Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

На сайте проектов нормативных правовых актов РФ опубликован проект, принятие которого повлечет за собой коренные изменения в трудовом законодательстве.

Разработка этого проекта является инициативой Минтруда, и является выполнением дорожной карты по реализации регуляторной гильотины. Карта утверждена постановлением Правительства 29 мая 2019 № 4714п-П36.

В статье мы расскажем, какие изменения ждут работодателя, и к чему нужно приготовиться.

Цель регуляторной гильотины

Основная цель проекта — отмена актов, содержащих избыточные, устаревшие требования законодательства, как советского периода, так и современных. Еще одна важная задача —

не допустить дублирования с действующим законодательством. Работодатели должны быть освобождены от избыточной нагрузки при проведении проверок контролирующими органами: вместо 10-15 нормативных актов придется подготовиться по 2-3.

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

Сам проект постановления Правительства РФ содержит семь приложений. Приложение 1. Приведены признанные утратившими силу НПА Российской Федерации. Приложение 2.

НПА советского периода, касающиеся законодательства РСФСР, которые необходимо отменить. Приложение 3. НПА советского периода, касающиеся законодательства Советского Союза (СССР), теряющие юридическую силу. Приложение 4.

Отмененные НПА федеральных органов исполнительной власти. При этом в нем приведены НПА, прошедшие регистрацию в Минюсте. Поэтому необходимо выяснить, какие правила вступили в силу в последнее время, то есть в период с 2014 по 2019 годы. Приложение 5.

Перечень НПА, подлежащих признанию федеральными органами исполнительной власти, утратившими силу. Приложения 6 и 7. Содержат перечень документов РСФСР и СССР, подлежащих признанию утратившими силу.

Если законопроект утвердят и зарегистрируют в Минюсте России, он вступит в силу с момента его подписания председателем правительства, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 2021 года.

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

Когда данный проект будет подписан и зарегистрирован, не известно. Сейчас он находится в стадии публичных обсуждений.

Ясно одно, после того как изменения в законодательстве будут утверждены и зарегистрированы в Минюсте России, работодатель должен срочно принять меры, чтобы не быть оштрафованным.

При проверках ГИТ оштрафует компанию по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если работодатель не заменит устаревшие нормативные правовые акты на актуальные в своих локальных нормативных актах, и не внесет изменения в документы, в том числе:

  • в инструкции по охране труда
  • в программы первичного инструктажа
  • в программы стажировки и обучения по ОТ и т.д.

Штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей.

Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного инженера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей.

Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация.

Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года. Сама организация также может быть оштрафована до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Перечень коренных изменений в законодательстве и действия работодателя по их внедрению

Изменения коснутся каждого работодателя, и мы подготовили таблицу, в которой перечислим, какие конкретно НПА теряют силу, а также укажем, к чему нужно приготовиться.

№ приложения Наименование НПА Содержание Что делать работодателю:
Прил. 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 413 «Об изменении условий работы по совместительству для медицинских работников учреждений социальной защиты населения». Нужно применять вместо постановления № 413:·        главу 44 Трудового кодекса РФ;·        постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» Работодатель должен применять данный перечень до того момента, пока 1 января 2021 года не вступит в законную силу приказ Минтруда от 18.07.2019 № 512н. Поэтому, работодатель обязан перевести на другую, не тяжелую работу, женщин, которые работают, например:·       насадчиком обуви, занятым на ручных работах;·       слесарем-сантехником, занятым чисткой канализационных траншей и колодцев;·       заготовщиком льда, занятым на заготовке льда в водоемах и т. д.

  • или выполняющих:
  • ·       водолазные работы;
  • ·       работы по уходу за отдельными видами сельскохозяйственных животных;
  • ·       работы по непосредственному тушению пожаров и другие.

Если женщина останется работать на этих рабочих местах, работодателя оштрафуют по статье 5.27 КоАП РФ.

Прил. 2 Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» (Собрание узаконений РСФСР, 1917, № 1, ст. 10). Утвердите режим рабочего времени в коллективном договоре, а также в ПВТР. Это следует из ст. 97 ТК РФ. В исключительных случаях можете привлечь работника к сверхурочным работам, строго соблюдая указания ст. 101 ТК РФ.
Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июля 1972 г. № 408 «Об утверждении Положения о режиме труда работников виброопасных профессий». Примените санитарные правила 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Прил. 3 Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20 октября 1977 г. № 944 «О предоставлении дополнительных льгот работникам предприятий, шахтостроительных и ремонтных организаций системы Министерства цветной металлургии СССР». Гарантии и компенсации должны быть установлены в соответствии с Трудовым Кодексом. Все дополнительные гарантии и компенсации должны быть установлены либо в отраслевом соглашении, либо в коллективном договоре. При этом работодатель имеет право отказаться от участия  в отраслевом соглашении, если направит мотивированный отказ в Минтруд.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) от 2 июля 1935 г. «Об оплате трактористов в совхозах» (Собрание законов СССР, 1935, № 34, ст. 293). Оплата труда работника устанавливается работодателем, исходя из квалификации, разряда, тарифной ставки.
Прил. 4 Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи» Приказ от 25 декабря 2002 г. № 148 Руководствуйтесь правилами по охране труда, утв. приказом Минтруда России от 5.10.2017 г. № 712н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.

  1. Внесите изменения:
  2. ·       в инструкции по ОТ;
  3. ·       в программы инструктажа на рабочем месте;
  4. ·       в программы обучения по ОТ;
  5. ·       в экзаменационные билеты.
  6. Все это сделайте до вступления правил в силу.
Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи Приказ от 10 апреля 2003 г. № 39 Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 5 октября 2017 г. № 712н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.
Прил. 5 Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог Приказ от 27 декабря 1991 г Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 2.02.2017 года № 129н. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.

  • Внесите изменения:
  • ·       в инструкции по ОТ;
  • ·       в программы инструктажа на рабочем месте;
  • ·       в программы обучения по ОТ;
  • ·       в экзаменационные билеты.
  • Все это сделайте до вступления правил в силу.
Правила охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках приказ от 28 июня 1993 г. № 44. Руководствуйтесь правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 23.06.2016 г. №310.

  1. После вступления законопроекта в силу, уберите из всех локальных актов отсылки на отмененные правила.
  2. Внесите изменения:
  3. ·       в инструкции по ОТ;
  4. ·       в программы инструктажа на рабочем месте;
  5. ·       в программы обучения по ОТ;
  6. ·       в экзаменационные билеты.
  7. Все это сделайте до вступления правил в силу.
Правила по охране труда для издательств

Гильотина от правительства

Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.

Как и когда порежут лишние нормы

«Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу», — объяснил Медведев принцип российской «гильотины».

«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он.

Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Дании​л Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще ​раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.

Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».

Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д.

Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.

Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.

Какие акты попадут под «гильотину»

В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:

  • транспорт;
  • экологию;
  • промышленную безопасность;
  • ветеринарию;
  • санитарно-эпидемиологический надзор.

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

Сергей Савостьянов / ТАСС

Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.

Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес.

План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК.

Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.

Что нужно для эффективной работы «гильотины»

Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.

Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.

До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.

Третий вопрос — реальная скорость дерегулирования, говорит Цыганков. Например, в Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 тыс. актов, в Хорватии — только порядка 1,4 тыс. Медведев говорил о существующих 9 тыс. актов, устанавливающих обязательные требования, и вопрос в том, сколько из них удастся изучить к 1 февраля 2020 года, отмечает собеседник РБК.

Четвертая проблема — подпадают ли под регуляторную секиру нормы, инициаторами которых выступают ведомства, подчиняющиеся напрямую президенту, то есть ФСБ, МВД, МЧС и т.д.

Транспортная и пожарная безопасность составляют «львиную долю издержек», подчеркивает Цыганков.

При этом Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, привел МЧС в качестве положительного примера: ведомство перешло на подобные принципы пересмотра актов еще в 2008 году.

В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.

«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах.

Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам).

Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.

О реформе

Этот термин означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются.

Не секрет, что этих норм чересчур много. Более того, среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще при СССР.

При нынешнем уровне технологического развития это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не достигается ключевая цель этих требований — безопасность людей.

Именно поэтому Правительство приняло решение провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые. Это позволит существенно сократить административную нагрузку на бизнес — с одной стороны, а с другой — повысить уровень безопасности потребителей.

Цели реформы

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Она будет проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Ход реформы

В рамках «дорожной карты» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля/надзора. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённый Правительством Российской Федерации

Результаты в 2019 году

  • Разработка федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях»
  • Разработка и согласование нового нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений, включая проекты федеральных законов и подзаконные акты
  • Отмена нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) с отлагательным сроком (с 1 января 2021 года)

Результаты в 2020 году

  • Количество обязательных требований сокращено на 33%
  • Принятие нового нормативного регулирования во всех сферах общественных отношений

Новая система законодательства подготовлена к 1 января 2021 года

Участники «Регуляторной гильотины»

В июле 2020 года Государственной Думой принят федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Он предусматривает: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.

Кроме этого данным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В этот же период Государственной Думой принят и федеральный закон об обязательных требованиях. Законом определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в НПА требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности.

Также законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих своё действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.

Оба федеральных закона приняты Государственной Думой 22 июля 2020 года и одобрены Советом Федерации 24 июля 2020 года, 31 июля 2020 года подписаны Президентом Российской Федерации В.Путиным.

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

Документы

«Регуляторная гильотина»: с 1 ноября вступает в силу закон, который существенно изменит нашу жизнь

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России

За стремительными изменениями в нашем законодательстве уже трудно успевать. Каждый день что-то принимается, а из-за эпидемии законотворческий процесс стал еще стремительней. Большинство законов вряд ли интересны простым гражданам, но за этим потоком мы может пропустить действительно важные законы.

Один из таких законов оказался обделен вниманием общественности, хотя его значимость может быть просто колоссальной для всего общества. Возможно, вы недавно встречали понятие «регуляторная гильотина». Название пугающее, но что оно означает и какое значение имеет для всех нас?

Что за «регуляторная гильотина»

Речь идет о федеральном законе №247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Как ни странно, что внимание этому закону уделили не так много. Это можно объяснить тем, что закон достаточно сложный для восприятия для людей, не обладающих глубокими юридическими знаниями. Поэтому попробую объяснить более простым и доступным языком.

Данный закон должен будет четко регулировать осуществляемый за всеми нами контроль и надзор. Это относится и к простым гражданам, предпринимателям, а также организациям. Новый закон обеспечивает наши права как лиц, которых контролирует, а также прописывает обязанности государственных органов, осуществляющих над нами контроль.

Таким образом, после вступления в силу данного закона сложно будет без оснований осуществить проверку в отношении физических лиц или представителей бизнеса. Иными словами, проверки и надзор должны быть обоснованными и регламентированными.

Что и как проверять, будет отдельно прописано, а не как сейчас, когда основная цель государственных органов – провести как можно больше проверок и найти больше нарушений, что, в свою очередь, дает возможность назначить штраф и пополнить бюджет страны.

У многих возникнет вопрос, почему закон называют «регуляторной гильотиной»? Дело в том, что уже с 1 января 2021 года одновременно утратят силу более 3700 нормативно-правовых актов с различными требованиями к гражданам и бизнесу. Таким образом, будут полностью пересмотрены обязательные требования.

Закон фактически полностью меняет систему проверок и надзора, а также кардиально меняет требования в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Нет сомнений, что данный закон серьезно изменит жизнь абсолютно каждого человека, прямо или косвенно.

Как будет работать закон

Новая реформа будет идти постепенно, сам закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, но отдельные поправки и дополнения вступят в силу до 1 января 2022 года.

Новый закон установит новые сроки, в течение которых может проводиться проверка. Для субъектов малого и среднего бизнеса срок проверки не должен превышать 10 дней, а взаимодействие с проверкой должно быть не более 50 часов для малого и среднего бизнеса и 15 часов для микропредприятий.

При проведении внеплановых проверок нужно будет обязательно согласовать их с прокуратурой. При разработке новых требований к бизнесу в силу они будут вступать в определенное время, 2 раза в год – 1 марта и 1 сентября.

Поскольку все меняется, то закон предусматривает обязанность раз в 6 лет делать переоценку законов и вносить изменения при необходимости.

Также, по замыслу нового закона, основной целью проверки должна быть профилактика, а не назначение наказания. Правда, на этот счет у меня все же остаются некоторые сомнения. Но время покажет, как это все будет работать.

Резюме

Если изучать закон, то сама идея неплохая. По идее, усовершенствование системы контроля и обязательных требований должно упросить нашу жизнь, особенно бизнес, с которым мы взаимодействуем.

Облегчение проверок поможет снизить риски и расходы для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, что благоприятно отразится на потребителях, самих предпринимателях и работниках организаций.

Удушающие и частые проверки порой топят малый и средний бизнес, в котором задействовано большинство граждан нашей страны. Люди теряют работу, фирмы закрываются, предприниматели разоряются.

Дело остается за малым, чтобы этот закон действительно заработал как нужно и изменил нашу жизнь в лучшую сторону, а не наоборот.

Будем надеяться, что вслед за изменением законодательства изменится и система в пользу народа.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Благодарю за внимание!

https://www.youtube.com/embed/QT4M1lASEGQ

Что такое «регуляторная гильотина» и почему о ней все говорят? Рассказываем простыми словами

Для чего нужна гильотина?

К настоящему времени в России сложилась непростая ситуация: власти одной рукой всячески пытаются поддержать развитие малого бизнеса, а с другой — активно ему препятствуют. На самом деле вести свое дело в России может быть выгодно, раз зарегистрировалось уже более 4 миллионов ИП. Но и нельзя сказать, что им очень уж просто живется.

И дело даже не в том, что Госдума ставит рекорды по количеству принимаемых за год законопроектов, и не в количестве регулирующих органов. Проблема (по мнению Дмитрия Медведева) в том, что сейчас все еще действует около 26 тысяч нормативно-правовых актов времен СССР.

Эти акты часто противоречат более поздним, но формально продолжают действовать. И если предприниматель посчитает какой-то из таких документов не очень важным и не будет исполнять, теоретически ему может прилететь штраф, или даже что-то страшнее.

  • Чтобы избавиться от таких проблем, Медведев в начале 2019 года и анонсировал так называемую «регуляторную гильотину» — все устаревшие и неактуальные нормативные акты будут отменены и больше не смогут влиять на бизнес-среду.
  • Дмитрий Медведев, презентуя «гильотину», привел красочный пример: правило приготовления омлета в организациях общественного питания, от которого предприниматели формально не имеют права отступать.
  • Власти хотят пересмотреть сам порядок установления регулирующих норм, ведь сейчас каждое ведомство вправе требовать от бизнеса что-то свое, что иногда противоречит требованиям другого ведомства.
  • Как это будет проводиться?

Основная часть действий по «регуляторной гильотине» запланирована на конец этого года и начало следующего. До 1 февраля должно быть исполнено поручение Дмитрия Медведева и подготовлено постановление об отмене почти 20 тысяч советских нормативных актов.

Одно лишь их перечисление в этом поручении потянуло на 1992 страницы. Среди этих актов есть совсем старые — датированные 1917-м годом, их 17. Кроме прочего, это декреты и постановления о создании временны армейских революционных комитетов, или требование объявлять траур в день смерти Ленина.

Хоть поручение вышло недавно, да и сами разговоры о «гильотине» ведутся лишь с этого года, в реальности Министерство юстиции начало пересмотр советских норм еще с 2012 года.

Путем отмены советских нормативных документов будут пересмотрены многие нормативы, например, санитарные, противопожарные, ветеринарные, экологические и другие.

Среди самых значимых в списке есть Декрет Совета народных комиссаров от 1917 года, которым вводился 8-часовой рабочий день. Могут также отменить постановления, устанавливающие некоторые государственные праздники (вроде Дня железнодорожника) или ГОСТы на продукты питания.

Все действительно так плохо и 8-часовой рабочий день отменят?

Конечно, власти не собираются отменять требования противопожарного надзора или менять продолжительность рабочего дня. Дело в том, что все эти нормы уже прописаны в других, более свежих документах.

Тот же 8-часовой рабочий день четко устанавливается Трудовым Кодексом РФ, а многие правила или ГОСТы уже переписаны и действуют в новых редакциях.

Целью «регуляторной гильотины», как заявлено, будет ликвидация действительно устаревших, балластных норм, которые лишь создают лишнюю нагрузку на бизнес.

Более того, подобная практика не нова, и применялась в других странах. Авторы идеи ссылаются на термин «регуляторная гильотина», его придумали в международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova & Associates. А сам инструмент применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнам и других странах мира.

Сложно спрогнозировать, как «гильотина» поможет российскому бизнесу, но в Хорватии только за 9 месяцев в 2006-2007 годах бизнес сэкономил 65,6 миллионов долларов.

Другой вопрос — как именно она будет реализована в России. Пока мы видим лишь отмену советских норм и замену их более современными. Но как смогут работать регулирующие органы в новых условиях — покажет время.

«Регуляторная гильотина» коснется всех россиян

Изменения законодательства происходят настолько стремительно, что уследить за ними совсем непросто.

Для многих граждан большая часть новых законов просто неинтересна, однако в общей массе новых постановлений, актов и законопроектов нередко теряются новые законы, которые могут иметь для общества и страны в целом колоссальное значение.

Возможно, это делается специально, чтобы граждане не обращали особого внимания на такие законы, а может быть, это просто стечение обстоятельств. Но сейчас пойдет речь об очень важном новом законе, которому не было уделено особенного внимания общественности.

«Регуляторная гильотина» — новый важный закон, уже вступивший в силу

Новый закон

Многие россияне слышали это словосочетание «регуляторная гильотина». Многих оно просто пугает. И мало кто обратил внимания на этот закон, вступивший в силу месяц назад – 1 ноября.

Кто-то, возможно, пытался его изучить, однако из-за огромного количества сложных и запутанных терминов этот закон сложен для понимания обычного обывателя, не имеющего юридического образования.

Поэтому попробуем объяснить суть закона и его важность для общества простым языком.

Итак, речь идет о Федеральном законе от 31 июля 2020 года под номером 247 – «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Почему же он получил такое странное и пугающее название, как «регуляторная гильотина»? Потому, что этот новый закон должен полностью регулировать надзор и контроль, который осуществляется над всеми гражданами страны.

По сути, этот новый закон обеспечивает гражданам их права в качестве лиц, находящихся под контролем, и при этом четко прописывает все обязанности государственных органов, которые этот контроль и осуществляют.

То есть, вступление этого закона в силу привело к тому, что теперь уже будет достаточно сложно осуществить проверку представителей разных сфер бизнеса и обычных частных лиц без очень веских на то оснований. Все проверки, как и осуществление надзора и контроля над гражданами, теперь должны быть четко регламентированы и полностью обоснованы.

В последние годы у государственных органов отмечалась общая основная цель – провести в отношении обычных граждан и юридических лиц как можно больше всевозможных проверок, чтобы наверняка найти нарушения (и как можно больше), ведь это дает им возможность выписать штрафы, а штрафы пополняют бюджет страны. Вот и получалось так, что граждане получают штрафы по непонятным причинам и без особых оснований, и вынуждены платить непонятно за что.

Новый закон теперь строго прописывает все моменты подобных ситуаций, устанавливает правила проверок, регламентирует то, что и как следует проверять, а также четко прописывает права граждан при проведении проверок и осуществлении контроля.

Так почему же именно «регуляторная гильотина»? И вот здесь необходимо заглянуть немного вперед.

Новый год – традиционное время вступления в силу огромного количества законодательных актов.

Однако грядущее 1 января 2021 года будет особенно знаменательным, так как в этот день более 3700 законов, постановлений и прочих нормативно-правовых актов одновременно утратят свою силу, а им на смену придут новые законы, в которых многие обязательные требования к гражданам (как и к бизнесу) будут полностью пересмотрены.

Этот закон, как и многие другие, вступление которых в силу ожидается в скором времени, кардинально изменит жизнь практически каждого гражданина страны, и в этом нет никаких сомнений.

Действие закона

Новая реформа законодательства не будет мгновенной. Основной закон вступил в силу 1 ноября 2020 года, многие законодательные акты вступят в силу с 1 января 2021 года, но некоторые поправки и изменения начнут работать лишь с 1 января 2022 года.

Закон устанавливает многие моменты проводимых проверок бизнесменов и обычных граждан, в том числе и сроки их проведения. В частности, для представителей среднего и малого бизнеса время проверки не должно превышать 10-и дней. При этом время взаимодействия с проверяющими органами не должно превышать 50-и часов.

Для микропредприятий время взаимодействия сокращено до 15-и часов.

При этом все внеплановые проверки теперь должны быть в обязательном порядке согласованы с прокуратурой.

Если к разным сферам бизнеса будут разрабатываться новые требования, то вступать в силу теперь они будут строго 2 раза в год, а именно – 1 марта и 1 сентября.

По сути, в законодательстве меняется очень многое, в том числе и то, что теперь каждые 6 лет власти будут обязаны делать переоценку законодательных актов и при необходимости вносить в них изменения.

А основной целью проведения проверок теперь должна стать профилактика возможных нарушений, а не назначение наказаний для граждан.

По этому поводу, конечно же, возникают некоторые сомнения, но на данный момент еще сложно судить наверняка о том, как именно этот закон будет работать на практике.

  • А что вы думаете по этому поводу?
  • *****
  • Читайте и другие статьи:
  • Плату за услуги ЖКХ планируют повысить сразу на 10 000 рублей уже очень скоро
  • Россияне вынужденно отменяют приватизацию, возвращая квартиры государству
  • Что изменится в жизни россиян с наступлением декабря
  • Государство может совершенно законно забирать наследственное имущество граждан
  • Отличная закуска с красной рыбой для Новогоднего стола
  • Необычная закуска из куриных грудок
  • Отличный праздничный салат в нескольких вариантах приготовления
  • Вкусный праздничный салат с курицей
  • Выращиваем свежую ароматную зелень дома на подоконнике, и экономим на покупках
  • Спасти растения от болезней и вредителей поможет отвар луковой шелухи
  • За выращивание некоторых растений можно получить тюремный срок
  • Налоговая усиливает проверки граждан и рейды по квартирам
  • Как на оплате услуг ЖКХ сэкономить около 30-и тысяч рублей в год
  • *****
  • Подписывайтесь на канал, ставьте «палец вверх», делитесь статьей с друзьями в социальных сетях! Впереди будет много полезного и интересного))

«Регуляторная гильотина»: обзор перечня неактуальных НПА

Одним из новых витков реформы контрольно-надзорной деятельности, запущенной в 2016 г., стала «регуляторная гильотина». В начале 2019 г. Дмитрий Медведев дал ряд поручений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций[1], что положило начало формированию механизма «регуляторной гильотины».

Так, Правительству РФ с участием федеральных органов исполнительной власти было поручено организовать механизм правового регулирования «регуляторная гильотина», федеральным органам исполнительной власти — разработать планы мероприятий («дорожные карты») по реализации данного механизма в отдельных сферах государственного контроля (надзора).

К сведению

Под «регуляторной гильотиной» подразумевается формирование системы актуализированных обязательных требований, а также по прекращению действия устаревших нормативных правовых актов (далее — НПА) в данной сфере. Основная цель «регуляторной гильотины» — сокращение административной нагрузки на бизнес.

Предполагается, что в рамках «регуляторной гильотины» будут пересмотрены действующие по настоящее время требования НПА, в первую очередь принятых в советские годы, в т.ч. в области экологии.

Не отвечающие современному уровню технологического развития в соответствующих сферах требования будут отменены (в большей части речь идет о требованиях НПА времен СССР) или изменены.

Помимо этого, планируется внести изменения в основные законы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.

План по реализации «регуляторной гильотины»

В ходе выполнения поручения Правительством РФ был разработан план по реализации механизма «регуляторной гильотины».

Планом, предполагаемым к реализации в 2019–2020 гг.

, предусматривается в том числе подготовка федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях», а также принятие других федеральных законов и подзаконных актов к ним, направленных на актуализацию и систематизацию обязательных требований в отдельных сферах (в каких именно — не конкретизировано).

Кроме этого, планом предполагается подготовка постановлений Правительства РФ, предусматривающих признание утратившими силу с 01.01.2021 принятых ранее НПА.

Пока федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[2] и «Об обязательных требованиях»[3] находятся на уровне законопроектов.

Появившиеся проекты постановлений Правительства РФ об отмене неактуальных НПА в части экологии рассмотрим ниже.

Неактуальные НПА

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *