Управление профессиональными рисками. Шум

Превышение допустимого уровня шума может создавать физический и психологический стресс, снижать производительность, мешать общению и концентрации, а также способствовать несчастным случаям и травмам на рабочем месте, затрудняя восприятие предупреждающих сигналов.

Воздействие высоких уровней шума может привести к постоянной потере слуха. Ни хирургия, ни слуховой аппарат не могут исправить полную потерю слуха.

Опасно не только постоянное присутствие повышенного уровня шума в процессе работы, но и кратковременное воздействие слишком громких звуков.

Результатом потери слуха является не только ограничение к выполнению определенной работы, но и серьезное снижение вашей способности к общению.

Давайте разберем основные меры управления риском потери слуха.

Как работает ухо?

Ухо человека можно разделить на три части. Внешнее (наружное) ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Внутреннее ухо содержит структуру, похожую на улитку, которая заполнена жидкостью и выстлана клетками с очень тонкими волосками. Эти микроскопические волосы движутся вместе с вибрациями и преобразуют звуковые волны в нервные импульсы — в результате получается звук, который мы слышим.

Воздействие громкого шума может разрушить эти волосяные клетки и привести к потере слуха!

Что такое шум?

Шум и вибрация — это колебания воздуха (или других сред), которые влияют на организм человека. Вибрации, которые обнаруживаются человеческим ухом, классифицируются как звук. Мы используем термин «шум» для обозначения нежелательного звука.

Шум и вибрация могут нанести вред работникам. Уровень риска потери слуха тем выше, чем выше громкость и дольше продолжительность воздействия шума.

Недавно было проведено исследование Национального института безопасности и гигиены труда (NIOSH) под названием «Сердечнососудистые заболевания, проблемы со слухом и профессиональное воздействие в промышленности и профессии США». NIOSH увидел взаимосвязь между громким шумом на работе и такими последствиями, как высокое кровяное давление, высокий уровень холестерина.

Какой уровень шума безопасен?

В России вероятность развития профессиональных заболеваний, вызванных превышением по шуму, определяется в процессе проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ). Согласно применяемой методике безвредным (ни как не влияющим на здоровье) считается шум ниже 80 дБ.

В США законодательные ограничения на уровень шума на рабочем месте устанавливает OSHA. Там допустимый предел воздействия шума составляет 90 дБ для всех работников в течение 8 часов в день. При увеличении уровня шума на 5 дБ, время, в течение которого человек может подвергаться его воздействию для получения той же дозы, уменьшается вдвое.

NIOSH рекомендует более жесткий подход.

Например: OSHA позволяет 8 часов воздействия до 90 дБ, но только 2 часа воздействия при уровне звука 100 дБ. NIOSH рекомендует ограничить 8-часовое воздействие менее 85 дБ. При 100 дБ NIOSH рекомендует менее 15 минут воздействия в день.

Как распознать признаки того, что на вашем рабочем месте слишком шумно?

Работники должны быть ознакомлены с условиями труда на рабочем месте. Работодатель знакомит их с результатами СОУТ, проводит инструктажи. К сожалению, не редки случаи искажения результатов измерений в сторону уменьшения вредности. Поэтому карты спецоценки не всегда отражают реальную картину с вредностью.

Вы можете самостоятельно понять, что на вашем рабочем месте опасно если:

  • Вы должны кричать, чтобы быть услышанным коллегой на расстоянии вытянутой руки;
  • Вы слышите звон или жужжание в ушах, когда уходите с работы;
  • Вы испытываете временную потерю (или снижение) слуха при уходе с работы;

Средства минимизации риска

Существует несколько способов контроля и снижения воздействия шума на рабочем месте.

Технические меры управления включают в себя модификацию или замену оборудования, или внесение соответствующих физических изменений в источник шума или вдоль пути передачи, чтобы снизить уровень шума в рабочей зоне. В некоторых случаях применение относительно простого инженерного решения по управлению шумом снижает уровень шума до безопасного уровня.

  • Выберите малошумные инструменты и оборудование;
  • Регулярно проводите техническое обслуживание и смазку машин и оборудования;
  • Поместите барьер между источником шума и работником;
  • Изолируйте источник шума.

Административные меры управления — это изменения на рабочем месте, которые уменьшают или устраняют воздействие шума на работника. А именно:

  • Эксплуатация шумных машин в смену, когда меньше людей подвергаются воздействию шума;
  • Ограничение количества времени, которое человек проводит у источника шума;
  • Организация тихих зон, где слух работников может восстановиться — в зависимости от уровня шума и продолжительности воздействия, а также времени, проведенного в тихой зоне;
  • Ограничение присутствия работника на опасном расстоянии от шумного оборудования.

Управление профессиональными рисками. Шум

Увеличивая расстояние между источником шума и работником, уменьшается уровень громкости в рабочей зоне. Защита «расстоянием» часто является эффективным, но простым и недорогим административным решением. Этот способ может применяться, когда рабочие присутствуют, но фактически не работают с источником шума.

Средства защиты органов слуха, такие как наушники и беруши, считаются приемлемым, но менее желательным вариантом для контроля воздействия шума и обычно используются в течение времени, необходимого для осуществления инженерного или административного контроля.

Управление профессиональными рисками. Шум

Как правильно выбрать средства защиты органов слуха в зависимости от уровня шума на рабочем месте, читайте в нашей статье: КАК ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. СИЗОС

Законодательное регулирование

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» работодатель минимизирует возможные негативные последствия вредного воздействия на работников повышенного уровня шума путем выполнения следующих мероприятий:

а) подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками; б) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерируемого шума; в) использование всех необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация); г) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска; д) проведение производственного контроля виброакустических факторов; е) ограничение доступа в рабочие зоны с уровнем шума более 80 дБ работающих, не связанных с основным технологическим процессом; ж) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты органа слуха; з) ежегодное проведение медицинских осмотров для лиц, подвергающихся шуму выше 80 дБ.

Как уменьшить воздействие шума на работников?

Для планирования работы задействуем простой алгоритм:

  1. Воздействуем на источник звука
  2. Гашение вибрации, изоляция, перенос источника, замена источника

  3. Воздействуем на среду передачи звука
  4. Звукопоглощающие материалы, акустические корпуса, акустические барьеры

  5. Воздействуем на приемник
  6. Укрытия для работников, передислокация работников, административный контроль, СИЗ

Примеры реализации задач по уменьшению уровня шума

Управление профессиональными рисками. Шум

Снижающие шум сопла сжатого воздуха

Управление профессиональными рисками. Шум

Уменьшение высоты свободного падения материалов

Управление профессиональными рисками. Шум

Добавление демпфирующего материала

Управление профессиональными рисками. Шум

Виброизоляционные крепления

Управление профессиональными рисками. Шум

Добиться снижения шума можно используя защитные ограждения. Выгодно сочетать контроль шума с требованиями безопасности машины, чтобы защитить работников от других физических опасностей (например, точек защемления, раздавливания, ножей итд).

Управление профессиональными рисками. Шум

Организация защищенных от шума помещений для персонала.

Логика организации помещений для персонала аналогична концепции изоляции оборудования, но поскольку они используются для размещения людей, безопасный вход и выход, подача свежего воздуха и тепловой комфорт являются критическими соображениями.

Рабочие с большей вероятностью будут держать дверь закрытой, если они почувствуют, что атмосфера внутри кабины, по крайней мере, такая же комфортная, как и за ее пределами. Открытая дверь снизит уровень защиты от шума внутри помещения.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Управление профессиональными рисками. Шум

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Важно: абзац 15 ст. 212 ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.

2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

Управление профессиональными рисками. Шум

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда прямо нам говорят о том, что работодателям необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Если посмотреть на раздел I «Общие требования» то в большинстве новых правилах мы увидим:

Управление профессиональными рисками. Шум

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

п. 4 ПОТ при работе на высоте:

«Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил».

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

Управление профессиональными рисками. Шум

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

  • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • На индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 5000 рублей;
  • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

Специалисты нашей компании:

  • Совершат выезд в Вашу организацию;
  • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
  • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
  • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
  • Проведут консультации по применению результатов оценки;
  • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

Главное про систему управления профессиональными рисками

В этой статье постараюсь подробно рассказать, что такое система управления профессиональными рисками, потому как это сейчас самый популярный вопрос.

Потому как очень скоро будут проверять на наличие внедрения и реализации данной процедуры в организациях. А как говорится, кто не успел, тот опоздал.

Штрафы неминуемы, поэтому буду несколькими статьями раскладывать профессиональные риски “по полочкам”.

Организация безопасного производства в России на много лет отстала от Запада, но постепенно перенимает их стандарты, опыт и обязывает работодателей следовать новым требованиям законодательства.

Понятно, что активное использование техники и технологий в современном обществе, применение химических и биологических веществ, приводит к увеличению рисков для работников и в том числе в непроизводственной сфере.

Полностью избежать опасных ситуаций просто невозможно, как говорят производственники: “Если все делать по инструкции, то работа остановится!”. Но можно к этому стремится посредством минимизации рисков, своевременного выявления и устранения. По-русски говоря, вам нужно внимательно посмотреть вокруг и понять что же не так? 🙂 Ну и по традиции жанра, составить необходимые документы.

Содержание

Система управления профессиональными рисками 

Для начала скажу, что система управления профессиональными рисками (СУПР) – это комплекс мер, нацеленных на обнаружение, анализ и снижение уровня риска. О том что такое это такое, как определить и выявить рассказывала в другой своей заметке.

Система управления профессиональными рисками является частью Системы управления охраной труда (СУОТ) и входит в ее состав на основании п.8 Приказа Минтруд № 438н. Но как реализовать ее на практике, а самое главное, какова ее реальная эффективность? 

Оценить эффективность можно, только выполнив оценку рисков в организации, идентифицировав опасности, запустив функционирование и приступив к устранению.  На сокращение уровня угрозы для жизни и здоровья работников, нацелены обе системы.

И слово «система» здесь явно нелишнее. Потому как предполагается продуманный, системный подход к решению этой непростой задачи. Она разбивается на несколько элементов, которые позволяют выполнить работу полноценно и для этого:

  1. Определяются риски.
  2. Снижается их уровень.

В теории-то, конечно, все элементарно, просто, а вот как на практике все это реализовать? Особенно в условиях жесткой экономии бюджета, нежелания работодателей заниматься разработкой ненужных бумажек и прочего.

Но согласно приказу Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н все работодатели обязаны оценивать и контролировать риски в организациях, даже если это офисные компании. А в случае отсутствия такого контроля возможен штраф на сумму от 80 000 рублей (ч.1 ст 5.27.1 КоАП).

Поэтому предлагаю вам посмотреть видео, в котором рассказываю подробно рассказываю об основных заблуждениях про оценку профессиональных рисков, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Управление профессиональными рисками. Шум

Главные ЗАБЛУЖДЕНИЯ о профрисках

Элементы системы управления профессиональными рисками

Нужно понимать, что система управления и оценки профессиональными рисками в охране труда – это не панацея и не исключит полностью травматизм, потому как человеческий фактор всегда присутствует. Но при постоянном плотном контроле и работа с СУПР вы сможете всегда держать “руку на пульсе”.

Для этого должен обеспечиваться быстрый учет и аудит достоверной информации, ее обработка, корректный анализ, внимательность к деталям. И успех любой процедуры, состоящей более чем из 1 звена, зависит от реализации всех составляющих.

И конечно, нужно подробно рассказать о том, что система управления профессиональными рисками включает в себя следующие основные элементы, которые способствуют полноценному анализу:

  1. Определение опасностей, для чего изучается рабочее место, обязанности, принятые меры защиты.
  2. Оценка риска с использованием одной из методик. Выставляется в любом формате – от 1 до 10, по шкале «низкий высокий» и т.д.
  3. Разработка способов снижения или исключения угрозы для жизни и здоровья персонала. Если некие средства защиты уже применяются, они могут быть усовершенствованы. В идеале нужно сократить негативные факторы до нуля.
  4. Предоставление сотрудникам информации о результатах оценки. Проводятся инструктажи, доп. обучение, готовятся методички и т.д.
  5. Реализуются другие решения, например, административные или технические мероприятия, требующие согласования с руководством.

Все работы ведутся последовательно, начиная с составления общего плана действий. Процесс небыстрый, но может быть реализован путем проведения капитального ремонта машин и механизмов, проверки безопасности оборудования, наличию сертификатов, эргономики рабочего места и много другого. 

И для каждой организации эти методы снижения рисков свои, например, для бюджетных учреждений это может быть монтаж антискользящих покрытий для ступеней с целью уменьшения вероятности падения работников.

Система управления профессиональными рисками включает в себя много положительных аспектов и принесет пользу для всех, но особую роль в крупных организациях с большим количеством сотрудников, отделов, сложной иерархией. где травматизму подвержено большее количество персонала.

Если ранее в организации не было систематических мероприятий по анализу и улучшению условий, с точки зрения охраны труда, то внедрение системы управления профессиональными рисками лучше вести поэтапно:

  1. Назначение ответственных сотрудников, для этого необходимо документальное закрепление их обязанностей и полномочий. Подготовка приказа о создании комиссии по организации.
  2. Разработать Положение о системе управления производственными рисками, примерный образец, вы можете скачать по ссылке, и утвердить руководителем организации. 
  3. Подготовка сотрудников, которые займутся оценкой профрисков, потому как с бухты-барахты не разобраться и можно просто не учесть всех опасностей, которые могут воздействовать в трудовой деятельности и остаться незамеченными.
  4. Обеспечение быстрой передачи информации, мониторинг ситуации на местах, контроля и реагирования на изменения, в том числе различные ЧП.

Поскольку появление СУПР затронет устоявшиеся процессы, требуется участие руководства, максимальная помощь со стороны других сотрудников, в том числе и финансирование. Первое время понадобятся особые меры по контролю над выполнением требований системы управления производственными рисками.

Элементы системы управления профессиональными рисками

Базовым нормативным актом, регулирующим Систему управлению профессиональными рисками, является Положение о СУПР. Вы можете использовать Типовое положение о системе управления профессиональными рисками, но обязательно переработав его для своей организации.

При осуществлении и реализации требований Приказа № 438н, не стоит забывать о ключевых требованиях и критериях к элементам системы управления профессиональными рисками:

  • прозрачность и общедоступность;
  • главной целью должна ставиться минимизация рисков, вредных последствий для здоровья работника;
  • донесение до персонала;
  • распределение ответственности и полномочий сотрудников.

Чтобы реализовать на практике в крупной организации внедрение системы управления профессиональными рисками, этим должен заниматься не один человек, а организованный Координационный совет, в небольших организациях одному специалисту по охране труда тем не менее по факту тоже не справиться, необходима помощь руководителей подразделений.

И, конечно же, преобразования почти всегда требуют финансовых вложений, что не всегда нравится руководителю предприятия, но есть способ убедить руководство – это предоставление информации о возможных потерях (штрафы, компенсации, больничные и т.д.), которые полностью реализованная система управления профессиональными рисками на предприятии уменьшит.

Требования к политике СУПР

Специалисту, занимающемуся в организации охраной труда, даются широкие возможности по составлению рекомендаций и выбору методик оценки рабочих мест. Не существует универсального перечня действий, которые подошли бы любому предприятию, что с одной стороны, вроде плюс, но с другой, накладывает ответственность и обязывает к профессиональной грамотности.

Именно поэтому многие руководители предприятий предпочитают обращаться в экспертные организации, которые помогают им реализовать общие требования к политике формирования СУПР:

  1. Соответствие сфере деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя.
  2. Снизить число травмоопасных ситуаций и вредных для здоровья факторов. Обеспечить дальнейшее развитие Системы управления профессиональными рисками.
  3. Соответствовать требованиям законов.
  4. Документирование выполненных процедур, выводов, результатов наблюдений.
  5. Доступность для всех сотрудников, в том числе из подрядных организаций.

Если вы решили действовать самостоятельно, имеет смысл изучить ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ для лучшего понимания задачи.

Система управления профессиональными рисками – это не только статичная совокупность методик, но и свобода анализа, ведь любые изменения (открытие нового цеха, увеличение численности сотрудников, появление новых должностей и пр.) для специалиста по охране труда – повод для новой оценки и корректировки способов управления.

Эффективность системы управления профрисками

И чтобы система управления профессиональными рисками в организации дала большую эффективность необходимо собрать, проанализировать и использовать в работе комиссии следующие факты:

  1. Количество случаев травматизма, выявленных профзаболеваний.
  2. Изменение итоговой выработки на производстве
  3. Рекомендации и замечания профсоюзов, предписания контролирующих органов, нарушения, зафиксированным трехступенчатым контролем, жалобы работников и тд.
  4. Соответствие нормам Трудового Кодекса (обеспеченность СИЗ, проведение медицинских осмотров, СОУТ, предоставление по факту гарантий и компенсаций за вредные и опасные условия труда и прочее).

Обычно предусматриваются регулярные отчеты, предоставляемые руководству об отклонении от требований СУПР. Их периодичность диктует Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.

Основные выводы 

Система управления профессиональными рисками является  обязанностью всех работодателей без исключения, даже индивидуальных предпринимателей, и проводить ее нужно.

Если ваше руководство против, то можно привести различные доводы, например, статьи из НПА, судебную практику, которая уже имеется в достаточном количестве и наглядно показывает, что штраф неизбежен из-за отсутствия профрисков.

Сейчас Минтруд взял курс по западному направлению, где оценка профессиональных рисков, СУОТ и концепция Нулевого травматизма активно внедряются и применяются на практике. Это говорит о том, что лучше разобраться во всем сейчас, а не ждать, когда будет назначена проверка ГИТ. 

Система управления профессиональными рисками нацелена на значительное снижение показателей травматизма и профзаболеваемости, особенно если реализуется на практике, а не только на бумаге и не пылится на полке с остальными документами, и по факту не работает. 

Надеюсь, информация была для вас полезна, а если остались вопросы или есть что добавить, присоединяйтесь в х. К тому же могу оказать помощь в проведении оценки профессиональных рисков у вас в организации, обращайтесь.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Оценка риска для здоровья населения и работающих | Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова

Оценка риска для здоровья населения и работающих в настоящее время является действующим инструментом для принятия управленческих решений. Оценка риска в ФГБНУ «НИИ МТ» проводится в специально созданном для этих целей подразделении — Орган по оценке риска.

Оценка риска для здоровья населения и работающих помогает в решении научно-исследовательских и практических задач в области гигиены, медицины труда, токсикологии, эпидемиологии и экологии, с целью установления причинно-следственных связей между уровнями воздействия факторов среды обитания и состоянием здоровья населения и работающих.

Наша организация с целью выполнения работ по оценке риска прошла процедуру добровольной сертификации Органов по оценке риска здоровью населения в соответствии с Правилами функционирования Системы добровольной сертификации от 21.02.2013 №РОСС.RU.В1021.04ЖЗХ0.

Оценка риска

Сегодня, ФГБНУ «НИИ МТ» включено в реестр организаций, зарегистрированных в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения, имеет сертификат соответствия установленного образца (СДС 083 от 25.09.2020).

Как направление деятельности — оценка риска для здоровья населения в ФГБНУ «НИИ МТ», существует и развивается уже более 30 лет. За этот период времени усилиями наших специалистов в сфере оценки риска выполнено более 400 отдельных проектов и 15 крупных научно-исследовательских работ с применением методологии оценки риска.

    Оценка риска осуществлялась в соответствии со следующими этапами:

  • идентификация опасности — выявление потенциально вредных факторов, оценка связи между изучаемым фактором и нарушениями состояния здоровья человека, составление перечня приоритетных поллютантов
  • оценка зависимости «доза — ответ» — выявление количественных связей между показателями состояния здоровья и уровнями экспозиции
  • оценка воздействия (экспозиции) химических веществ на человека
  • характеристика риска — анализ всех полученных данных, расчет рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями
    В органе по оценке риска проводится два основных вида работ по оценке риска:

  • оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды
  • оценка риска для здоровья работающих от воздействия факторов рабочей среды и трудового процесса (профессиональный риск)

Оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды

  • Оценка риска выполняется как в виде отдельных научно-исследовательских работ, так и в составе проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств.
  • Используя методологию оценки риска, сотрудники органа по оценке риска проводят анализ влияния химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии различных сред — атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов.
  • Оценка риска для здоровья населения является эффективным механизмом контрольно-надзорной деятельности и служит адекватным методом регулирования градостроительной, хозяйственной и других видов деятельности, отвечая интересам защиты здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

Оценка риска для здоровья населения проводится в установленном порядке в соответствии с основным методическим документом Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».

Для чего проводится оценка риска для здоровья населения?

Проведение работ по оценке риска для здоровья населения регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    Оценка риска для здоровья населения проводится:

  • для установления приаэродромных территорий и размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов, промышленных предприятий и производств на этапе реконструкции и нового строительства
  • при обосновании возможности размещения новых производств в условиях сложившихся градостроительных ограничений
  • с целью установления изолированного или сочетанного влияния биологических, химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов
  • для разработки адресной программы (мероприятий) по минимизации рисков на производстве и для населения
  • снижения экономических потерь в сфере экологической безопасности

В процессе выполнения работ по оценке риска здоровью населения используются современные программные продукты, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis 10.0, в том числе ArcMap, ArcViev и другие.

Оценка профессионального риска

    Проведение работ по оценке профессионального риска регламентируется следующими документами:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ
  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ
  3. СанПиН 2.2.4.

    3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»

Данный вид работ проводят с целью оценки степени (вклада, этиологической доли) влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работающих с учетом длительности воздействия вредных производственных факторов.

Основными методическими документами для расчета профессиональных рисков являются Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», Р 2.2.

2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Руководство «Профессиональный риск для здоровья работников» (под ред. Н.Ф. Измерова, Э.И.

 Денисова), разработанные при непосредственном участии сотрудников ФГБНУ «НИИ МТ».

Результатами оценки профессионального риска является информирование работодателя, контрольно-надзорные органы об уровнях индивидуальных и групповых рисках на данном объекте и/или производстве.

Результатом проводимых работ по оценке риска является разработка новых методических подходов к оценке факторам среды обитания человека в современных условиях, разработка комплексных мероприятий, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья населения и труда работающих, в том числе для обоснования возможности нового строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, промышленных предприятий.

Оценка риска от шума

Оценка риска от шума проводится на всех рабочих местах, где уровни шума превышают 80 дБа. Проведение оценки риска от шума на таких рабочих местах является обязательным требованием к работодателю.

Законодательно  обязанность по проведению риска от шума регламентирована действующими нормативными документами: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ, п.3.2.6. СанПиН 2.2.4.

3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Результатом проведения оценки риска от шума является оформленный в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.

    Для проведения работ по оценке риска от шума и выдачи работодателю соответствующего отчета и заключения необходимо провести анализ технической документации, выполнить в полном объёме исследования и измерения и предоставить документы, содержащие следующую информацию:

  1. Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
  2. Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
  3. Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
  4. Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
  5. Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
  6. Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
  7. Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.
  1. Положение об органе по оценке риска
  2. Область соответствия органа по оценке риска
  3. Документы системы менеджмента качества, разработанные в соответствии с Международными стандартами ISO9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:
    • Документированная процедура «Управление документацией»;
    • Документированная процедура «Управление записями»;
    • Документированная процедура «Анализ со стороны руководства»;
    • Документированная процедура «Внутренние аудиты»;
    • Документированная процедура «Предупреждающие действия. Корректирующие действия»;
    • Документированная процедура «Технические средства и оборудование»;
    • Документированная процедура «Управление персоналом»;
    • Документированная процедура «Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций»;
    • Документированная процедура «Договорные условия»;
    • Документированная процедура «Процедура и методы оценки риска»;
    • Журнал входящей документации;
    • Журнал контроля системы качества и корректирующих мероприятий;
    • Журнал учета поступивших претензий и корректирующих мероприятий».

А. Для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств

  1. Проект СЗЗ предприятия с обязательным наличием следующих разделов:
    • Общие данные о предприятии (месторасположение с указанием юридического и фактического адреса, основная деятельность предприятия, класс опасности, описание основных технологических процессов и используемого оборудования).
    • Характеристика СЗЗ предприятия с учетом классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: размеры СЗЗ, градостроительная ситуация (расстояние до нормируемых объектов, в том числе жилой застройки).
    • Данные о климатических характеристиках в районе размещения объекта.
    • Данные о среднегодовых фоновых концентрациях основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе размещения предприятия.
    • Таблица с параметрами валовых выбросов (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу).
    • Сведения о залповых выбросах (при наличии).
  2. Ситуационный план с нанесенными границами участка предприятия, ориентировочной и расчетной СЗЗ предприятия и ближайших нормируемых объектов (жилая застройка, селитебная зона).
  3. Экспортный файл программы «Эколог» (файл с расширением .

    int) с исходными данными, использовавшимися для расчета

  4. Сведения о численности населения, проживающего в зоне влияния предприятия (при наличии таковых).

Б. Для оценки профессионального риска

  • Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
  • Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
  • Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
  • Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
  • Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
  • Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
  • Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.

Наименование органа по оценке риска: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»)

Номер сертификата добровольной сертификации органов по оценке риска: СДС 051 от 20.07.2017.

Адрес органа: 105275, г. Москва, Проспект Буденного, д. 31, Кабинет 49.

  1. +7 (495) 3652255
  2. +7 (921) 7947189
  3. +7 (921) 9530273
  4. expert@irioh.ru
  5. Прием заявок в орган по оценке риска производится по вышеуказанному адресу, 2 этаж, кабинет №49, с 9:00 до 18:00 в будние дни.
  6. Заявка на проведение работ по оценке риска

Пять заблуждений об оценке профрисков, из-за которых штрафуют компании

11.09.2020

В связи с тем, что порядок расчета уровней профессиональных рисков находится на утверждении, работодатели считают процедуру проведения оценки необязательной.

Такое мнение приводит к несчастным случаям и штрафам, которые компании пытаются оспорить.

Мы изучили судебную практику, мнения представителей Правительства и Роструда и выявили частые заблуждения, которые мешают правильно организовать систему управления охраной труда и избежать штрафов.

Напоминаем, что 80 тыс. руб. — максимальный административный штраф, который заплатит работодатель, если не организует управление профрисками (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)

Заблуждение 1: «Оценка профрисков — дело добровольное»

Аргументы работодателей. Закон не устанавливает порядок и четкие требования к оценке уровня профессиональных рисков.

В Трудовом кодексе написано, что порядок процедуры устанавливает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК). До сих пор такого документа нет. Электронный сервис Онлайнинспекция.

рф подтверждает, что в законе нет четких требований к проведению оценки профрисков. Поэтому требование об обязательном проведении процедуры ничем не обосновано, и штрафовать за ее отсутствие ГИТ не вправе.

Мнение ГИТ и судов. Статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). При этом пункт 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.

2016 № 438н, далее — Типовое положение о СУОТ) устанавливает, что в положение о СУОТ обязательно должны включаться процедуры управления профрисками и информирования работников об уровнях профрисков.

При этом ГИТ и судебные органы отмечают, что оценка профрисков — неотъемлемая часть СУОТ, без которой систему нельзя считать функционирующей.

Отсутствие нормативной базы, которая четко регламентирует порядок расчета рисков, не освобождает работодателя от этой обязанности, установленной Трудовым кодексом. При этом необязательно самостоятельно рассчитывать риски, работодатель вправе обратиться в специализированную организацию (решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7–2071/2019 по делу № 12–587/2019).

Суд отмечает, что на сайте Онлайнинспекция.рф структурные подразделения или должностные лица Роструда в рамках своих полномочий выражают личное мнение по вопросам применения трудового законодательства.

Такие разъяснения носят рекомендательный характер, относятся к конкретным ситуациям и не являются правовыми актами (решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.02.2020 по делу № 2а-156/2020).

Кроме того, как мы видим, позиция государственной инспекции труда в судах однозначна — оценка профессиональных рисков обязательна для каждой организации.

Как избежать проблем. Разработайте регламент для процедуры управления профрисками и пропишите его в своем положении о СУОТ. Отсутствие в настоящее время единой утвержденной методики скорее преимущество для работодателя, чем недостаток.

С одной стороны, нет точных рекомендаций к действию, с другой — полная свобода выбора. Сейчас работодатель вправе проводить управление профрисками в том виде, в каком посчитает нужным.

В связи с этим есть возможность выстроить систему наиболее подходящим под специфику организации образом. Пока документа нет, руководствуйтесь требованиями Типового положения о СУОТ.

Перечень возможных опасностей можно взять из пункта 35 Типового положения о СУОТ и дополнить его с учетом специфики своей организации. Выбрать удобный метод или их комбинацию поможет ГОСТ 12.0.230.4-2018 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011.

Заблуждение 2: «Все требования Типового положения о СУОТ соблюдать необязательно»  

Важно

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *