Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

  • Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ)) (производственный контроль по выбросам) подразделяется на два вида:
  • — контроль непосредственно на источниках;
  • — контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе (на границе ближайшей жилой застройки).

Производственный контроль по выбросам — расчет категорий

Первый вид контроля является основным для всех источников с организованным и неорганизованным выбросом, второй — может дополнять первый вид контроля и применяется, главным образом, для отдельных предприятий, на которых неорганизованный разовый выброс превалирует в суммарном разовом выбросе (г/с) предприятия.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Определять категорию источника в целом для всех выбрасываемых из этого источника веществ нецелесообразно, т.к. уровни воздействия каждого из этих веществ на атмосферный воздух могут существенно различаться.

Поэтому объем работ по контролю за соблюдением установленных для них нормативов должен быть разным. При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т.е.

категория устанавливается для сочетания «источник — вредное вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го загрязняющего вещества.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj , характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Для определения периодичности контроля рассматриваются 4 категории (I, II, III, IV) с подразделением I, II и III категорий на 2 подкатегории (IА, IБ; II А, II Б; III А, IIIБ). Определение категории «источник — вредное вещество» выполняется исходя из следующих условий:

I категория — одновременно выполняются неравенства:

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

II категория:

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

и для рассматриваемого источника разработаны мероприятия по сокращению выбросов данного вещества в атмосферу.

III категория:

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.

IV категория — если одновременно выполняются неравенства:

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

  1. и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.
  2. Исходя из определенной категории сочетания «источник – вредное вещество», устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ):
  3. I категория: IА – 1 раз в месяц; IБ – 1 раз в квартал;
  4. II категория: IIА – 1 раз в квартал; IIБ – 2 раза в год;
  5. III категория: IIIА – 2 раза в год; IIIБ – 1 раз в год;
  6. IV категория — 1 раз в 5 лет.
  7. Контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.
  8. В тех случаях, когда по результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха каким-либо вредным веществом выясняется, что преобладающий вклад в значения приземных концентраций этого вещества в жилой застройке или вне территорий СЗЗ или экозащитных зон вносят неорганизованные источники или совокупности мелких источников, для которых контроль их выбросов затруднен, целесообразно контролировать соблюдение нормативов ПДВ (ВСВ) по этим веществам, установленных для предприятий I и II категории, с помощью измерений приземных концентраций этих веществ в атмосферном воздухе на специально выбранных контрольных точках или с помощью так называемых «подфакельных» наблюдений .
  9. При этом можно использовать следующее правило выбора вредных веществ, нормативы ПДВ (ВСВ) которых контролируются с помощью измерений их приземных концентраций в атмосфере: такой контроль целесообразен для веществ, для которых результаты расчетных оценок их приземных концентраций удовлетворяют (одновременно) следующим условиям:
  10. Максимальные расчетные безразмерные концентрации таких вредных веществ (с учетом фона), qжj , создаваемые выбросами предприятия в зонах жилой застройки, превышают 0,8 х ПДК:
  11. qжj > 0,8 ПДКj
  12. Вклад неорганизованных выбросов рассматриваемого предприятия, qнеоргj , в концентрации qжj в точках зоны превышения указанными концентрациями уровня 0,5 х ПДК в жилой застройке составляет не менее 50%:
  13. Sнеоргj≥0,5 qжj
  14. Система контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ) на предприятии проводится приказом руководителя предприятия при получении разрешения на выброс. Приказ должен определять должностное лицо, осуществляющее общее руководство системой контроля, а также лиц, ответственных за:
  15. — организацию и проведение инструментального периодического контроля;
  16. — наблюдение за работой источников выделения вредных веществ в атмосферу (технологией производства) в режимах, не превышающих установленного значения ПДВ (ВСВ);
  17. — исправного состояния источников выбросов;
  18. — проведение работ по пересмотру значений ПДВ (ВСВ) по истечении установленного срока действия ПДВ (ВСВ) или в случае неучтенного в ходе работ по установлению ПДВ (ВСВ) количественного увеличения или качественного изменения выбросов вредных веществ в атмосферу;
  19. — обеспечение снижения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) опасного для здоровья населения выброса вредных веществ вплоть до полной или частичной остановки работы предприятия.
  20. Параметры определения категории источников выбросов в томах ПДВ приводятся в таблице План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) по источникам выбросов, дающих максимальный вклад в загрязнение атмосферы.

Определение влияния выбросов загрязняющих веществ на селитебную территорию за границей промплощадки производилась с использованием расчета рассеивания вредных веществ.

К веществам, оказывающим влияние, относятся те вещества, концетрация которых на селитебной территории превышает 0,1 ПДК.

План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) по измерениям концетраций в атмосферном воздухе приведен в таблице 4.4.

Параметры определения категории источников — образец

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Примечание: В таблицу включены источники выбросов и загрязняющие вещества, подлежащие нормированию

План-график контроля нормативов выбросов на источниках выброса- образец

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ! Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) по измерениям концентраций в атмосферном воздухе — образец

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Разработка ПДВ (НДВ) | Согласование НДВ (ПДВ) | Разрабатываем и согласовываем ПДВ

Нашими специалистами был разработан экологический проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ) для 17 объектов, расположенных на территории Воронежской области. На проект получено положительное экспертное заключение, а также санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзор.

Особенности проекта:

  • 17 объектов: котельные на газовом или мазутном топливе, расположенных в разных населенных пунктах
  • путаница в старом проекте ПДВ
  • кратчайшие сроки разработки (2 недели)

На основе проекта НДВ:

  • получено экспертное заключение
  • получено сан-эпид заключение Роспотребнадзора
  • составлена и согласование декларация негативного воздействия для объектов 2 категории

Так как начало работ пришлось на начало карантина, то выезд на объекты был невозможен. Сбор исходных данных осуществлялся по переписке с экологом предприятия-заказчика и по телефону.  Заказчик быстро предоставил необходимые исходные данные для ПДВ.

Политика нашей компании заключается в простоте общения с клиентом, мы понимаем, что зачастую экологией на предприятии занимаются по совместительству, не успевая уделяя должного профессионального внимания, поэтому стараемся минимизировать сбор исходных данных до наиболее важных и существенных.

После заключения контракта был выделен специалист, ответственный за разработку ПДВ (НДВ) объекта. В первый же день работы экологу предприятия-заказчика отправлен бланк исходных данных.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ! Определение местоположения стационарных источников для ПДВ! Определение местоположения стационарных источников для ПДВ! Определение местоположения стационарных источников для ПДВ! Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

 Так как изначально известен вид объектов для расчета (котельные), то запрашивались:

  • ранее разработанный проект ПДВ

Старый том ПДВ нужен для обязательно, т.к. в соответствии с методическим пособием при проведении новой инвентаризации ПДВ нельзя менять нумерацию источников выбросов, а при добавлении нового источника необходимо продолжить ранее используемую нумерацию. В новой инвентаризации предельно-допустимый выброс

 нужно описать причину появления новых источников загрязнения атмосферы или закрытие старых источников.

  • расход газа для каждого котла
  • паспорт газа или дизельного/мазутного топлива

Паспорт газа также является важным документом, т.к.в нем указывается процентное содержание меркаптановой серы (для газа).

В режимных картах отражены основные показатели работы котлоагрегата, которые требуются для расчета выбросов, например, коэффициент избытка воздуха.

Можно проанализировать старый ПДВ и согласовать с заказчиком изменения параметров ГВС.

  • время работы котлов
  • марка котлов

Можно запросить паспорт на котел или найти в интернете по марке.

Все остальные параметры специалисты находят самостоятельно, при необходимости согласовывают с заказчиком.

Одним из важнейшим этапом работы разработки ПДВ является правильное определение местоположение площадки объекта. Специалисты компании Техоборонэксперт работают с программами ООО Фирма Интеграл. 

После определения и систематизации источников выбросов в ПДВ-Эколог, переходим в УПРЗА и начинаем работать с ГИС-Эколог.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

В ГИС необходимо правильно занести подложку (проверить масштаб и стороны света). В качестве подложки мы использовали онлайн карты Яндекс.Карты, масштаб выбирали удобный для рассеивания.

Отмечаем в определенном слое:

  • границы пром. площадки
  • границы СЗЗ (для котельной 0 м — отсутствует)
  • границы ближайшей нормируемой территории (жилая застройка, детские сады, школы, образовательные учреждения, мед. учреждения, садоводческие участки, рекреационные зоны и пр.)

ВАЖНО! Нормируемую территорию смотрим по кадастровой карте, иначе могут быть ошибки. Эксперты ФБУЗ и Роспотребнадзор проверяют окружающую застройку и земельные участки по кадастровой карте.

Читайте также:  Разработка Паспорта Безопасности Объектов Водоснабжения!

Далее на подготовленной подложке разнесли источники выбросов.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Расчет выбросов загрязняющих веществ от имеющихся источников выбросов проводилось в программе Котельные также Фирмы Интеграл.

Все расчеты экспортируются в ПДВ-Эколог в одно действие.

Перед формирования отчета инвентаризации обязательно проводится расчет рассеивания и анализируются полученные данные.

ИНТЕРЕСНО! Для экономии средств заказчика климатические характеристики были приняты по данным СНИП Строительная климатология, что не противоречит требованиям МРР-2017.

Специалист после расчета рассеивания убедился в отсутствии необходимости запроса справки о фоновых значениях концентраций основных выбрасываемых веществ (азота диоксид, ангидрид сернистый, углерода оксид).

Данный вывод делается по картам рассеиваниям и таблице “Источники, дающие наибольшие вклады”.

В соответствии с МРР если максимальная приземная концентрация ЗА в приземном слое атмосферы на границе ближайшей жилой зоны менее 0,1 ПДК, то фон не требуется.

ВАЖНО! Анализируя необходимость использования фон мы сэкономили заказчику порядка 50 тыс.руб.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!
Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

После анализа данных рассеивания, специалистом был сформирован отчет инвентаризации. 

Отчет включает в себя:

  • подробную пояснительную записку
  • Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ)
  • Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА)
  • Детали ИЗА
  • Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации
  • Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (в целом по предприятию)
  • Документирование инструментального определения показателей выбросов 
  • Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов

Таблицы формируются в программе Инвентаризации Фирмы Интеграл, пояснительную записку мы всегда прорабатываем вручную, тщательно описывая производственные процессы.

После подготовки инвентаризация для ПДВ (НДВ) была направлена на согласование заказчику, на данном этапе возможны внесения корректировок в расположение источников, расход топлива.

После составление инвентаризации выбросов приступили к разработке ПДВ.

Т.к. рассеивание было проведено ранее, то  из программы ПДВ-Эколог были выведены все необходимые таблицы, из УПРЗА Эколог — карты и расчет. Дополнительно в УПРЗА был сделан расчет рассеивания по упрощенным средним для определения максимальных приземных концентраций бенз/а/пирена, т.к. данное вещество имеет ПДК с/с.

*вставить видео как вывести таблицы ПДВ — сделаю

После специалистом и его помощником формируется пояснительная записка проекта.

Состав проекта:

  • Введение
  • Общие сведения о хозяйствующем субъекте
  • Характеристика хозяйствующего субъекта как источника загрязнения атмосферного воздуха
  • Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования
  • Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу
  • Перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию
  • Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
  • Расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе и предложения по нормативам ПДВ.
  • Предварительная оценка влияния выбросов вредных веществ источниками хозяйствующего субъекта на загрязнение приземного слоя воздуха
  •  Детальные расчеты
  • Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов хозяйствующего субъекта на атмосферный воздух и оценка их достаточности
  • Расчеты загрязнения атмосферы на перспективу
  • Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
  • Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов
  • Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Исходные данные для расчета нормативов ПДВ ЗВ в атмосферный воздух
  • Результаты расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Детальные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
  • Карты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
  • В аннотации подробно расписываются выводы и результаты расчетов. 
  • В общих сведениях: реквизиты, описание местоположения, карты. 
  • В характеристике: подробное описание технологического процесса, источников выбросов ЗВ в атмосферу, как и почему осуществляется выброс.
  • В расчетах загрязнения: описание площадки, контрольных точек для рассеивания (обязательно показываем точки на карте), результаты рассеивания.
  • В контроле: как будет проводится контроль, периодичность.
  • В мероприятиях НМУ: результаты увеличения концентрации на 20/40/60% и вывод нужны ли мероприятия, какие.

ВАЖНО! Мы как всегда сэкономили денежные средства клиента, отразив в план-графике контроля расчетный метод.

Определение местоположения стационарных источников для ПДВ!

Проект НДВ в момент написания статьи проходит согласование в двух инстанциях:

  • аттестованном органе инспекции (это может быть обычный ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии области или частная организация, имеющий соответствующий аттестат. Цены за экспертизу зачастую одинаковые в обоих случаях)
  • Управлении Роспотребнадзора 

Рассматриваемый объект мы согласовывали в ООО “СанГик”

НДВ был успешно согласован в Управлении Роспотребнадзора Воронежской области в 2020 году

Методика установления нормативов допустимых выбросов — новый проект приказа

Методику установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) пытаются разработать и утвердить уже давно, с тех самых пор, как вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г.

№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который поменял систему нормирования и контроля с классической, ориентированной на предприятие-природопользователя, на новую объектно-ориентированную.

Объекты ОНВ разделили на категории, и теперь не всем необходимо устанавливать нормативы допустимых выбросов (НДВ).

Установка нормативов допустимых выбросов

  • В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
  • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
  • […]
    1. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
    2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
    3. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
    4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
    5. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако нормативного правового акта, в соответствии с которым нужно такие нормативы устанавливать, до сих пор нет. В связи с этим мы продолжаем пользоваться давно устаревшим Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 г. Состав проекта ПДВ, каким он был до вступления в силу Федерального закона № 219-ФЗ, в последние годы не был четко законодательно определён. Разработка проекта нормативов ПДВ регламентировалась старым, но еще действующим утвержденным документом «Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия», 1989 г.

Кроме того, приходилось пользоваться Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», Санкт-Петербург, 2012, так как это более современный документ, учитывающий требования закона, но при этом носящий рекомендательный характер.

В итоге, проекты ПДВ представляли собой «сборную солянку» разделов и таблиц, собранных из обоих этих документов, а также с добавлением некоторых положений, взятых из тоже рекомендательного, но полезного ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт.

«Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (на данный момент уже не действует).

Получить консультацию по ПДВ

Обзор главных изменений

Первая версия проекта методов назвалась проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» и появилась еще во второй половине 2018 года, однако не прошла регистрацию в Минюсте. С тех пор попытки регистрации принимались еще несколько раз, но безуспешно.

Минэкономразвития проводило экспертизу того первого проекта приказа и выдало заключение об оценке регулирующего воздействия.

Разработчиком были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 августа по 4 сентября 2018 года.

Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы. Отдельные замечания были учтены разработчиком при доработке проекта акта.

В апреле 2020 года после корректировок предпринята еще одна попытка регистрации нового проекта приказа. Предлагаем рассмотреть данный документ, несмотря на то, что он на момент написания статьи не зарегистрирован в Минюсте и имеет большие риски эту регистрацию не пройти.

Читайте также:  Алгоритм Действий Работодателя при Несчастном Случае!

Приказ Минприроды России от 27.02.2020 № 99 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

  1. Первое и самое важное – согласно приказу, настоящая методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ПДВ), за исключением разработки ПДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.
  2. Предельно допустимые выбросы рассчитываются для следующих объектов ОНВ:
  3. a) планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);
  4. б) действующих объектов ОНВ I категории и, в случае получения комплексного экологического разрешения, II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;
  5. в) действующих объектов II категории;
  6. г) действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Нелегкая судьба нормирования выбросов от передвижных источников

Тема учета выбросов передвижных источников при инвентаризации по-прежнему актуальна для природопользователей. Все потому, что запутанная законодательная база, низкая правовая грамотность составителей законов и подзаконных актов, субъективная их трактовка превращают простые ситуации в очень сложные. При этом страдают, как всегда, предприятия.

Что говорит закон

Вопрос, нужно ли учитывать в инвентаризации передвижные источники выброса (главным из которых является автотранспорт) и соответственно нормировать такие выбросы, поднимается уже не первый и не второй раз. В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»1 в последней редакции говорится следующее →.

— Реклама —

Закон № 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

  1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
  • предельно допустимые выбросы;
  • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
  • технологические нормативы выбросов;
  • технические нормативы выбросов.
  1. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Как известно, нормирование выбросов проводится на основе данных инвентаризации. Инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух посвящена ст. 22 Закона № 96-ФЗ.

В редакции закона, которая действовала с 01.01.2015 по 01.11.2019, в ст. 22 и других было четко указано, что передвижные источники выбросов не учитываются в инвентаризации и на них не устанавливаются нормативы выбросов. То есть нормировались только выбросы от стационарных источников.

К сведению

С 2015 по 2019 гг. выбросы от передвижных источников не нормировались.

  • Чтобы разобраться, сравним определения стационарных и передвижных источников, действующие с 2014 г.
  • Словарь
  • Источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
  • Законодательство определяет разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выброса. Для передвижных предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется с помощью технических нормативов →
  • Словарь
  • Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника.
  • Закон № 96-ФЗ

Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (прил. 3, 8 к регламенту).

В связи с такой тенденцией передвижные источники как таковые и были выведены из сферы экологического нормирования. Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ термин «технический норматив» был закреплен в тексте Закона № 96-ФЗ.

Источник выброса или источник выделения? Стационарный или передвижной? История вопроса

Понятие «источник выброса» базируется на терминах «выброс» и «выделение», которые в экологической практике изначально различались. В соответствии с ныне отмененной Инструкцией по инвентаризации выбросов понятие «источник выброса» отделялось логически от понятия «источник выделения».

Под источником выделения загрязняющих веществ понимался объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения топлива, свалка промышленных и бытовых отходов и т. д.). Источником загрязнения атмосферы считался объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

То есть по Инструкции двигатель внутреннего сгорания автотранспорта — это источник выделения, а гараж, стоянка — источник выброса. В такой парадигме весь транспорт учитывался в инвентаризации источников выброса на местах его хранения, технического обслуживания и ремонта.

Сегодня используется другая терминология.

Источник выделения как термин в Законе № 96-ФЗ не предусмотрен. Из-за этого после введения нового понимания стационарного источника выброса в 2014 г. (до принятия приказа № 352 в 2018 г., который определил новый порядок инвентаризации источников) было несколько спорных разъяснений Минприроды. Они касались вопросов:

  • что считать стационарным источником и что передвижным;
  • являются ли гараж и стоянка стационарными источниками;
  • нужно ли их подвергать инвентаризации и дальнейшему нормированию.

Так, в письме Минприроды России от 18.09.2015 было выражено мнение, что «открытые автостоянки и подобные территории» не могут являться источниками выбросов. В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки.

Важно

В августе 2017 г. Росприроднадзор выпустил резонансное письмо по поводу учета в проектах ПДВ гаражей и стоянок как источников выбросов. Оно было ответом на просьбу пояснить необходимость нормирования и получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ от гаража-стоянки и открытой стоянки автотранспорта.

В письме высказывалось мнение, что нахождение в здании передвижных источников не может являться достаточным основанием для отнесения здания (в том числе здания гаража-стоянки) к стационарному источнику выбросов, и был сделан вывод, что гараж (при условии использования его только для въезда и выезда автотранспорта и отсутствия в нем иных источников выбросов), а также открытая автостоянка нормированию не подлежат.

В результате повсеместно перестали учитывать в проектах ПДВ открытые стоянки. Это достаточно болезненно воспринимали санитарные врачи, которые проверяли проекты на соответствие санитарным нормам. Они вообще привыкли видеть в проектах все источники потенциальных выбросов и оценивать влияние объектов комплексно.

  1. Проблема
  2. Долгое время на вопрос, считать ли гаражи и открытые автостоянки источниками выбросов, однозначного ответа не было.
  3. При этом не все территориальные управления Росприроднадзора согласились с логикой письма, продолжая требовать учета гаражей и стоянок в проектах ПДВ и в инвентаризациях источников выброса.

Какое-то время после этого держался баланс — в каждом регионе свой. Где-то передвижные источники ни в каком виде не попадали в воздухоохраннную документацию, где-то отражались в инвентаризации выбросов, но не нормировались, где-то нормировались и отражались во всех документах.

В 2018 г. вышел новый порядок инвентаризации стационарных источников выброса — приказ Минприроды России № 352. В нем источники выделения упомянуты вскользь →

  • Пункт 5 приказа Минприроды России № 352
  • При проведении инвентаризации выбросов:
  • …определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества.

Этот порядок в целом вписался в новую парадигму благодаря тому, что в его названии и тексте содержится только слово «стационарный», то есть источник, который неподвижен и координаты которого можно вполне точно определить на карте. Таким образом, по приказу № 352 стали учитываться исключительно стационарные источники выброса, передвижные в инвентаризацию не включались и далее не нормировались.

Прочитать статью полностью можно в 12-ом выпуске журнала «Экология производства».

Понятия ПДК, ПДВ, ПДС, санитарно-защитные зоны

Поскольку ПДВ считают экологическим нормативом, его допустимые значения установлены на уровне Правительства государства. При этом для всех веществ, перечисленных в официальных стандартах, используют следующие единицы измерения:

  • для концентрации – мг/м3;
  • для массы – г;
  • для концентрации на выходе из источника – г/м3.

О том, как определяют нормативные значения безопасного ПДВ, рассказывается в ГОСТе 17.2.3.02-2014.

Согласно документу, при определении точных показателей нужно учитывать стандарты качества атмосферного воздуха.

При этом нормы разрабатываются не для всех химикатов, а только для представляющих опасность в определенной концентрации. Правила отбора описаны в Приказе N579 от 31 декабря 2010 года.

Этот нормативный акт указывает, что контролю должны подлежать химикаты, обладающие 2 характеристиками:

  • их приземная концентрация должна быть более 5% от утвержденного экологического норматива;
  • уровень значения опасности выбросов равняется или более 0,1.

В случае со стационарными источниками вредных выбросов ПДВ регламентируется управляющими органами конкретного субъекта РФ. Например, в Санкт-Петербурге этой проблемой занимается Росприроднадзор по СЗ Федеральному округу, в столице – Центральный аппарат Росприроднадзора.

Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу

Это документ, который должна иметь каждая компания, производящая выбросы вредных для экологии веществ. Он действителен в течение 7 лет и содержит данные о ПДВ, вычисленных для конкретного предприятия. Выдается разрешение органами Росприроднадзора.

  Методики очистки воды и почвы от загрязнений

Чтобы получить бумагу, потребуется составить проект ПДВ.

Читайте также:  Видео о Перспективах Развития Охраны Труда 2017!

В нем будет содержаться основная информация об источниках загрязнения на территории компании и разрешенном для них уровне выбросов химикатов.

Представители органов природоохраны изучают документацию и при отсутствии вопросов выдают предприятию дубликат разрешения. Если у чиновников возникают претензии к оформлению проекта, они имеют право отказать в выдаче документа.

Виды контроля за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии

Различают следующие виды контроля за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии:

  • — контроль непосредственно на источниках выбросов;
  • — контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта;
  • — при контроле за соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ подлежащих контролю.

В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т.д.

  • Предельно допустимые выбросы ПВД устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
  • В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.
  • Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
  • План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

Проект ПДВ, его цель и срок действия

Проект ПДВ – разновидность природоохранной документации, которую требуется оформить всем организациям, осуществляющим сбросы вредных веществ в атмосферный слой. Основное содержание бумаги – это описание компании как источника загрязнения окружающей среды. Эту информацию эксперты получают после завершения инвентаризации объектов, непосредственно производящих выбросы.

Разработка современных проектов ПДВ включает оценку состояния воздуха на территории самого завода и близлежащих нормируемых объектов. Например, санитарно-защитных зон или жилых массивов. После проведения замеров требуется:

  • определить нормативные значения ПДВ;
  • составить план мероприятий по контролю выбросов в неблагоприятных метеорологических условиях;
  • сформировать график контроля за соблюдением регламентированных показателей.

Предприятие рядом с жилым сектором

Главная задача проекта – удерживать вредоносное влияние, осуществляемое производственной организацией, в пределах общегосударственной нормы.

После того, как документ получает одобрение от структур экологического надзора, предприятию выдается право, разрешающее осуществлять выбросы в рамках утвержденных значений.

Действует оно 7 лет по решению Правительства РФ (в соответствии с Постановлением N841 от 14.07.2017).

Разработка проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ)

ГК «Эффективная безопасность» — разработка и согласование проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) по г. Москва, Московской области, г. Казань, Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 40 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок действия проекта: 7 лет.

Проект нормативов предельно допустимого выброса (проект ПДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 30 Федеральный закон от 04.05.

1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов.

Проект необходим для любого предприятия, которое имеет хотя бы один источник с выбросами вредных веществ в воздух. Часто встречающиеся организации, которым необходимо разрабатывать проект ПДВ, по виду деятельности:

  1. Котельные;
  2. Предприятия, эксплуатирующие очистные сооружения;
  3. Производственные предприятия;
  4. Автотранспортные и авторемонтные предприятия;
  5. Предприятия общественного питания, где используется фритюр.

Согласование проекта ПДВ является довольно длительным процессом и состоит минимум из 4 этапов: санитарно-эпидемиологическая экспертиза с получением экспертного заключения, получение санитарно-эпидемиологического заключения, установление нормативов выбросов, получение разрешение.

Изменения по разработке проекта ПДВ в 2017 году

27 июля 2017 вступили достаточно серьезные изменения, которые затронули порядок утверждения нормативов ПДВ и получения разрешения. Изменения были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 14.07.2017 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183». Основные изменения:

  • 1) увеличен срок действия утвержденных нормативов ПДВ до 7 лет, и как следствие, срок действия разрешения на выбросы ВЗВ;
  • 2) раскрыта процедура по утверждению временно согласованных выбросов ПДВ;
  • 3) актуализирован порядок утверждения нормативов и получения разрешения.

Примечание. Если ваши нормативы были утверждены на 5 лет, то вы не сможете получить разрешение на 7 лет, так как в соответствии с п. 9(10) Постановления Правительства РФ № 183 от 02.03.2000:

«Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.»

Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Содержание проекта ПДВ

Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. Объем и содержание проекта обоснования выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Проект ПДВ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Краткое описание деятельности предприятия;

Раздел 2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:

  1. Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;
  2. Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
  3. Параметры предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.

Раздел 3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ПДВ для источников выбросов:

  1. Определение источников ПДВ и вредных веществ, подлежащих нормированию;
  2. Предварительный анализ влияния ПДВ загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;
  3. Детальные расчеты ПДВ при помощи сертифицированных программ по расчету ПДВ;
  4. Мероприятия по снижению негативного влияния выбросов в атмосферу и оценка риска;
  5. Предложения по нормативам ПДВ для атмосферного воздуха.

Раздел 4. Контроль за соблюдением утвержденных ПДВ на предприятии;

Раздел 5. Мероприятия по контролю ПДВ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);

Раздел 6. Приложения к проекту ПДВ.

Этапы разработки и согласования проекта ПДВ

Основные этапы по разработке и согласовании проекта ПДВ:

1) Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта.

  1. 2) Оценка стоимости, составление договора и оплата счета.
  2. 3) Сбор информации для выезда.
  3. 4) Выезд специалистов в целях проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  4. 5) Проведение лабораторных замеров выбросов и предварительный расчет рассеивания.
  5. 6) Разработка проекта ПДВ и получение справки в отделе экологических расчетов и справок УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.
  6. 7) Окончательное оформление проекта и утверждение заказчиком.

8) Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности (на соответствие санитарным правилам СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест») и получение экспертного заключения.

8)  Получения санитарно-эпидемиологического заключения на основе экспертного заключения в Управлении Роспотребнадзора.

9) Утверждение нормативов ПДВ в Органах Росприроднадзора либо органах субъекта РФ (ДПиООС г. Москвы, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, и т.д.).

10) Получение разрешения в Департаменте либо Управлении Росприроднадзора (федеральный контроль) или в органах субъекта РФ (региональный контроль).

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *