Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники загрязнения атмосферы.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», они обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Для чего необходима разработка Проекта ПДВ?

  • Проект ПДВ разрабатывается с целью установления нормативов предельно допустимых выбросов.
  • Основной результат — приказ об утверждении нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с приложениями и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  • Без разработки проекта ПДВ получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не удастся.

Сколько действует проект ПДВ?

Проект ПДВ и нормативы выбросов загрязняющих веществ действуют в течение 5 лет, при условии неизменности технологического процесса. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух действует в течение 5 лет или и 1 года. В зависимости от уровня экологического контроля. Например, для предприятий в Московской области требуется его ежегодное продление.

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Основание для разработки

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов разрабатывается на основании:

  1. Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  2. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  3. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  4. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;
  5. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»;
  6. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
  7. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
  8. Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87;
  9. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2011 г. № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

Сколько по времени это займет?

  1. Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы-состоит из нескольких этапов и в сумме занимает от полугода до 9-ти месяцев.
  2. I этап: Инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

  3. На данном этапе проводится:
  1. Инвентаризация источников загрязнения атмосферы;
  2. При необходимости количественный химический анализ атмосферного воздуха аккредитованной лабораторией;
  3. Получение справок Центрального УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.
  • II этап: Разработка Проекта нормативов ПДВ
  • На данном этапе наши специалисты выполняют все необходимые расчеты и оформляют проект.
  • После разработки проект подлежит согласованию и утверждению у заказчика.
  • Срок выполнения этапа составляет от 20-ти рабочих дней в зависимости от количества площадок и источников загрязнения атмосферы.
  • Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ.

Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. Наша компания может предложить, как разработку проекта ПДВ совместно с разработкой раздела инвентаризации, так и по отдельности.

Но при совмещении инвентаризации и разработки проекта ПДВ удобнее как предприятию, так и разработчику данной документации, по причине сокращения сроков выполнения и затрат.

III этап: Согласование проекта в уполномоченных государственных органах

  1. Экспертиза проекта ПДВ в Территориальном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с получением экспертного заключения. Срок в соответствии с регламентом 60 рабочих дней с момента оплаты счета ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» за экспертизу.
  2. Экспертиза проекта в территориальном Управлении Роспотребнадзора последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения. Срок от 14 до 30 рабочих дней.
  3. Экспертиза проекта в территориальном Департаменте Росприроднадзора, либо Департаменте Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или Министерстве экологии и природопользования Московской области (для предприятий не подлежащих федеральному экологическому контролю) для получения Приказа об утверждении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух..
  4. Срок выполнения — 30 рабочих дней.

IV Этап: Разработка и согласование плана снижения выбросов при НМУ

На данном этапе наши специалисты разрабатывают план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий(НМУ) который подлежит согласованию в Департаменте Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или Министерстве экологии и природопользования Московской области (в зависимости от месторасположения предприятия и уровня экологического контроля).

Срок выполнения – от 30-ти рабочих дней.

V этап: Получение разрешения на выброс

Сдача проекта ПДВ в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (для предприятий подлежащих федеральному экологическому контролю) или Департамент природопользования и охраны окружающей по г. Москве, или Министерство экологии и природопользования Московской области для получения разрешения на выброс.

Срок выполнения – от 30 рабочих дней.

Итого Срок согласования проекта ПДВ составляет от 6-ти месяцев.

Результат работы

В результате выполненной работы Вы получаете оригиналы следующих документов:

  1. Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха, если замеры были проведены.
  2. Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  3. Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;
  4. Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;
  5. Приказ об утверждении нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  6. Нормативы выбросов загрязняющих веществ;
  7. План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (план НМУ), либо письмо об отсутствии необходимости разработки такого плана.
  8. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Оптимальное соотношение цены, качества и срока

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Разработка «под ключ» мы знаем, как сделать проект, который устроил бы и вас и надзорные органы

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Согласования в государственных органах с первого раза

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов

Цены

Разработка проекта Дополнительные платежи
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)
  1. 1. Справки ФГБУ «Центральное УГМС»
  2. 2. При необходимости замеры выбросов загрязняющих веществ в источниках;
  3. 3. Экспертиза проекта в ТЕ ФБУЗ «ЦГиЭ»

4. Госпошлина за выдачу разрешения на выброс 3500 рублей.

Цена: от 80 000 рублей за 1 площадку

Гост р 58577-2019 правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Устанавливаем нормативы ПДВ в соответствии с порядком

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРОЕКТИРУЕМЫМИ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ НОРМАТИВОВ
  • Издание официальное

Москва Стандартинформ 2019

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (АО «НИИ Атмосфера»)
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 «Качество воздуха»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2019 г. № 888-ст
  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Пробила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Nt 162-ФЗ «О стандартизации е Российской Федерации».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии е сети Интернет (www.gost.ru)

© Стзндартинформ. оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения
  • 2 Термины и определения
  • 3 Сокращения
  • 4 Общие положения
  • 5 Установление нормативов допустимых выбросов
  • 6 Установление нормативов ПДВ на основе сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух
  • 7 Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов

Приложение А (справочное) Состав материалов по расчету нормативов допустимых выбросов … .9 Библиография

Введение

  1. Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

  2. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

  3. Основой для проведения работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — инвентаризация выбросов) {в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].
  4. При определении нормативов предельно допустимых выбросов (ЛДВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух (далее —• метод сводных расчетов).

Настоящий стандарт позволит повысить эффективность воздухоохранной деятельности на предприятиях. имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также будет способствовать установлению обязательных для применения и исполнения требований к методам нормирования выбросов в атмосферный воздух.

Гост р 58577—2019

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРОЕКТИРУЕМЫМИ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ НОРМАТИВОВ
  • Regulation for establishment of permissible limits of pollutant emissions by economic entities being projected and in operation and methods of determination of the limits
  • Дата введения — 2020—01—01

1 Область применения

  • 1.1 Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.
  • 1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов ЗВ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.
  • 1.3 Настоящий стандарт предназначен:

* для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с источниками выбросов в атмосферный воздух ЗВ. в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха;

— государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, а также проектных, научных или иных организаций, предоставляющих услуги в области охраны атмосферного воздуха.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

предельно допустимый выброс: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ. допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

  1. [[1). статья 1]
  2. 2.2
  3. временно разрешенный выброс: Показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса.
  4. [[1]. статья 1]
  5. Издание официальное
  6. гигиенический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.
  7. [[1]. статья 1]
  8. технологический норматив выбросов: Норматив выброса вредного (загрязняющего) веще* ства в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.
  9. ([1]. статья 1]
  10. экологический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ е атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.
  11. [[1]. статья 1]
  • 2.6 сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, автотранспортных потоков, движущихся по городским улицам и дорогам, и иных источников города (региона): Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ согласно данным, в которых используется информация о параметрах выбросов источников загрязнения атмосферы. расположенных на территории города (региона).
  • 2.7 квота концентрации загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием) для конкретного источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в определенной точке местности: Ограничение на значения приземных концентраций загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием), которые могут создаваться выбросами источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в рассматриваемой точке местности, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к качеству атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферы.
  • 2.8 головная организация: Организация, определенная в установленном порядке для формирования и поддержания компьтерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов.

3 Сокращения

  • В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
  • ВРВ — временно разрешенный выброс.
  • ГО — головная организация;
  • ЗВ — загрязняющее вещество;
  • ИЗАВ — источник загрязнения атмосферы;
  • ИТС НДТ — информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям; КЭР — комплексное экологическое разрешение;
  • ОБУВ —• ориентировочно-безопасный уровень воздействия;
  • ПДВ — предельно допустимый выброс;
  • ПЭК — производственный эхологический контроль;
  • СЗЗ — санитарно-защитная эона:
  • ТНВ — технологический норматив выбросов.

4 Общие положения

  • 4.1 Основой для проведения работ по нормированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации выбросов (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

Исходя изданных о результатах инвентаризации определяют источники выбросов и перечень ЗВ. в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха.

  • 4.2 Нормирование выбросов 38 в атмосферу предусматривает учет не только гигиенических, но и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.
  • 4.3 При определении нормативов допустимых выбросов (ПДВ. ВРВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов.
    • 4.3.1 При применении методов сводных расчетов нормативы ПДВ для каждого ЗВ. поступающего в атмосферу от хозяйствующего объекта, устанавливают исходя из требования непревышения концентраций /-го ЗВ Спрр создаваемых выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для хозяйствующего субъекта:

Q,w(x,y)fiC“w(xty), (1)

где х. у — координаты произвольной точки местности в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта:

С* . (х. у) — значение квоты концентрации, которая может создаваться выбросами >го 38 рассматри-П ‘ ваемого объекта в точке с координатами х. у. рассчитанное с помощью рекомендованной

к применению методологии определения допустимых вкладов объектов а загрязнение атмосферного воздуха на основе сводных расчетов.

Выполнение условия (1) для действующих хозяйствующих субъектов проверяется вне территорий существующих СЗЗ. а для хозяйствующих субъектов, расположенных в сложившейся жилой застройке. — на границе ближайшей жилой застройки и эон.

к которым предъявляются повышенные экологические требования, в частности мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (далее — эон.

к которым предъявляются повышенные экологические требования).

  • 4.3.2 До внедрения в городе (населенном пункте) системы сводных расчетов и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов ЗВ в атмосферу для каждого /-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяют следующее условие:
  1. Зсум/ _ 4пр/ + Руф/ 1 ■ (2)
  2. где дсу1^ — суммарная максимальная разовая концентрация у-го ЗВ с учетом фона, в долях ПДК;
  3. д^ — учитываемая максимальная разовая фоновая концентрация /-го вещества, создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми за пределами промышленных территорий, в долях ПДК;
  4. дпр — максимальная разовая концентрация;-го ЗВ. создаваемая выбросами предприятия, в долях ПДК;
  5. “ ПДКУ '

Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух , Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 11 августа 2020 года №581

В целях реализации абзаца двадцатого статьи 5 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования и действует шесть лет со дня его вступления в силу.

Исполняющий обязанности МинистраД.Г.Храмов

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации30 декабря 2020 года,регистрационный N 61944

Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

  • УТВЕРЖДЕНАприказом Минприроды России
  • от 11 августа 2020 года N 581

I. Общие положения

1.

Настоящая методика определяет порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — предельно допустимые выбросы, выбросы соответственно), за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов нормативов допустимых выбросов.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.

1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее — Перечень регулируемых загрязняющих веществ).________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4524; 2019, N 20, ст.2472.

Нормативы допустимого воздействия и нормативы допустимых сбросов: понятия и методики расчета

ЭкологияЗаконыНачинающему экологу

В современном мире приходится учитывать тот факт, что практически любое производство тем или иным образом наносит вред нашей среде обитания.

Практически невозможно полностью избежать выбросов и сбросов вредных веществ в воду, воздух, а также в виде отходов.

В попытках сохранить природу и ограничить возможный ущерб окружающей среде, люди разработали экологические нормативы, призванные установить лимиты допустимого вреда.

В данной статье мы рассматриваем вопрос сущности экологических нормативов и их виды. готова предоставить более подробную информацию, а также рассмотреть данный вопрос применительно к Вашему предприятию в процессе консультации – смело обращайтесь к нам по любым непонятным вопросам!

22 Июня 2020

Что такое ПДВ, для чего необходим

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» предписывает всем юридическим лицам (даже для малых предприятий), где есть стационарные источники загрязнения воздуха, получить экспертное заключение о нормировании. Данные нормативы может предоставить проект допустимых выбросов в атмосферу, куда входит инвентаризация. Причем раньше разрешение получали лишь при составлении описи.

  Основные принципы создания прудика из покрышки своими руками

Требование о разработке Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) изложено в ст. 19, 23 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ст.

22, 30 ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха», согласно которым все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Сейчас требуется анализ попадания вредных веществ в атмосферу. Его отражает проект по выбросам на предприятии, инвентаризация является только неотъемлемой частью. Стационарные источники могут быть разными.

Что подразумевается под этим понятием? Не только трубы или котельные. Проект нормативов предельно допустимых выбросов нужен при наличии самых разных рассадников загрязнения (например, стоянок, ворот, окон). Все требует разрешения.

Таким неорганизованным источникам нужны документы, показывающие расчет рассеивания выбросов. Разработка проекта ПДВ обязательна. Другими словами, даже один станок, работающий за неделю хотя бы 10 минут, требует учета.

Содержание проекта ПДВ и основные этапы разработки

  • Основные этапы разработки ПДВ
  • 1. Проведение инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (выезд специалиста на предприятие, сбор исходных данных и сведений, необходимых для разработки Проекта, составление Отчета по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ);
  • 2. Разработка Проекта;
  • 3. Согласование Проекта в контролирующих организациях
  • Содержание проекта ПДВ

Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается в соответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТом 17.2.3.

02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

В структуру Проекта ПДВ входят следующие разделы:

  1. Аннотация;
  2. Введение;
  3. Общие сведения о предприятии;
  4. Характеристика предприятия как источника атмосферы;
  5. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ;
  6. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
  7. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии;
  8. Предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах;
  9. Приложения (ситуационная карта-схема района расположения предприятия, план производственной территории с отметками расположения источников загрязнения, определение категории предприятия по воздействию на атмосферный воздух, исходные данные предприятия, результаты расчетов загрязнения атмосферы и пр.)

Допустимые нормы электромагнитных полей и излучений

Диапазон спектра электромагнитного излучения природного и техногенного происхождения, оказывающий негативное влияние на состояние организма человека составляет от тысяч километров (переменный ток) до триллионной части миллиметра. В связи с этим значительно разнятся и требования к нормированию различных диапазонов электромагнитного излучения.

На производстве электромагнитное излучение используется для индукционного нагрева металлов и полупроводников. В процессе оценки условий труда очень важно произвести измерения уровня излучений, чтобы исключить опасность для здоровья сотрудников жителей прилегающих территорий.

Защита от электромагнитных излучений может быть пассивной и активной. К пассивным методам снижения негативного электромагнитного воздействия:

  • защита расстоянием — организация санитарных зон;
  • защита временем — ограничение времени пребывания сотрудника в зоне повышенного ЭМП;
  • экранирование — применение поглощающих и экранирующих материалов;
  • градостроительные мероприятия – озеленение местности, планирование жилищного строительства с учетом рельефа и расположения прилегающих объектов.

Активные методы защиты от электромагнитных полей направлены на сам источник излучения. Внедрение этих методов предполагает модернизацию производственных узлов, с целью снижения их мощности и оптимизации других характеристик излучающего агрегата.

  Укладка бесшовного покрытия из резиновой крошки (инструкция)

Действие излучения радиочастотного диапазона

Излучения радиочастотного диапазона могут оказывать на организм тепловой и нетепловой эффект. В первом случае у пострадавшего наблюдается повышение температура тела даже при незначительном локальном облучении. Нетепловой эффект предполагает трансформацию электромагнитной энергии в теле человека в нетепловую форму энергии – чаще всего это молекулярное резонансное истощение.

Нормирование воздействия электромагнитного излучения радиочастот происходит посредством СаНПиН 2.2.4/2.1.8.055—96, которые посвящены оценке воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона на организм человека.

Действие инфракрасного излучения

Инфракрасное излучение на предприятии особенно опасно для сотрудников, работающих в непосредственной близости к источнику излучения.

Негативное воздействие инфракрасного спектра на организм человека проявляется целым рядом симптомов.

В первую очередь страдает нервная система — образуются специфические биологически активные вещества типа гистамина, холина, повышается уровень фосфора и натрия в крови.

Это способствует снижению нервно-мышечной возбудимости, преобладанию тормозных процессов и замедлению показателей общего обмена веществ. При этом усиливается секреторная функция желудка, поджелудочной и слюнной желез. Если страдает кожа, у пораженного человека отмечается гипертермия эпидермиса, ощущение боли и жжение.

Действие лазерного излучения

Воздействие лазерного излучения на организм пациента зависит от энергии излучения, энергии импульса, плотности мощности (энергии) и времени воздействия. При этом поражению подлежат и отдельные органы и организм в целом.

Происходит это за счет образования свободных радикалов, которые реагируют с молекулами веществ, входящих в состав живой ткани. Это приводит к глубоким молекулярным повреждениям тканей.

Наибольшее негативное воздействие лазерное излучение оказывает на кожу и оболочки глаза.

Представители проведут профессиональную оценку уровня негативного воздействия физических факторов на окружающую среду и организм человека, составят и согласуют нормативы и разработают комплекс мер по снижению вреда для сотрудников и жителей близлежащих территорий.

Согласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы

Процедура согласования Проекта ПДВ включает следующие этапы:

  1. Экспертиза Проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (проводится в территориальном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»). Результатом является экспертное заключение о соответствии документации действующим требованиям законодательства
  2. Получение в Роспотребнадзоре положительного санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие Проекта требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
  3. Согласование Проекта в местном органе Росприроднадзора.
  4. Получение разрешения на выбросы в Росприроднадзоре (если предприятие входит в список объектов федерального экологического контроля), либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
  1. Для получения разрешения в территориальный орган Росприроднадзора необходимо представить:
  2. — заявление;
  3. — реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины,
  4. — опись представляемых материалов, утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
  5. — утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана.

За выдачу Разрешений на выбросы уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Стоимость едина на всей территории России, в том числе и регионах работы нашей компании: Урал (Екатеринбург, Челябинск), ЧМАО, ЯНАО (Сургут), Москва и московская область. Государственная пошлина уплачивается до подачи Заявления о выдаче Разрешения на выбросы.

Сроки согласования проекта ПДВ

  • Экспертиза Проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзоре – ориентировочно 60 рабочих дней.
  • Согласование Проекта в Росприроднадзоре, установления Нормативов выбросов — 30 рабочих дней (в соответствии с регламентом).
  • Получения Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу — ориентировочно 30 рабочих дней.

Сроки действия проекта ПДВ и Разрешения на выбросы

Разработка проекта ПДВ осуществляется на основе данных инвентаризации выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. Таким образом, проект ПДВ может быть разработан на срок 5 лет, который определяется разработчиками в самом проекте.

  1. При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
  2. При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.
  3. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
  4. Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.

В связи с принятием в 2006 году Водного Кодекса РФ и соответствующих подзаконных нормативных актов, изменился понятийный аппарат в части нормативов воздействия на водные объекты.

В настоящее время понятия, используемые в Водном кодексе, в целом соответствуют понятиям, приведенным в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», что обеспечивает сопоставление и понимание соответствующих терминов: нормативы допустимого воздействия, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы качества.

Во исполнение положений Водного кодекса РФ в конце 2007 года были разработаны методики:

  • определения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (утв. приказом МПР от 12.12.2007 №328 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты»);

Методика установления нормативов допустимых выбросов — новый проект приказа

Методику установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) пытаются разработать и утвердить уже давно, с тех самых пор, как вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г.

№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который поменял систему нормирования и контроля с классической, ориентированной на предприятие-природопользователя, на новую объектно-ориентированную.

Объекты ОНВ разделили на категории, и теперь не всем необходимо устанавливать нормативы допустимых выбросов (НДВ).

Установка нормативов допустимых выбросов

  • В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
  • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
  • […]
    1. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
    2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
    3. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
    4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
    5. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако нормативного правового акта, в соответствии с которым нужно такие нормативы устанавливать, до сих пор нет. В связи с этим мы продолжаем пользоваться давно устаревшим Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 г. Состав проекта ПДВ, каким он был до вступления в силу Федерального закона № 219-ФЗ, в последние годы не был четко законодательно определён. Разработка проекта нормативов ПДВ регламентировалась старым, но еще действующим утвержденным документом «Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия», 1989 г.

Кроме того, приходилось пользоваться Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», Санкт-Петербург, 2012, так как это более современный документ, учитывающий требования закона, но при этом носящий рекомендательный характер.

В итоге, проекты ПДВ представляли собой «сборную солянку» разделов и таблиц, собранных из обоих этих документов, а также с добавлением некоторых положений, взятых из тоже рекомендательного, но полезного ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт.

«Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (на данный момент уже не действует).

Получить консультацию по ПДВ

Обзор главных изменений

Первая версия проекта методов назвалась проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и появилась еще во второй половине 2018 года, однако не прошла регистрацию в Минюсте. С тех пор попытки регистрации принимались еще несколько раз, но безуспешно.

Минэкономразвития проводило экспертизу того первого проекта приказа и выдало заключение об оценке регулирующего воздействия.

Разработчиком были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 августа по 4 сентября 2018 года.

Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы. Отдельные замечания были учтены разработчиком при доработке проекта акта.

В апреле 2020 года после корректировок предпринята еще одна попытка регистрации нового проекта приказа. Предлагаем рассмотреть данный документ, несмотря на то, что он на момент написания статьи не зарегистрирован в Минюсте и имеет большие риски эту регистрацию не пройти.

Приказ Минприроды России от 27.02.2020 № 99 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

  1. Первое и самое важное – согласно приказу, настоящая методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ПДВ), за исключением разработки ПДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.
  2. Предельно допустимые выбросы рассчитываются для следующих объектов ОНВ:
  3. a) планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);
  4. б) действующих объектов ОНВ I категории и, в случае получения комплексного экологического разрешения, II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;
  5. в) действующих объектов II категории;
  6. г) действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

О согласовании нормативов допустимых выбросов для объектов iii категории

Вопрос

Пользователь сайта «Эковопрос»

Необходимо ли организации, относящейся к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие, согласовывать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), кроме веществ I-II классов опасности, в Роспотребнадзоре?
Или правильнее будет провести расчет нормативов ПДВ, утвердить его и хранить в организации?

— Реклама —

Ответ

В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Применительно к лицам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, законодательство не содержит положений, прямо указывающих на обязанность осуществлять расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Тем не менее оговорка, на основании которой мы приходим к выводу, что такая обязанность установлена, содержится в п. 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Пункт 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

  • В настоящее время главной проблемой в вопросе исполнения лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, обязанности по расчету НДВ и своего рода «легитимизации» такого расчета является отсутствие законодательных положений или подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих специальный порядок расчета и оформления соответствующих НДВ.
  • Иными словами, применительно к объектам III категории законодательство не предусматривает какие-либо требования к порядку оформления расчета НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
  • В частности, нет требований, предусматривающих, что указанные расчеты должны быть разработаны и оформлены в виде проектов НДВ (ПДВ).
  • Однако на практике позиция представителей отдельных территориальных органов Роспотребнадзора состоит в том, что проекты нормативов ПДВ (нормативы ПДВ) обязаны разрабатывать и утверждать (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) все лица, имеющие стационарные источники выбросов в атмосферный воздух (в том числе лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории).
  • Представляется, что такое утверждение действующему законодательству не соответствует.
  • Фактически эта позиция основана:

▸на убеждении в необходимости применения к разрабатываемым нормативам для объектов III категории (и не только для таких объектов) старых процедур утверждения (установления);
▸нормах, которые были обязательны к соблюдению всеми лицами, осуществлявшими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до 01.01.2019 — то есть до перехода на новую систему нормирования.

В соответствии с п. 3 ст.

20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам».

  1. Из указанного положения как раз и делается вольный вывод: все хозяйствующие субъекты, которые должны рассчитывать НДВ, должны их утверждать при наличии СЭЗ.
  2. Тем не менее из содержания приведенного положения видно, что даже этот закон не устанавливает обязанность лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, утверждать НДВ (проекты нормативов ПДВ).
  3. В процитированной норме речь идет об условии утверждения нормативов ПДВ (разумеется, в ситуации, когда такие нормативы должны утверждаться).
  4. Еще раз назовем установленные законом обязанности лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории: расчет (а не утверждение), в частности, НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
  5. А это означает, что любые доводы о необходимости утверждения, согласования, экспертизы расчетов НДВ (самих нормативов, проектов нормативов ПДВ) для объектов III категории в условиях действующего законодательства являются необоснованными.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *