Актуализация НПА — сделаем правовую базу по охране труда проще

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, являются неотъемлемой частью всей правовой системы государства и выступают гарантом нерушимости основных прав и свобод граждан при осуществлении своей трудовой деятельности. Монополией на издание федеральных документов в полной мере обладает государство и никто иной кроме него.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Законодательная база страны формируется посредством издания соответствующих нормативных документов, в которых содержатся как императивные, так и диспозитивные нормы и требования.

Законодательный акт имеет установленный вид в соответствии с определенными стандартами делопроизводства, и распространяет свое действие на определенный вид правоотношений в части своего поля регулирования.

Нормативы об охране труда действуют в отношении всех учреждений и компаний на территории страны.

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

Типовое разделение всего нормативного массива на определенные виды

Обратите внимание! Такие акты должны устанавливать ответственность субъектов правоотношений, меры наказания за несоблюдение меры безопасности трудовой деятельности, меры поощрения в случае соблюдения и следования нормам безопасности, содержание основных требований и обязательств сторон трудовых отношений.

Законодательство России в данной сфере состоит из нескольких основных групп нормативных документов, которые регулируют деятельность всех учреждений в таком виде отношений:

  • федеральные законы и приравненные к ним документы государственного регулирования издаются Государственной Думой и ратифицируются Правительством страны. Разрешают фундаментальные вопросы в отрасли и устанавливают единые для всей территории нормативы, понятие и требования в части регулирования безопасности трудовых отношений;
  • отраслевой документ, разработка которого осуществляется министерством или ведомством, конкретизирует нормы права в отношении отдельно взятой отрасли экономики, и также обязателен для исполнения всеми участниками правоотношений;
  • локальные документы, назначение которых состоит в регулировании отдельных вопросов в рамках одного предприятия или структурного подразделения. Соответственно издаются специальными органами самих компаний.

Важно! Все документы вне зависимости от их уровня должны следовать единой цели и содержать сходные задачи по улучшению общего состояния безопасности в рамках трудовой деятельности.

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

Разделение внутренних локальных актов учреждения

Кто могут быть разработчиками нормативных правовых актов по охране труда

Нормативные документы по охране труда и акты

В зависимости от уровня документа, его разработкой занимаются различные органы и структуры в данной сфере. Они подразделяются на следующие виды:

  • подразделения Государственной Думы и структур правительства занимаются созданием массива федеральных законов в сфере регулирования трудовых отношений и могут относиться в части Правительства к разным министерствам;
  • отраслевые нормативы принимают ведомства, которые регулируют деятельность в отраслях экономики. Также к таким структурам в части полномочий на принятие документа относятся инспектирующие и надзорные государственные организации;
  • штатные подразделения и отдельные сотрудники предприятия, которые наделены специальными полномочиями в области локального нормотворчества вправе издавать соответствующие приказы, регламенты и инструкции в отношении определенного круга персонала.

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

Определение государственных структур ответственных за издание определенных документов

Перечень нормативно-правовых актов по охране труда

Правила по охране труда в строительстве

В соответствии с системой построения нормативной базы в стране распределяются и основные документы в текущей сфере деятельности на отдельные группы:

  • трудовой кодекс и иные федеральные законы, в частности закон об основах охраны труда;
  • отраслевые нормативы и регламенты о безопасности в промышленности, о мерах по обеспечению контроля производства, об использовании средств защиты, стандарты и ГОСТ в части наличия определенных средств защиты и их характеристики, в соответствии с которыми отдельные предприятия отрасли регламентируют свою внутреннюю деятельность;
  • локальные акты в виде установления системы охраны туда, соблюдения требований по медицинскому обеспечению служащих и иные документы внутреннего содержания.

Международные договоры (Конвенции)

Инспекция по охране труда: полномочия и обязанности

На международном уровне также осуществляется активное взаимодействие в выработке новых концепций и методик по улучшению законодательной базы стран в части сохранения безопасности производственного процесса.

Главным международным органом в данной сфере выступает международная организация труда, действующая под эгидой ООН. Она отвечает за издание международных конвенций, пактов и соглашений между государствами-членами.

Основным документом в данной области является конвенция об охране труда, которую обязаны соблюдать все участники организации.

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

Схема системы актов, которые содержат типовые нормы и гост

Кроме того, раз в несколько лет такая структура собирает стран-участниц на конференции по вопросу рассмотрения самых острых проблем отрасли и поиску пути их решения. По окончанию заседаний издаются специальные протоколы, которые затем ратифицируются государственными органами стран-участниц, соответственно изменяя внутреннее законодательство.

В итоге нормативные правовые акты по охране труда осуществляют не только регулирование и нормирование основных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений, но и выступают в качестве эффективного инструментария в части совершенствования общей безопасности в трудовой деятельности. Следование таким актам позволяет не только повышать общую эффективность работы отдельной компании, но также снижает и минимизирует риски проявления негативных или нештатных ситуаций.

Нормативные документы специалиста по охране труда

В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

Чтобы правильно понимать суть своей работы и обеспечивать качественное функционирование СУОТ, профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2020 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни.

В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы.

Не допускается противоречия  положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ; √ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием; √ организации обучения вопросам ОТ; √ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля; √ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ; √ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность; √ подбора и передачи трудящимся СИЗ; √ организации предварительных и периодических медосмотров; √ организации госэкспертизы условий труда; √ функционирования комиссий по ОТ; √ расследования и постановки на учет НС, ПЗ; √ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2020 год):

  • 125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ», в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;
  • 123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ», который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;
  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказами Минэнерго и Минтруда;

Постановление от 13.01.2003 №1/29, в котором Минтруда и Минобразования РФ утверждают порядок проведения учебного процесса в сфере ОТ (в том числе проверки знаний требований охраны труда и выдачи удостоверений по охране труда);

Правовые основы охраны труда в РФ

Актуализация НПА - сделаем правовую базу по охране труда проще

В данной работе представлено свыше 80 нормативно-правовых актов по охране труда, которые вы можете скачать. Есть и таблица штрафов. Уверен, что эти документы помогут Вам.

Читайте также:  Надо ли вводить должность специалиста по ГО и ЧС?

Охрана труда – это целая система различных мероприятий, частью которой является техника безопасности, гигиена труда, производственный контроль, специальная оценка условий труда и т.д.

А еще, это одно из самых больших достижений государства и общества! Представьте еще 100 лет назад работники не были социально защищены, а около 170 лет назад и вовсе были крепостными.

Что отличает нас от крепостных и рабов? Ответ прост – в том числе и государственная защита нашего права на свободный, оплачиваемый и безопасный труд с социальными гарантиями.

Конечно, далеко не все представленные ниже нормы соблюдаются и многое еще предстоит сделать по улучшению социальной защиты и повышению качества труда, но наше государство и общество прошло уже весьма приличный путь в сфере охраны труда и социальной защиты.

Думаю, что я немного вдохновил Вас, так как объем нормативно-правовых актов по линии охраны труда очень большой и написан сухим юридическим языком. Но это лирика, и так:

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ):
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия”.

Что означают все вышеперечисленные мероприятия?

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Это значит, что они охраняются государством под страхом наложения различных наказаний.

Вышеуказанная система правовых норм основывается на Конституции РФ, Федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных нормативных актах органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальных нормативных актах, принимаемых в конкретной организации.

Социально-экономические мероприятия включают в себя меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установлению компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний, производственных травм и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в создании системы управления охраны труда в организации. Под системой управления охраны труда в организации понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредных факторов с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, лечебно-профилактическое питание и т.д.

Реабилитационные мероприятия означают обязанность работодателя перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

Основные законы и нормативно-правовые акты,
регулирующие отношения в сфере охраны труда.

Защита прав человека на жизнь и здоровье относятся к основным задачам государства и охраняются Конституцией РФ. Это, в свою очередь, означает, что сфера охраны труда является одним из основных направлений деятельности государства.

Современные нормативные правовые основы (НПО) охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.

Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности.

К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения и социального развития, постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.

Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы руководителя министерства или ведомства.

Специальная часть регламентирует вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты.

Ниже представлен основной список нормативно-правовых актов (НПА) (Законов, Постановлений и т.п.), которые могут помочь Вам правильно организовать работу по линии охраны труда. Вышеуказанные НПА Вы можете скачать по блокам, однако, советую всегда проверять их актуальность.

Правовые акты, образующие нормативную правовую основу охраны труда.

  1. Основа государственного управления в сфере охраны труда. – Скачать блок документов
    1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
    2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний”.

    Изменения Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда

    Изменения Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда (письмо от 14.01.

    2021 №15-2/10/В-167 с разъяснениями Минтруда)

    С 1 января 2021 года произошли масштабные изменения в сфере охраны труда в связи с тем, что вступили в силу новые правила по охране труда (около 40 новых документов), которые затронули большинство отраслей и видов деятельности.

    В результате со стороны работодателей и специалистов в области охраны труда возникло немало вопросов, касающихся не только порядка обучения работников по новым правилам и проведения внеочередной проверки знаний, но и актуализации локальной документации по охране труда в целом (положения, приказы, инструкции и т.д.).

    14 января 2021 года от имени Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в адрес органов исполнительной власти по труду субъектов РФ, Федеральной службы по труду и занятости, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов поступило письмо №15-2/10/В-167 с разъяснениями с целью исключения противоречий при правоприменении новых норм в сфере охраны труда.

    Минтруд напомнил, что в настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее —Порядок).

    Пунктом 3.1. Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

    При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций, независимо от срока проведения предыдущей проверки, проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3. Порядка).

    Что же необходимо сделать работодателю в первую очередь в связи с появлением такого большого количества совершенно новых правил по охране труда?

    Во-первых, работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3.

    Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знаний требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

    Каких-то конкретных сроков внеочередной проверки знаний требований охраны труда (например, в течение месяца после вступления в силу новых правил или в течение 30 календарных дней), законодательством не установлено.

    Однако следует помнить о том, что в случае внеплановых или плановых проверок со стороны Государственной инспекции труда, работодатель обязан документально подтвердить факт проведения внеочередной проверки знаний. Советуем не затягивать со сроками!

    Во-вторых, внеочередную проверку знаний новых правил по охране труда работодатель вправе организовать в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком. Это позволит существенно сэкономить в отличие от варианта проведения процедуры проверки знаний в частном учебном центре.

    При этом следует помнить о том, что сами члены комиссии работодателя должны предварительно пройти обучение по новым правилам в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (т.е. имеющих образовательную лицензию и аккредитованных Минтрудом в установленном порядке на право проведения такого обучения).

    В-третьих, при оформлении результатов внеочередной проверки знаний согласно форме протокола в столбце «Причина проверки» указывается тип проверки знаний — «внеочередная».

    При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

    Наконец, в-четвертых, в соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г.

    новых правил по охране труда должна во всех организациях быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов и т.д.

    Скачать и ознакомиться с полным текстом Письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.01.2021 №15-2/10/В-167 вы можете на сайте УЦ «Академия Безопасности».

    Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов по требованиям к охране труда

    В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

    Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. 2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г.

    N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314).

    Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

    Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ«, 10.01.2011, N 2, ст. 342.

    Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

    1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. 2.

    К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны труда). 3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей. 4. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации). 5. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей). 6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 7. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения: а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда; б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний; в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда; г) на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

    д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда. 

    Нормативно-правовая база по охране труда

    • Нормативно-правовая база по охране труда как инструмент по обеспечению здоровья, безопасности человека и защите окружающей среды
    • Мастер производственного обучения
    • Фатушев Рафис Рамилевич
    • пгт Аксубаево  
    •    Характерной особенностью современного периода развития России является возрастание роли государства в процессах обеспечения безопасности различных сфер жизнедеятельности российского общества.

        Обеспечение безопасности жизнедеятельности является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из взгляда на право, выдвинутого ещё древнегреческими философами. Согласно этому взгляду право существует уже в природе, т.е. заложено в самой сущности человека. Любой человек, как носитель разума, от рождения обладает правом. Такое право называется естественным. Естественное право для всех одинаково, неизменно и не зависит от времени. Из естественного права вытекают основные права человека, важнейшими из которых являются право на жизнь и здоровье, свободу, собственность и др. В настоящее время в России естественное право принято в качестве принципа государственного права. Так Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других граждан».

         Права человека на жизнь и здоровье относятся к основным правам человека и охраняются Конституцией. Отсюда следует, что задача реализации данных прав — государственная задача.

         Сфера государственной деятельности, целью которой является реализация прав людей на жизнь и здоровье в процессе труда, называется охраной труда.

      Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

    1.   Для обеспечения охраны труда в России государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.
    2.   Деятельность по охране труда базируется на нормативных правовых основах, представляющих собой совокупность норм права, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда.
    3.  Современные нормативные правовые основы (НПО) охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.

        Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности.

    К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения и социального развития, постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.

       Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы руководителя министерства или ведомства.

       Специальная часть регламентирует вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты (НПА).

        В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, , создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Издаются приказы, вводятся журналы регистрации.

       Структура службы охраны труда в организации определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и в соответствии с содержанием инструкций по охране труда.

       Утверждается порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкций по охране труда.

           В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ, на работника возложены обязанности в области охраны труда. Работник обязан:

    • — соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
    • — правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    • — проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
    • — немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, либо об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    • — проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
    •   Ведется документация по охране труда работников.
    •   Проводится ознакомление работников с требованиями охраны труда, для этого проводятся инструктажи:
    • -вводный;
    • -первичный;
    • -повторный;
    • -внеплановый;
    • -целевой;

         По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

    В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

    Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    1.   Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
    2. Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.
    3. Первую ступень контроля осуществляет непосредственно сам работник
    4.  Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.
    5.  Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.
    6.  На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
    7. — организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
    8. — выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;
    9. — выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
    10. — выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
    11. — выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев, и аварий;
    12. — техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;
    13. — эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;
    14. — выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
    15. — обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
    16. — обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
    17. — организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;
    18. — состояние кабинета охраны труда;
    19. — состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;
    20. — организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;
    21. — подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;
    22. — соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

       На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний.

      Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ, о составлении и утверждении плана работ.

    •   Вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.
    •   Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.
    •   Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, что позволяет особенности охраны труда конкретного предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *