Требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда ужесточат

Однако до недавнего времени развитие природоохранного законодательства в РФ двигалось медленными темпами, особенно в части, касающейся ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде.

Между тем по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее Минприроды России), в результате проведенной инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба выявлено 340 крупных объектов, на которых накоплено около 400 млн тонн загрязнений2.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования воп­росов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, Минприроды России подготовлен ряд проектов нормативных актов в части урегулирования вопросов ликвидации накопленного вреда, среди них:
1. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением Главы XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая вступила в законную силу с 1 января 2017 года.
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», разработанный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2017 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 
Федерации».
3. Предусмотрена разработка постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде», в котором будут раскрыты процедуры принятия решений о включении или «невключении» объектов в реестр, определен порядок проведения категорирования объектов на основе балльной оценки значений каждого из критериев, установлены процедуры обновления информации о статусе объектов и др.
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».

Требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда ужесточат
Процесс ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает следующие этапы: проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изыс­каний, в целях выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, их оценка и учет в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде; разработка проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение с соответствующими государственными органами; проведение работ по ликвидации накопленного вреда; контроль и приемка выполненных работ.

  • Порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде
  • Как ранее отмечалось, в первую очередь проводится обследование объекта накопленного вреда окружающей среде с целью получения необходимых сведений для подготовки проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. 
  • Требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда ужесточатПроект работ по ликвидации накопленного вреда 
    Проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде должен содержать подробную информацию о предполагаемых мероприятиях по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а именно:
    — пояснительную записку с результатами предварительного обследования объекта;
    — эколого-экономическое и техническое обоснование предполагаемых мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
    — поэтапное описание объема предполагаемых работ с приложением графика выполнения работ по каждому этапу;
    — сметные расчеты затрат по каждому этапу;
    — мероприятия по обеспечению безо­пасности.

1. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и их оценка. Выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность или на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
При этом законодатель не уточняет, что подразумевается под процедурой инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде и какие работы она должна включать.Ответ на данный вопрос можно найти в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности». Проект разработан Минприроды и проходит стадию пуб­личного обсуждения.
Согласно п. 3 ст. 80.1 указанного проекта инвентаризация включает проведение первичного обследования, установление возможных причин возникновения такого вреда, установление прав собственности, ответственности за возникновение накопленного вреда окружающей среде, оценку и анализ влияния накопленного вреда окружающей среде  и на обеспечение экологической безопасности.
Оценка объектов накопленного вреда окружающей среде производится субъектами РФ и органами местного самоуправления по критериям, перечисленным в п. 2 ст. 80.1 Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде. Объекты накопленного вреда окружающей среде, выявленные по результатам проведения инвентаризации и обследования, подлежат включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Решение о включении такого объекта в реестр принимается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления от органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Регистрирующий орган вправе по результатам рассмотрения материалов выявления и оценки накопленного вреда окружающей среде отказать во включении такого объекта в реестр при его несоответствии установленным законом критериям.
В целях установления очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер на этапе регистрации объектов накопленного вреда окружающей среде проводится категорирование таких объектов.
Категорирование осуществляется в два этапа: сначала государственным органом проводится оценка уровня экологической опасности исследуемого объекта, затем данный объект сопоставляется с иными объектами реестра по степени их влияния на состояние экологической безопасности окружающей среды. Соответственно, на объектах, оказывающих наибольшее негативное воздействие на состояние окружающей среды, ликвидация накопленного вреда окружающей среде производится в первоочередном порядке.
Государственный орган правомочен обновлять информацию об объекте либо исключить его из реестра, если он перестает соответствовать требованиям, предъявляемым законом к объектам накопленного вреда окружающей среде.
Порядок ведения государственного реестра таких объектов устанавливается Правительством РФ посредством разработки постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде».
Предполагается, что сведения государственного реестра будут представлены в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа или государственной тайне.
3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах, внесенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для осуществления мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде государственный орган или орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект накопленного вреда окружающей среде, заключает государственный (муниципальный) контракт с подрядной организацией на выполнение мероприятий по ликвидации накопленного вреда (далее исполнитель контракта). 
Подробное описание порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде содержится в Проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», разработанном Минприроды в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако проект до настоящего времени не принят.

Разработанный и утвержденный исполнителем контракта проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде должен быть представлен на согласование заказчику.

Государственный орган, орган местного самоуправления, выступающие заказчиками по контракту на ликвидацию накопленного вреда, обязаны согласовать проект работ по ликвидации вреда в течение 30 дней со дня его поступления либо предоставить обоснованный отказ в согласовании с указанием рекомендаций по его доработке. После доработки проект направляется заказчику на повторное согласование.

  1. Работы по ликвидации причиненного вреда
    За этапом согласования проекта следуют непосредственно работы по ликвидации вреда, контроль за выполнениями которых осуществляется государственными и муниципальными органами, являющимися заказчиками по контракту на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде. По результатам завершения мероприятий по ликвидации вреда исполнитель контракта направляет в адрес заказчика акт о приемке выполненных работ с приложением следующих материалов:
    — пояснительной записки о проведенных работах по ликвидации накопленного вреда;
    — копий договоров с подрядными и проектными организациями; 
    — финансовых документов, подтверждающих проведение работ, закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;
    — данных о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе о достигнутых результатах;
  2. — иных документов, подтверждающих выполнение работ по ликвидации накопленного вреда.
Читайте также:  Актуальные Нормативные Документы По Съёмным Грузозахватным Приспособлениям!

Прием работ по ликвидации накопленного вреда
Приемка работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется заказчиком в течение 30 дней со дня поступления от исполнителя контракта акта о приемке работ.

Государственный орган, орган местного самоуправления (заказчик по контракту) подписывают акт о приемке выполненных работ в случае его соответствия всем требованиям закона, а также при наличии необходимых приложений.

 
Несоответствие выполненных работ утвержденному проекту работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде является основанием для составления государственным органом, органом местного самоуправления акта о проведении доработки по ликвидации вреда. 

После устранения недостатков согласно акту о проведении доработки сторонами подписывается акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, копия которого направляется исполнителем в Минприроды России для исключения данного объекта накопленного вреда из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Необходимо знать
Стоит отметить, что Минприроды России разработан очередной Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в час­ти ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».
Наибольший интерес в законопроекте вызывают новеллы, касающиеся порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах, используемых на праве собственности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вошедших в состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации. Согласно ст. 80.3 указанного проекта работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в рассматриваемом случае должны быть осуществлены юридическими лицами, в собственности которых находятся объекты накопленного вреда окружающей среде.
Проектом определяется, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся такие объекты, обязаны разработать и утвердить программу поэтапной ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В заключение нужно отметить, что тенденция законодателя к усилению нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, является положительным явлением для сложившейся российской действительности.

Внесенные и планируемые изменения в природоохранное законодательство позволят исключить возможность формирования объектов накопленного вреда окружающей среде в будущем, а также позволят создать единую организационную систему по ликвидации ранее накопленных загрязнений.

Требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда ужесточат

1 Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но не ратифицировала его. 22 октября 2004 года Госдума одобрила проект ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».2 http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134354.

Новые правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Органы местного самоуправления имеют право заниматься организацией работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. При организации работ муниципалитет обязан соблюдать Правила, которые Правительство утвердило в мае 2018 года (постановление от 04.05.2018 № 542).

В Правилах № 542 законодатель установил:

  • порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • порядок разработки и согласования проекта;
  • механизм контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • порядок приемки выполненных работ.

Отметим, что Правительство сформулировало пункт 2 Правил № 542 как прямое предписание для органов местного самоуправления организовать работы по ликвидации накопленного вреда на объектах, включенных в государственный реестр. Это положение Правил № 542 противоречит вышестоящему акту — Закону № 7-ФЗ, которым предусмотрено право на организацию таких работ.

НА ЗАМЕТКУ: Зачем нужны новые правила

Впервые понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде» были введены в Закон № 7-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ. Тогда же в Законе № 7-ФЗ появилась новая глава — XIV.1.

В ней законодатель закрепил комплекс административных процедур и полномочий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде детализируют положения главы XIV.1 Закона № 7-ФЗ.

Кто и на каких объектах организует работы

Организовать работы нужно только на объектах, включенных в государственный реестр. Чтобы их выявить, муниципалитет проводит инвентаризацию и обследование территорий и акваторий, где в прошлом осуществлялась какая-либо деятельность и (или) были расположены бесхозяйные объекты капитального строительства, объекты размещения отходов.

Затем подает в Минприроды заявление с просьбой включить выявленные объекты в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Министерство включит объект в реестр и затем в течение 30 рабочих дней присвоит ему категорию (приказ от 04.08.2017 № 435).

Сейчас в списке, размещенном на сайте Минприроды, 99 объектов накопленного вреда окружающей среде в различных регионах России.

Работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде могут организовать не только органы местного самоуправления, но и региональные органы государственной власти.

В Правилах № 542 Правительство не уточнило, как распределяются полномочия по организации этих работ.

Неясно, должен ли орган местного самоуправления организовать работы, если он не обращался в Минприроды и объект был внесен в реестр по заявлению регионального органа власти.

Что делать, если на организацию работ не хватает средств

Ни в Законе № 7-ФЗ, ни в Правилах № 542 не урегулированы вопросы финансирования работ, связанных с ликвидацией накопленного вреда окружающей среде. Регионы могут получать из федерального бюджета субсидии в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (постановление Правительства от 13.08.2016 № 790).

У муниципальных образований такого источника средств нет. Частично проблему можно решить на уровне регионального законодательства.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право предусмотреть в региональном законе межбюджетные трансферты на финансирование работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на уровне муниципалитета.

В пункте 2 Правил № 542 указано единственное основание для органов местного самоуправления начать организацию работ — включение объекта в реестр. В то же время пунктом 2 статьи 80.

1 Закона № 7-ФЗ предусмотрена не обязанность, а право муниципалитета организовывать эти работы.

При таком подходе орган местного самоуправления может избежать организации затратных работ, если не будет сам выявлять и оценивать объекты накопленного вреда.

Формулировка пункта 2 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ допускает пассивное ожидание. Но такой подход может негативно повлиять на качество и результативность решения задачи ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Рекомендуем требовать компенсации у юридических и физических лиц, которые причинили вред окружающей среде. Такая возможность предусмотрена статьей 77 Закона № 7-ФЗ. Иск можно предъявить в течение 20 лет с момента выявления вреда (п. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ).

Если вы представите достаточные доказательства, суд возложит на ответчика обязанность возместить причиненный вред.

На какие этапы разделить работы

Если Минприроды включило в реестр объект на территории муниципального образования по вашему заявлению, организуйте на нем работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по Правилам № 542. Если в местном бюджете достаточно средств, организуйте эти работы и на объектах, внесенных в реестр по инициативе другого органа власти, но расположенных на вашей территории.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает:

  • проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий;
  • разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда;
  • согласование и утверждение проекта;
  • проведение работ по ликвидации накопленного вреда;
  • контроль и приемку проведенных работ.

Эти этапы перечислены в пункте 3 статьи 80.2 Закона № 7-ФЗ и в пункте 3 Правил № 542.

Орган местной власти проводит обследования объекта, утверждает проект, занимается контролем и приемкой работ. Разработка проекта — задача исполнителя работ. Он же должен согласовать проект с Росприроднадзором. Определите исполнителя работ по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обследование объекта

Обследуйте объект накопленного вреда окружающей среде, который выявил орган местного самоуправления. Проведите оценку объекта.

Определите:

  • объем или массу загрязняющих веществ, отходов и их класс опасности;
  • площадь территории или акватории, на которой расположен объект, категорию и виды разрешенного использования земель;
  • уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду, в том числе способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов;
  • численность населения, которое проживает на территории, где окружающая среда испытывает негативное воздействие или находится под угрозой такого воздействия.
  • Разработка проекта
  • НА ЗАМЕТКУ: Сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде установите в муниципальном контракте с исполнителем
  • Разработанный исполнителем проект должен включать:
  • пояснительную записку и эколого-экономическое обоснование работ по ликвидации накопленного вреда;
  • содержание, объемы и график работ;
  • сметные расчеты затрат (локальные и сводные).
  1. Это закреплено в пункте 6 Правил № 542.
  2. Экспертиза и согласование
  3. 30 рабочих дней — срок согласования, который должен соблюсти Росприроднадзор
  4. В некоторых случаях исполнитель должен направить проект по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на экспертизу и получить положительное экспертное заключение. Например, к объектам государственной экологической экспертизы относятся:
  • проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности;
  • проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности;
  • проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.
Читайте также:  Обучение По Охране Труда в Здравоохранении! Обучаем Правильно!

Если проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде касается объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, и включает рекультивацию нарушенных земель, исполнитель должен провести экологическую экспертизу (ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ).

После экспертизы исполнитель согласовывает проект с Росприроднадзором. Чиновники обязаны дать ответ в течение 30 рабочих дней со дня, когда получили проект. Они направят исполнителю заключение о согласовании проекта или мотивированное заключение об отказе в согласовании. Если Росприроднадзор прислал отказ, исполнитель дорабатывает проект и направляет его на повторное согласование.

Утверждение проекта и приемка работ

Согласованный проект заказчик должен утвердить в течение 30 рабочих дней (п. 12 Правил № 542). Факт утверждения проекта закрепляет за заказчиком функции контроля проводимых работ (п. 13 Правил № 542).

Когда исполнитель завершит работы, составьте акт об их приемке (п. 15 Правил № 542). Направьте его в Минприроды по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. На основании акта министерство исключит объект из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Решение будет принято в срок не более 30 рабочих дней со дня представления акта.

Минприроды внесло в кабмин законопроект об ответственности по ликвидации вреда природе

МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Минприроды внесло в правительство на рассмотрение проект федерального закона, предусматривающий обеспечение исполнения собственниками промпредприятий обязанности по ликвидации причиненного вреда окружающей среде. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе Минприроды.

Законопроект подготовлен по поручению президента Владимира Путина и вице-премьера Виктории Абрамченко.

Согласно законопроекту, предполагается введение регулирования в отношении наиболее опасных производственных объектов, оказывающих негативно воздействие на природу: крупных химических, металлургических и нефтеперерабатывающих заводов, а также предприятий, на которых используются токсичные вещества.

Документ вносит изменения в несколько федеральных законов, включая законы «Об акционерных обществах», «О промышленной безопасности», «Об охране окружающей среды», а также в Градостроительный кодекс РФ.

«Все больше на слуху ситуации, когда опасный промышленный объект является банкротом и не стоит практически ничего, а его рекультивация стоит дорого, как например, в Усолье-Сибирском.

Ликвидация таких объектов осуществляется за счет государства, но таких ситуаций возникать не должно. Поэтому разработан данный законопроект.

Он предупредит накопление вреда окружающей среде, не допустит появление новых горячих экологических точек», — сказал глава Минприроды Александр Козлов, слова которого приводит пресс-служба.

О главном нововведении

Ключевым нововведением является требование о получении заключения об оценке причиненного вреда окружающей среде.

Получение заключения станет обязательным при исключении опасных производственных объектов из государственного реестра, при снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также при их отчуждении, преобразовании или банкротстве. За выдачу таких заключений будет отвечать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством.

«Положения законопроекта распространяются как на новые проектируемые и вводимые в эксплуатацию промышленные предприятия, так и на действующие. Новые предприятия будут обязаны включать в проектную документацию мероприятия по ликвидации вреда.

А для действующих — предусмотрены переходные положения — сроки, в которые они должны разработать планы мероприятий по ликвидации вреда. Далее к ним будут применяться требования по финансовому обеспечению этих мероприятий», — добавил Козлов.

Кроме того, собственники предприятий будут должны подтверждать финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде с использованием нескольких финансовых инструментов: банковской или независимой гарантии, договора страхования, резервного фонда. Плата за негативное воздействие на природу, штрафы за административные нарушения по ее охране и платежи по искам о возмещении вреда будут направляться на выявление, оценку или ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: новеллы природоохранного законодательства

  • Обсуждения о необходимости введения в российском законодательстве понятия и процедуры ликвидации (возмещения) накопленного вреда окружающей среде ведутся в нашей стране с момента подписания Киотского протокола[1].
  • Однако до недавнего времени развитие природоохранного законодательства в Российской Федерации двигалось медленными темпами, особенно в части, касающейся ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде.
  • Между тем, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России), в результате проведенной инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба выявлено 340 крупных объектов, на которых накоплено около 400 млн тонн загрязнений[2].
  • В целях совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, Минприроды России подготовлен ряд проектов нормативных актов в части урегулирования вопросов ликвидации накопленного вреда, среди них:
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением Главы XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая вступает в законную силу с 1 января 2017 года;
  • Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», разработанный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • предусмотрена разработка постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде», в котором будут раскрыты процедуры принятия решений о включении или «невключении» объектов в реестр, определен порядок проведения категорирования объектов на основе балльной оценки значений каждого из критериев, установлены процедуры обновления информации о статусе объектов и др.;
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».

Рассмотрим подробнее новеллы Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся главы XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде».

Указанная глава подлежит включению в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и вступает в силу с 1 января 2017 года.

Поскольку институт «ликвидации накопленного вреда окружающей среде» является новым для российского природоохранного законодательства, статья 1 Закона об охране окружающей среды дополнена новыми понятиями, а именно:

  • накопленный вред окружающей среде, под которым понимается вред, возникший по результатам осуществления прошлой экономической либо иной деятельности и не устраненный в полном объеме;
  • объект накопленного вреда окружающей среде, под которым понимается территория либо акватория, на которой выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Процесс ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает следующие этапы:

  • проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, в целях выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, их оценка и учет в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде;
  • разработка проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение с соответствующими государственными органами;
  • проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • контроль и приемка выполненных работ.

Порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает следующие стадии.

1. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и их оценка.

  1. Выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность или на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
  2. При этом законодатель не уточняет, что подразумевается под процедурой инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде и какие работы она должна включать.
  3. Ответ на данный вопрос можно найти в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».
  4. Проект разработан Минприроды и проходит стадию публичного обсуждения.
Читайте также:  Статья 372 ТК РФ - Порядок учёта мнения профсоюзной организации

Согласно п. 3 ст. 80.1 указанного проекта инвентаризация включает проведение первичного обследования, установление возможных причин возникновения такого вреда, установление прав собственности, ответственности за возникновение накопленного вреда окружающей среде, оценку и анализ влияния накопленного вреда окружающей среде на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности.

Оценка объектов накопленного вреда окружающей среде производится субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления по критериям, перечисленным в п. 2 ст. 80.

1 Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (объем загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площадь загрязненной территории/акватории; количество населения, проживающего в зоне негативного воздействия объекта, и др.).

2. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде.

  • Объекты накопленного вреда окружающей среде, выявленные по результатам проведения инвентаризации и обследования, подлежат включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
  • Решение о включении такого объекта в реестр принимается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления от органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
  • Регистрирующий орган вправе по результатам рассмотрения материалов выявления и оценки накопленного вреда окружающей среде отказать во включении такого объекта в реестр при его несоответствии установленным законом критериям.
  • В целях установления очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер, на этапе регистрации объектов накопленного вреда окружающей среде проводится категорирование таких объектов.
  • Категорирование осуществляется в два этапа: сначала государственным органом проводится оценка уровня экологической опасности исследуемого объекта, затем данный объект сопоставляется с иными объектами реестра по степени их влияния на состояние экологической безопасности окружающей среды.
  • Соответственно, на объектах, оказывающих наибольшее негативное воздействие на состояние окружающей среды, ликвидация накопленного вреда окружающей среде производится в первоочередном порядке.
  • Государственный орган правомочен обновлять информацию об объекте либо исключить его из реестра, если он перестает соответствовать требованиям, предъявляемым законом к объектам накопленного вреда окружающей среде.
  • Порядок ведения государственного реестра таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации посредством разработки постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде».
  • Предполагается, что сведения государственного реестра будут представлены в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа или государственной тайне.

3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах, внесенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, и включает следующие этапы:

  • обследование объекта, в том числе инженерные изыскания;
  • разработка проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • cогласование и утверждение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • контроль и приемка выполненных работ.

Для осуществления мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде государственный органы или орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект накопленного вреда окружающей среде, заключает государственный (муниципальный) контракт с подрядной организацией на выполнение мероприятий по ликвидации накопленного вреда (далее – исполнитель контракта).

Подробное описание порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде содержится в Проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», разработанном Минприроды в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако проект до настоящего времени не принят.

Как ранее отмечалось, в первую очередь проводится обследование объекта накопленного вреда окружающей среде с целью получения необходимых сведений для подготовки проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде должен содержать подробную информацию о предполагаемых мероприятиях по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а именно:

  • пояснительную записку с результатами предварительного обследования объекта;
  • эколого-экономическое и техническое обоснование предполагаемых мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • поэтапное описание объема предполагаемых работ с приложением графика выполнения работ по каждому этапу;
  • сметные расчеты затрат по каждому этапу;
  • мероприятия по обеспечению безопасности.

Разработанный и утвержденный исполнителем контракта проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде должен быть представлен на согласование заказчику.

Государственный орган, орган местного самоуправления, выступающие заказчиками по контракту на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, обязаны согласовать проект работ по ликвидации вреда в течение 30 дней со дня его поступления либо предоставить обоснованный отказ в согласовании с указанием рекомендаций по его доработке. После доработки проект направляется Заказчику на повторное согласование.

За этапом согласования проекта следуют непосредственно работы по ликвидации вреда, контроль за выполнениями которых осуществляется государственными и муниципальными органами, являющимися заказчиками по контракту на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде.

По результатам завершения мероприятий по ликвидации вреда исполнитель контракта направляет в адрес заказчика акт о приемке выполненных работ с приложением следующих материалов:

  • пояснительной записки о проведенных работах по ликвидации накопленного вреда;
  • копий договоров с подрядными и проектными организациями;
  • финансовых документов, подтверждающих проведение работ, закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;
  • данных о фактическом состоянии окружающей среды, в том числе о достигнутых результатах;
  • иных документов, подтверждающих выполнение работ по ликвидации накопленного вреда.
  1. Приемка работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется заказчиком в течение 30 дней со дня поступления от исполнителя контракта акта о приемке работ.
  2. Государственный орган, орган местного самоуправления (заказчик по контракту) подписывают акт о приемке выполненных работ в случае его соответствия всем требованиям закона, а также при наличии необходимых приложений.
  3. Несоответствие выполненных работ утвержденному проекту работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде является основанием для составления государственным органом, органом местного самоуправления акта о проведении доработки по ликвидации вреда.
  4. После устранения недостатков согласно акту о проведении доработки сторонами подписывается акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, копия которого направляется исполнителем в Минприроды России для исключения данного объекта накопленного вреда из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
  5. Стоит отметить, что Минприроды России разработан очередной Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности».
  6. Наибольший интерес в законопроекте вызывают новеллы, касающиеся порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах, используемых на праве собственности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вошедших в состав имущественного комплекса при переходе права собственности, в том числе при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации. 

Согласно ст. 80.3 указанного проекта работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в рассматриваемом случае должны быть осуществлены юридическими лицами, в собственности которых находятся объекты накопленного вреда окружающей среде.

Проектом определяется, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся такие объекты, обязаны разработать и утвердить программу поэтапной ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда окружающей среде.

Проектом также предусматривается обязанность указанных лиц предоставлять ежегодную отчетность о выполнении программы поэтапной ликвидации вреда. На данный момент проект в Госдуму не внесен.

В заключение нужно отметить, что тенденция законодателя к усилению нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, является положительным явлением для сложившейся российской действительности.

Внесенные и планируемые изменения в природоохранное законодательство позволят исключить возможность формирования объектов накопленного вреда окружающей среде в будущем, а также позволят создать единую организационную систему по ликвидации ранее накопленных загрязнений.

[1] Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но не ратифицировала его. 22 октября 2004 года Госдума одобрила проект ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

[2] http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134354.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *