Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2021 год

В текущем году были приняты законы, которые коснутся финансов россиян. О каких новшествах нужно помнить, чтобы не потерять деньги – подробнее в материале.

С будущего года клиенты банков, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), ломбардов и кредитных потребительских кооперативов (КПК) смогут решать денежные споры через финансового омбудсмена. Услуга эта бесплатная.

А обращение должно быть рассмотрено в течение 15 дней. Отметим, что решение финансового уполномоченного имеет такую же силу, как и постановление суда.

Как именно подать заявление на такую услугу, можно узнать на сайте финомбудсмена.

Новый расчет налогов

Еще одно новшество, которое власти решили внедрить в российскую действительность это новый расчет налога на доход физических лиц (НДФЛ). С будущего года он повысится с 13 до 15% для тех граждан, которые получают доход свыше 5 млн рублей в год. При этом отмечается, что 15% нужно будет уплачивать на доход сверх этого лимита.

Стоит учесть, что к понятию «доход» относится не только собственно зарплата, но также, например, проценты по вкладам, прибыль по инвестициям. Однако при расчете налога не будут учитываться выплаты по страховке, пенсии, выручка от продажи имущества (кроме ценных бумаг). Все эти доходы по-прежнему будут облагаться налогом в 13%.

Еще одно нововведение касается вкладчиков. Федеральная налоговая служба (ФНС) будет учитывать доход каждого вкладчика по всем его депозитам. Те, у кого сумма процентов за год превысит определенный лимит, должны будут заплатить подоходный налог.

Лимит рассчитывается следующим образом: 1 млн рублей умножить на ключевую ставку Центробанка, действующую на 1 января того года, в котором человек получил доход. Раз в год лимит будет обновляться. Вкладчики, которые заработают на депозитах больше, обязаны заплатить в казну страны НДФЛ, но только с той суммы, которая превысит установленный лимит.

Отметим, что данный налог по новым правилам нужно будет платить только в 2022 году на доход, который был получен в 2021 году. Эксперты подсчитали, что мера коснется только 1% вкладчиков.

Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2021 годBankiros.ru

С будущего года вступят новые правила, которые защитят интересы начинающих инвесторов. Дело в том, что сейчас брокеры раскрывают свои тарифы перед заключением договора о брокерском обслуживании, но обычно не предупреждают о других возможных расходах перед каждой операцией.

С 2021 года в случае, когда у человека нет статуса квалифицированного инвестора, брокер будет обязан рассказать ему подробную информацию об условиях сделки. Например, о текущих ценах на покупку и продажу выбранных финансовых инструментов, дополнительных расходах, таких как налоги.

Если брокер этого не сделает, а операция окажется убыточной, инвестор вправе потребовать возмещения убытков.

«Вмененка» отменяется

С 1 января 2021 года в России больше не будет действовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Прежде ЕНВД надо было платить не с реального дохода, а с вмененного – потенциально возможного. Ставка была разной в зависимости от региона, где существовал бизнес, и составляла от 7 до 15%.

Те предприниматели, которые использовали ЕНВД автоматически перейдут на общую систему налогообложения (ОСНО). Если есть желание пользоваться другим налоговым режимом, нужно будет подать соответствующее заявление в ФНС до конца года.

Новые правила в сфере микрозаймов

Те граждане, которые пользуются услугами микрофинансовых организаций (МФО), должны помнить, что с 1 октября будущего года заем будет взять сложнее, так как МФО обяжут требовать у заемщиков документы, подтверждающие их доход.

Раньше это не касалось займов меньше 50 тысяч рублей или выдачи денег на покупку автомобиля под залог. Достаточно было информации о доходе, которую заемщик сам указывал в анкете.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2021 год

Полина ТрояноваКорреспондент

Источник: Bankiros.ru 6 927 просмотров

Какие изменения могут затронуть ваши финансы в 2021 году

21.12.2020

Трудно предсказать, каким будет 2021 год. Но некоторые нововведения можно узнать заранее — из уже принятых законов. Рассказываем о главных новшествах года, которые, вероятно, касаются и вашего кошелька.

Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2021 год

1. Улаживать споры с банками можно будет через финомбудсмена

С 1 января 2021 года клиенты банков, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), ломбардов и кредитных потребительских кооперативов (КПК) смогут решать денежные споры через финансового омбудсмена.

Обычно он рассматривает обращения не дольше 15 дней. Это бесплатно. Решение финансового уполномоченного имеет такую же силу, как и постановление суда. Узнать порядок обращения и подать заявление можно на сайте финомбудсмена.

Финансовый уполномоченный уже помогает людям улаживать денежные разногласия со страховщиками и микрофинансовыми организациями (МФО). Подробнее о его работе читайте в статье «Финансовый омбудсмен: зачем он нужен и когда к нему обращаться».

2. НДФЛ начнет зависеть от размера дохода

Для россиян с высоким заработком ставка подоходного налога повысится с 13 до 15%. Изменение коснется россиян, которые получают больше 5 млн рублей в год.

Уплатить 15% надо будет только на доход сверх лимита. К доходам до 5 млн рублей включительно по-прежнему применяется основная ставка — 13%.

  • Так, если за 2021 год вы получите 6 млн рублей дохода, налоговой придется отчислить 800 000 рублей = (5 млн рублей х 13%) + ((6 млн — 5 млн) х 15%).
  • При расчете дохода просуммируют не только зарплату, но и проценты по банковским вкладам, прибыль от инвестиций, выигрыши в азартных играх и лотереях.
  • Страховые выплаты, начисления по пенсионному обеспечению, а также выручка от продажи имущества (кроме ценных бумаг) не будут учитываться при определении суммарного дохода и по-прежнему будут облагаться подоходным налогом в 13%.
  • Например, если за счет продажи машины и дачи ваш годовой доход превысит 5 млн рублей, оплачивать налог надо будет по обычной ставке 13%.

3. Изменятся правила расчета налога на доход по вкладам

С 2021 года Федеральная налоговая служба (ФНС) будет учитывать доход каждого вкладчика по всем его депозитам. Те, у кого сумма процентов за год превысит определенный лимит, должны будут заплатить подоходный налог.

Лимит рассчитывается по формуле: 1 млн рублей умножить на ключевую ставку Банка России, действующую на 1 января того года, в котором человек получил доход. Раз в год лимит будет обновляться.

Например, на начало 2021 года ключевая ставка составляет 4,25%, значит, льготный лимит на 2021 год – 42 500 рублей (1 млн х 4,25%). Если сумма процентов по всем вашим депозитам уложится в этот лимит, то вам не придется платить подоходный налог.

Вкладчики, которые заработают на депозитах больше, должны будут заплатить НДФЛ, но только с той суммы, которая превысит установленный лимит.

Впервые налог по новым правилам надо будет заплатить в 2022 году — с дохода по депозитам за 2021 год. Ожидается, что с ним столкнется только 1% вкладчиков.

4. Брокеры будут предупреждать инвесторов о расходах на сделки

С 1 января начинающие инвесторы смогут точнее оценивать свои возможные доходы от вложений в ценные бумаги или производные финансовые инструменты (ПФИ).

Сейчас брокеры раскрывают свои тарифы перед заключением договора о брокерском обслуживании, но обычно не предупреждают о других возможных расходах перед каждой операцией.

С 2021 года, перед тем как принять поручение клиента, у которого нет статуса квалифицированного инвестора, брокер будет обязан предоставить детальную информацию об условиях сделки. В частности, сообщить о текущих ценах на покупку и продажу выбранных финансовых инструментов, дополнительных расходах–например, налогах при вложении в иностранные ценные бумаги, вознаграждении брокера.

Брокер может сам выбрать способ, как предоставить данные, скажем, дать ссылку на страницу своего сайта. Но в любом случае информация должна быть изложена понятно и доступно, чтобы даже неопытный инвестор смог в ней быстро разобраться.

Если брокер не проинформирует клиента, а финансовая операция принесет убытки, инвестор сможет потребовать возмещения потерь, в том числе через суд.

Подробнее о том, как сотрудничать с брокером и о каких рисках стоит помнить, можно узнать из текста «Брокер: как его выбрать и как с ним работать».

5. Предприниматели не смогут платить «вмененку»

С 1 января по всей России перестает действовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

ЕНВД (его еще называют «вмененкой») надо было платить не с реального дохода, а с вмененного — потенциально возможного. Ставка зависела от региона, где зарегистрирован бизнес. Она варьировалась от 7 до 15%.

«Вмененка» должна была исчезнуть еще в 2014 году, но отмену несколько раз переносили.

Все предприниматели, использовавшие ЕНВД, по умолчанию перейдут на общую систему налогообложения (ОСНО). Если вы хотите пользоваться другим налоговым режимом, нужно будет подать соответствующее заявление в ФНС до конца года.

Подробнее о различных системах налогообложения для предпринимателей читайте в тексте «Какие налоги платит ИП».

6. Расплатиться банковской картой можно будет даже в небольших магазинах

В новом году даже маленькие магазины будут обязаны принимать карты национальной платежной системы «Мир». Но большинство продавцов сразу налаживают прием карт и других популярных платежных систем. А некоторые также организуют безналичную оплату по QR-коду.

Сейчас платежи по карте должны принимать торговые точки и интернет-магазины с годовым оборотом от 40 млн рублей. С 1 марта 2021 года порог понизят до 30 млн рублей, а с 1 июля — до 20 млн.

Помимо этого, с 1 ноября 2021 года оплату картой «Мир» должны будут ввести все онлайн-агрегаторы — магазины, которые объединяют на своем сайте предложения разных продавцов.

7. Все желающие смогут узнать, во что инвестировал НПФ

С июля 2021 года все негосударственные пенсионные фонды должны будут отчитываться, в какие именно ценные бумаги и проекты они вкладывают деньги. Эти данные будут публиковаться на официальных сайтах НПФ. Раньше фонды сами решали, раскрывать эту информацию или нет.

Курс на открытость НПФ взяли еще в 2020 году. Сначала их обязали показывать на своих сайтах структуру инвестиционного портфеля: какую долю в нем составляют акции, облигации и другие инвестиционные инструменты. А также рассказывать, сколько процентов они начислили своим клиентам по итогам года и насколько в среднем проиндексировали выплаты тем, кто уже получает пенсии.

Информацию о доходности фонды публикуют раз в год до 31 марта, об индексации — до 1 августа.

Ссылки на материалы о доходности и структуре инвестпортфеля будут размещаться на главных страницах сайтов. Эти отчеты должны быть доступны всем пользователям в течение 10 лет.

8. Для оформления микрозайма потребуется справка о доходах

С 1 октября 2021 года МФО будут обязаны требовать у заемщиков документы, подтверждающие их доход.

Раньше это не касалось займов меньше 50 000 рублей или выдачи денег на покупку автомобиля под залог. Достаточно было информации о доходе, которую заемщик сам указывал в анкете.

МФО выясняют доход заемщика для расчета его показателя долговой нагрузки (ПДН). Это соотношение платежей по всем кредитам и займам человека (включая тот, за которым он обратился) и его ежемесячных доходов. ПДН больше 50% считается высоким, и кредиторы нередко отказывают людям с таким коэффициентом.

Как определить свой ПДН, можно узнать в статье «Что такое показатель долговой нагрузки».

Подробнее о том, как кредиторы оценивают заемщиков, можно почитать в тексте «Скоринг: как банки и МФО решают, давать ли вам кредит».

Какой информации о ваших операциях ждет Росфинмониторинг

Что нового в Правилах финансового обеспечения на 2021 год

Екатерина Мирошкина

экономист

10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.

Читайте также:  Проблемы отдела кадров или что в кадрах делают не так

Вот что писали СМИ об этом законе:

  • «Власти будут отслеживать все операции свыше 600 тысяч рублей»;
  • «Власти установили тотальный контроль за операциями с наличными»;
  • «Теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг».

Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.

Курс о том, как посчитать и спланировать что угодно с помощью таблиц. Даже если вы никогда с ними не работали. Начать учиться

Как было раньше.

Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг.

В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Эти операции привлекают внимание, только если сумма не меньше 600 000 Р. Лимит установлен не в 2021 году, он был таким же и в 2003.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью.

Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю.

Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.

Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.

Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.

Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.

Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

Архив »

Подписаться на обзор »

Разделы:

Постановление Правительства РФ от 27.02.2021 N 283 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. N 45»

  • Расширен перечень полномочий, осуществляемых Ростехнадзором
  • В частности, установлено, что теперь Ростехнадзор в числе прочего:
  • определяет порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
  • определяет порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений;
  • ведет государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
  • Ранее указанные полномочия осуществлялись Минэкономразвития России.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

  1. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг»
  2. Предлагается упростить порядок заселения в гостиницу несовершеннолетних граждан
  3. В настоящее время заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан осуществляется при предоставлении ими в числе прочих документов нотариально заверенного согласия законных представителей (одного из них).
  4. Настоящим проектом устанавливается, что нотариально заверенное согласие может быть заменено обыкновенным письменным.
  5. Предполагается, что данное правило будет действовать до 31 декабря 2026 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров»
  • С 1 июля 2021 г. предлагается внедрить в систему предрейсового и послерейсового медицинского контроля применение медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников
  • В соответствии с проектом допускается проведение предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых до начала рабочего дня (смены, рейса), а также послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, проводимых по окончании рабочего дня (смены, рейса), с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с трудовым законодательством.
  • Медицинскими изделиями, обеспечивающими автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.

Особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, предполагается установить в порядках проведения указанных медицинских осмотров, в связи с чем соответствующие изменения вносятся в федеральные законы от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Авторы проекта отмечают, что применение медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, не отменяет традиционных предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров и является правом работодателя.

  1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации»
  2. В ТК РФ предлагается закрепить возможность проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников
  3. Согласно проекту для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры).

Время прохождения указанных медицинских осмотров будет включаться в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 ТК РФ. В случае если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое время, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением.

  • Допускается проведение указанных обязательных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
  • Для отдельных категорий работников правоохранительных органов с учетом особенностей работы обязательные медицинские осмотры по решению соответствующего органа могут проводиться лишь в течение рабочего дня (смены).
  • Вступление в силу указанных положений предполагается с 1 июля 2021 года.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций»

Предложены обязательные требования к программам обучения по охране труда, к организации процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников

Обучение по охране труда относится к профилактическим мероприятиям по охране труда, направленным на сокращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и проводится в строгом соответствии с программами обучения, утвержденными работодателем. Программы обучения по охране труда в организации разрабатываются с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

  1. Предусматривается, что порядок обучения обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, работодателями — физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
  2. В приложениях приведены:
  3. перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по обучению работников;
  4. количество работников, подлежащих обучению во внешних обучающих организациях, с учетом среднесписочной численности и категории риска организации;
  5. примерные перечни тем для формирования программ обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  6. примерные перечни тем для программ инструктажей.

Отмечается, что предлагаемый порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения по охране труда, установленных нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного надзора и контроля. Данные специальные требования к проведению обучения по охране труда должны быть учтены дополнительно при организации процесса обучения.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 1н «О внесении изменений в Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 462н»

Госдума приняла закон об особенностях бюджетной политики в 2021 году

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, касающийся особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы в 2021 году. Поправки вносятся в Бюджетный кодекс РФ.

Документом, который инициирован правительством РФ, изменяется норма, регулирующая порядок расчета общего объема расходов федерального бюджета, в части увеличения используемого в нем расчетного объема на 2021 год с 585 млрд рублей до 1 трлн 460 млрд рублей.

Повышение предельного объема расходов в 2021 году обеспечит постепенную адаптацию бюджета к новым макроэкономическим условиям и позволит продолжить использование мер, необходимых для обеспечения восстановления экономики и реальных доходов граждан, говорится в пояснительной записке.

С 2022 года предельные расходы будут определены в соответствии с «бюджетными правилами», что позволит сохранить уровень доверия инвесторов к проводимой макроэкономической политике и обеспечить доступность финансового ресурса для внебюджетного сектора. Кроме того, предусматривается возможность использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх объема, предусмотренного законом о федеральном бюджете в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня.

При этом объем использования средств ФНБ на эти цели предлагается ограничить 1% ВВП.

Читайте также:  Проект порядка обучения по пожарной безопасности забраковали

Норма позволит в качестве меры оперативного реагирования в 2021 году при необходимости использовать средства ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета и выполнить принятые расходные обязательства.

Уточняется порядок прогнозирования в 2021 году базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета, отражающих долгосрочный равновесный уровень поступления таких доходов.

В целях исполнения в 2021 году в полном объеме расходных обязательств РФ, в том числе носящих социальный характер, независимо от динамики поступления доходов федерального бюджета, на 2021 год продлеваются предусмотренные временные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения поправок в бюджет — в случаях перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, на иные цели, определенные правительством РФ, а также на реализацию госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя».

Законом предусмотрено распределение части налога на доходы физических лиц, уплачиваемого при превышении доходами суммы 5 млн рублей, по следующим нормативам: в федеральный бюджет 13%, в региональные и местные бюджеты 87%.

Применение соответствующих нормативов не окажет влияния на поступления налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ, поскольку в федеральный бюджет будет зачислена только часть налога, связанная с увеличением ставки налога на 2%, которая ранее не уплачивалась.

Права правительства

Правительство РФ наделяется правом осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации.

Также оно сможет предоставлять госгарантии РФ с превышением утвержденных законом о федеральном бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ, программ государственных внутренних (внешних) заимствований РФ, программ госгарантий РФ.

Кабмин получит право осуществлять внутренние (внешние) заимствования, в том числе с превышением верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга для замещения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, правительство наделяется полномочиями увеличивать сумму реализации драгметаллов и драгкамней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, предусмотренную на 2021 год законом о федеральном бюджете.

Поправки ко второму чтению

Предусматривается, что доходы от НДПИ, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 83%, в бюджеты субъектов РФ — по нормативу 17%. Также предлагается ввести для 2020 и 2021 года норму, согласно которой уточняется порядок прогнозирования базовых нефтяных доходов федерального бюджет — без учета снижения добычи нефти в России в рамках соглашения ОПЕК.

Правительство наделяется правом вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Также предусматривается увеличение с 1,8 трлн до 2 трлн рублей суммы, на которую может быть увеличен общий объем расходов федерального бюджета без внесения поправок в бюджет (в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные правительством РФ.

Изменения банковского законодательства в 2021 году

Блокировки счета, отслеживание движения наличных средств, валютный контроль — достаточно поводов поволноваться как организациям, так и индивидуальным предпринимателям. Давайте разберемся, что нового появилось в 2021 году в сфере банковского контроля.

115-ФЗ

Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ внесены изменения в известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 Позитива можно не ожидать. Изменения, напротив, ужесточают контроль за средствами компаний и физлиц.

Точнее, положительные изменения тоже есть, но они на общую обстановку с банковскими проверками не влияют и многих бизнесменов просто не коснутся.

Например, не заинтересует банк размен банкнот (если вы обращались ранее в банк, чтобы разменять, к примеру, 5 тысяч, то должны были предъявить паспорт, теперь такие требования излишни) или покупка физлицом ювелирных изделий на сумму до 200 тысяч рублей с использованием ПЭСП (персонифицированного электронного средства платежа).

Для начала разберемся в понятиях — существуют операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК) и мониторингу с целью выявления незаконных операций, который банк ведет постоянно. Ваш платеж может не попасть под ОПОК, но при этом не понравится банку по другим критериям, о них и возможных блокировках мы поговорим ниже.

Под обязательный контроль с 10 января 2021 года попали:

  • Почтовые переводы от 100 тысяч рублей. Обратите внимание, что не имеет значения цель перевода. Некоторые организации через почту отправляют, например, алименты, удержанные из зарплаты сотрудников, или зарплату работникам на удаленке, которые по каким-либо причинам не пользуются банковскими картами. Физлица посредством переводов оплачивают товары и услуги, отправляют деньги родственникам. Часто такими переводами пользуются работники-иностранцы, чтобы отправить семье деньги в другую страну.

Каждая операция на сумму от 100 тысяч рублей будет попадать под обязательный контроль. Это значит, что о ней почта обязана сообщить в Росфинмониторинг. Аналогично и другие организации (не только банки, но и страховые компании, операторы связи, агентства недвижимости и т.д.) будут сообщать в Росфинмониторинг информацию о других ОПОК.

  • Возврат аванса за услуги связи от 100 тысяч рублей. Почему эти операции тоже подверглись вниманию: пополнить счет мобильного может любой человек, а затем владелец счета вправе прийти в салон связи и снять аванс со счета. Т.е. так может осуществляться схема по незаконному обналичиванию средств.
  • Операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей. Опять же нет оговорок и ограничений — под контроль попали все сделки, т.е. покупка, продажа, аренда коммерческая и некоммерческая и т.д.

Как быть, если в договоре аренды указана только сумма ежемесячного арендного платежа, например, 50000 рублей? Означает ли это, что сделка не попадает под обязательный контроль? И да и нет. Обязательному контролю она будет подлежать при достижении общей суммы платежей предельного значения — 3 млн руб.

При сумме в 50 тысяч в месяц предел будет достигнут через 5 лет аренды, а если стоимость изменится в большую сторону, то и ранее. Но если договор будет расторгнут, к примеру, через 3 года, то до 3 млн общая сумма арендной платы не дойдет, и, значит, обязательному контролю сделка подлежать не будет.

В чем отличие от ранее действовавшего текста закона: раньше под контроль попадали только сделки, по которым переходило право собственности на объект недвижимости.

  • Платежи по договору лизинга (и зачисление, и списание) от 600 тысяч рублей. Лизинг — комбинация аренды и продажи в рассрочку, поэтому не удивительно, что и он попал под контроль. Тем более что в лизинг можно приобрести недвижимость.
  • Операции по зачислению и снятию со счета организации наличных от 600 тысяч рублей. Этот пункт больше всего возмутил предпринимателей. Ведь ранее закон предписывал подвергать контролю только операции на ту же сумму, которые не были связаны с непосредственной хозяйственной деятельностью организации. А теперь Росфинмониторинг будет получать информацию обо всех операциях, в том числе о снятии наличных на заработную плату или подотчет, для выплаты дивидендов, расчетов с поставщиками и т.д., внесение выручки в сумме свыше 600 тыс. руб. тоже подпадает под ОПОК.

С одной стороны, при внесении изменений говорилось, что это упростит работу банкам и, соответственно, процесс взаимодействия с организациями: не придется разбираться, какая операция отвечает обычной хозяйственной деятельности, какая нет. С другой — банки оказываются перегружены ненужной работой, а Росфинмониторинг получает кучу данных, которые к потенциально опасным (отмывание средств, полученных преступным путем) вообще отношения не имеют.

К сведению! О том, как открыть счет в банке, какие документы собрать и как с ним правильно работать, читайте в нашей статье “Расчётный счёт”.

Кроме перечисленных, Росфинмониторинг будут интересовать операции, превышающие сумму в 600 тысяч рублей, связанные с покупкой иностранной валюты, открытием вклада в пользу третьего лица, выплатами по договору страхования и др.

В принципе, если закон будет работать как положено, организации не почувствуют изменений и продолжат работать как обычно. Но, зная исполнительность банков, можно ожидать, что усиление контроля приведет к более жестким проверкам любых операций.

С ОПОК разобрались. Теперь давайте посмотрим, что интересует банки при проведении постоянного мониторинга операций по счетам.

Почему могут заблокировать счет

При наблюдении за операциями своих клиентов банк руководствуется Методическими рекомендациями ЦБ. Даже если операция не входит в перечень подлежащих обязательному контролю, она может вызвать подозрения банка и приостановление движений по счетам (блокировку) до получения подтверждающих документов и разъяснений клиента.

Что больше всего вызывает подозрения:

  • Нетипичные операции. Например, организация, которая занимается розничной торговлей, вдруг переводит крупную сумму на счет ИП за покупку спецтехники. Если компания просто решила добавить или сменить вид деятельности или хочет выгодно купить и перепродать технику, то сможет дать соответствующие пояснения.

Если сделка заключена с какими-то другими, вероятно незаконными, целями и проводится только на бумаге, а руководитель не может внятно объяснить, зачем покупает целый автопарк, то банк заблокирует счет и будет требовать доказательств реальности сделки.

Если в итоге они не будут представлены, то организация рискует оказаться в черном списке и на особом контроле. Это значит, открыть счет в любом другом банке будет практически невозможно, ФНС тоже подключится, возможна выездная проверка, встречная проверка (т.е.

Читайте также:  Что должна содержать программа вводного инструктажа? Скачать программу

проверят того самого ИП, с которым заключался договор), снять заблокированные средства или перевести их на другой счет будет проблематично — за такие операции банк взимает дополнительные повышенные комиссии.

  • Регулярные переводы на счета физлиц. Речь, конечно, не о зарплате, а об оплате услуг, аренды, выполненных работ. Подозрение вызовет, если вы переведете крупную сумму подотчет человеку, который не является вашим сотрудником (например, учредителю или вообще постороннему лицу).

Это не значит, что каждый договор ГПХ банк станет рассматривать под лупой, но если вы заключите договор аренды легкового автомобиля с физиком за 100 тысяч в месяц, это явно вызовет вопросы.

Может, вы так ему зарплату пытаетесь перечислять? Снова нужно доказать, обосновать, что это не притворная сделка.

А авто, например, представительского класса, и на нем возят руководителя и топ-менеджеров.

Кстати! ИП, когда переводит средства “под ноль” со счета на карту (особенно если это карта другого банка или средства с карты сразу же снимаются наличными), тоже рискует. Такие операции банк склонен рассматривать как вывод средств, обналичивание.

  • Переводы без определенной цели. К примеру, у вас открыт расчетный счет, на который поступает вся выручка, а затем она переводится на счет в другом банке. Для вашей организации смысл очевиден — в одном банке выгодный эквайринг, в другом — экономные тарифы РКО. Вам так удобнее. А вот банк, теряющий комиссии, обязательно поинтересуется экономическим смыслом переводов. Здесь можно посоветовать подготовить распечатки с тарифами на обслуживание в другом банке и показать их в текущем. Возможно, вам даже предложат более выгодные условия. И все же банк вправе взять и отказать вам в обслуживании.
  • Отсутствие ожидаемых операций по счетам. Обычно это также связано с наличием у организации нескольких счетов.

Пример: организация по одному счету проводит операции, связанные с оптовой торговлей — оплачивает счета поставщикам, получает платежи от покупателей, а по другому счету, в другом банке получает выручку от оказания услуг частным лицам, с этого же счета переводит зарплату, налоги, взносы. Банк А не видит перечислений, связанных с работниками, и налоговых платежей, поэтому может запросить пояснения, почему деятельность ведется, а сотрудникам и в ФНС выплат нет? Для подтверждения добросовестности необходимо представить выписки из банка Б.

  • Низкий уровень заработной платы. Да, эта информация интересна не только налоговой, но и банку. Если у вас активная деятельность, а размер выплат на работника ниже прожиточного минимума региона или даже МРОТ, к вам точно возникнут вопросы. Правда, на практике размер заработка сотрудников клиента банк мало волнует, он обратит на него внимание разве что при выплатах через зарплатный проект.
  • Колебания выручки и несоответствие анкетных данных. При открытии счета заполняется анкета клиента, где указываются ориентировочные размеры выручки, предполагаемые обороты, даже контрагенты, с которыми вы постоянно работаете (при условии, что деятельность на момент обращения в банк уже ведется). Кроме того, в анкете указываются виды основной деятельности. Если изначально вы заявили, что собираетесь заниматься строительством, а сами торгуете пирожками на вокзале, банк точно заметит несоответствие.

Подозрительным будет резкое снижение размера выручки (может, бизнесу грозит ликвидация или банкротство). Или, наоборот, увеличение, резкий скачок, например, ИП, у которого несколько точек по продаже кофе вдруг получает выручку за несколько дней в 1 млн.

  • Несоответствие размера налоговых платежей уровню доходов. И здесь банкам поможет Методичка, в ней указан примерный размер налоговых платежей — 0,9% от оборотов по счету. Для 4 квартала 2020 года этот показатель снижен до 0,5%, в связи с тем что ряду организаций и ИП перенесли сроки уплаты налогов и взносов (см. Письмо ЦБ № ИН-014-12/165 от 26.11.2020).

Критериев в Методичке много, но нужно учитывать, что отдельно, каждый сам по себе, он не говорит о недобросовестности клиента банка. Если у вас прозрачный бизнес, то подтвердить каждую сделку и операцию вы сможете. Совокупность нескольких критериев, регулярное повторение сомнительных операций — вот что вызывает недоверие банка и блокировки.

Не забывайте и о том, что экспортно-импортные операции, сделки с участием валюты контролируются особо. В целях валютного контроля нужно предоставлять контракты с зарубежными партнерами, которые банк регистрирует.

Для тех, кто выполняет заказы по гособоронзаказу, тоже существует отдельный финансовый контроль. С 10 января, начиная со второго поступления по таким контрактам, подвергаются проверке платежи на суммы свыше 10 млн руб., а не 50 млн, как было ранее.

Обратите внимание! Финансовые организации, конечно, борются за клиентов, но не до фанатизма. Банк может отказать вам как в открытии счета, так и в обслуживании, если вы уже являетесь его клиентом.

Согласно п. 5.2. статьи 7 Закона 115-ФЗ, если у банка возникли подозрения, что счет будет использован для сомнительных операций, в целях отмывания незаконно полученных доходов или даже для финансирования терроризма, то вам его не откроют. Причем банк вправе даже не сообщать вам причину отказа.

Если в течение календарного года вам дважды или более раз отказали в выполнении операций по счету на основании п. 11 статьи 7, то банк может расторгнуть договор РКО и закрыть счет.

В пункте 11 говорится об отказе в проведении операции в связи с непредставлением подтверждающих документов, а также если у службы внутреннего контроля (комплаенса — что это такое, расскажем ниже) возникли подозрения, что операции совершаются в целях отмывания доходов. Т.е. фактически банку достаточно дважды отказать вам на основании подозрений, и он вправе расторгнуть договор.

Подробности читайте в нашем материале “Каковы причины блокировки расчетного счета банком и способы снятия ареста”.

Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора

Новость о том, что в Госдуме появился законопроект о “светофоре”, еще в ноябре облетела интернет. До 21 января 2021 года ожидаются правки и предложения, а рассмотрение проекта запланировано на февраль 2021 года.

Для банков планируется создать единую платформу (информационный сервис) под названием “Знай своего клиента” (Платформа ЗСК или KYC — Know Your Client).

С помощью сервиса кредитные организации в целях противоотмывочного контроля смогут получать информацию о риске, связанном с тем или иным клиентом банка, а также его контрагентах.

Предполагается, что в зависимости от уровня риска (низкий, средний, высокий) клиент будет относиться к определенной цветовой категории (соответственно — зеленая, желтая, красная).

О том, какая категория присвоена вашей организации, можно будет узнать из оповещения банка — он обязан сообщить клиенту эти данные.

Перед открытием счета и при совершении операций банк будет обращаться к Платформе ЗСК и соответственно действовать:

  • Клиентам из “зеленой зоны” все пути открыты. К ним будут применяться минимум антиотмывочных инструментов, они свободно могут проводить платежи с другими “зелеными” клиентами банков.
  • “Желтые” рискуют получить отказ в совершении операций, если банк посчитает их сомнительными.
  • “Красные” получат однозначный стоп-сигнал. Они не смогут совершать расходные операции, поступления даже от “зеленых” контрагентов им не светят. Нельзя будет открыть счет в банке. Мало того, если вы попадете в самую рисковую группу и не сможете это оспорить, то банк закроет счет, а все средства с него перечислит в бюджет РФ.

Не только организация может оспорить категорию риска, определенную для него Центробанком. Обслуживающий банк также может ходатайствовать за своего клиента.

Пока что неизвестно, какие критерии будут влиять на решение ЦБ, они будут устанавливаться Центробанком и Росфинмониторингом совместно. Но ввод в работу платформы запланирован уже на конец 2021 года, а полномасштабное использование — с 1 квартала 2022 года, поэтому, скорее всего, принятие изменений в законодательство произойдет уже в середине-конце 2021 года.

Цель законопроекта, как всегда, благая: банки смогут сосредоточиться на контроле за действительно сомнительными и рисковыми операциями, а бизнес перестанет страдать от так называемых “технических” блокировок, когда даже обычные операции попадают под ограничения.

Уже сейчас многие банки используют цветную маркировку при проведении платежей, чтобы клиент мог оценить риски работы с тем или иным контрагентом. Действуют специальные сервисы для проверки как внутри банка (часто они входят в тарифы РКО), так и в качестве отдельных приложений. Поэтому подготовиться к предстоящим изменениям можно уже сейчас.

Что такое комплаенс?

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Горячие новости

В декабре 2020 года Минфин подготовил поправки в банковское законодательство, которые расширяют доступ ФНС к данным об операциях на счетах. Налоговики пока могут получать такую информацию в рамках запросов.

С внесением изменений в закон между налоговыми органами и ЦБ РФ будет происходить постоянный информационный обмен. Т.е.

теперь налоговикам не нужно будет ничего просить — Центробанк регулярно станет сам выгружать им необходимую информацию.

В январе 2021 года Минюст принялся за разработку еще одних поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Теперь банковскую тайну приоткроют еще и некоммерческие организации (НКО).

За что налоговая может “заморозить” ваши счета? Как избавиться от блокировки — делимся полезными советами в статье “Налоговая заблокировала расчетный счет. Как разблокировать?”.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *