Трудовой Кодекс и охрана труда — новый законопроект X раздела ТК

На едином портале для размещения информации о разработке ФОИВ проектов НПА и результатов их общественного обсуждения опубликован доработанный по итогам обсуждений текст ПРОЕКТА Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» (редакция от 25.09.2018 года).

Проект подготовлен Минтрудом России в соответствии с пунктом 7 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р, и во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г.

№ 28, предусматривающего совершенствование законодательства в части формирования превентивно-профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве, осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда, а также пункта 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г.

№ ДМ-П12-58пр.

  • Напомним, что уведомление о разработке этого проекта Минтруд разместил еще 30 января 2015 года и вот на 1 октября 2018 года завершены не только процедура обсуждения, но и процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и антикоррупционная экспертиза Проекта.
  • Предлагаемые Проектом изменения затрагивают широкий круг лиц:
  • — работодатели,
  • — работники,
  • — медицинские организации,
  • — организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда,
  • — органы государственного надзора за соблюдением трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства
  • Цель предполагаемых изменений: обеспечение внедрения передовых достижений в области охраны труда, полноценное внедрение оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда с целью повышения эффективности мероприятий в области охраны труда, сближение и гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны труда с аналогичными нормами в странах Евросоюза.

В уведомлении о начале разработки Проекта указано, что со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г.

№ 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение СОУТ в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.

Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психо-физиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда.

 В этой связи принято решение о разработке законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)», с принятием которого будет обеспечен учет перечисленных факторов в результате полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближение и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.

  1. Предлагаемые законопроектом изменения в ТК подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. В соответствии с правилами юридической техники законопроектом наряду  с изменениями в отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается изложение раздела X «Охрана труда» в новой редакции.
  3. В новой редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие главы:
  4. «Общие положения»;
  5. «Государственное управление охраной труда»;
  6. «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;
  7. «Управление охраной труда у работодателя»;
  8. «Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства»;
  9. «Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев».
  10. Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают:
  11. — структурирование основных процедур управления охраной труда  у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
  12. — повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях,  отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета 
  13. на работу в опасных условиях труда;
  • — внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
  • — модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты  в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
  • — совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев  на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).
  • Предложенные поправки обеспечат реализацию концепции рамочного участия государства в построении СУОТ у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками; в принятии решений по предупредительным и реактивным мерам с учетом специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.
  • При этом, в рамках проводимой работы по актуализации правил по охране труда, с учетом норм законопроекта, проекты указанных правил будут разрабатываться также с учетом широкой автономии работодателя в выборе  средств управления охраной труда.
  • Кроме того, законопроектом предусматривается дополнение Трудового кодекса Российской Федерации нормами, обеспечивающими совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства.
  • Одним из ключевых способов предотвращения последствий  от правонарушений, доказавшим свою эффективность, является внедрение  в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля 
  • или «режима самоинспектирования», которая в настоящее время эффективно применяется при контроле финансовой деятельности работодателя.

Законопроектом в указанных целях предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроля), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Данный институт предлагается внедрить как право работодателя, т.е. законопроектом предусматривается добровольность внедрения такой системы.

  1. В целях стимулирования работодателей внедрять указанную систему, результаты самостоятельной оценки (самоконтроля), в случае её надлежащего осуществления и представления результатов в орган государственного надзора, будут использоваться последним в качестве дополнительных критериев отнесения работодателей к определенной категории риска при организации государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства (риск-ориентированный подход).
  2. Реализация подобного подхода создаст среду для формирования законопослушного поведения работодателя, повышения уровня культуры безопасности, устранения причин и условий совершения правонарушений, сокращения их количества.
  3. С учетом того, что создание комитетов (комиссий) по охране труда является  не обязательным (они создаются по инициативе работодателя и (или) работников), законопроектом предусматривается внесение изменений в подпункт «д» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, направленных на уточнение основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) 
  4. либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
  5. В целях приведения положений Трудового кодекса Российской Федерации  в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ  «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в ряде статей 
  6. Трудового кодекса Российской Федерации слова «федеральные целевые программы» заменяются словами «государственные программы».
  7. Кроме того, в целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений законопроектом предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора.
  8. Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей  и выполнению задач подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также:
  9. — внедрению передовых достижений в области охраны труда;
  10. — завершению построения системы активного управления охраной труда;
  11. — сближению и гармонизации требований охраны труда в Российской Федерации с аналогичными требованиями лучших мировых практик;
  12. — признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни  и здоровья работников и поднятию ее авторитета на международном уровне.
  13. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
  14. Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации,  так как предусмотренные законопроектом обязанности по соблюдению требований охраны труда уже возложены на работодателя Трудовым кодексом Российской Федерации, а реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности их работников и предусмотренных расходов бюджетной системы на реализацию функций указанных федеральных органов исполнительной власти.
  15. Ниже мы отметили и как могли оценили наиболее важные из предполагаемых изменений:
Читайте также:  Главный Врач Предлагает Оснастить Медиков Фонарями! Что Вы Думаете по Этому поводу?

Трудовой Кодекс и охрана труда - новый законопроект X раздела ТК

  • С иным изменениями Вы можете ознакомиться самостоятельно, скачав 80 страничный документ из файлообменника по ссылке.
  • Внимание! Вишенка на торте:
  • Минэкономразвития дал ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ заключение на данный Проект.
  • Источник: портал проектов НПА

Трудовой Кодекс и охрана труда - новый законопроект X раздела ТК

Изменения в ТК РФ Проект N 1070354-7

Трудовой Кодекс и охрана труда - новый законопроект X раздела ТК

  • В 2021 году в трудовой кодекс в части раздела X «Охрана труда» будет издан в новой редакции.
  • В декабре 2020 года в Госдуму на рассмотрение Проект Федерального закона N 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».
  • С учетом совершенствования системы Трудового законодательства в РФ Трудовой кодекс претерпит значительные изменения, дополниться новыми статьями и обязанностями для работодателя.
  • Основными приоритетным направлением обеспечения безопасности труда станет предупреждение и профилактика опасностей, в том числе путем снижения уровня профессиональных рисков.

Выделим основные изменения в раздел X Трудового кодекса.

Распределены полномочия органов государственной власти в области охраны труда:

Статья 211.1. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда

Статья 211.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда

Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

При выполнении производственных работ в местах под контролем другого работодателя, работодателю, осуществляющему производство работ или оказание услуг, необходимо будет перед началом производства работ или оказания услуг согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.

Запрет на работу в опасных условиях труда (ст. 214.1)

Если по результатам СОУТ будут установлены опасные условия труда, то работодатель необходимо будет приостановить работы, провести мероприятия по устранению условий, основании которых оказались опасные условия труда. Возобновить работы можно будет только по результатам внеплановой СОУТ.

Электронный документооборот (ст. 214.2)

Работодатель будет иметь право вести электронный документооборот

Соответствие зданий, помещений, оборудования и материалов

Производственные помещение, используемое оборудование, сырье и материалы, в том числе и иностранного производства должны будут соответствовать требования охраны труда.

В случае использования новых или ранее не применявшихся у работодателя вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Управление профессиональными рисками в ТК РФ 2021 года

Оценка профессиональных рисков станет обязанностью работодателя и проводится она будет в соответствии с разработанными рекомендациями Минтруда.

В новой редакции ТК РФ будет уточнена процедура оценки профессиональных рисков. Теперь управление профессиональными рисками будет включать в себя:

  • выявление опасностей;
  • оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения;
  • мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Комитеты по охране труда

Определены задачи комитета по охране труда, например комитет будет принимать участия в разработке локальных документов, участие в проверках за соблюдением условий охраны труда, участие в проведение СОУТ и оценке профессиональных рисков.

Микроповреждения (микротравмы)

В новой редакции документа дано понятие микроповреждения (микротравмы). Так микроповреждением (микротравмой) будет считаться: ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения. Расследование получения микроповреждений (микротравмы) будет начато работодателем только при обращении работника

Прикрепленные документы:

Проект Федерального закона N 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости»

Новый 2021 год принесет нам довольно много изменений в трудовом законодательстве в части охраны труда. Будут введены множество новых норм и правил по охране труда. Стоит надеется, что данные изменения принесут пользу как для работодателя, так и для работника. Мы же со своей стороны всегда готовы Вам прийти на помощь и оказать консультации по охране труда.

Трудовой кодекс РФ об Охране Труда

 

Трудовой кодекс РФ — главный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения между работниками и индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами всех форм собственности.

Основным постулатом документа является неотъемлемое право каждого гражданина нашей страны на оплачиваемый труд в безопасных условиях. Чтобы обеспечить защиту жизни и здоровья работников, занятых в любых сферах экономики, ТК РФ содержит целый раздел, посвященный вопросам охраны труда.

Но правила, требования и нормы охраны труда содержатся не только в одноименном X разделе Кодекса, а и в статьях других разделов документа.

Трудовой Кодекс и охрана труда - новый законопроект X раздела ТК

1. Основные понятия ТК РФ в области охраны труда

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса.

Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей.

В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

В случае невозможности исключить воздействие на работников вредных либо опасных факторов, на предприятии должны использоваться индивидуальные и/или коллективные средства защиты. Эти средства позволяют снизить влияние опасных/вредных факторов до допустимой нормы.

Все требования, правила и нормы охраны труда, прописанные в ТК РФ — это стандарты безопасности, нацеленные на сохранение жизни и здоровья работников. Также эти стандарты признаны регламентировать социальные, экономические и лечебно-профилактические меры, направленные на обеспечение надлежащих условий труда.

Отдельно в статье 209 ТК РФ прописано понятие профессиональных рисков. Под этим понятием подразумевается, что работники, занятые в определенных сферах производства или выполняющие отдельные виды работ, имеют более высокий риск получить травму или заболевание.

Задача работодателя, трудоустраивающего людей на должности с профессиональными рисками, заключается в снижении уровня этих рисков.

Также ТК РФ обязывает владельцев и управленцев любых предприятий и организаций проводить меры, направленные на выявление, анализ и снижение профессиональных рисков.

2. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

В ТК РФ обязанности работодателя по охране труда четко регламентированы. Согласно Кодексу, именно работодатель (юридическое лицо или ИП) должен предпринимать меры, направленные на обеспечение безопасности работников. Ответственность за соблюдение стандартов охраны труда в компании также в первую очередь лежит на владельце или управляющем.

С целью обеспечения безопасных условия труда работодатель должен:

  • Внедрить систему управления ОТ и организовать профессиональную переподготовку специалиста, ответственного за охрану труда на предприятии, либо руководителя службы охраны труда.  Профессиональная переподготовка продолжительностью 256 часов должна быть пройдена в учебном центре, имеющем лицензию Департамента образования
  • Создать безопасные рабочие места
  • Обеспечить безопасность сотрудников во время производственного процесса
  • Следить, чтобы здания, сооружения, механизмы, оборудование, технологии и расходные материалы были безопасными для жизни и здоровья персонала
  • Привести режим и график работы в соответствие с нормами трудового права, прописанными в V и VI разделах Трудового кодекса, а также — в федеральных законодательных и подзаконных документах
  • Обеспечить сотрудников за счет предприятия спецодеждой, защитными средствами и другими материалами, необходимыми для нивелирования влияния опасных либо вредных факторов
  • Использовать только те средства защиты, которые имеют сертификаты соответствия актуальным ГОСТ
  • Организовать обучение охране труда всех специалистов и начальников отделов, также — проинструктировать всех работников по вопросам охраны труда и обучить их методам оказания первой помощи до того, как допускать их до выполнения служебных обязанностей
  • Постоянно контролировать соблюдение работниками правил охраны труда
  • Постоянно совершенствовать систему охраны труда и предпринимать меры, снижающие профессиональные риски и риски возникновения несчастных случаев и аварий на производстве
  • Организовывать и оплачивать профилактические медосмотры работников и не допускать к работе сотрудников, не прошедших осмотр или не получивших разрешение врача на работу
  • Страховать сотрудников от несчастных случаев на производстве
  • Предоставлять доступ сотрудникам ГИТ и других органов надзора на территорию предприятия, чтобы они могли проконтролировать выполнение норм охраны труда
Читайте также:  Плата За Негативное Воздействие На Окружающую Среду 2017!

Также статьей 212 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность организация службы охраны труда в компании, разработка и утверждение инструкций по ОТ.

Согласно статье 217 Трудового кодекса, на предприятиях, где трудоустроено 50 и более человек, обязательно должна быть либо должность сотрудника, ответственного за охрану труда, либо целый отдел, занимающийся разработкой, внедрением и совершенствованием системы ОТ и контролем за исполнением техники безопасности.

В мелких и микро организациях, где работает не больше 50 человек, статья 217 ТК РФ разрешает руководителю самому выполнять обязанности штатного специалиста по охране труда.

Это значит, что ИП или владелец небольшого предприятия должен сам либо с помощью привлеченных профессионалов разработать правила ОТ, составить инструкции по технике безопасности, обеспечить персонал защитными средствами и следить, чтобы все нормы и правила охраны труда строго соблюдались.

Также важно, что статья 212 ТК РФ требует от работодателей хранить в свободном доступе на предприятии комплект всех нормативных документов, касающихся вопросов охраны труда в той или иной отрасли экономики. В этот комплект должны быть включены как отраслевые и межотраслевые правила, так и должностные инструкции, инструкции по ТБ и распорядок работы/отдыха.

3. Обязанности работников, касающихся охраны труда

У работников в разы меньше обязанностей, касающихся охраны труда, чем у работодателей. Эти обязанности, согласно статье 214 ТК РФ, ограничиваются необходимостью соблюдать нормы ОТ и правила ТБ, своевременно и правильно использовать имеющиеся средства индивидуальной и/или коллективной защиты.

Также сотрудники должны обучаться охране труда, способам оказания первой помощи и алгоритму действий при ЧП.

При возникновении аварий или несчастных случаев на производстве и при проявлении симптомов профессионального заболевания либо ухудшении самочувствия работники обязаны поставить в известность работодателя.

Отдельно Трудовой кодекс обязывает работников проходить медосмотры перед трудоустройством и в течение трудовой деятельности. В случае, если работодателем или органом государственного надзора будет выдано распоряжение о прохождении внепланового медосмотра, работники обязаны подчиниться этому распоряжению.

Статья 213 ТК РФ раздела «Охрана труда» более подробно регламентирует требования к прохождению работниками обязательных профилактических медосмотров.

В частности, в этой статье указано, что все люди, работающие с материалами повышенной опасности либо трудоустроенные на должности с высокими профессиональными рисками, обязаны проходить освидетельствование у психиатра не реже, чем раз в 5 лет.

Это требование не противоречит Конституции, а вот при его несоблюдении и к работнику, и к работодателю будут примерены санкции согласно статье 5.27 КоАП России.

4. Общие требования Трудового кодекса к охране труда персонала

Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда.

В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда.

Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.

Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха.

Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки.

Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.

В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.

5. Нормы ТК РФ, регламентирующие охрану труда отдельных категорий работников

Трудовой кодекс отдельно защищает право на труд в безопасных условиях наиболее уязвимых категорий работников. В разделе XII ТК РФ прописаны гарантии, нормы и правила, касающиеся организации труда таких категорий граждан, как женщины, несовершеннолетние сотрудники, инвалиды, люди, имеющие иждивенцев, лица, работающие на сезонных, вахтовых работах или дистанционно.

Охрана труда женщин

  • Статьей 253 ТК РФ ограничивается использование женского труда на работах, вредных или опасных для женского организма. К таким работам относится подъем тяжестей, обязанности, связанные с эксплуатацией опасных и вредных веществ, механизмов и др. Перечни работ, к выполнению которых запрещено привлекать женщин, и должностей, на которые не рекомендовано трудоустройство лиц женского пола, регулярно пересматриваются и меняются. Совершенствование технологий позволяет сделать производственные процессы более безопасными, и многие профессии, запрещенные для женщин еще 5 лет назад, уже убраны из Списка (Приказ № 512н Минтруда РФ).
  • Важно, что в статье 253 Трудового кодекса указано, что работодатель вправе привлекать женщин к выполнению потенциально опасных и вредных работ, если предпримет меры с целью снижения опасности для женского организма. К примеру, женщинам нельзя вменять в обязанность поднятие тяжестей вручную. Но если в распоряжении работниц будут механизмы или инструменты, позволяющие снизить нагрузку на организм при поднятии тяжестей, они могут выполнять такие работы.
  • Что касается беременных женщин и женщин с детьми ясельного возраста, требования охраны труда ТК РФ этих категорий граждан еще более строгие. В частности, статья 259 ТК РФ запрещает отправлять таких сотрудников в длительные командировки, оставлять сверхурочно, вызывать на работу в ночное время, выходные и праздничные дни. Исключение — наличие письменного согласия беременной женщины или сотрудницы с детьми младше 3 лет на командировку, работу в ночное/сверхурочное время.

Охрана труда работников младше 18 лет

  • Трудовой кодекс РФ допускает трудоустройство несовершеннолетних на постоянную или сезонную работу. Согласно статье 270 ТК РФ, для сотрудников младше 18 лет могут быть установлены либо стандартные, либо сниженные нормы выработки.

    Повышение норм сверх указанных в постановлениях и правилах, касающихся нормирования труда, в отношении несовершеннолетних работников не допускается.

  • Работников младше 18 лет, согласно статье 265 ТК РФ, запрещено задействовать на вредных и опасных производствах, поручать им работу с вредными/опасными веществами, инструментами или материалами.

    Также Кодекс запрещает работодателям брать несовершеннолетних сотрудников на должности, опасные для морального развития подростка (торговля спиртными напитками, сигаретами, товарами 18+, работа в казино, ночных клубах и др).

  • Нормы охраны труда несовершеннолетних также распространяются и на сверхурочные работы, работы в ночное время и выходные дни. Статья 268 ТК РФ прямо запрещает работодателю оставлять сотрудников младше 18 лет сверхурочно и в ночное время, а также отправлять их в длительные командировки.

    Исключением являются случаи, когда работа несовершеннолетнего связана с концертной деятельностью и напрямую предполагает поездки на гастроли и выступления в позднее вечернее время.

  • Перед тем, как трудоустроить сотрудника младше 18 лет на ту или иную должность, работодатель обязан оплатить ему прохождение медосмотра (статья 266 ТК РФ). Также, согласно этой статье, в обязанности работодателю вменяется организация за счет предприятия ежегодных медосмотров для несовершеннолетних работников.
  • Охрана труда людей, работающих дистанционно

    С сотрудниками, работающими дистанционно, работодатель должен заключить соответствующий трудовой договор, отвечающий всем нормам раздела III Трудового кодекса. А вот требования ТК РФ к организации охраны труда дистанционных работников куда более лояльны.

    Согласно статье 312.3 ТК РФ, работодатель обязан:

    • Ознакомить персонал, работающий дистанционно, с нормами охраны труда и инструкциями ТБ эксплуатации оборудования, предоставленного или рекомендованного для выполнения служебных обязанностей;
    • Застраховать работников от несчастных случаев во время выполнения служебных обязанностей;
    • При ЧП или диагностировании профессионального заболевания у дистанционного работника — поставить на учет и расследовать эти случаи; 6.3.1.4. При охране труда дистанционных работников руководствоваться требованиями ТК РФ, федеральных законов и предписаний (распоряжений) органов государственного надзора.
    Читайте также:  COVID-19 и электронный наряд-допуск: переход к автоматизации

    Помимо перечисленных выше обязательств в области охраны труда, ТК РФ требует с работодателя выполнять все обязанности, прописанные в трудовом договоре с работником. Также важно, что если речь идет о дистанционных работах с опасными или вредными веществами, работодатель должен позаботиться о средствах индивидуальной защиты для сотрудников.

    Охрана труда лиц, работающих в вредных или опасных условиях

    • Для персонала, занятого на опасных или вредных производствах или работающего в зонах с неблагоприятным климатом, статьями 146-149 ТК РФ гарантирована повышенная оплата труда и особые условия отпусков.
    • Статья 222 ТК РФ, в свою очередь, требует от работодателя обеспечивать таких работников молоком или другой равноценной по полезности для здоровья пищей. Также от руководства компании требуется либо каждый рабочий день предоставлять сотрудникам, работающим с вредными или опасными материалами, лечебно-профилактическое питание, либо компенсировать им затраты на такой рацион.
    • Еще одна обязанность работодателя, руководящего предприятием с вредными либо опасными условиями труда — обеспечение сотрудников сертифицированными средствами индивидуальной защиты и местом для их хранения. Эта норма прописана в статье 221 Трудового кодекса.

    6. Обучение охране труда

    Статья ТК РФ 225, регламентирующая обучение охране труда, вменяет в обязанность проходить такое обучение всем — и работникам, и руководителям организаций всех форм собственности, и ИП, Государство, в свою очередь, обязуется способствовать обучению граждан нормам охраны труда.

    Все новые сотрудники перед началом выполнения служебных обязанностей, а также работники, переведенные на другие должности, должны быть ознакомлены с инструкцией по охране труда. Также работодатель (или сотрудник, ответственный за ОТ в организации), должен провести инструктаж по оказанию первой помощи и предоставить руководство по безопасной эксплуатации оборудования и оснащения.

    Организация обучения персонала и проверки знаний сотрудников по охране труда возлагается на работодателя. Отдельно в статье 225 ТК РФ обозначено, что сотрудники, работающие на должностях с высокими профессиональными рисками, опасными/вредными условиями труда, должны во время работы периодически проходить обучение и переаттестацию по ОТ.

    7. Государственный надзор за соблюдением норм охраны труда

    Контроль за соблюдением требований охраны труда ТК РФ — право и обязанность государства. Государственные органы надзора вправе инициировать и проводить плановые и внеплановые проверки предприятий, чтобы проконтролировать соблюдение норм охраны труда и обеспечить право граждан на труд в надлежащих безопасных условиях.

    Основные требования и нормы, согласно которым Государственная инспекция труда проводит проверки по ОТ, прописаны в статье 360 ТК РФ.

    Тк рф с изменениями на 2020 год: таблица — институт профессионального кадровика

    30 декабря

    70519

    #CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

    Это самая масштабная статья-обзор про изменения в трудовом законодательстве 2020 года. Не пропустите самое важное!

    2020 год был урожайным на законодательные инициативы в области трудового права. Вот самые значимые:

    №748788-7. Изменение закона о персонифицированном учете в системе страховых пенсий. Касается введения электронных трудовых книжек.

    №736455-7. Электронный документооборот с персоналом. Предполагает возможность подавать заявления о трудоустройстве и заключать трудовые договоры в цифровом виде. Возможные изменения в ТК РФ на 2020 год — введение новых статей 15.1–15.3.

    №722526-7. Изменения в Трудовом кодексе статей 133 и 133.1 в части включения определенных выплат в зарплату при применении МРОТ.

    №755304-7. Касается обязательств работодателя по выплате зарплаты и других сумм. Затрагивает статьи ТК 357 и 360.

    Трудовой Кодекс и охрана труда - новый законопроект X раздела ТК

    Всю информацию об изменениях трудового законодательства в 2021 году и новациях кадровой работы читайте в нашем новом обзоре.

    С 1 января 2019 года федеральный МРОТ составлял 11 280 рублей.

    На 2020-й Минтруд повысил его до 12 130 рублей. Основание: Приказ №561н от 09.08.2019. Этот показатель важен: после Нового года учитывайте его для расчета больничных, выплат по БиР и других пособий.

    Это также значит, что с начала 2020 года работодатели не могут платить своим сотрудникам меньше 12 130 рублей. Иначе — штраф по КоАП. Кстати, в кодексе админнарушений тоже немало нового.

    Важно! Помните, что есть регионы с районными коэффициентами. Например, для Новосибирской области МРОТ = 12 130 х 1.25 = 15 162.5 рублей.

    Значимое изменение в ТК с 2020 года касается включения компенсационных выплат в минимальную зарплату. Если законопроект № №722526-7 будет принят, с минимальной оплатой труда надо будет сравнивать чистую зарплату, без учета компенсаций.

    Замена бумажных трудовых книжек электронными — одна из самых горячих тем 2019 года. Сейчас можно с уверенностью сказать — мы находимся в самом разгаре переходного периода. С 2020 года ПФР начал собирать электронные сведения о трудовой деятельности граждан. Сдавать новый отчет ежемесячно — обязанность работодателей.

    По состоянию на ноябрь 2019-го законопроект №748744-7 лишь одобрен в первом чтении, но в Трудовом кодексе РФ уже есть изменения в связи с ним.

    С 1 января 2020 года работодатели должны сдавать в ПФР новый отчет СЗВ-ТД 15 числа каждого месяца — за предыдущий. Первый отчет по новой форме надо сдать уже 17 февраля 2020 года, так как 15 — суббота.

    При увольнении следует выдавать сотрудникам справку СЗИ-ТД — со всеми изменениями в трудовой жизни за время работы у конкретного работодателя.

    На протяжении 2020 года учет деятельности работников будет идти в двойном формате: в стандартных трудовых и в электронных отчетах пенсионному фонду. С 2021-го новые бумажные трудовые выдаваться перестанут. Имеющиеся будут продолжаться вестись только для тех, кто напишет об этом заявление в 2020-м.

    За нарушения уже предусмотрены штрафы.

    Подробнее о переходе на электронные трудкнижки и новые отчеты — в статье.

    Важные изменения в ТК РФ 2020 года произойдут 1 января 2020 года и с вступлением в силу закона №305-ФЗ от 02.08.2019. Этот акт вносит коррективы в закон о ежемесячных выплатах семьям с детьми. Теперь на пособие в размере прожиточного минимума ребенка может рассчитывать родитель, который ухаживает за малышом до 3 лет. Раньше ограничивались полутора годами.

    Правило действует для социально уязвимых семей, чей доход на одного человека не превышает двух прожиточных минимумов.

    Раздел X. Охрана труда

    • Глава 33. Общие положения
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
    • Глава 34. Требования охраны труда
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Глава 35. Организация охраны труда
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда

    Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

    1. Статья 217. Служба охраны труда в организации
    2. Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
    3. Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
    4. Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    5. Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    6. Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    7. Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    8. Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    9. Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    10. Статья 225. Обучение в области охраны труда
    11. Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    12. Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    13. Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае

    Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях

    Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

    Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев

    Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев

    Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

    Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев

    Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве

    Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *