Главный государственный инспектор труда об охране труда

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Госнадзор в сфере труда по новым правилам

С 15 сентября вступило в силу Положение, которое регулирует проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Рассмотрим нововведения.

  • Нормы нового Положения
  • Новое Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Правовую основу проведения такого госнадзора составляют как международно-правовые акты, обязательные для России (речь идет о конвенциях Международной организации труда, ратифицированных нашей страной), так и российские акты, в числе которых в первую очередь необходимо выделить Трудовой кодекс РФ.

Кто проводит проверки

Данный вид государственного надзора проводится федеральной инспекцией труда, которая состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). Госнадзор распространяется на любых работодателей, не являются исключением и бюджетные образовательные учреждения.

Конкретный перечень должностных лиц, которые могут проводить такой госнадзор, включает (п.

3 Положения): –     руководителя Роструда – главного государственного инспектора труда РФ; –     заместителя руководителя Роструда – заместителя главного государственного инспектора труда РФ; –     начальника структурного подразделения центрального аппарата Роструда – заместителя главного государственного инспектора труда РФ; –     руководителей государственных инс­пекций труда – главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ; –     главных государственных инспекторов труда, старших государственных инспекторов труда, государственных инспекторов государственных инспекций труда;

  1. –    иных должностных лиц.
  2. Пунктом 4 Положения определен предмет федерального государственного надзора в сфере труда – соблюдение работодателями в процессе ведения ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (обязательные требования). При этом в пункте 4 Положения особо выделены такие аспекты госнадзора, как: –     полнота и своевременность выплаты заработной платы; –     соблюдение государственных нормативных требований в области охраны труда;
  3. –     выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе госнадзора нарушений, а также о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и защите трудовых прав работников.
  4. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством.
  5. Плановые проверки

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще одного раза в три года. Основанием для их проведения являются ежегодные планы, разрабатываемые в соответствии с полномочиями Федеральной инспекции труда.

Внеплановые проверки

Пункт 10 Положения содержит перечень оснований для проведения внеплановой проверки: –     истечение срока выполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения; –     поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Кроме того, в рамках Положения особо выделены обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ.

Основанием для проведения внеплановой проверки бюджетного учреждения также может стать приказ (или распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или Госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, который издан в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, требованием прокурора.

Особые проверки

Пунктом 11 Положения определены особенности проведения проверок организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, а также уполномоченному органу управления использованием атомной энергии (в настоящее время – государственная корпорация «Рос­атом»). Соответственно, можно говорить и об особенностях проверки бюджетных учреждений, ведущих деятельность в данных областях. Так, в отношении названных организаций проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки.

Особо оговорено, что проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контр­террористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий.

Сроки проведения проверок

По общему правилу, указанному в пункте 12 Положения, срок проведения каждой из проверок (и плановой, и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. Вместе с тем в данном пункте преду­смотрен и ряд исключений.

Так, в отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.

Особо оговорено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен руководителем Роструда или Государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней. А в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Также особо отмечено, что сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Полномочия инспекторов

Читайте также:  Новые Ставки Платы За Негативное Воздействие На Окружающую Среду!

Пунктом 13 Положения определены полномочия государственных инспекторов труда. Не будет ошибкой сказать, что во многом они являются производными от полномочий, предусмотренных в международных актах, ратифицированных Россией.

Так, госинспекторы имеют право: –     беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателей в целях проведения их проверки; –     запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; –     предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; –     направлять в суды при наличии заключений госэкспертизы условий труда требования о ликвидации юрлиц или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

–     составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно пункту 14 Положения, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки.

Решения инспекторов, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы. Что же касается решений главного государственного инспектора труда РФ, в качестве которого выступает руководитель Роструда, то они могут быть обжалованы непосредственно в суд.

Кроме того, нужно отметить, что руководитель Роструда и руководители гос­инспекций труда наделены правом отменять решения, вынесенные инспекторами труда, если имели место нарушения требований, установленных законодательством при организации и проведении проверок.

 

Пунктом 15 Положения оговорено, что по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также по привлечению виновных к ответственности.Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №10, октябрь 2012 г.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

§ 1. Основные права государственных инспекторов труда разнообразны, что предоставляет им возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда.

  В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 — 5.34, 5.

44 КоАП РФ.  КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за:- нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27);- уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.

28);- непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);- необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);- нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст.

5.31);- уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);- нарушение соглашения (ст. 5.33);- увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);- нарушение прав инвалидов в области трудоустройства (ст. 5.42);- сокрытие страхового случая (ст. 5.

44);- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.

5);- непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);- непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).

  В ст. 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об указанных выше правонарушениях от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда — в суд (ст. 361 ТК).

§ 2. Если действия работодателя или его представителей содержат признаки уголовного преступления, государственные инспекции труда вправе направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, ст.

143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Статьей 145.

1 УК РФ предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации (независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности) из корыстной или иной личной заинтересованности.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в том числе в сфере труда (ст. 136 УК РФ), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).

§ 3. Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, обязательное к исполнению последним.

Обязательные предписания государственные инспекторы труда вправе выдавать как по собственной инициативе, так и в ответ на обращение к ним профсоюзных органов, работника, который считает, что его трудовые права нарушены, иного лица, полагающего, что имеет место нарушение норм трудового права.  Предписание обязывает работодателя, его представителей устранить в установленные в предписании сроки нарушения, выявленные на основании поступивших жалоб и заявлений. Предписание государственной инспекции труда, адресованное работодателю, может быть обжаловано им в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Права и обязанности госинспекторов труда — Статьи газеты «Солидарность»

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

  • При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее — НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:
  • — в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;
  • — запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • — изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;
  • — расследовать несчастные случаи на производстве;
  • — предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;
  • — направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;
  • — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • — запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • — составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • — выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • — предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — как физлиц, так и юрлиц.

Читайте также:  Ростехнадзор прекратил выдачу лицензий в бумажном виде

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности — считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей — полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

  1. Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
  2. Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):
  3. а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда — об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;
  4. б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;
  5. в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  6. г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника — не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда — это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 — 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП — ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ — ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ — ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Полномочия и обязанности трудовой инспекции

Трудовые взаимоотношения, прием на работу и увольнение, безопасность рабочих условий и другие вопросы контролирует такой орган, как трудовая инспекция. В своей деятельности она руководствуется целым перечнем законодательных актов и нормативов, среди которых Трудовой кодекс, Конвенция Международной организации труда №81, ратифицированная в РФ, другие документы.

Трудовая инспекция – это орган, в который может обратиться как работник, так и работодатель для защиты своих прав и интересов. Но пока мало известны полномочия, обязанности, функции этой государственной службы, а ведь она могла бы помочь гражданам в решении многих проблем на работе.

Чем занимается инспектор по охране труда, другие работники инстанции, для чего нужна такая служба, как трудовая инспекция?

Закон

ВНИМАНИЕ! Деятельность трудовой инспекции должна осуществляться строго в соответствии с законодательством.

В перечень документов, касающихся работы трудовой инспекции, входит несколько наименований:

  • Статья 353 (часть 1) Трудового кодекса РФ.
  • Постановление Правительства №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
  • Постановление Правительства №156 «Вопросы федеральной службы по труду….».
  • Федеральные законы 294 и 59.
  • Приказ Роструда №211, в нем даются указания на регламент службы.
  • Конвенция Международной организации труда №81. В России она ратифицирована была в 1998 году.

Что такое Трудовая инспекция

По закону Трудовая инспекция (ТИ) – это государственный орган, централизованная система, составные части которой – главный федеральный орган и государственные инспекции, находящиеся в регионах.

ВНИМАНИЕ! Руководит ТИ – государственный инспектор труда РФ.

Трудовой кодекс РФ дает много информации по работе ТИ, основная находится в статье 353. Главный трудовой инспектор, ГИТ, в трудовом праве является важным лицом. Им или другими сотрудниками ТИ могут быть инициированы проверки на предприятиях, в компаниях, организациях с целью выявления нарушений по охране труда или другим вопросам.

Часто такие проверки проводятся по сигналу от работников, но могут быть и плановыми. Полномочия трудовой инспекции достаточно широкие, этот орган может быть достаточно эффективным при защите прав и интересов трудящихся. Какие виды проверок трудовой инспекцией существуют?

Визит трудового инспектора на предприятие с целью проверки может быть как плановым, так и неплановым:

  • О плановой проверке предприятия или компании обычно знают заранее. По стандарту оно проходит раз в два года. Если предприятие только начало свою деятельность, проверка не проводится три года.
  • Внеплановые проверки могут осуществляться в любое время, если для них есть повод. Они проходят в индивидуальном порядке, по сигналу кого-то из работников. Например, при увольнении с нарушением трудового законодательства или при создании на предприятиях опасных условий для работы.
  • Проверка проводится с общим изучением документации, она не может осуществляться только в отношении одного работника. Обычно нарушения, если руководство допускает их, касаются многих из персонала, иногда всего коллектива.

Главные задачи работы

Трудовая инспекция обязана защищать права работников, обеспеченные Конституцией. Инспекторы контролируют, насколько безопасными являются условия работы, как осуществляются выплаты за выполнение трудовых обязательств, получают ли работники компенсации при несчастных случаях на производстве.

Трудовая инспекция является важным государственным органом, который должен следить за соблюдением в стране российского трудового законодательства. При этом рассматриваются интересы и права обеих сторон трудовых взаимоотношений – работника и работодателя.

Читайте также:  Охрана труда и реорганизация компании - что делать?

Как осуществляется проверка

Инспектор запрашивает на месте проверки весь комплект документации. Только после его тщательного изучения можно удостовериться в том, нарушает или нет руководитель предприятия нормы закона в отношении своих работников.

Проверка длится то или иное время, касается тех сфер деятельности предприятия или организации, на которые распространяется компетенция ТИ. Возможно изучение документов по деловодству, технической документации. Когда проверка завершена, составляется акт, в нем указываются результаты проверочных мероприятий.

Правила проведения проверочных мероприятий

Инспектор обязан предоставить руководству предприятия, на котором он будет проводить проверку, документ о назначении проверочных мероприятий. Руководитель должен знать, с какой целью проводится проверка, кем (название юридического лица).

Также он должен получить достаточное представление об инспекторе по труду. В таком документы должны быть отражены сроки проведения проверочных мероприятий.

ВАЖНО! Проверка обязательно проводится с соблюдением законодательных актов в данной сфере.

Это Федеральные законы под номером 90, 157, 206, 421. Нужно узнать, что полномочия инспекторов по труду не безграничны, они не могут выходить за рамки, установленные законом. Но все же, они обладают эффективными способами выявления нарушений, наказания виновных, защиты пострадавших работников.

Основной орган, который контролирует соблюдение законов в области трудовых отношений, это Федеральная служба по труду (Роструд). Такая служба имеет много отделений на всей территории государства, именно они быстро и эффективно должны реагировать на обращения от населения.

Региональные органы от Роструда называются Государственными инспекциями труда в Федеральных субъектах РФ.

Полномочия Государственных инспекций, действующих на различных территориях страны, и Роструда идентичны. Их главная задача – контроль над соблюдением законодательства в трудовой сфере.

Что могут делать государственные инспекции? Их основная функция – контроль за соблюдением работодателем норм по труду. Инспекциями организовываются ревизии, проверки по графику или внеплановые.

Также работники этого государственного органа могут дать оценку мнений персонала предприятия, проводить опросы. Осуществляется и инспекция документов по тем или иным работникам.

Выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению представители государственной инспекции должны указать в акте

Составление акта

Акт составляется по стандартной схеме и должен содержать следующие важные сведения:

  1. Название организации или предприятия, на которых проводилась проверка инспекторами по труду.
  2. Список нарушение трудового законодательства, если они были выявлены.
  3. Рекомендации руководителю по устранению выявленных нарушений.
  4. Список мер наказания за нарушения – штраф, предупреждение, другое.
  5. Сведения об инспекторах, привлеченных к данной проверке.
  6. Сроки проверки.

Функции инспекторов по труду

Инспекторы представляют орган, главная задача которого – проверка соблюдения трудового законодательства на каждом предприятии, в любой компании или организации. В ходе проверки, о которой руководство предприятия обязательно должно быть уведомлено, инспекторы могут выполнять следующие действия:

  • Проверять учредительные документы, коллективный договор.
  • Проводить проверку расписания организации.
  • Осуществляется ревизия табеля учета рабочего времени, ведомостей по зарплате.
  • Инспектор может осуществить проверку заполнения трудовых книжек.
  • Важная функция инспекции труда – проверка условий работы персонала.

Часто инспекторы прибывают на предприятия после различных ЧП, несчастных случаев с работниками. В таких ситуациях проверка ведется с учетом происшествия:

  1. Инспектор расследует причины произошедшего несчастного случая.
  2. Анализирует, почему стали возможными случаи травматизма на рабочих местах.
  3. Проверяется, какие профилактические мероприятия осуществляются на предприятии относительно возможных несчастных случаев.
  4. Инспектор должен проверить, были ли выплачены все полагающиеся при НС выплаты.
  5. Также такой проверяющий может провести консультацию среди персонала по вопросам защиты прав, норм законодательства.

Инспектор по труду при необходимости может отстранить на время специалистов от выполнения обязанностей, ограничить деятельность юридических лиц. Он вправе назначать штрафы, применять другие меры наказания, если будут выявлены нарушения в организации труда, ведения документов и в других областях.

ВНИМАНИЕ! Результаты проверки могут быть переданы в прокуратуру или суд, если будет необходимость в этом.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые ревизии могут проводиться не ранее трех лет после начала работы предприятия или компании. Потом график проведения проверок – раз в два года. Проверочные мероприятия бывают комплексными, когда проверяются все обстоятельства, касающиеся вопроса трудового законодательства, или тематические.

При тематической проверке может рассматриваться оплата труда, например, или выполнение коллективного договора.

Когда осуществляется внеплановая ревизия? Оснований может быть несколько – заявление об опасных условиях труда, о нарушении трудового права. Назначить проверку может и руководитель Роструда после правительственного поручения.

Государственный инспектор по охране труда при проверке соблюдения законодательства — вопрос №1513569 © 9111.ru — 2021 г

об охране труда при проверке соблюдения законодательства об охране труда на одном предприятии обнаружил ряд нарушений, связанных с привлечением работников к сверхурочным работам по распоряжению начальника цеха, в ряде случаев к сверхурочным работам привлекались: беременная женщина, инвалид 2 группы. Во всех случаях сверхурочные работы проводились без согласия профсоюзного органа. Отдельные работники работали сверхурочно более 4 часов несколько дней подряд, а также для производства работ, не предусмотренных ТК РФ.

1) 

Конечно, государственный инспектор прав.

А вот почему — узнайте из положений Трудового Кодекса РФ. Его можно купить или взять на время в библиотеке.

2) 

г.Уфа!

Государственный инспектор по охране труда является законным Представителем Надзорного органа государственной власти, поэтому он вправе в любое время суток осуществлять контроль за исполнением трудового законодательства в сфере охраны труда!

С уважением Владимир Николаевич

г.Уфа 09.01.2012 г

19:16 моск. Вр.

Водоканал является Мун. унитарным предприятием, водозабор находится в его хозяйственном ведении, он, как потенциально опасный объект, должен охраняться государственной охраной. Учредитель водоканала и собственник водозабора — администрация городского поселения. Кто несет бремя по организации указанной государственной охране?

1)  Геннадий г. Санкт-Петербург 1) 

1.исполнить свой гражданский долг — подать заявление в полицию, ИФНС и возможно лишиться своей работы.

2.Получать стабильно свою з/п хотя и черным налом.

2) 

Черным налом платят полностью зарплату — или только ее часть? Если первое — тогда у Вас есть шанс отсудить большую денежную сумму у данной организации в виде невыплаченного заработка, процентов и морального вреда. Если второе — поступайте так, как советуют в предыдущем ответе.

Имеют ли право сотрудники охраны на проходных коммерческих или государственных организаций для прохода на охраняемую территорию сканировать или снимать ксерокопию с российского паспорта гражданина РФ без соответствующего разрешения на это его владельца?

1) 

Никто не имеет право снимать ксерокопию паспорта без вашего согласия, если это только не предусмотрено регламентом предоставления определенных услуг выбранной организации!

Я сотрудник полиции в частности вневедомственная охрана. Поступил учиться в государственный вуз и как положено написал рапорт на сессию что бы меня отпустили на учёбу.

На что мой начальник сказал что прежде чем поступать я должен был предупредить его об этом рапортом и пройти аттестацию (не зная для чего) на которой мне и либо разрешат поступление либо откажут. Рапорт мой вернули с резолюцией Отказать в предоставлении учебного отпуска.

Что мне теперь делать? Они руководствуются 342 федеральным законом где говориться что я обо всём должен докладывать. Но это моё первое высшее образование гарантированное мне государством.

1) 

Подавайте жалобу в прокуратуру. Вы обязаны согласовывать с руководством только служебные вопросы, право на получение образования — к ним не относится.

2) 

Основанием для предоставления и оплаты отпуска, служит справка-вызов, утв. приказом Минобразования России от 13.05.2003 № 2057 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию».

Форму справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (с сохранением среднего заработка),

Справка-вызов состоит из двух частей: справки-вызова и справки-подтверждения. Первая часть справки-вызова предоставляется до отпуска — это основание для его предоставления, а справка-подтверждение выдается по окончании отпуска для подтверждения факта использования отпуска по назначению.

Удачи ВАМ!

1)  1) 

  • Да, лицензия необходима.
  • Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
  • 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
  • 14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);

1)  Входит ли в систему качества государственного учреждения социального обслуживания населения охрана труда и пожарная безопасность?

Ну пожарная то безопасность должна в любом случае входить. Как без неё? Охрана труда касается только работников учреждения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *