Как исключить негативное воздействия на окружающую среду по закону

Как исключить негативное воздействия на окружающую среду по закону 21.10.2014
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
Как исключить негативное воздействия на окружающую среду по закону Представлять Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должны все организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. С 2015 года вступят в силу значимые поправки в законодательство об охране окружающей среды: теперь все нормы будут изложены в одном Федеральном законе. Подробный комментарий к изменениям читайте в статье экспертов «1С».

Содержание

В законодательство об охране окружающей среды Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Закон № 219-ФЗ) внесены значительные изменения. Часть из них начнет действовать уже со следующего, 2015 года, а часть — в иные сроки, вплоть до 1 января 2020 года.

Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения.

Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды). Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

  • Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.
  • Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  • Итак, перечислим основные нововведения.

В Закон об охране окружающей среды введены новые понятия, которые необходимо учитывать, в том числе при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. В их числе:

  • объект, оказывающий негативное влияние не окружающую среду (далее — объекты негативного воздействия) — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, которые объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков;
  • технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и допустимых физических воздействий.
  • Они устанавливаются с применением технологических показателей. При этом технологическими показателями выступают показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (реализованного товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;
  • временно разрешенные выбросы, сбросы — объем или масса химических веществ (смеси химических веществ), микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух либо сброса в водные объекты. Такие временно разрешенные выбросы и сбросы будут устанавливаться для организаций и предпринимателей на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов во время реализации программы повышения экологической эффективности;
  • наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Все новые понятия перечислены в пункте 1 статьи 1 Закона № 219-ФЗ.

Объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, подразделяются на четыре категории в зависимости от степени этого негативного воздействия (см. таблицу 1). Соответствующая категория должна присваиваться объекту при его постановке на государственный учет.

Это предусматривается новой статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды. Она начнет действовать с 1 января 2015 года (п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

При этом какие-либо критерии оценки уровня негативного воздействия объекта в обновленной редакции Закон об охране окружающей среды не перечислены.

Таблица 1

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Категория объекта Характеристика объекта
I Значительное негативное воздействие на окружающую среду
II Умеренное негативное воздействие на окружающую среду
III Незначительное негативное воздействие на окружающую среду
IV Минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Закон об охране окружающей среды дополнен новыми статьями, поясняющими порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это статьи 16.1-16.5 Закона об охране окружающей среды. Они вступят в силу с 1 января 2016 года (п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

В настоящее время правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами Правительства РФ, Ростехнадзора, Росприроднадзора). Таким образом, внесенные изменения приведут к единообразию в применении норм об охране окружающей среды.

С 1 января 2016 года плату необходимо вносить за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Отметим, что на данный момент плата взимается также за другие виды вредного воздействия, а именно: шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.) (см. п. 1 Порядка определения платы, утв. Постановлением Правительства РФ 28.08.1992 № 632).

В обновленной редакции Закона об окружающей среде не идет речь о необходимости внесения платы при осуществлении подобного воздействия. Но в то же время предусматривается установление нормативов их допустимых воздействий (п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Следовательно, до 2016 года в указанном случае необходимо продолжать перечислять плату. Возможно, что в течение 2014-2015 годов контролирующие органы внесут в законодательные акты соответствующие изменения или выпустят пояснения по данному вопросу.

Обязаны будут вносить плату организации и предприниматели, осуществляющие деятельность:

  • на территории России;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ.
  1. Освобождены от исполнения данной обязанности только те субъекты (организации и предприниматели), которые осуществляют деятельность исключительно на объектах IV категории.
  2. Ранее такая льгота не была законодательно предусмотрена.
  3. Размер подлежащей внесению платы определяется по формуле:
  4. Плата за негативное воздействие = Платежная база x Ставка платы x Дополнительный коэффициент

Платежную базу организации и предприниматели должны определять самостоятельно. Платежной базой является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Ставки платы будут установлены Правительством РФ. Причем в определенных случаях к ставкам потребуется применить специальные коэффициенты. Их размеры выше действующих на данный момент.

Так, в течение переходного периода с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года будут действовать следующие коэффициенты (ч. 8 ст. 11 Закона № 219-ФЗ) — см. таблицу 2:

Таблица 2

Кто освобождается от платы за НВОС?

  • Вопрос:
  • Какие основания для освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду?
  • Ответ:

— Реклама —

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; размещение отходов. По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на 4 категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Федерального закона из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV».

Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Федерального закона), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.

Присвоенная объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Федерального закона виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Данное положение действует с 1 января 2016 года.

К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Читайте также:  Бронежилеты как средства индивидуальной защиты работников

Характерными примерами указанных объектов являются: офисные помещения, школы, детские сады и т. д.

Если подобная организация образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то такая организация как объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется.

Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780).

Важно заметить, что в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Нарушение природоохранного законодательства

В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку.

Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.

Нарушения и санкции за них

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям.

В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду.

Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

В каких случаях возникает штраф

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.

Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают установленные ранее в КЭР или декларации.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Ответственность в сфере экологии и природопользования

При нарушении действующего законодательства в сфере экологии и природопользования предприятию грозит административный штраф, а должностные лица караются штрафами или уголовным наказанием (в случае нанесения непоправимого вреда окружающей среде или жизни и здоровью людей).

Размеры штрафов определяются в Главе 8 КоАП РФ, в которой прописана административная ответственность. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.  

Административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • приостановка деятельности предприятия.

Рассмотрим наиболее часто применяемые статьи кодекса об административных правонарушениях РФ:

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства от 1 до 2 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 20 до 100 тысяч рублей
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 30 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы от 1,5 до 2 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 2 до 2,5 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 150 тысяч рублей
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации окрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию от 0,5 до 1 тысячи рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 20 до 80 тысяч рублей
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления от 0,5 до 1 тысячи рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты от 0,5 до 1 тысячи рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
для физических лиц –; для должностных лиц –; для индивидуальных предпринимателей –; для юридических лиц –.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения от 2 до 2,5 тысяч рублей от 40 до 50 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него от 1,5 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей от 80 до 100 тысяч рублей
3.Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду от 3 до 6 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений от 5 до 10 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей
Читайте также:  Планы проведения плановых проверок на 2021 - особенности

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в сфере экологии и природопользования наступает только тогда, когда правонарушение имеет максимальную общественную опасность (ст. 14 УК РФ). Уголовное наказание может быть назначено только в отношении физического лица судом после уголовно-процессуальной процедуры.

  • Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстверабот
  • Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,
  •  — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  •  Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
  • 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
  • наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
  • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —
  • наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Система нормирования негативного воздействия на окружающую среду: новые подходы к формированию и возникающие проблемы

  • Система нормирования негативного воздействия на окружающую среду:
  • новые подходы к формированию и возникающие проблемы Environmental normalizing system: new approaches to formation and arising problems
  • Û МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 504.064 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10035 Татаренко Валерий Иванович,

  1. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
  2. Петрова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
  3. Усикова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
  4. Лоницкая Дарья Николаевна, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск

Tatarenko V.I., v.i.tatarenko@ssga.ru

Petrova N.V., natalyavpetrova@mail.ru

Usikova O.V., o.v.usikova@yandex.ru Lonitskaya D.N., lonitskaya_dasha16@mail.ru

Аннотация. В 2014 году с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ начался процесс активного реформирования природоохранного законодательства, положения которого поэтапно вводятся до сих пор.

В этой связи в статье проанализированы основные изменения государственного регулирования в области охраны окружающей среды м обозначены проблемы, оставшиеся неразрешенными после изменений в правовом механизме нормирования. Результатом исследования выступает совокупность положений, обобщающих недостатки внесенных изменений, требующих скорейшего правового урегулирования.

Следовательно, основной задачей на ближайшую перспективу является поиск приемлемых решений с учетом изменений законодательства, исключающих моральные и материальные риски для предприятий.

Summary. The process of active reform of environmental legislation began in 2014, with the adoption of the Federal Law of July 21, 2014, No. 219-FZ (№ 219-ФЗ), and it is being phased in

so far. The article analyzes the main changes in state regulation in the field of environmental protection and outlines the problems that remained still unresolved after changes in the legal regulation mechanism.

The result of the study is a set of provisions summarizing the shortcomings of the amendments that require an early legal settlement.

Therefore, the main task in the near future is to find acceptable solutions, taking into account legislative changes that exclude moral and material risks for enterprises.

Ключевые слова: категорирование объектов, правовое регулирование, нормирование НВОС, нормативы качества окружающей среды, экологические нормативы. Key words: categorization of facilities, legal regulation, negative impact on the environment, environmental quality standards, environmental standards, allowable discharge standard. Введение

  • С 1 января 2019 года вступили в силу положения Закона № 219-ФЗ, ознаменовавшие начало внедрения новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) [1]. Основные новации в регулировании НВОС:
  • — категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и дифференцированный подход к нормированию воздействия НВОС в зависимости от категории объекта;
  • — изменение системы платы за НВОС, основанное на категорировании объектов и введение повышающих и понижающих коэффициентов;
  • — введение КЭР и декларации об объемах воздействия на окружающую среду (Декларация), а также разработки программы повышения экологической эффективности и плана природоохранных мероприятий для их получения;
  • — создание справочников наилучших доступных технологий (НДТ) и разработка предприятиями технологических нормативов на их основе;
  • — установление налоговых льгот и мер государственной поддержки при внедрении НДТ;
  • — введение зачета затрат на мероприятия, включаемых в программы повышения экологической эффективности и планы природоохранных мероприятий, в счет платежей за НВОС.
  • Анализ состояния проблемы
  • Для современного состояния правового регулирования нормирования воздействия на окружающую среду характерен переход от прежней системы нормирования к новой системе, сочетающей в себе элементы, как старого, так и нового подходов.
  • Экологическое законодательство Российской Федерации постоянно модернизируется, иногда эти изменения не представляют полноценных условий для внедрения нововведений.
  • Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), вступившие в силу с 1 января этого года, вводят новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду и оформления разрешительной природоохранной документации [2].
Читайте также:  Содержание Инструктажа по Соблюдению Безопасности в Строительстве!

В настоящее время для толкования и анализа доступны только положения федерального законодательства, а необходимые подзаконные нормативно-правовые акты (НПА) для реализации норм законов до сих пор либо не утверждены, либо не вступили в силу. Сложившаяся ситуация породила множество проблем, некоторые из которых рассмотрены в данной статье.

Одним из основных НПА, содержащих новые подходы нормирования в области экологической безопасности, является Федеральный закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 г.

Данный закон внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности в закон «Об охране окружающей среды».

Документ включает принципиально новые аспекты в области экологической безопасности, формирование и внедрение которых началось с 2014 года [1].

Началом изменений можно считать 2014 год, когда впервые был введен термин «негативное воздействие на окружающую среду» (далее НВОС) и связанное с этим категорирование объектов НВОС [1].

В зависимости от уровня НВОС все объекты разделены на 4 категории. Критерии отнесения к одной из четырех категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г.

№ 1029, которая присваивается объекту при постановке на государственный учет в Государственный реестр объектов НВОС [3].

Ведущее место в системе нормативов качества окружающей среды занимает нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, регулируемое Законом № 7-ФЗ и Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (далее — закон № 96-ФЗ), а также подзаконными НПА, конкретизирующими порядок нормирования [2,4].

До 03.07 2016 г. статья 16 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из видов НВОС включала выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, который в новой редакции статьи отсутствует.

  1. И если на сегодняшний день с нормированием выбросов загрязняющих веществ (далее
  2. — ЗВ) от стационарных источников ситуация более менее ясна, то в отношении нормирования выбросов от передвижных источников остаются вопросы.
  3. Статьей 12 Закона № 96-ФЗ установлено два вида нормативов регулирующих выбросы ЗВ в атмосферный воздух:
  4. — технические нормативы выбросов, которые устанавливаются для отдельных видов стационарных источников выбросов ЗВ и для передвижных средств и установок всех видов;
  5. — предельно допустимые выбросы (ПДВ), которые устанавливаются только для конкретных стационарных источников выбросов [4].

Росприроднадзор разъяснил новую систему нормирования по объектам НВОС

Разъяснения Росприроднадзора, касающиеся новой системы нормирования по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.

2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Постановление № 1029) к объектам I, II, III и IV категорий.

Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ):

— Реклама —

  • установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения (КЭР) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории,
  • определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение КЭР, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти,
  • определена необходимость направления юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юрлицами и ИП, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Для объектов II категории расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) производится юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I категории (пункт 10 статьи 31.1 Закона), и входит в состав комплексного экологического разрешения, а также для объектов III категории (пункт 4 статьи 22 Закона).

Согласно требованиям статьи 23.

1 Закона при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 219-ФЗ, юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Также пунктом 6 статьи 5 Закона № 219-ФЗ установлено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение КЭР и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Необходимо отметить, что подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.

2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона № 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.

Согласно Постановлению № 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I–III классов опасности, по захоронению отходов IV–V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона № 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Закона

№ 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 и с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

В связи с тем, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории, установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *