Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Пролетело уже 3 года с момента вступления в силу Федерального Закона N426 и с каждым днем остается все меньше времени на проведение обязательной процедуры специальной оценки рабочих мест. Эта процедура обязательно для всех организаций, где официально трудоустроены работники.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора — на 50 тысяч.

Вроде полезное дело, но не такими же методами!

Что это за процедура и для чего она нужна?

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

В России каждый руководитель (бухгалтер, кадровик) должен выполнять правила Трудового Кодекса. В нем указано, что нужно обязательно проводить специальную оценку. Сам же Федеральный закон определяет конкретные мероприятия и требования, связанные с этой процедурой.

Специальная оценка – сокращает штрафы и риски, упрощает жизнь руководителю организации.

Эти этапы работы не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и иных факторов. По времени эта работа в среднем занимает около 3-6 месяцев, для небольших организаций не ударит по «кошельку».

Что будет, если всем этим не заниматься?

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

В КоАП «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» есть статья 5.27.1 по штрафам за нарушение закона в области охраны труда. Штрафы выписывает Государственная инспекция по труду. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования трудового законодательство (которое включает в себя вопросы охраны труда).

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводятся по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора по труду.

Закон о проверках для бизнеса «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При первой же проверке как правило и выписывают предписание, и штрафуют.

Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проводить спецоценку, разрабатывать документы, обучать сотрудников и руководителя (но это уже совсем другая тема!).

И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять.

Главная мысль здесь такова: Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта специальная оценка и охрана труда?

Есть много организаций, где травмы работники не получают и на работодателя не жалуются. Почему им не упростят жизнь? Офисным или IT организациям? Даже микро-бизнесу?

Всё дело в том, что охрана труда необязательно связана с травмами, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать и соблюдать правила «техники безопасности», а руководитель – присматривать за сохранностью жизни и здоровья работников — это прямое требование и обязанность каждого руководителя.

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Если человек получит травму на рабочем месте, оступившись, поскользнувшись, неудачно упав со стула, нужно понимать, что спросят за последствия с руководителя.

Я ип. меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В КОаП РФ штрафы для ИП прописаны отдельной строкой. Закон не делает различий организаций по формам собственности. Наличие трудового договора даже с единственным работником обязывает исполнять требования Трудового Кодекса в полном объеме, без исключений.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

  • На каждое рабочее место должна быть оформлена карта специальной оценки условий труда.
  • Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:
  • Этапы работы по спец.оценке просты и доступны:
  • выбрать исполнителя на эту процедуру, выбрать его по цене, срокам, сервису;
  • заключить договор, заполнить опросные листы (с ними справится любой сотрудник);
  • договориться о времени проведения замеров (приедет специалист с приборами);
  • получить готовые карты спец.оценки;
  • ознакомить работников с результатами иногда, нужно переоформить трудовые договора.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Таков наш менталитет, что мало сформировать требования ко всем работодателям и ожидать, что все требования будут выполняться.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному провести специальную оценку и освободить на законных основаниях себя от ежегодного и предварительного медицинского осмотра своих работников (и не платить за каждого постоянно), от этого будет больше пользы, чем вреда.

Вопросы и ответы по специальной оценке условий трудаКаждое оцененное место потенциально экономит 130 000 рублей, которые необходимо будет выплатить в качестве штрафа при проверке инспекции государству.

Если всё правильно и вовремя оформить, вам будет гораздо спокойнее работать ближайшие 5 лет!

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства, Трудовой Кодекс и Федеральный закон — это не формальные бумажки! Федеральный закон — тоже официальный и действующий нормативный документ. Административные штрафы по 80 и 130 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы по труду завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы и фирмы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, где бдительнее всех должны соблюдать требования охраны труда. А для интернет-магазинов и офисом с программистами, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Что важно и полезно знать?

Сегодня, на законных основаниях можно получить субсидию государства на проведение специальной оценки условий труда и провести эту процедуру иногда даже бесплатно.

Заказать специальную оценку условий труда Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Нужно ли специалисту быть продвинутым пользователем ПК? Скорее да, чем нет. Информация, документы — самое важное, с чем работает любой […]

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Несчастный случай на производстве всегда трагическое событие, как для работодателя, так и для работника. А если такой случай произошёл с […]

Специальная оценка условий труда: ответы на самые частые вопросы

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Обращаю внимание на то, что в соответствии с Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда.

  • В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года, все организации обязаны хотя бы раз пройти специальную оценку. Все организации и ИП должны провести специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест:
  • — ранее не аттестованных;
  • — аттестованных до 2014 года по старым правилам.

Законом установлено, что все рабочие места, независимо от класса вредности, подлежат оценке. Даже если в организации только один сотрудник — генеральный директор, все равно специальная оценка обязательна.

Проводить специальную оценку не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например работают на дому, проводить специальную оценку не придется.

В остальных случаях специальная оценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.

Из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 закона № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ, не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных.

Провести специальную оценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п. Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то специальной оценки тоже не избежать.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом фактической ситуации. Так, все вновь созданные организации обязаны проводить специальную оценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

  1. Если вы провели специальную оценку условий труда, но в дальнейшем:
  2. — ввели в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
  3. — получили предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
  4. — произошло изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. — произошло изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. — произошло изменение применяемые средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  7. — на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов —
Читайте также:  Надо ли регистрировать подъемник в Ростехнадзоре? Ответ эксперта

вы обязаны провести внеплановую специальную оценку условий труда в сроки, указанные в п. 2 ст. 17 закона.

Если работодатель не проведет специальную оценку, он будет подвергнут административному штрафу (ст. 5.27.1 КоАП) в размере:

  • для ИП — от 5 до 10 тыс. руб.;
  • организаций — от 60 до 80 тыс. руб.

Вывод:

  • Чтобы избежать наказания и успеть оформить итоги специальной оценки до конца года, совершите следующие действия:
  • заключите договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку;
  • создайте специальную комиссию из числа работников по специальной оценке;
  • определите перечень рабочих мест, которые нужно оценить;
  • проведите процедуру специальной оценки;
  • оформите результаты специальной оценки в виде отчета.

И в заключение «вишенка» на торт:

Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда | Балтийский институт охраны труда

Когда получите долгожданные результаты специальной оценки условий труда, то первым делом просмотрите их, а еще лучше, если Вы внимательно изучите их и обсудите все с комиссией. Если Вы плохо разбираетесь в физических факторах, в особенностях их оценки и т.д., то Вам будет достаточно ознакомиться с картами на рабочие места и сводной ведомостью.

Но помимо самых главных вещей, которые обязательно нужно просмотреть и проверить, не стоит забывать и о «мелочах»: название должности или профессии, структурных подразделений (эти данные должны соответствовать действующему штатному расписанию), коды Вашего предприятия, состав комиссии и т.д.

Если есть возможность получить в электронном виде материалы СОУТ, воспользуйтесь этим и внимательно прочтите, это даст возможность избежать мелких неприятностей при подписании документов уже в распечатанном виде.

Ну а теперь к главному! В картах на рабочее место первым делом обратите внимание на строку 030, именно в этой табличке указаны классы условий труда по каждому фактору, то есть видно какие факторы были оценены, и итоговый класс условий труда. Уже глядя на итог этой таблицы можно с уверенностью сказать, какие будут результаты.

Строка 040 содержит важную информацию о компенсациях: нужна ли повышенная оплата труда, дополнительный отпуск и т.д. Здесь указаны гарантии и компенсации как фактические, которые были до проведения СОУТ, так и положенные по результатам СОУТ (в зависимости от итогового класса условий труда они должно соответствовать статьям 92, 117, 142 ТК РФ). Эту информацию и нужно донести до руководства.

Результаты СОУТ также прослеживается в сводной ведомости, все наглядно и в одной таблице: по каждому рабочему месту выведены классы по оцениваемым факторам и итоговый класс, а также соответствующие этому классу гарантии и компенсации.

Просмотрев все карты и проверив каждую букву в ведомостях, можно начать подписывать материалы СОУТ комиссией и, поставив окончательные дату и подпись на отчете председателем комиссии (в данном случае имеется в виду дата и подпись на титульном листе), можно начинать отсчет времени для ознакомления работников в картах под роспись. Согласно статье 15 федерального закона №426-ФЗ – на это Вам дают 30 календарных дней со дня подписания отчета (сюда не включаются периоды больничного, отпуска и т.д., то есть то время отсутствия, которое может быть подтверждено соответствующими документами/справками).

Стоит уделить время дополнительным тарифам страховых взносов, которые должен начислять работодатель также с даты утверждения отчета по результатам СОУТ. Но здесь есть оговорка – эти дополнительные тарифы страховых взносов касаются не всех рабочих мест, а только тех, что указаны в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Например, за допустимый и оптимальный класс условий труда, то есть итоговый класс 2.0 и 1.0 на рабочем месте, дополнительный тариф страхового взноса равен 0,0 процента, при вредном классе 3.1 – 2,0 процента, при 3.2 – 4,0 процента, при 3.3 – 6,0 процента, при 3.4 – 7,0 процента, при опасном классе – 8,0 процента (согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

N 212-ФЗ с изм. от 23.05.2015).

Итак, что же дальше? Дальше нам поможет ТК РФ, а именно, статья 74.

Если класс условий труда изменился, и это повлекло за собой изменения условий труда и коснулось гарантий и компенсаций, то нужно менять условия трудового договора, уведомив предварительно об этом работника.

На эту кропотливую работу отведено не более двух месяцев. Результаты специальной оценки условий труда требуют аккуратного и внимательного подхода и для них важен каждый календарный день, не торопитесь и делайте все в срок!

Специальная оценка условий труда | Вопросы и Ответы | СОУТ

(19.06.2014) Стоимость за оказание услуг по специальной оценке условий труда зависит от этапов проведения процедуры: идентификация может обойтись примерно от 1500 до 2000 рублей, инструментальные замеры значительно выше от 2500 до 4000 рублей за одно рабочее место.

(11.03.2014) Карта специальной оценки условий труда – это документ, который свидетельствует о фактическом состоянии условий труда на рабочих местах, о льготах и компенсациях, положенных работнику и основаниях их предоставления, работодатель и работник найдут для себя в карте решение ряда спорных вопросов.

(03.03.

2014) Идентификация потенциально вредных и опасных факторов, декларирование соответствия условий труда, отмена замеров фактора пульсации света, эксперты организаций проводящих специальную оценку условий труда, измененная система назначения компенсаций – одни из видимых отличий специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест, в материале дается более детальный анализ изменений в порядках.

(13.02.2014) Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места, за исключением мест дистанционных работников, надомников и лиц, работающих у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, примечательно в процедуре то, что если рабочее место признается безопасным, то оценку больше проводить не нужно.

(06.02.2014) Специальную оценку условий труда обязаны проходить все организации, вне зависимости от организационно-правовой формы собственности, единственное исключение – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, ответственность за проведение лежит на работодателе, в соответствии со статьей 212 ТК РФ.

(03.02.2014) Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с аккредитованной организацией по спецоценке, сначала организуется комиссия, определяется перечень рабочих мест, затем проводится идентификация факторов, при соответствии условий труда – декларирование, при несоответствии организация по СОУТ проводит измерения факторов.

(03.02.2014) Специальная оценка условий труда была введена в систему охраны труда с 1 января 2014 года как единственный отдельный институт по оценке условий на рабочих местах, ранее она также существовала, но имела лишь единственную функцию – освобождение работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР.

(30.01.

2014) Несмотря на то, что Списки №1 и №2 1991 года и списки 1974 года во многом потеряли свою актуальность, при проведении специальной оценки условий труда использоваться будут, но формула их предоставления поменялась – при обнаружении вредных факторов на рабочем месте гарантии предоставляться будут, при их отсутствии выплаты и пенсионный стаж замораживаются на 5 лет.

(30.01.

2014) Аттестация рабочих мест с 1 января 2014 года была заменена на специальную оценку условий труда, эти перемены были крайне необходимы, так как требовалось унифицировать избыточные институты в области оценки условий труда и упорядочить систему предоставления гарантий и компенсаций работникам по результатам проверки условий труда.

(17.01.2014) Оценка травмоопасности рабочих мест была актуальна при проведении аттестации рабочих мест, но с введением специальной оценки условий труда требование было отменено, так как Минтруд посчитал, что такой параметр как необучение сотрудников вопросам охраны труда, анализируемый при оценке травмоопасности, не сможет повлиять на назначение гарантий и льгот.

(16.01.

2014) Несмотря на то, что с 1 января аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда, результаты АРМ будут действительны до момента окончания срока их действия и даже после этого они еще долгое время будут использоваться при новой процедуре, так как федеральным законом о спецоценке предусмотрено использование результатов аттестации при идентификации факторов производственной среды и трудового процесса.

(16.01.

2014) Специальная оценка условий труда – это комплекс последовательно выполняемых мероприятий, с помощью которых выявляются вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, устанавливаются нормы их влияния, класс условий труда, на основе чего можно судить о состоянии охраны труда, о том, что полагается работникам в случае неудовлетворительной организации труда, и что необходимо предпринять работодателю, чтобы не быть наказанным за это.

(09.01.2014) Если работодатель не проведет специальную оценку условий труда, его привлекут к административной ответственности, максимальный штраф для должностного лица и ИП равен 40 тыс. рублей, для юрлица – 200 тыс. рублей, те же размеры предусмотрены и в случае нарушения установленного порядка проведения спецоценки.

Читайте также:  Алгоритм расследования лёгкого несчастного случая

Вопросы и ответы

Главная>Все о СОУТ>Вопросы и ответы

Где можно увидеть перечень организаций, имеющих право проводить СОУТ и есть ли такие организации на сегодняшний день?
Согласно частям 1, 2 статьи 27, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказы-вающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в каче-стве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лабора-тории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года вклю-чительно. Перечень аккредитованных организаций http://rao.rosmintrud.ru/ Подробнее»
Что Вы можете сказать о методике оценки микроклимата. Как сейчас определить «холодный» период?
Методика оценки микроклимата для специальной оценки условий труда существенно отличается от методики оценки микроклимата, проводимой при аттестации рабочих мест по условиям труда. Деление микроклимата на «холодный и теплый периоды» методикой специальной оценке условий труда не предусмотрено. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется без учета влияния факторов внешней среды, но с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода, за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда. Подробнее»
Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы начать процедуру СОУТ, нужно создать комиссию приказом и передать эксперту утвер-жденный этой комиссией Перечень РМ, включив туда весь штат организации. А дальше, как говорится, «горшочек, вари»?
Процедура специальная оценка условий труда предусматривает активное участие аттестационной комиссии работодателя на всех ее эта-пах. За несоблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ с 1.01.2015 вводится административная ответственность как на должностных лиц, так и на работодателя. Подробнее»

Специальная Оценка условий труда | вопросы — ответы

С 2014 года все компании обязаны проводить специальную оценку труда. в соответствии с 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение оценки труда рабочих мест. Это очень важно, потому что от проведения оценки зависит результат условий труда и величина дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то оценку условий труда работников можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая оценка труда обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда.

Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Надо ли проводить СОУТ в зарубежном офисе компании?

Проводить СОУТ в представительстве компании, расположенном на территории другого государства, не надо. Указанные рабочие места не находятся в правовом законодательном поле РФ.

Работодатель должен соблюдать законодательство той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность. В вашем случае работодателю необходимо соблюдать требования законодательства КНР, в т. ч. в области охраны труда.

✅ Государственный инспектор труда не правомочен проводить проверки в отношении указанного представительства компании, т. к. оно расположено вне территории РФ (абз. 2 ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Да, нужно. Потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и ст.212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика.

Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники.

Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место.

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Нужно ли начислять дополнительные взносы за рабочие места с компьютерами и оргтехникой?

По результатам аттестации рабочих мест в организации установлены оптимальные условия труда. Однако офисные рабочие места не проверялись. Нужно ли начислять дополнительные страховые взносы в 2014 году на выплаты тем сотрудникам, которые работают за компьютером?

✅ Результаты аттестации можно применять для расчета дополнительных взносов взносов в ПФР в течение пяти лет со дня завершения процедуры. Но не более чем до 31 декабря 2018 года (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ)

Нет, не нужно. Дополнительные страховые взносы в ПФР начисляются с выплат тем работникам, которые заняты на вредных и тяжелых работах и имеют право на досрочную пенсию. Офисные рабочие места не относятся к опасным.

Следовательно, дополнительные страховые взносы по ним начислять не нужно. Тем не менее вы должны оценить условия труда на всех рабочих местах, включая те, на которых сотрудники заняты на компьютерах и эксплуатируют офисную оргтехнику (п.

3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

За работу во вредных условиях им предоставляются определенные гарантии и компенсации (ст. 92, ст.117, ст.147 ТК РФ). Оценить условия труда на офисных рабочих местах можно вплоть до конца 2018 года по упрощенной процедуре, проведя идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ?

Работник совмещает одновременно два вида работ, подпадающих под разные значения доптарифов пенсионных взносов. Аттестацию и специальную оценку условий труда работников не проводили. Какой тариф применять?

Шесть процентов. Действительно, иногда сотрудник выполняет вредную или опасную работу, которая одновременно относится к двум разным классам или подклассам, каждому из которых соответствует своя ставка дополнительного тарифа. Например, в рамках одного трудового договора врач-рентгенолог может работать с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы.

✅ Если работник весь месяц был в учебном отпуске, то все выплаты, начисленные в этом месяце, дополнительными взносами не облагаются (п. 1 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622)

Читайте также:  Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?

В этом случае дополнительные взносы в ПФР исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу. На 2014 год установлены следующие дополнительные тарифы.

Зарплата сотрудников, чьи должности поименованы в Списке № 1, утвержденном Постановлением № 10, облагается дополнительными взносами по ставке шесть процентов. С выплат работникам из Списка № 2 организации платят дополнительные взносы по ставке четыре процента.

Таким образом, за своего сотрудника вам придется платить по наибольшему тарифу – шесть процентов (п. 14 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Облагается ли дополнительными взносами зарплата пенсионера?

В компании трудится пенсионер, который уже получает досрочную пенсию за «вредный» стаж. Сейчас он продолжает работать во вредных условиях. Нужно ли перечислять допвзносы с его зарплаты?

Да, нужно. Дополнительные взносы платятся за конкретных сотрудников, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Списки таких должностей утверждены Постановлением № 10. В их числе, например, аккумуляторщики, электромонтеры, газосварщики, литейщики пластмасс и др.

Если пенсионер продолжает трудиться на такой работе, то с его зарплаты по-прежнему нужно перечислять допвзносы в ПФР. Закон не делает исключений для этой категории (п. 7 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Нужно ли с зарплаты кадровика начислять допвзносы, если условия его труда вредные?

По результатам аттестации рабочее место начальника отдела кадров отнесено к подклассу 3.1. Должность специалиста по кадровой работе не значится в списках профессий для досрочного назначения пенсии. Нужно ли с зарплаты такого сотрудника начислять дополнительные взносы в ПФР?

Нет, не нужно. Дополнительные взносы в ПФР платят только за тех сотрудников, у которых есть право на досрочную пенсию (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). За всех остальных дополнительные взносы платить не нужно независимо от результатов оценки условий труда.

✔ В ряде ситуаций работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение полугода. Например, в связи с введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса, предписанием государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями и др. (ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Гарантии и компенсации за работу во вредных условиях

Следует помнить, закон устанавливает ряд гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях (ч. первая ст. 92, ст. 117, ч. первая ст. 146, ст. 147 ТК РФ). В связи с принятием Закона № 421-ФЗ стали разделять гарантии и компенсации в зависимости от подклассов :

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.3, 3.4 или классу 4;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.2, 3.3, 3.4 либо классу 4;
  • повышенная оплата труда – не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или классу 4.

Перечисленные гарантии и компенсации полагаются всем, кто занят на работах с вредными и опасными условиями, независимо от того, включены ли их профессии, должности или виды работ в списки, утвержденные Постановлением № 10. Главное, чтобы работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов подтверждали результаты аттестации или специальной оценки условий труда.

✉ Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 135-О

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела. Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными.

Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель специальной оценки труда – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы.

При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека.

Поэтому решить, включать в общее число для специальной оценки условий труда те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности.

Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для специальной оценки.

Кто должен сдавать, Когда подается в трудовую инспекцию декларация о СОУТ ?

Согласно статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ декларацию должны подавать все работодатели (коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели), которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия труда признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс). За исключением рабочих мест, на которых идентификацию не проводят.

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

С мая 2016 г. можно подавать декларацию и на рабочие места, где проводились не только идентификация, но измерения и исследования.

Если на 1 мая 2016 года у работодателя уже есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, подайте уточненную декларацию до 16 июня 2016 года.

Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

  • Важно!
  • Она подаётся лишь в том случае, когда у Вас есть заключение эксперта проводившего СОУТ, что на рабочих местах не выявлено ни каких потенциально ВРЕДНЫХ или ОПАСНЫХ производственных факторов.
  • ✉ По-сути, таких рабочих мест практически не бывает на практике.

Если Вы на руках имеете отчёт о СОУТ (Специальной Оценке Условий Труда), то декларацию подавать не нужно!

Т.е., если эксперт-оценщик измерил хотя бы один параметр освещенности, что так же является потенциально «вредным» фактором, на Вашем рабочем месте и выпустил протокол измерений (в том числе и отчёт) и по результатам признал Ваше рабочее место Оптимальным или Допустимым, то декларация не подается! (Письмо МинТруда РФ)

Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?

Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *