С 1 января 2021 г. вступают в силу новые Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения

Одновременно с новым годом с 1 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве в области промышленной безопасности.

Согласно Постановлению Правительства РФ ПП №1192 от 6 августа 2020 года, отменены порядка 155 правовых актов Ростехнадзора и НПА Правительства РФ, на которые ориентировались в своей работе ответственные за осуществление производственного контроля лица.

Полный перечень документов, ставших недействительными с 01 января 2021 года, содержится в двух приложениях к ПП №1192.

В список недействительных официальных основополагающих документов вошло Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

№263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

  • Регуляторно-надзорная деятельность в области промышленной безопасности претерпела ряд значительных изменений уже во втором полугодии 2020 года:
  • — Приказ Ростехнадзора от 20 октября 2020 года №420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
  • — Постановление Правительства от 16 сентября 2020 года №1477 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

— Постановление Правительства от 15.09.2020 N 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»

— Постановление Правительства от 17 августа 2020 года №1241 «Об утверждении правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».

— Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Изменения в законодательстве разработаны для выстраивания и внедрения новой системы обязательных требований, которые будут полностью соответствовать современному технологическому уровню. Также планируется установить единые и четкие правила по организации контрольно-надзорной деятельности для всех субъектов Российской Федерации. При изменении законодательства в области промышленной безопасности также учитывался и тот факт, что некоторые документы нормативной базы устарели.

Помимо новых постановлений, действия контрольно-надзорных органов регламентируются основными федеральными законами:

В новом документе контрольно-надзорным органам запрещено учитывать количество выявленных на производстве нарушений, количество произведенных надзорным органом проверок, суммы штрафов и количество привлеченных к ответственности лиц. Больше эти показатели НЕ являются ключевыми

Новые правила промышленной безопасности в 2021 году: на что обратить внимание

17.02.2021

Новые правила промышленной безопасности 2021 действуют в России с 1 января. Постановлением Правительства РФ № 1192 от 6 августа 2020 года, отменено более 155 правовых актов. Это перечень документов от Правительства РФ, Ростехнадзора, Госгортехнадзора, и различных министерств. Какие из основных актов устарели и на какие изменения стоит обратить внимание, рассказываем в материале.

С какой целью вводят изменения

Основная цель реформы — упростить ограничения, тормозящие развитие бизнеса, отменить регулирования, которые не обоснованы как необходимые для рыночной экономики.

Работа ведется в построении новых правил промышленной безопасности в 2021 году, соответствующих технологическому развитию. Законодатели хотят установить детальные правила организации контрольно-надзорной деятельности. Минтруд планирует сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%.

Какие документы отменяются

В общей сложности порядка 180 правовых актов отменены с 2021 года. Это документы, изданные в период с 1970 по 2019 год. Большинство из них касались областей неразрушающего контроля, сварочных работ, ЭПБ и ТД, требований к ОПО.

Вот список самых значимых Постановлений Правительства РФ, попавших под «гильотину»:

  • «О лицензировании производства маркшейдерских работ».
  • «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».
  • «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
  • «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения».
  • «Об утверждении Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений РД 10-08-92».
  • «Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
  • «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства».
  • «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля».
  • «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Это далеко не полный список — практически две сотни документов утратили силу. На их замену обещают ввести 80. Согласно инсайдерам, подобные ревизии и корректировки предполагается проводить раз в пять лет.

Как сдавать отчёт согласно новым правилам промышленной безопасности в 2021 году

С 1 января 2021 года утратил силу основной документ для сдачи ежегодной отчётности по промбезопасности — Приказ Ростехнадхора № 25 от 23 января 2014 года. Однако сама отчётность не отменяется.

Организациям предложили временно отчитываться в соответствии с нормативным правовым актом (НПА), действующим на момент предоставления данных. В ближайшее время должны принять новый документ, который заменит Приказ № 25.

Работы в этом направлении уже ведутся.

Кто имеет право запрашивать декларацию промбезопасности ОПО

Новые правила изложены в Постановлении Правительства № 1241. В обязательном порядке декларацию нужно предоставлять надзорным органам: Ростехнадзору, федеральным и муниципальным органам, контролирующим безопасность эксплуатации. Запросить декларацию также имеют право территориальные органы МСУ, ФОИВ и проживающие на территории вблизи опасного объекта граждане.

Что нужно знать о реформе контрольной и надзорной деятельности

Реформа в области контроля напрямую касается новых правил промышленной безопасности в 2021 году. 31 июля президент РФ подписал два ключевых закона.

  1. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
  2. Закон направлен на предупреждение и профилактику нарушений. П.7. ст.30 «О государственном контроле». Он запрещает устанавливать ключевые показатели по выявленным нарушениям, количеству привлеченных к ответственности и выписанных штрафах. Планировать количество нарушений больше не нужно.

    С 1 июля 2021 года начинается формирование единого реестра видов контрольных функций. Они помогут внедрить новые правила промышленной безопасности в 2021 году.

  3. «Об обязательных требованиях в РФ».
  4. Акт поясняет, как нужно выстраивать требования. Их принимают только два раза в год: 1 марта и 1 октября. Вводить же требования можно только спустя три месяца после официального опубликования. Действуют они не более 6 лет. По истечению срока требования корректируются или переутверждаются.

    Согласно документу, нельзя рассматривать в качестве опоры акты, вступившие в силу до начала 2020 года.

    Учитывайте новые правила промышленной безопасности в 2021 году и изучайте первоисточники — так вы сможете избежать путаницы в требованиях.

Основные изменения в промышленной безопасности в 2021 году

Промышленная безопасность – это зона особенно тщательного государственного контроля.

Выполнение установленных требований к выполнению работ здесь воздействует не только на здоровье, но и на трудоспособность работника. Поэтому нормативы для этой области устанавливаются на федеральном уровне.

2021 год принес длинный перечень изменений в промышленной безопасности, которые вылились в принятие целого ряда новых нормативных документов.

Нормативная база

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ по-прежнему остается главным правовым документом, который содержит общие требования к работникам и работодателям по обеспечению промбезопасности.

Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы государственной политики для рассматриваемой области.

Они серьезно различаются для разных отраслей деятельности: разумеется, требования безопасности для металлургии и атомной энергетике будут сильно разниться.

Поэтому для их уточнения разрабатывались дополнительные правовые акты, которые содержали конкретные правила выполнения разных видов работ для отдельных отраслей промышленности. Они получили унифицированное название федеральных норм и правил. Эти документы издавались в разное время с 1970 по 2019 годы и регулярно пересматривались и дополнялись.

Однако формальный подход к пересмотру такой документации, который часто имел место при выполнении такой работы, оказался недостаточным.

Поэтому Правительство инициировало реализацию проекта регуляторной гильотины, который предполагал анализ всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения правовых документов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся нормы. В значительной степени это коснулось и области промышленной безопасности.

Упразднение устаревших документов

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности привели к тому, что под нож регуляторной гильотины попало множество правовых документов, составлявших костяк нормативной базы для этой области. По результатам пересмотра было принято решение об отмене:

  • 113 приказов Ростехнадзора;
  • 39 нормативных документов Госгортехнадзора, который был предшественником Ростехнадзора;
  • 25 актов Правительства;
  • 2 документа Минприроды;
  • 1 документ Минэнерго.

В результате с 1 января 2021 года были упразднены 180 правовых документов, на основании которых выполнялось регулирование области промышленной безопасности.

Под упразднение правовых документов попали самые ответственные отрасли, включая экспертизу промышленной безопасности, маркшейдерские работы, опасные производства, изготовление взрывчатых веществ и т.д.

Для устранения законодательных пробелов по этой сфере требовалось принятие срочных решений.

Новые нормативные документы

Несмотря на необходимость объемной законодательной работы, включая изменения в экспертизе промышленной безопасности, решено было уделить приоритетное внимание разработке федеральных норм и правил, которые бы устанавливали нормы выполнения работ в опасных отраслях промышленности. Наличие таких требований становится критически важным с точки зрения минимизации уровня травматизма на производстве и частоты выявления профессиональных заболеваний.

Читайте также:  Присвоение 2 группу по электробезопасности сисадминам

Конечно, эту работу поручили профильному ведомству – Ростехнадзору. Контролирующая организация действительно проделала большую работу и создала 38 федеральных норм и правил для разных отраслей промышленности. Все они уже вступили в действие с 1 января 2021 года, таким образом закрыв собой образовавшиеся пробелы.

Все указанные нормативные документы будут действовать только до 1 января 2027 года. Таким образом, срок их действия составляет шесть лет.

Это значит, что ответственное ведомство предполагает продолжить работу по актуализации сформулированных нормативов и к окончанию обозначенного срока, вероятно, представит новые документы, которые будут содержать продуманные положения, отвечающие современному состоянию науки, экономики и техники по соответствующему профилю работы. Сейчас предполагается, что такая актуализация правовых документов станет основополагающим принципом российского законодательства, который будет реализовываться на регулярной основе.

Проект изменений в законе о промышленной безопасности

В настоящее время продолжается рассмотрение законопроекта, представленного Ростехнадзором, который предполагает внесение изменений в основной правовой акт, устанавливающий принципы государственной политики по промбезопасности. Проект нормативного документа в установленном порядке был размещен на Федеральном портале проектов для прохождения необходимых процедур – общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.

Основные изменения в правилах промышленной безопасности, отраженные проектом, включали следующие позиции:

  • внедрение новой классификации производственного и технологического оборудования;
  • более четкое сужение области промышленной безопасности за счет исключения из нее смежных тематик, таких как безопасность сооружений и проч.;
  • уточнение принципов проведения плановых проверок на основании графика, составленного с учетом риск-ориентированного подхода к деятельности организации;
  • введение дополнительных требований к осуществлению аудита безопасности производственных предприятий;
  • определение механизмов внедрения дистанционного контроля за работой оборудования в промышленных организациях;
  • дополнительные нормативы, касающиеся осуществления работ в отдельных направлениях, характеризующихся повышенной опасностью для персонала, граждан и состояния окружающей среды.

Результаты рассмотрения проекта

Однако результаты оценки регулирующего воздействия, выполненной Министерством экономики, показали недостаточный уровень проработанности проекта. Ведомство высказало ряд существенных замечаний к тексту представленного документа, основными из которых можно назвать:

  • невыполнение принципов подхода регуляторной гильотины, которые становятся обязательными для всех компонентов российского законодательства;
  • недостаточная прозрачность предлагаемых механизмов государственного контроля за работой промышленных производств;
  • присутствие избыточных или устаревших предложений по методам осуществления такого контроля;
  • недостаточная степень гармонизации документа с другими правовыми актами в этой области;
  • иные замечания.

В результате текст документа был направлен на доработку, окончательные сроки завершения которой пока неизвестны. В течение всего этого времени федеральный закон № 116-ФЗ будет действовать в прежнем виде без ограничений.

Изменения, обусловленные распространением коронавирусной инфекции

Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 и угроза заражения большого количества людей вызвали настороженность, если не сказать панику, во всех ведущих мировых государствах.

Почти все страны ввели исключительно серьезные меры по противодействию увеличению количества случаев заражения, и почти всегда такие меры были связаны с ограничениями экономического или производственного характера.

Это не могло не сказаться на результатах работы производственных и иных предприятий, которые не замедлили заметно снизиться.

В таких условиях основной задачей Правительства стало нахождение баланса между сохранением жизнеспособности организаций и защитой граждан от возможного заражения.

Для этого был разработан длинный ряд мер, которые имели спефицический характер в зависимости от конкретной отрасли, где они применялись. Разумеется, это коснулось и промышленного производства.

Для этой сферы весной 2020 года было принято Постановление Правительства от 03.04.2020 N 440, которое продлило срок действия ряда разрешительных документов, выданных предприятиям.

Известно, что в области промышленной безопасности для выполнения особых видов работ необходимо оформление большого числа документов, включая допуски, наряды, удостоверения и так далее, а их отсутствие становится нарушением законодательства, которое может повлечь за собой крупные штрафы.

Но при этом процесс первичного получения и переоформления такой документации, выполняемый в государственных органах, зачастую сопряжен с большим скоплением людей, что в условиях распространения коронавирусной инфекции создает серьезную угрозу заражения.

Кроме этого, в период так называемого карантина, который был объявлен весной 2020 года, значительная часть государственных учреждений была полностью закрыта, поэтому обменять или иным образом актуализировать требующие этого документы у их владельцев не было никакой возможности.

Поэтому для значительной части разрешений и других документов, срок действия которых истек в 2020 году, период их применения был продлен на 12 месяцев.

Таким образом, если владелец заранее озаботится необходимостью замены заканчивающегося документа, он сможет в удобное время записаться на прием и осуществить такую замену.

Поскольку изменение аттестации промышленной безопасности и другие нормы, введенные постановлением № 440, показали свою эффективность в плане разгрузки государственных органов, позднее вышло дополнительное Постановление Правительства от 1 октября 2020 года № 1580, которым был уточнен и дополнен список разрешений с продленным сроком действия. Самыми важными из них эксперты считают:

  • лицензии на осуществление работы химически опасных и взрывоопасных производств, подлежащие переоформлению по причине смены адреса. Срок действия такой документации продлен до 1 января 2022 года;
  • аттестационные свидетельства и иные документы, подтверждающие результаты прохождения проверки знаний по промышленной безопасности. Срок их действия продлен до 1 июля 2021 года;
  • удостоверения по охране труда, электробезопасности и некоторые другие, срок действия которых тоже продлевается до 1 июля 2021 года.

Указанные сроки представляют собой конечные даты, до наступления которых перечисленные документы должны быть актуализированы.

В противном случае организации грозит серьезное наказание, предусмотренное действующим КоАП – например, в форме крупного денежного штрафа.

При этом руководство предприятия может по собственному выбору произвести необходимые процедуры и соответствующие замены ранее, до наступления указанных дат.

Новый закон о промышленной безопасности

07.04.2020

Последние поправки к Федеральному закону №116 о промышленной безопасности начали действовать в 2019 году.

Уже тогда было ясно, что частичных изменений недостаточно: необходим новый нормативный документ, разработанный с учётом всего накопленного опыта и требований международного законодательства.

Проект такого документа появился в 2020 году. На стадии обсуждения его внимательно изучили эксперты и представители крупных компаний, их замечания отражены в тексте.

Напомним, что предыдущий коренной переворот в законодательстве, регулирующем область промбезопасности, произошёл в 2013 году. Новая редакция ФЗ-116 позволила внедрить риск-ориентированный подход. В законе закрепили классификацию промышленных объектов по степени опасности и систему аттестации экспертов, а систему разрешений на применение технических устройств отменили.

https://www.youtube.com/watch?v=OhxWPbOgvmY

Теперь введены понятия, которых в прежнем законе не было: например, аудит промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности заменили техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств. Есть и другие значимые нововведения.

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2021 года. Его положения распространятся на деятельность всех организаций, связанных с опасным производством, на территории РФ и на территориях, подпадающих под юрисдикцию РФ.

Обзор проекта нового закона

Первая статья заявляет областью правового регулирования промышленную безопасность (ПБ), а небезопасную эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО), как ранее.

Из второй статьи следует, что ПБ – это состояние защищенности промышленных объектов, обеспеченное технически и организационно. У ПБ есть определённые характеристики: стабильные параметры технологического процесса, сведенная к минимуму опасность аварии или инцидента, отсутствие угроз для жизни и здоровья, а также для имущества, если авария или инцидент всё же произойдут.

Как видим, внимание теперь сосредоточено на промышленном объекте, а это болееёмкое понятие, нежели «опасные производственные объекты».

В понятие «авария» теперь вошли: неконтролируемое разрушение зданий (ранее говорилось только о сооружениях ОПО), горных выработок, буровых скважин, передвижных технических устройств (ранее упоминались только технические устройства, применяемые на ОПО), падение их отдельных частей или недопустимая деформация. Как и прежде, сказано о неконтролируемых взрывах, горении, пролившихся металлических расплавах, выбросе опасных веществ. Добавлены загазирование или затопление горных выработок.

Конкретно названы последствия аварий: смерть, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб, нарушен технологический процесс, загрязнение окружающей среды значительно превысило норму.

Читайте также:  Региональный Союз Специалистов по Охране Труда [г. Пермь]

В законе закреплены два важных момента. Первый: необходимость технического расследования аварий на опасных технических устройствах и при ведении работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения. Второй: к техническому расследованию аварий можно привлекать организации научно-технической поддержки, подчиненные федеральному органу исполнительной власти в области ПБ.

В понятие инцидента было решено включить все прочие отказы и повреждения, которые не привели к аварии.

Одно из базовых понятий закона – организация, эксплуатирующая ОПО. Это понятие расширили за счет иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ.

Теперь рассмотрим очерченную законом деятельность, выделяя новые её виды.

Первыми названы действия, которые меняют состояние ОПО. Как и в прежнем ФЗ, это проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация, ликвидация.

Также названы действия с техническими устройствами, применяемыми на ОПО: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт. Добавлены модернизация, замена и вывод из эксплуатации.

Отдельно оговорены действия с передвижными техническими устройствами: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации. (Перечень таких устройств содержится в Приложении 2 к данному закону). Также отдельно говорится о сварочных работах на ОПО при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Ещё один вид деятельности – технические освидетельствование и диагностирование всех упомянутых устройств.

Далее идут: аудит системы управления промышленной безопасностью; обследования технического состояния зданий и сооружений ОПО; применение взрывчатых материалов промышленного назначения; маркшейдерские работы.

Аудитор в области ПБ даёт независимую оценку деятельности на ОПО. Он должен обладать специальными познаниями и подтвердить эти познания соответствующей аттестацией.

Замечания к проекту

Некоторые участники обсуждения предложили разграничить понятия «собственник ОПО» и «организация, эксплуатирующая ОПО», а также «собственник передвижного технического устройства» и «организация, эксплуатирующая устройство». Смысл предложения очевиден: следует разделить между собственником и эксплуататором обязанности за деятельность на объекте (с устройством) и ответственность за её последствия.

С другой стороны, вызвало вопросы разделение понятий «организация, эксплуатирующая ОПО» и «организация, эксплуатирующая передвижные технические устройства». Напрашивается неверный вывод о неопасности грузоподъемных машин и передвижных котельных установок, включенных в список упомянутых устройств.

Путаница смыслов возникла также из-за нового термина «грузоподъемные машины», заменившего «подъемные сооружения». Перечень грузоподъемных машин взяли из третьего пункта Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013.

При обсуждении проекта звучали предложения о другом, более исчерпывающем определении: стационарно установленные и самоходные грузоподъемные машины.

К категории передвижных технических устройств, согласно проекту, относятся машины, которые можно перемещать без – далее невразумительно – «несоразмерного ущерба их назначению». Формулировка требует пояснения и уточнения.

В перечне технических устройств упоминается аппаратура. Но, например, контрольно-измерительные приборы и автоматика, которые можно назвать аппаратурой, не являются техническими устройствами. Другой момент: не хватает перечня потенциально опасных технических устройств, которым можно руководствоваться при подаче сведений для регистрации ОПО.

Формулировку «техническое перевооружение ОПО» признали недостаточно корректной.

В проекте сказано о действиях, которые меняют технологический процесс на ОПО: использование новой технологии, полная или частичная автоматизация, модернизация или замена применяемых технических устройств.

Критики проекта считают, что необходимо сделать акцент на комплексе мер по переоснащению производства. Эта формулировка очень важна для предприятий, эксплуатирующих ОПО. В нынешнем виде она затруднит экспертизу документации при техническом перевооружении ОПО.

Перейдём к системам безопасности на ОПО. Существует документ, названный обоснованием безопасности ОПО, где собраны все результаты оценки ОПО с точки зрения рисков и угроз.

То есть, там учтены и риск аварии, и возможные её последствия, перечислены условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации.

Этот документ даёт основания для контроля безопасности на данном объекте.

Согласно старому закону, организация, эксплуатирующая ОПО, должна была создать и содержать в пригодном состоянии специальные системы на случай аварии: для наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий. Таково было требование статьи 10, где говорилось о локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Теперь каждый собственник ОПО фактически обязан финансировать разработку и внедрение системы для дистанционной проверки: такой системы, с помощью которой Ростехнадзор сможет следить за работой ОПО в режиме реального времени.

В перспективе онлайн-мониторинг заменит надзорные проверки ОПО, а те компании, которые сейчас установят систему для слежения, уже и сейчас будут избавлены от проверок и подачи сведений об организации производственного контроля (за соблюдением требований ПБ).

По мнению многих заинтересованных предприятий, установка подобных систем должна быть только добровольной.

Дело в том, что необходимое оборудование и программное обеспечение стоят дорого, для предприятия это будет дополнительная финансовая нагрузка, которая в итоге скажется на потребителе: расходы предприятия влияют на стоимость продукта.

Критики совершенно справедливо говорят о переносе ответственности с органа власти на собственника ОПО, тогда как функцию контроля должен обеспечить орган власти, а не собственник ОПО.

Вызвала замечания формулировка о вспомогательных горноспасательных командах. По мнению критиков, эта формулировка содержит избыточные требования. Создание упомянутой команды не целесообразно для организаций, которые добывают, например, песок и гравий в карьерах, бурят скважины и т.п.

Экспертизу ПБ заменили техническим диагностированием и освидетельствованием. Это верное решение. Сейчас экспертизу проводят, как правило, с одной целью: продлить срок службы технических устройств, зданий и сооружений.

Однако перед этой процедурой положено провести техническое диагностирование (ТД). По сути, одну и ту же оценку приходится произвести дважды.

После вступления в силу нового закона можно будет продлевать или не продлевать сроки эксплуатации на основании результатов ТД.

Притом специалист, аттестованный в экспертизе ПБ, пока – в переходный период – может заменять указанного новым законом специалиста по ТД.

Важное дополнение: при получении разрешения на новые взрывчатые вещества и изделия на их основе необходимо провести экспертизу этих веществ.

По предложению Ростехнадзора, орган исполнительной власти в области промышленной безопасности сможет устанавливать требования к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначения в той части, которую не регулирует ТР ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе».

Об аудите системы управления промышленной безопасности: следует понимать, что заказчик проводит такую процедуру добровольно и за свой счёт. Зато если учесть результаты аудита, составляя ежегодный план проверок и подготовки рекомендаций по устранению нарушений, это позволит избежать надзорных мероприятий и санкций за их нарушения.

Напоследок скажем о новых терминах. В тексте проекта содержатся определения этих терминов, в том числе есть определение маркшейдерских работ, однако не разъяснены следующие значимые термины: здания и сооружения, обследование зданий и сооружений, специалист по обследованию зданий и сооружений ОПО, прочие подобные.

Возврат к списку

Приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 г N 331 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»

 Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ(РОСТЕХНАДЗОР)

  •  П Р И К А З
  • 09 сентября 2020 г                                                                                                                                         № 331
  • Москва

 

 

 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» В соответствии с подпунктом 5.2.2.

Читайте также:  Работаем с документами по охране труда быстро - Лайфхак

16(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст.

3348; 2020, № 7, ст. 853), приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».
  2. Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г.
  3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.

Руководитель  А.В. Алешин

Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03 сентября 2020 г. № 331

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

  1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию (далее — объекты).
  2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, № 31, ст. 4860).
  3. Правила предназначены для применения:
  1. а) при разработке технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов; б) при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах; в) при разработке обоснования безопасности объектов; г) при проведении экспертизы промышленной безопасности;
  2. д) при подготовке и переподготовке работников объектов в необразовательных учреждениях.
  1. Настоящие Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с эксплуатацией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией объектов.
  2. В целях приведения объектов в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая объекты организация разрабатывает мероприятия по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов и дополняет ими План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности.
  3. Эксплуатирующая объекты организация обязана иметь проектную документацию (документацию) на объект и восстанавливать указанную документацию на действующих объектах в случае утраты.
  4. Разработка технологического процесса, применение оборудования, выбор типа средств дистанционного автоматизированного управления (далее — ДАУ), блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях и мест их установки должны быть обоснованы с учетом опасностей технологических процессов пылеобразующих производств объектов и должны обеспечивать взрывобезопасность объекта.
  5. Технологические процессы на объектах осуществляются в соответствии с утвержденными в эксплуатирующей объекты организации технологическими регламентами и схемами, а также техническими регламентами, документами по стандартизации и настоящими Правилами.
  6. В целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются):
  • документ, отражающий фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта) (далее — технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта);
  • технологические регламенты и схемы;
  • паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки;
  • паспорта на взрыворазрядные устройства.
  1. Технологический регламент разрабатывается на основании проектной документации и определяет безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса.
  2. В технологическом регламенте отражаются:
  • характеристики производства, используемого в производстве сырья и выпускаемой (производимой) продукции;
  • описание технологического процесса производства;
  • нормы расхода основных видов сырья;
  • информация о контроле и управлении технологическим процессом;
  • условия безопасной эксплуатации производства;
  • сведения и возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации;
  • перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования (технических устройств), технологические схемы производства (графическая часть).
  1.  В технологической схеме производства должны быть графически отражены:
  • технологическое, аспирационное, транспортное оборудование с указанием моделей и их основных характеристик;
  • движение сырья, готовой продукции;
  • средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту.
  1. Внесение изменений в технологический регламент и схемы размещения оборудования, средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях осуществляется после внесения изменений в документацию на техническое перевооружение объекта, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, — положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Внесенные изменения не должны создавать (увеличивать) риски аварийности и смертельного травматизма.

  1. При анализе риска аварий на объектах необходимо учитывать источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала, а также расчетное время прибытия специализированных профессиональных служб (формирований).
  2. В документации на консервацию или ликвидацию объекта предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий в процессе консервации или ликвидации объекта.
  3. В случае возможности при осуществлении производственного процесса образования в технологическом оборудовании (силосных и (или) бункерных емкостях) опасных веществ (газов) организация разрабатывает меры защиты персонала от воздействия этих веществ при взрывах, пожарах и других авариях.
  4. На объектах организуется и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемых объектов и условий их эксплуатации.
  5. Организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта оборудования, средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики, производственно-технической) за обеспечение требований промышленной безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими требования по безопасному проведению работ на объектах.
  6. Эксплуатация оборудования и осуществление (ведение) технологических процессов с неисправными или отключенными средствами, обеспечивающими противоаварийную защиту объекта, не допускаются.
  7. Персонал, связанный с эксплуатацией объектов, должен быть обучен и аттестован в области промышленной безопасности, не иметь медицинских противопоказаний к работе и быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
  8. Работники организации, эксплуатирующей объекты, не прошедшие проверку знаний либо получившие неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускаются.
  9. Инструктаж должен сопровождаться показом практических навыков и приемов по безопасному обслуживанию оборудования, кнопок аварийного останова оборудования, путей эвакуации, средств связи, сигнализации и завершаться устной проверкой приобретенных работником знаний лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажа регистрируется в журналах учета инструктажей.

  1. При выполнении разовых работ, работ по локализации и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие документы, проводится целевой инструктаж.
  2. В организации, эксплуатирующей объекты, должно быть обеспечено исправное состояние отводов атмосферных осадков от зданий и сооружений к водостокам, дорог для транспорта, пожарных проездов, рельсовых путей (с соблюдением требуемых габаритов, допускаемых уклонов и радиусов закруглений), сетей наружного освещения, пешеходных дорожек, пожарных и хозяйственных водопроводов, а также ограждений территории объектов и организации.
  3. Устройство железнодорожных путей, переездов и переходов через них, а также организация и эксплуатация железнодорожного хозяйства организации должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов в сфере транспорта.
  4. Необходимые для производственных целей подземные резервуары, колодцы, пожарные водоемы должны быть закрыты или ограждены со всех сторон. Пожарные водоемы в ночное время должны иметь световой указатель.
  5. К зданиям, сооружениям и строениям объектов должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей.
  6. Доступ на территорию организации, эксплуатирующей объекты, посторонним лицам запрещен.

      Дата регистрации:
    03.09.2020

———————————

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *