Новые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности

Главная —
Новости и статьи —
Новый ГОСТ на средства индивидуальной защиты людей при пожаре

14 августа утвержден ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования». Вводится в действие с 1 февраля 2019 года.

Новые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности

ГОСТ Р 58202-2018 устанавливает требования к нормам оснащения, размещения, эксплуатации средств индивидуальной защиты людей при пожаре в зданиях и сооружениях на стадиях проектирования, оснащения, размещения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Согласно ГОСТ Р 58202-2018, учреждения с массовым пребыванием людей до 1 февраля 2019 года должны быть оснащены не только огнетушителями, но и так называемыми самоспасателями.

Их количество, качество, места размещения и правила эксплуатации прописаны в новом ГОСТе.

Новый регламент станет обязательным для школ и детсадов, поликлиник и больниц, гостиниц и общежитий, кинотеатров и спортивных сооружений, ТЦ и ресторанов, офисных помещений.

В настоящий момент требование по обеспечению объектов самоспасателями устанавливалось только п.9 Правил противопожарного режима в РФ — для объектов с ночным пребыванием людей (не менее 1 средства на каждого дежурного). Т.е.

обеспечение СИЗОД иных объектов (без ночного пребывания людей), а также обеспечение данными средствами других людей, находящихся на объектах, кроме дежурного персонала, нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности не предусматривалось в принципе.

Основные положения, которые устанавливает ГОСТ Р 58202-2018:

1. Кроме самоспасателя вводится специальная огнестойкая накидка (может использоваться как первичное средство пожаротушения в качестве покрывала для изоляции очага возгорания или укрытия пострадавших и носилок).

2. Самоспасателями и огнестойкими накидками должны быть обеспечены следующие виды объектов (класс ФПО с краткой расшифровкой):
— Ф1.1 – дошкольные образовательные организации, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
— Ф1.

2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха, кемпинги, мотели и пансионаты;
— Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
— Ф2.

2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
— Ф3.1 – здания организаций торговли;
— Ф3.2 – здания общепита;
— Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
— Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
— Ф4.1 и Ф4.

2 – здания образовательных организаций (среднее, высшее, профессиональное, дополнительное образование);
— Ф4.3 – административные и офисные здания;

— Ф5.1 и Ф5.2 – производственные и складские здания, стоянки автомобилей.

3. Расчет необходимого количества самоспасателей и специальных огнестойких накидок проводится по методике, изложенной в данном ГОСТ, при этом в зданиях Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.1, Ф3.2, Ф3.4, Ф3.6, Ф4.1, Ф4.2, Ф4.3, Ф5.1, Ф5.2 указанными средствами обеспечивается весь обслуживающий персонал, обеспечивающий эвакуацию при пожаре (в т.ч. сотрудники служб охраны и эксплуатации объекта).

4. Выбор модели (марки) самоспасателей осуществляется собственником объекта.

5. Места размещения самоспасателей обозначаются специальным знаком (новый знак, вводится впервые).

СКАЧАТЬ ГОСТ ГОСТ Р 58202-2018 «Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования»

ГОСТ ГОСТ Р 58202-2018

ВНИМАНИЕ! ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 17.01.2019 года

 На официальном сайте МЧС России опубликовано «Информационное письмо о порядке применения положений отдельных государственных стандартов»

Смотреть новую статью

МИНУТОЧКУ ВНИМАНИЯ!

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА БУДЕТ ПРИЗНАТЕЛЬНА, ЕСЛИ МЫ, ХОТЬ КАК-ТО ПОМОГЛИ С ПОИСКОМ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАВЬТЕ НАМ ОЦЕНКУ В ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ.

(После оставленного отзыва обращайтесь на нашу почту centr01@list.ru, и вам в ответ будет выслан набор знаков в векторе по ГОСТ 12.4.026-2015)

  1. ОТЗЫВ В ЯНДЕКСЕ

  2. ОТЗЫВ В ГУГЛЕ

Какими документами руководствоваться при проектировании пожарной сигнализации, систем оповещения и установок пожаротушения

Статья подготовлена для слушателей онлайн-курсов:«Проектирование ПС и СОУЭ для начинающих».«Проектирование установок водяного пожаротушения для начинающих»

Проектирование пожарной сигнализации (ПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), автоматических установок пожаротушения (УПТ) — регламентированная сфера деятельности со строгим следованием законам и нормативам. Проектировщик в своей работе руководствуется нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам (НПА) относятся Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и Приказы федеральных органов исполнительной власти (МЧС, Минстрой, Росстандарт).

К нормативным документам (НД) относятся межгосударственные и национальные стандарты, своды правил, руководящие документы, технические условия и т.д. 

Иерархия документов выглядит так: от высших к подзаконным, от общих к частным.

Новые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности

Далее рассмотрим основные документы, которыми нужно руководствоваться проектировщику ПС, СОУЭ и УПТ. Информация по документам актуальна на 5 октября 2020 года.

Федеральные законы и технические регламенты

Начинающие проектировщики редко читают федеральные законы и технические регламенты, потому что в них не говорится как проектировать системы безопасности.

Если вы планируете расти в профессии и хотите в будущем вести сложные объекты, вам придется разобраться в аспектах ниже перечисленных законов. Данные законы помогут понять почему разрабатываются те или иные документы, какие из них обязательные, что относится и не относится к вашей сфере деятельности. 

Знание нормативного правового регулирования поможет вам лучше понимать взаимоотношения всех участников рынка пожарной безопасности: заказчик — исполнитель — проверяющий (представитель гос.органа контроля).

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»Один из основополагающих законов. Советуем изучить, чтобы понимать как регулируются отношения в сфере пожарной безопасности.

Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»Основополагающий закон и родоначальник всех дальнейших технических регламентов.

Регулирует отношения, а также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений при:

    • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
    • применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия.
    • оценке соответствия.

Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» Поможет разобраться какие стандарты и для кого обязательны, а какие нет. Информация поможет вам не только в проектировании, но и в общении с заказчиком и проверяющим. 

Устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации.

Регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в 162-ФЗ статья 14.

Закон не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 данного закона.

Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»Содержит единые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения всех стран Евразийского союза для развития экономического сотрудничества (в том числе, в части проектирования систем пожарной сигнализации).

    1. Разработан в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожаров, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
    2. Устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств — членов Евразийского экономического союза требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также требования к маркировке этих средств для обеспечения их свободного перемещения на территориях государств-членов.
    3. Распространяется на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, предназначенные для предотвращения, снижения риска возникновения, ограничения развития пожара и распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара.
    4. Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяются требования данного регламента, включая схемы подтверждения соответствия, приведен в приложении к данному техническому регламенту.
    5. В случае если в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения приняты и вступили в силу другие технические регламенты Союза (Таможенного союза), устанавливающие требования к данным средствам, то такие средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соответствовать требованиям всех вступивших в силу технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на них распространяется.

Федеральный закон от 22 июля 2007 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»Первичный закон для проектировщика.

Определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие тре­бования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

  Технический регламент не содержит разъяснений как добиться выполнения требований. Такие разъяснения содержат именно своды правил и национальные стандарты.

Принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»Пожарная безопасность относится к целям данного технического регламента, поэтому проектировщику в рамках проектирования систем пожарной безопасности придется руководствоваться данным техническим регламентом и другими документами, которые данный регламент обязывает соблюдать.

Принимается в целях:1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Постановления и Приказы

Здесь приведены основные Постановления и Приказы о которых не должен забывать начинающий проектировщик.

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”  

Устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов: а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме» (действует до 31.12.2020)

Новые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения

С 1 января 2020 года в России начинают действовать требования технического регламента о требованиях к средствам обеспечения пожаротушения и пожарной безопасности (ТР ЕАЭС 043/2017).

Деловая бумага была разработана государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ее цель заключается в защите окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров.

Регламент содержит критерии средств пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности в государствах, входящих в ЕАЭС. В приложении к нему перечислены объекты технического регулирования, попадающие под его требования.

В дополнении представлены схемы нахождения соответствия, перечислены требования к маркировке средств пожарной защиты. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 вступило в силу через 30 календарных дней после его публикации.

С момента принятия решения о тех. регламенте и до начала его действия у бизнесменов было время внести требующиеся изменения, привести средства пожаротушения в норму, утвержденную регулирующим органом.

Что изменится в 2020 году

Новый документ призван объединить правила, стандарты межгосударственного уровня. В нем прописаны определения средств, применимых для профилактики возгорания и тушения пожаров. В нем представлены правила идентификации пожаров, перечислены объекты, попадающие под его требования. В список вошли огнетушители, средства защиты от огня, а также специальная одежда.

С начала года на предприятиях и в компаниях обязательно будут использоваться средства для тушения пожаров, удовлетворяющие закону. В противном случае владельцев зданий ждут серьезные последствия.

За это время нами успешно выполнены работы на более чем 300 сооружениях, что подтверждают отзывы благодарных клиентов. В нашей компании работают инженеры с большим опытом. Мы делаем все для удобства заказчиков: приезжаем в оговоренное место в назначенное время, консультируем, в том числе специалистов смежных сфер, присылаем подготовленную документацию курьерской службой.

Сотрудничество с нами — это комфорт, удобство, гарантия достижения положительного результата. Обратитесь к нам, независимо от сложности задачи, которую предстоит решить. Мы выполним все в срок, с одобрением контролирующих органов.

Для средств, попадающих под иные технические правила, исключения не предусмотрены. Средства обеспечения пожарной безопасности должны удовлетворять требованиям всех технических регламентов Союза, их касающихся.

В техническом уставе представлено несколько десятков ключевых определений. Среди них: мобильные средства тушения пожаров, насос, пожарное оборудование, предел огнестойкости конструкции и другие. Определено каждое понятие. Отдельная глава посвящена правилам распознавания средств пожарной безопасности и тушения пожаров.

Правила определения тождественности помогают установить принадлежность средства к области применения документа.

При этом процесс установления совпадения выполняют: изготовитель (поставщик или другое уполномоченное лицо), аккредитованный орган по сертификации (входит в реестр органов, оценивающих соответствия ЕАЭС), уполномоченный орган государства, входящего в ЕАЭС (в случае гос. надзора).

Краткое содержание технического регламента

Технический регламент «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» — основа для межгосударственных стандартов и правил, в том числе по пожаротушению, уведомлению людей и их выводу из горящего здания.

В пунктах 31-34 документа говорится о требованиях к тех. средствам систем пожарной автоматики. В регламенте указано, как важно сохранить исправное состояние технических средств пожарной автоматики в случае механического воздействия. Вследствие этого можно говорить о стабильности систем в отношении к негативным влияниям внешних факторов.

Информация, представленная в 34 пункте регламента, посвящена характеристикам тех. средств систем пожарной безопасности. Среди прочих назначений системы указано обнаружение горения. Устройство правильно и своевременно реагирует на пожар, и это оказывает положительное влияние на людей, находящихся на объекте, на их имущество.

В 35 отделении говорится об устройствах, сообщающих о пожаре. Так, одна из функций СПИ состоит в контроле слаженной работы каналов связи между ПЦН и пожарной системой на сооружении.

Вслед за 35 пунктом идет 36, в котором говорится о сообщении гражданам о пожаре с помощью систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в срок, который требуется для эвакуации с объекта.

Способы информирования указаны в следующем, 37 разделе. Среди них:

  • сигнализация с помощью света, звука во все комнаты с людьми;
  • подсветка специальных знаков, расположенных на путях к выходам;
  • передача составленных текстов, сообщающих о начале эвакуации и создании условий для граждан.

И это лишь некоторые из возможных способов. Главное, что сигналы, сообщающие о факте пожара, не должны быть похожи на другие и ясно указывать на необходимость покинуть помещение. Подключение таких устройств выполняется к электрической сети и к другим линиями связи. Звуковые сигналы должны иметь одинаковую громкость, без возможности регулировки.

В 38 пункте сказано о том, что тех. средства в составе установок функционируют, независимо от систем управления и источников питания. Глава номер 40 содержит информацию об огнетушащем веществе и его показателях. В 42 пункте говорится о средствах индивидуальной защиты (СИЗ) для самих пожарных.

Стоит добавить, что такие средства разделены на десять типов, среди которых специальная одежда, костюмы изолирующие, средства защиты от падения с высоты, эффективные средства защиты кожи, органов слуха, дыхания, ног, рук, лица, глаз и головы. В обязательном порядке все СИЗ должны быть готовы к использованию и не иметь дефектов.

Задача этих средств заключается в том, чтобы уменьшить или предотвратить негативное влияние на человека.

Еще одно важное требование к СИЗ заключается в их эргономичной сочетаемости, наличии светосигнальных элементов. Необходимо, чтобы средства индивидуальной защиты работали в комплексе и не только защищали пожарных, но и способствовали эффективному поиску во время задымления, пожара и при условии сниженной видимости.

СИЗ для органов зрения и дыхания уделено особое внимание. В 45 пункте регламента говорится о том, что эти средства должны защищать пожарного от факторов, оказывающих негативное влияние на слизистую оболочку глаза и препятствующей нормальному дыханию.

В пункте 46 приведены сведения о различии СИЗ в зависимости от действия, условий их применения. Номер 49 сообщает о том, как важно сменить средство индивидуальной защиты максимально быстро, при появлении такой необходимости. В части 51 идет речь об установках компрессорных, наполнении баллонов.

В 53 — об экипировке пожарного. В пункте сказано о конструкции и особенностях изготовления одежды, ее функциях, в том числе при работе специалиста на объектах повышенной опасности. Далее в документе прописаны требования к каждому типу средств зашиты от огня.

Ознакомившись с ними, можно получить четкое представление о том, как экипируется пожарный.

Под цифрой 60 подробно расписаны средства спасения граждан при пожарах в высотных зданиях, в 61 — инструменты для выполнения необходимых работ. Далее речь идет о пожарных колонках, гидрантах и другом оборудовании, правилах его размещения на объектах. Внимание уделено лестницам, узлам пересечения противопожарных преград, противопожарным дверям и их назначению.

Под 82 номере сказано о конструкции воздуховодов, далее — о клапанах, дымовых люках, вытяжных вентиляторах. Что касается маркировки, она должна быть разборчивой, понятной, заметной и на русском языке. Если символы нельзя нанести на само средство пожаротушения, подойдет упаковка.

В частях 118-120 сказано о пометке продукции на рынке Союза единым знаком, цифрами, буквами.

В Технический регламент «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» входит 8 параграфов, 120 пунктов и приложение. Последнее содержит данные об объектах, попадающих под действие документа. Для большей наглядности данные отражены в таблице. Сведения о пожарной безопасности в уставе учитывают перспективы дальнейшего развития области.

В Технический регламент «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» входит 8 параграфов, 120 пунктов и приложение. Последнее содержит данные об объектах, попадающих под действие документа. Для большей наглядности данные отражены в таблице. Сведения о пожарной безопасности в уставе учитывают перспективы дальнейшего развития области.

Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения

Противопожарная защита предприятий включает в себя комплекс мероприятий инженерно-технической направленности, которые разрабатываются в случае проектирования новых промышленных предприятий, а также организационно-технических мер, разрабатываемых на работающих предприятиях. Эти меры связаны с минимизацией возможности появления пожара, ограничение действия огня на прилегающие территории, тушение возгорания, организацию молниеносной эвакуации людей.

Огнетушители

Огнетушитель – это самое распространенное средство тушения пожара на начальном этапе. Существуют несколько разновидностей огнетушителей:

  • Углекислотные огнетушители.Для тушения они используют сжиженный диоксид углерода. Данные модели рекомендованы для тушения возгораний в электрических установках и двигателях внутреннего сгорания.
  • Порошковые огнетушители.В качестве огнетушащего вещества используется порошок специального назначения. Порошок подходит для тушения древесины, алюминиевых соединений, газов и других веществ.
  • Огнетушители с жидкими огнетушащими составами.Они основаны на растворах воды с поверхностно-активными веществами, перекрывающими доступ к кислороду.

Что такое средства противопожарной защиты

Под средствами противопожарной защиты подразумеваются технические средства, которые используются для обнаружения, локализации и ликвидации пожара, защиты людей, имущества и окружающей среды от действия опасных факторов пожара. На предприятиях должны находиться первичные средства пожаротушения, к которым относят:

  • огнетушители;
  • кошму;
  • пожарные рукава внутренней системы тушения пожаров.

Огнетушители используются для тушения пожаров, в начальной стадии возникновения очага возгорания. Существует ряд классификаций огнетушителей (в зависимости от разновидности использующихся огнетушащих веществ, объема корпуса, методу подачи вещества и типу пусковых устройств).

Кошма – противопожарное полотно, для изготовления которого используют асбест или стекловолокно. Для производства пожарных рукавов применяют прорезиненные материалы.

Помещения производственного и складского типа, пожароопасное открытое оборудование должны быть оборудованы противопожарными средствами. В качестве огнетушащих веществ используют воду, водяной пар или вещества химической природы.

Запрещено применять воду в качестве вещества для тушения легковозгораемых жидкостей, таких как бензин, керосин или бензол. Кроме того, невозможно применять воду для тушения возгорания в электрических установках, которые находятся под напряжением.

В производственных помещениях закрытого типа рекомендовано использовать водяной пар.

Пожарные шкафы

Пожарные шкафы служат для размещения в них огнетушителей, кранов и других средств пожаротушения. Встречаются навесные, встроенные и приставные модели.Данный инвентарь должен находиться в легкодоступном месте: в вестибюлях, коридорах на лестничных клетках.

Комплект предназначенных для тушения пожара средств различается. В некоторых шкафах хранится напорный рукав, пожарный ствол и кран для перекрытия воды, в других располагаются только огнетушители.

Основные средства противопожарной защиты

К средствам противопожарной защиты на предприятии относят:

  • пожарную связь;
  • сигнализацию;
  • автоматические установки пожаротушения.

Основное функциональное предназначение пожарной связи заключается в своевременном оповещении людей в случае возникновения пожара, оповещении должностных лиц, вызове вспомогательных сил и сил, управляющих пожарными подразделениями.

Автоматическая пожарная сигнализация используется для обнаружения очага возгорания и оповещения о месте его появления.

Согласно законодательным мерам любое предприятие должно быть снабжено той или иной разновидностью сигнализации, с учетом категории производства по взрывной и взрывопожарной опасности, числа и ценности находящегося внутри имущества и степени огнестойкости сооружения.

Пожарные извещатели автоматического типа преобразуют действие физических явлений пожара в электрические сигнальные сообщения, после чего передают на приемно-контрольное устройство. Существуют извещатели четырех типов:

  • тепловые (восприимчивы к действию повышенных температур);
  • дымовые (чувствительны к появлению дымовой завесы);
  • световые (реагируют на излучение света пламени);
  • комбинированные (способны отвечать на действие ряда явлений).

Функциональное предназначение автоматических установок пожаротушения связано с тушением пожаров или ликвидацией очагов возгорания, локализацией пожара до появления пожарных подразделений. Различают установки поверхностного, объемного, локального, локально-объемного тушения.

Кроме того, в зависимости от использующегося огнетушащего вещества в установках различают оборудование:

  • водяное;
  • пенное;
  • газовое.

Организация надлежащей противопожарной защиты на предприятии – гарант безопасности на объекте. Благодаря таким средствам защиты можно своевременно обнаружить пожар, обеспечить его ликвидацию и своевременную эвакуацию людей из помещений.

Пожарные рукава

Пожарные рукава устанавливаются на образовательных и медицинских объектах, в офисах и производственных зданиях. Они представляют собой гибкий трубопровод, оснащенный соединительными головками и ручным пожарным стволом. Используется пожарный рукав для подачи воды и водных растворов с целью ликвидации очагов возгорания.

Компания «Импульс» предлагает широкий выбор средств пожарной безопасности. Все товары отличаются высокой надежностью, качеством и эффективностью. Вся продукция оснащена паспортами и соответствующей документацией.

Средства пожаротушения в офисе

Небольшие офисы оборудуются элементарными средствами пожарной безопасности, такими как порошковые огнетушители небольшого объема.

При расчете количества учитывают, что на каждые 50 м2 площади рекомендуется один пятилитровый огнетушитель.

В крупных организациях с большим количеством сотрудников, помимо огнетушителей, офис должен быть оснащен системой охранно-пожарной сигнализации (АУПС).

Таким образом, при выборе огнетушителей следует учитывать несколько факторов:

  • огнетушащую способность средства ПТ и класс пожара;
  • химические свойства горящих предметов в офисе — при наличии большого количества компьютерной техники лучше использовать порошковый или углекислотный огнетушитель;
  • площадь возможного возгорания — если она слишком большая, можно использовать передвижные типы огнетушителей;
  • особенности очагов возгорания — если в офисе возможно появление комбинированных очагов, то рекомендуется использовать огнетушитель с универсальной областью применения;
  • количество огнетушителей — в больших зданиях на одном этаже должно находиться не менее двух огнетушителей; для нескольких небольших помещений, относящихся к одному классу пожарной опасности, количество необходимых огнетушителей может рассчитываться исходя из общей площади;
  • расстояние от очага пожара до места расположения огнетушителя не может превышать 20 метров;
  • размещение огнетушителей должно производиться на видных местах на высоте не более 1,5 метров так, чтобы не препятствовать эвакуации людей.

Инструкции о мерах пожарной безопасности при работе в офисе

Инструкция по пожарной безопасности в офисе содержит следующие положения:

  • общие требования пожарной безопасности;
  • порядок содержания здания, сооружений (в том числе и эвакуационных путей) и прилегающей территории;
  • требования безопасности перед началом работы, во время ее и после ее окончания;
  • действия работников в случае возникновения пожара в офисе;
  • перечень средств пожаротушения и порядок их применения.

Инструкцией устанавливаются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за своевременное сообщение в пожарную охрану о возникновении очага возгорания, за организацию эвакуации сотрудников, за отключение электроэнергии (при необходимости) и прекращение всех работ в офисе.

Новые работники допускаются к работе в офисе только после прохождения первичного инструктажа. Кроме первичного, в офисе могут также проводиться повторный, внеплановый и целевой инструктажи, сведения о которых в обязательном порядке заносятся в журнал.

Правила поведения при пожаре

При возникновении пожара в одном из помещений офиса необходимо:

  • срочно сообщить в пожарную охрану о возгорании по телефону 01 (для сотовых 101, 010, 112);
  • если самостоятельно ликвидировать очаг возгорания невозможно, то закрыть окна и форточки, чтобы перекрыть доступ кислороду, и немедленно покинуть помещение;
  • оповестить о пожаре коллег в соседних помещениях;
  • отключить электроэнергию и вентиляцию (по возможности);
  • покинуть опасную зону и далее действовать по указанию ответственных за пожарную безопасность;
  • если по какой-то причине покидать помещение опасно (сильное задымление в коридоре), уплотнить дверь, заткнув щели подручными материалами и приоткрыть окно для проветривания, известить администрацию о месте своего нахождения, а после прибытия пожарных попросить помощи.

Соблюдение пожарной безопасности в офисе не представляет особой трудности ни для руководителя, ни для персонала. Отношение к инструктажу не как к формальности, наличие и регулярная проверка огнетушителей, а так же правильно оформленные планы эвакуации — в случае пожара помогут избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Поделитесь в соц.сетях:

Обеспечение пожарной безопасности: средства и порядок проведения мероприятий по пожарной безопасности в организации

Владельцам бизнеса хорошо известно, как строго наше законодательство относится к обеспечению пожарной безопасности.

Проверок МЧС ждут в напряжении: наверняка найдется повод для штрафа, ведь соблюдение всех требований порой кажется физически невозможным.

Наша статья поможет разобраться в специфике обеспечения пожарной безопасности в организации и избежать ошибок при выполнении этой нелегкой задачи.

Правила противопожарного режима

Порядок обеспечения пожарной безопасности на объектах, зарегистрированных на территории нашей страны, строго регулируется российским законодательством.

Спорить с этим нельзя, ведь пренебрежение необходимыми мерами грозит катастрофическими последствиями.

Другой вопрос в том, что система правил сложна, и владельцам бизнеса не всегда понятно, проведение каких именно мероприятий требует от них закон.

Чтобы развеять все сомнения, приведем перечень нормативных актов, которые на данный момент регламентируют данную сферу. Их содержанием следует руководствоваться и при организации системы обеспечения пожарной безопасности, и при возможных спорах с представителями контролирующих структур.

Главный документ, который определяет требования противопожарного режима, — это Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в актуальной редакции от 26 июля 2019 года.

Он регулирует правовые отношения в этой сфере, возникающие между юрлицами, гражданами, государственными и региональными представителями власти.

Остальные законодательные акты, действующие на территории нашей страны, соответствуют требованиями данного Федерального закона.

Что касается практического воплощения решений по защите от пожара, то эту сторону регулирует Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с последними изменениями, внесенными 27 декабря 2018 года. В нем содержатся правила, которые необходимо соблюдать при проектировании, строительстве, капремонте объектов, при разработке технической документации на них.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» (с изменениями от 7 марта 2019 года), а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Власти отдельных субъектов федерации имеют право утверждать собственные нормативные акты, но только при условии, что они не идут вразрез с требованиями закона №69-ФЗ [1] .

Комплекс инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

О защите объекта от пожара следует задуматься еще до начала строительства. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) должны быть предусмотрены на этапе проектирования, и разработанные решения необходимо включить в проектную документацию.

Недостаточно ответственный подход к этому вопросу часто приводит к большим проблемам в дальнейшем. Какими могут быть последствия ошибочных проектных решений при организации мер по обеспечению пожарной безопасности, догадаться нетрудно.

В лучшем случае несоответствия будут выявлены вовремя, и тогда дизайнерам и архитекторам придется полностью менять свой замысел. Собственнику это грозит потерей времени и денег. В худшем случае МЧС запретит эксплуатацию объекта, и масштаб убытков станет вовсе катастрофическим.

Так что решение одно — обращаться к грамотным проектировщикам, которые досконально знают все требования к разделу о противопожарных мероприятиях (ППМ).

Но как быть с объектами, построенными до вступления в силу «Технического регламента» №123-ФЗ, то есть до 2008 года? С высокой долей вероятности они соответствуют не всем противопожарным нормам, которые действуют сейчас.

Иногда подобные проблемы возникают и с новым строительством: бывает так, что проектирование и возведение здания с полным соблюдением требований ПБ невозможно либо неоправданно с технической или экономической точки зрения.

Для таких случаев предусмотрен комплекс инженерных (инженерно-технических) мероприятий (КИМ, КИТМ) по противопожарной защите. Цель этих действий — привести эксплуатируемый объект в соответствие с существующими нормативами, то есть фактически обеспечить и подтвердить его безопасность. В результате проведения КИТМ решаются следующие задачи:

  • сводится к минимуму вероятность возникновения пожара;
  • достигается устойчивость конструкций к воздействию огня (по крайней мере, гарантируется их целостность в течение того времени, пока люди полностью не покинут здание);
  • обеспечивается возможность оперативного тушения пожара в случае, если его все-таки не удастся предотвратить.

Все мероприятия, разработанные в ходе КИТМ, согласуются в местном органе МЧС. Благодаря этому удается избежать необходимости устранять существующие расхождения проектной документации с современными нормами ПБ. Объект, на котором выполнены КИТМ, признается соответствующим требованиям по защите от пожаров, и владельцу не грозят штрафы.

Комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности включает в себя несколько этапов. В первую очередь специалисты изучают инженерно-технические характеристики объекта с точки зрения пожаробезопасности. Учитывают такие параметры, как:

  • назначение здания (от этого фактора зависят требования по ПБ);
  • пожарная нагрузка, которая высчитывается исходя из соотношения массы всех горючих материалов к площади объекта;
  • количество людей, одновременно находящихся в здании (понятно, что в местах, где предполагается большое скопление людей, должны действовать особо строгие требования пожарозащиты);
  • проектные решения в части планировки помещений (предусмотрены ли в здании противопожарные конструкции, как располагаются пути и выходы для эвакуации);
  • системы противопожарной сигнализации и защиты (имеются ли они на объекте, исправно ли функционируют, соответствуют ли современным требованиям).

На втором этапе исследуют документацию объекта, имеющую отношение к пожарной безопасности. Это приказы руководства, инструкции по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, план действий в случае пожара.

Следующий и важнейший этап — определение пожарных рисков. Вероятность возгорания и его последствия рассчитывают на основе анализа всех перечисленных выше факторов. Законодательством введены максимально допустимые значения индивидуального пожарного риска (то есть риска гибели человека от огня или удушья): на общественных объектах он должен быть не больше одной миллионной в год [2] .

Если в ходе оценки выяснилось, что пожарный риск превышает предельно допустимые значения, разрабатывают дополнительные меры пожарозащиты. К ним относятся:

  • усовершенствование конструктивных решений и планировки объекта для повышения их противопожарной безопасности;
  • применение несгораемых отделочных материалов (особенно на эвакуационных путях и выходах);
  • установка огнестойких дверей в пожароопасных помещениях;
  • обеспечение беспрепятственного доступа к объекту для сотрудников пожарных служб (устройство подъездных путей, монтаж лестниц и так далее);
  • разработка и установка современных систем пожаротушения и пожарно-охранной сигнализации.

Мероприятия по обеспечению безопасности в организации

Допустим, при проектировании и строительстве здания все противопожарные нормы соблюдены. Достаточно ли этого, чтобы считать объект защищенным? Как можно догадаться, нет.

Впереди долгие годы эксплуатации, и она, разумеется, тоже должна быть безопасной. Всем сотрудникам работающей организации необходимо соблюдать противопожарный режим, и ответственность за это возлагается на руководство.

Его задача — обеспечить и проконтролировать своевременное проведение мероприятий, которые предписаны законом.

Обучение сотрудников мерам ППБ

Персонал каждого предприятия независимо от сферы его деятельности должен знать правила ППБ и уметь применять их на практике. Не пройдя соответствующее обучение, люди не допускаются к работе.

Противопожарный инструктаж проходят все сотрудники организации. В ходе обучения они узнают:

  • в чем заключаются требования по пожарной безопасности с учетом специфики данного объекта;
  • какие правила нужно соблюдать при нахождении в зданиях и на территории предприятия, чтобы избежать пожара;
  • как обеспечить защиту во время производственного процесса;
  • что делать в случае пожара (как пользоваться средствами пожаротушения, как правильно организовать эвакуацию и так далее).

Противопожарный инструктаж проводит сотрудник предприятия, отвечающий за пожарную безопасность. Сам он обязательно должен пройти ПТМ. Чтобы персонал не утратил приобретенные знания, инструктаж полагается проводить повторно с периодичностью раз в год, а на пожароопасных предприятиях — два раза в год. В особых случаях он проходит также внепланово.

Пожарно-технический минимум (ПТМ) — более углубленная программа обучения.

Она предназначена для руководителей предприятий и подразделений, для сотрудников, отвечающих за ППБ, для работников, чей труд связан с опасностью пожаров и взрывов, для специалистов образовательных учреждений — словом, для тех, кто несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье других людей.

Обучение проходит по специальной программе, согласованной в государственном пожарном надзоре. По окончании курса слушатели сдают экзамен. ПТМ полагается пройти в течение месяца после приема на работу, а затем — делать это каждые три года. Сотрудникам пожароопасных предприятий необходимо повторять курс обучения ежегодно.

Учебные мероприятия по эвакуации

В каждой организации должен быть план тренировок по пожарной эвакуации. Это комплект документов, которые разрабатывают сотрудники, ответственные за ППБ, а утверждает руководитель. Сами занятия положено проводить как минимум раз в полгода [3] . А в некоторых случаях (например, при пожаре на другом объекте) тренировки устраивают вне графика.

В ходе занятия по учебной эвакуации персонал организации учится действовать в чрезвычайной ситуации быстро и без паники, адекватно оценивать опасность, правильно определять маршрут движения, пользоваться системами пожаротушения, оказывать помощь пострадавшим. По окончании тренировки специальная комиссия оценивает ее результаты. Если цель не достигнута, учебную эвакуацию проводят повторно.

Обучение ответственного за пожарную безопасность

В любой организации должен быть сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность.

В его обязанности входит проведение противопожарного инструктажа для персонала, учебной эвакуации, обеспечение предприятия средствами и инвентарем для тушения пожара, подготовка инструкций, приказов, ведение журналов.

Ответственный сотрудник должен следить за соблюдением режима. Кроме того, он участвует в проверках и взаимодействует с представителями контролирующих организаций.

Сотрудник, ответственный за пожаробезопасность, должен пройти пожарно-технический минимум. Причем обучение проходит вне повседневной профессиональной деятельности в специализированном учебном центре. Средняя длительность курса — два рабочих дня. По итогам обучения сотрудник получает удостоверение.

Контроль за соблюдением требований ППБ

Одна из обязанностей должностного лица, ответственного за ППБ, — постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в организации. Он должен следить за тем, чтобы сотрудники не нарушали режим: в частности, своевременно выключали электроприборы, курили только в отведенных для этого местах. Также в обязанности контролирующего лица входит ведение журналов проверок и учета.

Обеспечение ППБ на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов требует от занимающихся этим лиц наличия профильного инженерного образования и хорошего знания законодательства в сфере противопожарной безопасности. Есть профессиональные организации, которые оказывают комплексные услуги в этой области. Обратившись к экспертам по пожарной безопасности, собственники предприятий могут сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *