Как заключить договор с региональным оператором правильно?

Минприроды России в соответствии с указанным письмом Росприроднадзора рассмотрело обращение по вопросу порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) и сообщает.

По пунктам 1-2 обращения.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.

2016 N 1156 (далее — Правила N 1156, постановление N 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом «в» части 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.

2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее — типовой договор). Договор па оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Кроме того, в соответствии с нормами Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.

2015 N 1062, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении ООО » » деятельности не предусмотрена.

По пункту 3 обращения.

Согласно подпункту «б» пункта 13 Правил N 1156 потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее — Правила N 505).

  • Подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется на основании нормативов накопления ТКО.

Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Вместе с тем следует принять во внимание, что согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее — Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц.

Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

  1. Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
  2. По пункту 4 обращения.
  3. Пунктом 8(7) Правил N 1156 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке потребителя.

Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Так, пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.

Вместе с этим следует учесть, что на основании пункта 8(10) Правил N 1156 в отношении иных положений, дополняющих договор, может быть составлен протокол разногласий. Ввиду указанного, региональный оператор обязан рассмотреть указанный протокол.

Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По пункту 5 обращения.

Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО отходы, образующиеся и жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Вместе с этим следует учесть, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.

  • Согласно определению в статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы от использования товаров (далее — ОИТ) — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
  • Таким образом, главным отличием ТКО от ОИТ является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления.
  • Следовательно, указанные в обращении ООО » » отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления.
Читайте также:  Медицинские аптечки для оказания первой помощи - нюансы

На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Вместе с этим, договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.

По пункту 6 обращения.

На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта I статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.

На основании пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с 'ГКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вместе с этим, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.

2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

Также на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 12.12.

2019 N 766 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления (далее — форма). Указанная форма также должна содержать сведения об образовании и передаче ТКО региональному оператору.

Кроме того, пунктом 21 типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.

2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.

Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере обращения с отходамипроизводства и потребления

Н.А.Борисов

Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:рассылка

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

Пп 1156 и договор с региональным оператором тко

Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.

(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.

Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:

  1. С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие документы;
  3. Технический паспорт недвижимости;
  4. Справку о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:

  1. Управляющая компания (УК);
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  3. Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.

Читайте также:  Выросли выплаты пострадавшим при несчастных случаях

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:

  1. Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца.

С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.

В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:

  1. Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
  3. Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Что должно содержать соглашение?

Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
  3. На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Как заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором

Сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) в большинстве регионов России с 01.01.2019 осуществляют региональные операторы, выбранные на конкурсной основе. Подробнее о новых правилах читайте в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января: что нужно знать».

В течение 1-го месяца с момента получения статуса региональный оператор извещает потенциальных потребителей заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Данный договор — публичный для оператора, он не может отказать в заключении такого договора в отношении отходов, образующихся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.

7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее — закон № 89-ФЗ).

Обратите внимание! Собственники помещений обязаны содержать и обслуживать свое помещение (ст. 30 Жилищного кодекса РФ, далее — Кодекс).

Обязательность заключения договора на вывоз и утилизацию ТКО возложена:

  • На управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив (ч. 12 ст. 161 Кодекса).
  • Владельцев квартир, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) принято решение об оформлении договоров напрямую с ресурсоснабжающей организацией (ч. 1 ст. 157.2 Кодекса).
  • Владельцев квартир при непосредственном управлении МКД собственниками (ч. 2 ст. 164 Кодекса).
  • Владельцев частных домов (частей таких домов) в силу ч. 5 ст. 30 Кодекса.
  • Владельцев нежилых помещений, расположенных в МКД (абз. 3 п. 148 (1) постановления Правительства РФ «О предоставлении…» от 06.05.2011 № 354, далее — постановление № 354). Исключение из этого правила составляют владельцы машино-мест (абз. 6 п. 148 (1) постановления № 354).

Вывод! Обычно отдельный договор на вывоз ТКО и их утилизацию владельцам квартир оформлять не нужно. Исключение составляют 2 случая: непосредственное управление МКД либо принятие решения об оформлении договоров с ресурсоснабжающими организациями собственниками квартир напрямую.

Важно! Если потребитель не подал заявку на заключение договора на 16-й рабочий день после получения извещения регионального оператора, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу.

Типовой договор на сбор и утилизацию отходов

Договор ТКО (договор на сбор и утилизацию отходов) оформляется в силу п. 5 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ на основании типового договора. Он может быть дополнен сторонами другими положениями, которые соответствуют законам РФ.

Обратите внимание! Типовой договор на вывоз ТКО можно найти в постановлении Правительства от 12.11.2016 № 1156 (далее — постановление № 1156).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В документе, в частности, указывается:

  • объем накопления ТКО и площадка, на которой они копятся, периодичность их вывоза;
  • средства складирования отходов (мусоропроводы, контейнеры, пакеты и т. п.);
  • права каждой из сторон и обязанности, которые они на себя берут;
  • правила учета массы и объема ТКО (расчетным путем или исходя из массы отходов);
  • правила фиксирования нарушений условий договора региональным оператором (порядок составления акта о нарушении, содержание такого акта);
  • срок действия документа (не может превышать временной интервал, на который региональному оператору присвоен его статус) и т. д.

Прямые договоры на сбор и утилизацию отходов с физическим лицом

Как мы говорили ранее, прямые договоры с региональным оператором ТКО оформляют следующие группы физлиц:

  • владельцы частных домов;
  • владельцы квартир в МКД при непосредственном управлении ими таким домом;
  • владельцы квартир, когда домом управляет товарищество собственников жилья или управляющая компания, но на общем собрании было решено оформлять прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Региональный оператор типовой договор ТКО, а также сообщение об обязательности заключения договора на обращение ТКО с физическими лицами размещает на своем сайте в течение месяца с момента подписания соглашения с региональным органом госвласти.

В течение 15 рабочих дней физлицо, подпадающее под одну из названных выше категорий, должно подать заявку на оформление договора на вывоз ТКО с физическим лицом. О содержании заявки мы расскажем в одном из следующих разделов статьи.

Читайте также:  Первая помощь в чрезвычайных ситуациях. Реальный пример

Порядок оформления договора на сбор и утилизацию отходов

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО закреплен в Правилах обращения с коммунальными отходами, утв. постановлением № 1156. Представим его в таблице.

Действие, которое необходимо совершить Срок
Публикация оператором извещения о необходимости оформить договор на сбор и утилизацию ТКО 1 месяц с момента оформления соглашения с региональным органом власти
Подача заявки на оформление договора 15 рабочих дней с даты публикации извещения
Направление извещения о необходимости представить дополнительные данные или документы 5 рабочих дней с момента получения заявки
Направление договора оператором (при наличии нужных данных и документов) 15 рабочих дней со дня получения заявки
Подписание договора потребителем со своей стороны либо направление мотивированного отказа 15 рабочих дней с даты поступления договора
Доработка оператором договора с учетом замечаний и его отправка 10 рабочих дней с момента получения отказа
Подписание потребителем доработанного проекта договора 10 рабочих дней со дня получения

Важно! При направлении оператором проекта договора, учитывающего замечания потребителя, последний не может отказаться от его подписания, а также предлагать другие условия договора.

Обратите внимание! При пропуске потребителем указанного выше срока договор считается заключенным на условиях типового договора и по цене, указанной оператором в первоначальном проекте договора (п. 8 (15) Правил обращения с коммунальными отходами).

Заявка на заключение договора на сбор и утилизацию отходов

В заявке на оформление договора на вывоз мусора указывают следующие данные:

  1. Для юрлиц:
    • реквизиты: название, фактический адрес, ИНН, ОГРН, документы, подтверждающие полномочия генерального директора или другого уполномоченного лица, фактический адрес и банковские реквизиты;
    • название и адрес объектов недвижимого имущества;
    • данные о виде хоздеятельности, данные о составе ТКО и их количестве, которые образуются за один год.
  2. Предпринимателей:
    • реквизиты: Ф. И. О., ОГРНИП, ИНН, адрес прописки, банковские реквизиты;
    • название и адрес объектов недвижимости;
    • данные о виде деятельности, составе и объеме образующихся за один год ТКО.
  3. Физлиц:
    • собственные данные: Ф. И. О., реквизиты паспорта, адрес регистрации и контакты;
    • название и местонахождение нежилого помещения, частного дома или квартиры.

К заявке надлежит приложить:

  • документ о праве собственности (ином основании владения) на квартиру, дом, нежилое помещение;
  • документ о том, что управляющая компания обязана предоставлять услугу по сбору и утилизации ТКО, лицензию управляющей компании;
  • доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия лица на подписание договора;
  • документы об общей площади МКД, здания, количестве расчетных единиц, утвержденных региональным органом власти или муниципалитетом при определении нормативов накопления ТКО;
  • сведения о площади помещений, как жилых, так и нежилых, площади общего имущества собственников либо количестве проживающих в данном доме людей.

***

Итак, оформить договор на вывоз и утилизацию отходов должны владельцы частных домов, управляющие компании, товарищества собственников жилья, владельцы нежилых помещений в МКД (за исключением владельцев машино-мест).

Собственникам квартир оформлять такой договор напрямую с оператором нужно, только если они непосредственно управляют своим МКД либо на общем собрании приняли решение о заключении договоров напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющую компанию.

Типовая форма договора и порядок его оформления закреплены постановлением № 1156.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Практически на каждом заседании правительства Дмитрий Медведев упоминает о том, что развитие конкуренции является одной из стратегически важных задач нашей страны. По мнению премьер-министра одним из препятствий для развития конкуренции являются несовершенство тарифного регулирования.

Несмотря на это, мы приходим к тому, что еще один вид коммунальных тарифное регулирование, а региональные операторы становиться «монополистами» в своей сфере. Парадокс да и только… Но сейчас не об этом…

Региональные операторы ТКО – кто они?

Региональный оператор по обращению с ТКО – это компания, несущая ответственность за весь цикл обращения отходов, иными словами компания ответственная не только за сбор и вывоз ТКО, но и за его обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение, кроме того в обязанности регоператоров входит контроль за недопущением образования несанкционированных свалок.

Регоператор выбирается по итогам конкурса на срок не менее чем десять лет. За ним закрепляется определенная зона, в границах которой он ведет свою деятельность. Ответственность за обращение с ТКО появляется у регоператора с момента погрузки отходов в мусоровоз. Обеспечение контейнерами и содержание контейнерной площадки входит в обязанность заказчика-«собственника» мусора.

Типовой договор на сбор и утилизацию отходов

Договор ТКО (договор на сбор и утилизацию отходов) оформляется в силу п. 5 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ на основании типового договора. Он может быть дополнен сторонами другими положениями, которые соответствуют законам РФ.

  Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)

Обратите внимание! Типовой договор на вывоз ТКО можно найти в постановлении Правительства от 12.11.2016 № 1156 (далее — постановление № 1156).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В документе, в частности, указывается:

  • объем накопления ТКО и площадка, на которой они копятся, периодичность их вывоза;
  • средства складирования отходов (мусоропроводы, контейнеры, пакеты и т. п.);
  • права каждой из сторон и обязанности, которые они на себя берут;
  • правила учета массы и объема ТКО (расчетным путем или исходя из массы отходов);
  • правила фиксирования нарушений условий договора региональным оператором (порядок составления акта о нарушении, содержание такого акта);
  • срок действия документа (не может превышать временной интервал, на который региональному оператору присвоен его статус) и т. д.

Определяем способ закупки на вывоз отходов

Совсем недавно заказчики определяли исполнителей услуг по вывозу мусора любым удобным и доступным им способом (начиная с закупки у единственного поставщика по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и заканчивая электронным аукционом).

Следует отметить, что некоторые заказчики в ходе проведения электронных аукционов достигали хорошей экономии. Например, в 2015 году при проведении ЭА цена за вывоз 1 куб.м. мусора упала до 10 руб. Подрядчик исполнил свой контракт не только без нарушений, но без всяких нареканий со стороны заказчика…

Сейчас выбор у заказчика резко сократился до единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), коим является региональный оператор.

Контракты с региональными операторами по обращению с ТКО заключаются по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который Федеральным законом от 31.12.2017 г.

№ 503-ФЗ был дополнен словами «обращению с твердыми коммунальными отходами».

Кроме пункта 8 заказчик может использовать пункты 4 или 5 ч. 1 ст. 93 (при условии соблюдения ограничений, установленных законом).

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Прямые договоры на сбор и утилизацию отходов с физическим лицом

Как мы говорили ранее, прямые договоры с региональным оператором ТКО оформляют следующие группы физлиц:

  • владельцы частных домов;
  • владельцы квартир в МКД при непосредственном управлении ими таким домом;
  • владельцы квартир, когда домом управляет товарищество собственников жилья или управляющая компания, но на общем собрании было решено оформлять прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Региональный оператор типовой договор ТКО, а также сообщение об обязательности заключения договора на обращение ТКО с физическими лицами размещает на своем сайте в течение месяца с момента подписания соглашения с региональным органом госвласти.

В течение 15 рабочих дней физлицо, подпадающее под одну из названных выше категорий, должно подать заявку на оформление договора на вывоз ТКО с физическим лицом. О содержании заявки мы расскажем в одном из следующих разделов статьи.

Обосновываем и рассчитываем Н(М)ЦК

На сегодняшний день в большинстве регионов размер тарифа на услуги по обращению с ТКО не утвержден. Срок их утверждения определен, как «не позднее 20 декабря 2021 г.».

Так как заказчики должны заключить контракты до 01 января 2019 г. регоператоры предлагают для расчета Н(М)ЦК воспользоваться неутвержденными тарифами, ссылаясь на п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г.

№ 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО»): регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.

Остается открытым вопрос с повышением в 2021 году ставки НДС, но в своих уведомлениях региональные операторы пишут следующее: «… В соответствии с вышеизложенным контракт заключается по цене ХХХ руб., в т.ч. НДС (ставка не указана)».

Законодательство по вопросу утилизации отходов

Все законы, которые регулируют вопрос обращения с отходами, можно разделить на общероссийские и местные. Причем постановления областных, городских, поселковых администраций могут иметь свои особенности в установлении обязательных условий, например, когда заключается договор на вывоз мусора.

  Виды отходов и их классификация по классам опасности

К федеральным актам относятся:

  1. ФЗ от 10.01.2002 №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *