Расчёт Парниковых Газов По-Новому! Смотрим Изменения!

Минэкономразвития не указывает, во сколько обойдется реализация стратегии до 2050 года, но меры, косвенно связанные со снижением выбросов, в 2019‒2020 годах оценивает в 4,3 трлн руб.

Что предполагает базовый сценарий

В базовом сценарии Россия снизит выбросы парниковых газов к 2050 году на 36% (от уровня 1990 года), до 2 млрд т эквивалента СО2. При этом накопленное снижение выбросов составит 80‒81 млрд т, или около 8% глобального углеродного бюджета (допустимое количество углекислого газа, которое может попасть в атмосферу и при этом не вызовет повышения температуры более чем на 2 градуса).

В этом сценарии Минэкономразвития предлагает следующие меры.

  • Массово внедрять энергосберегающие технологии в энергетике, промышленности и зданиях, на транспорте, снизить потери энергии.
  • Нарастить объемы переработки отходов, рекультивировать крупнейшие полигоны, утилизировать метан.
  • Стимулировать производство и использование продукции с высоким классом энергоэффективности.
  • Усилить охрану лесов от пожаров и вредителей, сократить сплошные рубки, включить в национальный кадастр леса, которые выросли на заброшенных сельскохозяйственных землях (сейчас землевладельцы вынуждены их уничтожать), и т.д.

Пока промышленность занимается энергосбережением неохотно: в 2018 году отечественные компании потратили на эти цели 44 млрд руб. при расходах на энергоресурсы 8,5 трлн руб., следует из стратегии. Обостряется и ситуация с лесами: площадь сплошных рубок устойчиво превышает площадь лесов, на которых происходит лесовосстановление, все больше леса погибает из-за пожаров, говорится в документе.

Чем отличается интенсивный сценарий

При интенсивном сценарии Россия снизит выбросы на 36% уже к 2030 году, а к 2050 году сократит их на 48%, до 1,6 млрд т эквивалента CO2.

Углеводородная нейтральность (нулевые нетто-выбросы парниковых газов) будет достигнута к 2100 году.

При этом Россия внесет самый значимый вклад в ограничение роста глобальной приземной температуры уровнем 1,5°С, а накопленное снижение выбросов составит 90 млрд т эквивалента СО2 к 2050 году.

В интенсивном сценарии будут реализованы дополнительные меры.

  • Ценовое регулирование выбросов парниковых газов (налоги и сборы).
  • Создание национальной системы маркировки углеродоемких товаров и раскрытие потребителю информации о происхождения электроэнергии.
  • Создание стимулов для оснащения зданий солнечными коллекторами, фотопанелями и т.д.
  • Расширение ответственности производителей, введение утилизационных сборов, переквалификация части отходов во вторичные ресурсы.
  • Запрет сплошных рубок леса.

Германия планирует к 2050 году сократить выбросы на 80‒95% от уровня 1990 года, Великобритания — на 80%, Япония, Франция и Канада — на 73‒78%.

При этом в 2019 году Европейская комиссия объявила о планах скорректировать экономический курс ЕС для формирования в Европе углеродно-нейтрального пространства уже к 2050 году («зеленая сделка»).

Для этого предложено создать инвестфонд и установить пограничный углеродный налог. Затраты на реализацию этого курса оцениваются в 1‒2% ВВП, говорится в климатической стратегии России.

По оценке ООН, до 70% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов приходится на города. В связи с этим больше 100 городов объявили о намерении стать углеродно нейтральными к 2050 году. Некоторые хотят достичь цели раньше: Стокгольм — к 2040 году, Копенгаген — к 2025 году, а Ливерпуль — уже в этом году.

Собственные цели по достижению нулевых выбросов к 2050 году принимают и крупные корпорации — Maersk, BP, Volkswagen; недавно об этом заявила и российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ.

Почему цели России ниже мировых

Цель России сократить выбросы на 48% к 2050 году в интенсивном сценарии нельзя назвать амбициозной, если сравнивать с целями стран-лидеров, говорит старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников.

По сути, сценарий предполагает сохранение уже достигнутого в России уровня выбросов.

Нельзя исключать, что эта цель будет достигнута и без применения специальных мер — просто потому, что рост экономики окажется значительно ниже цифр, которые учитывало Минэкономразвития (2,6‒2,9% в год), говорит эксперт.

Расчёт Парниковых Газов По-Новому! Смотрим Изменения!

При этом, сокращая выбросы по сравнению с 1990 годом, Россия увеличит их по сравнению с уровнем 2017 года (взят за еще одну точку отсчета), следует из стратегии. Это объясняется резким падением производства и, соответственно, выбросов парниковых газов в 1990-е годы, последовавшим после распада СССР. В 2017 году объем выбросов в России был вдвое меньше, чем в 1990 году, говорит Мельников.

Возможно, регулятор считает, что риски сценария с достижением углеродной нейтральности к 2050 году перевешивают его позитивные эффекты, рассуждает эксперт. Цена выбросов в Европе достигает десятков евро за тонну, это серьезная дополнительная статья в издержках компаний, объясняет Мельников.

России все равно придется ввести сборы на углеродоемкую продукцию, когда они появятся в странах-импортерах, говорит Кокорин.

Будет лучше, если предприятия заплатят в российский бюджет, а не в бюджеты других стран, объясняет он.

Если еще в 2018 году под регулирование (налоги и сборы) попадало только 15% выбросов в мире, то к 2050 году эта цифра может вырасти до 50%, указывает Минэкономразвития в стратегии.

Россия могла бы принять гораздо более амбициозные цели по выбросам к 2030 году, если бы не плохая ситуация с лесами, говорит Кокорин, — леса стареют, и понижается поглощение углекислого газа, при этом производится огромное количество экологически и климатически неграмотных сплошных рубок при дефиците рубок ухода (уборка сухостоя и т.д.), которые снижают пожароопасность. В результате меры по повышению энергоэффективности и модернизации энергетики практически полностью нивелируются.

Предполагаемая цель 2030 года по снижению выбросов до 67% от уровня 1990 года (в базовом сценарии) — это шаг вперед по сравнению с предыдущим значением в размере 75% (эта цель была заявлена в 2018 году, когда Россия еще не ратифицировала Парижское соглашение), возражает представитель Минэкономразвития. Кроме того, Россия уже снизила выбросы на 41 млрд т эквивалента СО2 и является абсолютным лидером по этому показателю. Фактически Россия задержала процесс глобального потепления почти на год, в то время как другие страны его, наоборот, ускоряли, заключает он.

Изменит ли обвал цен на нефть российские планы

При подготовке стратегии по климату Минэкономразвития учитывало макропараметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития России до 2036 года, говорит представитель министерства. В нем заложена цена на российскую нефть Urals $57,6 за баррель в 2019‒2024 годах, к 2036 году она ожидается на уровне $55,5 за баррель.

В начале марта, после развала сделки ОПЕК+ по сокращению добычи, цена на нефть рухнула более чем на 30%, Urals 18 марта подешевела до менее $19 за баррель, но затем цены скорректировались. Министерство планирует актуализировать стратегию по мере изменения социально-экономического прогноза, утверждает представитель Минэкономразвития.

Регулирование выбросов в мире в первую очередь связано с озабоченностью мирового сообщества глобальной климатической угрозой, говорит Мельников. В связи с этим цена на нефть не выглядит определяющим фактором. При этом обвал нефтяных цен может несколько замедлить темпы развития энергоэффективности, особенно в транспортном секторе, заключает эксперт.

Готовящиеся изменения в правовом регулировании выбросов парниковых газов

18.12.2018

Примерное время чтения: 27 мин.

Егор Лысенко Юлия Юрченко Расчёт Парниковых Газов По-Новому! Смотрим Изменения!

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что проходит публичное обсуждение правительственный законопроект[1], который устанавливает правовое регулирования деятельности, связанной с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ, относящихся к парниковым газам.

Законопроект подготовлен в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов[2] и вводит правила и ограничения деятельности, связанной с выбросами, а также некоторые принципиально новые механизмы регулирования отношений в области охраны окружающей среды.

      

  • В частности, предусмотрено:
      

          

    • определение понятий «изменение климата», «парниковые газы», «выбросы парниковых газов», «единица сокращения выбросов парниковых газов»[3] и др.;
    •        

    • способы государственного регулирования выбросов парниковых газов, в том числе, через установление требований к хозяйственной и (или) иной деятельности в целях сокращения выбросов и (или) увеличения их поглощения;
    •        

    • государственный учет выбросов парниковых газов;
    •        

    • обязанность хозяйствующих субъектов проводить количественное определение выбросов парниковых газов и представлять отчет;
    •        

    • установление целевых показателей по выбросам парниковых газов в РФ, то есть предельно допустимого уровня выбросов парниковых газов (Правительством РФ на определенный период времени);
    •        

    • обязательное получение разрешения на выбросы парниковых газов, на основании установленных целевых показателей;
    •        

    • обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять мероприятия по сокращению, поглощению выбросов парниковых газов;
    •        

    • уплату сбора за выбросы парниковых газов – только в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.
    •   

       

  

        
      
        Загрязняющие вещества, относящиеся к парниковым газам, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды[4] и в отношении которых установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, за любое количество, в том числе в пределах нормативов. Исходя из содержания законопроекта, в отношении тех загрязняющих веществ, которые отнесены к парниковым газам, фактически установлено освобождение от платы за объемы, в пределах разрешения на выбросы парниковых газов.
               
      
      

  • Предусмотрено поэтапное введение в действие следующих положений законопроекта:
      

          

    • регулирующих организацию и проведение операций с единицами сокращения выбросов парниковых газов – с 1 января 2022 г.;
    •        

    • предусматривающих получение разрешения на выбросы и уплату сбора за выбросы парниковых газов – с 1 января 2025
    •   

      

  • Принципиально новым для России механизмом регулирования в области охраны окружающей среды являются предусмотренные Законопроектом рыночные принципы обращения единиц сокращения выбросов парниковых газов, в том числе:
      

          

    • право хозяйствующих субъектов (на которые распространяется госрегулирование выбросов парниковых газов) передавать и приобретать единицы сокращения выбросов парниковых газов, в том числе, полученные в результате осуществления проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощения;
    •        

    • проверка отчетов хозяйствующих субъектов о реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению другими субъектами предпринимательской деятельности;
    •        

    • косвенное участие государства в обороте единиц сокращения выбросов парниковых газов через аккредитацию, учет единиц сокращения выбросов в соответствующем государственном реестре и правовое регулирование.
    •   

       

  

        
      
        По сути, вводится квотирование выбросов парниковых газов и возможности создания, передачи и приобретения этих квот хозяйствующими субъектами (рынок квот на выбросы парниковых газов).
      
      

  • Принятие законопроекта в рассматриваемой редакции повлечет необходимость внесения изменений в другие нормативные правовые акты и в частности в Налоговый кодекс РФ:
      

          

    • поскольку затронуты вопросы учета и налогообложения операций по реализации единиц сокращения выбросов и (или) единиц поглощения выбросов парниковых газов;
    •        

    • поскольку в качестве меры экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения предусмотрено предоставление налоговых льгот, в частности, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения.
    •   

       

  

        
      
        с 01.01.2019 вступает в действие норма об ускоренной амортизации основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ), Правительством РФ утвержден Перечень основного технологического оборудования[5]. Возможно, данные Перечень и норма НК РФ применимы и в случае, предусмотренном законопроектом, однако пока в тексте законопроекта ссылка на указанные Перечень и/или норму НК РФ отсутствует.
      

О чем подумать, что сделать

Предлагаем проанализировать положения законопроекта совместно с экологическими (технологическими) подразделениями компаний, подготовить предложения по доработке и направить в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.

Окончание срока публичного обсуждения законопроекта – 29 декабря 2018 г., затем будет проведена независимая антикоррупционная экспертиза и процедуры оценки регулирующего воздействия, после чего законопроект будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ. В случае успешного прохождения всех стадий законопроект будет внесен в Госдуму ФС РФ.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы провести анализ рисков, возникающих в связи с законопроектом как в целом, так и применительно к конкретным компаниям, сформулировать предложения по доработке и направить их в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.

  
  

    

[1]

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150) НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

В данном разделе приводится методика расчета выбросов парниковых газов от энергетической деятельности, связанной со сжиганием топлива.

При проведении инвентаризации выбросов парниковых газов от сжигания топлива с целью производства энергии (электричества и тепла) и для собственных нужд предприятия оцениваются выбросы газов с прямым парниковым эффектом – двуокиси углерода (СО2), метана (СН4) и закиси азота (N2O).

В процессе сжигания топлива большая часть углерода выбрасывается непосредственно в виде CO2. Другие газы (СН4 и N2O) также оцениваются.

Весь высвободившийся углерод рассматривается в качестве выбросов CO2.

Неокислившийся углерод, остающийся в виде твердых частиц, сажи или золы, исключается из общих показателей выбросов парниковых газов путем умножения на коэффициент1 окисления углерода в топливе (который показывает долю сгоревшего углерода).

Выбросы двуокиси углерода

Выбросы двуокиси углерода при стационарном сжигании топлива являются результатом высвобождения углерода из топлива в ходе его сгорания и зависят от содержания углерода в топливе. Содержание углерода в топливе является физико-химической характеристикой, присущей каждому конкретному виду топлива и не зависит от процесса или условий сжигания топлива.

Таблица 1 — Приставки и множители

Сокращение Приставка Символ
1015 пета П
1012 тера Т
109 гига Г
106 мега М
103 кило К

Исходными данными для расчета выбросов служат данные о деятельности предприятия. Данные о деятельности представляют собой сведения о количестве и виде сожженного за год ископаемого топлива, то есть фактическое потребление топлива за год, по которым предприятия ведут учет.

Для расчетов используются следующие физические единицы измерения массы или объема топлива: для твердого и жидкого топлива — тонны, для газообразного топлива — тысячи кубических метров.

Для перевода физических единиц в общие энергетические единицы – джоули (Дж), мегаджоули (МДж), гигаджоули (ГДж) или тераджоули (ТДж) (Таблица 1) — используется низшее теплотворное значение (теплота сгорания, или теплотворное нетто-значение — ТНЗ) каждой категории топлива.

Оценка выбросов диоксида углерода при сжигания топлива установками

Каждое топливо имеет определенные химико-физические характеристики, которые воздействуют на горение, такие, как значение ТНЗ, и содержание углерода.

Содержание углерода в топливе может определяться в лаборатории на предприятии, что позволяет рассчитать собственный коэффициент выбросов двуокиси углерода и получить более точное значение выбросов.

Использование собственных коэффициентов выбросов предпочтительнее усредненных коэффициентов, указанных в методике.

  • Расчет выбросов СО2 при сжигании топлива разбивается на следующие шаги:
  • 1) фактически потребленное количество каждого вида топлива по каждой установке в натуральных единицах (т, м3) для соответствующего вида продукции умножается на коэффициент его теплосодержания ТНЗ (ТДж/т, м3);
  • 2) полученное произведение (расход топлива в энергетических единицах — ТДж) умножается на коэффициент выбросы углерода (т C/ТДж);
  • 3) полученное произведение корректируется на неполное сгорание топлива – умножается на коэффициент окисления углерода (отношение СО2 : СО);
  • 4) пересчет выбросов углерода в выбросы СО2 – путем умножения откорректированного углерода на 44/12.
  • Расчет выбросов СО2 для каждого вида топлива для отдельных источников (установок для сжигания) производится по формуле:
  1. Е = М х К1хТНЗх К2 х 44/12
  2. где
  3. Е — годовой выброс СО2 в весовых единицах (тонн/год);
  4. М — фактическое потребление топлива за год (тонн/год);
  5. К1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 2;
  6. ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3;
  7. К2 — коэффициент выбросов углерода (тонн/Дж), таблица 3;
  8. 44/12 — коэффициент пересчета углерода в углекислый газ (молекулярные веса соответственно: углерод — 12 г/моль, О2 = 2 х 16 = 32 г/моль, СО2 = 44 г/моль).

Определение фактического потребления топлива производится на основании учетных данных предприятия о потреблении различных видов топлива.

При сжигании топлива не весь содержащийся в нем углерод окисляется до СО2. Учет неполного сгорания топлива производится с помощью коэффициента окисления углерода К1. Средние значения К1 представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Коэффициенты окисления углерода (K1)

Вид топлива Коэффициент окисления углерода (К1)
Уголь 0,98
Нефть и нефтепродукты 0,99
Газ 0,995

Для перевода потребленного количества топлива в энергетические единицы его масса умножается на его теплотворное нетто-значение (ТНЗ). Для получения эмиссий углерода полученное количество потребленного топлива умножается на коэффициент выбросы углерода. Значения ТНЗ и коэффициентов выбросы углерода для видов топлива приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Коэффициенты низших теплотворных нетто-значений (ТНЗ) и коэффициенты выбросов углерода (К2) для видов топлива

Виды топлива ТНЗ,ТДж/тыс.т Коэффициент выбросов углерода,К2, тС/ТДж
Сырая нефть 40,12CS 20,31CS
Газовый конденсат
Бензин авиационный 44,21CS 19,13CS
Бензин автомобильный
Реактивное топливо типа бензина
Реактивное топливо типа керосина 43,32CS 19,78CS
Керосин осветительный и прочий 44,75 19,6
Дизельное топливо 43,02CS 19,98CS
Топливо печное бытовое 42,54CS 20,29CS
Топливо для тихоходных дизелей (моторное) 42,34CS 20,22CS
Топливо нефтяное (мазут) 41,15CS 20,84CS
Мазут флотский
Пропан и бутан сжиженные 47,31D 17,2D
Углеводородные сжиженные газы
Битум нефтяной и сланцевый 40,19D 22D
Отработанные масла (прочие масла) 40,19D 20D
Кокс нефтяной и сланцевый 31,0D 27,5D
Прочие виды топлива 29,309D 20D
Коксующийся уголь 24,01CS 24,89CS
Уголь каменный 17,62PS 25,58PS
Лигнит (бурый уголь) 15,73PS 25,15PS
Кокс и полукокс из каменного угля 25,12D 29,5D
Коксовый газ 16,73PS 13D
Доменный газ 4,19PS 66D
Газ природный 34,78CS 15,04CS
Дрова для отопления 10,22CS 29,48CS

Оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт производит значительное количество выбросов ПГ, таких, как диоксид углерода (CO2), метан (CH4) и закись азота (N2O).

По методологии МГЭИК автомобильный транспорт, как один из источников эмиссий ПГ, входит в модуль «Энергетическая деятельность», так как выбросы ПГ от автотранспорта связаны со сжиганием топлива.

При оценке выбросов ПГ можно использовать национальные факторы эмиссий или факторы эмиссий ПГ по умолчанию, предложенные в Справочном руководстве МГЭИК.

Расчеты выбросов от транспортных средств основаны на данных об общем потреблении топлива. Удельная теплота сгорания и коэффициенты выбросов для каждого типа топлива были частично рассчитаны с учетом специфики используемого топлива.

Методика расчета выбросов от сжигания топлива от автомобильного транспорта подразделяется на две части: оценка эмиссий двуокиси углерода и оценка эмиссий других газов. Оценка выбросов CO2 лучше всего рассчитывается на основе количества и типа сгораемого топлива и содержания углерода в нем.

Количество окисленного углерода практически не варьирует в зависимости от применяемой технологии сжигания топлива.

Оценка выбросов других газов с парниковым эффектом более сложна, так как зависит от типа автомобиля, топлива, характеристик эксплуатации транспортного средства, типа технологии контроля за выхлопными газами.

Оценка выбросов диоксида углерода от сжигания топлива автомобильным транспортом

Расчет выбросов диоксида углерода от сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания рекомендуется проводить на основе учета видов топлива и типов двигателя. Выбросы углекислого газа по этому методу оцениваются следующим образом.

Сначала оценивается потребление каждого вида топлива по типам транспорта (легковой, грузовой, автобусы, спецмашины).

Затем оцениваются общие выбросы СO2 путем умножения количества потребленного топлива на фактор выбросы для каждого типа топлива и типа транспорта по формуле:

  • Е = М х К1хТНЗх К2 х 44/12
  • где
  • Е — годовой выброс СО2 в весовых единицах (тонн/год);
  • М — фактическое потребление вида топлива за год (тонн/год);
  • К1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 4;
  • ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 4;
  • К2 — коэффициент выбросов углерода (тонн С/Дж), таблица 4;
  • 44/12 – коэффициент для пересчета выбросов углерода С в двуокись углерода СО2.

Для оценки выбросов диоксида углерода от автотранспортного сектора для используемых видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) были рассчитаны региональные коэффициенты пересчета сожженного топлива в выбросы СО2 (теплотворные нетто-значения, коэффициенты выбросы углерода, фракция окисленного углерода). Расчеты коэффициентов для пересчета, представленные в таблице 3.4, были проведены по составу топлива и их физическим характеристикам на основе следующих источников данных: данные ГОСТов различных видов топлива; справочные данные; данные, полученные от некоторых нефтяных и газовых месторождений.

Таблица 4 — Коэффициенты для пересчета сожженного топлива в выбросы СО2 для автотранспорта

Виды топлива Теплотворное нетто-значение низшее,ТНЗ ТДж/тыс.тонн Коэффициент выбросов углерода,К2, тС/ТДж Фракция окисленного углерода, К1
Бензин 44,21 19,13 0,995
Дизельное топливо 43,02 19,98 0,995
СНГ 47,17 17,91 0,99
Природный газ 34,78 15,04 0,995

Коэффициенты для расчета выбросов СО2 при сжигании ископаемого топлива

Выбросы СО2 от сжигания топлива — не только главная составляющая всех антропогенных выбросов парниковых газов, но и их наиболее точно известная часть. Во всех странах сжигание топлива — предмет строгой статистической отчетности.

При этом выбросы СО2 при сжигании угля, газа, нефтепродуктов и торфа зависят, прежде всего, от количества использованного топлива. Энергетическая эффективность сжигания топлива очень важна для энергетики и транспорта, но на выбросы СО2 влияет слабо. Главное именно то, сколько топлива было сожжено.

Здесь мы не рассматриваем энергетику стран.

Однако в качестве справочной информации для заполнения энергетического паспорта и Приложения 7 «Сведения по выбросам СО2-эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год» полезно привести коэффициенты пересчета — данные о том, сколько СО2 поступает в атмосферу при сжигании тонны того или иного топлива.

Таблица 5 — Коэффициенты для расчета выбросов СО2 при сжигании ископаемого топлива

Виды топлива Выбросы СО2
Природный газ 1,85 т СО2/(тыс. м3)
Каменный уголь 2,7–2,8 т СО2/т, в зависимости от марки угля
Торф ~1,5 т СО2/т, одна тонна торфа дает в ~2 раза меньше энергии, чем тонна угля
Топочный мазут 3,1 т СО2/т
Автомобильный бензин 3,0 т СО2/т или 2,1–2,3 кг СО2/л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное)
Дизельное топливо 3,15 т СО2/т или 2,6–2,8 кг СО2/л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное
Авиационный керосин 3,1 т СО2/т
Древесное топливо и сельскохозяйственные отходы Выбросы СО2 считают равными нулю, так как СО2, поступивший в воздух при горении, ранее был поглощен из атмосферы в процессе роста растений (образуется замкнутый круговорот, не ведущий к росту концентрации СО2 в атмосфере)

Источник: Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990– 2010 гг. М., 2012.

См. также: Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 г. № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации».

Также на нашем сайте:

У российских лесов выявлены резервы

Минприроды внесло изменения в методику определения поглощения парниковых газов (ПГ) российскими лесами.

В результате расчетный объем эмиссии ПГ за вычетом поглощений в России может снизиться на треть, и в рейтинге стран-эмитентов страна улучшит свое положение на три-четыре позиции.

Однако эксперты называют правки слишком поспешными, отмечая, что они приняты в условиях, когда достоверных данных о большей части лесов РФ не существует. При этом монетизировать сокращение выбросов за счет возросшего поглощения у РФ не получится.

Изменения методики количественного определения объема поглощения парниковых газов подготовлены Минприроды совместно с другими ведомствами и при участии РАН. Они направлены «на уточнение исходных данных расчетных показателей для увеличения точности и достоверности расчетов поглощающей способности российских экосистем».

В понятие «управляемые леса» (подверженные вмешательству человека, именно поглощение ими засчитывается для целей отчетности в ООН о выбросах) вводятся резервные леса и леса на землях сельхозназначения.

Также теперь «эмиссии углерода учитываются по фактическим площадям лесов, погибших в результате лесных пожаров, вредных организмов, сплошных рубок, ветровалов и иных неблагоприятных факторов», что означает переход от учета средних площадей нарушений, например площадей гарей с учетом периода их зарастания, к фактическим. По информации ведомства, совокупный эффект от корректировок может составить дополнительно 270–450 млн тонн СO2, а баланс поглощения ПГ российскими лесами вырастет примерно с 0,5 до 1,1 Гт СО2 в год.

«Это означает, что объем выбросов парниковых газов в РФ для целей международной отчетности может снизиться почти на треть, а наша страна с пятого места в рейтинге стран-эмитентов (после Китая, США, Индии и ЕС.— “Ъ”) передвинется на седьмое-восьмое», пояснил “Ъ” руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

Напомним, что в РФ давно идут разговоры о недостаточном учете роли российских лесов в поглощении выбросов ПГ как для целей углеродной отчетности, так и с точки зрения признания их международного статуса. Однако эксперты считают сделанную корректировку методики слишком поспешной.

«Проблема в том, что точных данных по нарушениям в РФ нет, хорошо известна разница (как минимум на порядок) данных о площади гибели лесов от пожаров, представленных в официальных формах Рослесхоза, и в том, что видит весь мир по данным дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ),— говорит директор Института глобального климата и экологии им. Ю. А. Израэля Анна Романовская.— Например, для 2019 года в официальной статистике стоит 101 тыс. га, а по данным ДЗЗ — 2,6 млн га и до 4 млн га с учетом сильно поврежденных лесов, которые погибнут в течение года». По мнению эксперта, теперь «проблемы кадастра только усугубятся».

В ситуации, когда актуальных и достоверных данных о большей части лесов нет — материалы лесоустройства, у которых не истек срок давности, есть примерно на 15% площади лесов страны,— любая методика учета поглощения не будет заслуживать доверия, считают в «Гринписе».

«Также странно, что, с одной стороны, Минприроды заявляет о возможности включения лесов на сельхозземлях в методику учета поглощений, а с другой — вводит дополнительные избыточные требования, которые фактически запрещают заниматься лесоводством на сельхозземлях»,— отмечает специалист лесной программы «Гринписа» Вилен Лупачик.

Эксперты подчеркивают, что, даже если общий объем выбросов РФ снизится, монетизировать это снижение вряд ли удастся. «К экономике, энергетике, углеродному следу российской продукции это не имеет никакого отношения.

В международные лесные проекты превратить это невозможно, как и заработать на нем. Это скорее вопрос гордости за российские леса»,— размышляет Алексей Кокорин.

Впрочем, в случае пересчета объема выбросов для России будет иметь смысл пересчитать и свои цели в рамках Парижского соглашения, выйдя с более амбициозными показателями, считает эксперт.

Ангелина Давыдова

Правительство поддержало законопроект об ограничении выбросов парниковых газов

МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Правительство РФ на заседании в среду поддержало подготовленный Минэкономразвития законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, говорится в сообщении министерства.

«На заседании правительства министр экономического развития России Максим Решетников выступил с докладом по проекту федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов». Документ поддержали в правительстве РФ», — говорится в сообщении.

Проект закона предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. В Минэкономразвития указывают, что концепция законопроекта включает два крупных блока.

Один из них вводит для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 г.

) обязательную углеродную отчетность, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе, поясняют в министерстве.

«Таким образом будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях», — указывают в Минэкономразвития.

«Зеленые» инвестиции

«Второй блок связан с формированием правовой базы для обращения углеродных единиц — как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект.

В качестве примера такого проекта может рассматриваться модернизация предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсо-эффективность производственных процессов, что в свою очередь приводит к сокращению выбросов парниковых газов», — указывают в Минэкономразвития.

Это могут быть также лесоклиматические проекты, когда благодаря комплексу мероприятий удается увеличить поглощение парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях).

«Появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения дает возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц. Это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов», — считают в министерстве.

По данным Минэкономразвития, спрос на такие проекты со стороны бизнеса есть.

Отмечается, что, реализуя такие проекты, компании смогут снижать углеродный след производимой продукции и повышать инвестиционную привлекательность на международных рынках.

В ведомстве рассматривают климатическую повестку широко и понимают под ней в том числе вопросы зеленого финансирования, энергосбережения, водородной и возобновляемой энергетики.

«Для реализации законопроекта предстоит большая работа по разработке 11 подзаконных актов. Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом подзаконных актов. Кроме этого, необходимо будет подготовить изменения в КоАП и Налоговый кодекс», — отмечают в министерстве.

Кроме того, законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. «Приоритет — защита интересов российских производителей.

В министерстве работают над формированием необходимой информационной основы для климатической политики и предоставлением для бизнеса возможности с помощью климатических проектов снижать свой углеродный след и привлекать устойчивые инвестиции», — отмечают в Минэкономразвития.

Ключевая задача нового регулирования определена указом президента — к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года — с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.

В госдуму внесли проект об ограничении выбросов парниковых газов

https://ria.ru/20210220/proekt-1598424422.html

В госдуму внесли проект об ограничении выбросов парниковых газов

В госдуму внесли проект об ограничении выбросов парниковых газов

Правительств РФ внесло в Госдуму законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, соответствующий документ опубликован в базе нижней палаты парламента. РИА Новости, 20.02.2021

  • 2021-02-20T21:07
  • 2021-02-20T21:07
  • 2021-02-20T21:07
  • россия
  • михаил мишустин
  • госдума рф
  • правительство рф
  • владимир путин

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/156033/49/1560334964_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_db38ceb2b6b8ca68294b095e2051f91b.jpg

МОСКВА, 20 фев — РИА Новости. Правительств РФ внесло в Госдуму законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, соответствующий документ опубликован в базе нижней палаты парламента.

Отмечается, что проект направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении на территории РФ хозяйственной и иной деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов.»Законопроектом формируется необходимая правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов.

В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов.

Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом правительства РФ», — говорится в документе.Добавляется, что для установления ответственности за недостоверные отчеты, их отсутствие или несвоевременную подачу потребуется внести изменения в КоАП РФ.

Кроме того, законопроектом вводится понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», который будет установлен с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Законопроект также дает право юрлицам и индивидуальным предпринимателям реализовывать климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим и порядок верификации их результатов.

«Важным элементом предлагаемого регулирования, является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов», — добавляется в пояснительной записке к документу.

Подчеркивается, что появление данного механизма позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции, а также вовлечь в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов заинтересованные организации, что будет способствовать модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий, а также повышению качества природных поглотителей парниковых газов.В среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что правительство подготовило законопроект по сокращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств России и новой климатической политики страны. Он отметил, что на базе этого документа появится система государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.Президент РФ Владимир Путин в ноябре поручил правительству обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года и создать стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

https://ria.ru/20210114/otel-1592854480.html

https://ria.ru/20210208/ekologiya-1596531134.html

https://ria.ru/20210127/balans-1594808587.html

россия

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/156033/49/1560334964_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_91da1c3f2163662b1007814709d5eaad.jpg

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, михаил мишустин, госдума рф, правительство рф, владимир путин

МОСКВА, 20 фев — РИА Новости. Правительств РФ внесло в Госдуму законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, соответствующий документ опубликован в базе нижней палаты парламента.

Отмечается, что проект направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении на территории РФ хозяйственной и иной деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов.

«Законопроектом формируется необходимая правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов.

В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов.

Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом правительства РФ», — говорится в документе.

Добавляется, что для установления ответственности за недостоверные отчеты, их отсутствие или несвоевременную подачу потребуется внести изменения в КоАП РФ.

Кроме того, законопроектом вводится понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», который будет установлен с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Законопроект также дает право юрлицам и индивидуальным предпринимателям реализовывать климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим и порядок верификации их результатов.

«Важным элементом предлагаемого регулирования, является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов», — добавляется в пояснительной записке к документу.

Подчеркивается, что появление данного механизма позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции, а также вовлечь в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов заинтересованные организации, что будет способствовать модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий, а также повышению качества природных поглотителей парниковых газов.

В среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что правительство подготовило законопроект по сокращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств России и новой климатической политики страны. Он отметил, что на базе этого документа появится система государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.Президент РФ Владимир Путин в ноябре поручил правительству обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года и создать стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *