Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Предрейсовый осмотр водителей — это обязательная процедура для всех таксопарков маршрутных и частных компаний, находящихся на балансе юридических и физических лиц.

В последние годы статистика ДТП с участием водителей регулярных перевозок показывает, что аварии участились, а это повлекло за собой ужесточение правил медицинского осмотра шоферов.

Какие теперь требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра, каков порядок процедуры, какие документы нужно заполнять и кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей рассмотрим ниже.

Кто обязан проводить предрейсовый медосмотр

По правилам, установленным действующими приказами Минздрава, ситуация с точным перечнем тех организаций, которые обязаны проводить медосмотр не столь очевидна, как кажется. К тому же, приказы подразумевают не только пред-, но и послерейсовый, предварительный и регулярный осмотры.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Предрейсовый медосмотр водителя

Так, например, из некоторых пунктов можно сделать вывод, что предрейсовый осмотр должны проходить все водители, работающие по договору и найму. Однако какие из этих осмотров положены ИП, самостоятельно предоставляющему транспортные услуги непонятно.

Точно можно утверждать, что обязательное исполнение приказа лежит на юридических и физических лицах, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и грузов. То есть, хоть того же ИП в перечне нет, но в категорию лицензированного поставщика услуг он также подпадает.

Важно! Пред- и послерейсовый осмотр обязателен для всех категорий водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы на ежедневной основе. Например, водители маршруток и водители бензовозов каждый день должны показываться штатному медику.

Регулярные осмотры, в соответствии с законодательством, должны проводиться дважды в год, а предварительные при поступлении на работу, по собственной инициативе или по решению работодателя.

Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси? Независимо от формы собственности, водитель, будь то сотрудник городского парка такси, либо частник, скачавший Uber, обязаны проходить ПМО и иметь соответствующие отметки в путевом листе. Поэтому заключение договора на предрейсовый медицинский осмотр водителя с организацией, предоставляющей услугу, обязательно — как для представителя таксопарка, так и для частника.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец 2018

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр водителю, выполняющему задания предприятия на личном автомобиле? И да, и нет. Тут возможны два варианта. Обычная практика, когда человек устраивается, например, курьером или экспедитором на личном авто.

При этом организация оплачивает ему топливные расходы и амортизацию транспортного средства. Если это так, то такая оплата фиксируется в бухгалтерии, для этого также необходим договор с владельцем авто на эксплуатацию ТС.

Если эти моменты имеют место быть, то владелец/экспедитор/курьер обязан проходить ПМО.

Для справки! Зачастую, организации идут на небольшую хитрость и возмещают расходы премиями или надбавкой, чтобы не заморачиваться с этим вопросом.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проводить мед. обследование имеют право только лицензированные организации. Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств

Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия. Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета.

Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Требования к кабинету проведения процедуры

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Требования к проводящей осмотр организации

Предрейсовый инструктаж для водителей (образец)

Проводящие осмотр организации могут подчиняться муниципалитету, быть государственными или частными. К кому из них обращаться решит сам работодатель. Главное, чтобы она соответствовала требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на проведение именно пред-, послерейсовых осмотров;
  • наличие вышеприведенного оборудования;
  • наличие медицинского специалиста, который помимо профильного образования, должен пройти специальные курсы конкретно по проведению ПМО.

По итогам ПМО, организация обязана оформлять путевые листки, где в обязательном порядке проставляются соответствующие состоянию обследуемого штампы.

Порядок проведения процедуры

Суть врачебного осмотра водителя ­— подтвердить нормальное состояние здоровья и возможность осуществлять перевозки без опасений за здоровье пассажиров и целостность груза.

Во время процедуры специалист должен:

  • спросить о жалобах на здоровье и рассмотреть их отдельно;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить давление, пульс и температуру тела;
  • выявить наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Помимо использования оборудования, специалист осматривает глаза, ротовую полость, состояние слизистых и кожи, проверяет реакцию. В случае, если есть подозрения на несоответствие требованиям допуска за руль, врач берет анализы, по результатам которых выпускает или не выпускает водителя в рейс.

Важно! Обо всех отрицательных результатах предрейсового осмотра должен быть проинформирован работодатель, а в путевой лист ставится соответствующий штамп.

О чем информирует штамп медосмотра

Согласно закону, отсутствие штампа медосмотра в путевом листе влечет за собой штрафные санкции, которые могут доходить до 130 тысяч рублей. Штамп о прохождении ПМО ставится в путевой лист только в случае положительного результата и допуска водителя к своим обязанностям.

Если есть основания не выпускать водителя на маршрут, штамп не ставится. В таком случае нужно только проинформировать работодателя.

Штамп имеет свой образец, с полями для указания даты и времени прохождения осмотра, ФИО и подписи врача. Штампы могут немного отличаться в зависимости от региона, но общий вид у них примерно одинаков.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Пример штампа

Журнал предрейсового осмотра

Согласно приказу Минздрава, итоги осмотра заносятся в журнал, установленного образца.

Перечень информации, которая должна быть указана в журнале ПМО водителей:

  • ФИО (полные);
  • дата и время осмотра;
  • пол и дата рождения;
  • подробное описание результата осмотра;
  • заключение врача (допущен/не допущен).

После чего ответственный врач и обследуемое лицо расписываются на соответствующих полях.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?

Образец журнала

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Регулирование порядка осуществления — законодательная база

Законодательной базой, вменяющей обязанность организовывать для своих сотрудников ПМО, порядок проведения, фиксации состояния работника и административные взыскания при нарушениях медосмотра прописаны в ТК, Федеральных законах, приказах Минздрава и Минтранса. В частности:

  • обязанность организовать обязательный ПМО продиктована Федеральным законом № 196 от 1995 г.;
  • приказ Минтранса № 152 от 2008 г. регулирует порядок заполнения путевых листов;
  • требования и нормы к ПМО прописаны в приказе № 835 Минздрава РФ.

Важно! Также законодательная база регулярно дополняется некоторыми решениями арбитражных судов и письмами уполномоченных лиц. Это связано со спорными вопросами, ответы на которые не были четко сформулированы в текущих законах, приказах, постановлениях и т.д.

Предрейсовый медосмотр — это обязательная процедура для всех форм предприятий, оказывающих услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Помимо этого, если водитель работает по ежедневным маршрутам, дополнительно полагается прохождение послерейсового ежедневного осмотра. Если работник передвигается по рабочим вопросам на своем авто, он также должен проходить ПМО.

Проведением занимаются только лицензированные организации, в штат которых входят специалисты соответствующей квалификации. Автопредприятие заключается с такими организациями договор оказания услуг.

По итогам обследования ставится штамп в путевой лист, а подробные данные заносятся в журнал.

При нарушении закона об обязательном предрейсовом медосмотре может быть наложено административное наказание на работодателя и организацию по оказанию медуслуги.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Прохождение предрейсовой медкомиссии – обязательная процедура для работников транспортной сферы. Она имеет ряд требований и особенностей, которые обязательны к соблюдению шоферами.

Читайте также:  Памятки по охране труда на русском и английском

Что такое предрейсовые медосмотры

Предрейсовый медосмотр – процедура по выявлению отклонений в здоровье водителей или обнаружению воздействия на них алкогольных, наркотических веществ.

Медработник по предрейсовому осмотру водителей заносит полученные результаты в журнал, указывая при этом точную дату и время выполнения процедуры. При выявлении отклонений работник направляется в поликлинику.

Требования

Не все знают, кто имеет право проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств, и какие требования предъявляются к организации предрейсовых и других медицинских осмотров водителей транспорт-ных средств. Но такая информация будет полезна для тех, кто мечтает связать жизнь с перевозками.

К организации, которая проводит медосмотр

список условий большой и может отличаться в разных предприятиях.

приведем основные правила:

  • наличие пакета документов – сертификат, лицензия.
  • соблюдение норм и требований к помещению для выполнения процедур.
  • наличие средств контроля – термометров, аппаратов для измерения давления.
  • штат специалистов (фельдшер, доктор или медсестра).

к кабинету

на фото представлен основной список условий, при которых может работать медкабинет:

все помещения без исключения оснащаются системой холодного и горячего водоснабжения, центральным отоплением, канализацией.

при оборудовании кабинета для медработника следует помнить о необходимости вытяжной вентиляции. в кабинете для работы с пробами устанавливается механическая вентиляция.

к оборудованию (перечень необходимого)

указанный перечень инструментов – минимальный. для полноценной работы кабинета его не хватит. так, к примеру, в список не включены журналы для учета результатов, штампы, инструкции, бланки. но этого оборудования достаточно для получения необходимых нормативных документов.

к медработнику

вопрос, кто имеет право проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, не возникает. логично, что вести медицинскую деятельность может только человек с соответствующим образованием. выполнять медосмотр может доктор. а может ли медсестра проводить предрейсовые или остальные осмотры водителей – конечно, да.

состоящая в штате предприятия медсестра предрейсового осмотра должна иметь среднее или высшее медобразование, сертификат специалиста, документ о прохождении обучения на соответствующих курсах.

способы проведения

Медосмотр водителей на предприятии может проводится несколькими способами. Нет четких правил, какой именно вариант приемлем для определенной организации. Каждая компания выбирает то способ осмотра, который будет более удобным как для сотрудников, так и для руководства. Не менее важна финансовая сторона.

С помощью врача

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?способ подразумевает, что в штате транспорт-ной компании работает обученный сотрудник. форма работы – трудовой договор. должност-ные приказы отсутствуют.

в обязанности врача входит осмотр водителей, освидетельствование их состояния, выдача удостоверения (разрешения) на управление автомобилем.

основной плюс способа – отсутствие лицензии, что значительно упрощает организацию процесса.

с помощью привлеченной организации

привлечение инспектора (контроллера) с независимой организации позволяет сэкономить на зарплатах медицинских представителей и кабинете для проведения осмотров. но это требует дополнительных финансов на оплату процедуры.

в качестве организации могут быть выбраны любые медучреждения, занимающиеся непосредственно проведением предрейсовых медосмотров.

с помощью самостоятельного получения предприятием лицензии

способ подходит для больших организаций, которые тратят деньги для содержания медицинского штата, выплаты заработной платы специалистам и содержания кабинета.

плюсы способа:

  • постоянная доступность.
  • отсутствие договора на сотрудничество.
  • быстрое оформление документов.
  • возможность выполнения осмотра водителей легковой и грузовой категории.

минус – получение лицензии в соответствии с нормами и законами. но после оформления документа и удостоверения предприятие может выполнять осмотр сотрудников других транспортных компаний, что будет приносить прибыль.

кто проводит осмотр дистанционно

чтобы решить вопрос, кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей дистанционным способом, был разработан комплекс ооо «биософт-м». его используют для обнаружения водителей, которые не могут управлять автотранспортом в связи с состояние здоровья.

оборудование дает возможность выполнять дистанционные медосмотры и получать заключение без участия человека. время на одного человека – не более 1-2 минут.

система осуществляет запись аудио и видеоматериалов, сохраняет их на специ-альном сервере, доступ к которому получает врач учреждения, к которому относится водитель. результат выводится на принтер, печатается на самоклеящуюся бумагу.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр?инструкцию на оборудование, описание технических характеристик и правила эксплуатации можно прочитать на сайте официального производителя.

стоимость услуги

Окончательная цена медосмотра не сформулирована.

На нее влияет ряд факторов:

  • Время и место.
  • Количества осматриваемых водителей.
  • Список необходимых специалистов.
  • Количество анализов.
  • Список дополнительных услуг.

Значение имеет область, где расположена организация.

Нормативные документы

Лицензии и сертификаты

Уже упоминалось, кто имеет право проводить предрейсовые и послерейсовые или внеплановые медицинские осмотры водителей. Но выполнять процедуру не имея разрешений и сертификатов ни один медработник не имеет права.

В соответствии с законодательной базой и изменениями 2019 года, медобследование могут проводить все специалисты с медобразованием, которые получили лицензию на ведение медицинской деятельности. Документ оформляется в течение 45 рабочих дней. Чтобы узнать перечень справок для получения лицензии, нужно зайти на сайт Росздравнадзора.

Должностная инструкция для контролера состояния здоровья водителя – врача подразумевает наличие сертификата, лицензия не требуется. При выполнении процедуры организацией необходим как сертификат, так и лицензия.

Выводы

Осмотры водителей перед и после рейсов – важный процесс, так как помогает предотвратить аварии, а также заставляет самих работников следить за состоянием здоровья. Любая организация должна быть заинтересована в качественном медицинском обслуживании сотрудников. Для этого нужно выполнять правила проведения осмотров.

Детальная информация видна на видео:

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

  • Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.
  • Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…
  • И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.
  • Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Содержание

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

  1. В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

  2. В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

  3. И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Читайте также:  Очистка воздуховодов систем вентиляции и кондиционеров

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

  • Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.
  • При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.
  • В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.

46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Рекомендую посмотреть видео, в котором рассказываю, что требуется для получения лицензии на проведение предрейсовых медосмотров, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

  1. Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂
  2. Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.
  3. Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:
  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

  • После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.
  • Записываем следующее:
  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

  1. При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.
  2. Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.
  3. Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

  • Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.
  • В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.
  • А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.
  • Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.
  • Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!
  • Если у вас появились вопросы, пишите о них в х, возможно, они послужат ядром для следующей статьи.
Читайте также:  Положение об Охране Труда в 3-х Вариантах!

Кому и зачем необходимо проведение предрейсовых медицинских осмотров?

Медицинская лицензия на предрейсовые осмотры водителей.

В первую очередь следует отметить, что предрейсовый и послерейсовый осмотр, наряду с предполетным и послеполетным, является одним из видов предсменных и послесменных медицинских осмотров.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей является необходимой профилактической мерой предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Прохождение медицинского осмотра — обязательное условие для водителя в любой транспортной компании, особенно если он занимается перевозкой пассажиров или опасных грузов.

Данное положение регламентируется рядом нормативно-правовых документов. К ним относятся: положения трудового законодательства (ст. 213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

3196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003г. №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Также рекомендован послерейсовый осмотр, но он не относится к разряду обязательных для всех категорий сотрудников. Такой вид осмотра возможен в отношении работников, входящих в так называемую «группу риска». Это сотрудники, имеющие хронические заболевания, часто болеющие или употребляющие алкоголь.

Но следует особо отметить, что определенным категориям такой вид осмотра является обязательным, например, людям с гипертоническими заболеваниями.

Основной целью и задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния физического здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить физическое переутомление, обострение хронических заболеваний или выявить состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Существует круг вопросов, которые наиболее часто задают люди, интересуясь темой прохождения медицинских предрейсовых осмотров или получающих лицензию на данным вид деятельности. Разберем наиболее актуальные из них:

Все ли водители, состоящие в штате организации обязаны проходить предрейсовый осмотр? Да все, кто оформлен в организации на водительскую должность. И это не зависит от дальности поездки и типа транспортного средства. Исключение может быть сделать в определенных случаях для водителей, работающих в экстренных службах: скорая помощь, полиция, МЧС, газовая служба, пожарная бригада.

Где осуществляется проведение медицинского осмотра? Для осмотра должен быть выделен специальный кабинет на территории организации площадью не менее 12 кв.м, соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям относительно оформления и оснащения медицинским оборудованием.

Когда водителям необходимо проходить осмотр? Проверка осуществляется перед выездом водителя в рейс и засчитывается как его рабочее время.

Что проверяется? Этот вопрос мы уже затрагивали. Повторим еще раз: медицинский осмотр направлен на выяснение готовности работника к вождению автотранспорта. Сюда входит выявление признаков алкогольной или иной интоксикации, определение состояния общего самочувствия или обострения хронических заболеваний.

Каким медицинские манипуляции позволяют выявить отклонения по состоянию здоровья? В первую очередь, это внешний осмотр зрачков на предмет реакции, кожного покрова, слизистой ротовой полости и глаз. Далее медицинский работник делает замеры пульса и артериального давления.

В случае, если у водителя есть гипертонические проблемы, в его карточке в обязательном порядке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе. Рамками считаются средний показатель зафиксированных врачом данных в течение десяти дней.Также медицинский работник с помощью алкотестера определяет наличие алкоголя.

Если есть подозрение на наркотическое опьянение, то делается экспресс-тест крови и мочи.

В каких случаях может быть вынесено решение об отказе в допуске водителя к управлению транспортным средством? Причинами отказа могут стать: повышенное артериальное давление, наличие признаков острого заболевания, превышение порога частоты сердечного пульса, наличие следов алкоголя, наркотических или психотропных веществ.

Какие документы оформляются по итогам медицинского предрейсового осмотра? Врач имеет право выдать два варианта заключения: «опасных и вредных факторов и состояния здоровья, которое препятствует выполнению водителем трудовой функции, выявлено не было» (в таком случае, водитель может приступать к работе) или «вредные факторы были выявление или в состоянии здоровья обнаружены отклонения от нормы» (в таком случае, водитель не допускается к работе). Все результаты, полученные в ходе медицинского осмотра, отображаются в путевых листах и дублируются в журнале предрейсовых осмотров водителей. В путевой лист ставится штамп допуска. В нем указываются такие данные, как дата и точное время прохождения медосмотра, фамилия, инициалы и подпись врача, проводившего обследование. В случае выявления несоответствий, водитель отстраняется от рейса. В таком случае данные об этом факте заносятся в журнал, а информация передается руководству организации. В соответствии с трудовым законодательством предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения взыскания на водителя. Отдельно следует отметить, что данный штраф накладывают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а не сотрудники Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

Кто имеет право проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры? В соответствии с п.1 ч.1 ст.100 Федерального закона от 21.11.

2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», это должен быть специалист, состоящий в штате организации и имеющий медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ, подтверждающий прохождение им специального обучения по программе проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (согласно Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002г.).

Какие требование предъявляются к кабинету медицинского предрейсового и послерейсового осмотра? Для проведения медицинского осмотра работодателю необходимо предусмотреть наличие специального кабинета площадью не менее 12 кв.

м, с наличием исправных систем отопления и водоснабжения.

Минимальный набор медицинского оборудованиядля кабинета медицинских осмотров следующий: рабочее место медицинского работника, кушетка медицинская, оргтехника, столик для медицинского оборудования, термометр, секундомер, тонометр, фонендоскоп, неврологический молоточек, прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе, алкометр, скрининг система для определения наркотических средств, шпатели медицинские, набор для взятия биологических сред, сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Отдельно следует обратить внимание, что, согласно статье 11.32 КоАП РФ за нарушение правил проведения медицинского осмотра предусмотрены штрафы в размере 1 000 — 1 500 рублей – для водителя, 2 000 — 3 000 рублей – для медработника, проводящего медосмотр, 30 000 – 50 000 рублей – для юридического лица.

В заключение отметим еще раз, что предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей является обязательным для каждой компании, осуществляющей деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и на осуществление данного вида медицинских работ в обязательном порядке необходимо получение медицинской лицензии. Чтобы процедура лицензирования прошла успешно, мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам за получением медицинской лицензии.https://www.ulc.ru/licenzija-na-predrejsovye-medosmotry/

  • Филатова Людмила,
  • юрист, специалист по лицензированию
  • группы Объединённые Юристы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *