Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?

В связи с пандемией нового коронавируса был введен мораторий на проведение проверок до конца года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в некоторых случаях проверки все равно состоятся.

Расскажем о проверках соблюдения трудового законодательства, основанных на так называемом риск-ориентированном подходе, которые проводят уже два с лишним года.

Рассмотрим, что представляет собой такой подход, как он работает на практике и почему с его появлением радикально изменилось количество проверок и выявленных нарушений.

Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?

Впервые упоминание о риск-ориентированном подходе в законодательстве появилось в 2015 году (ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ).

Однако применять его начали спустя почти три года. Корректировки в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.

2012 № 875) 1, вступили в силу с 1 января 2018 года.

Внимание к рискам

О том, что такое риск-ориентированный подход, сказано в ч. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ. Это метод организации проверок, при котором для каждой категории компаний устанавливается своя периодичность, продолжительность и форма контрольных мероприятий. Зависимость такая: чем опаснее деятельность компании и больше вероятность нарушений, тем пристальнее будет внимание проверяющих.

Таким образом, трудинспекторы теперь проверяют не все компании подряд, а только те, в которых вероятность нарушений наиболее высока.

Проверки в 2020 году

В нынешнем году из-за пандемии проведение проверок существенно ограничено (Федеральный закон от 01.04.

2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Так, внеплановые проверки проводятся только в 4 случаях (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…»):

  • по факту причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций (при условии согласования проверки с прокуратурой);
  • для контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, требования прокурора;
  • для предоставления или возобновления действия лицензии (разрешения, правового статуса).

Причем большинство проверок – дистанционные. Исключения могут быть установлены исключительно Президентом РФ, Правительством РФ или прокурором и только для первых трех пунктов списка.

А вот в рамках плана проверить могут лишь организацию, которая не относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства.

Да и то при условии, что ее деятельность (производственные объекты) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, либо в организации установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Причем проверка также будет дистанционной.

Количество проверок

По задумке такой подход должен был уменьшить количество выездных проверок и одновременно повысить их эффективность. И надо сказать, что ожидания оправдались. Общероссийская статистика показывает, что контролеры действительно стали реже приходить в гости (см. Диаграмму 1).

В регионах схожая динамика.

Диаграмма 1. Количество проверок Государственной инспекции труда в целом по России в 2015–2020 гг. 2

Количество нарушений

Вместе с уменьшением числа проверок снизилось и количество выявленных нарушений (Диаграмма 2). Если в 2015 году их было почти 600 тыс., то в 2018 году – чуть больше 300 тыс. Официальных данных за 2019 год, к сожалению, нет. По неофициальной информации, количество выявленных нарушений составило порядка 313 000.

Диаграмма 2. Количество выявленных нарушений по результатам проверок (включая внеплановые) Государственной инспекции труда 2015-2019 гг. 3

Как подготовиться к проверке ГИТ по новым правилам: что нужно знать и на что обратить внимание в 2019 году

Ирина Плотникова подробно рассказывает о проверках государственных инспекций труда (ГИТ) работодателей, описывает нововведения, на которые обязательно нужно обратить внимание при подготовке к визиту инспекторов

Работодатели знают, что за их деятельностью внимательно наблюдает Роструд в лице своих территориальных органов — государственных инспекций труда (ГИТ). Инспекторы ГИТ проводят плановые проверки соблюдения работодателями трудового законодательства и оперативно реагируют на жалобы, полученные от работников, считающих, что их трудовые права были нарушены.

2018 год значительно изменил подход ГИТ к проведению плановых проверок работодателей: во-первых, начал активно применяться риск-ориентированный принцип выбора организаций для включения их в реестр плановых проверок на очередной год, а во-вторых, с 1 июля 2018 года плановые проверки всех работодателей проводятся с использованием проверочных листов.

Рассмотрим данные нововведения более подробно.

Суть риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок заключается в том, что Роструд присваивает всем работодателям определенные категории риска: от низкого до высокого. В зависимости от присвоенной категории определяется периодичность плановых проверок.

Так, работодателей категории высокого риска проверять будут один раз в два года, значительного риска — один раз в три года, среднего риска — не чаще, чем один раз в пять лет, умеренного риска — не чаще, чем один раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Категория риска зависит от ряда факторов: от вида экономической деятельности работодателя, от численности работников, от количества допущенных работодателем нарушений трудового законодательства.

Например, у предприятия угледобывающей промышленности степень риска будет выше, чем у компании с офисными работниками; у работодателя с количеством работников больше тысячи человек — выше, чем у небольшой компании, в которой работают лишь 15 сотрудников.

Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?

Высокий коэффициент риска будет присвоен работодателям, у которых за последние три года были несчастные случаи на производстве или у которых в предшествующем году был выявлен факт наличия задолженности по заработной плате, либо которые привлекались к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Узнать о своей категории риска работодатель может, обратившись в Роструд. Кроме того, на сайте Роструда доступна информация о работодателях, которым присвоены категории высокого и значительного риска.

Таким образом, риск-ориентированный подход определяет, как часто вас будут проверять. Использование проверочных листов говорит о том, каким способом будут осуществляться такие проверки.

Проверочные листы представляют собой списки контрольных вопросов по различным сферам трудовых отношений: порядок оформления приема на работу, содержание трудового договора, выплата заработной платы, регулирование труда иностранных работников, соблюдение требований охраны труда — и другие вопросы. Утверждает формы проверочных листов Роструд, и на данный момент действуют уже 133 проверочных листа (всего планируется утвердить 135 листов).

Стоит отметить, что они доступны для всеобщего пользования на сайте Роструда. Таким образом, работодатель может заранее ознакомиться с тем, на что именно инспекторы ГИТ будут обращать внимание при проверке. Используя проверочные листы, компания может самостоятельно оценить риски наличия у нее нарушений трудового законодательства и устранить их.

Важно учесть, что риск-ориентированный подход и проверочные листы применяются инспекторами ГИТ только при проведении плановых проверок.

Проведение внеплановых проверок (например, по жалобам работников, либо в случае неисполнения работодателем предписания ГИТ об устранении выявленных нарушений) чаще всего осуществляется ГИТ в документарной форме: работодатель получает от контролирующих органов запрос о предоставлении копий тех или иных документов.

Важно помнить, что запрошенные документы надо предоставить в ГИТ в течение 10 рабочих дней, иначе компании грозит штраф. Если у работодателя нет возможности подготовить копии документов в указанный срок, рекомендуется письменно обратиться в ГИТ с просьбой предоставить отсрочку для предоставления документов.

Работодателю не стоит забывать, что инспекторы ГИТ обязаны предоставить распоряжение о проведении любых проверок (плановых или внеплановых, документарных или выездных). При этом инспекторы не вправе выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении.

Например, если предметом проверки является начисление и выдача заработной платы, то они не могут проверять порядок заключения трудовых договоров с работниками.

Если инспекция проводится с использованием проверочных листов, то инспектор не вправе задавать работодателю вопросы по проверочным листам, отсутствующим в распоряжении. По итогам проверки инспектор должен составить акт по установленной форме и сделать запись в журнале учета проверок. Вести такой журнал и предоставить его инспектору — это обязанность работодателя.

На основании акта проверки инспектор ГИТ может выдать компании предписание об устранении выявленных нарушений, а также вправе возбудить дело об административном правонарушении и привлечь работодателя к ответственности.

В случаях, когда за совершенное работодателем нарушение может быть вынесено либо предупреждение, либо наложен штраф, выбор вида ответственности остается на усмотрение инспектора ГИТ, он будет зависеть от того, является ли (согласно неофициальной классификации Роструда) совершенное работодателем нарушение существенным или несущественным.

За существенное нарушение работодателю будет назначен штраф — такая ответственность грозит за нарушение порядка оформления трудовых договоров с работниками, за невыплату или задержку выплаты заработной платы, за непроведение медосмотров в установленных законом случаях и так далее. При несущественном нарушении (невыдача расчетных листков работникам, неутверждение локальных нормативных актов и так далее) инспектор ГИТ может ограничиться вынесением работодателю предупреждения.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, у него есть право обжаловать их в вышестоящем органе или в суде.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что изменение подхода к проведению проверок ГИТ (использование риск-ориентированного принципа, применение проверочных листов) — все это направлено на то, чтобы дать работодателю возможность самостоятельно проверять результаты своей деятельности, находить возможные нарушения трудового законодательства и исправлять их. Тем самым уменьшается роль карательной функции ГИТ и возрастает роль просветительская: ГИТ показывает работодателю, как правильно применять законодательство в трудовых отношениях с работниками и дает больше свободы тем работодателям, которые не допускают нарушений трудовых прав работников.

Риск-ориентированный подход в охране труда — consot.ru

Одной из основных проблем охраны труда является неверное понимание того, как «работают» опасности. Многие привыкли полагать, что опасность исходит от человека, т.е. работника.

Конечно, человеческий фактор может играть роль в нарушениях инструкций и приводить к несчастным случаям, но именно условия труда оказывают большое влияние на трудовую дисциплину, на качество труда и являются причиной травматизма производственного и заболеваний.

Чтобы улучшить условия труда нужно прежде всего их оценить и выявить опасности и риски для работника.

Подход, основанный на оценке риска, в контексте безопасности на рабочем месте относится к превентивным мерам, принимаемым работодателями для защиты здоровья и благополучия работников от опасностей для окружающей среды.

Компании несут огромную ответственность за обеспечение безопасности своих сотрудников, поэтому подход, основанный на оценке риска, служит для предотвращения или сведения к минимуму случаев аварий или несчастных случаев.

Данный метод применяется как в России, так и за рубежом. Например, члены Американского общества специалистов по безопасности (ASSP) используют основанные на риске подходы для предотвращения несчастных случаев на производстве, травм и болезней.

Суть риск-ориентированного подхода

Риск-ориентированный подход основан на принятии решений, учитывающих степень риска. Риск показывает возможность воздействия опасности на человека и вред.

Существует так называемая «Пирамида рисков», которую создал российский ученый Г.З. Файнбург.  Основание этой пирамиды—вредные и опасные производственные факторы, с выявления которых и нужно начинать любую деятельность в сфере охраны труда.  Затем—риск воздействия и риск повреждения здоровья.

Читайте также:  Бухгалтер Требует Прописывать Количество Перчаток! Как Быть?

На вершине пирамиды—профессиональные риски, то есть риск утратить трудоспособность или жизнь из-за  повреждения здоровья.  Если взглянуть на это через пример конкретного производства, то получится вполне ясная картина. Например, шахтёр.

В шахте, кроме всех прочих имеется такой вредный фактор как повышенная запыленность воздуха рабочей зоны, риск воздействия данного фактора на работника увеличится, если он не использует  СИЗ, соответственно увеличится и риск повреждения здоровья и приобретение профессионального заболевания, такого как пневмокониоз.

Что в свою очередь без надлежащего лечения может привести к летальному исходу. Конечно, стоит отметить, не все повреждения здоровья влекут за собой смерть работника.

Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?

Но сама суть риск-ориентированного подхода основана именно на предотвращении трагедии на стадии зарождения.

Именно поэтому всё больше компаний включаются в систему так называемого «Нулевого травматизма» концепции Vision Zero. Она основана как раз на контроле рисков и приверженности принципам безопасности.

Включает в себя такие направления как повышение квалификации сотрудников и материальные вложения в кадровый состав.

  • Чтобы уменьшить возможность так называемого «неблагоприятного события», которое и приводит к несчастным случаям и травмам нужно создать благоприятные условия для работника и наладить технологический процесс.
  • В США, Американское общество специалистов по безопасности следует своему подходу к разработке программ по охране труда и технике безопасности на рабочем месте.
  • Особенность управления рисками по данной организации это девиз:

«Управление рисками в области охраны труда и здоровья — это управление бизнес-рисками».

То есть затраты на охрану труда—это инвестиции не только в здоровье работников, но и в развитие самой организации.

Необходимо донести до работника, не то, что по поводу опасностей его рабочего места «говорит» OHSAS, а о рисках, которые имеются, сосредоточив внимание на  факторах, касающихся вероятности и серьезности, В конце концов, цель состоит в том, чтобы работник научился применять подобные концепции самостоятельно, поэтому в следующий раз, когда он столкнется с опасностью, он начнет думать о способах подхода к нему, основанном на оценке риска,

Если организация заботиться о своих работниках, то она создает такие условия, которые исключают вредный или опасный фактор , проектирует системы, позволяющие автоматизировать процесс или контролирует использование средств коллективной и индивидуальной защиты, которые должны работать вместе. Очевидно, что превентивные меры намного лучше, чем ликвидация аварий или выплата компенсации пострадавшему работнику.

Как работать с самозанятыми. Рискованные схемы, о которых знают ФНС и ГИТ

06-11-2020

Компании и граждане стали активнее пользоваться услугами самозанятых. Это объяснимо: льготный налоговый режим позволяет самозанятым предлагать свои услуги по более низкой цене.

Что, в свою очередь, привлекает заказчиков, которые желают сэкономить на фонде оплаты труда и налоговых отчислениях. Но есть и риски.

О том, в чем они состоят, как их избежать, а также о том, как компании выстраивают отношения с самозанятыми, эксперты поговорили в рамках открытого диалога между бизнесом и органами власти по теме «Корпорации и самозанятые», организованного OPEN Group 24 сентября в Москве. В дискуссии приняли участие эксперты ФНС, Роструда, ГИТ г. Москвы, Ассоциации частных агентств занятости, Общероссийского движения «Труд», Сбербанка, YouDo, «Яндекса» и Deloitte. Главное из обсуждения — в статье.

НАТО ТРОЦЕНКО, МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ OPEN GROUP

С 19 октября 2020 года жители всех субъектов РФ могут применять специальный налоговый режим для самозанятых граждан — налог на профессиональный доход (НПД). Такой режим предоставляет гражданам много преимуществ. В качестве налога самозанятые платят лишь: — 4% с доходов, полученных от физлиц; — 6% с доходов от юрлиц и ИП.

Уплачивать обязательные взносы на пенсионное страхование при этом не нужно. Также для самозанятых предусмотрен налоговый вычет — 10 тыс. рублей, а с июля 2020 года еще и налоговый капитал в размере 12 130 рублей. Более того, в качестве антикризисной меры всем самозанятым вернут на банковские карты перечисленный в 2019 году НПД.

Помимо налоговых льгот самозанятые могут получить финансовую поддержку от региональных гарантийных организаций, а также микрозаем до 1 млн рублей под ставку не выше ключевой ставки Банка России от государственных микро финансовых организаций.

Также можно получить имущественную поддержку — взять в аренду на льготных условиях помещения коворкингов и бизнес-инкубаторов. Но и это еще не все.

В начале октября Правительство приняло решение распространить на самозанятых все меры господдержки, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Для самозанятых разработан понятный сервис «Мой налог», благодаря которому посещать налоговую не нужно. В сервисе можно и зарегистрироваться в качестве самозанятого, и подавать отчеты, и формировать чеки без необходимости приобретать кассовый аппарат.

Удобство приложения и указанные выше преференции мотивируют многих граждан переходить на НПД. Так, по данным ФНС, ежедневно регистрируется около 3,5 тыс. новых самозанятых, а с момента введения в 2019 году в некоторых регионах НПД в качестве самозанятых зарегистрировалось уже около 1 млн 150 тыс. лиц.

Менее чем за два года их доход составил 150 млрд рублей.

Цель внедрения нового налогового режима была прежде всего в том, чтобы легализовать деятельность предпринимателей-фрилансеров, которые не декларировали доходы и не платили налоги. На практике же льготный режим стали применять и в целях незаконной оптимизации налоговых и страховых отчислений.

Так, многие компании стали злоупотреблять режимом и переводить работников в самозанятые. Зачастую при этом за бывшим работником сохраняется весь прошлый функционал, он по-прежнему подчиняется внутреннему распорядку, а его деятельность контролирует менеджмент организации. В подобных ситуациях подмена трудовых отношений гражданскими очевидна.

И такие «оптимизационные» схемы контролирующие органы легко отслеживают.

Чтобы избежать претензий ФНС и ГИТ, компаниям, которые сотрудничают или собираются сотрудничать с самозанятыми, нужно присмотреться к условиям работы и функциям, которые они намереваются возложить на самозанятых. Необходимо минимизировать проявление в том числе таких признаков трудовых отношений, как:

  • постоянный или длительный характер работы; 
  • контроль и управление со стороны заказчика; 
  • конкретное место работы; 
  • определенный график работы (сменности); 
  • обеспечение условий труда; 
  • наличие брендированной формы; 
  • согласование кандидатов, инструктаж, обучение; 
  • подчинение ПВТР; 
  • определение размера выплаты исходя из отработанного времени;
  • оплата расходов, связанных с поездками в целях выполнения работы;
  • закрепление прав на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск.

Таким образом, привлечение компаниями самозанятых должно быть обоснованным, рациональным и легитимным и происходить только в тех си туациях, в которых не возникает подмена трудовых отношений.

ДМИТРИЙ АКУНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ФНС

ФНС прекрасно знает схемы, когда самозанятых и ИП привлекают к работе по договорам гражданско-правового характера. Эти схемы очень похожи.

Единственное отличие: в случае с ИП мы такие нарушения выявляем по результату анализа отчетности на следующий год, а то, как работает с организациями самозанятый, мы видим в режиме реального времени.

При этом специальная информационная система анализирует несколько десятков параметров и, применяя риск-ориентированный подход, выявляет организации, которые попадают в группу риска, в том числе в части нарушений, связанных с подменой трудовых отношений. С такими компаниями мы проводим соответствующую работу.

КОНСТАНТИН НОВОСЕЛОВ, К. Э. Н., ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФНС, ДОЦЕНТ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рост числа самозанятых — абсолютно нормальный тренд, когда конфигурация НПД не связана с применением различного рода схем минимизации налоговых обязательств и подмены фактически трудовых отношений гражданско- правовыми.

На вопрос «Как не попасть в группу риска?» можно дать простой ответ — не применять схему уклонения от упла ты налогов, не создавать искусственные конструкции, оформляя договоры гражданско-правового характера на те отношения, которые являются трудовыми.

Информационная система ФНС в режиме онлайн сопоставляет сведения по самозанятым с данными их бывших работодателей. Анализируется динамика страховых и налоговых выплат, среднесписочная численность, показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки, а также персональная история трудоустройства самозанятого, источники и суммы его дохода.

Если говорить о статистике, то в первом полугодии 2020 года порядка 100 тыс. организаций работали с самозанятыми. При этом автоматизированная система отобрала около 1,7 тыс.

организаций, которые попадают в зону риска. В результате было выявлено 67 случаев перевода работников в самозанятые с привлечением аффилированных организаций с целью уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, статистика пока довольно оптимистичная.

На данном этапе перед нами не стоит задача кого-то наказывать, однако если есть налоговые риски, связанные с получением незаконной налоговой экономии, то налогоплательщика необходимо об этом предупредить. Ему нужно дать возможность самостоятельно исправить ситуацию, а не использовать сразу все инструменты налогового контроля, преду смотренные НК.

АЛЕКСАНДР ТУРКОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РОСТРУДА

Уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление относится к фактам, которые обуславливают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Это объясняется тем, что при подмене трудовых отношений гражданскими работник фактически лишается права на вознаграждение за труд, получение гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе права на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, и права на социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Если информация о подобных действиях работодателей поступит в ГИТ, инспекция по согласованию с прокуратурой проведет внеплановую проверку. Причем проверки по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, допустимы даже сейчас, когда в связи с эпидемией коронавируса проверки юрлиц по многим основаниям были отменены.

Помимо подмены трудовых отношений гражданскими есть и другие нарушения, которые допускают компании при сотрудничестве с самозанятыми. Например, при привлечении самозанятых к выполнению работ в строительстве.

В соответствии с Градостроительным кодексом работы по договорам о строительстве, реконструкции, капремонте объектов капитального строительства могут выполняться только юрлицами и ИП, которые являются членами СРО в области строительства. Некоторые исключения из данного правила установлены в ст.

52 Градостроительного кодекса. Если соответствующих обстоятельств нет, заключать с гражданами, не являющимися ИП, в том числе с самозанятыми, договоры о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов строительства нельзя, так как это нарушает требования Градостроительного кодекса.

ДЕНИС КУТЕРГИН, CООСНОВАТЕЛЬ СЕРВИСА YOUDO

Специальный налоговый режим для само занятых — одна из лучших инициатив государства за последние годы. Он выгоден не только для самих самозанятых, но и для тех, кто с ними сотрудничает. Так, компаниям удобно работать с самозанятыми прежде всего по двум причинам. Во-первых, сейчаc для бизнеса это самый выгодный способ расчетов с физлицами. Налог — всего 6% с доходов.

Более того, обязанность по уплате налога лежит на самозанятом, а не на компании, как при сотрудничестве с физлицом по гражданскому или трудовому договору. Во-вторых, действует упрощенный документооборот. В ходе сотрудничества нужны лишь два документа: договор и чек, который подтверждает, что заказ был выполнен. Чек в электронном виде формирует самозанятый.

Читайте также:  Правила По Охране Труда При Работе На Высоте в Новой Редакции! Скачать!

Акт выполненных работ — документ в данном случае необязательный.

Отдельно стоит сказать, что, учитывая названные выгоды, для компаний, которые используют нелегальные способы сотрудничества с физлицами, работа с самозанятыми — реальная возможность вернуть свой бизнес в правовое поле. Это, в свою очередь, минимизирует юридические риски, которые связаны с доначислением налогов, потенциальными штрафами и даже уголовной ответственностью.

Что касается нашего сервиса YouDo, то он позволяет и физическим, и юридическим лицам привлекать исполнителей для решения определенных задач. На сервисе зарегистрировано более 3 млн исполнителей, многие из которых — самозанятые. В связи с этим компании часто задают нам вопрос, по какому критерию можно однозначно определить, в каких случаях можно применять НПД, а в каких нет.

Но, к сожалению, одного критерия, по которому можно было бы четко сказать, что фактически перед нами отношения не с самозанятым, а с сотрудником, нет. Это всегда набор факторов. Я могу назвать много примеров, где по духу и сути взаимоотношений они действительно представляют собой временную работу с самозанятым.

Но даже в таких отношениях могут быть, например, периодичность выплат и устойчивые связи в тот или иной период времени. Существуют заказы, которые самозанятый выполняет несколько месяцев, при этом у него может не быть других источников дохода и заказчиков. Это нормально. В наличии отдельных признаков трудовых отношений нет ничего страшного.

Главное, чтобы большая часть характеристик взаимодействия с самозанятым не подпадала под признаки трудовых отношений.

Разобраться в отличиях взаимоотношений с работниками и заказчиками по договору гражданско правового характера, а также узнать основную информацию о налоговом режиме, допустимых и запрещенных видах деятельности для самозанятых поможет памятка, которую мы недавно подготовили с коллегами из ФНС и Роструда. Найти памятку можно на сайте https://npd.nalog.ru.

Плановые проверки ГИТ – чек-листы и риск ориентированный подход

Для всех работодателей плановые проверки со стороны Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) теперь должны проводиться только по проверочным листам (чек-листам, опросным листам) – 1 июля 2018 года полностью вступило в силу Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080, которое и закрепило этот порядок. Но у многих организаций остались вопросы, чего ждать от такого вида проверки и как к нему подготовиться?

Применение чек-листов возможно только при плановых проверках. Внеплановые проверки по-прежнему будут проводиться в соответствии с вопросами, послужившими основанием для такой проверки.

Прежде всего, проверка по чек-листам – это разновидность риск-ориентированного подхода (далее – РОП) к проверкам, который сейчас внедряется не только в трудовых отношениях. Статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ) закреплено применение РОП ко многим видам государственного контроля (см.

перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806).

В основе РОП – деление организаций на классы (категории) по той опасности, которую они могут представлять. При этом, речь тут идет не столько об опасном производстве или вредных условиях труда, сколько о надежности конкретной организации с точки зрения трудовых отношений.

Правила, по которым работодатели получают свою категорию риска при проведении проверок по трудовому законодательству, можно посмотреть в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее – Приложение к Положению № 875).

К критериям, по которым будут оценивать работодателя, относятся:

  • потенциальный вред, который организация может нанести ценностям, охраняемым трудовым законодательством;
  • возможную тяжесть последствий несоблюдения данным работодателям требований закона;
  • добросовестность организации как работодателя (по предыдущим проверкам и на основании обращений граждан);
  • уровень травматизма в организации и другие критерии, которые можно отнести к тому, что называют HR-брендом.

Почему, говоря о проверках по чек-листам, так важно понимать категорию риска организации? Да потому что периодичность плановых проверок по тем самым опросным листам будет зависеть от того, к какой категории риска организация отнесена. Для проверок по трудовым вопросам есть пять категорий и, соответственно, пять вариантов периодичности плановых проверок (п. 1 Приложения к Положению №875, п. 20 Положения № 875):

Категории риска работодателей и периодичность плановых проверок в зависимости от категории

для категории высокого риска один раз в 2 года
для категории значительного риска один раз в 3 года
для категории среднего риска не чаще чем один раз в 5 лет
для категории умеренного риска не чаще чем один раз в 6 лет
для категории низкого риска плановые проверки не проводятся

Как видите, в зависимости от того, насколько ваша организация надежный, привлекательный и обязательный работодатель, вы получите категорию риска и, соответственно, определенную периодичность проверок.

Как видите, в зависимости от того, насколько ваша организация надежный, привлекательный и обязательный работодатель, вы получите категорию риска и, соответственно, определенную периодичность проверок.

Итак, теперь вас ждет проверка по чек-листам, разработанным Рострудом. Перечень вопросов в этих листах предусматривает проверку всех самых важных моментов, связанных с трудовой деятельностью. Порядок разработки листов утвержден постановлением Правительства от 13 февраля 2017 года под № 177.

В каждом проверочном листе указаны вид контроля, вид деятельности организации, категории риска и другие идентифицирующие параметры. Сами вопросы предполагают варианты ответов «да» или «нет», а иногда – «не относится».

Да/нет-вопросы обязательны для всех работодателей. Например, первый вопрос из первого листа «Трудовой договор заключен в письменной форме» — на него будет проставлен ответ «да» или «нет», т.к. у каждого работодателя со всеми работниками должен быть заключен трудовой договор. Возможности ответа «не относится» в этом вопросе нет.

А вот, например, вопросы 12 и 13 из того же листа относятся к определенным работодателям, а значит для остальных организаций тут будет выбран ответ «не относится».

Также листы содержат отсылки к законодательству, относящиеся к каждому вопросу, и перекрестные ссылки на другие списки вопросов, которые косвенно связаны с рассматриваемыми.

Результаты оценки профессиональных рисков: что проверяют инспекторы ГИТ

  • Что изменилось в 2019 году в ходе проверок ГИТ по вопросам риск-ориентированного подхода?
  • На вопрос отвечает
  • Павел Павлович Матвеев
  • генеральный директор ООО «ЦПР Эксперт»

До определенного времени мы сталкивались с риск-ориентированным подходом на страницах журналов, в лентах новостей и бесконечных дискуссиях. В большинстве своем все заканчивающихся глубокой риторикой. Определенное количество организаций смогли найти себя в списках «повышенного риска», что означает более частые проверки, иные же спокойно продолжили работу.

  1. Однако в начале 2019 года мы заметили активный интерес работников государственной инспекции по труду (далее — ГИТ) к результатам оценки профессиональных рисков во время плановых и внеплановых проверок. 
  2. Только за январь входящая корреспонденция нашей аутсорсинговой компании пополнилась десятком копий предписаний, требующих провести оценку профессиональных рисков в различных организациях.
  3. Наиболее часто встречающиеся формулировки полученных нами предписаний ГИТ таковы:работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков;работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и не составлен их перечень; работа должна проводиться с привлечением службы (специалиста) по охране труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов;работодателем не установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонения в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
  4. Деятельность обратившихся к нам компаний разнилась, равно как и их штатная численность: от малых организаций, занимающихся розничной торговлей (с 4–5 лицами в штатном расписании), до средних производственных предприятий (со штатом более 150 человек).
  5. Тем не менее предписания выданы вполне правомерно, и их требования общими усилиями были выполнены.

Выполнение требований сводилось в основном к грамотной разработке и внедрению системы управления охраной труда (далее — СУОТ), одной из процедур которой как раз и является управление профессиональными рисками.

Именно в этом разделе системы «установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска» (цитата из предписания).

А вот с оценкой профессиональных рисков все немного сложнее.

Если содержание СУОТ более или менее определено приказом Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» от 19 августа 2016 года № 438н, то единая методика оценки профессиональных рисков до сих пор не утверждена ни одной структурой, регулирующей трудовые отношения между работником и работодателем (нет ни федеральных законов, ни приказов Минтруда). Есть лишь несколько ГОСТов, носящих рекомендательный характер. Стоит ли говорить, что с самого начала введения риск-ориентированного подхода начались споры, не прекращающиеся до сих пор.

С нашей точки зрения, то что наблюдаем с начала 2019 года — позитивный процесс, поскольку достаточно долгое время вопрос оценки профессиональных рисков не переходил в поле практики.

И мы искренне надеемся, что увеличение количества компаний, которые сделают для себя актуальной оценку профессиональных рисков (несмотря на разнообразие примененных методик), сыграет свою роль в разработке единой и утвержденной методики на законодательном уровне.

Ну а пока остается применять комбинации всех существующих ГОСТов, материалы специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) и здравый смысл. Потому как главная задача сейчас (когда «сверху» еще не сказали, как правильно нужно поступать) — усиленно работать на практический результат, заботясь об условиях труда и самих работниках, а не просто готовить документ для галочки (рисунок).

Читайте также:  Статья 215 ТК РФ - Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Риск-ориентированный подход применяется в целях оптимального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В данной статье будут представлены ответы на вопросы, касающиеся риск-ориентированного подхода при проведении трудовых проверок.

Какие трудовые проверки существуют?

В соответствии со ст. 353 ТК РФ обязанностью федеральной инспекции труда является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании ст. 360 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственными инспекторами труда путём проведения проверок:

Проверки проводятся на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) (ст. 10) внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

Повод для проведения внеплановой проверки Комментарий
Истечение срока исполнения предписания Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
Получение разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности Поступление заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий
Мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий, поступившие от разных информационных источников по контролю о некоторых фактах ·       возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
·       причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
·       нарушение прав потребителей
Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) Приказ издан в соответствии с:
·       поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
·       требованиями прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года (ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети “Интернет” либо иным доступным способом.

Читайте так же статью ⇒ “Как пройти выездную проверку ФСС?”

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ риск-ориентированный подход – метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором предусмотрен выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий:

  • по контролю;
  • по профилактике нарушения обязательных требований.

Выбор определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

На основании Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Категория Периодичность проведения проверки
Высокого риска Один раз в 2 года
Значительного риска Один раз в 3 года
Среднего риска Не чаще, чем один раз в 5 лет
Умеренного риска Не чаще, чем один раз в 6 лет

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусмотрены индивидуальные коэффициенты, которые рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

На основании коэффициентов определяется категория риска.

Читайте так же статью ⇒ “Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда”

В чьи полномочия входит определение категории риска?

На основании Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:

  • решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) – при отнесении к категории высокого риска;
  • решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) – при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.

Как определить категорию риска?

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г.

№ 875
«Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса.

На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Возможность изменения категории риска

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806
«О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены категории риска и классы (категории) опасности:

Категории риска Классы (категории) опасности
Чрезвычайно высокий риск 1 класс
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе претендовать на   изменение присвоенной ранее их деятельности категории риска. Сделать это можно следующим образом:

Действия для смены категории риска Комментарий
Предоставление заявления в орган государственного контроля (надзора) Заявление содержит следующие сведения:

  • ·      полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ·      основной государственный регистрационный номер;
  • ·      идентификационный номер налогоплательщика;
  • ·      место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • ·      информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • ·      адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
Представление документов К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Ответ органа государственного контроля (надзора) По итогам рассмотрения заявления и документов в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимается одно из следующих решений:
·      удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
·      отказ в удовлетворении заявления.
Информирование зявителя Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления:

  1. ·      по почтовому адресу, указанному в заявлении;
  2. ·      в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).
  3. При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Читайте так же статью ⇒ “Как взыскать задолженность по заработной плате?”

Вопросы и ответы

  1. Мы планировали изменить категорию риска, но нам отказали.

    Правомерно ли это?

Ответ: Орган государственного контроля (надзора) производит расчёты категории риска, на основании которых принимает решение о возможности изменения категории.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо должно быть информировано о причинах отказа. Внимательно изучите причину отказа – вероятнее всего там Вы найдёте ответ на свой вопрос.

  1. У нас на производстве произошёл смертельный случай, после чего был присвоен высокий риск. Законны ли действия органа государственного контроля?

Ответ: На основании письма Федеральной службы по труду и занятости от 12 апреля 2017 г.

№ ТЗ/1330-11-2 «Об изменении категории риска организации на более низкую категорию» при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска. На основании данного разъяснения Федеральной службы по труду и занятости действия органа государственного контроля правомерны.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *