Уголовная ответственность ОПО — промышленная безопасность

Уголовная ответственность ОПО - промышленная безопасность

С 21 октября 2018 года действуют изменения в 216 и 217 статьях Уголовного кодекса (УК РФ). В связи с этим Верховный Суд разработает единообразный принцип применения этих статей УК РФ.

Публикация актуальная слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Изменения в статье 216 УК РФ

216 статья УК РФ претерпела изменения: из неё изъяли понятие «горные работы». Уголовная ответственность за нарушения требований безопасности при проведении горных работ полностью перенесена в 217 статью УК РФ. Ныне 216 статья носит новое название.

Старая версия стати 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ Новая версия ст. 216 УК. РФ Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ
1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, — 1. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —
  • наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Другими словами, эта статья рассматривает все случаи нарушения требований безопасности на производстве, которые не касаются опасных производств. Горное дело отнесено в категорию опасных производств, поэтому перенесено в 217 статью.

Изменения в статье 217 УК РФ

С 21 октября данная статья также претерпела изменения. Если раньше она рассматривала нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах, то теперь сюда относятся нарушения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах

Старая версия статьи 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах Новая версия статьи 217 Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов
1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 1. Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  2. наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  3. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  4. наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом данная статья предусматривает уголовную ответственность за допущенные нарушения правил безопасности на объектах опасных производств, повлекшие причинение вреда здоровью, крупного ущерба или смерть по неосторожности.

Судебная практика по делам о нарушениях правил безопасности и охраны труда на производстве за 2017 год

Всего в 2017 году официально зафиксировано 37 560 случаев производственного травматизма в виду нарушения правил безопасности на производстве.

В прошлом году на предприятиях России погибло 1722 человека.

Причины несчастных случаев на производстве в 2017 году:

В ¼ всех случав причиной несчастья послужило то, что работодатель пренебрёг требованиями законодательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда.Другая часть связана с тем, что работники пренебрегли требованиями безопасности и трудовой дисциплины.

  • В строительстве погибло в 2017 году – 24% от всех погибших на производстве.
  • Обрабатывающая промышленность — 15% случаев.
  • В сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве – 13%. На транспорте и хранение – 12,6%.
  • В добывающей промышленность (полезные ископаемые) – 8%.

Как будут рассматривать суды дела о нарушениях требований безопасности на производстве?

В связи с новой редакцией положений УК РФ, которые касаются уголовной ответственности за нарушения правил безопасности на производствах, Верховный Суд РФ определит правила единообразия в рассмотрении судами подобных дел.

Первое правило: при определении преступного деяния необходимо ссылаться на нормативно-правовые акты, в том числе разрешено опираться на локальные акты для конкретизации допущенных нарушений.

Иными словами, если лицо не исполнило или не надлежащим образом исполнило свои обязательства по обеспечению безопасности, что в итоге привело к несчастному случаю, то такое деяние является преступным.

Второе правило: потерпевшими могут быть все, кто так или иначе занят на производстве. Другими словами, потерпевшими могут быть следующие категории работников:

  • Работник, с которым заключён трудовой договор,
  • Работник, с которым не заключён трудовой договор, но был привлечён к работе с ведома работодателя или уполномоченного лица,
  • Стажеры и обучающиеся на производстве,

Тем не менее ответственность разграничивается при оформлении гражданско-правового договора.

Третье правило: суду при рассмотрении подобных дел необходимо установить причинную связь между нарушениями и наступившими последствиями. Здесь необходимо судам определить степень влияния небрежного поведения потерпевшего на наступления последствий.

Четвёртое правило: К уголовной ответственности можно привлекать также организации или лица, которые в силу гражданско-правового договора должны были обеспечивать сооблюдение требований по охране труда.

Пятое правило: При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, отнесенных к 217 статье УК РФ, судам необходимо опираться на положения действующего Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности дорожного движения (ПДД)

Как будут рассматриваться судебные дела, связанные с нарушениями ПДД и эксплуатацией транспортных средств? В этой области действует отдельная статья УК РФ 264.

Но если несчастный случай приозошел в ходе использования специальных самоходных машин, коими признаются тракторы, экскаватар, грейдер и т.д., то тогда деяния необходимо рассматривать по основаниям статей 216 и 217 УК РФ.

Роль надрозных органов в рассмотрении уголовных дел о нарушениях правил безопасности на производствах

Верховный суд определил, что при проведении расследования несчастного случая наряду с другими доказательствами могут быть исследованы материалы, подготовленные государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов. При этом указанные лица не могут быть привлечены в качестве экспертов (ст. 70 и ст. 168 Уголовно-процессуального кодекса), но при необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей.

На данный момент эти правила единообразия рассмотрения уголовных дел, которые связаны со статьями 216 и 217 УК РФ, оформляются в виде постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обсуждался проект Постановления «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Документ в ближайшее время будет доработан и вступит в силу.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Соблюдение правил промышленной безопасности и охраны труда при эксплуатации опасных производственных объектов — Блог по охране труда

Промышленная безопасность и охрана труда тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают сохранение здоровья и безопасности работников.

Основная цель промышленной безопасности — предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО), т.е.

разрушений сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников.
В жизни вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

Читайте также:  Санитарные нормы и правила простым языком (фото дня)

Правовое регулирование обеспечения промышленной безопасности и охраны труда

Промышленная безопасность предусматривает создание условий труда и производства, при которых сведен к минимуму риск возникновения внештатных ситуаций, в частности, аварий, которые могут нанести вред не только персоналу организации, но и обществу, а также окружающей среде (вредные выбросы в атмосферу и т. д.).

Основной нормативный документ, требования которого необходимо соблюдать, — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Согласно определению в ст.

1 «промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России.

К опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются:

  1. воспламеняющиеся вещества;
  2. окисляющие вещества (например, кислород);
  3. горючие вещества;
  4. взрывчатые вещества;
  5. токсичные вещества;
  6. вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
  7. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа (0,7 атм) или при температуре нагрева воды более 115 град.;
  8. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  9. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  10. ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

На опасных производственных объектах запрещено применение технических средств (оборудования), не имеющих разрешения Ростехнадзора.

Отнесение производственных объектов к категории опасных производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, который разрабатывается Ростехнадзором.

Эксплуатация опасных производственных объектов предполагает обязательное наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности. Без экспертизы эксплуатация опасного производственного объекта не допускается и проводят ее только организации, имеющие лицензию.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

  1. проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
  2. изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  3. проведение экспертизы промышленной безопасности;
  4. подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ ТК РФ закрепляет право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и возлагает обязанности по их обеспечению на работодателя. В ст.

219 ТК РФ четко сформулировано, на что имеет право работник. При этом подчеркивается, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст.

220 ТК РФ).

Ответственность за жизнь и здоровье работника несет работодатель, который обязан обеспечить работнику здоровые и безопасные условия труда, но и работник сам обязан выполнять необходимые требования: при необходимости применять средства индивидуальной защиты, носить на работе спецодежду и спецобувь, соблюдать технику безопасности, сообщать руководству о возникновении опасных ситуаций и др.

Порядок обеспечения безопасного труда на опасных производственных объектах.
Обеспечение безопасности и охраны труда на рабочем месте для персонала является главным приоритетом любой организации и неотъемлемой частью подхода к устойчивому экономическому развитию. При этом главной целью является работа без аварий и происшествий.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. соблюдать положения Федерального закона от 21 июля 1997 г.

    № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

  2. иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  3. обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  4. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  5. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

При этом работник обязан:

  1. выполнять только ту работу, которая ему поручена, при условии, что безопасное выполнение ее хорошо известно.
  2. выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
  3. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
  4. соблюдать требования охраны труда.

  5. немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления).

  6. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

  7. проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами
  8. уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
  9. уметь применять первичные средства пожаротушения.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте . Законом определены опасные объекты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности.

В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда.(ст. 17.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).

Требования к квалификации и обучению персонала

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  2. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  3. проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;
  4. организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  5.  обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
  6. обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  7. заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  8. приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  9. осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  10. принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  11. принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте и др.

Немаловажным фактором безопасной деятельности опасного производственного объекта является человеческий фактор, т.е. профессионализм эксплуатационного персонала, способного оперативно и правильно действовать в экстремальных условиях. Своевременная реакция обслуживающего персонала на предаварийные и форс-мажорные ситуации может являться залогом безаварийной эксплуатации опасного производственного объекта.

К основным условиям безопасной работы относятся следующие требования:

  1. правильный подбор специалистов, обязанных обеспечить отвечающую соответствующим требованиям безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности;
  2. хорошая теоретическая и практическая подготовка, высокое профессиональное мастерство, прочные знания производства, обслуживаемой техники, технологических процессов и требований норм охраны труда, обеспечивающих высокопроизводительный и безопасный труд. Выполнение этого условия должно обеспечиваться системой инструктажа, обучения и назначения кадров, предусмотренных соответствующими положениями;
  3. определение специальным положением (с учетом местных условий), конкретного перечня основных обязанностей в области охраны труда: руководителя и главного инженера предприятия, их заместителей, главных специалистов, начальников цехов и отделов, всех других специалистов и их соблюдение;
  4.  полное соответствие зданий, сооружений, рабочих мест, оборудования, машин, оснастки, инструмента, всех других средств производства и технологических процессов требованиям соответствующих норм охраны труда, государственных стандартов и технических условий. Важнейшая мера в решении этого вопроса — плановая, настойчивая работа по постоянному развитию технического прогресса на основе достижений науки и техники, передового опыта, совершенствованию культуры и эстетики, имеющих решающее значение для создания комфортных и безопасных условий труда, предупреждения аварий и несчастных случаев;
  • Безусловно, важнейшим определяющим условием безопасной работы является высокий уровень состояния охраны труда.
  • Организация обязана четко соблюдать все требования, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов соответствующими нормативными правовыми актами и техническими документами, что является залогом безопасного труда.
  • Уголовная ответственность ОПО - промышленная безопасность

Федеральный закон ФЗ-116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и УК РФ

В свете крупных аварий, происходящих на опасных производственных объектах (ОПО), Ростехнадзор предлагает разграничить уголовную ответственность и ответственность за нарушения закона о промышленной безопасности. Вспомним основные положения ФЗ-116 и действующие наказания за их несоблюдение.

В свете крупных аварий, происходящих на опасных производственных объектах (ОПО), Ростехнадзор предлагает разграничить уголовную ответственность и ответственность за нарушения закона о промышленной безопасности и ввести соответствующие поправки в законодательство. Предлагаем вспомнить основные положения ФЗ-116 и действующие наказания за их несоблюдение.

Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года является основным документом, устанавливающим требования к обеспечению безопасности ОПО. В нем же прописана ответственность за неисполнение требований и меры наказания за это неисполнение.

В настоящее время большая часть этих мер влечет за собой административное воздействие.

В частности,неисполнение требований ФЗ-116, а также требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности владельцами опасных производственных объектов указывает на факт события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Общие нарушения, а также нарушения требований Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • нарушения Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления;
  • правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб;
  • правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы;
  • правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа;
  • стандартов технической эксплуатации газораспределительных сетей;
  • свода правил СП 62.13330.2010 Газораспределительные системы;
  • Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
  • Технического регламента о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе
Часть 1 Статьи 9.1 Штраф на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Отсутствие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности; Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ Часть 2 Статьи 14.1, Часть 1 Статьи 19.20 (без извлечения прибыли) Штраф на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; Штраф на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Отсутствие полиса обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта Статья 9.19 Штраф на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в промышленной безопасности Часть 11 Статьи 19.5 Штраф на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 до 700 000 рублей

Уголовная ответственность за нарушения Федерального закона № 116-ФЗ ограничена, и наступает в тех случаях, когда имело место причинение вреда жизни или здоровью граждан. В частности:

Статья 17.1. Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте

1. В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

— гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), — в сумме два миллиона рублей; — гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, причиненного здоровью, — в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Размер компенсации в этом случае не может превышать два миллиона рублей.

2. Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Напомним, в настоящее время ведутся обсуждение поправок и в текст ФЗ-116, и в текст УК и УПК РФ в части введения, расширения и разграничения уголовной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности. Изменения планируется предоставить к публикации до конца года.

Уголовная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов

  • ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

1 2 Стурова О.А. , Барбашин О.Е.

1Стурова Ольга Александровна — старший преподаватель, кафедра уголовного права;

2Барбашин Олег Евгеньевич — студент, направление: правоохранительная деятельность, юридический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье исследуется тема уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Затрагивается проблема низкой эффективности механизма уголовно-правового обеспечения соблюдения специальных правил безопасности в области промышленной безопасности, проблема переквалификации части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных. Даются рекомендации по изменению и дополнению статьи 217 УК РФ.

Ключевые слова: промышленная безопасность опасных производственных объектов, требования, опасные производственные объекты, ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.

Возрастающие потребности населения планеты неизменно влекут рост потребления материальных благ, производство многих из которых связано с риском для жизни и здоровья людей, опасностью загрязнения природной среды и наступления иных разрушительных последствий.

В особенности это касается таких сфер деятельности, как атомные электростанции, карьеры по добыче полезных ископаемых, различные фабрики, рудники и др. [2, с. 124]. Устранение и поддержание должного уровня промышленной безопасности на опасном производственном объекте является не только ключевой задачей собственника и первого руководителя, но и непосредственных исполнителей работ.

Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос о требованиях, предъявляемых к промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

В последнее время внимание российского государства и общества вновь сконцентрировалось на вопросах безопасности в промышленной деятельности, что обусловлено катастрофами техногенного характера, приводящими к серьезным последствиям, в том числе человеческим жертвам.

Как сообщает официальная статистика за 2016 — 2018 года, количество преступлений связанных с нарушением требований промышленной безопасности постепенно возрастает. Так, на территории Российской Федерации в 2016 году по статье 217 УК РФ было осуждено 13 лиц, в 2017 году — 15 лиц, а в 2018 году — 18 лиц [8].

Криминогенная ситуация в области промышленной безопасности связана в первую очередь с увеличение темпов производства, связанного с риском, что в свою очередь требует более жесткого контроля в отношении источников повышенной опасности со стороны государства.

Нормы уголовного права выступают одним из эффективных инструментов воздействия на социальное поведение.

В настоящее время в Уголовном кодексе РФ имеется необходимый потенциал для обеспечения общественной безопасности в сфере промышленной безопасности и эксплуатации

объектов повышенной опасности, однако он, к сожалению, пока не нашел должной реализации на практике.

Основная цель промышленной безопасности — это предотвращение и минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Где под аварией понимается разрушение сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрывы или выбросы опасных веществ [4, с. 199].

Причиной низкой эффективности механизма уголовно-правового обеспечения соблюдения специальных правил безопасности, которые образуют такой запрет, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, является в том числе и неопределенность некоторых положений.

Проблема ответственности за указанное деяние в теории практически не исследуется. Поэтому вопрос о совершенствовании уголовного законодательства в данной сфере насущный.

Перед законодателем стоит такая основная цель, как создание надежных правовых барьеров обеспечивающих организационные меры, которые бы серьезно затрудняли, а в лучшем случае и вовсе исключали угрозу нарушения промышленной безопасности.

Все это свидетельствует о необходимости выработки соответствующих научно обоснованных рекомендаций по их совершенствованию.

Если обратиться к нормативной базе, то основной и самый важный правовой акт, регулирующий отношения в сфере промышленной безопасности, это Федеральный Закон № 116 — ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В данном акте содержатся общие, основные правила и меры по обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, нарушение которых влечет за собой наложение юридической ответственности.

Статья 17 Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет что «лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [11].

Промышленная безопасность опасных производственных объектов — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [11].

Можно выделить следующие основания привлечения лица к уголовной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Во-первых, данное преступление может быть совершенно только по неосторожности. При наличии прямого или косвенного умысла содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьям УК РФ. [7, с. 78-81].

Во-вторых, должен быть причинен тяжкий вред здоровью человеку, либо смерть, либо крупный ущерб. Под крупным ущербом в главе 24 УК РФ согласно примечанию к статье 216, законодатель понимает ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей [10].

До недавнего времени в Уголовном кодексе Российской Федерации была отдельная статья «нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов» ст. 269.

Однако, проведя анализ данной статьи и практики, было установлено, что вышеупомянутая статья применяется на практике очень редко. Так за 2013-2015 года на территории Российской Федерации было осуждено всего 4 лица по данной статье.

В то время как за этот же период по 217 статье УК РФ было осуждено 18 лиц.

[9] Данная ситуация и поспособствовала повышению уровня соблюдения требований промышленной безопасности путем совершенствования правового механизма привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, приведших к авариям. В связи с незначительным числом лиц, осужденных по статье 269

Уголовного кодекса Российской Федерации относительно числа лиц осужденных по статье 217 Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразно было унифицировать составы преступлений, различающиеся по предмету, но аналогичные по объекту преступного посягательства, состоящему в нарушении обязательных требований в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и установить единые условия наступления ответственности, в измененном виде норма действует с 21.10.2018 года [6].

Принятие данного законопроекта позволило установить более четкие квалифицирующие признаки преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах. А также это поспособствовало повышению уровня безопасности при строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов.

Преступление предусмотренное статьей 217 УК РФ, следует отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.

1 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за «нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.[3, с.

189] Отграничение от уголовно наказуемого деяние производится по последствиям: если не наступил крупный ущерб и не был причинен тяжкий вред здоровью, либо смерть, то деяние квалифицируется по статье 9.1 КоАП РФ.

Как мы уже до этого упоминали, под крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей. [10] Также в КоАПе прописывается, что наступает административная ответственность в случае грубого нарушения требований промышленной безопасности.

Где под грубым нарушением понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Отсюда прослеживается проблема переквалификации части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных. И для решения данной проблемы, как из одного из способов можно рассмотреть введение административной преюдиции.

Мы считаем, что одним из направлений современной уголовной политики является введение института административной преюдиции. Данная тенденция вызывает множество противоречивых мнений со стороны ученых и практиков. По мнению М.В.

Бавсуна административная преюдиция при ее грамотном использовании может стать эффективным средством противодействия преступности и будет способствовать повышению эффективности практического применения уголовного законодательства [1, с. 6-9]. А.П.

Шергин считает административную преюдицию, что она выступит средством борьбы не только с административными проступками, но и с преступными деяниями [5, с. 3-19].

В связи с этим представляется, что в УК РФ необходимо внести изменения, дополнив ст. 217 в следующей редакции: «1.

1 Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за нарушение требований промышленной безопасности, предусмотренное ст. 9.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — наказывается…».

  1. Институт административной преюдиции в уголовном праве является одной из наиболее обсуждаемых и дискуссионных тем среди теоретиков и практиков.
  2. На наш взгляд, институт административной преюдиции имеет право на существование в уголовном праве, однако его введение должно быть максимально точным и учитывать все важные обстоятельства. Административная преюдиция
  3. будет способствовать оптимизации и гуманизации уголовных санкций в российском законодательстве.

Сторонники введения административной преюдиции в уголовный кодекс, считают, что это помогло бы эффективно предупреждать преступления. Где главная цель уголовной политики — эффективная борьба с преступностью.

Именно для этого и стоит ввести, а точнее — легализовать, административную преюдицию в уголовном законодательстве России.

Данная легализация может способствовать снижению уровня уголовно-правового рецидива, дифференциации уголовной и административной ответственности, реализации возможности более быстрого и эффективного реагирования на совершаемые преступления.

Итак, проанализировав законодательство и научную литературу можно прийти к выводу, что уголовное законодательство в рассматриваемой нами области нуждается в совершенствовании.

Необходимо и дальше развивать данные нормы, касающиеся промышленной безопасности.

Ведь в наше время промышленность развивается быстрыми темпами и вследствие этого вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф.

  • Считаем, что ведение вышеназванной нами новой статьи в УК РФ поспособствует развитию системы в профилактики нарушений требований промышленной безопасности.
  • К тому же рекомендуем обеспечить переработку ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, с учетом развития применяемых на опасных производственных объектах технологий и их гармонизацию с требованиями международных стандартов.
  • Список литературы

1. Бавсун М.В., Бавсун И.Г., Тихон И.А. Административная преюдиция и перспективы ее применения на современном этапе // Административное право и процесс. М., 2008. № 6. С. 6-9.

2. Евдокимов А.А. Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России: диссертация … кандидата юридических наук. М.: Юрайт, 2013. 124 с.

3. КозловЮ.М. Административное право: М.: Учебник, 1999. 189 с.

4. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2000. С. 199.

5. Кузнецова Н.Ф. Семь лет Уголовному кодексу Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2003. С. 3-19.

6.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 8.01.2019).

7. Рарог А.И. Российское уголовное право. Т. 2. // Особенная часть, СПб.: Санкт-петербург, 2002. 78-81 с.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности

Собственники промышленных предприятий, пренебрегающие требованиями безопасности своих объектов, не всегда думают о том, с какими последствиями они могут столкнуться. В зависимости от тяжести нарушения, оно может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность

В первую очередь, ответственность за нарушение правил промышленной безопасности регламентируется Административным кодексом Российской Федерации (КоАп).

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ о нарушениях требований промышленной безопасности или условий лицензии на опасных промышленных объектах (ОПО), предусмотрены следующие виды ответственности:

  • для физлиц – штраф до 3 т.р.,
  • для специалистов – штраф до 30 т.р. или отстранение от работ на срок до 1 года,
  • для предприятий – штраф до 300 т.р. или прекращение деятельности на срок до трех месяцев.

Во 2-й части статьи 9.1 КоАП РФ определяется ответственность за нарушения требований ПБ к получению, использованию, переработке и иных действий со взрывчатыми веществами на ОПО. Предусмотрены следующие виды ответственности:

  • для физлиц штраф – штраф до 5 т.р.,
  • для специалистов – штраф до 40 т.р. или запрет на деятельность на срок до полутора лет,
  • для предприятий – штраф до 400 т.р. или временное приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

В 3-й части статьи 9.1 КоАП РФ определяется ответственность за грубые нарушения требований ПБ или условий лицензии Ростехнадзора. Предусмотрены следующие виды ответственности:

  • для специалистов – штраф до 50 т.р. или отстранение от работы на срок до 2 лет,
  • для предприятий – штраф до 1 млн. р. или прекращение деятельности на срок до трех месяцев.

В 3-й части статьи 9.1 КоАП РФ определяется ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения ПБ. Предусмотрены следующие виды ответственности:

  • для специалистов – штраф до 50 т.р. или отстранение от работ на срок до 2 лет,
  • для предприятий – штраф до 500 т.р. или приостановление деятельности на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение правил промышленной безопасности определяется статьями 215, 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно этим статьям, нарушение правил промышленной безопасности, повлекшее за собой смерть человека или причинение крупного ущерба, влечет за собой следующие виды наказаний:

  • штраф до 80 т.р. или в размере заработной платы осужденного за полгода,
  • лишение свободы на срок до 5 лет с запретом на деятельность на срок до 3 лет или без такового.

Назад в Статьи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *