Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти РФ. Цель службы – надзор в области природопользования и охрана окружающей природной среды.

Зона ответственности Росприроднадзора, полномочия

Ро̀сприро̀днадзо́р, согласно новому положению, имеет множество полномочий в пределах федеральных округов.

Данный орган осуществляет госконтроль в таких областях:

  • охрана животного мира, который находится в государственных природных заповедниках;
  • организационные работы по созданию ПТК (природно-территориальных комплексов), находящихся под охраной РФ.

Надзорная служба контролирует соблюдение:

  • законодательства России, стандартов международного уровня, нормативных документов в сфере природных ресурсов морских вод и морской среды РФ;
  • расходов, которые были предоставлены органам госвласти для охотничьей сферы и сохранения ресурсов для этих целей.

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Чем занимается Росприроднадзор:

  • государственные земли;
  • госнадзор за пожарами в лесах, размещенных на природно-территориальных комплексах, охраняемых государством;
  • ведение разделов Красной книги, касающихся экологических вопросов;
  • учет объектов, пагубно воздействующих на окружающую среду и атмосферный воздух;
  • ведение кадастра отходов по видам, учет данных по обращению с ними;
  • получение государственных средств и направление их на организацию стабильной работы территориальных ведомств и выполнение функций, которыми они наделены;
  • контроль поступления средств от природоохранной деятельности в бюджетную систему России;
  • защита сведений, которые являются государственной тайной;
  • прием россиян по вопросам, имеющим отношение к ЖКХ, соблюдение сроков ознакомления с этими обращениями, реагирования на них, направление ответов на такие обращения в предусмотренные законом сроки;
  • комплектование, обращение с архивными данными, которые накопились за время функционирования службы;
  • вопросы взаимодействия с государственной властью, другими российскими и международными организациями в определенных направлениях;
  • выдача разрешительных документов, подтверждающих соответствие нормативным экологическим требованиям состояния конкретных объектов (производственных, складских), задействованных в производстве этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих продуктов.

Этот госорган наделен и иными полномочиями, которые предусматриваются федеральными актами законодательного, нормативно-правового характера.

Функции

Росприроднадзор занимается выполнением 3 функций. Первая – функция федерального надзора. Вторая – контроль использования и охраны недр, геологических исследований.

Третья подразумевает госнадзор за работой и организацией обеспеченных охраной государства природных областей, лесных насаждений особо охраняемых территорий, противопожарного надзора в лесах, которым обеспечена особая охрана.

Структура Росприроднадзора, руководство

Росприроднадзор имеет 85 территориальных органов, а также 5 структурных подразделений, в которые входят:

  • Лабораторный центр (ЦЛАТИ);
  • Дирекции по надзорному техобеспечению на море;
  • Федеральный центр по анализу техногенного влияния на окружающую среду;
  • НИЦ по исчезающим и редким разновидностям животных и растений;
  • ГННИ промэкологии.

Структура этого органа комплектуется:

  • руководящими работниками;
  • заместителями начальников;
  • помощником руководителя;
  • управленческой ветвью Росприроднадзора (разделенной на различные отделы).

Росприроднадзор состоит из нескольких ключевых управлений и отделов:

  • правовой;
  • аналитический;
  • экологический;
  • по экологической экспертизе и разрешительной деятельности;
  • по контролю за природными землями и охотой.

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Руководитель по природопользованию с 24 декабря 2018 года – Радионова С. Г.

Официальный сайт

На природоохранном ресурсе представлена полезная информация, есть возможность напрямую написать руководителю, указав жалобы.

Здесь расположены контакты, по которым можно сообщить о ЧС или коррупции.

Правовая основа деятельности

Работу надзорной службы, выполняющей надзор в сфере природопользования, регулируют определенные нормативные документы.

Основное правовое обеспечение закреплено в Конституции России, а также Кодексах:

  • об админправонарушениях;
  • уголовном;
  • лесном, градостроительном, земельном.

Полномочия территориальных органов

По федеративному субъекту терорганы не контролируют соблюдение требований природоохранного законодательства РФ и международных нормативов по морским водам, морских вод в экономической зоне территориально расположенных в пределах континентального шельфа, использования ресурсов континентального шельфа. Терорганы не занимаются организацией, ведением гражданской обороны, не могут ограничивать, запрещать и приостанавливать функционирование путем подачи предложений в РПН по использованию объектов животного мира.

Задачи службы:

  • контролировать качество работы в сфере экологической экспертизы;
  • лицензировать деятельность предпринимателей, которые занимаются ведением хоздеятельности с отходами 1-4 классов опасности;
  • утверждать нормативные показатели образования отходов и лимитировать их размещение;
  • вести учет предприятий, деятельность которых приводит к негативному воздействию на природу и атмосферу;
  • выполнять соглашение с Роспотребнадзором по обеспечению надзора и контроля в пределах установленных полномочий.

Руководители территориальных отделений имеют заместителей, назначением и освобождением которых занимается руководитель госслужбы в сфере природопользования.

Какие разрешения выдает Росприроднадзор

Разрешение – это документ, дающий право на транспортировку ядовитых, опасных веществ транзитом по территории РФ, на ввоз/вывоз в страну зооколлекций, на добычу природных ресурсов. Также данный орган выдает разрешения на разведение, содержание, использование краснокнижных растений, животных.

Этот обязательный для получения субъектами, осуществляющими такую деятельность, документ. Он нужен для:

  • получения лицензии Минпромторга для транспортировки через границу РФ продукции, в составе которой имеются озоноразрушающие вещества;
  • импорта и экспорта из России вредных веществ или продукции, которая их содержит (переработка товаров в России или за ее пределами, утилизации товара или его возврата).
  • Разрешения получают в государственной службе природопользования.
  • Данный документ может понадобиться для некоторых видов готовой продукции и оборудования (товар, который частично запрещен к ввозу в Таможенный союз).
  • Сюда входят:
  • огнетушители, в составе которых есть галоны 2402, 1301, 1211;
  • материал, который используется при изготовлении химических товаров (средства для дезинсекции и другие вещества);
  • вещества, вредящие слою озона (рециркулированные, восстановленные).

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Чтобы узнать, нужно ли оформлять разрешение в конкретном случае, можно обратиться в сертификационную службу «Росстандарт».

Проверки

Плановые проверки проводят раз в 3 года. График их проведения формируют и направляют на утверждение в генпрокуратуру в конце года.

В этот график не включены внеплановые проверки. Проверяют только те фирмы, на которые были составлены жалобы или есть предпосылка для создания экологических угроз от нарушителя природоохранного законодательства.

Предприятие может быть исключено из списка плановых проверок. Это возможно лишь из-за ликвидации, прекращения работы, изменения категории риска. Изменения в план могут вноситься из-за того, что поменялось название или реквизиты фирмы, произошла реорганизация, смена фамилии ИП.

Классификация и паспортизация отходов по классам опасности

Классификация создана на основе Санитарных правил, позволяющих определить класс опасности отходов.

По уровню воздействия на природу выделяют 4 класса:

  • Чрезвычайно опасные.
  • Высокоопасные.
  • Умеренно опасные.
  • Малоопасные.

В классификации учитываются вредные свойства отходов коммунальных и промышленных предприятий. На такие вещества нужно составлять паспорт. Это документ удостоверяет принадлежность отхода к определенному классу опасности, а также его состав.

Порядок получения паспорта в Росприроднадзоре

Чтобы получить паспорт отходов, нужно пройти 4 этапа:

  1. Обращение в аккредитованную лабораторию, чтобы она провела качественный химический анализ состава отходов.
  2. Определение класса опасности.
  3. Оформление паспорта опасных отходов.
  4. Отправка паспорта в департамент Росприроднадзора для его утверждения.

Документ утверждают, если он соответствует всем нормам.

Какие сведения указываются

При оформлении паспорта определяют такие вопросы, как методы дальнейшей работы с поступающим веществом, обустройство мест, которые будут использованы для их хранения или накопления (на срок не больше 11 месяцев).

В зависимости от указанного в паспорте вида деятельности, документ регламентирует необходимость оформления лицензии.

Паспорт определяет условия перевозки, обработки, уничтожения отходов. В документе указаны достоверные данные о складируемом и отправляемом товаре.

Ответственность за отсутствие паспорта отходов

Отходы 1-4 классов необходимо паспортизировать. В ином случае компания, которая взаимодействует с такими веществами, должна нести ответственность.

За отсутствие паспорта накладывают штрафы:

  • на юрлицо – 100 до 120 тыс. руб.;
  • на должностное лицо – от 10 до 30 тыс. руб.

Кроме штрафов, также возможно приостановление работы предприятия на срок до 90 дней в административном порядке.

Отчетность в Росприроднадзор

Госслужба принимает отчеты на официальном сайте через личный кабинет.

Электронные декларации во ФГИС Росприроднадзора:

  • о постановке предприятия, которое вредно воздействует на природу, для государственного учета;
  • сведения о хозяйственной деятельности организации для Росприроднадзора;
  • отчетность компаний малого и среднего предпринимательства;
  • о внесении платы за НВОС.

Что значит отчет о НВОС в Росприроднадзор – это декларация о негативном воздействии на окружающую среду.

Верификация ЭЦП Росприроднадзора – это подтверждение авторства отдельных документов, подпись на которых связана с конкретным автором и не может подделываться путем копирования.

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Иногда появляется вопрос, что делать, когда при отправке документа в Росприроднадзор выдается сообщение, что подпись не верифицирована. Для отправки отчета выдают электронную подпись под определенный случай. Если на сайте Росприроднадзора пишет, что подпись не верифицирована, это может значить, что подпись не подходит. С этим вопросом можно обратиться в службу поддержки сайта.

Код ИСКИ, который выдается Росприроднадзором, – это индивидуальный код-идентификатор, который подтверждает постановку хозяйственного объекта на учет по расположению производственных территорий субъекта ведения хозяйственной деятельности. Они присваиваются после внесения в декларацию сведений о субъекте, об источниках выбросов, их количестве и составе.

Читайте также:  Категории пожарной безопасности при проверках МЧС с 2021 года

При подаче бумажной версии декларации указывают электронный номер отчета, который можно получить в личном кабинете. Для подачи отчета через сайт используют ЭЦП (электронная цифровая подпись). Она выдается аккредитованным центром.

При отсутствии деятельности субъект хозяйствования должен предоставить в Росприроднадзор соответствующее письмо.

Образец письма в Росприроднадзор об отсутствии деятельности имеет произвольную форму.

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

В нем нужно указать наименование ЮЛ, а также вид его деятельности в соответствии с классификатором.

Проверка Росприроднадзора: когда приходят, что проверяют, как подготовиться + штрафы

Комменты: 0

Проверки Росприроднадзора по-новому! Внесены Изменения!

Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, с какими проверками на предприятие приходит Росприроднадзор, за что можно получить штраф и как подготовиться, чтобы не оказаться застигнутым врасплох.

Когда приходит проверка

Как и прочие государственные проверки, инспекция Росприроднадзора может быть плановой или внеплановой.
График плановых проверок на будущий год утверждается в сентябре-октябре. Он проходит через согласование в территориальных отделениях прокуратуры, затем направляется на утверждение в Генпрокуратуру. План на 2021 год уже можно найти на сайте Росприроднадзора.

Если на работу предприятия не поступало жалоб, то плановая проверка может прийти на него не чаще, чем раз в три года.

Поводом для проверки вне плана могут стать:

  1. Завершение срока, выделенного на выполнение предписания после предыдущей проверки.
  2. Распоряжение от Правительства РФ.
  3. Информация (от физических, юридических лиц или СМИ) о возможных нарушениях или жалобы потерпевших. Поводом может выступить любое обращение, но по статистике только в 30% случаев нарушения подтверждаются.
  4. Чрезвычайная ситуация, которая несет угрозу окружающей среде.

Длится проверка не более 20 дней.

Что проверяет Росприроднадзор

Росприродназор контролирует влияние предприятий на окружающую среду. Первым делом проверяются документы. Инспекторы изучат все, что связано с отходами, их хранением и утилизацией.

Если на предприятии применяются опасные или вредные для окружающей среды вещества, будет проверено все, что с ними связано.

Кроме того, Росприроднадзор контролирует использование и охрану недр и водных объектов, а также прочие аспекты природопользования.

Выездная проверка Росприроднадзора проводится реже документарной. Обычно это именно внеплановые проверки, или дополнительное расследование после проверки документов.

Как подготовиться к проверке

Чтобы без нареканий пройти проверку Росприроднадзора, можно подготовиться, выполнив ряд мероприятий:

  1. Оформить все необходимые документы. Их приблизительный перечень мы приведем далее. На практике документы во многом зависят от деятельности предприятия и его степени влияния на окружающую среду.
  2. План деятельности компании согласовать с требованиями охраны окружающей среды и при необходимости реализовать его с поддержкой третьих лиц, специалистов в охране окружающей среды.
  3. Провести на предприятии экологический аудит. Эксперты помогут выявить слабые места в работе предприятия и его документах. Это самое эффективное, но недешевое мероприятие. Однако, выгоднее будет заплатить за аудит, чем оплачивать потом штрафные санкции.

Стандартный список документов, которые может запросить Росприроднадзор, выглядит следующим образом:

  1. ИНН и прочие учредительные документы.
  2. Выписка из ЕГРПО.
  3. Рабочий график сотрудников.
  4. Паспорт ИП или приказ о назначении руководящего состава для общества.
  5. Приказы о назначении сотрудников, ответственных за экологический контроль.
  6. Документы об аттестации сотрудника, ответственного за контроль в области обеспечения безопасности природопользования.
  7. Список недвижимости предприятия и документы на право собственности или договор аренды.
  8. Планы зданий из БТИ.
  9. Если здание сдается — подтверждение наличия арендаторов.
  10. Годовой план мероприятий по охране окружающей среды (уборка территории, посадка деревьев).
  11. Расчет экологического взноса за негативное влияние на природу и подтверждение его оплаты.
  12. Отчет о выбросе в воздух вредных веществ.
  13. Отчетность по охране атмосферного воздуха.
  14. Документы по формированию и утилизации отходов, форма 2-ТП. Журнал учета отходов.
  15. Договор с компанией по вывозу и утилизации отходов.
  16. Лабораторные исследования отходов на класс опасности.
  17. Лицензии на отходы 1-4 класса.
  18. Подтверждение права на работу с опасными отходами.
  19. Годовой проект и график контроля предельно допустимых выбросов.
  20. Паспорта и журналы учета работы газоочистного и пылеулавливающего оборудования.
  21. Журнал проверок.

Штрафы

Если Росприроднадзор обнаружит нарушения, инспектор составит акт, вынесет предписания по исправлению ошибок и выпишет штраф, работа предприятия может быть даже приостановлена. А за серьезные или повторные нарушения предпринимателю грозит привлечение к административной ответственности.

Инспекция обязательно проверит, были ли выполнены ее предписания. Для этого будет организована внеплановая проверка Росприроднадзора.

Наиболее распространенные штрафы за нарушение экологического права:

Нарушение Штраф для ответственного лица или ИП Штраф для юридического лица
Нет разрешения на выброс отходов, не разработан проект ПДВ. 40 000 — 50 000 рублей 80 000 — 250 000 рублей, приостановка деятельности на срок до трех месяцев.
Выброс вредных веществ выше нормы по ПДВ 10 000 — 20 000 рублей 80 000 — 100 000 рублей
Газоочистное оснащение неисправно или малоэффективно 1 000 — 2 000 рублей 10 000 — 20 000 рублей, приостановка работы на три месяца
Нет плана-расчета на вредные выбросы в атмосферу 10 000 — 30 000 рублей 100 000 — 250 000 рублей
Нет документов об образовании отходов (кроме малого и среднего секторов бизнеса), журналов учета отходов 10 000 — 30 000 рублей 100 000 — 250 000 рублей
Нарушение норм обращения с опасными отходами 100 000 — 250 000, иногда приостановка деятельности на три месяца
Искажение информации об экологических нарушениях 10 000 — 20 000 рублей
Нарушение норм безопасности во время сброса сточных вод 80 000 — 100 000 рублей и приостановка работы на три месяца
Выброс в атмосферу опасных веществ 180 000 — 250 000 рублей и приостановка на срок до трех месяцев
Задержка оплаты выставленного ранее штрафа 50 000 — 100 000 рублей

Оплатить штраф необходимо до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Чтобы оспорить заключение Росприроднадзора, нужно в течение 15 дней предоставить письменное возражение в региональный проверяющий орган.

Штраф возможно обжаловать в течение 10 дней в судебном порядке. Туда необходимо предоставить жалобу с описанием неправомерного штрафа и прилагающиеся к нему доказательства.

Если проверка пришла внезапно

Запомните несколько правил как вести себя, если на пороге стоит государственная инспекция.

Это относится не только к Росприроднадзору, но и к другим ведомствам:

  1. Тщательно проверьте документы инспекторов: удостоверения, приказ о проведении проверки — все ли верно, совпадают ли имена, названия и даты. По возможности снять копии со всех предоставленных документов.
  2. Оповестите о проверке своего юриста.
  3. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Их везде должен сопровождать хотя бы один сотрудник (например, секретарь).
  4. Не спешите как можно быстрее представить требуемые документы и информацию. Вы имеете право на время для подготовки ответа. Прежде чем передать документы, еще раз их проверьте. И не давайте лишней информации, ведь как известно, все сказанное, может быть использовано против вас самих.
  5. Никогда не лгите и не оправдывайтесь, не грубите инспектору.

Самое главное — помните, что защита окружающей среды не менее важна, чем успешная коммерческая деятельность. Не жалейте времени и средств на соблюдение экологических законов.

Законность проверок Росприроднадзора

Всегда ли инспекторы действуют на законных основаниях? Обратим внимание на нарушения со стороны проверяющих, которые могут быть поводом для обращения в суд.

Отношения в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Проверки, которые проводит контролирующий орган, порядок их организации, основания, цели, предмет, виды, а также формы используемых при этом бланков должны соответствовать действующему законодательству РФ и ведомственным нормативным правовым актам.

— Реклама —

  • Рассмотрим основные нарушения, которые допускают контролирующие органы при организации и проведении проверок, оформлении их результатов.
  • Приказ на проведение плановой или внеплановой выездной проверки
  • Возможные нарушения:

▸приказ о проведении проверки составлен таким образом, что у проверяемого лица могут возникнуть сомнения относительно того, какая именно проверка и на каких правовых основаниях будет проведена;
▸приказ содержит указание на проверку соблюдения лицензионных требований, которая не включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок на сайте Генеральной прокуратуры РФ (нарушение ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
▸основания в приказе для внеплановой проверки, в том числе для проверки соблюдения лицензионных требований, не соответствуют ст. 10 Закона № 294-ФЗ;
▸при издании приказа нарушены требования п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ (в части требования представления документов, не относящихся к предмету проверки, например по соблюдению лицензионных требований, притом что в предмете проверки лицензионный контроль не значится);
▸приказ не соответствует требованиям ст. 14 Закона № 294-ФЗ и утвержденной типовой форме (не имеет ссылок на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, содержит неверное указание времени проверки);
▸в приказе нарушены требования ч. 2, 3 ст. 13, п. 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверки);
▸основания для проведения внеплановой проверки указаны с нарушением требования ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, то есть основания отсутствуют, подтверждающие документы для включения предприятия в перечень выборочных контрольных мероприятий не представлены;
▸приказ не учитывает ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, а именно указанные в качестве основания для издания приказа доводы не соответствуют конкретному закрытому перечню оснований для продления проверки — «исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований»;
▸для издания приказа вместо регламентированных требованиями закона «мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора)» используются ходатайства, письма, служебные записки должностных лиц, иногда даже не участвующих в проверке;

Читайте также:  Требования Пожарной Безопасности. Крышные Котельные!

▸приказ требует представления документов из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, то есть документов, которые контролирующие органы должны получать самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им учреждений;

▸приказ содержит указание на проверку документов, утративших силу;

▸приказ содержит требования, не относящиеся к деятельности предприятия, а также отсутствующие в действующем законодательстве РФ, что нарушает права хозяйствующего субъекта и возлагает на него не предусмотренные законодательством обязательства (например, представить материалы инвентаризации объектов использования, обезвреживания отходов).

  1. Порядок проведения выездной проверки
  2. К нарушениям со стороны контролирующих органов относятся:
  3. 1) ненадлежащее уведомление предприятия о предстоящей проверке;

2) отбор проб из сред, не указанных в приказе на проверку.

Например, в приказе указано «при проведении проверки необходимо с привлечением экспертной организации отобрать пробы сточной воды», однако должностными лицами проводится отбор проб природной (подземной) воды из наблюдательных скважин, предназначенных для контроля состояния грунтовых вод. Данные действия не были указаны в приказе на проверку, однако именно для завершения исследований таких проб грунтовой воды госорганом был издан приказ о продлении проверки;

3) невозможность определить фактическое время проведения проверки, то есть материалы проверки не содержат сведений, когда именно (дата и время) сотрудники административного органа находились у проверяемого лица.

Важно

О фактическом времени проведения проверки:
▸согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, срок выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней, согласно ч.

2 указанной статьи в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 ч для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;
▸продолжительность плановых выездных проверок малых предприятий и микропредприятий должна складываться из времени непосредственного нахождения проверяющих по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности (порядок проведения выездной проверки определен ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Кроме того, в данный срок не должно включаться время подготовки выездной проверки, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности.

Если представленные административным органом документы содержат противоречивые сведения в отношении начала, окончания проверки, из которых не представляется возможным определить ее фактическую продолжительность, то такая проверка считается проведенной с грубым нарушением требований ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 20 этого закона влечет за собой отмену результатов проверки. Данная позиция подтверждена Определением от 16.01.2017 № 303-АД16−18 538 по делу № А37−1936/2015 Верховного суда РФ;

4) в журнале учета проверок предприятия, как и в акте проверки, только дат начала и окончания проверки общего времени проведения проверки в часах.

В связи с этим не представляется возможным установить, в какие дни и часы в отведенный проверке период сотрудники госоргана осуществляли, в частности, рассмотрение представленных предприятием документов и материалов, натурное обследование объектов ведения хозяйственной деятельности и другие мероприятия, перечисленные в приказе на проверку. При этом из представленных госорганом документов по материалам проверки не представляется возможным определить, например, точную фактическую продолжительность проверки в отношении субъекта малого предпринимательства, что в силу ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением установленного порядка.

5) истребование документов по неограниченному перечню.

Довод должностных лиц госоргана о том, что «законодательство непосредственно не содержит нормы, определяющей перечень документов, на истребование которых имеет право контролирующий орган, в силу чего этот перечень может определяться ситуационно на основании необходимости и достаточности, с учетом указанного в распоряжении о проведении проверки перечня мероприятий, необходимых для проведения в рамках проверки», свидетельствует о несоблюдении госорганом Закона № 294-ФЗ. Основная цель этого закона — защита прав юридических лиц при проведении проверок и снижение уровня необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сокращение коррупционной составляющей контрольно-надзорных мероприятий.

При этом ст. 14 Закона № 294-ФЗ устанавливает, что приказ о проверке должен содержать перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Данный перечень должен содержать только конкретные документы, наличие которых определено действующим законодательством.

Перечень должен быть понятным, чтобы предприятие могло исполнить требования приказа по представлению документов в течение срока проведения проверки.

Доводы должностных лиц, проводящих проверку, о своих неограниченных полномочиях как в истребовании документов (неопределенного перечня), так и по времени их истребования свидетельствует о несоблюдении госорганом Закона № 294-ФЗ.

Иногда представление предприятием не всех дополнительно запрошенных документов становится основанием для продления проверки. Такие действия госоргана также являются нарушением Закона № 294-ФЗ, поскольку в процессе проверки должностные лица могут запрашивать только документы, перечисленные в приказе о проверке.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 294-ФЗ «запрос документов» не относится к мероприятиям по контролю;

6) отсутствие ссылок на нормы действующего законодательства РФ в запросах надзорного органа;

7) изменение формы проведения проверки.

Действия должностных лиц по оформлению в ходе выездной проверки письменных запросов на представление предприятием заверенных копий документов по месту нахождения госоргана фактически являются изменением формы проведения проверки (с выездной на документарную) и ее предмета, поскольку в рамках требований ст.

 12 Закона 294-ФЗ все время выездной проверки должностные лица должны находиться на проверяемой территории и изучать представленные документы. В соответствии со ст.

 11 Закона № 294-ФЗ именно при документарной проверке оформляются запросы представления заверенных копий документов, которые затем рассматриваются должностными лицами по месту нахождения органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При несоблюдении установленного порядка в силу ч. 1 ст.

 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления хозяйствующего субъекта.

Также в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

  • Предписания и представления по результатам проверок
  • Предписания об устранении выявленных нарушений и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны:
  • ▸соответствовать требованиям законодательства;
    ▸содержать конкретные указания, четкие и понятные формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения;
    ▸исключать возможность двоякого толкования;
    ▸быть реально исполнимыми в установленный контролирующим органом срок;
  • ▸содержать ссылки на конкретную норму нормативных правовых актов (на статьи, части, пункты и подпункты документов).

Законны ли внеплановые проверки Росприроднадзора? — Правовед.RU

428 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

Добрый день в 2017 г. по обращению редакции газеты на нарушения требований сан. законодательства в ООО была проверка территориального управления Росприроднадзора. 06.07.2018г.

с Управления Росприроднадзора поступило определение об возбуждении дела об админ. прав. по информации поступившей из Департамента природных ресурсов. Скажите пожалуйста законны ли проверки в течении такого короткого времени.

Они внеплановые возможно по анонимным жалобам.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

  • Добрый день! 
  • В соответствии со ст. 10 ФЗ 294 основанием для проведения внеплановой проверки служит (исчерпывающий перечень, другого не дано):
  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); 2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); г) нарушение требований к маркировке товаров;
Читайте также:  Как выбрать противогаз с помощью приложения "Гражданские противогазы"

Скажите пожалуйста законны ли проверки в течении такого короткого времен Да, чтобы организовать проверку много времени не надо. Проверка может быть проведена сразу после согласования с органом прокуратуры. (Если есть необходимость по согласованию) Проверка внеплановая проводиться в течении срока не превышающий 20 дней (ст. 13 ФЗ 294). 

по анонимным жалобам. В соответствии с п. 3.4 ст.

10  ФЗ №294 по решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Если Вы считаете, что основанием для проверки послужило анонимное обращение, требуйте, чтобы Вам предоставили возможность ознакомиться с материалами дела, и в частности с обращением.

Что проверяет РОСПРИРОДНАДЗОР на предприятии

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой.

Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры.

Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
  • приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
  • обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
  • обращение граждан о нарушении прав потребителя.

Порядок проведения проверки отражен на схеме:

Что проверит Росприроднадзор

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
  10. журнал учета стационарных источников и их характеристик;
  11. журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  12. журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
  13. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  14. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  15. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  16. Паспорта на газоочистные установки.
  17. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  18. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  19. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  20. Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  21. Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  22. Паспорта опасных отходов.
  23. Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  24. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  25. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки.

Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют.

Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

  • с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
  • четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
  • дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.

Запомните, чего не следует делать при проверке:

  1. Оправдываться в нарушениях и лгать.
  2. Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
  3. Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
  4. Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
  5. Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.

Комментарий эксперта

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Запомните главное

  1. Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
  2. Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
  3. Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
  4. Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *