Порядок обращения с отходами в 2012 году. История мероприятия

Порядок обращения с отходами в 2012 году. История мероприятия

Термин «обращение с отходами» включает в себя много понятий и определений. О том, кто должен заниматься отработанным и негодным сырьем, требуется ли лицензировать деятельность и какими документами она регулируется, рассказано ниже.

Что такое обращение с отходами

Согласно принятого в мае 1998 г. Государственной Думой Федерального Закона № 89, определение «обращение с отходами» – это производственный или промышленный процесс, либо деятельность предприятия, работа которой непосредственно связана с остатками сырья, материалов и т. д. Сюда относится или входит не только их образование в результате производства или оказания услуг, но и:

  • сбор;
  • обезвреживание;
  • транспортировка;
  • использование;
  • хранение;
  • размещение.

Деятельность по обращению с отходами

Образование – это получение отходов в результате производства либо потребления. К ним относятся остатки:

  • отработанного сырья;
  • материалов;
  • полуфабрикатов;
  • продуктов и т. д.
  • Сюда же можно отнести товары, включая ТНП, утратившие потребительскую способность, а также продукты питания с истекшим сроком годности.
  • Сбор – поступление или прием от физических или юридических лиц отходов с целью проведения дальнейших действий с ними.
  • Транспортировка – перемещение находящегося в собственности юридической фирмы или ИП отходов на транспорте за территорию владельца.
  • Хранение – содержание в специально отведенном месте с целью дальнейшего их обезвреживания, переработки или захоронения.

Захоронение – изоляция некоторых видов отходов, которые не подлежат последующей переработке или использованию. Делается это в специально отведенных местах с целью предотвращения загрязнения экологии и попадания опасных веществ в атмосферу.

Виды отходов

Порядок обращения с отходами в 2012 году. История мероприятияВиды отходов

Все, что можно производить, потреблять, добывать, в результате становится отходами. Они могут быть газообразными, твердыми, пастообразными, в виде эмульсии и т. д., а также по-разному влиять на загрязнение воздуха и здоровье человека. Все зависит от химического состава и физического состояния.

Различают два основных вида:

  • Производственные или промышленные.
  • Коммунальные или отходы потребления.

Промышленные

К промышленному утилю относятся остатки отработанных материалов и компонентов, используемых в производстве. К ним же относятся полуфабрикаты, образовавшиеся в процессе отдельных этапов работ. К источникам подобных отходов относятся различные отрасли производства, включая хозяйственную деятельность отдельных предприятий.

Производство/отрасли промышленности Виды утиля Источники
Металлургия Металлический лом, окалина, различные связующие вещества и смеси, формовка, шлаки Плавка, ковка, прокатка, штамповка, отливка
Приборостроение Стекло, пластмасса, металлический лом, смола, ткани, растворитель, краски, пластмасса и др. Лабораторные приборы, исследовательские инструменты, изготовление аппаратуры
Электротехника Металлический лом, стекло, краски, стекловолокна, графит, растворители Изготовление устройств электротехники, связи, коммуникаций, оборудования и приборов с применением станков, сварки, запайки, сушки, формовки и др.
Фармацевтика и химия Органические химикаты, неорганические вещества, пластмасса, металлические соединения, масла,  стекло и т. д. Обработка и приготовление химикатов, лекарственных препаратов, взрывчатых опасных элементов, лаков и др.
Металлообработка и машиностроение Древесина, металлолом, смолы, ткань, нефтепродукты, пластмасса, стекло, гальваношлаки и т. д. Производство металлического инструмента и тары, арматуры, судов, строительных деталей и конструкций и др.
Резинотехническое производство Каучук, пластмасса Изготовление полимеров, синтетических волокон и каучуков
Деревообработка, мебельная промышленность Стружка, различные опилки, пластмассовые отбросы, набивочная ткань, краски, лаки, растворители, клей, шпаклевка, деревянные изделия, непригодные для эксплуатации Обработка и изготовление конструкций из дерева, пиломатериала, мебели, офисных перегородок, включая торговое оборудование
Типография, издательство, бумажно- и картонно-целлюлозные фабрики Бумага, картон, ткани, наполнители, типографские смеси и краски, клей, бумажные наполнители и др. Производство картона либо бумаги, их переработка, изготовление упаковок, издание журналов, книг и другой литературы, печать, переплет, гравировка
Коммунальная деятельность Остатки труб, резины, стройматериалов, сантехники, различных конструкций, изоляционных и отделочных материалов, ТКО (твердые коммунальные отходы) Установка систем видео наблюдения и связи, изготовление и установка тепло и водоснабжения в жилых помещениях, учреждениях и т. д.

Отходы потребления

К ним относятся материалы, потерявшие товарный вид, утратившие потребительские качества и перспективу эксплуатации.

К источникам образования относятся:

  • магазины;
  • предприятия общепита;
  • муниципальные и частные образовательные учреждения;
  • культурные заведения;
  • гостиницы;
  • тюрьмы;
  • больницы;
  • парки, пляжи;
  • коммунальная деятельность: ремонт в здании, снос дома, уборка двора, благоустройство территории и др.

Инструкция по обращению с отходами производства на предприятии

Порядок обращения с отходами в 2012 году. История мероприятия

Все юридические компании, независимо от формы собственности и места производства (в городе или селе), должны иметь в своих документах инструкцию, относящуюся к теме обращения с отходами. Руководство обязано по требованию предъявлять ее в надзорный или контролирующий орган. Ответственным за разработку и ведение журнала назначается должностное лицо, прошедшее специальное обучение.

В инструкции отражается порядок манипуляций с отходами, включая сбор, хранение, утилизацию и транспортировку в зависимости от класса опасности. Для отдельных групп разрабатывается своя документация, где прописываются правила работы по категории. В документе должны присутствовать следующие пункты и разделы:

  • Нормативные и законодательные ГОСТы, СанПиНы, приказы и т. д., на основании которых готовился документ.
  • Список утиля с разбивкой на виды и классы.
  • Перечень мероприятий по хранению, утилизации и сбору.
  • Процессы обезвреживания утильсырья.
  • Порядок организации специальных мест для размещения отходов.
  • Правила оформления и ведения документации.
  • Список лиц, отвечающих за обращение с отходами, и их обязанности.
  • График планируемых инструктажей с работниками предприятия.
  • Список запрещенных манипуляций.

Образец инструкции можно скачать в интернете, адаптировав его под свою компанию.

  • В разделе сбора регламентируются действия по сортировке и правилам приема в зависимости от вида отходов.
  • В инструкции в обязательном порядке отображаются условия хранения, вид и форма отработанного оборудования и материала, а также ведется учет накопленного к утилизации сырья.
  • Раздел транспортировки отображает порядок загрузки, перевозки и выгрузки отходов.

По инструкции запрещено:

  • сбрасывать промышленное утильсырье в водоемы, реки, закапывать в земле;
  • сжигать отходы вне специальных печей или устройств;
  • складировать в черте города или населенного пункта;
  • использовать в работе химреагенты или вещества, запрещенные в инструкции;
  • осуществлять захоронение токсичных или радиоактивных опасных отходов на территории городских свалок и полигонов, предназначенных для бытового и строительного мусора.

Инструкция по обращению с отходами потребления

Порядок обращения с отходами в 2012 году. История мероприятия

Свод правил включает в себя:

  • схему обращения с утильсырьем;
  • особенности и специфику хранения;
  • учетную политику;
  • передачу мусора на утилизацию или переработку.

Инструкция по обращению с отходами потребления аналогична инструкции по работе с промышленными отходами.

Особенности обращения с отходами в зависимости от их вида

Основные требования к работе с утильсырьем в зависимости от класса опасности:

  1. К работе с отходами 1, 2 и 3-его класса допускаются только прошедшие полный курс обучения или инструктажа совершеннолетние граждане. Обязательно должна быть надета специальная форма и использованы средства защиты.
  2. В случае хранения отходов, различающихся степенью опасности, важно учитывать совместимость!
  3. Помещение с опасными отработанными остатками производства оборудуется противопожарной сигнализацией и системой.
  4. Запрещено превышать установленные сроки и нормы хранения.

Ртутьсодержащие отходы

Относятся к первому классу опасности и требуют предварительного извлечения ртути перед сдачей в утиль. Для такого «мусора» соблюдаются следующие правила:

  • Изолировать предметы.
  • Хранить в специальном месте без доступа посторонних.
  • Вести строгий учет и контроль.

Нефтесодержащие отходы

Обязательно помещаются в герметичные емкости и отправляются на спец. площадку. Тарой могут служить канистры, непроницаемые бочки, пластиковые или металлические емкости.

Условия хранения:

  • Без доступа прямых лучей солнца и осадков.
  • Присутствие пожарного оборудования и средств тушения огня на территории.
  • Изоляция места без права доступа посторонних.

Если нет возможности обеспечить должную безопасность для экологии и здоровья людей из-за отсутствия технических мощностей или других ресурсов, деятельность компании должна быть приостановлена, либо ограничена Законом РФ.

[Total: 0 Average: 0]

Утилизация мусора в России. Как реформируют отрасль

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 января 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об утилизации мусора в России.

Статистика

По данным Росприроднадзора, к началу 2018 года в России было накоплено 38 млрд 73 млн т промышленных и бытовых отходов. При этом в течение 2017 года образовалось 6 млрд 220,6 млн т (на 12,5% больше, чем в 2016 году). Утилизировано для повторного применения в 2018 году было 2 млрд 53,9 млн т отходов.

Читайте также:  Внеочередная проверку знаний при эксплуатации электроустановок

Порядка 90% приходится на долю различных производств, в основном добывающих. Объем твердых коммунальных отходов (ТКО) — 55-60 млн т в год. 40% из них — органические отходы, 35% — бумага, 6% — пластик (по данным научно-практического журнала «Твердые бытовые отходы»).

Таким образом, на каждого россиянина приходится в среднем 400 кг мусора в год. Практически все твердые коммунальные отходы в России вывозятся на мусорные полигоны, санкционированные и несанкционированные свалки. В переработку или сжигание отправляется только 4-5% мусора.

По состоянию на январь 2019 года в государственный реестр были включены 5 тыс. 526 объектов размещения отходов. Их общая остаточная вместимость превышает 1,7 млрд т. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га.

В москве и области

Самый загруженный коммунальными отходами регион РФ — Подмосковье. Он утилизирует на своей территории весь собственный мусор (около 3,5 млн т) и основную часть бытовых отходов столицы (около 4,5 млн т).

Ежегодно на свалках области должно складироваться порядка 8 млн т мусора — 13-14,5% всех коммунальных отходов РФ.

Однако подмосковные полигоны по состоянию на ноябрь 2018 года могли суммарно принимать лишь 4,5 млн т отходов в год.

В интервью ТАСС губернатор Подмосковья Андрей Воробьев оценивал дефицит места для захоронения мусора в регионе в 4,2 млн т.

Увеличение нагрузки на подмосковные полигоны в условиях нехватки мощностей спровоцировало недовольство жителей области. Наиболее проблемными были полигоны «Кучино» под Балашихой и «Ядрово» под Волоколамском.

Закрыть первый из них распорядился Путин после обращения граждан в ходе прямой линии 15 июня 2017 года.

Крупнейшие компании, занимающиеся обращением с отходами в столичном регионе, — ГУП «Экотехпром», ООО «МКМ-Логистика», ООО «Эколайн», ООО «Хартия» и «РТ-Инвест».

Приоритетный проект «Чистая страна»

21 декабря 2016 года Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» («Чистая страна»). Проект рассчитан на 2017-2025 годы. С его помощью, в частности, планируется уменьшить объем захоронения ТКО в Московской области с 9,5 млн т в 2017 году до 6,5 млн т в 2025 году.

Пилотным регионом станет Татарстан, где будет перерабатываться 100% мусора. Проект подразумевает строительство новых предприятий по сжиганию и переработке мусора, введение новых подходов к утилизации отходов.

В июне 2017 года компания «РТ-Инвест», подконтрольная госкорпорации «Ростех», выиграла конкурс на строительство четырех современных мусоросжигательных заводов в Московской области и одного — в Казани. Совокупная стоимость проектов составляет порядка 140 млрд руб.

С помощью этих заводов планируется ежегодно обезвреживать около 3,35 млн т отходов.

В 2018 году рамках проекта были проведены 32 мероприятия по ликвидации «объектов накопленного вреда окружающей среде» на территориях 12 субъектов РФ.

Национальный проект «Экология»

В соответствии с «майским» указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (подписан 7 мая 2018 года) по заказу правительства Минприроды разработало национальный проект «Экология». Он будет реализован по пяти направлениям, одним из которых являются: «Отходы». Общее финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб. (в том числе за счет внебюджетных источников — 3,2 трлн руб.).

Нацпроектом «Экология», в частности, предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора.

В 2019 году на эти средства планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ. По информации Минприроды, к 2024 годам планируется собрать в общей сложности 15 млрд руб.

для создания 200 современных объектов для сортировки, обработки и утилизации отходов.

Реформа отрасли

1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон от 31 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО.

В ее рамках контроль над рынком обращения с отходами перейдет от множества разрозненных компаний к крупным региональным операторам, которые отбираются по конкурсу.

Были установлены новые тарифы на вывоз отходов, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов. Плата за обращение с ТКО переводится из общедомовых расходов в перечень оплаты коммунальных услуг.

По заявлению вице-премьера Алексея Гордеева, для жильца она будет обходиться в среднем в 120-130 руб. в месяц.

По состоянию на 15 января 2019 года 80% регионов перешли на новую систему. Основная часть субъектов Федерации сделают это в 2019 году. Исключение сделано для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым дано три года на переход.

Приказ Минприроды № 721. Журнал учета отходов по приказу 721

Приказ Минприроды России № 721 был издан еще в сентябре 2011 года, его целью было наладить первичный учет отходов, которые образуются на предприятии. Этот нормативно-правовой акт устанавливает порядок учета в сфере обращения отходов, имеет идентичное название. Он распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей.

Общие положения приказа Минприроды 721

Приказ № 721 устанавливает порядок учета отходов.

Несмотря на то, что Приказ Минприроды России № 721 был принят в 2011 году, его последняя редакция проводилась 25 июня 2014 года. Он устанавливает порядок учета отходов, которые:

  • образуются;
  • используются;
  • обезвреживаются;
  • передаются или получаются;
  • размещаются.

Приказ 721 или Порядок устанавливает лиц, которые отвечают за разработку и утверждение документов на субъекте хозяйственной деятельности. Это касается как руководителей организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Данный порядок обязывает этих лиц проводить учет любого движения твердых бытовых и других отходов.

Важно знать! Приказ Минприроды 721 не относится к учету обращения радиоактивных, биологических, медицинских отходов, а также вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.

Порядок требует, чтобы на предприятии учитывалось обращение мусора, в соответствии с его классификацией по степени опасности. Всего предусмотрено 5 классов, для определения используется федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

В некоторых случаях это сделать сложно. Например, разница между 4 и 5 классом опасности небольшая. Поэтому рекомендуется проводить экспертизу, заключение которой станет веским доводом против претензий инспектора Росэкологнадзора во время проверки.

Игнорирование рекомендации может стать причиной отнесения инспектором безопасных отходов к 4 классу. Итог – штраф на предприятие и должностных лиц, совокупный размер которого может превышать 300 т.р. Стоимость экспертизы обойдется в 3-6 т.р.

Журнал учета отходов по 721 приказу

По требования, которые содержит 721 приказ, учет отходов субъектами хозяйственной деятельности проводится для следующего:

  1. Разработка и утверждение проекта по обращению отходов на предприятии;
  2. Расчет стоимости за услуги по обращению отходов;
  3. Формирование отчетности и ее предоставление контролирующим учреждениям.

Собираемые данные отображаются в журнале движения отходов по приказу 721. Его наличие и надлежащее ведение контролируется инспекторами Росприроднадзора. Нарушение положений Порядка влечет штраф, как на индивидуального предпринимателя, так и на юридическое лицо.

Скачать журнал движения отходов по приказу 721

Особенности заполнения журнала движения отходов

Вести журнал учета отходов можно и в электронном виде.

За его ведение отвечает не только руководитель предприятия, но и специально обученный эколог с необходимой квалификацией. Приказ содержит пример, по которому оформляется журнал, сколько в нем таблиц и что в них отображается. В целом это дает развернутые данные об обращении отходов.

Специалист-эколог обязан вносить записи в журнал не позднее 10 числа следующего за прошедшим кварталом месяца. За год он должен обобщить собранные данные до 10 января следующего года.

Читайте также:  Первая помощь в чрезвычайных ситуациях. Реальный пример

При ведении журнала в бумажном варианте каждая его страница нумеруется (верхний правый угол). Титульный лист обязательно оформляется так, чтобы было понятно, что за журнал. Но делается это в произвольной форме.

В документе обязательно фиксируются следующие данные:

  1. Количество отходов, полученные от контрагентов;
  2. Информация о мусоре, который направлялся предприятием другим организациям;
  3. Сведения о накопившихся отходах.

Учет отходов на предприятии по 721 приказу проводится по малейшим изменениям. Он должен отображать реальное положение дел на предприятии. В ходе проверки инспектор может проверять соответствие внесенных данных реальному положению дел на предприятии. Найденные нарушения дают основания для наложения штрафа.

Например, если на территории фабрики складируется использованная тара, а в журнале об этом нет никаких сведений, это будет отмечено, как нарушение.

Нередко проблема заключается в определении веса образованных отходов. В соответствии с требованиями Приказа в раздел журнала вносится вес образуемого мусора.

Если цифра не соответствует действительности, это также станет причиной наложения санкций на предприятие.

Поскольку данные вносятся постоянно, ответственному сотруднику остается в конце отчетного периода суммировать их. Проблема как раз заключается в том, чтобы заставить персонал отчитываться за обращение с отходами. Другая проблема – стремление руководства предприятия сэкономить.

Поэтому обучение сотрудников, выделение их для учета движения отходов по 721 приказу проходит неохотно. Кроме того, строгий учет затрудняет вывоз мусора на неконтролируемые свалки, сотрудничество с организациями, у которых нет лицензии на деятельность по обращению с отходами.

И наоборот, строгий учет заставляет предприятие нести дополнительные издержки по утилизации отходов. Доказательством соблюдения законодательства в этой сфере служат договоры и акты, составленные с региональным оператором. Их отсутствие приводит к штрафам, а иногда и приостановке деятельности предприятия.

Российское законодательство об отходах

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  1. Федеральные законы, Кодексы  и Постановления Правительства;
  2. Санитарные нормы и правила;
  3. Строительные нормы и правила;
  4. Стандарты и технические условия;
  5. Нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Законом регламентируются также правовые основы определения терминологии, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

В качестве экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами (ст. 24) обозначено понижение размера платы за размещение отходов и применение ускоренной амортизации основных фондов. Однако механизм понижения платы не проработан, а ускоренная амортизация фактически заменена частью 2 Налогового Кодекса на повышающие коэффициенты (до 3-х).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с со статьей 9 89-ФЗ и Федеральным законом от от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно статье 12, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.

Оборот лома и отходов драгоценных металлов осуществляется на основании статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы.

Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18).

Земельный Кодекс РФ  в статье 13 п.2 обязывает землепользователей защищать земли от загрязнения отходами производства и потребления.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует санитарные требования (ст.22) к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.

18) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.

14) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.

24) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» регламентирует общие требования к обращению с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых, а также использованию искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению.

Закон отменяет обязательный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.

17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение почвы (ст.8.

6) и лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Кроме этого, ответственность предусмотрена за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (ст.10.8).

 Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения также влечет ответственность по статья 14.26.

В статье 247 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов  (ст.16). Кроме этого закон (ст.

24) обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов, а также (ст.

39) обязывает обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды при обезвреживании и безопасному размещении отходов.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в Водном кодексе Российской Федерации и Лесном кодексе Российской Федерации.

Классификация отходов

Фактически все образующие отходы, кроме радиоактивных, биологических и медицинских, должны быть классифицированы по степени опасности. Опасность по отношению к окружающей среде определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.

2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности». По сути, отходу предлагается искать соответствующий код в Федеральном классификационном каталоге отходов, где класс опасности уже установлен.На отходы  I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

 Об этом говорит п.3 ст.14 Закона «Об отходах производства и потребления». Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности устанавливаются в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

Читайте также:  Перечень документов по пожарной безопасности для проверки МЧС

Постановление устанавливает типовую форму Паспорта отходов I-IV классов опасности. 

Приказ Минприроды России от 04.12.

2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» устанавливает правила классификации отходов, в зависимости от нагрузки на окружающую среду.

Эти критерии не учитывают способность отходов изменять свои свойства с течением времени, под воздействием природных факторов, а также не учитывают опасность продуктов горения отходов и пр. 

Закон об обращении с отходами: основные нормы и положения

4 февраля 2019 года

Порядок обращения с бытовыми и производственными отходами в нашей стране регулирует федеральный закон 89-ФЗ. Соблюдение его положений позволяет минимизировать количество отходов, использовать их в качестве сырья, снизить негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативном акте

Полное название данного нормативно-правового акта — «Об отходах производства и потребления». Он был утвержден Госдумой в 1998 году, после чего в него несколько раз были внесены корректировки.

Документ прописывает правила обращения с отходами и степени опасности, а также определяет политику государства в данном направлении. Структура закона включает 8 разделов, 31 статью.

Ряд норм уже утратили юридическую силу.

Основные понятия, классы отходов

В I главе даются определения основным понятиям. В частности, производственными и бытовыми отходами называются предметы и вещества, образующиеся в рамках производства, предоставления услуг, потребления, и подлежащие утилизации. Также определяются понятия хранения, перемещения, накопления, переработки отходов и другие.

По степени опасности они классифицируются следующим образом:

  • пятый класс — минимальная опасность (например, бумага);
  • четвертый — малая опасность (автомобильные покрышки, компьютерные комплектующие);
  • третий — умеренный уровень опасности (металлы, автомасла);
  • второй — высокая опасность (кислоты, щелочи, аккумуляторы);
  • первый — крайняя степень опасности (содержащие ртуть).

Государственная политика в сфере обращения с отходами

 Статья 3 прописывает основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами:

  • любые действия в данном направлении призваны защитить жизнь и здоровье человека, экологию, видовое разнообразие;
  • общественные мероприятия экологического и экономического направлений должны строиться на взаимных интересах;
  • применение инновационных недорогих технологических разработок;
  • переработка сырья в максимальных объемах с целью сокращения объема отходов;
  • экономическое регулирование действий, направленных на минимизацию образования отходов, включение их в производственные процессы;
  • доступность информации для граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • сотрудничество с другими государствами в вопросах обращения с отходами.

Основными государственными приоритетами являются:

  • использование сырьевых ресурсов в максимально полном объеме;
  • совершение действий, препятствующих образованию отходов;
  • снижение объемов отходов, уменьшение степени их опасности;
  • действия по проведению утилизации.

 Действия с отходами разной степени опасности

Требования к действиям, связанным с обращением с отходами разного уровня опасности, описаны в третьей главе нормативного акта.

Так, юрлица и индивидуальные предприниматели должны выплачивать определенные суммы средств на организацию размещения отходов, минимизирующего их негативное воздействие на экологию.

Необходимо внедрять передовые разработки, проводить наблюдения, выполнять анализ экологической ситуации в зонах размещения отходов и другие действия.

Компании, занимающиеся утилизационной деятельностью, обязательно должны иметь разрешительный документ на ее осуществление. Несоблюдение данной нормы влечет за собой административную ответственность.

В статье 13.2 указано, что региональные программы развития территорий обязательно должны включать мероприятия по обращению с отходами. К таким мероприятиям могут относиться:

  • возведение строительных объектов для утилизационной деятельности с целью минимизации воздействия непригодных для дальнейшего использования веществ на окружающую среду;
  • финансирование строительства объектов, предназначенных для манипуляций с отходами;
  • утилизационные действия;
  • выявление несанкционированных мусоросвалок;
  • выявление негативного влияния промышленных объектов на окружающую среду и принятия мер к его устранению;
  • обеспечение гражданам доступа к информации в данной сфере.

Данные мероприятия могут включаться не только в региональные, но и в государственные программы. Данные программы должны публиковаться на соответствующих официальных сайтах органов государственной или региональной власти, находиться в открытом доступе.

Если в процессе деятельности компании накапливаются отходы, от юрлица или ИП требуется их анализ и отнесение к определенному классу опасности. При выполнении анализа составляется паспорт отходов.

Манипуляции с отходами, которые относятся к I–IV классу, имеют право лица, соответствующие требованиям действующего законодательства — получившие специальное образование и квалификацию, прошедшие профподготовку. Они принимаются на работу в компанию, специализирующуюся на манипуляциях с отходами, под ответственность руководящих лиц данной компании.

В данной главе также перечислены требования, касающиеся перемещения отходов:

  • обязательное наличие паспорта;
  • использование специализированного транспорта, который оснащается соответствующими знаками;
  • строгое соблюдение правил техники безопасности в процессе транспортировки;
  • документальное сопровождение с указанием количества отходов, цели транспортировки, места прибытия.

 Нормирование действий с отходами

Для индивидуальных предпринимателей и юрлиц закон устанавливает нормативы по образованию отходов и лимиты по их размещению. При расчете лимитов принимается во внимание уровень концентрации вредных компонентов.

Представители крупного бизнеса обязаны разработать проекты нормативов образования отходов по результатам производственной деятельности или предоставления услуг, а также проекты лимитов на размещение.

Данные проекты разрабатываются на основании методических рекомендаций, утвержденных уполномоченным органом государственной власти.

Что касается владельцев малого и среднего бизнеса, то они обязаны представлять в уполномоченный исполнительный орган информацию по количеству бытовых и производственных отходов, образованных в результате функционирования бизнеса, а также по выполненным мероприятиям, связанным с их размещением, утилизацией, обеззараживанием.

При невыполнении нормативов или превышении лимитов органы государственной власти имеют право наложить ограничение на деятельность компании или даже приостановить ее функционирование вплоть до полного устранения нарушений. Если даже после этого будут нарушены нормы закона, возможно принудительное прекращение деятельности предприятия. 

Экономическое регулирование обращения с отходами

Законодательство обозначает три ключевых пункта экономического регулирования обращения с отходами. Первый — максимальное сокращение объема веществ, которые образуются в результате деятельности промышленного предприятия и характеризуются как отбросы или выбросы. По возможности большая часть отходов должна быть задействована в производственном процессе в качестве вторичного сырья.

Второй — установление для ИП и юрлиц обязанности выплаты финансовых компенсаций за размещение отходов. Такие компенсации взимаются с представителей бизнеса в том случае, если размещенные отходы несут потенциальную угрозу для экологии, жизни и здоровья людей.

Однако если компания использует инновационные технологические разработки, способные нивелировать негативное воздействие образующихся отбросов на окружающую среду, они освобождаются от уплаты компенсации.

Отсутствие отрицательного влияния подтверждается данными соответствующих замеров и другой мониторинговой деятельности. Также освобождаются от выплат компании, которые не допускают накопление отходов более чем на 11 месяцев и занимаются утилизацией данных веществ.

В статье 23 указаны и другие нюансы, которые должны учитывать представители бизнеса в утилизационной деятельности.

Третий предусматривает экономические стимулы. Если компания внедряет и активно использует инновационные технологии, способствующие сокращению объема отходов (например, изготавливает продукцию из биоразлагаемых материалов), она получает государственные льготы на оплату компенсации за отрицательное воздействие на экологию размещаемых отходов.

Одним из обязательных платежей в бюджет для субъектов бизнеса является экологический сбор. Его обязаны платить производители продукции, которая подлежит утилизации по завершении срока годности или потере потребительских характеристик.

Ставка сбора рассчитывается с учетом усредненных финансовых показателей расходов на действия с единицей продукции (или ее массы), утратившей технические и эксплуатационные свойства.

Сумму сбора рассчитывают посредством умножения ставки на общий объем (массу, количество) утилизированной продукции или на количество упаковки, использованной при ее производстве, а также на утилизационный норматив (показывается в относительных единицах). Подробная информация об экологическом сборе дана в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. 

Санкции за невыполнение норм Закона

За нарушение ном, прописанных в 89-ФЗ должностные лица организаций, а также физические лица могут привлекаться к разным видам ответственности (в зависимости от тяжести правонарушения), вплоть до уголовной.

Поэтому, чтобы избежать проблем с контролирующими и правоохранительными органами, положения данного нормативно-правового акта должны знать индивидуальные предприниматели, владельцы и топ-менеджеры компаний.

Сдать макулатуру вы можете на нашем сайте.

Адрес

Москва, 4-й Лихачёвский переулок д.15с9

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *