Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

   С 2020 года заполнение отчетности по форме 2ТП-Отходы осуществляется только на сайте РПН, через новый «Личный кабинет природопользователя» (при формировании отчета генерируется специальный штрих код без которого не принимают отчет).      

    Для заполнения отчета по форме 2ТП — Отходы необходимо выполнить следующие шаги:

   1. Переходим на сайт РПН в личный кабинет природопользователя https://lk.rpn.gov.ru и  заходим под свей учетной записью. При отсутствии учетной записи регистрируемся (подробная инструкция).   

   2. Добавляем организацию, заполняем основные поля и нажимаем кнопку «Далее».

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

   3. В главном меню личного кабинета природопользователя нажимаем на вкладку «Мои отчеты».

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

   4. В открывшемся окне «Мои отчеты», нажимаем кнопку «Новый отчет отчет».

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

   5. Выбираем форму «Отчет 2-ТП отходы» и попадаем в главное окно отчета.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

   Заполнение раздела «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления»

   6.  С левой стороны выбираем первый пункт «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

В появившемся с правой стороны окне начинаем планомерно заполнять требуемую информацию. Выбираем территориальный орган росприроднадзора, в который будем сдавать отчет,  регион и год составления отчета.

  После заполнения  полей нажимаем кнопку «сохранить» и переходим к следующему пункту.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Переходим в раздел «Сведения об организации» и в появившемся окне заполняем сведения о нашей организации ( ИНН,  ОГРН, КПП,  Наименование организации и т.п.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

    После заполнения информации нажимаем кнопку «Сохранить». 

   Заполним раздел о «Сведения об организации» переходим к заполнению следующего  раздела «Должностное лицо».  В данном разделе заполняется информация о должностном лице ответственном за заполнение формы.

  В данном разделе заполняется такая информация как  Фамилия,  Имя,  Отчество, должность, контактные данные (mail,  телефон).  Также при необходимости здесь можно указать реквизиты доверенности, а также подгрузить скан данного документа.

  Заполнив необходимые поля нажимаем кнопку «Сохранить» и приходим к заполнению основных разделов отчета.

   Заполнение раздела I «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче твердых коммунальных отходов региональному оператору, тонна».  Заполнение раздела начинается с нажатия кнопки»

   7. И так приступаем к первому из основных разделов  «Раздел I «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче твердых коммунальных отходов региональному оператору, тонна».  Заполнение раздела начинается с нажатия кнопки «+ Добавить»     

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

 В появившихся полях выбираем наименование отхода и вносим информацию о количестве.

Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью — до килограмма) для отходов I, II и III классов опасности. Информация по количеству отходов заполняется исходя из первичных журналов учета отходов (Приказа МПР от 8 декабря 2020 г. N 1028).  Если журналы не заполнялись, тогда опираемся на бухгалтерскую документацию по сдаче отходов (акты сдачи,  транспортные накладные). Последовательно заполняем все поля по добавленному отходу. Для большинства предприятий в первом разделе заполняются  следующие поля: 

   Наименование отхода.  Для заполнения данного поля, выбираем необходимый нам отход из выпадающего списка. При этом следующее поле «класс опасности» заполняется автоматически.  

   Поле 1. Наличие отходов на начало отчетного года  — указывается количество отходов (в том числе ТКО) оставшихся в накоплении с предыдущего отчетного периода (с прошлого года).

   Поле 2. Образование отходов за отчетный год —  указывается количество отходов (в том числе ТКО) образовавшихся за отчетный год.

   Поля 3-5.  Поступление отходов из других хозяйствующих субъектов — указывается количество отходов поступающих от сторонних предприятий (данные поля актуальны для специализированных организаций осуществляющих прием отходов) .  Для большинства предприятий данные столбцы не заполняются (пишем «0»). 

   Поля 6,7.

  Поступление отходов с собственных объектов — указываются количество отходов поступающих на предприятий с одного из подразделений (обособленное подразделение,  филиал) данного предприятия расположенной на другой площадке. Большинство предприятий не осуществляют транспортировку отходов  с одной площадки на другую,  а сразу  передают отход на спец предприятие,  поэтому пишем «0».   

   Поля 8-13. заполняются при наличии возможности обработки, утилизации,  обезвреживания отходов на территории предприятия (возможность определяется наличием соответственных производственных мощностей и лицензии на обращение с отходом).  Для большинства предприятий данные столбцы не заполняются (пишем «0»). 

  Поле 14. Передача твердых коммунальных отходов региональному оператору, тонн —  в столбец вносится информация по объемам ТКО (твердые коммунальные отходы), переданного региональному оператору.

 Поля 15-24. Передача отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) другим хозяйствующим субъектам — в  данные поля вносится информация по передаче отходов сторонним организациям (за исключением ТКО). Выбор заполняемого столбца осуществляется в соответствии целью передачи отхода сторонней организации и местом её расположения .  

  Поля 25,26 заполняются при размещении отходов на собственном объекте размещения. Не забываем что размещение это захоронение и хранение больше 11 месяцев. Большинство предприятий не имеют собственных объектов размещения и значит в данных столбцах пишем «0».  

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

    При необходимости добавляем столько позиций  отходов сколько у нас образовалось в течении года при помощи кнопки «+ Добавить».

   Практика показывает, что в зависимости от региона и конкретных работников РПН,  перечень отходов вносимых в отчет может быть различным.

 Где-то требуют внести все отходы проходящие по проектной и разрешительной документации,  невзирая на то, что данные позиции отходов не образовалась в отчетный период.

А в некоторых регионах можно оставить только перечень отходов которые образовались в отчетный период.

   После завершения формирования первого раздела нажимаем кнопку «Сохранить» и переходим к заполнению следующего раздела «РАЗДЕЛ II «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами, тонна».  

   Заполнение  раздела II  «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами, тонна«

    Данный раздел заполняют региональные операторы; операторы в субъекте РФ, в котором не выбран региональный оператор; юридические лица имеющие объект размещения (полигон ТКО) и в силу это не заключающих договор с региональным оператором. Для большинства предприятий данный раздел не заполняется.

И так, если региональный оператор или полигон ТКО, то раскрываем раздел 2.

Для добавления позиций отходов нажимаем кнопку «+ Добавить». В появившихся полях начинаем заносить сведения об отходах. Как и в разделе I начинаем заполнение с выбора вида отхода (Наименования вида отходов). После появления наименования отхода, начинаем последовательно заполнять информационные поля по данному отходу.

   Заполняем по графам:

   Графа 1. » Наличие твердых коммунальных отходов на начало отчетного года»   —  указываем количество ТКО на начало отчетного периода.

Информация вносится суммарно, как по отходам накопленным на территории регионального оператора так и по отходам накопленным за ее пределами в эксплуатируемых региональным оператором местах накопления (скорей всего имеется в виду что вносится информация как о накоплении собственного ТКО так и ТКО с обслуживаемого региона)  

  Графа 2. «Образование твердых коммунальных отходов за отчетный год » — указываем количество ТКО, которое образовалось за отчетный период у регионального оператора (только свое ТКО)

  Графы 3-5. «Поступление ТКО к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов РФ»  —  в графы вносится информация по ТКО поступившим от сторонних организаций и физических лиц .  

Графы 6-9. «Образование ТКО после обработки за отчетный год (отходы после обработки ТКО)» — в графы вносится информация по объемам отходов обработанных региональным оператором при первичной обработке ТКО.

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. (ст1. федерального закона от 24.06.1998 г  №89-фз)

  Графы 10-11. «Обработано ТКО» — в графы вносится информация по обработке на предприятии твердым коммунальных отходов. 

  Графы 12-14. «Утилизировано ТКО»  — в графы вносится информация по утилизации на предприятии твердым коммунальных отходов.

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация)(ст1. федерального закона от 24.06.1998 г  №89-фз)

Читайте также:  Нормы работы в жаркое время. Организуем режим труда и отдыха.

Графа 15. » Обезврежено ТКО, т » — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам, обезвреженным на предприятии. 

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (ст1. федерального закона от 24.06.1998 г  №89-фз)

Графы 14-17. » Передача ТКО региональным оператором другим операторам — для обработки » — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам переданным другим операторам для обработки.

Графы 18-21. » Передача ТКО региональным оператором другим операторам — для утилизации» — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам переданным другим операторам для утилизации.

Графы 22-23. » Передача ТКО региональным оператором другим операторам — для обезвреживания» — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам переданным другим операторам для обезвреживания.

Графы 24-25. » Передача ТКО региональным оператором другим операторам — для захоронения» — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам переданным другим операторам для захоронения.

Графа 26. «Хранение отходов после обработки ТКО *» — в графе указывается количество ТКО находящемся на хранении на предприятии. Как мы помним хранение это накопление отходов более 11 месяцев.  

Графы 27-28. «Захоронение ТКО на эксплуатируемых объектах за отчетный год» — в столбцы вносится информация по твердым коммунальным отходам захороненных на собственной объекте размещения.

На этом ввод информации по 2-му разделу завершается. Не забываем периодически нажимать кнопку «сохранить».

Заполнение раздела III «Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов»

   Переходим  к заполнению III -го раздела отчета «Раздел III «Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов»».   Данный раздел заполняться собственниками объектов размещения. 

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов

В данном разделе вносится об имеющихся объектах размещения. В частности вносится информация по количеству объектов размещения, их площади, назначении, вместимости и т.п. После заполнения раздела нажимаем кнопку «Сохранить».

Заполнение раздела «Приложения»

 Последний раздел нашего отчета «приложения». В нем можно прикрепить документы, пояснения и прочую информацию которую «мы» очень хотим предоставить проверявшему. Это могут пыть пояснительные записки,  сканы документов,  расчеты количества и т.п.   После добавления необходимых документов нажимаем кнопку «Сохранить».

  Отправка отчета

Для того чтобы распечатать и отправить подготовленный документ  нажимаем сначала кнопку «Проверить». После проверки документ готов к отправке.

  • Переходим в начало странички, там появится 2 новых кнопки «Отчет» и «История рассмотрения».

Нажимаем на кнопку «Отчет» , после чего появляется кнопочка «Сформировать печатную форму».  После этого будет сформирован отчет, который можно скачать и распечатать для сдачи. 

   Последним этапом необходимо выбрать каким образом будет направлен наш отчет электронно (требуется электронная подпись) или в бумажнов виде. Выбор варианта подачи осуществляется посредством нажатия кнопок расположенных внизу отчета.

   Ну что же всем удачи в борьбе с отчетами !!!

Если данного экскурса Вам мало или вы сильно ограничены во времени и желании разбираться с данным вопросом пишите на адрес mirecologa@yandex.ru и за разумное вознаграждение я с удовольствием сделаю отчет 2ТП-Отходы для Вашей организации.

Как рассчитать экологический сбор в 2020, отчетность, бланки

Экологический сбор в России – это неналоговый платеж, который требуется внести для законной утилизации упаковки и товаров. Производители чаще пользуются рациональной альтернативой утилизации собственными силами.

Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты

Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:

  • ставки экосбора;
  • массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
  • норматива утилизации.

Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.

Ставка зависит от 3 факторов:

  • категория опасности для окружающей среды;
  • вид изделия;
  • сложность утилизационного процесса.

При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:

  • Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
  • Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.

Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.

Платеж совершается в случае продажи товара и тары конечному потребителю

Пример: изготовитель картонных или бумажных упаковок поставил продукцию в организации розничной торговли для реализации покупателям. Необходимая сумма уплачивается изготовителем. Если тара реализуется хлебопекарной организации для укладки продукции, экосбор уплачивается именно ею как объектом, упаковывающим собственный товар.

Многооборотная тара служит основанием уплаты сбора производителем

Пример: за картонную тару экосбор оплачивает хлебопекарная организация. За поддоны, на которых складируются изделия в картонной или бумажной упаковке, экологический сбор платит изготовитель поддонов.

Плательщики за негативное воздействие на окружающую среду

В части решения поставленного вопроса производитель опирается на Федеральный закон 458-ФЗ, ст. 24.5, где четко прописывается перечень тех, кто платит платеж «экологический сбор»:

  • В законодательстве перечислены 42 сферы, где производители обязаны уплатить неналоговый платеж. Сюда также включаются организации, упаковывающие изделия в тару одного из 8 перечисленных видов.
  • Предприятия, занимающиеся импортом указанных изделий и упаковки. Такие организации причисляются к производителям, оказывающим услуги за границей.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Список плательщиков указан в Постановлении правительства 2970-р. Перечень утвержден 28.12.2017, а вступил в силу в 2018 г. В документе содержатся коды производителей изделий и упаковочных материалов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК ВЭД).

В законодательстве Российской Федерации отдельным пунктом указываются организации и ИП, деятельность которых сопровождается:

  • Химическими выбросами в атмосферу.
  • Загрязнением водоемов сточными водами.
  • Получением отходов в результате производственной деятельности, причем утилизация отходов требует консервации на специальных объектах. К таковым отходам относят аккумуляторы, батарейки и т. д. Сбор батареек на акциях по охране природы требует предварительного обезвреживания и дальнейшей переработки.

Примечание. Взносы за экологию и за негативное воздействие на окружающую среду – разные платежи согласно законодательству.

Нормативы утилизации: определение, выполнение

В результате производства остаются отходы, поэтому организация обязана направить их на утилизацию или переработку для получения вторсырья.

Законодательством определен норматив утилизации для экологического сбора 2020 года, где указываются ее объемы и сроки сдачи отчетности.

Правонарушитель, не исполняющий нормы переработки или деструктуризации товаров и тары, несет административную ответственность.

Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включаются предварительная обработка, обезвреживание сжигание и т. д. Утилизация подразумевает:

  • рециклинг;
  • регенерацию;
  • рекуперацию.

Росприроднадзор обязывает проводить мероприятия по устранению угрозы экологии с отходами, появившимися в результате изготовления изделий, а не остатков всего производственного процесса.

Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2020

Необходимые процентные соотношения и суммы за единицу указаны в таблице:

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Ставка экологического сбора и норма утилизации в 2020 году по некоторым категориям находится в разработке. К таковым относятся:

  • проводка и кабели;
  • элементы первичные и батареи;
  • фильтры для двигателей внутреннего сгорания;
  • тара из алюминия, полимеров, гофрированного картона, стекла, дерева, текстиля;
  • многослойные стеклянные изделия;
  • металлическая тара;
  • трубы, шланги;
  • катушки и шпули из бумажного сырья и т. д.

На период 2019-2020 гг. Минприроды не предусмотрело нулевые нормативы по этому виду платежей. Однако нулевые ставки указаны в документе 2018 г. Соответственно, плательщики неналогового платежа должны были только заполнить отчетность в Росприроднадзор.

Расчет платежа, формулы с примерами

Чтобы произвести расчет экологического сбора в 2020 году, необходимо воспользоваться формулой.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Пример. Предприятие занимается выпуском аккумуляторных батарей. За 2019 г. объем готовой продукции составляет 15 тонн. Ставка на 2019-2020 гг. составляет 33476 рублей за тонну. Норма утилизации за 2019 г. – 18%. Чтобы рассчитать итоговую сумму, следует подставить исходные данные в имеющуюся формулу.

33476*15*18%=90385,2 руб.

Разъяснения Росприроднадзора об отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Организация уплачивает 90385,2 руб. в 2020 г. за 2019 г. до указанной даты. Если эта же организация является переработчиком, способна уничтожить аккумуляторные батареи собственными силами и за указанный период демонтировать 10% от выпущенных изделий, то расчет экологического сбора в 2019 году проводится по формуле.

33476*15*(18%-10%) =40171,2 руб.

Именно такая сумма поступит в бюджет государства при самостоятельной частичной утилизации продукции.

Бланки

Предприятия и ИП, которые наносят урон окружающей среде, сдают документацию в Росприроднадзор:

  • декларация об уплате налога за негативное воздействие на экологию;
  • формы 2-ТП об отходах и рекультивации;
  • документ, подтверждающий декларирование готовых товаров;
  • отчетная документация о выполненной утилизации;
  • отчет о мероприятиях, проведенных с отходами (получение, использование, утилизация, обезвреживание, размещение).
Читайте также:  Новые разъяснения Роспотребнадзора для работодателей - Письма

Образец документации, отражающей отчетность по утилизации и выплате экологического сбора в период за 2019-2020 год, представлен ниже.

Вся нормативно-правовая база представлена на сайте Росприроднадзора.

Сроки, место сдачи и виды отчетности по экологическому сбору

Перед сдачей отчета следует уточнить срок уплаты экологического сбора за 2019 год в 2020. Неналоговый платеж оплачивается до 15 апреля 2020 г. за отчетный 2019 г. Декларация и отчетность за предыдущий год предоставляется до 1 апреля 2020.

Отчетная документация предоставляется сотрудникам Росприроднадзора по месту регистрации. Реквизиты для уплаты сбора необходимо уточнять на сайте природоохранных и территориальных органов. Неналоговый платеж за негативное воздействие на экологию перечисляется:

  • На счет природоохранной организации по месту регистрации. Плательщик – производитель готовой продукции и тары.
  • На счет Росприроднадзора. Плательщик – импортер при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

На сайте территориального органа ежегодно указываются сроки сдачи отчетной документации по каждому пункту.

Ответственность

Неуплата сбора с 2019 г. наказывается административной ответственностью в виде штрафа.

В Кодексе об административных правонарушениях указаны санкции по ст. 8.41.1:

  • для должных лиц предприятий размер штрафа составляет 5-7 тысяч рублей;
  • ИП уплачивает сумму, равную 3-кратному размеру неуплаченной суммы сбора по каждому пункту классификации (итоговая сумма не должна быть менее 250 тысяч рублей);
  • юридические лица уплачивают сумму, втрое большую неуплаченной суммы сбора по каждому пункту группы изделий (итоговая сумма не должна быть менее 500 тысяч рублей).

Если взимание штрафа не осуществлено в течение 15 календарных дней, то нарушителя привлекают к ответственности в судебном порядке.

Возможность снижения экологического сбора

От платежа освобождаются:

  • экспортеры;
  • предприятия, занимающиеся производством полуфабрикатов;
  • организации, перевыполнившие норматив переработки или уничтожения отходов.

Плановое снижение суммы сбора возможно в 5 случаях:

  • замена эколога как специалиста компанией-аутсорсером;
  • снижение категории организации;
  • сокращение расходов на уничтожение остатков;
  • снижение затрат при ведении мониторинга водных объектов;
  • уменьшение затрат, связанных с экологическим сбором (самостоятельный сбор, переработка, уничтожение товаров и упаковки).

Если предприятие или ИП уплатило сумму, превышающую необходимую, то плательщик может вернуть или отнести разницу в счет следующего отчетного периода

Для снижения экологической нагрузки на природу и соответственно платежей необходимо организовать и поддерживать раздельный сбор мусора и последующую переработку, организовать строительство специализированных предприятий для уничтожения отходов.

Литература, необходимая для составления отчета

Чтобы получить разъяснения, как правильно оформлять отчетность, нужно опираться на:

  • ОК ВЭД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) для производителей, ОК 034-2014 для импортеров);
  • ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).

При возникновении вопросов следует просмотреть документацию на официальном сайте Росприроднадзора.

Отчитываемся о выполнении нормативов утилизации отходов: новые правила для производителей и импортеров

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»

Отчетность представляется в Росприроднадзор в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1520.

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

— Реклама —

В случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, отчетность представляется на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе.

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

  • Производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, созданная производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации, российский экологический оператор представляют по запросу Росприроднадзора в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации:
  • копии договоров, предусмотренных положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • копии актов утилизации отходов по формам, установленным Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.
  • За непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  • В приложении приводится форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2022 г.

Минприроды России разъясняет требования к отчетности производителей и импортеров товаров за отчетный 2018 год

  • Минприроды России доводит до сведения производителей товаров, импортеров товаров, ассоциаций (союзов) производителей товаров, импортеров товаров (далее – ассоциации), что при подготовке в 2019 году декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее – декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно – отчетность, норматив утилизации) и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за отчетный 2018 год необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
  • Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ);
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» (далее – Постановление № 284);
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее – Правила № 1073);
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее – Перечень);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2971-р об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 – 2020 годы (далее – распоряжение № 2971-р).

  1. Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 7 Правил № 1073.
  2. Напоминаем, что в соответствии с пунктами 1-3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в Перечень, возлагается на:
  3. — производителей товаров – с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
  4. — импортеров товаров – с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.

  • В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:
  • а) производителем товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;
  • б) импортером товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • в) ассоциацией – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  • В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров – представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  • Декларацию и отчетность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным, то есть представить декларацию и отчетность за 2018 отчетный год необходимо до 1 апреля 2019 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 отчетный год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.

Читайте также:  Госдумой рассматривается законопроект, касающийся вопросов обеспечения охраны труда спасателей при проведении аварийно-спасательных работ

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 2491-р).

При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.

В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р.

В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением № 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1293).

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением № 2971-р.

Дополнительно сообщаем, что в силу пункта 13 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

При этом положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не распространяются на производителей товаров, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ не применяются.

Выполнение норматива экологического сбора

Если вы выпускаете на рынок любой потребительский товар, у вас появляется ответственность за его утилизацию в будущем. Эти требования касаются производящих и импортирующих компаний.

Вы можете самостоятельно рассчитать ставку экологического сбора используя он-лайн инструменты или нашу методичку.

Если вы впервые услышали о существовании такого платежа или получили письмо от Росприроднадзора о необходимости оплаты за предыдущие периоды, рекомендуем ознакомиться с нормативной базой и нашими подсказками.

Мы предлагаем услуги по выполнению норматива утилизации. Стоимость этой услуги в нашей фирме по большинству позиций составляет от 40% до 60% ставки экологического сбора.

Как выбрать подрядчика по выполнению норматива

Основная проблема, с которой может столкнуться производственное или импортирующее предприятие это риск непризнания актов утилизации Росприроднадзором.

  • Утилизирующее предприятие, услугами которого вы пользуетесь, должно отражать весь путь движения отходов и получения вторичной продукции. Росприроднадзор может запросить не только лицензию и форму 2-тп но и бухгалтерские документы, подтверждающие каждый этап в этой цепочке. Это значит что у утилизатора должны быть накладные на прием (или покупку) необходимого количества отходов от источников образования, производственные акты об использовании сырья и выработки готовой продукции и накладные подтверждающие факт продажи готового товара. Помимо этого должны быть правильно заполнены все документы определяемые экологическим законодательством (Форма 2-ТП (к всех организаций включенных в цепочку), форма учета отходов (по приказу Минприроды №721 от 1 сентября 2011), акты утилизации (Рекомендуемая форма акта утилизации Росприроднадзора).
  • Росприроднадзор (или МВД) может провести проверку в отношении количества утилизированных отходов и источника их образования. Именно сбор отходов часто является «слабым местом» актов об утилизации.
  • Утилизация отходов — получение вторичного продукта или товара. Не все технологии подпадают под это описание.

Последствием непризнания актов утилизации является обязанность оплатить экологический сбор в полном объеме. При этом у предприятия уже не будет возможности выбрать другого поставщика, ведь отчеты за предыдущий год уже сданы. Таким образом, пытаясь экономить, предприятие рискует оплатить экологический сбор два раза. Первый раз недобросовестному утилизатору, второй раз государству.

Если внимательно отнестись к запросу этих документов, то вероятность непризнания акта об утилизации существенно сокращается.

  • Лицензию и уставные документы
  • Технический регламент, технические условия, сертификаты и каталожные листы (при наличии) на продукцию
  • Форму 2-ТП Исполнитель может ее не предоставлять в начале, но с ней необходимо ознакомиться подтверждения того, что у исполнителя имеется необходимый объем
  • Заполенные образцы документов для других клиентов Могут убрать наименования и ИНН организаций, но остальные поля должны быть заполнены
  • Подтверждение производственных мощностей Фотографии оборудования, паспорта для подтверждения мощности) Например, если исполнитель приложит фотографии маленькой линии по переработке полимеров, а в документации заявлено выполнение экологического сбора на тысячи тонн, то это повод для непризнания актов утилизации и передаче информации в органы МВД
  • Подтверждение источников образования отходов Помимо документов и договоров, необходимо логически оценить показываемые объемы. Например, исполнитель заявляет что за прошлый год он собрал 30000 тонн стекла, однако, если представить, что это 3 самосвала со стеклобоем каждый день в году, и сопоставить с производственной базой исполнителя, то скорее всего это будет являтся обманом. Тем более что все собираемое стекло в стране это чуть более 35 тысяч тонн.
  • Подтверждение реализации продукции.

«НЭК» – ваш надежный подрядчик

Если вы рассматриваете НЭК в качестве подрядчика для выполнения экологического сбора, ознакомьтесь с нашим производственным циклом

Источники отходов для утилизации

  1. Раздельный сбор у населения
  2. Покупка отходов у населения
  3. Покупка у региональных операторов
  4. Образуем в результате своей деятельности по обработке отходов

    Многие наши клиенты сдают нам на уничтожение продукцию в упаковке. Перед сжиганием мы извлекаем часть картона, пластика и утилизируем данные компоненты отдельно. Таким образом образуется дополнительный источник по выполнению норматива утилизации и снижается нагрузка на окружающую среду.

Производственные мощности

Образцы документов мы предоставляем по письменному запросу

Гарантируем принятие актов об утилизации

Подписываем договор, по которому мы оплатим полную сумму экологического сбора, если этого не произойдет. Вы не понесете расходов больше чем заплатили нам, ни при каких обстоятельствах.

Сдаем всю отчетность бесплатно

Мы осуществляем бесплатный расчет и сдачу отчетности по экологическому сбору, а также все переговоры и согласования с Росприроднадзором, в случае, если вы заказываете выполнение норматива утилизации в ООО НЭК.

В услугу входит:

  • Составление актов утилизации
  • Расчет норматива утилизации

Для экономии ваших денег и наших нервов, рекомендуем заключать договоры на выполнение норматива утилизации заранее. Желательно в начале года.

Обращаем внимание на то, что отчетность по 721 приказу сдается ежеквартально, и на основе именно этих отчетов формируются наши цены.

Мы не заключаем договоры на выполнение нормативов утилизации после истечения календарного года, несмотря на то, что отчетность сдается до 1 апреля.

Экономим ваши деньги

Кроме прямой экономии на выполнении норматива утилизации мы помогаем избегать ошибок в оформлении документации, и организуем учет отходов на предприятии, чтобы использовать собственные отходы в зачете утилизационного сбора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *