Статья 372 ТК РФ — Порядок учёта мнения профсоюзной организации

Статья 372 ТК РФ - Порядок учёта мнения профсоюзной организации

Скачать ст. 372 ТК РФ

Ст. 372 ТК РФ относится к нормам, обеспечивающим защиту прав и свобод работающих граждан, а также законодательно установленные нормы социального партнерства между работодателем и работниками. Подробнее о нюансах такого обеспечения путем учета мнения выборного органа работников расскажет эта статья.

Статья 372 ТК РФ с ми 2017 года

Статья 372 ТК РФ обязует работодателя учитывать мнение первичного профсоюзного органа предприятия (организации) при принятии внутрифирменных НПА.

Согласование проводится путем предоставления профсоюзу проекта планируемого внутреннего акта и учета мнения профсоюза при окончательном утверждении такого акта.

В трудовом законодательстве России данная статья стала новшеством, предыдущее законодательство не содержало порядка учета мнения выборного органа работников. Также не было в законах и того, какие вопросы и решения относятся к категории, регулируемой статьей 372 ТК РФ.

Теперь, по смыслу абзаца 1 ст. 372 ТК, можно утверждать, что работодатель должен учитывать мнение профсоюза не по всем возможным вопросам, а в части, касающейся соблюдения трудового законодательства, охраны и безопасности труда, а также решения трудовых споров.

Какие критерии первичной профсоюзной организации?

Работники, с целью защиты своих прав, могут объединяться в профессиональные союзы. Такое объединение обычно происходит по виду или сфере деятельности. Первичное объединение допускается в масштабах одного предприятия (организации).

Таким образом, первичный профсоюзный орган отвечает следующим критериям:

  1. Работники объединились на добровольной основе с целью защиты своих прав и интересов.
  2. Объединение имеет выборный орган, представляющий интересы всех участников.
  3. Объединение является независимым от:
    • органов исполнительной власти (как федеральных, так и местных);
    • собственников организации (предприятия);
    • политических партий;           
    • прочих общественных объединений.
  4. Объединение состоялось в рамках одной организации (предприятия).

О том, чего лишены работники, не входящие в профсоюз, читайте в материале «Права работников, не являющихся членами профсоюза».

Что такое коллективный договор?

Внутренний нормативный акт, заключаемый между работодателем и представителями рабочего коллектива. В случае наличия профсоюзного органа — представляет интересы рабочего коллектива именно он (ст. 40 ТК).

Коллективный договор уточняет, дополняет и дополнительно регулирует взаимные обязательства двух сторон трудовых отношений: работодателя и рабочего коллектива.

Именно в отношении аспектов, затрагиваемых в коллективном договоре, работодатель и должен в дальнейшем принимать во внимание мнение первичного профсоюза на своем предприятии.

Какие нормы ТК РФ имеются в виду в абзаце 1 ст. 372 ТК РФ?

Это аспекты, включаемые в коллективные договоры и поднадзорные первичному профсоюзному органу. В том числе по ТК РФ:

  • ст. 82, 180 — по порядку расторжения трудовых отношений по инициативе работодателя, в т. ч. при сокращении штатов или ликвидации;

Подробнее читайте: «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

  • ст. 99, 105, 113, 154, 299, 301 — по режимам труда и отдыха, нормам рабочего времени и его оплаты;

Больше об этих аспектах узнайте здесь: «Рабочее время по Трудовому кодексу».

  • ст. 123, 117, 128 — по отпускам (основным и дополнительным);
  • ст. 135, 136, 144, 147, 162 — по установлению размеров, порядка и сроков выплаты зарплат;
  • ст. 190 — по правилам внутреннего трудового распорядка;
  • ст. 196 — по обучению работников работодателем;
  • ст. 212 — по обеспечению работников средствами защиты;
  • ст. 173, 173.1, 174 — по предоставлению и оплате отпусков в связи с обучением.

О дополнительном регулировании отпусков по учебе: «Заявление на учебный отпуск — образец заполнения 2017»

Как урегулируются спорные вопросы между работниками и работодателем?

Если профсоюзный орган сочтет неприемлемым нововведение, предлагаемое работодателем, и если компромисс так и не будет достигнут, профсоюз вправе:

  1. Составить специальный протокол о том, что его мнение не было учтено.
  2. После принятия работодателем своей редакции внутрифирменного акта подать заявление в Государственную инспекцию труда или в суд.

Уполномоченные органы по заявлению (жалобе) профсоюзного органа выносят решение о законности действий работодателя. Если в таких действиях усматривается нарушение, то инспекция труда или судебный орган выдает предписание об отмене спорного локального акта.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

  • Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
  • Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
  • Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
  • В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным

29. Статус депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ. Компетенция представительного органа МО

29. Статус депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ. Компетенция представительного органа МО
Депутату, члену выборного органа МСУ, выборному должностному лицу МСУ обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации,

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников,

Читайте также:  Работник Появился на РМ в Состоянии Алкогольного Опьянения! Нужны Формы Документов!

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации,

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников,

Каков порядок обращения в суд по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части?

Каков порядок обращения в суд по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части?
Правом обратиться с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части обладают гражданин, организации, прокурор,

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
1. Споры о законности нормативно-правовых актов в настоящее время составляют самостоятельную категорию арбитражных дел, которые рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Статья 191.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным

Случаи, при которых обязательно учитывать мнение профсоюза — НалогОбзор.Инфо

  • Случаи, когда порядок учета мнения профсоюза не установлен
Случаи, когда организация обязана учесть мнение профсоюза Основание
Принятие локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ)
Рабочий день, смена
Разделение рабочего дня на части (на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня) ст. 105 ТК РФ
Введение и отмена режима неполного рабочего дня при угрозе массового увольнения сотрудников ч. 5, 7 ст. 74 ТК РФ
Определение перечня должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем** ст. 101 ТК РФ
Составление графика сменности** ч. 3 ст. 103 ТК РФ
Отпуск
Определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, самостоятельно устанавливаемых работодателем в локальном нормативном акте ч. 2 ст. 116 ТК РФ
Утверждение графика отпусков ст. 123 ТК РФ
Оплата труда
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда** ч. 4 ст. 135 ТК РФ
Определение размера и порядка выплаты сотрудникам дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (за исключением сотрудников, получающих оклад), в локальном нормативном акте ч. 3 ст. 112 ТК РФ
Утверждение формы расчетного листка** ч. 2 ст. 136 ТК РФ
Установление конкретного размера повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда** ч. 3 ст. 147 ТК РФ
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день** ч. 2 ст. 153 ТК РФ
Правила трудового распорядка
Утверждение Правил трудового распорядка** ст. 190 ТК РФ
Повышение квалификации
Определение формы профподготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников** ч. 3 ст. 196 ТК РФ
Охрана труда
Утверждение правил и инструкций по охране труда абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ
Вахта
Утверждение порядка применения вахтового метода ч. 4 ст. 297 ТК РФ
Увеличение продолжительности вахты ч. 2 ст. 299 ТК РФ
Утверждение графика работы на вахте ч. 1 ст. 301 ТК РФ
Установление размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы в локальном нормативном акте ч. 4 ст. 302 ТК РФ
Крайний Север
Установление компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте ч. 8 ст. 325 ТК РФ
Установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте ч. 5 ст. 326 ТК РФ
Увольнение сотрудников (ст. 373 ТК РФ)
Сокращение численности или штата сотрудников, являющихся членами профсоюза п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ
Несоответствие сотрудника (являющегося членом профсоюза) занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации) п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ
Неоднократное неисполнение сотрудником, являющимся членом профсоюза, трудовых обязанностей п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ
Увольнение сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (вне зависимости от причины увольнения) ч. 3 ст. 171 ТК РФ
Случаи, когда порядок учета мнения профсоюза законодательно не установлен*
Привлечение сотрудников к сверхурочным работам, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 статьи 99 Трудового кодекса РФ ч. 4 ст. 99 ТК РФ
Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 113 Трудового кодекса РФ ч. 5 ст. 113 ТК РФ
Применение систем нормирования труда** ст. 159 ТК РФ
Принятие работодателем необходимых мер при угрозе массовых увольнений (например, уведомление службы занятости) ч. 4 ст. 180 ТК РФ
Установление нормы бесплатной выдачи спецодежды и других средств индивидуальной защиты, улучшающих защиту сотрудников от имеющихся на рабочих местах вредных факторов** ч. 2 ст. 221 ТК РФ
Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ

* В указанных случаях организация вправе:

  • самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре);
  • использовать порядок согласования, предусмотренный статьей 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

** В указанных случаях решение может (должно) быть принято с учетом мнения иного представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

Об учете мнения первичной профорганизации — Статьи газеты «Солидарность»

Трудовой кодекс РФ указывает случаи, когда работодатель имеет право принимать решения (локальные нормативные акты): с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации; без учета мнения этого органа; по согласованию с ним. ТК РФ регламентирует соответствующие этим случаям процедуры.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 2019

17. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

17.4. Учет мнения профоргана при принятии решений

Принимая решение, работодатель оформляет его в виде локальных нормативных актов (ЛНА), таких как приказ или распоряжение, либо наложением на документ резолюций: “согласовано”, “не возражаю”, “ходатайствую” и т.д.

Читайте также:  Охрана Труда Медицинских Работников! Организуем Правильно!

(Не имеют права принимать ЛНА работодатели-физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.) Работодатель обязан ознакомить работников под подпись с ЛНА, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (ст. 22 ТК РФ).

При этом в случаях, предусмотренных ТК РФ, он обязан учитывать мнение соответствующего профоргана (ст. 371 ТК РФ).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профорганизации при принятии ЛНА (ст. 372 ТК РФ)

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ и НПА РФ, колдоговором, соглашениями, работодатель направляет проект ЛНА и обоснование по нему в выборный орган первички (далее для краткости — профком), представляющий интересы всех или большинства работников.

Профком не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта ЛНА направляет работодателю письменное мотивированное мнение. Если это мнение не содержит согласия с проектом ЛНА или содержит какие-то предложения, работодатель обязан либо согласиться, либо в течение трех дней провести консультации с профкомом для достижения взаимоприемлемого решения.

При разногласиях они оформляются протоколом, и работодатель имеет право принять ЛНА. А профком — обжаловать в госинспекцию труда (ГИТ) или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

ГИТ, получив жалобу (заявление) профкома, обязана в течение месяца провести проверку, а выявив нарушение, выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене ЛНА.

Порядок учета мотивированного мнения профкома при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ)

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора по п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником — членом профсоюза работодатель направляет в профком проект приказа и копии документов, являющихся основанием принятия решения.

Профком в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Если профком выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение 3 рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, оформляя результаты протоколом.

При недостижении согласия работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в профком проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. Оно может быть обжаловано в ГИТ.

В течение 10 дней со дня получения жалобы ГИТ рассматривает вопрос об увольнении и, если признает увольнение незаконным, выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение процедуры не лишает работника или профком, представляющий его интересы, права обжаловать увольнение в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание ГИТ.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее месяца со дня получения мотивированного мнения профкома. В этот период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Примеры предусмотренных ТК РФ случаев, когда работодатель может принять решение без учета мнения профкома:

— при неудовлетворительном результате испытания, когда работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом письменно не позднее чем за 3 дня и указав причины, послужившие основанием его для признания не выдержавшим испытание (ст. 71 ТК РФ). В таком случае работника увольняют без выходного пособия, а он имеет право обжаловать решение работодателя в суд;

— работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профоргана, если оно не представлено в срок или признано судом необоснованным на основании заявления работодателя (ст. 374 ТК РФ).

  • Итак, в соответствии с ТК РФ, работодатели могут принимать решения, в том числе в виде ЛНА, в следующем порядке:
  • — с учетом мнения профкома при принятии ЛНА (ст. 372 ТК РФ);
  • — с учетом мнения профкома при принятии ЛНА, когда указание на установленный ст. 372 ТК РФ порядок отсутствует;
  • — без указания на то, что принятие ЛНА осуществляется с учетом мнения профкома;

— без учета мнения вообще (ст. 71, ст. 374 ТК РФ);

— по согласованию с профкомом, если такой порядок установлен колдоговором или соглашением.

17.5. Согласование решения с выборным органом первички

Процедура принятия решения (ЛНА) работодателем с учетом мнения профкома отличается от процедуры согласования такого решения.

Учет мнения (ст. 372 ТК РФ) — это процедура, в соответствии с которой работодатель разрабатывает ЛНА самостоятельно, без участия представителей первички, и направляет проект акта для получения мотивированного мнения по содержанию документа.

Разногласия по проекту документа оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять ЛНА без согласия профкома. Профком может обжаловать такой ЛНА в ГИТ или в суд, а также имеет право начать коллективный трудовой спор в соответствии с ТК РФ.

Согласование — это процедура, в соответствии с которой работодатель не может принять ЛНА, если профком не согласен с проектом. При этом разрабатывать проект документа работодатель может вместе с представителями профкома.

“А”-СПРАВКА

Вариант установления в колдоговоре (соглашении) процедуры, по которой проект ЛНА принимается в результате согласования с выборным органом первички:

Работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации (ППО) предложение в письменном виде о разработке локального нормативного акта (ЛНА) с указанием участников разработки ЛНА со своей стороны. Выборный орган ППО в течение 3 рабочих дней направляет в письменном виде согласие с разработкой ЛНА с указанием перечня представителей со своей стороны.

Получив это согласие, работодатель в течение 3 рабочих дней создает рабочий орган по разработке ЛНА, состоящий из равного числа своих представителей и представителей выборного органа ППО. Рабочий орган по разработке ЛНА определяет срок разработки ЛНА и в этот срок разрабатывает ЛНА.

  1. При разногласиях по отдельным положениям или разделам разрабатываемого ЛНА рабочий орган устанавливает себе срок, в течение которого вырабатывает согласованный вариант ЛНА.
  2. Если разногласия не будут урегулированы в установленный срок, представители рабочего органа со стороны работодателя обсуждают их с работодателем в течение 5 рабочих дней и вырабатывают решение.
  3. Представители рабочего органа со стороны выборного органа ППО тоже обсуждают возникшие разногласия со всеми представителями выборного органа ППО в течение 5 рабочих дней и вырабатывают решение.

После этого рабочий орган по разработке ЛНА собирается и обсуждает решения сторон. При непринятии согласованных решений участниками рабочего органа от работодателя и от работников рабочий орган предлагает работодателю принять участие в заседании для рассмотрения разногласий.

ЛНА, его отдельные положения или разделы могут быть приняты только после достижения согласия между работодателем (его представителями) и выборным органом ППО.

Если согласованные решения по отдельным положениям или разделам ЛНА выработаны не будут, такие положения или разделы должны быть исключены из проекта ЛНА.

Если же не будут выработаны согласованные решения в целом по проекту ЛНА, то такой ЛНА не может быть принят работодателем.

По аналогии с вышеприведенным вариантом (см. справку) процедуры согласования ЛНА, утверждающего, например, систему оплаты труда в организации, можно разработать процедуру учета мнения, отличную от процедуры, установленной в ст. 372 ТК РФ, и позволяющую блокировать принятие ЛНА работодателем, если с проектом не согласно больше половины работников организации.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ТК РФ)

(наименование в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N
90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27,
ст. 2878)

Читайте также:  Новые Классы Профессионального Риска по ОКВЭД 2017!

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед
принятием решения направляет проект локального нормативного акта и
обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной
организации, представляющий интересы всех или большинства
работников (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ —
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст.
2878).

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее
пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального
нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по
проекту в письменной форме (в ред. Федерального закона от 30 июня
2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 27, ст. 2878).

В случае, если мотивированное мнение выборного органа
первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом
локального нормативного акта либо содержит предложения по его
совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан
в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести
дополнительные консультации с выборным органом первичной
профсоюзной организации работников в целях достижения
взаимоприемлемого решения (в ред. Федерального закона от 30 июня
2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 27, ст. 2878).

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются
протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный
нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом
первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную
инспекцию труда или в суд.

Выборный орган первичной профсоюзной
организации также имеет право начать процедуру коллективного
трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом (в ред.
Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Государственная инспекция труда при получении жалобы
(заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации
обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления)
провести проверку и в случае выявления нарушения выдать
работодателю предписание об отмене указанного локального
нормативного акта, обязательное для исполнения (в ред. Федерального
закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

открыть раздел в документе найти материалы

В каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения профсоюзного органа или по согласованию с ним?

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения из-за изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

  • определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);
  • установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);
  • определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

  1. установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);
  2. утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);
  3. принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

  • определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);
  • установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);
  • установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);
  • увеличение продолжительности вахты до 3-х месяцев (ст. 299 ТК);
  • утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);
  • установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);
  • установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);
  • установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

  1. С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:
  2. установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);
  3. определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);
  4. составление графиков сменности (ст. 103 ТК);
  5. принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);
  6. утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);
  7. установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);
  8. установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);
  9. установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);
  10. применение систем нормирования труда (ст. 159);
  11. принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);
  12. утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, во-первых, при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, во-вторых, при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, в-третьих, при принятии отдельных управленческих решений.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

  • Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.
  • Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.
  • Отдел защиты прав трудящихся
  • Пермского крайсовпрофа
  • ← Вернуться

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *