Надо Ли Получать Лицензию Для Выполнения Работ По Определению Качества Воды После Сброса Сточных и Дренажных Вод?

Грамотный подход предприятий и очистных сооружений к сбросу сточных вод защищает санитарное и экологическое состояние региона. Но зачастую происходит нарушение норм и пренебрежение установленными правилами, что серьезно вредит экологической системе.

Что такое сброс сточных вод?

Загрязнённые стоки, образующиеся в результате производственно-бытовой и хозяйственной деятельности людей подлежат сбросу в канализацию, водоемы или на почву. Данный способ вредит природе, что согласно действующему природоохранному законодательству РФ запрещено.

Согласно Водному кодексу, ФЗ-№7 и регламентам водопользования страны, сбросу сточных вод должны предшествовать очищение, контроль химического состава, а также обеззараживание. При соответствии нормативам по допустимому уровню концентрации опасных элементов проводится правомерный сброс.

Федеральная служба экологического надзора выдает разрешения для законного сброса, при условии контроля токсических показателей.

Требования к составу сточных вод

Нормированным составом должны обладать сточные воды, который обозначен законодательством страны. В нем указано количество и допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также компоненты, находящиеся под запретом для слива.

Под запрет содержания в стоках попадают:

  • составляющие, которые разрушают внутренние стенки труб и очистных комплексов;
  • субстанции способные осаждаться на внутренних стенках труб;
  • взрывчатые, токсичные, опасные компоненты;
  • элементы, снижающие проведение биологической очистки водных отходов.

Сброс очищенных сточных вод должен соответствовать разрешенному по документам объему, с температурой на выходе не выше 40С.

Разрешение на сброс сточных вод

После ввода объекта в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки госкомиссии, организации обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. На выходе водные стоки должны быть чистыми. Для этого на хозяйственно-производственные объекты устанавливают очистные конструкции.

Сооружения нужны для:

  • удаления опасных компонентов и примесей;
  • проведения обеззараживания.

В результате таких мер очистки выпуск производственных потоков не опасен для экосистемы.

Новые предприятия получают разрешение на сброс при согласовании с местным Водоканалом. Для эксплуатируемых объектов этим основанием выступает паспорт водного хозяйства.

В документе обязательно указана структура отводных стоков и норма сброса. На основе утвержденной формы, паспорт разрабатывают сотрудники самого объекта, при условии слива в систему канализации города. Главное условие для согласования – это точки сброса сточных вод.

При автономной канализации требуется расчет залпового сброса сточных вод, который определяется пропускной способностью системы.

Что требуется для получения разрешения?

Получение разрешения на сброс производственных стоков трудоемкий процесс, требующий сбора пакета документов.

Необходимы акты о приемке:

  1. коллекторов;
  2. очистных конструкций;
  3. трубопроводов;
  4. фундамента внутренней канализации.

В инстанции также подают:

  • чертежные проекты канализационной системы, с указанием информации об изменениях;
  • технические отчеты по использованным расходным материалам;
  • присвоенный адрес.

Кому и для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Надо Ли Получать Лицензию Для Выполнения Работ По Определению Качества Воды После Сброса Сточных и Дренажных Вод?Работа производств, жилищных построек связана с отрицательным воздействием на окружающую природу. Все объекты обязаны согласовать с Росприроднадзором точку сброса стоковых вод.

С этой целью под запрет попадает сброс загрязненных стоков. При наличии очистительных сооружений контролем за их применением занимаются природоохранные организации, которые запрещают слив механически и биологически неочищенных масс.

Как и кем выдаются разрешения?

Ресурсы каждого региона расположены под защитой административных органов надзора. На основе созданных инструкций выдается разрешение или отказ в его получении.

Внимание! Разрешающий документ выдается тем органом управления, который выполняет надзор за местностью, где расположены сточные трубы.

В заявлении для получения разрешения указываются:

  • госрегистрация, реквизиты;
  • локализация трубопровода;
  • норма слива;
  • рассчитанный показатель расхода сбрасываемых вод за год.

Заявка подается в органы природного надзора.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение документального разрешения состоит из поэтапного процесса.

  1. Вызов сотрудников для проведения работ.
    Специалисты лицензированных лабораторий выполняют заборы сточных вод из разных мест после их прохождения через очистительные барьеры. После анализирования образцов заказчику выдается итоговый результат в виде таблицы с указанием концентрационного содержания опасных элементов.
  2. Планирование процедуры, позволяющей свести к минимуму долю загрязняющих компонентов.
    Ответственность заказчика за отрицательное воздействие производственных стоков на природу предполагает введение технологического усовершенствования работы предприятия и очистных сооружений.
  3. Согласование точки сброса сточных вод в территориальных органах.
  4. Отчет реализации природоохранного плана. В докладе отражается комплекс проведенных мероприятий.
  5. Обращение за разрешением в Федеральную службу по экологическому надзору.
  6.  Выдача разрешения.

В местное отделение подают:

  • схему отвода;
  • план разработанных мер, снижающих отрицательное действия стоков на природу;
  • протокол лабораторных проверок.

Куда разрешено сбрасывать сточные воды?

В центральную и локальную канализацию сброс разрешается производственно-бытовым структурам. Для свободного слива в окружающую среду требуется получение документального права и соблюдение мер очистки.

При отведении на объекты специального режима природопользования наличие разрешения обязательно. Ниже представлены нормативы допустимой концентрации содержания токсичных элементов в сточных водах.Надо Ли Получать Лицензию Для Выполнения Работ По Определению Качества Воды После Сброса Сточных и Дренажных Вод?

Для соблюдения требований на каждом предприятии должны быть спроектированы очистные системы, которые регулируют состав примесей. Перед установкой сооружений требуется согласование с Росприроднадзором точки сброса очищенных сточных вод.

Закон, регулирующий сброс сточных вод

22.05.2020 принято Постановление Правительства РФ № 728 в котором изменен порядок контроля состава сточных вод и внесены изменения в правила холодного водоснабжения и водоотведения.

По новым правилам программу контроля состава и свойств сточных вод разрабатывать и согласовывать не нужно.

Обязательными критериями соответствия сточных вод теперь являются:

  • Фактические показатели состава и свойств сточных вод, которые входят в Декларацию о составе и свойствах сточных вод

и/или

  • Нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойства сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Таким образом, для абонентов ЦСВ преобразованы требования к параллельному отбору проб, установлены требования к «визуальному осмотру». Старые Правила № 525 окончательно отменены. Кроме того, упразднены Правила взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. Весомые изменения коснулись и Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Для законного отведения сточных вод существует ряд положений, разработанных на основе Водного кодекса, Приказа Минприроды №2:

  1. Расстояние жилых застроек до зоны сброса соответствует нормам.
  2. Мощность очистительного фильтра должна позволять сбрасывать стоки с допустимым уровнем загрязнения.
  3. В сточных водах жилых домов, после прохождения через аэробный реактор, присутствует низкая концентрация загрязняющих компонентов.
  4. Многоступенчатые очистительные конструкции на производствах состоят из механических и биологических систем очистки.
  5. Для установки очистных сооружений повышенной мощности требуется проектирование санитарного зоны площадью 50 м2.
  6. По нормам отводящую трубу утепляют с уклоном оголовка выше расположения дренажной канавы.
  7. Слив самотеком распространен, дренажный насос применяют если отсутствует естественное стекание.

Штраф за нарушение правил охраны водных объектов указан в статьях 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов».

По этим статьям штраф

  • для физических лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц от 10000 до 20000 рублей;
  • для юридических лиц от 80000 до 100000 рублей.

Схема сброса на рельеф

Требования к сбросу сточных вод на рельеф местности зависят от их типа (ливневые, промышленные, бытовые). Для сброса поверхностных стоков достаточно механического очищения. Промышленно-бытовые сливы, после механического барьера, должны подвергаться биологической очистке. Неочищенные стоки сливать запрещается.

Среди правовых вопросов сброса сточных вод на рельеф основным является отсутствие возможности получения документального разрешения. Из-за невозможности отвода в водоемы или канализацию предприятия продолжают сбрасывать токсичные потоки в почву несанкционированным путем, не заботясь о наносимом ущербе.

Схема сброса в водоемы

Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.

Выпуск промышленных стоков запрещен если:

  • превышен порог количественных показателей;
  • представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
  • барьерная очистка не избавляет от примесей;
  • имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.

Сброс сточных вод в канализацию

Водоотведение предприятий в городскую систему канализации также требует получения разрешительных документов.

Канализационная система обладает достоинствами:

  • необходимые очистные сооружения;
  • отлично выполняет функцию сбора с объектов;
  • транспортирует большое количество стоков;
  • запрещает сбрасывать неочищенные водные массы;
  • сепарация примесей.

Основной проблемой сброса является большой износ канализационной системы по стране, которая требует проведения модернизации. Плату за сброс в канализацию перечисляют коммунальным службам.

Контроль и ответственность за сброшенные сточные воды

По правилам водоотведения от 22.05.2020 №728 контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:

  • Проведение отбора проб сточных вод;
  • Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
  • Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).

Вводится новый этап – визуальный контроль.

Он выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.

Читайте также:  Как оценивать и управлять профессиональными рисками

Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.

У каждого объекта имеющего разрешение на сброс в обязанности входит последующий контроль за изменениями концентрации веществ и присутствия опасных микроорганизмов. Полученные данные сравнивают с допустимыми нормативами. Кратность проводимых проб составляет—каждые 3 месяца или раз в год.

Причины незапланированной проверки:

  • аварийный сброс сточных вод без прохождения очистки;
  • при анализе проб найдены не указанные вещества;
  • установление нарушений в очистных процедурах;
  • фиксирование запрещенных элементов в образцах;
  • обнаружение микроорганизмов даже после прохождения биологической очистки.

Проблема загрязнения водоемов и почвы сточными водами

Подсчет вреда причиненного почвам как объекту охраны природной среды обусловлено уровнем загрязнения почвы химическими веществами. Соотношение отдельного элемента к нормативу содержания в естественной земельной среде и определяет размер ущерба. Принцип исчисления указан в приказе Минприроды No 238 от 2010 года.

Сбрасывание очищенных вод, содержащих нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, производные фенолов наносят вред окружающей среде, который исчисляется исходя из объема, так как в почвенной среде таких компонентов нет.

Засорение водной среды приобрело глобальные масштабы. Загрязнение водоемов сточными водами сокращает долю пресной воды необходимой для употребления.

Превышение и нарушение экологических норм сброса водных масс приводит к гибели морских животных, рыб, токсическим отравлениям людей.

Так как пресная вода стала исчерпаемым ресурсом требуется принять закон ужесточающий контроль и ответственность за сброшенные сточные воды.

Нормы выпуска сточных вод

По санитарным нормам уровень допустимой концентрации элементов в стоках не должен быть превышен. На производственный или бытовой объект налагается штраф за сброс в том случае, если ПДК сточных вод превышает нормативы. Нарушение правил наносит непоправимый вред здоровью человека и ущерб экосистеме. Выпуск выполняют по графику сброса сточных вод.

Внимание! Превышение ПДК даже по одному показателю запрещает сброс в канализацию.

Надзор за ПДК сточных вод выполняют из контрольного колодца со свободным доступом для взятия проб стоков.

Разновидности выпуска

Для сливания в водоем применяют 2 спуска:

Виды берегового выпуска:

  • затопленный (находится внутри водоема);
  • незатопленный (под углами потоки соединяются).

Русловой (удален от берега) бывает:

  • рассеянный (для рек);
  • сосредоточенный (нужно разбавлять чистой жидкостью);
  • эжекторный (высоконапорные распылители для отходов с высокой плотностью).

При большом объеме стоков их сброс осуществляется на глубине, далеко от берега.

Выбор варианта сброса исходит из:

  • рекомендаций надзорных органов по выбору выпуска;
  • необходимости разбавления стоков;
  • объема;
  • особенности ландшафта.

Ежегодный расход воды на планете растет с необычайной скоростью. После использования она возвращается в окружающую среду в виде сточных вод, не всегда прошедших очистку. Если отношение к водным ресурсам не изменится, человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.

Лицензия на воду

В настоящее время на многих предприятиях существуют скважины для забора питьевой воды. Зачастую на такие скважины у предприятий не все документы оформлены должным образом или отсутствуют вовсе. В то же время согласно Закону «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992, артезианская вода относится к природным ресурсам.

Значит, на нее должна быть оформлена советующая лицензия на воду. Лицензия является правоустанавливающим документом, позволяющим владельцам скважин официально использовать воду согласно законодательным требованиям, которые также указываются в составе лицензии.

Оформление лицензии на воду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сроки – от 2 месяцев, стоимость – от 99 т.р.

Собственно, лицензию на воду требуется получить всем индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, являющимся водопользователями и имеющим на балансе своей организации скважину для забора питьевой воды.

Разобраться в вопросах оформления лицензии на воду и сбора документов, необходимых для осуществления данного процесса, помогают специальные коммерческие организации.

При этом стоимость работ по оформлению лицензии составляет от 79000 рублей.

При отсутствии оформленных должным образом документов на использование скважины предприятие может понести финансовые потери, выражающиеся в штрафных санкциях.

Согласно «Кодексу об административных правонарушениях» и непосредственно содержанию его статьи 7.3, штраф для юридических лиц в случае отсутствия на предприятии лицензии может составить до одного миллиона рублей.

В случае нарушения условий водопользования, которые также прописываются в составе лицензии, штраф составляет до 500 тысяч рублей.

Если вдуматься в эти цифры, то стоимость оформления лицензии на воду уже не кажется такой дорогостоящей, как могло показаться на первый взгляд. Она полностью оправдывает все вложения.

Необходимость оформления лицензий для физических лиц

Сразу стоит отметить, что необходимость оформления лицензии не касается физических лиц.

Штрафов за незаконное использование скважины им не стоит опасаться в тех случаях, когда она пробурена непосредственно для личного использования и никак не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

Также допускается использование скважин физическими лицами без лицензии, при добыче воды не более 100 кубометров в сутки и не ниже водоносного горизонта, предназначенного для централизованного водоснабжения.

Документация для оформления лицензии с юридическими данными

Оформление лицензий на артезианские скважины производится в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов № 710от 29.11.2004.Обычно процесс оформления лицензии сопровождается подготовкой большого количества различных документов.

В состав такого пакета в первую очередь входят сведения о предприятии — недропользователе, содержащие в своем составе юридическую информацию, учредительные документы и реквизиты.

К ним можно отнести:

  • наименование предприятия,
  • паспортные данные (для индивидуальных предпринимателей),
  • ИНН, свидетельство ЕГРЮЛ,
  • описание технологической деятельности предприятия,
  • справки из налоговой об отсутствии задолженностей и из бухгалтерии, подтверждающей доходы организации.
  • Данный пакет документов для получения лицензии на воду собирается непосредственно на предприятии с привлечением его служб и отделов.
  • Также непосредственно предприятием представляются правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается исследуемая скважина, его генеральный и ситуационный планы.
  • Документы такого характера предназначены:
  • для подтверждения существования предприятия как юридического лица,
  • отсутствие на нем задолженностей,
  • наличие материальных ресурсов для проведения работ по оформлению лицензии и дальнейшему содержанию скважины.

Также заказчику необходимо подтвердить наличие технических средств и квалифицированных специалистов, способных в дальнейшем проводить работы на лицензируемой территории.

Документация с техническими данными

Второй пакет документов собирается уже с привлечением специалиста или даже нескольких специалистов. Например, для составления необходимой технической документации потребуются услуги квалифицированного гидрогеолога.

Предназначение второго пакета документов заключается в подтверждении наличия в исследуемой скважине требуемого для использования объема воды, описания ее технического состояния, а также соответствие добываемого ресурса санитарно-гигиеническим требованиям.

В первую очередь в состав пакета документов войдет балансовый расчет требуемого уровня воды для использования на нужды предприятия. Для сбора сведений, необходимых для расчета на каждую используемую скважину, необходима установка счетчика. Его цель — учет фактически добытого объема воды.

Важным также является и целевое назначение добываемой воды: будет ли она использоваться в технических процессах или для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд предприятия. Также заранее предусматриваются меры по утилизации образующихся сточных вод и методы контроля качества подземных вод, о чем следует указать в составе документации для получения лицензии.

В том числе в составе технической документации предоставляются данные о наличии в скважине требуемого для потребления предприятием количества воды, о чем свидетельствует гидрогеологическое заключение.

Органами Роспотребнадзора выдается санитарно-гигиеническое заключение, сведения которого отображают наличие на предприятии зон санитарной охраны и соответствия качества потребляемой воды, предъявляемым к ней требованиям по химическим и микробиологическим показателям. Для получения такого заключения необходимо организовать отбор проб воды аккредитованными лабораториями и представить в контролирующие организации протокола проведенных исследований.

Кроме того предприятием предоставляется паспорт на скважину и сведения о наблюдениях за состоянием подземных вод исследуемого участка, на котором располагается скважина.

При наличии в организации ранее оформленных лицензий сведения из них также предоставляются в составе собранного пакета документов.

Этапы проведения работ по получению лицензии

Этапы проведения работ по получению лицензии являются последовательно организованным процессом. Первоначально проводится анализ существующей на предприятии ситуации. Возможно визуальное обследование скважины для оценки ее технического состояния и изучение документации исследуемого объекта.

Далее происходит непосредственный сбор тех документов, которые требуются для получения лицензии контролирующими организациями. Также на данном этапе проводятся расчеты и обоснования, получение необходимых справок.

На последнем этапе происходит согласование собранной информации и, собственно, получение необходимой лицензии. С учетом всех требуемых мероприятий по подготовке документов, только на подготовительный этап может уйти от трех месяцев. Процесс непосредственного получения лицензии для действующих скважин длится от одного месяца.

Согласование и дополнительные затраты

Что касается процесса согласования документации и получения лицензии на воду, то начинать следует с департаментов Роснедр (при объеме более 500 м3 в сутки). Они осуществляют оценку запасов воды в скважине, которая, как говорилось ранее, входит в пакет документов для оформления лицензии. Стоимость данного вида работ может составить от 10 до 160 тысяч рублей.

Однако в случае небольших объемов потребления воды есть послабления. Так при объеме менее 500 кубических метров в сутки такую информацию выдает Министерство природных ресурсов. При объемах менее 100 кубических метров в сутки подтверждение запасов не требуется.

Читайте также:  Как провести проверку состояния огнезащитной обработки?

В конечном итоге лицензия выдается Департаментом по недропользованию и обойдется предприятию в сумму, равную 7500 рублей.

Переоформление ранее полученных лицензий

Кроме того также возможно и переоформление существующей лицензии на воду.

Это требуется в тех случаях, когда предприятие изменяет технологический процесс, а значит, может затребовать отличный от указанного в лицензии объем потребляемой воды.

Чтобы не стать нарушителем по пункту 2 статьи 7.3 КоАП, предприятие переоформляет выданную ранее лицензию на тех же основаниях и в том же порядке.

Надо Ли Получать Лицензию Для Выполнения Работ По Определению Качества Воды После Сброса Сточных и Дренажных Вод?

Есть ли право на сброс сточных вод в случае недостижимых нормативов?

  • Какого решения ждать от территориального органа Росприроднадзора, подавая заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах нормативов допустимых сбросов в случае, если по ряду веществ они не обеспечиваются?
  • Цель получения права на сброс сточных вод в водный объект достигается в несколько этапов:
  • 1) оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование;
  • 2) утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (далее — НДС);
  • 2.1) разработка и согласование плана снижения сбросов (в случае если НДС не достигаются);
  • 3) получение разрешения на сброс в пределах НДС и (или) в пределах лимитов на сбросы.
  • Нередко водопользователи заблуждаются, будучи уверены, что наличие утвержденных НДС является гарантией получения разрешения на сброс в пределах НДС, включающего весь перечень веществ, в отношении которых НДС утверждены.
  • Однако вспомним процедуру утверждения НДС.

Водопользователь обращается в Росводресурсы с заявлением об утверждении НДС. При этом фактическое качество сточных вод по отдельным веществам может не соответствовать разработанным нормативам допустимых сбросов (иными словами, не достигаются НДС).

По результатам рассмотрения пакета документов водопользователя (в т.ч. согласования НДС с уполномоченными органами) административный орган утверждает НДС, после чего водопользователь обращается в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс.

  1. Следует подчеркнуть, что НДС утверждаются водопользователю вне зависимости от их достижения или недостижения.
  2. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что водопользователь в случае недостижения НДС разрабатывает и согласовывает с Росприроднадзором план поэтапного достижения утвержденных НДС (с целью дальнейшего установления лимитов на сбросы).
  3. Извлечение из Административного регламента[1]
  4. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги […] 19. Перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
  5. согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС[2] по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
  6. предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
  7. Таким образом, согласование плана достижения НДС и установления лимитов на сбросы на период достижения НДС невозможно в отсутствие утвержденных НДС по каждому веществу, по которому НДС не достигается.
  8. Итак, перед водопользователем встает вопрос выбора линии поведения:
  9. 1) разработать, согласовать план поэтапного достижения НДС для установления лимитов на сбросы в отношении веществ, по которым не достигается НДС;
  10. 2) обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс в пределах НДС, невзирая на то, что НДС по ряду веществ не достигается.
  11. Нередко водопользователи выбирают второй путь и представляют в административный орган заявление на выдачу разрешения на сброс в пределах НДС, ожидая на выходе увидеть в разрешении весь перечень веществ, для которых утверждены НДС.
  12. Как должен повести себя государственный орган, получив подобное заявление?
  13. Извлечение из Административного регламента
  14. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 20. Для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются: […]
  15. НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ[3] и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
  16. […]
  17. Обозначим три предполагаемых варианта развития событий:
  18. 1) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС, несмотря на то, что по некоторым веществам НДС не достигается;
  19. 2) административный орган выдает заявителю разрешение на сброс в пределах НДС только в отношении тех веществ, по которым достигается НДС;
  20. 3) административный орган отказывает заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по всем веществам.
  21. На практике территориальные органы Росприроднадзора, не обнаружив в составе представленной документации согласованного плана снижения сбросов и предложений по лимитам на сбросы в отношении веществ, по которым НДС не достигаются, принимают одно из следующих решений:
  22. 1) кардинальное — решение об отказе в выдаче разрешения на сброс ввиду представления водопользователем недостоверной информации (под недостоверной информацией понимается умалчивание водопользователем того обстоятельства, что качество сточных вод не отвечает утвержденным НДС);
  23. 2) лояльное — решение о выдаче разрешения на сброс в пределах НДС только по тем веществам, по которым НДС достигается.
  24. В большинстве случаев оба варианта решения не устраивают водопользователя, не озаботившегося разработкой плана снижения сбросов и получением разрешения на сброс в пределах лимитов на сбросы.
  25. Так, в первом случае водопользователь полностью лишен права на сброс сточных вод в водный объект по причине отсутствия разрешения на сброс.

отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; […] Административная процедура «Выдача разрешения на сбросы» […] 45. В случае если Заявителем по собственной инициативе не предоставлены документы, указанные в пункте 20 настоящего Регламента, ответственным исполнителем формируется и направляется межведомственный запрос в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Формирование и направление межведомственного запроса осуществляется ответственным исполнителем в срок, не превышающий 3 рабочих дня.

Во втором — водопользователь может правомерно сбрасывать в водный объект только те загрязняющие вещества, НДС для которых установлены разрешением на сброс.

Применительно же к остальным веществам, присутствующим в сточных водах, водопользователь фактически будет осуществлять их сброс в отсутствие разрешения, что с точки зрения платы за негативное воздействие на окружающую среду приравнивается к сверхлимитному загрязнению.

Разумеется, второй вариант принятия решения территориальным органом Росприроднадзора менее болезненный для водопользователя, т.к. все же санкционирует сброс сточных вод в водный объект (хотя и с «усеченным» составом).

  • Однако многие водопользователи подобный результат предоставления соответствующей государственной услуги рассматривают как недопустимый произвол административного органа, обязанного — по их убеждению — выдавать разрешение на сброс в пределах НДС без оглядки на фактическое качество сточных вод.
  • Для поиска объективного варианта вновь обратимся к положениям Административного регламента.
  • Извлечение из Административного регламента

Описание результата предоставления государственной услуги 14.

При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались. 15.

Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.

  1. […]
  2. Следует обратить внимание, что, начиная с первых положений Административного регламента, госорган ограничен в выборе варианта положительного результата рассмотрения материалов, представленных водопользователем:
  3. 1) выдать разрешение на сброс в пределах НДС на срок действия утвержденных НДС[4];
  4. 2) выдать разрешение на сброс в пределах лимитов на сбросы сроком на 1 год.
  5. Извлечение из Административного регламента

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги […] 25.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС являются: […] г) выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов; […] 26.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы являются: […] в) отсутствие согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;

  • […]
  • Так, если территориальный орган Росприроднадзора обнаруживает, что:
  • фактическое качество сточных вод (по каким-либо веществам) не отвечает НДС;
  • в составе материалов отсутствует согласованный план снижения сбросов, предусматривающий поэтапное достижение НДС по данным веществам;
  • отсутствуют предложения по лимитам на сбросы в отношении веществ, для которых не обеспечивается достижение НДС,

то он не вправе в отношении данных веществ:

  • выдать разрешение на сброс в пределах НДС (т.к. выявлены превышения НДС, запрос на установление лимитов отсутствует);
  • выдать разрешение на сброс в пределах лимитов (т.к. отсутствует согласованный план снижения сбросов).

Однако в соответствии с абз. 9 п. 26 Административного регламента основания для отказа в выдаче разрешения в пределах лимитов на сбросы […] в отношении загрязняющих веществ, сбросы которых не обеспечивают НДС, не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС других загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах Заявителя и обеспечивающих НДС.

Читайте также:  Региональный Союз Специалистов по Охране Труда [г. Оренбург]

Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора не вправе отказать заявителю в выдаче разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС обеспечивается.

Получается, что действия территориальных органов Росприроднадзора по выдаче разрешений на сбросы только в отношении тех веществ, для которых обеспечивается достижение НДС, правомерны. И напротив, водопользователи не вправе претендовать на выдачу административным органом разрешения на сброс в пределах НДС по тем веществам, по которым НДС не достигается.

 

[1] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[4] Обратите внимание: условием выдачи такого разрешения на сброс является достижение НДС.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Сертификация водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Компании и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обеспечением населения питьевой водой и организацией водоотвода, перед началом работы обязательно оформляют лицензии на водоснабжение. Необходимость их получения продиктована нормами закона 416-ФЗ, действующего с 07.12.11 года. Мы поможем собрать все документы и получить разрешение в кратчайшие сроки.

Лицензирование водоснабжения: документальное оформление

Лицензирование водоснабжения не производится, если объем добычи воды составляет менее 100 куб. м за сутки, она используется исключительно для личных нужд, а не для коммерческих целей.

Если фирма планирует заниматься снабжением населения питьевой водой, водоотведением на профессиональной основе, указанные критерии в ее отношении не выполняются. Она обязана получить лицензию, иначе ее ждут санкции со стороны контролирующих органов: штрафы до 1 млн руб. или приостановление работы.

Ошибки, допущенные при подаче документов на лицензию, несоблюдение установленных законом правил – причины затягивания процедуры. Компания не работает в выбранном направлении, упускает выгодные предложения и возможности. Мы поможем избежать простоя и завершить все процедуры в кратчайший срок.

Лицензия на водоснабжение и водоотведение – это официальный документ, выдаваемый уполномоченными государственными органами и предоставляющий компании право пользоваться ресурсами из конкретной скважины в течение установленного срока. При первичном обращении она выдается на период 2-4 года, при повторном – до 25-ти лет.

Разрешение выглядит как унифицированный бланк формата А4, где указана его серия, номер, перечень работ, которые разрешено выполнять компании-получателю. Его неотъемлемая часть – приложение, где обозначено, какие требования обязуется выполнять организация.

В какие сроки выдается лицензия

Оформление документации для добычи водных ресурсов – длительный процесс. Первичная заявка, поданная предприятием, рассматривается 65 дней. В случае положительного решения государственные органы выдают фирме разрешение проводить геологическое изучение природного объекта (артезианской скважины).

Хозяйствующий субъект реализует мероприятия, связанные с оценкой запасов воды в недрах. Когда изыскания завершаются, фирма повторно обращается в госинстанции, уже за лицензией на использование ресурсов. Ее заявку рассматривают еще 65 дней.

Средние сроки подготовки материалов для заявки на получение лицензии в компании «EAC Audit» составляет 60 дней. Их точная продолжительность зависит от объемов работ и наличия необходимых документов.

Мы поможем оформить все бумаги максимально быстро, убережем вас от ошибок и неточностей, затягивающих процедуру.

Обратитесь к нам за помощью – все консультации бесплатны, вашим вопросом займутся специалисты с многолетним опытом.

Какие документы потребуются для обращения к госорганам

Лицензия на холодное водоснабжение, водопользование оформляется после подачи обширного пакета документов, куда входит:

  • договор водопользования, заключенный с собственником скважины;
  • заполненное заявление унифицированного образца;
  • учредительная документация (устав предприятия, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах);
  • бумаги, подтверждающие полномочия генерального директора;
  • заключение Роспотребнадзора о том, что компания соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы;
  • заключение геологического надзора;
  • расчет лимитов добычи воды;
  • генеральный план будущей застройки.

Точный перечень предоставляемых документов зависит от специфики конкретной ситуации. Чтобы не тратить время и денежные средства впустую, обратитесь к нам за консультацией. Мы имеем богатый опыт решения практических задач разной сложности, поэтому поможем собрать все необходимое для скорейшего оформления разрешения.

Этапы оформления

Оформление лицензии осуществляется в пять этапов:

Предполагает сбор необходимой документации и заполнение заявления. С собранным пакетом бумаг хозяйствующий субъект обращается в Минэкологии по месту нахождения скважины.

  1. Получение разрешения для изучения водных запасов

Оно направляется заявителю спустя 65-ть дней после обращения. Оно не дает права пользоваться ресурсами, но позволяет провести изыскательные работы.

  1. Проведение мероприятий по изучению недр

Компания проводит работы, цель которых – определить лимиты использования воды из скважины, определить требования к санитарной зоне, запасы ресурсов.

  1. Повторное обращение в лицензирующий орган

Когда изыскательные работы завершены, фирма подает повторную заявку, на основании которой спустя 65 дней ей предоставляют лицензию на использование водных ресурсов.

  1. Заключение договора водопользования

Это окончательный этап процедуры, он предполагает подписание соглашения с владельцем скважины – органом муниципальной или государственной власти.

Процедура лицензирования носит запутанный и длительный характер. Сотрудники центра «EAC Audit» помогут компаниям-клиентам последовательно пройти ее этапы, соблюсти все нюансы, чтобы получить положительный результат.

Преимущества сотрудничества с «EAC Audit»

Обращение в компанию «EAC Audit» – это возможность максимально ускорить процесс получения лицензий, избежать отказа со стороны государственных инстанций. К числу преимуществ наших услуг относится следующее:

  • 100%-ная гарантия положительного результата;
  • подлинность оформляемых документов и их регистрация в официальных реестрах;
  • простота подачи заявки: через сайт или по телефону;
  • умеренные цены, система скидок для постоянных заказчиков.

Лицензия на очистку сточных вод, водоснабжение и водоотведение – насущная необходимость для фирм и ИП, использующих природные скважины. «EAC Audit» поможет оформить ее в сжатые сроки с максимальным комфортом для бизнеса.

Предпринимателю, осуществляющему деятельность в области водоснабжения и водоотведения, потребуется в обязательном порядке оформить лицензию. Ее отсутствие расценивается в качестве административного правонарушения, которое влечет за собой применение штрафных санкций.

Лицензирование представляет собой довольно длительную процедуру, которая предполагает:

  • получение разрешения на проведение геологических исследований природного объекта (для определения имеющихся запасов воды) – заявка субъекта хозяйствования рассматривается в течение 65 дней;
  • оформление лицензии, дающей право использовать водные ресурсы – на рассмотрение повторного заявления также может потребоваться до 65 дней.

Также по желанию компания, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению, может получить добровольный сертификат.

Для оформления указанного документа субъекту предпринимательской деятельности следует обратиться в центр «EAC Audit». Данная процедура состоит из следующих этапов:

  • подачи заявки – на этой стадии клиент может проконсультироваться со специалистами по имеющимся вопросам;
  • подготовки необходимого комплекта бумаг – их потребуется направить на наш электронный адрес;
  • аудита компании – комплексная проверка предполагает выезд экспертов на предприятие;
  • оформления сертификата и его регистрации во внутреннем реестре органа;
  • выдачи готового документа заказчику – это можно сделать лично при посещении офиса или воспользоваться услугами службы курьерской доставки.

Пройти успешно процедуру подтверждения соответствия удастся, если работа компании отвечает нормам действующего законодательства.

Данный документ необходим каждому предпринимателю, который нацелен на развитие бизнеса и желает получить определенный перечень конкурентных преимуществ. К ним относят:

  • формирование положительной репутации компании;
  • рост доверия клиентов и контрагентов;
  • повышение инвестиционной привлекательности;
  • сотрудничество с крупными компаниями на постоянной основе;
  • возможность принимать участие в тендерах, а также процедурах коммерческих закупок.

Кроме того, наличие сертификата дает право субъекту хозяйствования применять знак соответствия – в рекламных кампаниях, на вывесках и иных информационных материалах. Такая возможность предоставляется на весь период действия этого документа.

Стоимость проведения сертификации  оказания услуг по водоснабжению и водоотведению устанавливается в индивидуальном порядке. Она зависит от следующих факторов:

  • перечня направлений деятельности;
  • количества сотрудников, работающих на предприятии;
  • масштабов деятельности компании;
  • наличия полного комплекта документации, необходимой для проведения процедуры;
  • применяемой схемы, по которой проводится оценка;
  • срока, на который выдается сертификат и других.

Чтобы уточнить, сколько будет стоить оформление документа в каждом конкретном случае, заявителю потребуется обратиться к специалистам центра «EAC Audit» и предоставить сведения (список выполняемых предприятием работ, а также внутренняя документация компании).

Срок, в течение которого будет действовать сертификат на услуги по водоснабжению и водоотведению, устанавливается сертификационным органом и составляет от 1 года до 3 лет.

При определении продолжительности действия документа учитывают не только итоги проведенной оценки соответствия, но и срок, на протяжении которого действительна нормативно-техническая документация, а также стабильность функционирования компании.

Следовательно, если предприятие только начало работать и получило лицензию на минимальный срок (2 года), то в этом случае сертификат будет оформлен на 1 год. Если же компания функционирует в течение продолжительного времени (лицензия выдана повторно на срок до 25 лет), то время действия документа может составлять и 3 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *