Ответственность За Природоохранные Мероприятия! Живая Заметка!

Ответственность За Природоохранные Мероприятия! Живая Заметка!

История человечества неразрывно связана с историей
природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с
человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого
надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

         Стремительно развивающийся в настоящее время
экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из
серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье
человека.

Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не
всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того
уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю
потребность, а не как обязанность.

И мы должны эту задачу – охранять природу —
переориентировать: охранять не от человека, а для человека.    

 Сделать это можно через экологическое
воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая
работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры,
природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом
процессе отводится одна из ведущих ролей.

 Деятельность по
экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в
зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
  • o   
     тематические
    подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране
    окружающей среды;
  • o   
     экологические
    дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по
    определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам
    региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов
    реальных или потенциальных пользователей;
  • o   
     фактографические
    базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует
    данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных
    организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира
в библиотеке начинается с оформления
ее интерьера.

 Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями
в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники,
витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство
приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий
дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности
библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить
в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии,
иллюстрации.

Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные
цветочные композиции.

Непременно,  оформить
выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к
заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую
воду!»

  1. Работа со
    справочно-библиографическим аппаратом по экологии
    остается одним из самых важных
    звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами
    экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей
    среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
  2. Читателей следует информировать о наличии в фонде
    новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.
  3. Эффективной формой работы является выставочная деятельность.
  4. ·        
    «Мир, окружающий нас, прекрасен»
  5. ·        
    «Мы – твои друзья, природа»
  6. ·        
    «В объятиях родной природы»
  7. Массовые мероприятия играют особую роль в экологической
    работе библиотеки:

¾    Экологические акции становятся традицией для библиотек,
где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят
реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾   
Вечер
вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя
будущее?»   

¾    Круглый стол «Экология современной
жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно
приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников
ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в
регионе, населенном пункте и т.д. )

  • ¾    музыкальная гостиная» «Прекрасное
    пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также
    нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую
    аудиторию)
  • ¾    праздник «Воронья каша», включающий
    экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек,
    эко-прогулку.
  • ¾    конкурс творческих работ «Бусы и
    браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной,
    творческой личности;  поделки из
    природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и
    различные животные, и даже целые сюжетные композиции).
  • Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы
    рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает
новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы
охраны природы, искусство и книгу.

К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без
химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире
цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс
цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету»,
фитобар и т.д.

Многие русские
и зарубежные писатели
, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С.
Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М.
Даррелл и  другие, посвятили свое
творчество природе.

Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во
всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить
различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать
книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило,
активизируется в период проведения Дней
защиты от экологической опасности
. Начало акции можно обозначить
проведением дискуссии или круглого стола.

  1. В продолжение акции инициировать экологические
    десанты, акции, рейды и экологические патрули:
  2. ¾    «Чистая улица»,
  3. ¾    «Чистый берег»,
  4. ¾    «Чистый двор»,
  5. ¾    «Лучшая защита — это забота»,
  6. ¾    «Чистая земля — чистый двор»,
  7. ¾    «Чистое село»,
  8. ¾    «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше
социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение
следует приурочить также к 70-летию Победы.

  • Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в
    изданиях, имеющих
  • практическое значение для читателей, к примеру:
  • ¾    дайджест «Экология- 2015»,
  • ¾    список сценариев «Экология-2015»,
  • ¾    библиографический список статьей,
    публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,
  • ¾    экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по
экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php
) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во
многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения,
в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в
первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать
методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном
природопользовании.

«Надо возделывать наш сад», — сказал великий французский
философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы
стать девизом экологического просвещения и воспитания.

При этом следует
заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который
должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать
все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно
играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

  1. НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

  2. «Заповедными тропами»,
  3. — «Природы
    мудрые советы»,
  4. — «Пернатые
    обитатели земли»,
  5. — «Лес
    исцеляющий»,
  6. — «Живая
    планета»
  7. — «Вода в
    нашей жизни»,

  8. «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)
  9. — «Русские
    „колумбы“ (о путешественниках)
  10. — «Живи,
    Земля!»,
  11. — «Как
    сберечь  голубую планету» (к
    Международному дню Земли)
  12. — «И вечная
    природы красота»
  13. ¾    «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны
    окружающей среды)
  14. — «Бросим
    природе спасательный круг»
  15. — «Не только
    в гости ждет тебя природа!»
  16. — «Они
    цветут, сердца отогревая» (о цветах)
  17. — «Времена
    года моего села»
  18. ¾    Цикл о временах года (4):  «Красавица зима»,  «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное
    любил бы я тебя…»,  «Осенний калейдоскоп»
  19. — «Чистая
    экология – здоровая жизнь…»
  20. — «Наша
    матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)
  21. — «Наши
    милые питомцы»  (к Всемирному дню
    домашних животных)
  22. — «Пришла
    красавица весна»,

— «Мама всех
звериных малышей» (105-летию  со д. р. В.
В. Чаплиной), 

  • — «Природа,
    как же ты загадочна!»,
  • — «Моя малая
    Родина»,
  • — «Моя
    страна – безмерна и бездонна»
  • — «Времена
    года»
  • — «Открой
    для себя удивительный мир птиц»,

  • «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)
  • — «Охрана
    природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей  среды)
  • — «Берегите
    природу!» (к Году экологии)

  • «Царица-Водица»,
  • ¾    «Всегда и везде человек нуждается в
    воде» (к Всемирному дню воды)

  • «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)
  • — «Береги
    природу своего края»,

  • «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)
  • — «Солнце,
    воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)
  • — «О братьях
    наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)
  • — «Заповеди
    природы»
  • — «Сохраним
    природу для потомков»
  • — «Что вы
    знаете об охране окружающей среды»
  • — «Очистим
    планету от мусора»
  • — «Наши
    пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)
  • — «Наши
    пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)
  • — «Учись
    правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)
  • — «Любимые
    уголки природы» (к Всемирному дню эколога)
  • — «Зоны
    экологического бедствия»
  • — «Она –
    твой давний добрый лекарь»
  • — «Заглянем
    в мир живой природы»
  • — «Наш общий
    друг – природа» 
  • — «Тем, кто
    любит природу»
  • — «Моя
    планета – ЗЕМЛЯ»
  • ¾    «Охрана природы – веление времени»
  • — «Сохраним
    природу» (к Международному дню Земли)
Читайте также:  Что такое гражданская оборона сегодня? Вводная часть

— «Вы
слыхали о воде?  Говорят, она – везде!…»
(к Всемирному дню воды)

  1. — «Наши
    пернатые друзья» (к Международному дню птиц)
  2. — «Спасем
    мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)
  3. — «Мы в
    ответе за этот мир!»
  4. — «За
    чистоту озер и рек в ответе человек» 
    (2005-2015 – Международное
  5. десятилетие
    действий «Вода для жизни»)
  6. — «Травкина
    премудрость» (о лекарственных растениях)
  7. — «Сохраним
    природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны
  8. окруж.
    среды)
  9. — «Семь страниц
    про зверей и птиц»
  10. — «Через
    книгу – любовь к природе»
  11. — «В капле
    воды  отражается мир» (К Международному
    году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для
    жизни»)
  12. — «Земля –
    слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)
  13. — «Жить в
    согласии с природой»
  14. — «Мир
    зверей и птиц сходит со страниц»
  15. — «Живая
    планета — живая душа»
  16. — «Потомкам
    – цветущую Землю!» (год экологической культуры)
  17. — «Изучаем
    родную природу»
  18. — «Прогулки
    по лесу»
  19. — «По
    страницам Красной книги»
  20. — «Наши
    меньшие братья» (ко Дню защиты животных)
  21. — «Вода –
    источник жизни»  (ко Всемирному дню Воды)
  22. — «Красная
    книга и ее обитатели»  (ко Дню охраны
    окружающей среды)
  23. — «Новоселье
    птиц»
  24. — «Земля у
    нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)
  25. — «Мир,
    окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

  26. «Экологическое ассорти»
  27. — «Книги
    писателей-натуралистов»
  28. — «Земля –
    наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)
  29. — «Как не
    любить нам эту Землю!»
  30. ¾   
    «Слово  о 
    родной  природе»
  31. ¾   
    «Моя  любимая 
    кошка»
  32. ¾   
    «Всё  о  кошках»
  33. ¾   
    «Моя  семья 
    любит  природу»
  34. ¾   
    «В  мире 
    животных»
  35. ¾   
    «Природа  и 
    фантазия»
  36. ¾   
    «Причуды  природы»
  37. ¾   
    «Удивительный  мир 
    природы»
  38. ¾   
    «Сохраним
    наш мир»
  39. ¾   
    «Природе
    надо, чтоб её любили»
  40. ¾   
    «Человек –
    гармония – природа»  
  41. ¾   
    «Экологические
    проблемы XXI века»
  42. ¾   
    «Краски
    осеннего леса»
  43. ¾   
    «Где зимуют
    наши птицы?»
  44. ¾   
    «О природе с
    любовью»  
  45. ¾   
    «Не просто
    жить в ладу с природой»
  46. ¾   
    «Золотая
    осень»  
  47. ¾   
    «Лес, точно
    терем расписной»  
  48. ¾   
    «Весенняя
    капель»
  49. ¾   
    «Набат
    тревоги нашей»
  50. ¾   
    «Природа наш
    дом – береги ее»
  51. ¾   
    «Чудеса и
    тайны живой природы»
  52. ¾   
    «Вода –
    бесценный дар природы»
  53. ¾   
    «Загадки
    лесовичка»  
  54. ¾   
    «Все о
    природе»  
  55. ¾   
    «Дары осени»
  56. ¾   
    «В защиту
    Новогодней елки»
  57. ¾   
    «Все о
    птицах»
  58. ¾   
    «Берегите
    этот мир»
  59. ¾   
    «Сбережем и
    сохраним»
  60. ¾   
    «Пришла
    весна»
  61. ¾   
    «Природа
    Донского края»,
  62. ¾   
    «Здоровье
    планеты – твое здоровье»
  63. ¾   
     «Земля в экологической опасности»
  64. ¾   
    «Вестники
    радости и весны»
  65. ¾   
    «Зимующие
    птицы»
  66. ¾   
    «Чем природа
    удивит?»
  67. ¾   
     «Забавная анатомия»
  68. ¾   
    «Хвостастая
    викторина»
  69. ¾   
    «Общий язык
    для детей и зверей».
  70. ¾   
    «Разноцветная
    палитра живой природы»
  71. ¾   
    «За горами,
    за лесами – экологическое путешествие»
  72. ¾   
    «Эколог –
    профессия будущего»
  73. ¾   
    «Красоту
    своими руками»
  74. ¾   
    «На тропе
    любви к природе
  75. ¾   
    «Красота
    родной земли»
  76. ¾   
    «Доктор
    изумрудного леса»
  77. ¾   
     «Сайки, дрозды и свирели на праздник к нам
    прилетели»
  78. ¾   
    «Парки и
    скверы нужны городу и деревне»»
  79. ¾   
    «Сад моей
    мечты»         

Природоохранная деятельность в школе

МБОУ Павловская СШ Природоохранная деятельность в школе Выполнил учитель: Антипов Михаил Александрович 2018

Отчет о природоохранной деятельности МБОУ Павловской

средней школы

Экологическое благополучие Бобровического сельского поселения— наше благополучие, потому что деятельность человеческого организма находится в тесном взаимодействии с окружающей средой.

И поэтому одной из главных задач школы является воспитание человека, осознающего своё место и место всего человечества в окружающем мире.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

  • Много лет МБОУ Павловская средняя школа занимается природоохранной работой.
  • Целью нашей работы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению природы своего края через природоохранную деятельность, формирование потребности в защите родной природы.
  • Задачи:
  • установление гармоничных отношений ребёнка с природой;
  • повышение коммуникативности обучающихся;
  • обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • формирование приёмов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной
  • деятельности;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Одним из условий реализации природоохранной деятельности является единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Только регулярная (ежедневная) природоохранная деятельность каждого жителя поселения способна исправить то положение, в котором мы оказались. Наша работа в этом направлении носит интегрированный характер.

Она объединяет географию, биологию, краеведение, историю, предусматривает практико — ориентированную и аналитическую деятельность учащихся. Всё это формирует у них бережное и уважительное отношение к природе. В рамках природоохранной деятельности в школе реализуется программа «Мой поселения— моя судьба».

Главной целью которой является формирование потребности в спасении родной природы. В течение 2017-2018 учебного года в школе проводилась природоохранная, социально-значимая деятельность. В сентябре — октябре и апреле проводились различные экскурсии.

Во время экскурсий учащиеся собирали природный материал, проводили наблюдения, вырабатывали рекомендации по улучшению состояния окружающей среды. В течение всего года учащиеся начальных классов ходили на экскурсии в парки, питомник и т. д.

Велась практическая деятельность школьников «Знать — значит уметь, а уметь — значит делать»: работа на пришкольном участке, изготовление скворечников и кормушек, уход за комнатными растениями, озеленение школьного двора. Осенью, весной и летом учащиеся работали на закреплённых участках школьного двора, ухаживали за цветниками.

Осенью проводили акцию по сбору семян для озеленения цветников. Самое активное участие в ней приняли учащиеся 6 и 8 классов. Проводились субботники по благоустройству школьной территории.

На протяжении нескольких лет в школе работает экологический кружок «Юный эколог», факультативы «Природа родного края», «Мир природы» Участники кружка и факультативов проводили исследования, составляют кроссворды, работают над экологическими проектами, изучают особенности флоры и фауны Бобровического сельского поселения. Исследовательская работа проводится на уроках окружающего мира, биологии. На пришкольном участке школьники проводят опыты, работают над индивидуальными проектами. В этом году учащиеся школы работали над проектами: « Птицы нашей местности», «Берегите птиц».

Руководил проектами учитель биологии Антипов Михаил Александрович. В осуществлении природоохранной деятельности коллектив школы тесно сотрудничает с местными лесничами. В течение года проводились лекции и семинары по природоохранной тематике. Лекторская группа, состоящая из старшеклассников, провела несколько внеклассных мероприятий в начальных классах.

Проведены конкурсы и мероприятия:

  • рисунков «Окно в природу», «Охрана природы»;
  • презентаций «Лесные пожары и борьба с ними», «Красная книга Смоленской области»,
  • «Глобальные проблемы человечества» и т. д.
  • сочинений «С любовью к природе;
  • «Самый зелёный уголок школы»;
  • «Неделя экологических знаний»;
  • рейд на лучшую заботу о своём участке;
  • акции «Родному Фенино— чистый берег», «Птичий домик», «Кормушка»;
  • беседа для всех классов «Каждой птице — наша забота».
  1. Учавствовали в краеведческой конференции посвящённой
  2. Году экологии с докладом на тему: Выявление и пути решения экологических
  3. проблем Деревни Фенино Ельнинского района Смоленской области»
  4. Проводилась исследательская работа по экологии на тему:
  5. «Причины расселения бобра обыкновенного в непроточном временно образующемся водоёме вблизи деревни Кондраты Ельнинского района»

В школе прошёл конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия», внеклассное мероприятие «Экологический бумеранг», экологический десант «Земля — наш общий дом».

Большое внимание уделялось просветительской работе и пропаганде экологических знаний, а также изучению природы и заповедных мест Бобровического сельского поселения, внеклассное мероприятие «Экологический бумеранг», экологический десант «Земля — наш общий дом.

Участники экологического кружка выпускали «Экологический вестник», были напечатаны листовки в защиту леса, водоёмов .

К мероприятиям привлекались младшие школьники, которые знакомились с различными формам природоохранной деятельности, которая помогали стать им социально активными гражданами, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой.

Природоохранные традиции, обычаи и законы

На всех этапах своего развития, с древнейших времен до современности, человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой, -живой и неживой природой. Природа всегда давала и дает человеку пищу и тепло.

Вплоть до самого последнего времени природные ресурсы были основным поставщиком материала для его одежды и жилищ.

Естественно, что природные условия, в которых развивалось то или иное общество, оказывали сильнейшее влияние на формирование его культуры и традиций.

Первобытным охотникам и собирателям приходилось внимательно изучать особенности окружающих их природных сообществ. Им необходимо было знать повадки зверей и птиц, отличать съедобные растения от ядовитых, предугадывать изменения погоды. Личный опыт передавался из поколения в поколение, что создавало запас знаний об окружающей среде.

Один из первых выводов, которые пришлось сделать первобытному человеку, — дары природы не беспредельны. Поэтому охрана природы в местах обитания была залогом выживания любой общины, всего народа или этноса.

Читайте также:  Система обращения с ТКО с 2021 по 2021 годы

В ряде случаев это приводило, например, к весьма жестким законам, направленным на ограничение численности племени: хочешь завести ребенка — принеси скальп врага, традиции умерщвления стариков и «лишних» новорожденных, требования пожизненного вдовства.

Одновременно устанавливался контроль за распределением и потреблением добытых членами общины ресурсов. Любопытный пример такой сохранившейся традиции — распределение пищи среди женщин различного возраста в племени туркана. У этих скотоводов засушливых саванн Кении молодые девушки имеют преимущество перед взрослыми женщинами.

Калорийность их рациона примерно в 1,3 раза выше, несмотря на значительно меньшие энергозатраты при выполнении ежедневной работы. Таким образом, в организме девушки создается «энергетический запас», который будет использован при беременности и вскармливании первого ребенка.

Судьба же дальнейшего потомства и самой женщины не столь важны для племени и в большей степени отдаются на откуп случайным колебаниям запасов доступной пищи.

По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарно-рациональных, стали появляться и духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, ее обожествлении.

Древний человек не отделял себя от природы. Страх перед гневом земли уживался в нем с верой в ее безграничное могущество. И в настоящие времена масаи Восточной Африки избегают вонзать копья острием в землю из опасения ее поранить.

Древние люди, в том числе индейцы Америки, были убеждены, что все созданное Великим Духом должно существовать и убивать или уничтожать его творения просто так, не для еды, непозволительно. Мезоамериканские народы (майя, ацтеки, ольмеки и др.) обожествляли животных: охраняли, поклонялись им, никогда не убивали больше того, что могли съесть.

Особым поклонением пользовались леса, дававшие человеку почти все необходимое для жизни. По славянским поверьям, от деревьев пошла жизнь на земле. У многих народов существовали священные рощи, в которых благодарили богов за удачную охоту, молили о защите.

Божественное почитание деревьев оберегало их от истребления.

Так, в племенах кельтов, живших во второй половине первого тысячелетия на территории нынешних Франции, Италии, Бельгии, Германии и Британских островов, за порчу деревьев наказывали очень жестоко: раны, нанесенные дубу, «бинтовали» кишками тех, кто посмел поднять на него руку.

Интересно отметить и гигиенические правила, формировавшиеся у разных народов под влиянием окружающих их природных условий. Эмпирический опыт находил свое отражение в религиозных запретах и догматах.

Так, у северных племен — охотников на морского зверя — строго запрещалось употреблять в пищу печень белого медведя, что защищало людей от гипервитаминозов жирорастворимых витаминов (А, Д, Е).

В условиях жаркого климата и интенсивной запыленности воздуха степей и полупустынь Ближнего Востока серьезной гигиенической мерой было обрезание крайней плоти у мальчиков, позже получившее статус важнейшего религиозного обряда в иудаизме и мусульманстве.

Интересно и то, что в тех обществах, где практикуется раскраска тела, она зачастую имеет и гигиеническое значение. Объясняется это тем, что многие краски делаются на жировой основе. Так, подведение глаз голубой или черной краской («коль») у народностей севера Африки и стран Ближнего Востока способствует профилактике трахомы.

Среди гигиенических приемов, приобретших статус национальной или религиозной традиции, особое значение имели различные способы умащения тела маслами и благовониями. Они служили не только для поддержания чистоты тела, но и как средство лекарственного воздействия на внутренние органы.

Но вернемся к традициям, отражающим бережное отношение к природе. По мере перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию человек становился менее зависим от окружающих его природных сообществ и правила, направленные на их сохранение, становились менее строгими.

Однако во всех религиях, от древнего зороастризма до христианства и мусульманства, проповедуется бережное отношение к природе.

И если по иудейско-христианской доктрине человек, сотворенный Богом по его образу и подобию, призван разумно использовать природу для удовлетворения своих нужд, то традиционные восточные религиозно-философские течения рассматривают человека не изолированно, а в единстве с природой, как неразделимое и гармоничное целое.

Меньшая зависимость от естественных ресурсов позволила снять ограничения на рост численности общины. А формирование новых общественных отношений и войны привели к периодическому сокращению населения — особенно мужчин — и необходимости воспроизводства.

И если раньше у некоторых народов вдов отселяли, чтобы их содержание не было бременем для всего сообщества, то теперь возник обычай жениться на вдове брата, чтобы помочь выжить семье умершего. Эти же причины, вероятно, привели к возникновению многоженства.

По мере развития цивилизации многие из традиций и эмпирических навыков начинали фиксироваться в письменной форме в виде законов. Природоохранные акты, появившиеся в ранних государствах, основывались на принципах уважения частной собственности и бережного отношения к природе.

В одном из древнейших юридических документов — Законах Хаммурапи (царя, правившего Вавилоном в XVIII в. до н.э.) — были введены экономические санкции за экологический ущерб.

За порубку фруктового дерева накладывался такой же штраф, как за телесные повреждения со смертельным исходом.

В Законах Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.

) — памятнике древнего права Индии (основой которых являются священные книги глубокой древности — веды), где определяется поведение человека в частной и общественной жизни, было записано, что разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека, как физически, так и нравственно.

В этих законах порицались торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды.

Санкции, вводимые за порчу деревьев и зависящие от сословной принадлежности нарушителя, были суровы — от штрафов, членовредительных и позорящих наказаний (наложение клейма на лоб, бедро и пр.) до смертной казни. Правда, гипертрофированное следование некоторым из подобных законов не всегда оказывалось рациональным. Например, в Древней Индии возникали ситуации, когда бездомные священные коровы начисто объедали зеленые насаждения.

А правовые нормы Эфиопии времен Аксумской цивилизации (IV в. н.э.) содержали запрет на продажу и покупку речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жители же высокогорий освобождались от обработки земли и выпаса скота, но должны были охранять сток чистой воды в нижележащие районы.

В культуре Европы средневековья природа существовала для человека, но, как Божие создание, требовала обязательного нормативного отношения. Святой Франциск Ассизский учил любви к природе и проповедовал птицам.

Монастыри и светские землевладельцы вынуждены были настолько считаться с правами животных, что для того, чтобы избавиться от мышей или муравьев, нужно было предоставить им подходящее жилье в другом месте.

Споры по таким вопросам разбирались в суде, причем интересы животных представлял специально приглашенный для этой цели адвокат.

Укрепление феодальных отношений в раннем средневековье проходило при соблюдении природоохранных принципов, нашедших развитие в законодательном закреплении жестко разделенных общинных и феодальных владений. В соответствующих документах (Русская Правда XI-XII вв., Великая Хартия вольностей в Англии 1215 г.

, германские законы XII в.) были записаны исключительность феодальных землевладений и запрещение охоты в лесах, принадлежащих монархам, феодалам и монастырям. Именно этим законам человечество обязано тому отрадному факту, что в лесах Европы до сих пор сохранились многие виды диких животных.

И хотя эти законы были направлены прежде всего на защиту собственности, они одновременно защищали природу от бездумного уничтожения.

В России Петр I выпустил ряд указов, направленных на охрану лесов, где устанавливались суровые наказания за незаконную порубку, причем наказанию подвергались как порубщики, так и надзиратели, плохо следившие за соблюдением указов.

К гигиеническим рекомендациям можно отнести и некоторые предписания уже упомянутых Законов Ману древней Индии, например «не следует читать ни лежа, ни поджав ноги… ни поев мяса…».

Основоположник научной медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) изложил результаты исследований взаимоотношений человека со средой его обитания в труде «О воздухах, водах и местностях».

В этом трактате, содержащем советы врачам, в частности, говорится: «Поэтому кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен — к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад… Как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими… или же солеными и неудобными для варения…» По убеждению Гиппократа, физическая и психическая конституция, а также болезни зависят от природных условий, географического положения мест обитания, «от преобладающих ветров, воды, рельефа и времен года».

В древних памятниках русской культуры также имеются указания на необходимость соблюдения профилактических мероприятий, например, рекомендации при строительстве городов и деревень избегать низменных и болотистых участков как особенно опасных для здоровья. А для снабжения населения водой во время осады в городах-крепостях предписывалось устраивать сооружения, называемые тайниками, где речная вода подводилась к колодцу по закрытому каналу.

В 1382 г. во Франции был издан эдикт Карла VI, согласно которому было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Лондоне в XVII в. было законодательно запрещено разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога.

Читайте также:  Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил

В XVI в. в Париже издается постановление, обязывающее владельцев подвод, на которых в город привозили продукты питания, вывозить на обратном пути мусор и бытовые отходы с улицы.

При Петре I принимаются указы, обязывающие «следить за порядком и благоустройством города, чистотой улиц, рынков, выпусков стоков», а также необходимостью «торгующим съестными припасами носить белые мундиры и наблюдать во всем чистоту».

Ряд вопросов общественной гигиены, в частности школьников, был рассмотрен М.В. Ломоносовым в его «Рассуждениях о размножении и о сохранении российского народа».

Для «очищения организма и обновления человеческой души» практически все религии предписывают посты.

Пищевые запреты уходят корнями в далекое прошлое, когда из-за недостатка продуктов питания люди вынуждены были ограничивать себя в еде. Но это только одна сторона вопроса.

Другая заключается в том, что такие временные ограничения в некоторых продуктах питания полезны для организма, необходимы для выведения шлаков, нормализации обмена веществ.

Кстати, до недавнего времени потребление большого количества жиров для европейцев — уроженцев средних широт не было характерно. Отчасти поэтому тогда не было такого широкого распространения заболеваний сердечно-сосудистой системы. А объясняется это тем, что до появления нефтепродуктов и электричества (т.е. до конца XIX в.

) животные жиры были основным источником освещения. В VIII-IX вв., например, в империи Карла Великого предписывалось откармливать быков только для получения жира. Еще в первой половине XIX в. в Австрии стоимость мяса составляла в среднем только 40% стоимости животного жира.

Жирная пища была показателем достатка хозяина и демонстрировала его высокий социальный ранг.

Ярким положительным примером культурной адаптации человека к среде обитания могут служить традиции Японии.

На психологию японцев существенно повлияли конфуцианство и буддизм, которые пришли из Китая и Индии в VI в.

Одновременно у японцев воспитывались почитание природной красоты, философичность и своеобразие понимания основ мироздания, бережное и любовное отношение к любому предмету окружающего мира.

Благодаря долговременной изоляции страны и стремлению японцев следовать историческим традициям своего народа многие из этих взглядов и в современной Японии входят в число норм повседневного образа жизни. Стремление не потерять контакты с природой отложили отпечаток на поведение, образ жизни целой цивилизации.

§ 3. Публичные мероприятия в защиту природы

§ 3. Публичные мероприятия в защиту природы

(основные положения; условия проведения публичных мероприятий)

Законом предусматривается право граждан на участие в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях по охране окружающей среды.

Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является проявлением фундаментального конституционного положения о свободе мысли и слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества, живущего в благоприятной окружающей среде.

Возможность существования относительно самостоятельной общественной жизни помимо и вне государственного диктата и авторитарного режима стала обосновываться в XVII-XVIII вв. и проникать в ткань человеческого существования в XIX-XX вв. с массовыми манифестациями, уличными шествиями и иными публичными проявлениями мнений и мыслей.

Государства, узурпирующие права граждан, в том числе право на благоприятную среду, пытаются порой силой воздействовать на мирные сборища своих членов, повлиять на их содержание, предотвратить, а то и разогнать те, которые посягают на привилегии олигархии; правовые государства стремятся гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий.

Основные положения

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия — правовое государство; ст. 31 Конституции РФ предусматривается, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить шествия и пикетирование.

Граждане и общественные объединения имеют право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение (ст.

12 и 13 Закона РФ об охране окружающей природной среды).

В соответствии со ст. 20-1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Конкретизация этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

: «Признается право на мирные собрания.

Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Согласно Указу Президента РФ «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.

, в целях обеспечения права граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования надо исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

  • Условия проведения публичных мероприятий
  • При организации экологических публичных мероприятий правовые требования кратко сводятся к следующему:
  • — о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации (мероприятия) делается заявление исполнительной власти; с заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возраста уполномоченные трудовых коллективов, органов кооперативных и иных общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан;
  • — заявление подается в письменной форме не позднее чем за десять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении указывается цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления;

— исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия. Он вправе предложить обратившимся с заявлением иные время и место проведения. Решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган. Исполнительный орган обеспечивает необходимые условия для проведения мероприятия;

— мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте.

При проведении мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок.

Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба;

— государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка;

— исполнительный орган запрещает мероприятие, если цель его проведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

Мероприятие должно быть прекращено по требованию представителей органов власти, если не было подано заявление, состоялось решение о запрещении, а также при нарушении порядка его проведения, возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка;

— лица, нарушившие указанный порядок, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Материальный ущерб, причиненный во время проведения мероприятия его участниками, подлежит возмещению.

Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения этих мероприятий с учетом местных условий.

Этот порядок не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями[34].

Право граждан мирно собираться конкретизируется в ряде нормативных актов. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. № 765 утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г.

Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города[35]. Ранее на эту тему было принято постановление правительства Москвы от 17 марта 1992 г.

№ 120 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы[36]. Аналогичные акты имеются в ряде других субъектов России.

Наибольшее количество публичных мероприятий в защиту природы проводилось в конце 80-х — начале 90-х гг. По мере уменьшения экологической и политической активности граждан число обращений, общественных объединений и публичных мероприятий по охране окружающей среды уменьшается, однако стабилизация экономической и общественной ситуации неминуемо активизирует защиту экологических прав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *