Новый административный регламент Росприроднадзора по отходам

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК +7 +7 10:00 — 19:00, пн. — пт. НАЧАТЬ ПЕРЕПИСКУ WhatsApp / Viber:
  • Лицензия на опасные отходы
  • Готовые фирмы с лицензией на отходы 1-4 кл опасности

ООО «Правовая сфера» обращает внимание всех предприятий, обладающими лицензиями на сбор и транспортировку отходов 1-4 классов опасности, что с «01» января 2021 года переоформление данных видов лицензий на отходы стало обязательно.

Что изменилось в 2021 году в лицензировании сбора и транспортировки опасных отходов?

В Законодательстве о лицензировании данного вида деятельности появилось новое определение термина «Сбор отходов»

. Теперь под сбором отходов понимается деятельность по сбору отходов 1-4 классов опасности в целях их дальнейших:

  • Обработки;
  • Утилизации;
  • Обезвреживания;
  • Размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение.
Старая редакция ФЗ № 89 Новая редакция ФЗ № 89
«Сбор отходов» — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; «Сбор отходов» — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
  • Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!
  • Позвонить специалисту:
  • 8, доб. 29-503
  • +7
  • [email protected]
  • ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
  • Проконсультируйтесь не отрываясь от дел Переписка через WhatsApp / Viber:

Рубрики

С целью исключения избыточных требований и введения запрета на дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес продолжается большая нормотворческая работа по актуализации природоохранного законодательства.

Гармонизация законодательства — долгий и кропотливый процесс, апогеем которого должен стать четкий механизм работы всех нормативных правовых актов.

Тем не менее во вновь разрабатываемых документах еще встречается отсутствие логики и причинно-следственных связей.

Наглядным примером может служить проблема обращения с отходами. Сначала из всех отходов производства и потребления выделили твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), которые образуются, как выяснилось, не только в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Управление ТКО поручено региональным операторам.

  1. Хозяйствующие субъекты до сих пор недоумевают, для чего отходы предприятия делить на ТКО и не ТКО, складировать в разные контейнеры, а затем разными транспортными компаниями вывозить на один и тот же полигон для захоронения, но это совсем другая история.
  2. Положительные результаты деятельности региональных операторов пока не очевидны.
  3. Например, еще не очищены территории от несанкционированных свалок, а новые продолжают появляться, лесопосадки завалены отходами, вблизи возведения коттеджных поселков сваливаются строительные отходы и др.
  4. Несмотря на это, реформирование в области обращения с отходами продолжается.

Так, обращение с отходами I–II классов опасности теперь является зоной ответственности федерального оператора, не оставлены без внимания товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, за утилизацию которых отвечает их производитель.

И это еще не все! С большой долей вероятности не будут оставлены без внимания и промышленные отходы III–V классов опасности, составляющие значительную часть от всех образующихся в Российской Федерации отходов: для управления такими отходами должен быть определен еще один федеральный оператор.

Как хозяйствующему субъекту разобраться, кому, когда и какие отходы передавать, с каким именно оператором заключать договор, наличие какой лицензии запрашивать, какие документы оформлять, чтобы не нарушать природоохранное законодательство? Ведь в конечном итоге ответственность за отходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, несет их образователь.

Может быть, посредством «регуляторной гильотины» будет внесена ясность в работу государственных органов и упразднена часть административных барьеров? Вряд ли. К огромному сожалению, следует признать, что чем больше улучшающих изменений вносится в документ, тем хуже он становится.

Независимо от полномочий, возложенных на разных операторов по обращению с отходами, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности остается в силе.

Еще не актуализировано Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами[1], но уже издан Приказ Росприроднадзора от 29.05.

2020 № 585, которым утвержден новый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — новый Административный регламент).

Новый Административный регламент должен вступить в силу после признания утратившим силу ныне действующего Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379 (далее — старый Административный регламент).

  • Новый Административный регламент представляет собой объемный документ, содержащий непосредственное описание процедуры оказания государственной услуги по лицензированию деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности, а также формы заявлений о предоставлении конкретной государственной услуги.
  • Обратите внимание
  • Отметим, что новый документ имеет ряд существенных отличий от ныне действующего регламента: появились новые виды государственных услуг, перераспределены полномочия между центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами, включены основания для приостановления оказания государственной услуги и др.
  • Однако обо всем по порядку.

Перечень оказываемых государственных услуг

Сравним перечень оказываемых государственных услуг в новом и старом Административных регламентах.

[1] См. проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» (regulation.gov.ru/projects#npa=102578).

Подробнее см.: Никитина В.В. «Регуляторная гильотина» в действии: лицензирование деятельности в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2021. № 8. С. 8–13.

Что делать?

Существует два варианта действий:

  1. Убрать сбор отходов и оставить только транспортирование.
  2. Расширить перечень видов работ.
  1. Какой бы вариант вы не выбрали, переоформление лицензии в связи с изменением перечня работ будет обязательно.
  2. Срок переоформления лицензии 10 дней.
  3. Государственная пошлина 3 500 руб.

Список документов при переоформлении — как при первичном получении. Обратитесь к нашим специалистам любым удобным вам способом, вам будет отправлен полный список.

  Вывоз и утилизация пищевых отходов

Ответственность за отсутствие лицензии на обращение с отходами и лицензии на утилизацию отходов

Если лицензия отсутствует, а утилизация отходов все равно осуществляется, предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафных санкций:

  • физические лица – от 1000 до 2000 рублей;
  • должностные лица –от 10 000 до 30 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели –от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Росприроднадзор имеет право приостановить или аннулировать лицензию, если лицензиатом допущены грубые нарушения лицензионных требований.

Согласно ст. 247 КоАП РФ о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами, предусмотрены такие штрафные санкции:

  • угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2-х лет, либо принудительные работы до 2-х лет;
  • те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовая гибель животных и прочее – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1-го до 2-х лет, либо ограничение/лишение свободы до 5-ти лет, либо принудительные работы до 5-ти лет;
  • те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания, – лишение свободы до 8-ми лет.

Услуги переоформления лицензий на сбор и транспортировку отходов

ООО «Правовая сфера» оказывает помощь в переоформлении ранее выданных лицензий на отходы и оказывает содействие в оформлении новых. Юристы обладают широким опытом решения даже сложных вопросов, возникающих в процессе лицензирования в Росприроднадзоре.

Помогаем при всех случаях замены бланка лицензии:

Изменение видов деятельности Преобразование юр. лица Изменение названия или юр. адреса
Изменение Ф.И.О. или места жительства ИП Утрата бланка лицензии РАССЧИТАТЬ ЦЕНУ

Срок действия лицензии на обращение с отходами и лицензии на утилизацию отходов

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии могут варьироваться в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. Как показывает практика, процесс получения лицензии на обезвреживание и захоронение отходов занимает от 6-ти месяцев до 1-го года, на транспортирование – значительно меньше.

Примеры выполненных объектов

Заказчик:

ООО «ДОМОТЕКА»

Вид работ:

Разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с получением официального документа в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО для объекта ООО «ДОМОТЕКА».

Читайте также:  Требования Пожарной Безопасности. Крышные Котельные!

Место проведения работ:

г. Москва, поселение Краснопахорское, с. Красная Пахра, ул. Калужское шоссе, дом 7.

Срок проведения работ:

09 августа 2013 г. — 08 апреля 2014 г.

Больше кейсов

Заказчик:

ООО «Интер-Полимер-Строй»

Вид работ:

Разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с получением официального документа в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО для ООО «Интер-Полимер-Строй».

Место проведения работ:

Московская область, Подольский район, сельское поселение Лаговское, вблизи дер. Северово.

Срок проведения работ:

22 апреля 2014 г. — 11 марта 2015 г.

Больше кейсов

Заказчик:

ООО «Строительный Альянс»

Вид работ:

Разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с получением официального документа в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО для ООО «Строительный Альянс».

Место проведения работ:

Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, д. 15.

Стоимость лицензии

При заказе услуги у специализированной организации стоимость услуг по подготовке и разработке необходимых бумаг зависит от ряда факторов:

  1. Числа видов отходов.
  2. Количества применяемых площадок.
  3. Сложности технологических процессов на предприятии и других аспектов.

На базе этой информации определяются сроки выполнения работ, а также конечная стоимость.

При самостоятельной подготовке требуется оплата государственной пошлины, которая на 2021 год имеет следующие размеры:

  • Получение лицензии — 7500 р.
  • Переоформление документа, который бы подтверждал наличие лицензии или получение приложения по причине внесения правок в документ — 3 500 р.
  • Переоформление бумаги, подтверждающей наличие лицензии или приложения в иных случаях — 750 р.
  • Получение дубликата лицензии — 750 р.

Перечень документов для получения лицензии

Чтобы получить лицензию, соискатель предоставляет следующие документы:

  1. Заявление (по форме) с перечнем отходов (Внимание! Лицензия выдается только на конкретные виды отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и видов работ. В заявлении приводятся номер записи о государственной регистрации юридического лица, данные о постановке предприятия на учет в налоговом органе (советуем сразу представить копии свидетельств и устава предприятия).
  2. Копии документов, подтверждающих наличие зданий, строений, сооружений, (обычно, это Свидетельство о государственной регистрации права)
  3. Копии документов, подтверждающих наличие оборудования и установок, необходимого для выполнения работ (бухгалтерские документы в виде Инвентарной карточки учета объектов основных средств или Акта о приеме-передаче объекта основных средств);
  4. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, (паспорт транспортного средства, договор лизинга или купли-продажи);
  5. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами. Допуск к деятельности в области обращения с отходами возможен только для работников, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности. В Краснодаре такую подготовку проводят несколько образовательных учреждений на базе: Аграрного университета, Кубанского государственного и Технологического университетов, в Краснодарском филиале «Академии стандартизации, метрологии и сертификации»;
  6. Копию документа (обычно, приказ по предприятию), подтверждающего наличие в штате юридического должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I – IV классов опасности;
  7. Копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
  8. Копию документа, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу лицензии. На основании подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (в редакции от 29.12.2014 г.) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.
  9. Соискатель вправе представить копии: Свидетельства о государственной регистрации Заявителя в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя); Свидетельства о постановке Заявителя на учет в налоговом органе.
  10. Опись представляемых документов.

Особенности передачи документов и сроки рассмотрения

Указанный пакет документов, в том числе заявление, передается в Управление Росприроднадзора для дальнейшего рассмотрения. Копии передаваемых документов должны быть заверены юридическим лицом (заверять бумаги у нотариуса нет необходимости). При передаче документов, представитель компании должен предъявить оригиналы бумаг для подтверждения их достоверности.

Если получатель лицензии планирует работать с отходами на территории 3-х и более федеральных округов, бумаги необходимо отправить в центральный орган Росприроднадзора. Последний определяет, где можно получить лицензию для ведения такой деятельности.

В статье ФЗ №99 сказано, что лицензирующая организация должна рассмотреть бумаги, и выдать решение в срок до 2-х месяцев (45 рабочих дней). Точкой отсчета является день принятия заявления уполномоченной структурой.

В этот период может проводиться детальная проверка юридического лица (в том числе и выездная) для оценки правильности предоставленной информации.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

С 6 июня 2020 года начал действовать новый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) применительно к деятельности юридических лиц и ИП на объектах 1 категории. Это подтверждается приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437.

В статье мы подробно рассмотрим основные изменения касаемо нормирования образования отходов, согласно новому регламенту для объектов 1 категории опасности.

Экологические нормативы для всех категорий опасности

Что включает в себя госуслуга по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

В Приказе Росприроднадзора № 437 сказано, что в состав государственной услуги входит:

  1. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР);
  2. Переоформление документа об утверждении НООЛР;
  3. Предоставление копии документа об утверждении НООЛР;
  4. Исправление допущенных опечаток/ошибок в документе по итогу предоставления госуслуги.

Что касается исправления, отметим – это полностью новая услуга. Кроме того, в приложениях к новому регламенту содержатся формы заявлений на все виды перечисленных выше услуг.

Обозначим, что в форме заявления о выдаче дубликата об утверждении НООЛР отсутствует один из реквизитов, которые указаны в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50). А именно: данные документа, который подтверждает внесение записи о юр.лице/ИП в ЕГРЮЛ или же ЕГРИП.

Что это означает? Росприроднадзор советует природопользователям внести эту информацию самостоятельно. В противном случае заявление будет неполным и требовать последующей доработки.

Новым регламентом введена процедура по приостановлению срока предоставления услуги. В вышеупомянутом порядке подобная процедура применялась. Но только при рассмотрении заявительных документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данная процедура будет применяться ко всем видам государственной услуги. Продолжительность срока может быть приостановлена не более чем на 10 рабочих дней на основании соответствующего решения.

Кому нужна услуга?

НООЛР нужно всем объектам 1 категории, у которых есть нужные им действующие разрешительные документы (ПДВ, НДС), но при этом закончился ПНООЛР. Теперь такие объекты могут согласовать новый.

Важно то, что ранее на объект 1 категории, в момент, когда у нее закончился хотя бы один разрешительный документ, организация должна была сразу получать комплексное экологическое разрешение (КЭР). Это достаточно трудоемкая, долгая и дорогостоящая процедура. Теперь, если закончился срок действия ПНООЛР, его можно продлить.

Заказать услугу

Штрафы

В том случае, если у организации отсутствует ПНООЛР и/или КЭР, ей грозит штраф до 100 000 рублей. Как только заканчивается действие одного из документов: ПНООЛР, ПДВ или НДС, остальные также сразу прекращают действовать. Но пока срок действия перечисленных документов не истек, КЭР, соответственно, не нужен. Плата за НВОС пойдет как сверхлимит.

Причины для приостановления госуслуги

  • Ошибки или неточности в заявлении на предоставление госуслуги, в проекте НООЛР;
  • Неполнота проекта НООЛР;
  • Отсутствие каких-либо документов, предусмотренных регламентом;
  • Отсутствие информации об оплате государственной пошлины.

Если один или несколько из вышеперечисленных пунктов будут “соблюдены”, то заявителю будет направлено предложение по устранению нарушений. После того, как все документы будут предоставлены в надлежащем порядке, течение срока возобновляется.

В тексте регламента вы сможете ознакомиться с перечнями для возможных отказов в процессе предоставления госуслуги, в переоформлении НООЛР.

Важно и то, что п.11 Порядка предусматриваются следующие основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

  • Отсутствие объекта, на котором планируется размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов;
  • Превышение допустимого количества отходов для размещения (это становится известно в результате инвентаризации).

Отказ в предоставлении данной госуслуги недопустим в том случае, если все нужные документы поданы в соответствии с информацией, размещенной на Едином портале госуслуг. А также на сайте РПН и его территориальных органов.⠀

Читайте также:  Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия требованиям техрегламента о требованиях пожарной безопасности

В результате подачи заявления ответ можно получить в стандартной форме. На бумажном носителе, в виде электронного образа документа/электронного документа с электронной цифровой подписью на портале.

Если у вас остались вопросы касаемо нового регламента, либо же других аспектов в области экологии – обратитесь за консультацией к команде специалистов ЭкоПромЦентра прямо сейчас.

Проконсультироваться

Утвержден актуализированный административный регламент по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов i – iv классов опасности

  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 мая 2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»
  • Основные положения:
  • Утвержден актуализированный Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (далее – Административный регламент) с учетом изменений федерального законодательства, а также предоставления государственной услуги на основе принципа «одного окна».
  • Согласно положениям Административного регламента, результатами предоставления государственной услуги являются:
  • предоставление (переоформление) лицензии либо выдача уведомления об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии;
  • выдача дубликата лицензии либо уведомления об отказе в выдаче дубликата лицензии;
  • предоставление сведений из реестра лицензий либо уведомления об отказе в предоставлении сведений из реестра лицензий;
  • предоставление копии лицензии либо уведомления об отказе в предоставлении копии лицензии;
  • исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо выдача уведомления об отказе в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
  1. Следует отметить, что в сравнение с предыдущей редакцией Административного регламента, сроки предоставления государственной услуги не изменились.
  2. Документом уточнено, что предметом регулирования Административного регламента являются отношения, возникающие между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) (территориальным органом Росприроднадзора) и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
  3. При этом действие Административного регламента не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
  4. Обратиться за получением соответствующей лицензии могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять (соискатель лицензии) или осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (лицензиат) на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  5. В случае, если результатом предоставления государственной услуги является получение сведений из реестра лицензий, заявителем также может являться физическое (индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо.
  6. В отличие от предыдущей редакции Административного регламента, документом отмечено, что Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги в части:
  • сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I – II классов опасности;
  • размещение отходов I – IV класса опасности;
  • сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III – IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.
  • При этом территориальные органы Росприроднадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III – IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.
  • Таким образом, предполагается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают заявления о предоставлении лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с разграничением полномочий отнесено к полномочиям территориальных органов, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
  • В случае, если заявителем одновременно планируется осуществление видов работ, отнесенных к полномочиям и Центрального аппарата, и территориальных органов Росприроднадзора, предоставление государственной услуги будет осуществлять Центральный аппарат Росприроднадзора.
  • Также в соответствии с Административным регламентом:
  • перечень оснований для переоформления лицензии остался неизменным;
  • уточнен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • дополнены основания для отказа в приеме заявительных документов, в частности, такими основаниями предлагается признавать следующие:
    • представление заявительных документов, которые не поддаются прочтению;
    • отсутствие описи заявительных документов, а также отсутствие заявительных документов, указанных в описи.

Следует отметить, что в предыдущей редакции Административного регламента не было предусмотрено оснований для приостановления государственной услуги.

При этом данным документом регламентированы следующие основания:

  • представление заявительных документов, оформленных с нарушениями требований Административного регламента;
  • представление неполного комплекта заявительных документов, необходимых в соответствии с Административным регламентом.

Перечень оснований для отказа в предоставлении/переоформлении лицензии не изменен.

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 8 июля 2020 г.

Действие: вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 июля 2016 г.

№ 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности»

Минприроды подготовило изменения в Административный регламент Росприроднадзора

Ознакомится с проектом приказа можно на портале федеральных нормативных правовых актов. В настоящее время проект приказа «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 196» стадию экспертизы, в ходе которой заинтересованные лица могут принять участие в обсуждении.

В настоящее время проект изменений имеет следующий вид:

В целях исполнения пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г.

№ 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2418) приказываю:

внести в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 196 (Зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2012 г., регистрационный № 25111), следующие изменения:

дополнить пункт 7 абзацами следующего содержания:

  • «запрашивать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, необходимые для осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. ‎№ 724-р, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  • не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р;
  • не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах».

Все новости

Информация Росприроднадзора по поводу изменений в законодательстве об охране окружающей среды в 2019 году

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования проинформировала об изменениях в природоохранном законодательстве с 1 января 2019 года.

С начала этого года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

Информация актуальная слушателям курсов повышения квалификации по направлениям:

Читайте также:  Пример управления уровнем риска в организации

Кем выдается комплексное экологическое разрешение?

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на ее получение. 

Уполномоченными на выдачу комплексных экологических разрешений являются территориальные органы Росприроднадзора.

В какой срок уполномоченный орган будет выдавать КЭР?

В месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения. 

Разработан проект федерального закона которым для получения КЭР проведение государственной экологической экспертизы материалов его обосновывающих не требуется, при комплектности материалов заявки на получение КЭР и соблюдении требований к заполнению заявки КЭР выдается в течение 3 месяцев с даты регистрации заявки в территориальном органе Росприроднадзора.

Кто обязан получать КЭР?

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение. 
  • Нужно ли получать КЭР для объектов II категории?

Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»).

При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Каковы сроки обращения на получение КЭР ?

Полный швах с экологической отчетностью. Что пошло не так в Росприроднадзоре

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна.

Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020.

При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком.

Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

  • Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
  • объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;
  • объект № 2 — 3, 5 тгод;
  • объект № 3 — 1, 5 тонны в год.
  • При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.

2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов).

Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета.

Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн!!!

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите здесь.

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы.

Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН.

Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме.

Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак.

Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *