруд России и когда ждать изменений?

Буквально на днях мы писали о том, что закон о СОУТ в 2020 году будет пересмотрен согласно плану Правительства РФ по систематизации обязательных требований в сфере государственного надзора. Сейчас известно, что именно подлежит изменению. Декларация соответствия должна стать бессрочной!

13 января 2020 года на сайте Министерства труда и социальной защиты была обнародована информация о поправке в федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которая установит бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Соответствующие изменения, читаем в официальном пресс-релизе, Минтруд России подготовил по результатам анализа практики применения законодательства о СОУТ, обращений представителей и сообществ работодателей, а также малого и среднего бизнеса.

В соответствии с действующим законодательством в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам процедуры специальной оценки труда не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем в территориальный орган Роструда подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации – пять лет.

Срок действия декларации может быть продлен на следующие пять лет в случае отсутствия за этот период:

  • несчастного случая на производстве,
  • выявления у работника профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов,
  • выявления в ходе контрольно-надзорных мероприятий на рабочем месте нарушений государственных нормативных требований охраны труда.

В этих случаях повторного проведения спецоценки на рабочих местах, подлежащих декларированию, не требуется.

Законодательством о СОУТ не установлено других оснований прекращения действия декларации кроме как перечисленных выше. При этом установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет.

Согласно действующей правовой конструкции представляется необходимым проведение обязательной специальной оценки условий труда после истечения пятилетнего периода действия декларации и продления ее срока. Таким образом, могут проявляться очевидные риски возникновения избыточных и дублирующих обязательных требований.

С целью устранения данного правового пробела законопроектом предлагается установить бессрочное действие декларации.

Это позволит избежать для работодателя необходимость проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, что, в свою очередь, приведет к снижению финансовой нагрузки, в том числе на предприятия малого и среднего предпринимательства.

Реализация норм законопроекта не приведет к снижению объективности и качества проведения специальной оценки условий труда и уровня защиты права работников на безопасные условия труда. В настоящее время декларация действительна в течение пяти лет.

  • Предполагается, что закрепление бессрочного действия декларации позволит избежать необходимости для работодателя по истечении ее срока в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда, что приведет к снижению финансовой нагрузки, в том числе на предприятия, относящиеся к субъектам МСП.
  • Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда) уже размещен на федеральном портале проектов НПА.
  • Напомним, согласно плану законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год поправка о бессрочной СОУТ должна быть внесена на рассмотрение Госдумы в марте.
  • Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

С 1 сентября начнут действовать изменения по соут

26 августа 2020

Минтруд РФ актуализировал отдельные акты по вопросам проведения специальной оценки условий труда – приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н.

Документом вносятся поправки в следующие акты:

  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда”;
  • Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н;
  • Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Изменения вступят в силу с 1 сентября 2020 года.

Приказ Минтруда № 213нСкачать

    1.Идентификационный номер

  • До начала выполнения работ организация, проводящая специальную оценку условий труда (СОУТ), должна получить идентификационный номер предстоящей СОУТ, и сообщить его работодателю (не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения договора);
  • Уведомить работодателя о получении идентификационного номера можно несколькими способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • При проведении внеплановой и (или) повторной СОУТ индивидуальный номер рабочего места должен совпадать с первоначально указанным.

     2. Идентификация опасностей

  • Для выявления на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов во внимание берется информация, предоставленная работодателем о результатах производственного контроля за условиями труда (при наличии) и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

     3. О результатах СОУТ

  • На титульном листе отчета по СОУТ должна быть информация об идентификационном номере;     
  • На утверждение отчета председателем комиссии по проведению СОУТ дается 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

Соответствующие изменения внесены и в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, и в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в ФГИС учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Виталий Федин

Новость о поправках в СОУТ прокомментировал Виталий Федин, партнер Группы компаний SRG, член Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости:

“Принятые нововведения в отношении специальной оценки условий труда говорят, в первую очередь, о том, что государство по-прежнему считает данный инструмент важным и актуальным.

В связи с этим правительство продолжает усиливать уровень регламентации и снижать технические противоречия.

В том числе и те, которые возникают в процессе взаимодействия между организацией, проводящей спецоценку и работодателем”.

Однако Виталий считает, что разработанные нововведения не решают основных проблем применения законодательства о специальной оценке условий труда.

Например, эксперт отметил, что результаты анализа рыночной стоимости СОУТ демонстрируют, что далеко не все организации проводят процедуру по установленным требованиям. Так, крайне низкая цена может свидетельствовать о том, что компания предлагает лишь “имитацию услуги”, в ходе которой все работы носят лишь формальный характер.

Получите разъяснения по нововведениям в СОУТ, задайте свой вопрос о процедуре и послушайте ответы на другие наболевшие вопросы о проведении спецоценки на бесплатном вебинаре, который состоится уже 10 сентября! 

Задать свой вопрос можно заранее при заполнении регистрационной формы – поле “Вопрос к эксперту”. Количество мест строго ограничено, так как у нас лимит по времени.

Успей записаться!

Источник: Пресс-служба SRG-ECO

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.

) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников.

Процедура вводится с 1 января 2014 года для того, чтобы урегулировать систему предоставления льгот и гарантий, а также повысить ответственность работодателей перед работниками.

Работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставлять компенсации работникам. Повышенная тарифная ставка за работу во вредных условиях составит порядка 4% страховых взносов. Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.

На случай бездействия работодателей видоизменяется система назначения штрафных санкций.

Точнее, вводится дифференциация правонарушений законодательства о труде: за нарушение охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или непроведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров.

Теперь инспектор по труду, обнаруживший ошибку работодателя, которая пока еще не привела к непоправимому случаю, может вынести предупреждение или наложить административный штраф на работодателя.

Так, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда.

Теперь для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет. Подробнее о новых штрафах читайте в материале: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции».

Прародительницей СОУТ явилась аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.), которая также представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией.

Поэтому в новой процедуре, СОУТ, отчетливо прослеживаются отголоски традиционной формы – АРМ. Те же цели, те же задачи, практически та же схема проведения работ.

То есть – та же аттестация, только в новом веянии, с более структурированной и содержательной направленностью и с новым статусом – «специальная оценка условий труда».

Первым делом, в новой процедуре будет уделено внимание опасным и вредным отраслям.

Как показали результаты предшествующей процедуры – АРМ, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами вышло за пределы Списков №1 и №2 и сегодня составляет порядка 32% от общего количества работающего населения.

Столь существенная разница – из-за условий труда, в которых приходится работать населению. Минтруд не исключает, что с введением СОУТ эта цифра может некоторое время увеличиваться, но картина станет более объективной.

Предложение о замещении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (именно эта мысль лежит в основе спецоценки условий труда) основано на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Предполагается, что с введением СОУТ нагрузка на бизнес снизится в два раза, благодаря чему работодатели смогут со спокойствием вкладывать финансовые средства на улучшение условий труда, а не на то, как бы провести АРМ в очередные пять лет, даже если рабочее место не нуждается в этом.

Читайте также:  Готовимся к проверке Росприроднадзора в 2021 году

А нуждается оно в проверке или нет – решать комиссии по спецоценке условий труда.

Экспертная оценка рабочих мест

Под первоначальную проверку будут попадать все рабочие места. Весь вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться их проверка.

В соответствии с представленной версией законопроекта, будет организовываться комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остается прежним: представители работодателя (включая специалиста по охране труда), представители профсоюза, эксперты и сотрудники аккредитованной организации.

Они и решат, будут ли проводиться инструментальные замеры на рабочем месте. Или же примут решение о переводе его в статус безопасного, точнее, подготовят декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах.

Подобная экспертная оценка рабочих мест или идентификация потенциально вредных и опасных факторов проводится на всех рабочих местах, за исключением тех, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости и на гарантии и компенсации.

На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения факторов.

К тому же, как пояснил первый замминистра Минтруда С.

Вельмяйкин, решать о том, стоит ли проводить замеры на рабочем месте организации можно также и при помощи профсоюзов, так как в них состоят квалифицированные специалисты, которые «не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту». Но так как профсоюзных организаций сегодня осталось мало, лавры по-прежнему будут в руках аккредитованных организаций.

Процесс идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах должен проходить под чутким вниманием работодателя и работников. Если в течение последующих 5 лет, на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произошло ни одного инцидента, происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на последующие 5 лет.

Аккредитованная организация: новый участник?

Нет, это та же самая организация, которая осуществляет функции по замерам факторов производственной среды, оценке травмоопасности и проверке обеспеченности СИЗ. Только ранее она называлась аттестующей организацией.

По требованиям она должна являться юридическим лицом, специально аккредитованным на выполнение работ в области специальной оценки условий труда. И снова подчеркивается роль независимости организации к деятельности работодателя и к предоставлению результатов.

А чтобы уж, наверняка, закрепить данные правоотношения, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности.

В случае причинения имущественного вреда и за нарушение требований российского законодательства в ходе проведения исследований производственной среды аккредитованная организация обязана возместить убытки, причиненные организации.

А что же становится с аттестующими организациями? Так как АРМ отменяется, появляется новая область – СОУТ, на которую также необходимо иметь аккредитацию.

Минтруд идет навстречу и для аттестующих организаций: с областью аккредитации на аттестацию рабочих мест можно продолжать оказывать услуги и по специальной оценке условий труда до срока окончания действия аттестата аккредитации, но не позднее 1 января 2019 года. К тому моменту каждая организация должна получить аккредитацию на новую область – СОУТ.

Лабораторные измерения будут проходить с помощью научно-доказанных методов и методик измерений, которые аккредитованная организация посчитает для себя наиболее подходящими. Испытательные лаборатории по-прежнему должны иметь разрешение на измерение всех видов факторов: химических, биологических, физических, факторов трудового процесса. В порядке о СОУТ дается их обновленный перечень.

И теперь, к примеру, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность измеряться не будет, так как Минтруд совместно с Роспотребнадзором выявили необъективность использования данного измерения, ведь измерять надо то, что поддается приборам. Замеры осуществляются только сертифицированными средствами измерения, подлежащими обязательной периодической поверке в Ростехрегулировании.

Изменились требования к экспертам аккредитованных организаций. Они, как и прежде, должны иметь высшее техническое и дополнительное профессиональное образование. Стаж практической работы должен составлять не менее трех лет. К нововведениям относятся:

  • Аккредитованная организация по СОУТ должна обязательно иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих право на выполнение работ по СОУТ, среди которых обязательно должен быть один эксперт по одному из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
  • Все сведения об экспертах теперь будут храниться в общей системе – реестре экспертов, который будет вестись федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. В нем будет отражаться вся информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и даже «сроках годности» сертификата на право выполнения работ по СОУТ.

С введением СОУТ, усилится ответственность экспертов при выполнении оценки рабочего места. И за любое неправильное решение ему грозит штраф или дисквалификация из рядов экспертов, т.е. «запрет на профессию».

Спецоценка условий труда вне плана

Проводится при вводе новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, по предписанию государственного инспектора труда, замене производственного процесса, при обращении профсоюзной организации или работника.

Новое в законопроекте то, что теперь уточняются условия, вплоть до процентного соотношения, при которых АРМ проводится. До изменений в Приказе Минздравсоцразвития № 342н, АРМ проводилась при указанных условиях в течение 60 рабочих дней, после изменений, внесенных Приказом Минтруда № 590н в течение года.

По новому порядку, СОУТ при вводе новых рабочих мест также актуальна, а вот, к примеру, при замене производственного оборудования будет проводиться только в том случае, если с введением его в процесс изменяется свыше 30% общего объема технологических операций.

Эксперты отмечают целесообразность подобных уточнений, т.к. изменяя общий характер работ можно проследить вариации на рабочем месте.

Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда

Интенсивность изменений, которая стала присуща аттестации рабочих мест, видима. Что только не пришлось испытать АРМ за годы своего существования в системе охраны труда. Аттестация условий труда, которая берет свое начало еще с советских времен, сегодня признается не то, что нерезультативной, а скорее неупорядоченной.

Если же быть точным, неупорядоченным является законодательство, в котором произошли нестыковки, к примеру, в системе предоставления компенсаций и льгот.

Из-за этого возникали трудности, а иной раз, и судебные тяжбы, в которых работник выражал возмущение по поводу отмены компенсаций, которые ему назначались десятилетиями и вдруг, по результатам проведения очередной АРМ, стали не угодны.

Помимо АРМ, законодательством также была предусмотрена спецоценка в целях освобождения работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

То есть получалось, что работодатель должен был дважды подтверждать условия труда, созданные на рабочих местах организации, что в обоих случаях сопровождалось материальными затратами.

Поэтому ведомство в лице Минтруда РФ решило заменить АРМ на СОУТ, в котором все аспекты российской законодательной практики будут разложены по порядку, за счет чего и будет снижаться нагрузка на бизнес.

К сведению. Помимо существующего института досрочных пенсий вводится также институт корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования.

Работодатель и работник, в таком случае, должны самостоятельно решить – остаться в традиционной системе или же уйти в частную программу.

На какое бы направление не пал их выбор, дополнительный страховой тариф за вредные условия труда будет по-прежнему выплачиваться работодателем, но уже в ту систему, в которой предпочел остаться работник.

Процедура АРМ, если приглядеться внимательно, не несла в себе ничего отрицательного. Единственное, существовало множество споров о неэффективности. То есть, проводить проводят, а улучшений нет. А ведь ее цель – не улучшение.

Ее цель – указать работодателю на слабые места в работе производственной среды и подтвердить безопасность условий труда. Именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда, никто иной.

Представленная модель специальной оценки условий труда позволяет существенно упорядочить законодательство, согласовать множество нормативных актов о труде.

Касаемо рынка услуг по оценке условий труда, по мнению ряда экспертов, приход новой системы – не без угроз для бизнеса, так как он может пополниться недобросовестными «однодневными» участниками и он будет физически не способен выводить их оперативно.

Помимо этого, ожидается резкий скачок в ценовой политике по оказанию услуг СОУТ. Если ранее аттестация 1 офисного рабочего места составляла от 1 500 до 2 200 тыс. руб., то со спецоценкой минимум устанавливается на 4 тыс. рублей.

Цитата: По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра “Технологии труда” А.А. Андреева: Говоря о специальной оценке условий труда, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями.

Точные прогнозы об эффективности СОУТ давать пока рано – процедура должна прежде заработать. Исходя из этого, можно будет судить о ее результативности в системе охраны труда.

  • Скачать ФЗ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»  
  • Скачать проект ФЗ «О специальной оценке условий труда»  
  • Аналитика МИНТРУДА о проекте ФЗ «СОУТ». 

соут.рф

С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Специальная оценка условий труда – это целый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, рассчитываются скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. От ее результатов зависит размер дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предлагаем Вашему вниманию подборку нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации.

О специальной оценке условий труда О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Дата вступления в силу –
01.05.2016«О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению О внесении изменений в приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»» Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим Техническим регламентом О порядке внесения в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников О вынесении предписаний по результатам процедуры специальной оценки условий труда Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда) О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 482 «Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»

Читайте также:  Обучение и Стажировка По Охране Труда! Обучаем Правильно!

О Комиссии по рассмотрению апелляций на результаты аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда О внесении изменений в приложения № 1-4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда» Особенности проведения специальной оценки условий труда Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей О внесении изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252 Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда» Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений» Декларирование условий труда О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда О внесении изменения в методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 октября 2014 г. № 682н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда Об утверждении Административного регламента по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда

О внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 843н

Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда

«Об организации работы государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 436н «Об утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда»»

Организации, проводящие специальную оценку условий труда О внесении изменений в Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда Об утверждении Административного регламента предоставления Минтрудом России государственной услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда О требованиях к юридическим лицам, претендующим на регистрацию в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда Об изменении некоторых актов Правительства РФ и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации О рабочей группе по проведению мониторинга реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Об организации мониторинга реализации Приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда По вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, связанных с проведением специальной оценки условий труда О необходимости применения частнопрактикующими нотариусами, имеющих наемных работников, специальной оценки условий труда © АТМ Логотип АТМ является зарегистрированным товарным знаком. Копирование и использование любых информационных материалов, размещенных на сайте разрешается только с письменного согласия руководства компании.
Пользователи сайта имеют право использовать размещенные на этом сайте материалы лишь в некоммерческих целях. При этом обязательным является сохранение всех авторских прав, а также установка активной гиперссылки на оригинал. Запрещено использование любых материалов и любой информации сайта в коммерческих целях, если на эти действия нет письменного согласия автора сайта. Копирование информации в других целях, а также несоблюдение указанных условий будет истолковано как присвоение авторских прав на текстовую и иную скопированную информацию.
Обращаясь к нам за услугами, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.  

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *