Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ — будьте бдительными

Производственный процесс на предприятии практически всегда связан с использованием машин и механизмов, неправильная эксплуатация которых может повлечь реальный риск для здоровья, а иногда для жизни обслуживающего персонала.

Даже в офисе не исключена опасность получения сотрудниками травм и повреждений.

Поэтому закон обязывает всех работодателей, независимо от формы собственности и гражданско-правовой принадлежности, создавать на своих предприятиях службу охраны труда, как только численность трудового коллектива перевалит за пятьдесят человек. Этот порядок закрепляет статья 217 ТК РФ.

Назначение службы ОТ, круг её полномочий и подчинённость

Ст. 217 ТК РФ наделяет уполномоченных сотрудников контролирующими функциями как в отношении самого работодателя по факту обеспечения им безопасных условий труда, так и относительно исполнения персоналом требований системы безопасности.

Основным аргументом для формирования системы охраны труда на предприятиях служит создание максимально комфортных и безвредных условий для исполнения сотрудниками их производственных обязанностей, причём на всём предприятии, а не в отдельных его подразделениях.

В задачи этой службы входит:

  1. Организация безопасной рабочей обстановки и систематический контроль, направленный на выполнение требований, которые предусмотрены системой ОТ.
  2. Текущая административная деятельность, направленная на поддержание режима безопасного труда. К ней относится разработка предложений по усовершенствованию охраны труда, разработка профильных мероприятий и издание распорядительных документов.
  3. Профилактическая деятельность, направленная на выявление рисков на производстве, предупреждение травм и профессиональных заболеваний.
  4. Тщательный анализ всех происшествий, связанных с несоблюдением ОТ и подготовкой мероприятий, нацеленных на опережение потенциальных нарушений.
  5. Учёт производственных помещений с точки зрения их санитарно-гигиенического состояния, а также классификация используемого оборудования по его производственно-техническим характеристикам.
  6. Осуществление вводных и периодических инструктажей, имеющих целью ознакомление сотрудников с нормами безопасности на производственном объекте.

На предприятиях с большим штатом трудящихся, превышающим семьсот человек, отдел ОТ формируется в виде самостоятельной структурной единицы, обладающей персональным руководством. В ходе осуществления своих полномочий данному подразделению показано тесное взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами.

В состав нормативной базы, служащей обоснованием деятельности системы ОТ, входят федеральные, муниципальные, отраслевые законодательные акты, а также локальные положения, утверждённые на предприятии, и трудовые соглашения.

Руководитель предприятия наделён достаточно широкими полномочиями по принятию принципиальных решений относительно организации системы безопасности труда. Руководствуясь производственной целесообразностью, он может взять структуру ОТпод собственное подчинение или, издав соответствующий приказ, назначить куратором своего заместителя, чаще всего технического директора.

Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.

Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:

  • от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
  • от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
  • от списочного числа работников;
  • от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.

С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.

Более того, он вправе учредить должность инспектора по охране труда на предприятии с меньше чем пятьюдесятью трудящимися, если этого требуют специфические условия технологии производства.

Порядок формирования службы охраны труда

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Оказание услуг по охране труда практикуют специально аккредитованные в этой сфере организации. Заключение с одним из них соответствующего договора является выгодным вариантом для работодателя с точки зрения налоговой оптимизации.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях.

Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте.

Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Назначение и порядок составления инструкций по охране труда

Роль нормативного документа, определяющего условия безопасного исполнения служебных обязанностей и осуществления технологических операций на территориях промышленных цехов, стройплощадок и других объектов производственного предназначения, выполняет инструкция по ОТ. Она создаётся на основании положений отраслевых и межотраслевых правил безопасности производства.

Помимо типовых регламентов, устанавливающих порядок соблюдения безопасности в рамках профильной отрасли, каждая организация может внедрить свои инструкции по отношению к конкретному участку. Основанием для их создания служит приказ руководителя и утверждённый им перечень рабочих мест, аттестованных с точки зрения наличия вредных и опасных производственных факторов.

В состав инструкции по ОТ должна входить информация, касающаяся обеспечения безопасности до начала производства работ, в течение процесса и после его окончания. В отдельных главах регламентируются общие правила охраны труда и способ реагирования в условиях аварийной ситуации.

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

  1. Нельзя допускать ссылок на любые нормативные акты, кроме других инструкций, действующих в рамках этого предприятия.
  2. В тексте нельзя применять эпитеты, призванные подчеркнуть особенную роль тех или иных требований (к примеру, «обязательно», «особо», «строго» и др.), поскольку все условия инструкций должны исполняться персоналом в равной мере.
  3. Любые сокращения и аббревиатуры должны расшифровываться.
  4. Излагаемая информация должна носить объективный характер. В случае использования для характеристики безопасных работ конкретных нормативов, необходимо указывать их номинальное значение (расстояние до глаз, максимальный или минимальный зазор и пр.).

Реализация методического руководства возложена на подразделение охраны труда организации, которое также контролирует своевременность запланированных корректировок и организует изменение действующих нормативов.

Каждые пять лет инструкции по ОТ на предприятии подлежат проверке на предмет их соответствия актуальным государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. Периодичность аналогичных проверок предписаний для профессий или операций со значительным уровнем опасности ограничивается тремя годами.

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Отраслевые инструкции вывешиваются внутри подразделений в зоне свободного доступа для всех работающих, персональные инструкции выдаются работникам на руки после прохождения ими первичного инструктирования на рабочем месте.

Кто начальник

Степень эффективности созданной службы охраны труда подлежит многоуровневому контролю со стороны:

  • административного и технического руководства предприятия;
  • общественных формирований;
  • инспекторов государственных надзорных органов (технадзор, энергонадзор, санэпиднадзор и прочие);
  • инспекторов госслужбы ОТ.

Среди общественных формирований только профессиональные союзы наделены достаточными полномочиями не только для осуществления контроля над соблюдением трудовых нормативов, но и для координации безопасности трудовых действий путём непосредственного влияния на рабочие процессы и на их участников. Для этого они учреждают собственные трудовые инспекции и наделяют их правами, позволяющими контролировать охрану труда, тесно взаимодействуя при этом с государственными надзорными органами.

Из сотрудников профсоюзных организаций и уполномоченных сотрудников администрации предприятия учреждаются комиссии по ОТ. Этим формированиям ставится задача разработать проект коллективного договора в части мероприятий, организуемых для охраны труда и создания для персонала безопасной производственной среды.

Профессиональные союзы не являются формальными органами, в их компетенции не только надзорные функции, но и право потребовать от работодателя немедленно устранить выявленные нарушения, влекущие риск для здоровья и жизни трудящихся.

В случае если существует реальная угроза для обслуживающего персонала, а работодатель бездействует, профсоюзный орган может привлечь для решения проблемы Федеральную трудовую инспекцию.

Причём до момента вынесения этой государственной структурой окончательной резолюции в отношении обнаруженного нарушения профсоюзный инспектор вправе требовать от работодателя приостановки работ, а руководитель обязан выполнить это требование.

Обязанности работодателя, закреплённые законодательным путём в части обеспечения условий, не несущих опасность здоровью сотрудников, служат дополнительной гарантией для работников на максимальное ограничение, а по возможности на исключение влияния на их организм вредных и опасных для здоровья факторов.

Охрана труда по ст 217 тк рф

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

При трудоустройстве в компанию наниматель и гражданин, претендующий занять вакантное место, подписывают соглашение в письменной форме. С этого момента работодатель должен обеспечивать комфортные условия труда работнику, а тот обязан качественно и своевременно исполнять свои функции. В частности, наниматель при штате организации более 50 человек должен ввести в действующее расписание службу охраны труда.

Служба охраны труда в организации

Для изучения порядка создания, функционирования и упразднения структуры, занимающейся охраной профессиональной деятельности сотрудников, необходимо и изучить 217 статью Трудового кодекса РФ.

Подписывая трудовое соглашение, нанимателям и претендентам требуется знать законы, а в дальнейшем соблюдать взаимные письменные договоренности. Служащий, который работает и не нарушает правила охраны труда, получает зарплату, а руководитель выплачивает ее своевременно и в полном объеме.

Читайте также:  Вопрос Про Медицинский Осмотр Инвалида 3-й Группы!

Норма, регулирующая действия работодателей по соблюдению правил охраны профессиональной деятельности, — статья 217 Трудового кодекса РФ.

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Понятие службы охраны труда

Данное структурное подразделение в обязательном порядке должно быть в компаниях, где штатная численность превышает 50 человек. При этом не имеет значение организационно-правовая форма. Это может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В начале профессиональных отношений люди по закону обязаны заключать трудовой контракт в письменной форме. В нем, в том числе, прописываются и права работающих людей в сфере охраны труда.

Сотрудники имеют право трудиться в условиях, отвечающих всем основам безопасности.

Руководитель должен также соблюдать особые правила для специальных категорий сотрудников, прописанные в ст. 224 ТК РФ. Перечислим, что требуется от работодателей:

  • ограничивать привлечение определенных категорий служащих к исполнению некоторых видов работ, к труду в ночное время, к сверхурочным часам;
  • осуществлять перевод людей, которые по состоянию физического здоровья нуждаются в предложении им другой работы, на иные должности согласно возможностям, с пропорциональной заработной оплатой или тарифами;
  • оформлять периоды для отдыха;
  • создавать для людей с ограниченными способностями специфические условия профессиональной деятельности.

Основные функции

Структурное подразделение, обеспечивающее нормальные условия работы в организации, согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ, выполняет следующие задачи:

  • Обеспечение выполнения сотрудниками правил охраны труда.
  • Контроль над соблюдением сотрудниками правил охраны труда и всех нормативных актов, регулирующих эту часть профессиональной деятельности.
  • Профилактика травматизма на производстве и заболеваний, возникающих на фоне осуществления профессиональной деятельности.
  • Информирование сотрудников организации по вопросам соблюдения правил охраны труда.
  • Пропаганда безопасной деятельности, особенно в условиях, опасных для здоровья и жизни людей.

Состав, квалификация участников, местонахождение

Структура и количество сотрудников службы определяется руководителем организации. Его распоряжения не должны противоречить тому, что диктует  Трудовой Кодекс ст 217, требования исполнительного государственного органа, осуществляющего регулирующие и контролирующие функции в сфере трудовой деятельности.

На позицию сотрудника, работающего в отделе по охране труда, обычно рассматриваются претенденты:

  • с опытом работы инженером по охране труда в других организациях,
  • с наличием специального высшего образования.

Если у претендента на вакантное место имеется только среднее профессиональное образование, но он работал в должности, к примеру, техником первой категории не менее трех лет, то его тоже могут рассмотреть на свободную вакансию в компании.

Внимание! Все специалисты по охране труда должны проходить профессиональное обучение в организациях, куда они принимаются на соответствующие должности. Контроль над деятельностью специалиста или службы по охране труда осуществляет главный менеджер компании или предприниматель, если он работает на самого себя.

Работники всегда несут индивидуальную ответственность за исполнение своих непосредственных обязанностей, предусмотренных их должностной инструкцией. При нарушении внутренних документов служащие подвергаются наказанию согласно административного и уголовного законодательства.

В каком случае создается

Основное требование заключается в том, что на предприятиях с численностью более 50 человек она создается в обязательном порядке, а при меньшем количестве сотрудников структурное подразделение вводится в штат по решению руководителя организации. Это прописано в Федеральном Законе № 90 от 30.06.2006 г.

В каком случае не нужна

Если численность компании менее 50 человек и наниматель не считает нужным вводить в штат специалиста по охране труда, то аналогичное структурное подразделение просто не создается. Ответственным человеком за соблюдение условий осуществления профессиональной деятельности является руководитель предприятия. Он выполняет необходимые функции, даже если частный бизнесмен.

Условия работы

Подробно опишем, что включают в себя нормативные документы по охране труда:

  • сформулированные требования защиты условий рабочей деятельности;
  • профессиональные обязанности перед началом трудовой деятельности, в процессе ее и по завершению дня;
  • порядок действий в чрезвычайных ситуациях (звонки, сообщения, поступки).

Обязанности работника в части охраны труда являются объектом пристального внимания со стороны нанимателя. Их неисполнение влечет за собой применение к действующему сотруднику дисциплинарных взысканий.

Рекомендации по организации работы службы охраны труда

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

В современном мире вопросы обеспечения надлежащих условий профессиональной деятельности для людей являются важными и очень острыми, поэтому создание должного пространства работы (особенно на производственных площадках) в этой сфере конкретным структурным подразделением признается неотъемлемым условием. Нарушение статьи 217 ТК РФ несет незамедлительное привлечение нанимателя (руководителя организации или частного бизнесмена) к административной, уголовной ответственности, согласно действующим российским законам.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации. Комментарии

Статья 217 ТК описывает аспекты функционирования службы охраны труда, действующей на уровне организации. Она указывает, что образование этого подразделения зависит от величины штата предприятия.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Дезинформация в части статьи 217 ТК РФ - будьте бдительными

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Характеристика ст. 217 ТК

В её начале прописаны параметры, которым должен удовлетворять наниматель для создания службы охраны труда или введения позиции профильного специалиста. Эти параметры:

  • занятие производством;
  • число занятых сотрудников более 50.
  • Упомянуто, что специалист по охране труда должен обладать соответствующей квалификацией.
  • Если численность персонала конкретного нанимателя насчитывает менее 50 человек, то он сам решает вопрос, с учётом отраслевой специфики, о необходимости включения в штат данной службы или специалиста.
  • В ситуации отсутствия вышеупомянутых служб или специалистов их обязанности выполняет наниматель или уполномоченное им лицо. В статье приведены примеры лиц, могущих осуществлять подобную замену:
  • ИП (лично);
  • глава предприятия;
  • уполномоченный сотрудник;
  • посторонний профильный специалист, действующий по договору.

Отмечено, что профильные организации, предоставляющие услуги по охране труда, в обязательном порядке проходят аккредитацию. Отдельный порядок действует для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для них нормативы аккредитации прописываются соответствующим законодательством.

Указано, что госструктура, отвечающая за госполитику по охране труда, устанавливает следующие параметры аккредитации:

  • список услуг, для оказания которых требуется её прохождение;
  • нормативы аккредитации;
  • параметры соответствующих организаций;
  • нормы надзора за их функционированием;
  • правила приостановки и отзыва документов об аккредитации.

В заключении указано, что устройство службы охраны труда и количество её сотрудников определяются нанимателем с учётом соответствующих рекомендаций госструктуры, отвечающей за проведение госполитики по охране труда.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, достаточно подробно разбирает нюансы, связанные с охраной труда на уровне отдельного экономического субъекта. Важнейшая её часть – разделение всех организаций на две категории по численности штата. На основании этого различия и определяется обязательность образования самостоятельного профильного подразделения.

Основные вопросы по содержанию ст. 217 ТК

О каких рекомендациях по функционированию службы охраны труда и количеству её сотрудников упоминает статья?

Данные рекомендации содержатся в приложении к Постановлению Минтруда №10 от 22.01.01. В частности, данный документ содержит таблицу, по которой можно определить необходимую численность профильных специалистов.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

  • Новая редакция Ст. 217 ТК РФ
  • В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
  • Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 217 ТК РФ

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации.

Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.

Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

  1. Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.
  2. Приказ о создании службы выглядит так:
  3. ООО «Стройремонт»
  4. В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:
  5. ПРИКАЗЫВАЮ:
  6. 1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.
  7. 2) Начальнику отдела кадров:
  8. подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;
  9. подготовить «Положение о службе охраны труда».
  10. 3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Иванов В.В.

  • Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:
  • ООО «Аудит»
  • В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:
  • ПРИКАЗЫВАЮ:
  • 1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.
  • 2) Начальнику отдела кадров:
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».
  • 3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.
Читайте также:  Производственный экологический контроль - как правильно провести

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.

Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек.

Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда.

Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда.

Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Глава 10 ТК РФ — новый проект 2021 Основные моменты

Планируют, что новая редакция раздела X ТК вступит в силу через 180 дней, после официальной публикации.    

Изменения 10 главы ТК РФ — 2021

Изменения главы 10 по охране труда в Трудовом Кодексе коснутся оценки рисков, работы со средствами индивидуальной защиты, расследования микротравм и новых правил и обязанностей работодателя.

8 декабря 2020 проект № 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости» направили в Государственную думу.

Правила оценки рисков внесут в ТК В Трудовой кодекс добавят новую обязанность работодателя в сфере охраны труда — выявлять опасности и профриски, проводить их регулярный анализ и оценку.

В абз. 5, 7 ч. 3 ст. 214 новой редакции ТК укажут, что процедуру оценки профрисков нужно проводить перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест.

В 10 разделе пропишут обязанность работодателя выявлять и оценивать опасности, а так же снижать уровень профессиональных рисков. Кроме того, в документе будет прописано, как необходимо выявлять опасности, и какие процедуры для этого провести.

  • Выявлять опасности нужно путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками.
  • Также Минтруд должен будет утвердить рекомендации, по выбору метода оценки рисков.
  • Этот документ Минтруд утвердит по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Эти правила прописаны в статье 218 новой редакции Трудового кодекса.
  • Изменения в работе с СИЗ Типовые нормы выдачи работникам СИЗ по отраслям заменят.
  • Введут единые нормы, в которых перечень СИЗ будет зависеть от вредных факторов на рабочем месте.
  • Старыми нормами можно будет пользоваться до 31 декабря 2024 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 221 новой редакции ТК работодатели будут утверждать собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ, руководствуясь едиными нормами, а также результатами СОУТ и процедуры оценки рисков.

В абз. 15 ч. 3 ст. 214 указали, что обучение работников пользованию СИЗ нужно будет проводить наравне с инструктажами по ОТ, обучением первой помощи и т.д.

  1. Если работник не прошел обучение использованию СИЗ, то его нельзя будет допускать к работе. 
  2. По новым нормам — если сотрудник откажется применять СИЗ, его можно будет отстранить от работы без сохранения заработной платы.
  3. В свою очередь, если работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной и коллективной защиты, он не может требовать от них выполнения трудовых обязанностей.

В такой ситуации работнику будут оформлять простой с оплатой в размере средней заработной платы. Это указано в ч. 6 ст. 216.1 нового десятого раздела.

  •  Расследование микротравм
  • Микротравмы — это травмы, которые не влекут за собой расстройство здоровья или временную нетрудоспособность работника. 
  • По проекту работодатель будет обязан проводить учет микротравм, и расследовать причины их появления.

 Проводить расследование нужно будет, если пострадавший работник сообщит о микротравме руководителю или другому представителю работодателя. Предполагается, что там где работник получил микротравму, в следующий раз может произойти несчастный случай.

  1. Например, если один раз работник споткнулся о порог, ударился и получил синяк, в следующий раз все может быть гораздо серьезнее, и работник получит травму.
  2. Поэтому необходимо производить учет и расследование микротравм, чтобы предотвратить несчастные случаи.
  3. Новые права и обязанности работодателя по охране труда
  4. В новый раздел ТК добавили обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия труда на основание двух принципов — предупреждение и профилактика опасностей, а также минимизация повреждения здоровья работников.
  5. Первый принцип — это реализация мероприятий по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профрисков или недопущение повышения их уровней.
  6. Принцип минимизации повреждения здоровья работников — это организация предупредительных мер по обеспечению постоянной готовности к минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков.
  7. Кроме того, работодатель будет обязан соблюдать общие требования к организации безопасных рабочих мест.

Их утвердит Минтруд в отдельном НПА, в соответствии с ч. 7 ст. 209 новой редакции ТК.

Также, по проекту, работодателям упростят увольнение работников, виновных в несчастном случае.

Это указано в  п. 6 ч. 1 ст. 81. Новые права работодатели получат в области электронного документооборота и видеонаблюдения.

  • Планируют дать право вести документооборот в электронном виде, и вести дистанционное наблюдение за производством работ.
  • Еще работодателям разрешат проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства. 
  • Роструд создаст специальный сайт, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. 
  • Если по итогам самообследования работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет принять декларацию соблюдения обязательных требований.
  • Декларацию нужно будет направить в Роструд, который ее зарегистрирует и разместит на своем сайте.

Срок декларации будет от одного до трех лет. Если при проверке инспектора обнаружат несоответствия — декларацию аннулируют.  

  1. Введут запрет на работу в опасных условиях труда в 2021 году
  2. Если по результатам СОУТ рабочему месту присвоят  — 4-й класс условий труда, то работодателю придется приостановить работу на этом рабочем месте.
  3. Для возобновления работы, руководитель должен будет утвердит план по устранению причин опасного класса и провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.

На время приостановки работы, за сотрудниками нужно будет сохранить место работы и средний заработок.

Также, работника с его согласия можно перевести на другую работу, при условии, что зарплата там будет не ниже, чем на предыдущем рабочем месте.

Также введут обязанность для работодателей направлять работников на профессиональное обучение за свой счет, если их рабочее место ликвидировали из-за того, что на нем были опасные условия труда.

Читайте также:  Плановые проверки малого бизнеса до 2021 года - что нового?

Что нужно сделать уже сейчас

На данный момент на предприятии необходимо провести оценку рисков, тем более, что ГИТ уже начала штрафовать за ее отсутствие.

 Постепенно уменьшать количество рабочих мест с опасными условиями труда. Сделать это можно с помощью закупки более безопасного современного оборудования и внедрения использования наилучших доступных технологий на предприятии.

Можно понемногу вводить на предприятии регистрацию микротравм. Это поможет приучать сотрудников к мысли, что незначительные повреждения тоже опасны, и там где в первый раз работник слегка ударился головой, во второй он может получить сотрясение мозга.

Также можно подготовить необходимы сервисы для ведения документаоборота в электронном виде.

Разбираем новый закон об удаленной работе

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения трудового законодательства в части совершенствования правового регулирования дистанционной работы – Федеральный закон от 08.12.2020 №407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы» (далее – Закон об удаленной работе).

  • В целом, можно отметить факт достаточно быстрой и адекватной реакции законодателя на изменившиеся условия хозяйственной и трудовой деятельности, в том числе, обусловленные введением ряда ограничительных мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции.
  • Так, закон фактически подтвердил уже широко применяемые в течение всего 2020 года на практике меры по экстренному переводу отдельных работников на удаленку, ввёл гарантии прав дистанционных работников на полную оплату труда и др.
  • Остановимся на основных новшествах закона.

Ключевые положения закона

1.     На законодательном уровне установлено, что понятие «дистанционная работа» и «удаленная работа» — это синонимы

До принятия закона даже среди разъяснений Роструда встречались мнения, что удаленная работа оформляется просто приказами, в то время как дистанционная обязательно регулируется письменным соглашением с работником.

Подобные дискуссии были распространены и среди кадровых работников компаний, что влекло сложности документооборота. В настоящее время это устранено и понятия синхронизированы (ст. 312.1 ТК РФ).

2.     Устанавливается понятие «дистанционный работник»

При определении понятия «дистанционный работник» новый закон указывает, что это лицо, выполняющее работу и взаимодействующее с работодателем не только посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета), но и сетей общего пользования. Таким образом, к дистанционной работе теперь относится и взаимодействие с персоналом по телефону, мессенджерам, с помощью SMS и т.п.

3.     Определен порядок заключения договоров

Введены нормы о порядке заключения трудовых договоров (допсоглашений) о дистанционной работе без вызова сотрудника в офис. Например, если нет возможности оформить письменные документы с личным присутствием работника, проставлением «живых» подписей и т.п. (ст. 312.3 ТК РФ).

В таком случае закон предусматривает возможность заключения таких соглашений с использованием квалифицированной электронной подписи, что исключает злоупотребления сторон в этой части. Отмечу, что на практике ранее встречались случаи подписания кадровых документов родственниками работника и т.п.

При этом сам процесс взаимодействия сторон по уже заключённым договорам о дистанционной работе может осуществляться просто путём обмена электронными документами (отчетами, заданиями и т.д.) без использования квалифицированных подписей.

4.     Предусмотрен порядок регулирования режима работы и отдыха

Законодатель предоставил работодателю возможность регулирования режима труда и отдыха дистанционных работников в локальных нормативных актах, в том числе Правилах внутреннего трудового распорядка, тогда как ранее это допускалось только по соглашению с конкретным работником, что отчасти предоставляло работникам более свободный график работы, льготный режим исполнения трудовой функции.

В настоящее время эти нормы немного ужесточены в плане повышения управляемости трудовым процессом дистанционного работника со стороны работодателя (ст. 312.4 ТК РФ). Однако также сохранена возможность соглашением сторон определять особый режим работы дистанционного работника и иную специфику в этой части.

5.     Рабочее время на переписку тоже оплачивается

Новшеством закона является норма о том, что время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Это сняло вопросы о том, насколько корректно оплачивать время рабочих совещаний, передачи поручений работникам, разъяснение специфики вопроса по телефону или с использованием средств видеосвязи.

В настоящее время все эти процессы отнесены к рабочим и подлежат оплате (ст. 312.4 ТК РФ).

6.     Зарплата не снижается

Законодатель ввел новое императивное требование о том, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы (ст. 312.6 ТК РФ).

Это новшество важно для обеспечения гарантий прав дистанционных работников на полную оплату труда, поскольку уже были случаи, когда сам факт перевода на удаленную работу воспринимался многими компаниям как повод для понижения стимулирующих выплат, премий за эффективность и интенсивность труда, поскольку дистанционный работник априори не имеет подобной нагрузки. Это порождало споры и конфликты с работниками, в том числе обращение в суд с требованием погашения разницы в зарплате.

В настоящее время такие ситуация должны сойти на нет.

7.     Обратная связь регулируется

В части 3 статьи 312.3 Трудового кодекса отмечено новое требование о том, что при взаимодействии посредством обмена электронными документами стороны должны направлять друг другу подтверждение получения таких документов, и это должно быть сделано в срок, установленный локальным нормативным актом или соглашением сторон.

Это отчасти позволяет работодателю регламентировать вопрос обязательной обратной связи от работника по направляемым поручениям, запросам и т.п., поскольку ранее Трудовой кодекс РФ таких обязанностей на сотрудников не возлагал. Зачастую это позволяло злоупотреблять дистанционным характером работы.

8.     Оценка условий труда не нужна

Новый закон фактически отменил широкий спектр обязанностей компаний по вопросам обеспечения норм охраны труда в отношении дистанционных работников, оставив лишь нормы об обязательном социальном страховании работника от несчастных случаев, по расследованию таких случаев.

Законодатель теперь четко установил, что, например, в отношении рабочих мест дистанционных работников не нужно проводить специальную оценку условий труда, не нужно проводить с ними инструктаж по охране труда и предпринимать другие меры.

Теперь достаточно лишь ознакомить работниками с требованиями по безопасному использованию оборудования, если оно предоставляется дистанционному работнику компанией (ст. 312.7 ТК РФ).

9.     Введен ограниченный перечень специальных оснований увольнения дистанционных работников

Ранее в этой части работодатель мог в соглашении о дистанционной работе указывать широкий перечень оснований увольнения работника, который применим в отдельно взятой компании.

Часто это становилось поводом для злоупотребления со стороны организаций, которые иногда включали в договоры о дистанционной работе условия о возможности прекращения трудового договора просто путём извещения об этом работника, например, за 1 неделю и без выплаты каких-либо компенсаций.

Формально-юридически это соответствовало прежней редакции ст. 312.6 ТК РФ, поскольку работник подписал такое соглашение.

  1. Сейчас эти меры существенно сокращены, а среди дополнительных оснований увольнения указаны только две:
  2. а) если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя;
  3. б) трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
  4. Все остальные основания увольнения общие и строго регламентированы иными нормами ТК РФ.

10.  Допустим смешанный формат работы

Закон фактически устранил пробел в нормативном регулировании возможности применения работодателями смешанных режимов работы, предусматривающих чередование удаленного труда и работы на стационарном рабочем месте.

Так, ранее по этому поводу специалисты Роструда в целом высказывались отрицательно, указывая, что смешанные режимы работы прямо не допускаются ТК РФ. Теперь в новой ст. 312.

4 ТК РФ указано, что соглашением сторон могут быть определены условия и порядок вызова работодателем дистанционного работника для выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте или его выхода на работу по своей инициативе.

Тем самым, фактически допускается возможность законного чередования работы сотрудника в офисе и на дому.

11.  Работодатель в отдельных случаях может переводить сотрудника на удаленку без его согласия

Законодатель вывел в ранг обязательной нормы условие о возможности перевода работников без их согласия на дистанционную работу в случае возникновения экстренных случаев, таких как эпидемии, стихийные бедствия, а также при принятии соответствующих решений региональными органами власти.

Тем самым, фактически легализована практика перевода значительного количества лиц на удаленку по распоряжению губернаторов в связи с необходимостью выполнения профилактических мер по коронавирусу.

В новой ст. 312.9 ТК РФ по этому поводу отмечено, что такой перевод даже не требует согласия персонала и внесение изменений в трудовые договоры работников, тем самым, эти аспекты полностью отданы на откуп работодателей.

Тем не менее, закон предусмотрел, что в случае принятия таких решений организация обязана обеспечить работника необходимым оборудованием для работы удаленно (если работник им не располагает), а также обучить его работе на нем.

При отсутствии такого оборудования, а также невозможности по специфике трудовой деятельности перевести работника на удаленку, работник подлежит направлению в простой с оплатой 2/3 оклада – по обстоятельствам, не зависящим от сторон.

Кроме того, в законе нет четкого регулирования вопроса порядка компенсации дистанционному работнику использования им в работе собственного оборудования и программных средств. Указано лишь то, что при использовании их работником с согласия работодателя, последний выплачивает работнику компенсацию (ст.312.6 ТК РФ).

В заключении добавлю, что среди специалистов сейчас обсуждается вопрос о максимально допустимом шестимесячном сроке временной удаленной работы, которая устанавливается по соглашению сторон (ст.312.1 ТК РФ).

Также законом не разрешен вопрос о последствиях: если этот срок истек, а работник все равно продолжает трудиться удаленно, и работодателя это устраивает.

Полагаем, что в данном вопросе в ближайшее время могут появиться дополнительные разъяснения Роструда.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *