Как оформить отсутствие оснований проведения СОУТ

Как оформить отсутствие оснований проведения СОУТ

Согласно правилам
федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ осуществление специального контроля
условий труда обязательно для большей части предприятий. Исключение составляют
те из них, которые сотрудничают только с надомными или дистанционными
работниками. Рассматриваемый нормативный документ дифференцирует очередное и
внеочередное выполнение этой процедуры. Плановая спецоценка организуется каждые
пять лет. В каких случаях проводится внеплановая СОУТ, описывает статья 17
426-ФЗ.

Что такое спецоценка
вне графика

Согласно 426-ФЗ
внеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится вне
утвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходят
существенные изменения, определяющие условия их работы.

Порядок ее организации
аналогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ,
руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а также
отдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ее
осуществления.

Он включает следующие шаги:

  • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
  • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
  • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
  • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
  • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
  • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
  • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

Кроме этого, данные,
полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фонду
социального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховых
тарифов фирмы.

Как оформить отсутствие оснований проведения СОУТ

Согласно статье 17
426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

  • создании новых рабочих мест;
  • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
  • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
  • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
  • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
  • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
  • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

В зависимости от того,
какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки
ее выполнения.

Сроки проведения
внеплановой СОУТ

Сроки проведения
внеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

  • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
  • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

Рассматриваемые сроки
отсчитываются с момента наступления соответствующего основания организации
специальной оценки.

Когда внеплановая СОУТ
не требуется

Иногда наступившие
обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда
внеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить
статью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от
осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
  • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

Большинство
перечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, что
вследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места не
изменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться.

Однако конкретное решение по этому вопросу должно приниматься оценочной
комиссией, которая действует на основании приказа руководителя.

Если на
основании анализа наступивших обстоятельств она придет к выводу, что уровень
негативного воздействия для работников подвергся существенному росту либо
снижению, она может принять решение о необходимости выполнения процедуры.

Как оформить отсутствие оснований проведения СОУТ

В случае, если
предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного
графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1
КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы
по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

СОУТ: самые частые вопросы

Как оформить отсутствие оснований проведения СОУТ

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если не завершить СОУТ до 31 декабря 2018, будет штраф:

  • на должностных лиц — от 2000 до 5000руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000руб.;
  • на юридических лиц — от 50000 до 80000руб.

Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ.

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место.

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.

2017 № 151/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места.

При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст.

3 Федерального закона № 426ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 151/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.

Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 151/ООГ-2459.

Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного.

В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется.

Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.

Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется.

Источник: журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»    

Внеплановое проведение СОУТ

В соответствии с положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ проведение спецоценки условий труда обязательно для большей части работодателей – кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками.

Эта процедура проводится на плановой основе каждые пять лет, чтобы отследить динамику изменений условий труда персонала и при необходимости предоставить им льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Проводить такие работы имеют право только уполномоченные организации, внесенные в особый реестр Минтруда и отвечающие требованиям, зафиксированным статьей 19 426-ФЗ.

Однако в отдельных случаях работодателю может потребоваться организовать эти работы и до истечения положенного срока. Основания для проведения внеплановой СОУТ определены статьей 17 426-ФЗ. Она также определяет сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда и порядок ее выполнения.

Читайте также:  Сравнительный анализ правил по охране труда при эксплуатации электроустановок

Основания и сроки выполнения внеплановой СОУТ

Согласно статье 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих ситуациях.

Основание для организации внеплановой СОУТ В течение какого срока проводят внеплановую СОУТ
Организация новых рабочих мест на предприятии 12 месяцев
Получение предписания о проведении внеплановой оценки от сотрудников Государственной инспекции труда в связи с обнаружением на предприятии нарушений трудовых прав работников или иных положений трудового законодательства 6 месяцев
Изменение технологии производства товаров или замена технологического оборудования, используемого в производственном процессе, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда работников 12 месяцев
Изменение параметров или состава сырья и материалов, используемых на производстве, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда персонала 6 месяцев
Изменение номенклатуры и параметров средств, используемых для обеспечения индивидуальной защиты работников от воздействия вредоносных факторов производства 6 месяцев
Несчастный случай на производстве 6 месяцев
Выявление факта профессионального заболевания у работника предприятия 6 месяцев
Получение мотивированного предложения о выполнении внеочередной спецоценки от представителей профсоюзной организации, которая работает на предприятии 6 месяцев

Если на предприятии произошел несчастный случай, обязанность работодателя по проведению внеочередной спецоценки возникает только тогда, когда он был обусловлен действиями самого работника или его непосредственного руководителя. Если причиной такого события стали действия третьих лиц, такая обязанность не возникает. Срок проведения внеплановой СОУТ во всех случаях отсчитывается с даты наступления соответствующего события.

Случаи, когда проводить внеплановую СОУТ не нужно

Изучив статью 17, которая определяет, в каких случаях проводится внеплановая СОУТ, можно понять, что иногда изменения, произошедшие на предприятии, не обусловливают необходимости досрочного выполнения спецоценки. Список обстоятельств, которые относятся к таким изменениям, приведен в части 3 этого раздела нормативного документа. К ним относятся:

  • изменение фамилии, имени или отчества работодателя, который имеет статус индивидуального предпринимателя;
  • изменение организационно-правовой формы работодателя, имеющего статус юридического лица;
  • изменение названия рабочего места, занимаемого сотрудником.

Однако нельзя сказать, что при таких обстоятельствах необходимость выполнения внеочередной оценки полностью исключена.

Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях: когда перечисленные обстоятельства становятся причиной реального изменения условий труда работников, и это изменение требуется оценить с точки зрения опасности новых производственных условий для здоровья сотрудника. Решение по каждому конкретному случаю принимает комиссия по СОУТ, созданная на предприятии.

Ответственность за несвоевременное проведение внеочередной СОУТ

Если работодатель неправильно оценил отсутствие оснований для проведения внеплановой СОУТ и не провел эту процедуру, хотя обязан был это сделать согласно закону, он понесет ответственность, предусмотренную статьей 5.27.1 КоАП РФ. Степень этой ответственности дифференцирована в зависимости от того, кто конкретно оказался виновником нарушения:

  • для должностных лиц, в обязанности которых входит своевременная организация работ по спецоценке, – штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Если такое лицо допустит такое нарушение повторно, ему придется уплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Это наказание может быть заменено дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей штраф за такое нарушение, допущенное в первый раз, составит от 5 до 10 тысяч рублей. При повторном непроведении внеочередной спецоценки в установленные сроки штраф будет увеличен до суммы от 30 до 40 тысяч рублей. Его также могут заменить остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
  • для предприятий любых организационно-правовых форм штраф за первичное нарушение составит уже от 60 до 80 тысяч рублей. В случае повторения такого нарушения штраф возрастет до суммы от 100 до 200 тысяч рублей. В отдельныз случаях вместо штрафа ответственные органы могут остановить работу организации на срок до 90 суток.

Аналогичные наказания предусматриваются этой статьей КоАП за невыполнение правил проведения внеочередной спецоценки, установленные федеральным законом № 426-ФЗ.

Образец решения комиссии о непроведении внеплановой соут рабочего места

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2021 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2021 г. N 15-1/ООГ-3919

Решение, принятое и объявленное по данному вопросу повестки дня: в связи с тем, что [ вписать нужное, например, реорганизация (наименование организации) в форме (указать форму проведенной реорганизации) ] не повлекла за собой оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2021 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановую специальную оценку условий труда не проводить.

Пример протокола о непроведении соут

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда: (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) (должность) (подпись) Ф.И.О.

Считать карту СОУТ № наименование рабочего места «Менеджер» действительной для рабочего места «Продукт¬менеджер». 3. Оснований для внеплановой специальной оценки условий труда Направить настоящий акт на утверждение руководителю организации. Комиссия Приказ№ от « » 20 г.

Об утверждении акта Комиссии от « » 20 г. Рассмотрев материалы комиссии, ПРИКАЗЫВАЮ 1. Утвердить акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанные в статье 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда»:2.

Обеспечить хранение акта вместе с картой СОУТ № .3. Ознакомить с данным актом и настоящим приказом работников и заинтересованных лиц. Руководитель организации Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда» https://www.trudohrana.ru АНО ДПО «ЦПР Профи» проводит обучение по направлениям: Специалист по охране труда. Диплом.

Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда

По данному поводу в ст.

2 ФЗ от 26 декабря 2021 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обозначено, что государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; .

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Приказ о проведении СОУТ

  • утвердить отчет по итогам СОУТ;
  • подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);
  • в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы);
  • не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под подпись;
  • не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрудников.
  • предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;
  • принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;
  • информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;
  • ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Главное отличие внеплановой специальной оценки УТ от стандартной кроется в том, каковы основания для ее проведения. К подобным основаниям можно отнести значимые изменения в организации производственного процесса, произошедшие в промежутке между двумя плановыми СОУТ.

  • в чем состоит отличие внеплановой специальной оценки условий труда от обычной СОУТ;
  • какие основания существуют для ВСОУТ и в каких случаях внеплановая спецоценка не нужна;
  • каков алгоритм проведения этого мероприятия.

Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя

Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.

Протокол комиссии СОУТ

Заполненный протокол комиссии СОУТ отражает решения и выводы комиссии по СОУТ, подписывается Председателем комиссии (либо его заместителем) и секретарем комиссии, не позднее, чем на следующий день после заседания комиссии.

  • сведения об организации, проводящей СОУТ с обязательным приложением копий разрешительных документов;
  • перечень рабочих мест с указанием аналогичных мест;
  • протоколы всех проведенных исследований и измерений;
  • протоколы оценки эффективности применяемых на предприятии средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии о невозможности проведения исследований и (или) измерений на рабочих местах – заполняется в случае, когда измерение вредных факторов может привести к угрозе здоровью или жизни экспертов, работников испытательной лаборатории или других лиц, задействованных в измерениях. Протокол должен содержать точное описание причин, помешавших проведению замеров и (или) исследований;
  • карты СОУТ работников;
  • сводная ведомость результатов СОУТ;
  • рекомендации и перечень мероприятий по улучшению условий труда и ОТ на рабочих местах;
  • заключение экспертов.
Читайте также:  Инструктажи, обучение и проверка знаний по охране труда - вебинар

Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания

Как признать результаты СОУТ при изменении штатного расписания? Рабочее место, на котором была проведена СОУТ, работодатель переименовал (условно – «менеджер» в «продукт¬менеджер»), оформив это приказом «об изменении штатного расписания», при этом должностные обязанности работника, место его нахождения, используемое оборудование и т.д. ¬ не изменились. Вопрос: Как в этом случае признать результаты СОУТ на рабочем месте «менеджер» действующими для рабочего места «продукт¬менеджер» и как это правильно оформить?

Проводить внеплановую СОУТ в Вашем случае не обязательно. Если не произошли изменения в технологическом процессе, нет оснований для проведения внеплановой СОУТ, указанных в статье 17 статье 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2021 г. № 426.

Образец решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда

Обязанность проводить СОУТ и ВСОУТ, а также в установленные сроки предоставлять в ГИТ декларацию соответствия по условиям труда возложена на всех субъектов хозяйствования для определения степени воздействия различных факторов на рабочих местах на здоровье работников.

Иван Иванович, много ли нарушений по порядку проведения оценки условий труда на рабочих местах выявили трудовые инспекции за полтора года действия Закона о спецоценке? Какие это в основном нарушения? — более 11 000 нарушений.

Протокол проведения специальной оценки условий труда

В этом случае необходимо применять положения ч.10 ст.12 426-ФЗ. Она указывает, что в такой ситуации образец протокола отчета руководителя о проведенной СОУТ должен содержать сведения о невозможности реализации замеров.

Безусловно, в этом документе должна быть также отражена причина отказа от их проведения, имеющая уважительный характер.

Условия работы на таком месте признаются опасными без осуществления обследования, что находит отражение в протоколе заседания СОУТ.

Спецоценка представляет собой обширную программу мероприятий по определению фактических условий деятельности сотрудников на местах в компании. При этом основу этого комплекса составляет реализация ряда обследований, оформляемых протоколами СОУТ по образцу, установленному законом.

Их основной целью является установление наличия негативных факторов, присутствующих на месте выполнения трудовой деятельности, на самого работника.

В случае, если такие факторы в ходе рассматриваемых замеров были выявлены, необходимо затем установить степень интенсивности их воздействия на сотрудника.

Пример протокола о непроведении соут

А так же, обязательным становится заседание комиссии, на котором рассматривается итоговый «Отчет», переданный организацией — для его рассмотрения, проверки и корректировки или утверждения. Таким образом, всего как минимум 3 протокола заседания комиссии Вам необходимо приложить к Материалам — «Отчету».

Обязательно по итогам спецоценки необходимо сформировать отдельный документ под названием: «План мероприятий по улучшению условий труда». Его, к сожалению, часто путают с Документом, входящим в «Отчет»: «Перечень рекомендуемых мероприятий…» Этот перечень не конкретен и может быть далек от действительности.

На вашем же предприятии, или в компании — должны быть предусмотрены конкретные мероприятия, которые вы в дальнейшем воплотите в жизнь.

План мероприятий…» может основываться на рекомендуемых, особенно если выявлены вредные факторы, но может содержать и другие мероприятия, которые направлены на улучшение условий труда, в независимости от установленных классов, т.к.

Соут и документальное оформление при изменении должности

Проведение СОУТ при изменении названия должности без преобразования должностных обязанностей не требуется. Поскольку, в соответствии с ч. 1 ст.72. 1 ТК РФ переименование должности не считается переводом, поэтому его можно провести как по соглашению сторон, так и по инициативе работодателя.

Если офисный адрес и изменения штатного расписания произошли в связи с организацией новых рабочих мест, то они не подпадают под действие АРМ, и требуют проведения спецоценки вне графика в течение 6 месяцев с момента их создания.

Протокол заседания комиссии по результатам специальной оценки условий труда

По окончании СОУТ оформляется отчет, который подписывают все представители комиссии, а председатель комиссии утверждает.

В том случае, если кто-то из представителей комиссии не соглашается с полученными и оформленными результатами, он может и имеет на это право изложить в документальной форме свои замечания, и этот документ будет прикреплен к отчетному документу.

Кроме этого, в отчете должны быть указаны подтвержденные сведения о том, какие именно рабочие места не подвергались проверке, или каких опасные факторы не были идентифицированы. Работодатель должен выполнить свои обязательства, связанные с ознакомлением работников с результатами СОУТ на их трудовых местах.

Работники после ознакомления должны подтвердить это подписью. Предоставление работникам информации о результатах проверки должно произойти не позднее, чем месяц или тридцать дней с того момента, как документ будет оформлен. Этот тридцатидневный срок не включает время командировки, отпуска или болезни работника.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать код органа статистики по инн

Проведение проверки трудовых условий или СОУТ требует выполнения производственных, организационных, правовых, экономических, социальных, кадровых вопросов, и одна только служба по охране труда не в силах справиться с подобными решениями.

Для того, чтобы СОУТ прошла с наименьшими негативными моментами для предприятия, необходимы согласованные действия всех участников этого процесса, всех руководителей, специалистов, а также, качественная работа организации и ее экспертов.

Комиссия со стороны руководителя должна со своей стороны выполнить ряд функций, среди которых – составление списка тех рабочих мест, которые должны будут пройти проверку, утверждение итогов идентификации опасных факторов, оформление отчета или протокола и т.д.

Предприятие отвечает за большинство выводов и решений, которые получает в ходе проведения проверки, однако, есть четыре функции, которые выполняет и отвечает за них организация, проводившая СОУТ.

Это – определение и идентификация перечня трудовых процессов и мест, где должны проводиться оценка и измерения; оценка и измерение опасных и вредных производственных факторов, что включает оформление и заполнение соответствующих протоколов; установление класса опасности и внесение данных об этом в документ; оформление отчетного документа в согласии с установленными методикой и правилами. Из этого следует, что именно представители предприятия должны принимать основные решения, касающиеся СОУТ, вести этот процесс.

Протокол проведения специальной оценки условий труда

В некоторых случаях эксперты, проводящие СОУТ на местах, сталкиваются с тем, что осуществление замеров на производстве может быть затруднено.

Это может случиться, например, если проведение таких замеров представляет непосредственную угрозу для здоровья или жизни людей.

При этом в данной ситуации не имеет значения, кто именно подпадает под действие этой угрозы: это могут быть работники предприятия или сами эксперты, оформляющие протокол измерений СОУТ.

  • тяжесть процесса работы, которая отражает характер и интенсивность физического воздействия рабочего процесса на организм сотрудника;
  • напряженность процесса работы, связанная с наличием эмоциональных, психических и сенсорных нагрузок на организм.

Жизнь после реорганизации или Четыре шага непроведения внеплановой СОУТ

Реорганизацией предприятия занимаются юристы, в то время как производственные отделы, кадры, а тем более службу охраны труда просто ставят перед свершившимся фактом. Даже если речь идет о изменении названия предприятия, кадровиков ждет много работы, начиная с внесения изменений в трудовые договоры, в трудовые книжки…

А что делать с результатами проведенной до реорганизации СОУТ? Ответ на этот вопрос знает постоянный консультант журнала «Охрана труда и пожарная безопасность», знаток трудового законодательства Наталья Агуреева.

Результаты специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) остаются в силе, – утверждает наш эксперт.

Или, если обратиться к букве закона, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя – юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ (ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве, наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций), внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией.

Таким образом, Наталья Агуреева рекомендует после реорганизации предприятия, которая не повлекла за собой изменение функций и названия должностей работников, принять решения о непроведении СОУТ. Естественно, это возможно только на срок действия имеющихся у вас карт СОУТ.

Если говорить о последовательности совместных действий службы главного инженера, специалиста по охране труда, отдела кадров, словом, всех специалистов, которые на конкретном предприятии должны быть привлечены к такой работе, то она следующая:

1. Обоснование возможности непроведения внеплановой СОУТ

Ответственное лицо письменно, в принятой на предприятии форме (это может быть доклад, служебная записка, донесение) предоставляет руководителю информацию о целесообразности непроведения внеплановой СОУТ.

Доклад должен обосновываться данными о сроках действия имеющихся карт СОУТ, отсутствием причин для внеплановой СОУТ (см.

приведенные выше нормы Закона № 426-ФЗ), заключением о нормах действующего законодательства Российской Федерации.

  • 2. Решение работодателя
  • Если руководитель предприятия согласен, что внеплановую СОУТ проводить нецелесообразно, то он должен организовать работу комиссии.
  • 3. Организация комиссии
  • Речь может идти о комиссии, ранее созданной для организации и проведения СОУТ, состав которой в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ нужно возобновить приказом (распоряжением) работодателя.

Также это может быть отдельная комиссия для разрешения вопроса о непроведении СОУТ согласно статье 9 Закона № 426-ФЗ.

В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников).

Читайте также:  Пермскому заводу запретили использовать труд собственных рабочих

Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

4. Принятие решении о непроведении внеплановой СОУТ

Сроки и форма оформления решения комиссии определяются в приказе (распоряжении) руководителя. Например, решение комиссии о возможности непроведения СОУТ оформляется протоколом заседания комиссии, который должен быть оформлен письменно в течение двух рабочих дней и подписан всеми членами комиссии.

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!

Приказ об утверждении результатов специальной оценки условий труда образец

Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, и оценке уровня их воздействия на работника (ст.3 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») (далее Закон № 426-ФЗ) .

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года утверждена методика проведения оценки рабочих условий в организациях, классификатор, сочетающий все вредные и опасные факторы, которые могут влиять на здоровье работников и формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.

Нужен ли приказ о проведении специальной оценки условий труда?

Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ не содержит прямого указания на то, что работодатель должен издавать приказ о специальной оценке условий труда, но он требует организовать ряд мероприятий, факт проведения которых обычно отражается в распорядительных документах (приказах, распоряжениях).

Законодательство не утверждает форму такого приказа (распоряжения), поэтому его можно делать в свободной форме.

В приказе должны присутствовать следующие реквизиты:

  Федеральные законы, постановления и приказы

  • Полное наименование работодателя.
  • Дата и номер приказа.
  • Преамбула, в которой делают ссылку на нормативный документ, согласно которому проводится СОУТ.
  • Текст приказа.
  • Подпись руководителя.
  • Печать.

Приказ составляют в нескольких экземплярах (либо делают копии). Один подшивают в книгу приказов, другой вместе с прочими документами передают организации, которая будут проводить проверку

Зачем издается приказ о проведении СОУТ

Все решения руководства закрепляются в приказах. Все они составляются в свободной форме.

После того, как директор принял решение о проведении спецоценки, он закрепляет это решение в приказе. Так же нужно создать приказ о назначении членов комиссии, которая будет участвовать в проведении оценки.

Эти 2 приказа могут быть объединены в один.

Приказ издается для упорядочения деятельности и определения круга лиц, участвующих в спецоценке. Согласно ч. 4 ст. 9 закона №426-ФЗ, директор является председателем такой комиссии. В состав комиссии вместе с директором должно входить не менее 3 человек, количество ее членов должно быть нечетным.

Образование комиссии по специальной оценке условий труда

Комиссия специальная оценка условий труда, согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ), состоит из представителей работодателя организации, специалиста по охране труда, а также представителя от профсоюза или иного уполномоченного органа.

В особых случаях главой комиссии может выступать не работодатель, а его представитель. Общее количество всех членов данной комиссии должно быть нечетным. Оптимальный вариант — это 5—7 человек.

Чтобы проверить условия труда в организации, нужно: создать свою комиссию; издать приказ о ее создании, при этом каждый участник должен подписаться под данным приказом.

Важно помнить о том, что специальная оценка условий труда проводится на предприятиях раз в 5 лет. Некоторые рабочие места не проверяются. Это работники, которые занимаются деятельностью на дому, работники религиозных организаций, дистанционные работники. До того, как комиссия начнет проводить оценку, нужно утвердить все рабочие места, а также указать места с аналогичными условиями труда.

На основе оценки комиссии будут выявлены опасные и вредные рабочие зоны. За такие условия работодатель должен вносить дополнительный тариф страхового взноса в Пенсионный фонд, который составляет от 2 до 8 %.

Ответственность в сфере проведения спецоценки

ВАЖНО! Величина штрафов для организаций, не прошедших СОУТ, не зависит от величины штата сотрудников. Об этом говорится в Письме Роструда №ПГ/31983-03-3 от 28.11.2016 года.

За непроведение специальной оценки или нарушения при ее проведении на компанию могут наложить огромные штрафы (КоАП ст. 5.27.1).

Нарушение Штраф
Нарушение первое, вред не причинен Предупреждение
Первичное нарушение 60-80 тысяч рублей
Повторное нарушение 100-200 тысяч рублей
Повторное нарушение, угроза жизни Приостановление деятельности до 90 суток, дисквалификация руководителя от 1 до 3 лет

Кроме того, после проведения спецоценки, нужно провести определенные мероприятия, за отсутствие которых также будет наложен штраф.

  Что входит в обязанности офис-менеджера

Мероприятие Штраф за отсутствие
Нужно дополнить трудовой договор существенным условием – результатами СОУТ. Составляется дополнительное соглашение. 50-100 тысяч рублей
Утверждаем результаты оценки и предоставляем или отменяем компенсации за вредность. Не допускаем нецелевого расходования средств 5-25% от суммы, использованной не по целевому назначению
Составляем список работников, которым необходимо проходить медосмотры Если работник допускается к работе без проведения медосмотра, то штраф 110-130 тысяч рублей
Проверяем наличие средств индивидуальной защиты 130-150 тысяч рублей

Контролирующие органы предполагают наказание работодателей, которые не проходят СОУТ.

Мнение эксперта

Начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда Е. Иванов утверждает, что в 2020 году ответственность может угрожать только тем, кого в 2020 году трудовая инспекция проверит планово или непланово. С 2020 года работодателей начнут штрафовать в массовом порядке.

Директор Департамента условий и охраны труда В.Корж поясняет:

Трудовая инспекция будет сравнивать базы налоговой инспекции, пенсионного фонда и ФГИС. Тем, кто не провел СОУТ направляется сначала предостережение.

Приказ о создании комиссии: нюансы

Пример приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда можно найти в разделе блога «Практические материалы».

На его основе вы сможете создать свою документацию, учитывая самые распространенные ошибки, которые делают при составлении данного приказа. Стоит также отметить, что приказ должен быть на фирменном бланке организации.

Благодаря работе комиссии будут приняты меры, разработаны схемы, которые позволят улучшить рабочие места в организации.

Примерная структура такого приказа может выглядеть следующим образом:

Приказ о создании комиссии по специальной оценке условий труда (примерная форма)

  • Наименование организации
  • Приказ
  • О комиссии по проведению специальной оценки условий труда

В целях организации работы по проведению специальной оценки условий труда (далее СОУТ), в соответствии с требованиями ст.212 Трудового Кодекса Российской Федерации, и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»,

  1. ПРИКАЗЫВАЮ:
  2. 1.Создать комиссию по проведению СОУТ (далее Комиссия) в следующем составе:
  3. Председатель комиссии: Руководитель организации

  Как объяснить HR-менеджеру долгий перерыв в работе

Заместитель председателя комиссии: Заместитель руководителя организации

Члены комиссии: Специалист по охране труда , специалист кадровой службы, представитель профсоюзной организации или представительного органа работников. Срок…..Исполнитель….

2. Приступить комиссии к специальной оценке условий в (наименование организации) с (дата) по (дата). Срок…..Исполнитель….

3. Утвердить график проведения СОУТ (Приложение № 1 на 1 л. в 1 экз.).

4. Разработать и утвердить комиссии перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условия труда. Срок…..Исполнитель..

5. Обеспечить комиссии предоставление необходимых материалов, с учетом конфиденциальности, и доступ специалистов испытательной лаборатории к рабочим местам для проведения необходимых исследований. Срок…..Исполнитель….

6. Выполнять мероприятия по проведению специальной оценке условий труда. Срок…..Исполнитель….

7. Осуществлять руководство и контроль проведения работы на всех ее этапах. Срок…..Исполнитель….

8. Организовать, по мере необходимости, заседания комиссии, в целях своевременного устранения выявленных замечаний и приведения параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с требованиями ГОСТ, правил и норм по охране труда и другой нормативной документацией. Срок…..Исполнитель…..

9. Обеспечить по результатам специальной оценки условий труда:

  • разработку Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • подготовку сведений о компенсациях работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда. Срок…..Исполнитель…..

10.Назначить (наименование должности, ФИО) ответственным за хранение документации по специальной оценке условий труда.

11.Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель ____подпись______________ФИО

Как оформить приказ о проведении спецоценки

В приказе раскрываем следующую информацию:

  1. Определяем дату начала проведения спецоценки
  2. Состав комиссии для проведения спецоценки
  3. Утверждаем список мест работников, где нужно провести спецоценку
  4. Дается указание о составлении графика мероприятий спецоценки с указанием конкретных дат
  5. Назначается ответственный специалист, который будет хранить все документы по СОУТ

Приказ подписывает директор организации.

Отдельным приказом нужно утвердить план проведения мероприятий по спецоценке. В таком приказе указывается:

  • Проводится плановая или внеплановая проверка
  • Сколько рабочих мест будет подвергнуто проверке
  • На каких рабочих местах спецоценка будет проводиться в первую очередь
  • График проведения оценки выносится отдельным приложением к приказу
  • Назначается лицо, ответственное за подготовку и передачу специализированной организации пакета документов, необходимых для проведения спецоценки

Приказ подписывает руководитель предприятия и должностные лица, задействованные в проведении оценки.

Приведем сравнение приказов в таблице.

Приказ о проведении СОУТ Приказ об утверждении графика мероприятий
Наименование организации Номер и дата приказаНаименование приказаПреамбула приказа
Утверждает дату начала спецоценки Плановая или внеплановая проверка проводится
Утверждает состав комиссии Закрепляет количество рабочих мест, которые будут подвергнуты оценке
Указывается список рабочих мест для проведения оценки Определяются рабочие места, где оценка будет проведена в первую очередь
Указание о составление графика СОУТ Разрабатывается график проведения спецоценки (в приложении)
Назначается ответственный специалист для хранения документов Определяется ответственное лицо для передачи документов для специализированной организации
Подпись директора

Требования к составу комиссии по проведению СОУТ в субъектах малого предпринимательства

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *