Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

С начала 2019 года жители большинства регионов РФ получают платежные документы, в которых отдельной строкой выделена плата за обращение с ТКО. Суммы, которые там значатся, многим кажутся слишком высокими, что порождает массу вопросов. Из данной статьи можно узнать, как расшифровывается аббревиатура ТКО в квитанции, и как производится расчет оплаты услуг по обращению с ТКО.

Основные положения «мусорной реформы»

Появление в квитанциях новой строки с аббревиатурой ТКО напрямую связано с введенными изменениями в системе обращения с отходами – так называемой «мусорной реформой». Необходимость в этой реформе назревала давно, ФЗ No89 «Об отходах», принятый в 1998 году, уже давно не мог обеспечить порядок в области обращения с отходами, несмотря на постоянное внесение поправок.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

В результате в декабре 2017 г. был утвержден N 503-ФЗ об изменениях в ФЗ «Об отходах», который был введен в действие с 2019 г., ознаменовав начало «мусорной реформы».

Изменения коснулись системы обращения с ТКО и затронули всех граждан РФ, поскольку по принятой терминологии все мы являемся производителями ТКО. По всей стране мусорная реформа начала действовать с первых дней 2019 г.

, и только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ее вступление в действие было отсрочено до 2022 года.

Аббревиатура ТКО в коммунальных квитанциях расшифровывается как «твердые коммунальные отходы». Нашему слуху привычнее словосочетание «твердые бытовые отходы» – ТБО, к которым относится весь бытовой мусор, образующийся в процессе проживания в квартирах и домах.

Понятие ТКО несколько шире – в него помимо бытового мусора, образующегося в жилом фонде, включены также аналогичные отходы, появляющиеся в процессе работы различных компаний. То есть, это – весь неопасный бытовой мусор, производимый в населенном пункте.

Основной смысл мусорной реформы заключается в следующем:

  • Услуги по вывозу и утилизации ТКО больше не относятся к компетенции коммунальных служб, их предоставляет региональный оператор – компания, которая выбирается местными органами исполнительной власти на конкурсной основе.
  • Региональный оператор при обращении с отходами обязан действовать по утвержденной наиболее рациональной схеме, которая обеспечивает максимум пользы экономике и минимум вреда экологии.
  • Тарифы на вывоз ТКО повышаются, это связано с увеличением трудозатрат оператора на утилизацию мусора по новой схеме обращения с отходами.

По сути, все, кто вносит свой вклад в образование бытового мусора – жители многоэтажных домов и частного сектора, собственники коммерческой недвижимости и т. п. теперь обязаны заключать договора с региональным операторам и платить за их услуги по установленным тарифам.

Новая система обращения с ТКО

Для большинства рядовых граждан РФ мусорная реформа сводится лишь к повышению тарифов на вывоз мусора в квитанциях ЖКХ, но это – ошибочное мнение. На самом деле мусорная реформа ознаменовала изменение системы обращения с ТКО. Новая система должна вывести сферу обращения с отходами из тупика, в котором она находится.

Положительным примером в области обращения с отходами являются западные страны, где давно внедрен раздельный сбор мусора, большая часть отходов утилизируется на мусороперерабатывающих заводах, а не гниет на огромных свалках, захватывающих все большие территории и отравляющих воздух своими токсичными испарениями, как это происходит у нас.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

Одной из задач мусорной реформы является введение раздельного сбора мусора. Региональные власти наделены правом обязать всех, кто производит ТКО, выполнять сортировку мусора при его сдаче региональному оператору.

Для этого во всех местах его сбора должны быть созданы мусорные площадки с отдельными контейнерами под разные виды отходов. Раздельный сбор отходов позволит обеспечить сырьем мусороперерабатывающие предприятия и значительно уменьшить количество отходов, уничтожаемых на мусорных полигонах.

От этого будет ощутимая польза и для экологии, и для экономики страны.

Региональные операторы и заключение с ними договоров

С началом вступления в силу мусорной реформы все собственники жилой и нежилой недвижимости обязаны подписать договор с регоператором на предоставление услуг по обращению с коммунальными отходами.

Согласно договору, в обязанности оператора по обращению с отходами входит:

  • приемка ТКО;
  • их транспортировка;
  • дальнейшая обработка;
  • обезвреживание;
  • утилизация или захоронение.

Получатель услуг обязуется оплачивать их по установленному тарифу. Многие граждане не в курсе, что это такое, и как происходит заключение договора.

Для большинства жителей многоквартирных домов это происходит автоматически, т. е. новый договор заключается управляющей компанией без участия собственника жилья.

Убедиться в том, что договор заключен, можно по появлению в квитанции на оплату коммуналки отдельной строки по оплате обращения с ТКО.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!
Если же эта строка в квитанции отсутствует, то это говорит о том, что договор не заключен и собственнику жилья угрожает наложение штрафа. В такой ситуации следует обратиться в управляющую компанию или непосредственно к региональному оператору и пройти процедуру заключения договора.

Услуга «обращение с ТКО» в квитанции

До начала вступления в силу мусорной реформы счет за вывоз мусора включался в общедомовые расходы. С 2019 в квитанциях за услуги ЖКХ жильцы обнаружили новую графу об оплате обращения с ТКО.

 Это означает, что вывоз и всю остальную цепочку действий с твердыми коммунальными отходами (так расшифровывается ТКО) теперь производит отдельная организация – регоператор по обращению с отходами.

И оплата ее услуг производится отдельно, так же, как платежи за воду, свет или газ.

Оплата по старой схеме допускается только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге, где внедрение мусорной реформы отсрочено на 3 года. Во всех остальных регионах РФ вывоз мусора должен осуществляться только региональным оператором, оплата по старой схеме незаконна.

В некоторых регионах вместо появления новой строки может приходить отдельная квитанция на оплату обращения с ТКО. В любом случае, получение счета на оплату обращения с ТКО означает, что договор с региональным оператором заключен, вывоз мусора будет осуществляться на законных основаниях, и наложение административной ответственности с уплатой штрафа получателю квитанции не угрожает.

Обязательно ли платить за вывоз отходов

Оплата за вывоз отходов является обязанностью собственника жилья, что закреплено в его договоре с оператором, занимающимся вывозом ТКО. В случае неуплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами, оператор может взыскать плату за оказанную услугу через суд. При этом дополнительно начисляется пеня за задержку платежей и оплачиваются судебные издержки.

Расчет платы за обращение с отходами

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

Все полномочия по обращению с ТКО переданы региональным органам исполнительной власти, поэтому в разных регионах РФ применяются различные формулы расчета оплаты коммунальных услуг. Плата за услугу по обращению с ТКО может рассчитываться, исходя из:

  • площади квартиры, частного дома или нежилой недвижимости;
  • количества проживающих (для жилого фонда) или работающих (для коммерческой недвижимости).

Региональный оператор получает сведения о числе проживающих или площади помещений от управляющих компаний и производит расчет оплаты своих услуг по принятым формулам в соответствии с утвержденными тарифами. Результаты этих расчетов отражаются в коммунальных квитанциях в графе услуг по обращению с ТКО.

Имеющиеся льготы и скидки

Начисление платы за услугу обращения с ТКО, как и за другие коммунальные услуги, осуществляется с учетом льгот для определенных категорий граждан:

  • инвалидов;
  • многодетных;
  • почетных доноров и т.п.

.

Варианты оплаты коммунальной услуги

Оплачивать счет за услуги по обращению с отходами можно, как и другие коммунальные услуги, любым из этих способов:

  • в отделении Сбербанка или любого коммерческого банка РФ;
  • в любом отделении почты России;
  • через банкомат;
  • через терминал;
  • через интернет-банкинг.

Из этих способов наименее выгодна оплата в Сбербанке и почтовом отделении, т. к. там дополнительно взимается комиссия 1,5% от суммы, указанной в квитанции. В платежном терминале размер комиссии может быть еще больше – до 5%.

Выгоднее всего для оплаты услуг ТКО в квитанции использовать банкомат или интернет-банкинг.

Нюансы оплаты обращения с ТКО

По поводу оплаты обращения с ТКО у граждан возникает множество вопросов – можно ли снизить плату за ТКО при временном отсутствии проживающих, что делать, если квартира пустует и в ней никто не прописан и т. д. Такие вопросы лучше всего адресовать местным юристам, поскольку в каждом населенном пункте действуют свои законы, принятые на региональном уровне.

Если в квартире никто не прописан

В этом случае плата за вывоз мусора взимается по числу проживающих или по размеру площади, смотря какой способ расчета оплаты услуг принят в данном населенном пункте.

Если квартира пустует, то в разных регионах ответ на запрос о снятии оплаты за вывоз мусора будет разным. Где-то размер платежей начисляется по количеству собственников вне зависимости от того, проживает ли кто-нибудь в квартире.

Читайте также:  Тахографы или как правильно инструктировать водителей

В других регионах собственник может доказать факт того, что квартира пустовала, и ему будет произведен возврат денег, выплаченных по квитанциям.

При временном отсутствии жильцов

В некоторых регионах существует возможность избежать оплаты вывоза мусора за то время, когда в квартире никто не проживает. Для этого нужно обратиться в управляющую организацию и предоставить все необходимые справки и документы, перечень которых можно узнать там же.

Если расчеты в квитанции неверны

При ошибках в расчетах платы за обращение с ТКО – неправильном указании площади или числа жильцов, игнорировании скидок и льгот – необходимо обратиться в управляющую компанию.

Если вопрос решить не удастся, то восстановить справедливость можно, обратившись в жилищную инспекцию.

По закону, если факт неверного начисления коммунальных платежей подтвердится, то управляющая компания должна вернуть не только переплату, но вдобавок еще половину этой суммы в качестве моральной компенсации.

Если не устраивает качество предоставляемой услуги

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

Если качество предоставления услуг по обращению с отходами неудовлетворительное, то необходимо составить акт о выявленных нарушениях и собрать подписи жильцов дома. С этим актом нужно обратиться в управляющую компанию, которая обязана дать ответ на жалобу в течение 3 рабочих дней. При отсутствии положительного результата (возврата оплаты коммунальных услуг и улучшения их качества) вопрос решается в судебном порядке.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами — коммунальная услуга

Минстрой РФ занялся разработкой проекта Постановления Правительства РФ, который предполагает, что с 1 января 2017 года в квитанциях вместо платежа за сбор и вывоз отходов появится отдельная строка новой коммунальной услуги. Уведомление о начале разработки данного документа можно прочитать на Федеральном портале нормативно-правовых актов.

Тко по-новому

Разрабатываемый проект Постановления Правительства РФ называется “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. Сейчас документ находится на стадии проведения публичного обсуждения о его подготовке. Публичное обсуждение продлится с 1 по 12 февраля 2016 года.

Планируется, что после принятия и одобрения документ вступит в силу в январе 2017 года. Всю информацию по проекту можно посмотреть здесь.

По сообщению Минстроя РФ, документ разрабатывается в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!Оспаривание ОСС, банкротство и установка ПУ: семинар от МКА «Арбат»

Напомним, что 458-ФЗ переквалифицирует твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и устанавливает новую систему обращения с ними. Новые механизмы обращения и регулирования ТКО помогут региональному оператору по вывозу мусора производить корректные расчёты с конечными потребителями коммунальных услуг.

Проект правительственного постановления относится к вступившим в силу 1 января 2016 года поправкам в 458-ФЗ, согласно которым услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Тариф на новую коммунальную услугу определят региональные власти.

Кроме того, на Федеральном портале нормативно-правовых актов есть ещё один проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. На данный момент документ находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы. Всю информацию по нему вы можете посмотреть здесь.

Как сказано в пояснительной записке к проекту, документ устанавливает требования к сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО. Кроме того, в проекте также определён порядок и существенные условия заключения договоров в сфере обращения с ТКО.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!Вывоз Тко по-новому: возможные проблемы и способы решения

Новый регламент

В документе определены основные понятия сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В частности даются определения “контейнера”, “контейнерной площадки”, “бункера”, “мусоровоза”.

Отдельная часть посвящена определению ТКО как объекта права собственности. В этой части говорится, что твёрдые коммунальные отходы переходят в собственность регионального оператора по обращению с ними с момента размещения и приёма ТКО в определённых для этого местах.

Согласно документу, региональный оператор по обращению с ТКО должен заключить договор на оказание соответствующей услуги с собственниками помещений в МКД или с лицом, осуществляющим управление домом (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК).

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Аналогичные требования предъявляются к управляющим компаниям и собственникам помещений в МКД. В отношении каждого МКД заключается отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!Лицензирование деятельности по обращению с ТКО

Порядок заключения договора

Для заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО потребитель должен подать письменную заявку с указанием своих ФИО, паспортных данных, адреса, прочих реквизитов и контактных данных. Для УК потребуется также указать наименование и местонахождение объектов потребителей, в отношении которых заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и сведения о виде деятельности.

К заявке также нужно приложить копию права собственности на объект или земельный участок потребителя, договор управления для МКД, решение общего собрания собственников или другие документы, подтверждающие деятельность заявителя по управлению многоквартирным домом. Понадобится и схема размещения мест сбора и накопления ТКО с подъездными путями к ним.

Для представителя, действующего от имени потребителей, понадобится доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. Помимо этого необходимо приложить документы, обязательные при заключении УК или товариществом договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012).

Заявка с прилагаемыми документами рассматривается региональным оператором в течение 15 дней со дня их поступления. После одобрения заявки региональный оператор в течение 5 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Потребитель в течение 15 дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора должен подписать и направить один из них региональному оператору по обращению с ТКО. К отправляемому подписанному экземпляру договора прикладываются документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени потребителей.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на срок, прописанный в нём, но не превышающий срок, на который избран региональный оператор. Типовая форма договора на оказание услуг по сбору и вывозу мусора также приложена к проекту Постановления Правительства РФ. Посмотреть её можно здесь.

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!Пост-релиз семинара «Последние изменения в жилищном законодательстве»

Расчёт оплаты за ТКО

Документ предполагает, что расчёт оплаты будет производиться не как раньше по площади помещения, а теперь по базовому тарифу на услугу по обращению с ТКО и норматива мусора на одного собственника. Платежи будут взиматься по фактическому числу и объему контейнеров в целях расчёта платы за вывоз мусора при раздельном сборе отходов.

При этом, предполагается сортировка и раздельное хранение ТКО. Например, мусорные контейнеры зелёного цвета будут предназначены для сбора стекла, чёрного — для пищевых отходов, синего — для бумаги, серого — для несортированных отходов.

За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, чем за несортированные.

Также отмечается, что тариф на вывоз мусора будет снижен, если потребители создадут отходы, не подлежащие захоронению и сжиганию.

Сортированные отходы региональный оператор может перепродавать по рыночным ценам заинтересованным переработчикам. В качестве альтернативы предлагается создать специализированные площадки по сбору отходов. Например, крупные магазины электроники могут принимать к утилизации старую технику или заключать соответствующие договоры с местными муниципальными властями.

Этот проект правительственного постановления должен стать итоговым в реформировании системы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным.

До вступивших в силу изменений стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливали управляющие компании. Собственники постоянно жаловались на необоснованно завышенные цены и неубранные контейнерные площадки. Региональные операторы, избранные на конкурсной основе, будут управлять всем процессом обращения с ТКО на своей территории: от сбора до вывоза на полигон.

Чиновники обещают, что сумма в квитанции не вырастет. Просто платёж за сбор и вывоз мусора уберут из состава платы за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как коммунальную услугу.

Переходный период растянется на весь 2016 год, чтобы регионы страны в течение этого времени смогли в любое время запустить и протестировать новую систему по обращению с ТКО. Для этого до 1 января 2017 года им предстоит утвердить схему в своём субъекте РФ, выбрать регионального оператора, заключить с ним договор и перейти на коммунальную услугу.

Читайте также:  Иллюстрированная памятка по пожарной безопасности (пиротехника)

Теперь за каждого собственника оплата будет выставляться по нормативу, который будет рассчитывается, исходя из среднестатистического «производства» мусора гражданином. Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО автоматически подпадёт под государственный контроль, в том числе, в рамках формирования тарифов и ограничения платы за КУ.

Что нужно знать про новую систему обращения с ТКО

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

Речь идет о ситуации, когда услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начинает оказывать региональный оператор.

Когда производится переход?

Плата за обращение с ТКО входит в состав платы за коммунальные услуги, а не в состав платы за содержание жилого помещения (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором и утвержденного на уровне региона единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019. Это требование ч.

8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ. Для некоторых регионов срок перехода на новую систему обращения с ТКО продлен Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ. Так, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе тянуть с переходом до 01.01.2022. До 01.01.

2020 с переходом могут повременить субъекты РФ в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, в которых такой оператор отсутствует. В этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за обращение с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор.

Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения общее собрание собственников помещений в МКД проводить не нужно.

Однако важно, что УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее 10 дней с момента начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения. Кроме того, по требованию собственника управляющая организация (ТСЖ) обязана представить подтверждающие указанный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет размера платы (ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ).

Вывод

Переход на новую систему обращения с ТКО предполагает, что обращение с ТКО будет осуществляться по договорам с региональными операторами.

В субъектах РФ, где произведен такой переход, лица, осуществляющие управление МКД, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором услугу начинает предоставлять региональный оператор.

Уменьшение размера платы за содержание жилого помещения — обязанность управляющего

Действующее законодательство обязывает лицо, занимающееся управлением домом, изменить размер платы за содержание жилого помещения (в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников) в том расчетном месяце, в котором коммунальную услугу по обращению с ТКО начинает предоставлять региональный оператор. Минстрой в Письме от 11.03.2019 № 8146МЕ/06 подчеркнул, что лица, осуществляющие управление МКД, обязаны неукоснительно соблюдать положения ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ.
Пример

Региональный оператор по обращению с ТКО оказывает соответствующую услугу с 01.01.2019.

В этом случае размер платы за содержание жилого помещения нужно было уменьшить путем исключения из ее состава стоимости услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, что должно было найти отражение в платежных документах за январь 2019 года (плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО отражается отдельной строкой).

В случае указания в платежном документе платы за обращение с ТКО отдельной строкой без исключения соответствующего платежа из состава платы за содержание жилого помещения управляющая организация допустит двойное начисление платы за одну и ту же услугу (пример — Постановление АС СЗО от 11.06.2019 №Ф07-3995/2019 по делу №А44-7639/2018).

Как определить и обосновать размер уменьшения?

По понятным причинам установленный размер платы за обращение с ТКО может отличаться от суммы расходов на оказание соответствующей услуги, которые учтены при утверждении размера платы за содержание жилого помещения.

Поэтому сумма платы за обращение с ТКО может не совпадать с той суммой, на которую уменьшается размер платы за содержание жилого помещения.

Как документально обосновать новый размер платы за содержание жилого помещения?

Минстрой для этих целей предлагает использовать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, решение органов управления ТСЖ либо ЖК (иного специализированного потребительского кооператива) об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества (кооператива), которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения. Но это актуально для ситуации, когда решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения содержит информацию о размере расходов на оказание услуги по обращению с ТКО.

Если указанной информации в решении нет, Минстрой считает возможным рассчитать размер уменьшения платы на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на оказание услуги по обращению с ТКО по каждому дому за соответствующий год (например, за 2018 год при переходе с 01.01.2019) (см. Письмо от 23.01.2019 № 1784МЕ/04).

Кроме того, по мнению министерства, ОМСУ в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на оказание услуги по обращению с ТКО. Для этого нужно определить фактическое среднее значение указанных расходов на территории муниципального образования на 1 кв. м общей площади помещения в доме на основе:

  • или информации о фактической стоимости услуги по вывозу ТКО за соответствующий год (допустим, за 2018 год) организаций, осуществляющих вывоз ТКО из жилищного фонда в муниципальном образовании;
  • или информации о фактических расходах на оказание услуги по вывозу ТКО в 2018 году лиц, осуществляющих управление МКД.

Приведем также рекомендации Минстроя по поводу расчета размера уменьшения платы за содержание жилого помещения (для ОМСУ).

Ситуация Рекомендация Минстроя
Услуги по вывозу ТКО лицу, осуществляющему управление МКД, оказывают несколько организаций Расчет производится раздельно в отношении всех МКД, обслуживаемых по каждому договору на оказаие услуг по вывозу ТКО. При этом следует учесть общую площадь всех помещений (жилых и нежилых), входящих в такую группу домов
Площадь помещений в МКД, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчет, изменялась в течение года Для расчета следует использовать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчета лица, осуществляющего управление МКД, не за 2018, а за 2017 год, и площади по состоянию на дату начала предоставления услуги по обращению с ТКО региональным оператором
Срок включения первого дома в реестр лицензий УК (срок начала управления домом ТСЖ либо ЖК (иным специализированным потребительским кооперативом)) составляет менее 12 месяцев Среднее значение размеров расходов на услуги по обращению с ТКО следует рассчитывать по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению МКД

 

Блог

Обращение с ТКО по-новому! Система ТКО 2017!

«Что такое хорошо и что такое плохо» — фраза знакомая с детства. И во взрослой жизни смысл такой фразы кажется менее понятной истиной, так как грани плохого и хорошего, в силу приобретенного опыта, почему-то становятся более размытыми. А вот грязь — это зло. И с этим не поспорят ни взрослые, ни дети. Много грязи в стране под наименованием «государство» — признак бедности. И данная несостоятельность — уже не показатель жизни отдельного человека, собственника дома или благополучия жителей многоквартирного дома. Это бедность всего общества. И чем оно беднее, тем больше грязи. 

Известная фраза небезызвестного человека в России «денег нет, но вы держитесь» в этот раз также «пригодилась». Борьба с грязью должна осуществляться чьими-то силами и за чей-то счёт.

Иначе, как помочь государству усовершенствовать способы борьбы с мусором и содержать неминуемую в будущем чистоту. Во исполнение данных действий к 2018 году в России начали деятельность «мусорные операторы».

Чтобы узнать, что явилось  началом «сказки» о борьбе с мусорным злом, предлагаем вернуться к истокам правовой сферы вопроса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. А иначе, какой он собственник? Именно тот, который должен нести  бремя содержания своего имущества и оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пунктом 4 ст.

154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО).

Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491).

В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Читайте также:  Проводим расследование смертельного несчастного случая

"Обращение с ТКО" в квитанции: что это? Можно не платить за ТКО

С 1 января 2019 года вывоз мусор стал отдельно оплачиваемой коммунальной услугой.

В ст. 154 ЖК РФ указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя среди прочего «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) — в квитанции за ЖКХ или электроэнергию теперь присутствует новая графа.

Также поменялся порядок обращения с твёрдыми коммунальными отходами — ТКО. Новые правила закреплены в поправках к закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/) — в законе от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» — № 503-ФЗ.

Изменения:

  • Местные власти выбирают единого оператора для вывоза отходов.
  • Площадки для сбора мусора подведомственны региональным властям.
  • Тариф на вывоз устанавливает оператор (но под контролем государственных органов).
  • Заключать договоры и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы многоквартирных домов, но и собственники нежилых помещений и загородных домов и кооперативов.

Что означает новая графа ТКО в квитанции

Раньше плата за вывоз мусора была частью платы за содержание жилого помещения. Теперь жилищная услуга превратилась в коммунальную, а в квитанции на оплату появилась новая строчка: «обращение с ТКО». Для жителей многоквартирных домов квитанции стандартные, если управляющая компания заключали договор с расчетным центром на начисление по всем услугам.

Если управляющая компания самостоятельно занимается расчетом начислений по жилищно-коммунальным услугам, а начислением за вывоз мусора занимается расчётный центр — в этом случае жильцы получают отдельную квитанцию по мусору от центра.

Для тех, кто живёт в частных домах — строчка про обращение с ТКО вписана в платежку по оплате других услуг.

В квитанции в столбике «объем потребления» по этой услуге указывается тот объем, за который каждый месяц начисляют плату.

Новые тарифы с 1 января 2019

  • Размер стоимости услуги за сбор и вывоз мусора платы устанавливает региональное правительство исходя из тарифов объема накопления твердых коммунальных отходов, жилплощади и числа проживающих в квартире.
  • Для жителей квартир формула для расчёта такая:
  • X * (Y/Z)*W, где
  • X — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Пример для квартиры

В квартире живёт семья: муж, жена и ребёнок.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 720,3 руб./куб. м.
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 1,9 куб. м/чел.
  • Число человек в квартире — 3.

Рассчитываем плату за услугу: 720,3 x (1,9 /12) x 3 = 342,142

342,142 руб. — столько платит семья ежемесячно чтобы их мусор вывозили.

Если региональные власти решили, что цена на услугу будет зависеть от общей квадратуры жилого помещения, формула для расчёта такая:

X * (Y/Z)*W, где

  • X — общая площадь жилого помещения;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Как правило, по этой формуле рассчитывают расценки за вывоз мусора жители частных домов.

Пример для частного дома

Семья из четверых человек живёт в загородном доме.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 590, 7 руб./куб.м;
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 0,069 куб. м;
  • Площадь дома — 124 кв. м.

590, 70 x (0,069/ 12) x 124 = 421,169 руб.

421,169 руб. — нужно платить за мусор каждый месяц.

На сайтах ведомств можно найти калькуляторы для расчёта стоимости услуги. На портале Комитета по ценам и тарифам Подмосковья есть подобный калькулятор.

Что входит в обязанности регионального оператора

Региональный оператор — это компания, которая отвечает за весь процесс обращения с коммунальными отходами. С твердыми отходами с 2019 года могут работать только региональные операторы.

Они проходят конкурсный отбор, и, если выигрывают конкурс становятся ответственными за весь «мусорный процесс» на территории, которая им подведомственна. Конкурс проводят региональные власти.

Компания не может просто собрать и увезти ТКО, в их обязанности входит обработка (сортировка мусора), обезвреживания, утилизация и захоронение. Кроме того оператор устанавливает тариф на сбор мусора. Расценки должны контролировать государственные органы.

Оператора контролируют через систему GPS/Глонасс и смотрят, куда он вывозит мусор. Если в несанкционированное место, его сниму с регионального операторства и оштрафует на несколько десятков миллионов.

С региональным оператором должны в обязательно порядке заключить договор все собственники многоквартирных и загородных домов. Если собственник не хочет заключать договор, он всё равно будет платить за услугу по обращению с ТКО. Об этом сказано в федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как заключить договор с региональным оператором

Ход решения актуальных вопросов новой системы обращения с ТКО

Обновлено: 16 октября 2019 г.

Для удобства мы собрали в одном месте наиболее актуальные вопросы реформы системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Список со временем будет видоизменяться и расширяться.

Регулярно посещая эту страницу, вы всегда будете в курсе актуальной проблематики в сфере обращения с ТКО.

Мы оперативно обновляем информацию о ходе решения каждого вопроса по мере поступления свежих данных.

Мы открыты для общения. Направляйте ваши вопросы и замечания по электронной почте: reformaTKO@vedomost.ru

Законодательство

Когда установят общий порядок расчета плотности ТКО (обновл 14.07.19)

Приказ Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов»

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269)

Эффект от решения вопроса

Единые требования к полигонам при учете веса принятых отходов позволят узнать точную массу отходов, а не приведенную из кубометров по средней плотности в регионе.

Сейчас анализ установленных по стране нормативов накопления в кубометрах на человека показывает одну картину, но, фактически, учет плотности ТКО в кг/м3 представит картину в совершенно ином свете. Инициатива устраняет эту коллизию.

Также разные субъекты РФ указывают нормативы накопления ТКО в куб.м. или килограммах в год на расчетную единицу, что затрудняет анализ и понимание картины по стране в целом.

Инициатор решения

Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды проводила аудит отрасли по обращению с отходами на 2019 год.

Аудит отрасли по обращению с отходами 2019

Эксперты ОП РФ пришли к выводу, что природа исходных данных сильно разнится, поэтому сложно сопоставить показатели по регионам страны, без учета плотности ТКО в кг/м3 , которая сильно влияет на величину норматива накопления ТКО в куб.м.

Дело в том, что граждане платят за кубический метр, а перевозчик сдает на размещение отходы в тоннах.

По результатам аудита экологи ОП РФ пришли к выводу о необходимости:

  • на федеральном уровне установить границы (коридоры) нормативов накопления ТКО и плотности ТКО кг/м3, а на региональном уровне установить зависимость нормативов по типу населенного пункта и количеству проживающих, а плотности по географическому признаку (по урбанизации);
  • установить единые требования к полигонам при учете принятых отходов вести обязательный весовой контроль и ввести ответственность за отсутствие весового контроля.

Ответственные

Минприроды, ФАС

Ход решения

Правительственная комиссия по вопросам обращения с отходами производства и потребления по итогам заседания от 14 июня поручила Минприроды и ФАС дополнительно проработать вопрос установления на федеральном уровне общего порядка (методики) расчёта плотности твёрдых коммунальных отходов при отсутствии на объектах обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО средств измерения их массы или их неисправности.

До 14 августа 2019 г. ведомства должны представить соответствующие предложения, а также предоставить информацию о текущем оснащении объектов размещения ТКО средствами измерения массы отходов.

Когда определят ответственность регоператоров за содержание контейнеров и площадок

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *