Риск-ориентированный подход МЧС. Разъяснения

Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. 

Классы опасности 
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806.

В области пожарной безопасности отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Риск-ориентированный подход МЧС. РазъясненияПланирование проверок
Планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов I категории (высокая степень риска) до одного раза в 10 лет для объектов IV категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной V категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных правил, в случаях: 
— проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о  невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
— наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних пять лет;
— наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних трех лет, такие объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.
В тоже время правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую — менее значимую по степени опасности.
Условиями такого перехода могут являться такие факторы как:
— создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
— наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее пяти лет;
— проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

— отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Пожарный аудит
Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не один раз в четыре года, а один раз в семь лет.
Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время МЧС России активно внедряется, а представителями бизнес-сообществ всё более часто применяется, с целью снижения количества проверок.

Заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

«Надзорные каникулы» 
В соответствии со ст. 26.1 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 гг.

предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана.

Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.
Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г.

№ 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
В результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул» в МЧС России уже сегодня существенно сократило свое «присутствие» на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе.
Также, в соответствии с положениями Федерального закона от 
31.12.2014 г.  № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Риск-ориентированный подход МЧС. Разъяснения
Вместе с тем, МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с этим, для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.
Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.

Такой законопроект уже разработан и внесен на рассмотрение.

Подводя итог
Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.

При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.
Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры, гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой — не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.

Проверочные листы в государственном пожарном надзоре

Проверки мчс с 2019 – 2020 года риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход МЧС. Разъяснения

Сегодня рассмотрим тему: «проверки мчс с 2019 — 2020 года риск-ориентированный подход» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в х к статье.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • Согласно проекту с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • При этом предусматривается, что данные ограничения не применяются, в частности:
  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:
  • – федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • – федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • – внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
  • – федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • – федерального государственного пробирного надзора.
  • Согласно проекту проведение плановой проверки с нарушением указанных требований будет являться грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и повлечет недействительность ее результатов.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Читайте также:  Расчёт Парниковых Газов По-Новому! Смотрим Изменения!

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ

Риск-ориентированный подход – новое слово в обеспечении пожарной безопасности объектов

В последнее время все чаще приходится слышать о системном внедрении нового метода осуществления контрольно-надзорной деятельности – так называемого, риск-ориентированного подхода.

Предполагается, что эта новая модель планирования проверок ориентирована на предотвращение ущерба, а не на осуществление наказания за выявленные нарушения.

Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для  объектов с низкой степенью риска.

Для поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определен перечень из трех видов федерального надзора, которые будут осуществляться с применением данного подхода.

Это пожарный надзор в системе МЧС России, санитарно-эпидемиологический надзор в системе Роспотребнадзора и Федерального медико-биологического агентства России, а также надзор в области связи, осуществляемый Роскомнадзором.

О том, какая работа ведется в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорных функций мы поговорили с начальником петербургского Главка МЧС Алексеем Аникиным.

— Алексей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее, что такое риск-ориентированный подход в мерах по осуществлению надзорных функций?

— Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности субъектов бизнеса и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска, либо определенному классу опасности. Отнесение же к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа текущего года № 806.

Правила предусматривают, что для каждого риск-ориентированного вида государственного контроля может быть определено от трех до шести категорий риска или классов опасности. Так для пожарного надзора установлено 5 категорий риска.

То есть планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов 1-й категории (то есть с высокой степенью риска) до одного раза в десять лет для объектов 4-й категории с умеренной степенью риска.

Для объектов же самой безопасной – 5-й категории с низкой степенью риска, плановые проверки не планируются вовсе.

  • — А каким образом осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска?
  • Отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни и здоровью людей, риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.
  • Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, в случаях проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о  невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних пяти лет, наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних трех лет, объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.

В тоже время, настоящий документ предусматривает увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.

Условиями такого перехода могут являться такие факторы, как:  создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований), наличие в структуре юридического лица у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее пяти лет, проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой был сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, данный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не один раз в четыре года, а раз в семь лет.

— Что такое независимая оценка пожарного риска?

Независимая оценка пожарного риска является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

И в последнее время с целью снижения количества проверок данный подход активно внедряется МЧС России, а представителями бизнес-сообществ – все более часто применяется.

Напомню, что заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

Стоит отметить, что с 1 декабря 2015 года в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу организована работа по проведению аккредитации экспертных организаций и экспертов в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

— Алексей Геннадьевич, предусматривается ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на представителей малого бизнеса?

В соответствии со статьей 26.1 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016–2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

При этом если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана.

Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается. Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.

2016 № 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Какие результаты ожидаются от вносимых изменений в законодательство в части защиты предпринимательского сообщества?

Мчс россии с января 2021 г. полностью переходит на риск-ориентированный

Правила присвоения категорий пожарного риска с 1 января претерпевают изменения: если раньше все общественные здания — больницы, одноэтажные торговые центры и огромные моллы — считались одинаково опасными, то теперь каждое из них получит индивидуальную категорию.

Штраф за проводку

В декабре глава МЧС Евгений Зиничев в интервью РИА «Новости» рассказал, что частота проверок в здании будет зависеть от присвоенной ему категории. Пример, по его словам, подаст само МЧС — с января ведомство полностью переходит на риск-ориентированный подход. Каждый объект получит индивидуальную категорию пожарного риска.

Если раньше все школы, ТЦ, больницы, кинотеатры объединялись в одну группу риска независимо от своих особенностей, то теперь эти особенности просчитают. Учитывать будут «возможные негативные последствия пожара, противопожарное состояние и добросовестность собственника», отметил глава МЧС.

Зиничев рассказал, что выделено шесть категорий пожарного риска: чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.

По новой системе категория риска объекта впоследствии может меняться — и повышаться, и понижаться. Принцип простой: чем больше потенциальные риски, тем чаще проверки.

Читайте также:  Проверяющий Пожарную Безопасность Не Может Определить Субъект Правонарушения! Как Быть?

Например, объекты защиты, отнесенные к категории низкого риска, вообще планово проверяться не будут.

Меры эти направлены на снижение излишней административной нагрузки на добросовестных собственников. То есть если владелец объекта выполнил все требования, позаботился о безопасности как следует, то и категорию пожарного риска ему снизят и проверять будут реже.

Индивидуальная категория риска будет рассчитываться исходя из базовой, установленной для каждой отрасли в соответствии со статистикой пожаров и характеристикой каждого отдельного объекта.

Согласно документу, можно получить штрафные баллы за старую проводку, пожары на объекте в прошлом, а снизить категорию риска благодаря, например, наличию собственной пожарной охраны или круглосуточному мониторингу работоспособности пожарной сигнализации. Будут учитываться степень огнестойкости здания, этажность.

Негативный потенциал

В МЧС уже рассчитан базовый показатель тяжести потенциальных негативных последствий — его опубликуют на официальном портале ведомства в январе.

Расчеты показателей тяжести потенциальных негативных последствий для функциональных групп объектов проводятся ежегодно на основании статистической информации о количестве пожаров, погибших и травмированных на них людей, пояснили в ведомстве.

С учетом этих показателей уже проведены первоначальные расчеты для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 г. В дальнейшем при этом будут учитываться среднестатистические пятилетние значения вышеуказанных показателей.

Отмечается, что присвоение категории риска конкретному объекту, а также изменение ранее присвоенной категории осуществляется органом государственного пожарного надзора.

Информация о присвоенной категории риска будет в обязательном порядке размещена на официальном сайте МЧС России в сети интернет, пояснили в ведомстве.

Кроме того, по запросу граждан и собственников (правообладателей) объектов орган государственного пожарного надзора предоставит мотивированную информацию о присвоенной объекту категории риска.

При этом правообладатели объектов смогут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска, воспользовавшись специальным калькулятором.

Калькулятор тоже доступен с января 2021 г. на официальном портале МЧС. Если собственник с оценкой не согласен, он сможет обжаловать это решение.

Индивидуальный риск

Категория пожарного риска существует уже давно.

И сама по себе идея рассчитать его индивидуально для каждого здания неплохая, сказала руководитель комитета по средствам технической безопасности новосибирского отделения «Опоры России», подполковник МЧС в отставке Наталья Бахтина. Раньше этим занималось МЧС, они сами определяли, к какой категории риска относится объект. Не было возможности повышать или понижать риск. Сейчас эта возможность появилась.

Эксперт по пожарной безопасности Евгений Рыбалкин, который 18 лет проработал в пожарном надзоре, также отмечает, что индивидуальные категории риска помогут разделить объекты из одной сферы, которые ранее автоматически относились к одной группе.

«Например, взять торговые центры — что это такое? Это многофункциональное здание, в котором есть и торговля, и развлекательные зоны, и офисные помещения, — сказал он «Известиям». — Есть торговые центры из одного этажа, а есть пяти-шестиэтажные.

Но по пожарной безопасности мы всегда использовали термин «места с массовым пребыванием» — там, где находится больше 50 человек — и требования по проверкам, по планированию, по отнесению к категориям риска были одинаковые. Сейчас закон планирует разделять их, снижать степени риска».

При этом, подчеркнул он, все это не будет проводиться просто так, что владелец сам заявляет госпожнадзору о необходимости понизить категорию риска, так как у него маленький торговый центр.

Все будет проводиться через независимую оценку, через расчеты риска, через выдачу заключений, заявил Рыбалкин. Снижение категории риска проводится только через территориальное главное управление — просто так это не сделаешь, все за подписью начальника управления.

Ужесточением по экономии

Директор орловского филиала Фонда пожарной безопасности Наталья Бакаева подчеркивает, что бизнес должен обеспечить пожарную безопасность своих зданий, но — не обеспечивает. С этой точки зрения новые правила пожарной безопасности она считает ужесточением.

«Мы уже давно работаем с бизнесом в области пожарной безопасности, и я вижу, что бизнес не хочет соблюдать правила — из соображений экономии», — отметила Бакаева.

С мнением об ужесточении согласен и Рыбалкин, который замечает, что это общая тенденция нормотворчества у МЧС в последние годы, призванная минимизировать ущерб от пожаров. Между тем Бахтина замечает, что в целом снижение количества проверок неизбежно приводит к увеличению числа пожаров.

Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко замечает, что новые правила увеличат число проверок в торговых центрах, так как их отнесли к другой категории риска.

Если раньше ТЦ относились к средней категории риска и проверялись раз в четыре года, то теперь поднялись на строчку выше и относятся к значительной категории риска, проверки которой по нормативам должны проходить раз в три года, рассказал он «Известиям». Также с 1 июля 2022 г. вводятся правила внеплановой проверки ТЦ без предупреждений и анонимно.

Он отмечает, что, с одной стороны, это поможет выявить недочеты в работе системы пожарной безопасности и своевременно их устранить, однако есть вероятность «злоупотребления полномочиями и частотой проверок пожарными инспекторами конкретных ТЦ в плане коррупционной составляющей».

Впрочем, данная проблема существовала и до новых правил, заметил Москаленко. Большинство собственников торговых центров ушли от выстроенной системы коррупционных связей и с полной ответственностью подходят к экипировке своих объектов для максимально безопасного времяпровождения посетителей в ТЦ.

Говорить о том, присвоят ли в будущем торговым центрам наивысшую категорию риска, по словам Москаленко, пока сложно.

Скорее всего, если это произойдет, то постепенно или вследствие внеочередных проверок в 2021, по факту которых будут выявлены значительные существенные нарушения норм пожарной безопасности, считает он.

После происшествия, произошедшего в Кемерово, любые нововведения касательно проверки и поддержки в режиме эффективной работоспособности быстро реагирующей системы безопасности в торговых центрах необходимы.

Формализация риска

В документе прописано, что индекс индивидуализации подконтрольного лица «определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска», а исходные данные для расчета индекса индивидуализации определяются «на основе информации об объекте защиты», которая имеется в распоряжении органа государственного пожарного надзора.

И тут все зависит от добросовестности контролирующих и проверяющих органов и их компетенции, отмечает Бахтина.

По идее, нужны комплексные проверки: несколько человек должны оценить — каждый в своем направлении — насколько объект готов к присвоению какого-то риска.

А так получится, допустим, что на предприятии по документам есть система пожаротушения, но она не работает либо сделана с нарушением.

Бахтина отмечает, что возникает опасность формализма при проведении этой работы: никто не проверит, работает ли та или иная система, но категория пожарного риска уже будет снижена. Чтобы делать все на совесть, нужны глобальные проверки, а это — титанический труд.

Нужно поднимать все документы, проверять, соответствует ли объект проекту и т. д., говорит она. У нас же часто конструкции здания построены совсем не так, как указано в проекте. Или обратный пример: на объекте официально не требуется система пожаротушения, но руководитель посчитал, что она ему нужна — и установил. Это будет учитываться или нет? Пока непонятно.

По мнению Бахтиной, в первое время обязательно возникнет неразбериха.

Рыбалкин отмечает, что с 1 января в целом очень много изменений в противопожарных правилах — фактически они новые, с новыми наименованиями и нормативными документами.

Все правила до конца еще не изучили, заметил он. Как правило, после принятия федерального закона в течение года очень много правок, и сказать, как все будет работать, наперед пока очень сложно. Изменений очень много, и они глобальные.

В то же время работу по отнесению объектов к категориям пожарного риска, заметил он, МЧС ведет уже два года — все объекты разделили на категории, чтобы снизить нагрузку надзорных органов.

Источник: https://iz.ru/

Подписаться на журнал

06.01.2021, 11:54

Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход – это метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая риск-ориентированный подход на виды надзора.

Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Цель риск-ориентированного подхода

Целью риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определен постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806.

История возникновения

Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение.

Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Читайте также:  Кто должен взвешивать углекислотные огнетушители?

Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.

Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно риск-ориентированный подход проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный.

Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов.

Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска).

В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.

Принципы риск-ориентированного подхода

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков.

Высокую популярность риск-ориентированный подход (по сравнению с традиционным контролем) обеспечивает его сосредоточенность на зонах повышенного риска, что позволяет вовремя принять превентивные меры, выявить и устранить слабые места и тем самым избежать негативных последствий реализации риска. Риск-ориентированный подход опирается на несколько принципов.

Принцип риск-ориентированного подхода Характер проявления
Распределение ресурсов Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)
Соразмерность Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску
Гибкость Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз
Законность Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков
Открытость Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц

Базой риск-ориентированного подхода является оценка рисков, призванная обеспечить понимание контролером уязвимости к риску проверяемого объекта.

Как отмечалось выше, оценить риски не обязательно сложно (с применением электронных систем), но в любом случае оценка должна быть адекватной характеру и объему деятельности проверяемой организации (подразделения, участка работы).

Например, риск-ориентированный подход в государственном контроле проявится в том, что в отношении небольшого по размеру учреждения надзорный орган при проверке может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков. И напротив: к многофилиальному учреждению будет применена более сложная, комплексная процедура оценки рисков.

Риск-ориентированный подход в МЧС России

В своей деятельности Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяет риск-ориентированный подход к следующим видам федерального государственного контроля (надзора):

  1. Федеральный государственный пожарный надзор.
  2. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
  4. Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  5. Государственный надзор в области гражданской обороны.
  6. Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Критерии и категории риск-ориентированного подхода

На момент написания материала, в части касающейся МЧС России, критерии разработаны только для 3-х видов федерального государственного контроля (надзора), это:

Федеральный государственный пожарный надзор

Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Согласно данному приложению и в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты делятся на следующие категории риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • умеренного;
  • низкого.

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В этом виде надзора критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • низкого.

Государственный надзор в области гражданской обороны

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска в области гражданской обороны изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • низкого.

Источники:

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

27 июля 2017 06:00

Постановление от 22 июля 2017 года №864.

Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном надзоре в области гражданской обороны и федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Справка

Подготовлено МЧС России в целях
реализации приоритетной программы
«Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной
программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России
по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Федеральным законом
от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми
предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля
(надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)
применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при
которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством
России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые
могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого
срока.

В целях поэтапной отработки
механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах
госконтроля постановлением
Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов
контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года.

Постановлением Правительства от 2 марта
2017 года №245 в перечень были включены в том числе государственный
надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.

  • Подписанным постановлением
    вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства в целях
    урегулирования правоотношений, связанных с применением риск-ориентированного
    подхода в этих видах государственного надзора.
  • В Положение о государственном
    надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением
    Правительства от 21 мая 2007 года №305) и Положение о федеральном
    государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
    ситуаций природного и техногенного характера (утверждено постановлением
    Правительства от 24 декабря 2015 года №1418) внесены изменения,
    которыми, в частности, определяются критерии и порядок отнесения объектов
    государственного контроля (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к
    определённым категориям риска с учётом критериев оценки вероятности и тяжести
    потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных
    требований.
  • Государственный надзор в области
    гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты
    населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться в
    виде плановых проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных
    вопросов), содержащих вопросы, затрагивающие обязательные требования в
    отношении объектов надзора.
  • Кроме того, внесены изменения в
    постановления Правительства от 17 августа 2016 года №806 и от 2 марта 2017 года
    №245 в части исключения необходимости разработки МЧС России проектов актов
    Правительства об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных
    объектов к определённой категории риска и или определённому классу (категории)
    опасности в целях применения риск-ориентированного подхода при:
  • — государственном надзоре
    во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за
    маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами
    (сооружениями) для их стоянок;
  • — лицензионном контроле за
    деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств
    обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • — лицензионном контроле за
    деятельностью по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных
    объектах и объектах инфраструктуры.
  • Риск-ориентированный подход при
    этих видах государственного надзора и лицензионного контроля планируется
    реализовать на основе применения утверждаемых в установленном порядке
    индикаторов риска нарушения обязательных требований.
  • Принятые решения позволят повысить эффективность
    контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании
    материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального
    государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и
    организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *