Категоризация объектов негативного воздействия — острый вопрос

Категоризация объектов негативного воздействия - острый вопрос

Каждое предприятие, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС), должно встать на государственный учет как объект негативного воздействия на окружающую среду. Но, предварительно, на предприятии должна быть определена категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение категории объектам оказывающим негативное воздействие — тема этой статьи.

Для начала обратимся к статье 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где сказано:

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты 1 категории НВОС;объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 2 категории НВОС;объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 3 категории НВОС;объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 4 категории НВОС.

Для определения категории объекта негативного воздействия на окружающую среду вам надо открытьПостановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В первой и второй главах указанного Постановления представлены критерии отнесения объектов НВОС к 1 и 2 категории на основании осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности предприятия.

Категория объекта оказывающего негативное воздействие — как ее определить?

Критерии категорий объектов оказывающих негативное воздействие

  • Для объектов 1 и 2 категорий негативного воздействия на окружающую среду критерием для отнесения к определенной категории объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду является вид деятельности и производительность.
  • Для ОНВОС 1 категории критерии отнесения смотрим здесь.
  • Для ОНВОС 2 категории критерии отнесения смотрим здесь.
  • Для ОНВОС 3 категории критерии отнесения смотрим здесь.
  • Для ОНВОС 4 категории критерии отнесения смотрим здесь.

По критериям какого вида деятельности вы должны встать на учет как объект негативного воздействия?

В выписке ЕГРЮЛ, представленной на сайте: https://egrul.nalog.ru/ вы смотрите основной вид деятельности вашего предприятия. По указанному виду вы и должны поставить площадку на учет как ОНВОС.

Если у предприятия несколько площадок, то постановка на учет осуществляется по основному виду деятельности конкретной площадки.

Если вы ваше предприятие (площадку) отнесли к ОНВОС по нескольким критериям, то объекту присваивается категория наибольшего негативного воздействия на окружающую среду.

Категории объектов негативного воздействия на окружающую среду

Объект негативного воздействия 1 или 2 категории

Далее вы должны найти вид деятельности вашего предприятия в указанных критериях отнесения объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий.

Если находите, то в зависимости от производительности (мощности) вы будете являться объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 или 2 категории. Обратите внимание, что отнесение производится в основном по проектной мощности или производительности.

  1. Еще один нюанс: ищите точную формулировку, совпадающую с вашем видом хозяйственной деятельности.
  2. Например: производство бумаги и картона — не означает производство тары из бумаги и картона,
  3. И наоборот: производство мясо и мясопродуктов (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) — это не только мясные комбинаты, но и супер и гипермаркеты, где осуществляется производство мясных полуфабрикатов.

В ходе надзорных мероприятий недостоверная информация, предоставленная в заявке о постановке на учет как объекта НВОС будет выявлена, в результате чего ваше предприятие будет привлечено к административной ответственности по ст.8. КоАП РФ.

Объект негативного воздействия 3 категории

1. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; 2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности. 3. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: 1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа; 2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа; 3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев; 4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа; 5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.

Еще раз, более неформальным языком:

Ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 3-ей категории, если:

  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарный выброс в атмосферу от этих источников составляет более 10,0 т/год;
  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе выбросов имеются вещества 1, 2 класса опасности.
  • осуществляется сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения и другие сооружения при использовании вод не для бытовых нужд.
  • осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, недра, на землю.
  • объекты размещения отходов после их рекультивации (ликвидации) до снятия с государственного учета, как ОНВОС;
  • объекты обработки отходов 4 и 5 классов опасности;
  • недропользователи, не  отнесенные к объектам негативного воздействия 1, 2, 4 категориям;
  • водопользователи, не отнесенные к 1, 2, 4 категориям;
  • объекты капитального строительства со сроком строительства более 6 месяцев;
  • отдельно стоящие скважины, если объем добычи более или равен 500 куб. м в сутки;
  • все объекты, не отнесенные к ОНВОС 1, 2, 4 категории, но являющиеся объектами НВОС.

В соответствии с письмом от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354:

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Объект негативного воздействия 4 категории

Если вы не отнесли свое предприятие по Критериям ни к объектам 1, 2 и 3 категорий — значит вам повезло, ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 4 категории.

Критерии для ОНВОС 4 категории:

1.Наличие одновременно следующих критериев: 1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа); 2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. 2. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа. Для маленьких отопительных котлов — шанс перейти в 4 категорию, но почему-то мало кто им воспользовался. 3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа. 4. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки). 11. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Что новенького по ОНВОС 4 категории:

  • если у предприятия имеется отдельно стоящая скважина  с объемом добычи менее 500 куб.м. в сутки — объект надо ставить на учет как ОНВОС 4 категории;
  • объекты капитального строительства со сроком строительства  менее 6 месяцев — отныне тое должны стоять на учете как ОНВОС 4 категории.

Объекты 4 категории ушли из плановых проверок.

Не объект негативного воздействия на окружающую среду

Ваше предприятие (площадка) не являются объектом негативного воздействия на ОС в случае если:

  • ваше предприятие (площадка) не имеет стационарных источников выбросов ЗВ В АВ,
  • нет сбросов сточных вод в системы водоотведения при использовании воды не для бытовых нужд (т.е. у вас имеется только сброс бытовых сточных вод),
  • не осуществляет виды деятельности, указанные в разделах 1, 2 Критериев.
  • не относится к объектам 3, 4 категории.

Бонус для таких предприятий:

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.

Читайте также:  Стажировка по охране труда: порядок проведения и оформление

пункт 6 письма от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354:

Деятельность с отходами, как негативное воздействие на ОС

Основная масса предприятий занимается только одним видом деятельности по обращению с отходами — это накопление. Более крупные предприятия занимаются также транспортированием отходов, которое также является деятельность по обращению с отходами.

  • Указанные виды деятельности не относятся к видам негативного воздействия на ОС.
  • Если ваше предприятие (площадка) осуществляет виды деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов, то оно является объектом негативного воздействия.
  • Надеюсь я вам помогла и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на ОС вами определена верно.
  • Со статьей — Категория объекта оказывающего негативное воздействие взаимосвязаны:

Экологические нормативы с 1 января 2019 года: какие документы будут необходимы предприятиям?

Категоризация объектов негативного воздействия - острый вопросС 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды[1], который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

  • Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
  • О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.
  • Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

  1. В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.
  2. В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.
  3. Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев[2], при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:
  • I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету.

При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3]. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией[4], осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

  • Нормирование объектов отдельных категорий
  • (i)          Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории
  • Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР должно содержать:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • требования к обращению с отходами производства и потребления;
  • согласованную программу производственного экологического контроля;
  • срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

  • соблюдение установленных нормативов и лимитов;
  • отсутствие задолженности по плате за НВОС;
  • своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;
  • выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

  1. Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.
  2. Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.
  3. Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.
  4. В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.
  5. Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.
  6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.
  7. Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.
Читайте также:  Наглядный пример охраны труда в энергетике (видео)

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

  • Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.
  • (ii)         Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.
  • Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:
  • декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;
  • информацию о реализации природоохранных мероприятий;
  • информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Изменения критериев НВОС — САНГиК

Новый проект критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III, IV категорий был представлен на суд общественности. Все ли учли законодатели?

До сих пор действуют Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но к ним было много вопросов, как у экспертов, так и у владельцев объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.

До сих пор для таких объектов не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникали и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходил из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относили к объектам III категории, что влекло за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах. Но если объект, оказывает НВОС меньше минимального уровня, то зачем ему нужно разрабатывать гору документации?

Новый проект владельцы таких объектов (а это в основном малый бизнес) ждали особенно, надеясь, что законодатель, наконец, урегулирует все острые вопросы и недоработки критериев №1029. 

Проект Нового Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» N 2398 был выложен на сайт 31 декабря 2020 года, пока в рамках обсуждения и внесения предложений по доработке проекта (ссылка: regulation.gov.ru/projects#npa=102063).

Что изменилось, а какие вопросы так и остались без ответа?

Напомним! Нашим природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты I категории — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям
  • применения наилучших доступных технологий
  • объекты II категории — объекты, оказывающие умеренное НВОС
  • объекты III категории — объекты, оказывающие незначительное НВОС
  • объекты IV категории — объекты, оказывающие минимальное НВОС

Новый проект ПП №2398, внес изменения по каждой из категорий, но так и не решил существующие проблемы. ТАК Субъекты хозяйственной деятельности, уровень воздействия на окружающую среду которых меньше минимального значения, вновь не будут отнесены ни к одной из четырех категорий. Такие предприятия, как и прежде, окажутся вне правового поля со всеми вытекающими из этого последствиями!

Что же изменилось?

5 изменений для Объектов I категории:

  1. Уточнены производства, которые ранее не были представлены в Критериях № 1029: использование отходов добычи полезных ископаемых и перерабатывающих производств; производство химических веществ и химических продуктов органических химических веществ (производство различных видов углеводородов, полимеров, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ).
  2. Полностью изменился принцип отнесения к I категории объектов по обращению с отходами производства и потребления. Так, теперь к I категории планируется отнести все предприятия, осуществляющие утилизацию отходов производства и потребления. Отметим, что в новых Критериях под утилизацией понимается и сжигание отходов I–IV классов опасности, в т.ч. пестицидов и агрохимикатов, как с применением установок, так и без.

Присвоение категории опасности для окружающей среды

Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.

2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: — объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2.

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение: объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»? 

А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка: «негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Читайте также:  Минздрав установил требования к знаку о запрете курения

Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г.

№ АА-03-04-32/20054: «Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС«.

А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое: «Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется. Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена

Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

Правительство РФ готовится скорректировать критерии категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду

17.06.2020

Примерное время чтения: 5 мин.

  • Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о завершении разработки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».[1]
  • Напомним, что согласно действующему экологическому законодательству, перечень разрешительной и отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) определяется в зависимости от его категории.
  • С учетом степени экологической опасности деятельности, осуществляемой на таком объекте, он подлежит отнесению к одной из четырех категорий:[2]
  • I категория – значительное НВОС;
  • II категория – умеренное НВОС;
  • III категория – незначительное НВОС;
  • IV категория – минимальное НВОС.

В настоящее время в целях категоризации объектов НВОС применяются критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.

Указанное постановление должно прекратить действовать с 1 января 2021 г.

в рамках применения механизма «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Взамен Минприроды разработало новое постановление, которое призвано уточнить формулировки критериев для более точного распределения объектов НВОС по категориям (Критерии).

Формулируя критерии категорий НВОС, Минприроды опиралось не на данные о фактическом НВОС тех или иных производств, а на максимально возможное (потенциальное) воздействие на окружающую среду в случае неприменения природоохранных мероприятий и наилучших доступных технологий.

1. Расширены перечни объектов, относящихся к объектам НВОС I-III категорий

Так, по новым правилам в I категорию НВОС дополнительно попадут в том числе объекты, на которых:

  • осуществляется утилизация отходов производства и потребления с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация);[3]
  • добывается минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[4]
  • используются отходы добычи железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[5]
  • ведется производственная деятельность, связанная с добычей железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.[6]

Ко II категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены в том числе следующие объекты:

  • по добыче асфальта, слюды, алмазов, а также прочих горных пород (если такие объекты не отнесены к I категории НВОС);[7]
  • по производству фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит;[8]
  • по складированию и хранению химических веществ (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);[9]
  • по транспортированию газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов;[10]
  • по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде.[11]

К III категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены объекты для осуществления в частности следующей деятельности:

  • строительства объектов капитального строительства;[12]
  • любой деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (если такие объекты не отнесены к I или II категории НВОС).[13]

Указанные изменения направлены на исключение «не учтенных» объектов НВОС, не подпадающих под действие критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.

Определение категории объекта НВОС исключительно в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия представляется не во всех случаях обоснованным. К примеру, любой объект, на котором осуществляется деятельность по термической утилизации отходов (в том числе практически неопасных бытовых отходов), будет отнесен к I категории НВОС вне зависимости от объемов утилизации и проектной производительности применяемого для утилизации оборудования, что навряд ли отвечает принципу категоризации объектов в зависимости от степени НВОС.

2. Установлен дополнительный критерий для объектов IV категории НВОС

В данную категорию включаются объекты, на которых отсутствуют какие-либо выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.[14] Последствием данного нововведения может стать необходимость постановки на учет в качестве объектов НВОС объектов, не имеющих в своем составе стационарных источников загрязнения (и, как следствие, не находившихся на соответствующем учете ранее).

3. Установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения объекта к той или иной категории НВОС

Для некоторых предприятий (в частности, для производств керамических изделий, предприятий пищевой промышленности) установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения к той или иной категории НВОС.

Например, по новым правилам к I категории объектов НВОС будут относится объекты, на которых производятся огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более (ранее – 1 млн шт. в год). Если же проектная производительность указанных объектов составит менее 75 тонн в сутки, то указанные объекты будут отнесены ко II категории объектов НВОС.[15]

4. Пересмотрены критерии отнесения к той или иной категории НВОС для объектов по обращению с отходами

Критерии категоризации объектов в указанной части приведены в соответствие с действующим законодательством об отходах. Проект постановления предусматривает, что категория присваивается соответствующему объекту в зависимости от 3 параметров:[16]

  • вид осуществляемой на объекте деятельности по обращению с отходами (утилизация, обезвреживание, обеззараживание, размещение);
  • вид и класс опасности отхода (биологические, медицинские отходы, отходы производства и потребления I – V классов опасности);
  • проектная производительность объекта по обращению с отходами.

О чем подумать, что сделать

Природопользователям необходимо учитывать, что принятие данного постановления может повлечь изменение категории эксплуатируемого объекта НВОС. Учитывая, что разработка проекта постановления завершена,[17] вероятно, следует ожидать его принятия в ближайшее время. При этом новые Критерии должны начать действовать уже с 1 января 2021 г.[18]

В этой связи мы рекомендуем природопользователям ознакомиться с Критериями и определить необходимость внесения изменений в учетные данные об эксплуатируемых объектах НВОС, либо постановки таких объектов на соответствующий учет.

В случае наличия такой необходимости, рекомендуется своевременно предпринять действия, направленные на соответствующее внесение изменений / постановку на учет, а также определить состав разрешительной и (или) отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта НВОС в соответствии с новой категорией.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи с учетом объектов НВОС в органах Росприроднадзора, а также подготовкой документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объектов НВОС.

[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=102063.

[2] Ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[3] Подпункт «н» п. 1 Критериев.

[4] Подпункт «ш» п. 1 Критериев.

[5] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[6] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.

[7] Подпункт «б» п. 2 Критериев.

[8] Подпункт «ж» п. 2 Критериев.

[9] Подпункт «ц» п. 2 Критериев.

[10] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[11] Подпункт «с» п. 2 Критериев.

[12] Подпункт «г» п. 5 Критериев.

[13] Подпункт «а» п. 5 Критериев.

[14] Подпункт «а» п. 6 Критериев.

[15] Подпункт «з» п. 1, подпункт «г» п. 2 Критериев.

[16] Подпункты «н» — «п» п.1, подпункты «ч», «я» п. 2, подпункт «в» п. 5 Критериев

[17] https://regulation.gov.ru/projects#npa=102063.

[18] П. 2 проекта постановления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *