Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходов

Продукты по направлению

Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходов

Сергей Сакун

Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходов Отчетность

Одним из документов, который внёс изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду стало Постановление правительства РФ № 1904.

В 2019–2020 годах были изданы и другие документы, которые вносят различные изменения: дополненную форму декларации, нормы для объектов НВОС, способ уведомления Росприроднадзора, новые коэффициенты к формулам расчёта, ставки.

Изменения не коснулись тех, кто не должен отчитываться и платить за НВОС в 2020 году: условия, при выполнении которых у организации появлялась такая обязанность, не были расширены или сужены. Не подвергся изменениям и алгоритм постановки на учёт таких организаций.

Изменения в декларации

Изменения в форму декларации внесли 30 декабря 2019 года, поэтому отчитаться по новой форме успели те, кто сдавал её в последние два дня календарного года. Те, кто успел сдать отчётность в 2019 году по старой форме, в 2020 году будут сдавать по новой в первый раз.

Форма декларации утверждена приказом Минприроды России от 9 января 2017 № 3. Сама форма представлена в приложении № 2. Изменения в форму декларации внёс Приказ Минприроды России от 30 декабря 2019 № 899.

Разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов раньше должны были присутствовать у всех объектов НВОС. Теперь нормы зависят от категории объекта:

I категория КЭР — комплексное экологическое разрешение.
II категория ДВОС — декларация о воздействии на окружающую среду.
III категория ПЭК — отчёт о производственном экологическом контроле.

В связи с этим названия столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2 были переименованы:

  1. ПДВ → НДВ, ТН.

  2. ВСВ → ВРВ.

  3. НДС → НДС, ТН.

  4. ВСС → ВРС.

Декларация подверглась и другим изменениям: в разделе 3.1 появились новые столбцы с показателями для исчисления платы за размещение ТКО, в расчёте платы по ОКТМО изменились названия строк и появились новые строки по плате за размещение ТКО (160-165).

Способ расчёта авансов

До 2020 года квартальные авансовые платежи рассчитывались по одному алгоритму: 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год. С 1 января 2020 года налогоплательщик может выбрать один из трёх форматов расчёта:

  1. 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий отчётный период (учитывая корректировку размера платы, осуществляемой в соответствии с п. 10 – 12.1 ст. 16.3 № 7-ФЗ).

  2. 25% суммы платы за НВОС, исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов.

  3. Сумма платы за НВОС, исчисленная за оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных ПЭК с применением коэффициентов, установленных в ст. 16.3 № 7-ФЗ.

Выбранный способ расчёта авансовых платежей должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС. Лица, обязанные вносить плату, указывают способ определения аванса на год, следующий за отчётным периодом. При этом представлять декларацию при внесении аванса закон не требует.

Новые правила были закреплены Постановлением Правительства РФ № 1250. Поправки применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Переплата

Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857 внёс дополнительные правила зачисления переплаты. Теперь переплату можно зачислить не только в счёт предстоящего отчётного периода, но и в счёт всех последующих отчётных периодов.

Коэффициенты к формулам расчёта и ставки платы

Кто платит за НВОС при заключении договора на вывоз ТБО

Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходов

Долженко Д. А.,ведущий юрист

ООО «Актуальный менеджмент»

Для малых предприятий достаточно важно построить свою работу таким образом, чтобы не осуществлять лишние платежи, не заполнять лишние формы документов, избавиться от рисков и штрафных санкций.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и(или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

  • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
  • • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);
  • • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);
  • • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Статьей 4 Закона об отходах установлено, что отходы являются объектом права собственности.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и(или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договором, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

Многие компании специально заключают договоры на вывоз ТБО для того, чтобы не платить HBOC и не подавать расчет.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и(или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями.

Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Как платить за отходы

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется экономическими субъектами самостоятельно. Для этого им надлежит перемножить три сомножителя:

  • величину платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления;
  • ставку указанной платы;
  • коэффициент, установленный ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.

ЗначениеПри размещении отходов
V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова
0,3 производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
0,33 IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности
0,49 IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности
0,5 IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности
0,67 III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Контроль над исчислением платы Росприроднадзор и его территориальные подразделения осуществляют в течение 9 месяцев со дня приема декларации или при проведении процедур государственного экологического надзора.

Одновременно применяются дополнительные коэффициенты.

ЗначениеЗа объем и массу
Отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством РФ в области обращения с отходами
1 Выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов
1 Отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами
5 Выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности
5 Отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами
25 Выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду

Приведем пример расчета.

Читайте также:  Железнодорожники получили отраслевой порядок предрейсовых медосмотров!

Размер сбора = Ставка x Масса товара x Норматив утилизации

Тариф x 200 куб. м x 1 норматив x 1 коэффициент = тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для расчетов с потребителями г. Салехард установлен в размере 181 руб. 91 коп. / куб. м x 200 = 36 382 руб.

Рассчитанная плата переводится по следующим КБК:

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 – КБК платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 – КБК платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • 048 1 12 01040 01 6000 120 – КБК платы за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 – КБК платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и(или) рассеивании попутного нефтяного газа.
  1. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
  2. В соответствии с бюджетным законодательством РФ плата за НВОС:
  3. • за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ – вносится по месту нахождения стационарного источника;
  4. • за размещение отходов производства и потребления – по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Учитывать ли плату за НВОС при УСН

Для целей бухгалтерского учета плата учитывается полностью. Для целей налогового учета плата учитывается полностью не во всех случаях.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сверхнормативные сбросы, включается в состав расходов по обычным видам деятельности на дату ее начисления (п.п. 5, 16 ПБУ 10/99).

Сумма платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленных нормативов, включается в состав материальных расходов на дату перечисления денежных средств (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 7 п. 1 ст. 254, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Сумма платы за сверхнормативные сбросы, а также сумма административного штрафа расходами не признаются, поскольку такие расходы не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В некоторых случаях субъекты малого предпринимательства привлекают сторонние организации, которые производят расчет платы. Соответственно возникает вопрос: можно ли признать эти расходы? Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сверхнормативные сбросы, включается в состав расходов по обычным видам деятельности на дату ее начисления (п.п. 5, 16 ПБУ 10/99).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Если плательщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то в 2017 году ему необходимо вносить квартальные платежи по 1/4 от размера платы за 2016 год.

Отметим, что при внесении квартальных платежей представление декларации не требуется. Если же плательщик является субъектом малого или среднего бизнеса, то внести нужно только годовой платеж (за 2017 год – до 01.

03.2018) и подать годовую декларацию.

В заключение важно обратить внимание, что вопрос платы за загрязнение среды является достаточно сложным для субъектов малого предпринимательства, и часто они поручают расчет платы сторонним компаниям. При этом часто плата фактически «задваивается», ведь ее вынуждена вносить и компания, осуществляющая вывоз ТБО, и компания, которая фактически произвела отходы.

Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?

Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходовГ.П. Холодных,автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Может ли быть привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ арендатор при условии, что арендатор не ведет отчетность по экологии, не оплачивает экологические платежи? Либо ответственность возлагается на собственника помещения? Прошу дать ответ в зависимости от следующих ситуаций:

  1. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора.
  2. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя.

В случае, если обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, обязан ли арендатор вести отчетность по ТБО и уплачивать экологические платежи?

ОТВЕТ

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.
  2. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.

У арендатора независимо от того, на кого возложена обязанность по вывозу ТБО, остается обязанность по паспортизации отходов, ведению журнала учета отходов и представлению формы N 2-ТП (отходы).

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Пунктом 1 статьи 16.

1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) ТКО — это:

  • отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
  • отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Договором аренды может быть предусмотрено, что за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает арендодатель.

Таким образом:

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.

Обычные офисы освобождены от экологических платежей

Кто должен платить за отходы. Плата НВОС при размещении отходов

Сегодня рассмотрим тему: «обычные офисы освобождены от экологических платежей» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в х к статье.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в письме от 29 сентября 2016 года № АА-03-04-32/20054 разъяснила, что офисные помещения, школы, детские сады и т. д. можно отнести к объектам четвертой категории. Это значит, что они не обязаны вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное разъяснение появилось не спроста. Дело в том, что Закон об охране окружающей среды № 7-ФЗ содержит очень обтекаемые формулировки. Из него сложно однозначно понять, должны ли фирмы и ИП, занятые преимущественно обычной офисной работой платить за воздействие на окружающую среду. Такой дамоклов меч висел над многими видами бизнеса.

Вообще по степени отрицательного влияния на окружение закон делит все объекты на четыре категории: с 1-й по 4-ю. Последняя – самая безобидная, отрицательное влияние на окружающую природу минимально. К ней относят при соблюдении сразу двух критериев:

  1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения, их выбросы в атмосферный воздух не превышают 10 тонн за год (+ в составе нет выбросов веществ 1-го и 2-го классов опасности, радиоактивных веществ);
  2. отсутствуют сбросы в сточные воды в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод (исключение – бытовые нужды).

Исходя из текста разъяснения Росприроднадзора, к четвертой категории могут быть отнесены не только офисные помещения, школы, детские сады. Данный перечень открыт. Поэтому каждый конкретный случай нужно сопоставлять с соблюдением приведенных выше двух обязательных критериев.

Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив позицию по данному вопросу.

Читайте также:  Категоризация объектов и постановка на учёт - Росприроднадзор

Напомним, что ранее чиновники рассуждали иначе.

В письме от 29.09.

16 № АА-03-04-32/20054 Росприроднадзор заявил, что уплачивать экологические платежи за офисы не нужно, поскольку их следует относить к объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории.

Это правило действует в том случае, если в здании нет источников выбросов в атмосферный воздух и в системы водоотведения (см. «Росприроднадзор сообщил, в каком случае владельцы офисов не должны платить за негативное воздействие на окружающую среду»).

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Позже в природоохранном ведомстве уточнили: экологические платежи не уплачиваются только в том случае, если объект (в том числе IV категории) поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия (письмо от 14.10.16 № ОД-06-01-35/21270 — см. «Росприроднадзор уточнил, когда можно не вносить плату за загрязнение окружающей среды в отношении объектов IV категории»).

Теперь чиновники, по сути, признали, что большинство офисов вовсе не относятся к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Представители Росприроднадзора рассуждают следующим образом. Как известно, по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. Те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Те объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на государственный учет. Делается это на основании заявки по форме, утвержденной приказом Минприроды РФ от 23.12.15 № 554.

Однако сами по себе образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС.

Поэтому если организация (например, офис, школа) образует отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в критериях, то у нее объект НВОС не определяется.

Соответственно, ставить на учет такие офисы тоже не нужно, поскольку постановка на учет объектов, не отнесенных к объектам НВОС, действующим законодательством не предусмотрена.

Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив позицию по данному вопросу.

Ясность может внести либо суд, либо вышестоящий орган. Напишите запрос в РПН, пусть они дадут вам официальный ответ. Либо не вставайте на учет и не платите, и потом, если вас накажут, обжалуйте санкции в суде. Тогда появится полная ясность

Хотя я бы на вашем месте начал с более простой вещи: показать местному управлению позицию РПН и спросить, не изменилась ли их позиция. Если скажут, что нет, тогда пишите им официальный запрос со ссылкой на позицию РПН, пусть отвечают. Ну, а если их позиция будет противоречить позиции РПН, пишите запрос в РПН и спрашивайте, какими указаниями руководствоваться — местными или центральными.

Читайте так же:  Какие есть штрафы за невыплату заработной платы

Конкретно, на то, что не важно подлежит организация постановке на учет в качестве объекта НВОС или нет, до тех пор, пока законодатель не внесет поправки в статью 16.1 законы 7-ФЗ, вы как платили сбор за НВОС, так и будете платить, как сдавали отчетность, так и продолжайте сдавать. Вот позиция РПН по Карелии.

Эльчин, добрый день!

В соответствии с федеральным законом № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, платежи за размещение ТКО (твердых коммунальных отходов” вносит региональный оператор по обращению с ТКО. Платежи за размещение остальных отходов (промышленных) вносит образователь отходов.

Пока нет регоператора, который, появившись, просто перевыставит Вам в структуре платежа плату за свои услуги (транспортировка, размещение) и плату за размещение отходов на своем полигоне (ту, что Вы вносили раньше ежеквартально по КБК РПН как плату за НВОС при размещении отходов) – Вы платите за размещение сами.

У Вас в регионе регоператор есть? У нас его нет.

Единственная неясность в этом вопросе – на основании чего будут рассчитывать размер платежа те, кто осуществляет свою деятельность не на объектах 1-3 категории, поскольку размер платежа определяется в соответствии с декларацией о платежах за НВОС, а она предоставляется теми, кто осуществляет деятельность на объектах 1-3 категории.

А от учета отходов, сдачи статистики (2-ТП отходы) и отчетности МСП по отходам Вас вообще никто и не планировал освобождать в соответствии с действующим законодательством.

Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязана ли организация платить НВОС, если заключен договор с регоператором по обращению с ТКО

  • Будет ли в 2019 году учреждение являться плательщиком платы за НВОС в части размещения отходов, если:
  • учреждение не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС;
  • в 2019 г. заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО на весь объем отходов, подлежащих захоронению на полигоне (нет раздельного накопления ТКО и не ТКО);
  • данное учреждение имеет действующий ПНООЛР, где указаны отходы как относящиеся к ТКО, так и не относящиеся к ТКО (например, смет с территории предприятия малоопасный).

Если такое учреждение будет являться плательщиком платы за НВОС за 2019 год, то получается двойная оплата, вначале при оплате услуг региональному оператору, т. к. плата за НВОС включена в тариф, а потом по итогам года с учетом выделения объема (массы) отхода, не являющегося ТКО, по ПНООЛР.

Ответ Управления Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу

В соответствии со ст. 16.1 Федерального Закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

— Реклама —

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

На основании вышеизложенного, в случае, если в ходе хозяйственной (иной) деятельности у хозяйствующего субъекта не образуются отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам, то обязанность по исчислению и внесению платы за НВОС отсутствует.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

К сожалению, не все виды деятельности человека благотворны или хотя бы нейтральны по отношению к окружающей среде.

Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие.

Но совсем устранить его на данном этапе развития технологий не представляется возможным. Поэтому установлена система компенсации этого вреда путем наложения на предпринимателей дополнительного финансового бремени.

  • Как регламентируется внесение платы за воздействие на окружающую среду?
  • Сколько именно нужно платить?
  • Какие документы понадобятся для оформления экологических платежей?
  • Как часто и кому именно их требуется вносить?

Внесем ясность также в порядок расчетов.

Закон «Об охране окружающей среды»

Платное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) устанавливает Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

В нем приводятся все виды воздействия, несущие отрицательное влияние на недра, атмосферу, водные ресурсы и т.д. Но не каждое из них подразумевает обязательное внесение платы: внесение изменений в ст.

16 в 2016 году уточнило список воздействий, подлежащих данному сбору.

Конституционный суд 10 декабря 2002 г. № 284-О в своем определении установил, что данный платеж:

  • является публично-правовым;
  • обязательным;
  • индивидуально-возмездным;
  • компенсационным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плата за НВОС – это не налог, а фискальный сбор. Это значит, что его уплата обязательна для получения соответствующей лицензии или разрешения.

Читайте также:  Смарт-Биатлон по охране труда на стадионе Virtum Arena - участвуйте!

Кто обязан платить?

Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора.

При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер.

Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:

  • предприятия;
  • учреждения;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • россияне и подданные других государств.

За что взимается плата?

С января текущего года плата за НВОС начисляется за следующие виды отрицательного влияния:

  • попадание в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных источников;
  • проникновение жидких фракций вредных веществ в различные водные объекты;
  • вредные отходы деятельности, размещаемые различными способами.

К СВЕДЕНИЮ! Из данного перечня убраны вредные выбросы в атмосферу из мобильных объектов, оставлены только стационарные.

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ!
Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС.

Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата.

Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.


Коэффициент
Особенности размещения отходов
1 Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
2 0,3 Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
3 0,33 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
4 0,49 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
5 0,5 Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
6 0,67 Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2016 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Расчет платежа НВОС

Чтобы правильно рассчитать сумму сбора НВОС, нужно учитывать следующие данные.

  1. Нормы и лимиты вредных выбросов, стоков и размещенных отходов, установленные Росприроднадзором и актуальные на текущее время.
  2. Ставки платежа за НВОС, установленные Постановлением Правительства РФ.
  3. Коэффициент инфляции и размещения отходов.
  4. Размер НВОС: в пределах установленных норм и сверх них.

В настоящее время существуют специальные онлайн-сервисы, помогающие произвести расчет платежа НВОС.

ПРИМЕР РАСЧЕТА. ООО «Приор» получило разрешение на осуществление выброса сажи в окружающую среду.

В 2016 году выброс сажи в I квартале 2016 года не превысил нормативного лимита. Базовая ставка для учета выброса сажи была принята в 2005 году, поэтому применимый к ней коэффициент составляет 1,98. Базовая сумма ставки за выброс сажи, установленная Росприроднадзором, составляет 80 руб.

Рассчитаем, сколько должно заплатить ООО «Приор» за выбросы сажи, осуществляемые стационарными установками, в I квартале 2016 года. Для этого нам необходимы данные о фактическом количестве выброшенной в атмосферу сажи (примем его за 0, 0040 т, как это значится в документах ООО «Приор»).

Сначала определим ставку, по которой будет считаться платеж конкретно для ООО «Приор». Для этого нужно умножить значение базовой ставки на коэффициенты, соответствующие деятельности ООО. 1,9 (региональный коэффициент за выбросы в атмосферу) х 1,98 = 3,76. Умножим эту цифру на базовую ставку 3,76 х 80 = 300,96.

Теперь вычислим сумму согласно дифференцированной ставке: количество фактически выброшенной в атмосферу сажи умножим на полученный коэффициент: 0,0040 х 300,96 = 1,2 руб.

Эту сумму ООО «Приор» должно перечислить в качестве авансового платежа НВОС за I квартал 2016 года. Платеж должен быть совершен не позже 20 апреля 2016 года.

Разъяснение Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «Кто платит плату за НВОС при размещении ТКО»

Природопользователей очень интересовал следующий вопрос — кто платит плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов в 2016 и 2017 годах. 22 февраля 2017 года Центральным аппаратом Росприроднадзора было опубликовано разъяснение, ставящую точку в этом вопросе. Ниже приводится полный текст разъяснения.

В силу ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Абзац 1 ч.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст.16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Одновременно необходимо обращать внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п.

6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время, Критерии пересматриваются с учетом вопросов обращения с отходами и получения разрешительной документации.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.

1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч.4, 5 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ):

  • внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;
  • плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определены следующие понятия:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
  • региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *