Об охране атмосферного воздуха и ведении журналов по экологии

Об охране атмосферного воздуха и ведении журналов по экологии

Данные, внесенные в журналы используются для составления и формирования прочих документов в сфере охраны окружающей среды, таких, как

  • проекты ПДВ, НДС, ПНООЛР,
  • расчета платы НВОС,
  • программы производственного контроля по обращению с отходами, а также данных инвентаризации и форм первичной отчетности, таких как 2-ТП (воздух, отходы, водхоз).

Своевременная систематизация сведений облегчает сбор данных для составления вышеперечисленных документов, а также для предоставления информации по запросам контролирующих органов в области охраны окружающей среды.

Ответственность за отсутствие первичного учета

Ведение журналов на предприятии контролируется инспекторами Росприроднадзора. Их отсутствие может повлечь за собой ответственность согласно «Кодексу об Административных правонарушениях» РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ. В первую очередь штраф может налагаться согласно статье 8.1 данного закона и составить:

  • для предприятия: от 20 до 100 тысяч рублей,
  • для ответственного лица от 2 до 5 тысяч.

Отсутствие учета по отходам регламентируется статьей 8.2, по которой размер штрафа составляет:

  • для предприятия: от 100 до 250 тысяч рублей,
  • для ответственного лица – от 10 до 30 тысяч.

В области несоблюдения требований водопотребления и водоотведения действует статья 8.14, нарушение которой обойдется:

  • предприятию: в 80 — 100 тысяч рублей,
  • должностному лицу в 10-20 тысяч.

Поэтому наличие журналов первичного учета, помимо того, что помогает в ведении и составлении документации, позволит избежать предприятию крупных штрафов.

Подробнее…

Об охране атмосферного воздуха и ведении журналов по экологии

  1. Количество стационарных источников загрязнения атмосферы.
  2. Качественная и количественная характеристики самих выбросов.
  3. Данные об эффективности очистных установок и мероприятий, направленных на охрану воздушного бассейна посредством снижения выбросов на предприятии.

Основным законом, прописывающим необходимость ведения данных журналов, является Закон «Об охране атмосферного воздуха», и непосредственно статья 30.Данные журналов используются для заполнения формы 2-ТП воздух и служат:

  • для расчёта платы за загрязнение,
  • осуществления производственного контроля
  • и формирования проекта ПДВ.

Контроль за заполнением журналов на предприятии осуществляют инспекторы Росприроднадзора.

Обычно формы заполняются специалистами и работниками самих предприятий, имеющих соответствующее обучение по экологической безопасности и обращению с опасными отходами. Также можно заказать ведение журналов специализированными компаниями. При этом стоимость их составит 4500 рублей за комплект.

Для заполнения журналов существуют специализированные программы, например, от компании ЭКО-Эксперт, где оператором вводятся только результаты измерений, а все расчеты и заполнение форм программа производите автоматически. На выходе данные формируются в бумажном и электронном варианте по требуемой форме.

Подробнее…

Об охране атмосферного воздуха и ведении журналов по экологии

  • о количестве воды, забираемой из водных объектов и систем водоснабжения,
  • объемах сброса,
  • объемах передачи воды сторонним водопользователям, повторно используемой на предприятии, либо отведенной на поля фильтрации и т.п.

Кроме того, требования, предъявляемые к водопользователям при заборе воды и сбросе сточных вод, регламентируются Приказом Минприроды России № 205 от 8 июля 2009 г.

Данные журналов используются на предприятии для заполнения формы 2-ТП (водхоз), а также для формирования проекта НДС и платы за загрязнение окружающей среды НВОС. Также сведения, содержащиеся в данной форме, могут потребоваться при проведении проверок контролирующими органами в вопросах экологии.

Журналы заполняются непосредственно на предприятии ответственным специалистом, назначенным соответствующим приказом руководством организации. Такой специалист должен пройти предварительную подготовку по экологической безопасности.

Все сведения, занесенные в данную форму, периодически проверяются руководителем соответствующего подразделения предприятия. При этом все журналы должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью ответственного лица, руководителя и печатью организации.

Стоит заметить, что используемые ранее формы журналов ПОД-11,12,13 были отменены, и указанным выше приказом Минприроды России № 205 введены новые формы.

Подробнее…

Какие основные документы должны быть на предприятии по охране атмосферного воздуха

  • Часто сотрудники экологической службы на предприятии перед предстоящей проверкой, задают вопрос: какая именно экологическая документация у нас должна быть? 
  • Мы выпускаем ряд публикаций, которые помогут вам разобраться в этом вопросе.
  • Какие основные документы должны быть на предприятии по охране атмосферного воздуха.
  • В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различных видов:

Об охране атмосферного воздуха и ведении журналов по экологии

1. Документы по организации экологической службы предприятия.

2. Государственная статистическая отчетность

3. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

4. Документация подтверждающее право предприятия на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

5. Документация по реализации мероприятий сокращения выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

Документы по организации экологической службы предприятия

  • Приказ руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия;
  • Приказ руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе;
  • Должностные инструкции сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия);
  • Документы, подтверждающие необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия).

Государственная статистическая отчетность

  • Форма № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

  • Копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Документация подтверждающая право предприятия на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

  • Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Проект нормативов ПДВ, согласованный органами в области охраны окружающей среды;
  • Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (с приложениями);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам;
  • План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
  • Проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия» (СЗЗ) (если это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
  • План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
  • Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля;
  • Паспорта газоочистных установок;
  • График (план) замеров эффективности ГОУ;
  • Инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ, должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием ГОУ.

Документация по реализации мероприятий сокращения выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

  • Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
  • Журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;
  • План мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу.

Надеемся, что эта статья будет полезна вам! Соберите полный комплект документов по охране атмосферного воздуха и будьте готовы к проверке. Это поможет вам пройти экологическую проверку без единого замечания.

Если возникнут вопросы – звоните!

Наши специалисты помогут собрать для Вашей организации весь перечень необходимых документов.

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами можно выделить три основные группы мероприятий:

  1. технологические;
  2. санитарно-технические;
  3. планировочные.

К технологическим мероприятиям можно отнести: создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в атмосферу вредных загрязняющих веществ. С экономической точки зрения дешевле бороться с вредными веществами в местах их образования.

Экологизация технологических процессов предусматривает, в частности:

  • создание непрерывных технологических процессов производства;
  • замену местных котельных установок на централизованное тепло;
  • предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей;
  • герметизацию процессов, использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;
  • замену угля и мазута природным газом;
  • применение гидрообеспыливания;
  • перевод на электропривод компрессоров, сваебойных агрегатов, насосов;
  • частичную рециркуляцию, т. е. повторное использование отходящих газов.

Учитывая исключительную актуальность охраны атмосферного воздуха от загрязнения отработанными газами автомобилей, первоочередной проблемой является создание экологически чистых видов транспорта.

В настоящее время ведется активный поиск более чистого топлива, чем бензин. В качестве его заменителя рассматриваются экологически чистое газовое топливо, метиловый спирт (метанол), малотоксичный аммиак и идеальное топливо — водород. Продолжаются интенсивные разработки по замене карбюраторного двигателя на более экологичные типы — дизельный, паровой, газотурбинный и др.

  Отрицательное влияние человека на природу: примеры

Санитарно-технические мероприятия включают в себя специальные меры защиты при помощи очистных сооружений.

Поскольку нынешний уровень развития экологизации технологических процессов, внедрения замкнутых технологических циклов и т.д. недостаточен для полного предотвращения выбросов токсичных веществ в атмосферу, на предприятиях повсеместно используются различные методы очистки отходящих газов от аэрозолей (пыли, золы, сажи) и токсичных газо- и парообразных примесей (NO, NO2, SO2 , SO3 ).

Читайте также:  Нужно ли Обрабатывать Потолок Огнезащитным Составом?

В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих:

  • правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров; выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами; сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов и др.;
  • организацию санитарно-защитных зон;
  • озеленение населенных мест и др.

Загрязнение гидросферы >

Учебные работы по всем предметам

Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха

Необходимость ведения первичной документации в области охраны атмосферного воздуха продиктована ст.30 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96 “Об охране атмосферного воздуха”. Первичная информация по контролю за состоянием загрязнения атмосферного воздуха в пределах рабочей зоны, на границе СЗЗ представляется в виде форм для заполнения ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.

Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям.

При этом 11 июня 2014 г. Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г.

№ 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.

Какие существуют журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха?

В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха.

Однако природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст.

30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.

При этом государственный инспектор в области охраны окружающей среды вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представления данных, свидетельствующих о ведении первичного учета, но не вправе требовать представления таких данных, оформленных в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 в отношении периода времени, следующего за 11 июня 2014 г.

Какой журнал выбрать и как его вести?

ФормаПОД-1(учет стационарных источников выбросов и их характеристик). Установленная форма является первичной документацией учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их количественных и качественных характеристик по инвентаризационным источникам выброса объекта.

Заполнение данной Формы необходимо для стационарных источников выбросов, контроль за которым устанавливается инструментальным методом.

  Как происходит процесс утилизации и переработки нефтешлама

Ведение журнала по форме ПОД-1 осуществляется на основании результатов замеров за контролем содержания выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения и протоколов лабораторного анализа. Сведения из журнала ПОД-1 используются для заполнения формы 2-ТП (воздух).

ФормаПОД-2(учет выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).

Установленная форма обязательна для учета выполнения организацией-природопользователем мероприятий по снижению количества загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если такие мероприятия включены в состав Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ). Если проектом ПДВ мероприятия по снижению количества выбросов не предусматриваются, форма ПОД-2 не подлежит заполнению. ПОД-2 также используется при заполнении годового отчетности по форме 2-ТП (воздух).

ФормаПОД-3(учет работы газоочистных и пылеулавливающих установок).

Ведение журнала по форме ПОД-3 необходимо для всех производственных предприятий, на балансе которых имеются газоочистные и пылеулавливающие установки (ГОУ), и используется для производственного учета рабочего времени установок.

Сведения в журнал ПОД-3 заносятся ежедневно ответственным лицом за проведение производственного экологического контроля либо лицом, эксплуатирующим данную газопылеулавливающую установку и подписывается Руководителем производственного отдела или подразделения. На каждую ГОУ в журнале ПОД-3 отводится отдельный лист.

Сведения из журнала ПОД-3 используются при подготовке статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух).

Ответственность за отсутствие журналов первичного учета по охране атмосферного воздуха

  • СТ 8.
  • 5 КоАП РФ: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  • Специалисты Группы рассчитают стоимость и необходимость ведения журналов первичного учета по охране атмосферного воздуха, учитывая все особенности Вашего предприятия, и подскажут, как правильно их заполнять.

Источник: https://www.ekolog-spb.ru/uslugi/vozdux/jurnoxran.html

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

  1. В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).
  2. И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.
  3. Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

  • 1.
  • Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • 2.
  • Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 3.
  • Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

Читайте также:  Что делать если юристы пугают Роспотребнадзор?

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провестивнутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Источник: https://www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/

ПФО: Солнечная энергия

В Оренбургской области реализуются мероприятия, направленные на развитие альтернативной энергетики: строительство солнечных электростанций, суммарная мощность которых на территории области должна достигнуть 100 МВт, а также установка ветроэнергетических и биогазовых установок.

Немаловажными в этом направлении являются мероприятия по переводу городского общественного автомобильного транспорта и коммунальной техники на использование газомоторного топлива, газификации населенных пунктов, что позволяет значительно сокращать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Также на территории области проводятся мероприятия по снижению вредных выбросов в атмосферу. Например, были построены установки по утилизации и сжигании попутного нефтяного газа (ПНГ) (ООО «Бугурусланнефть», ПАО «Оренбургнефть»). ООО «ММСК» произвели техническое перевооружение цеха серной кислоты.

В республике Марий Эл промышленными предприятиями с целью снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется перевод оборудования от использования традиционных видов топлива на газообразное топливо, приобретение газоочистных сооружений, а также реконструкция сооружений газоочистки. Так, на ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» для очистки поступающих в атмосферный воздух выбросов осуществляется установка газоочистных сооружений; в границах промышленной площадки предприятия будут посажены более 1000 саженцев сосны.

Статья по теме

Задел на будущее. Чем заканчивается Год экологии в Приангарье?

Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ 2020 год. Последняя редакция

Создание Федерального закона об охране атмосферного воздуха датируется 1999 г. В ст. 29 ФЗ утверждаются права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области защиты чистоты атмосферного, наружного воздуха.

В том числе людям гарантируется получение информации о его состоянии, загрязнении, право участия в мероприятиях по сохранению его чистоты, обсуждения соответствующих программ, предъявления исков о возмещении вреда здоровью, имуществу, экологии вследствие загрязнения воздушного пространства.

Основные понятия разъясняет ст. 1:

  • атмосферный, то есть наружный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, состоящий из газов атмосферы;
  • загрязняющие вещества – химические и биокомпоненты либо смеси тех и других, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека и среду;
  • загрязнение атмосферного слоя или воздуха – попадание в него загрязняющих веществ в концентрации, превышающей нормативы;
  • его охрана – меры органов госвласти РФ, юрлиц и граждан по улучшению его качества;
  • его качество – комплекс физических, химических, биологических свойств, отражающих степень соответствия нормативам;
  • мониторинг – система наблюдения за состоянием воздушной среды и загрязнением, оценка и прогноз дальнейшего негативного воздействия;
  • технический норматив выброса – определяется как объем (масса) химических веществ или их смесей из расчета на единицу пробега ТС либо работы двигателя;
  • предельно допустимый выброс – объем (масса) химвеществ, их смесей, микроорганизмов как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса.

Рубрики

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

  Куда выкидывать строительный мусор при ремонте квартиры

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

Читайте также:  Вопросы-Ответы По Результатам Тестирования в Министерстве Труда!

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Фз 96 об охране атмосферного воздуха

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон номер 96 регулирует и контролирует процессы охраны атмосферного воздуха, он определяет систему, которой обязаны следовать все лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Воздух — важная составляющая жизни и здоровье людей определяется его чистотой. Для улучшения качества жизни людей, животных и растений необходимо поддерживать чистоту окружающей среды и развивать способы ее оздоровления и очищения.

Общие сведения

Закон об охране атмосферного воздуха 96 был принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года. Последние изменения в него были внесены 13 июля 2015 года. Федеральный закон об атмосферном воздухе содержит 10 глав и 34 статьи.

Атмосферный воздух является важной составляющей жизни людей, животных и растений на планете. Поддержка чистоты и сохранности окружающей среды — прямая обязанность человечества.

Этот закон определяет нормы охраны атмосферного воздуха, устанавливает и гарантирует права граждан на наличие вокруг благоприятной окружающей среды и права граждан на доступ к информации о состоянии атмосферного воздуха.

Краткое содержание Федерального закона номер 96 об охране атмосферного воздуха:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены другие законы, нормативы и акты, регулирующие описанную сферу;
  • В главе второй описаны принципы и система, по которой государство управляет сферой деятельности по защите и охране атмосферного воздуха. Перечислены нюансы и основные положения управления. Представлена информация в чем заключается управление и контроль. Дан список полномочий, прав и обязанностей органов гос. власти и государственных учреждений в области охраны атмосф. воздуха. Дан также список полномочий, прав и обязанностей органов субъектов и местного самоуправления РФ;
  • В главе номер три оформлены способы организации деятельности, развития и создания мер по охране окружающего воздуха. Описаны категории качества вредных веществ. Оформлены списки количества вредных выбрасываемых отходов, которые позволительны для определенных территорий. Описан реестр и регистрация веществ, являющихся опасными для окружающей среды. Оформлен способ получения и форма разрешения на выброс загрязняющих веществ. Дан список условий и требований по ведению хозяйства и охране воздуха. Оформлены сведения по регулированию и контролю выбрасываемых в атмосферу веществ при использовании транспортных средств и при сжигании и хранении отходов производственных и потребительских процессов. Инструкция, согласно которой проводятся мероприятия и операции по защите населения во время изменений уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • В г. четыре описан реестр источников загрязнения окружающей среды и количества их выбросов. Оформлены способы инвентаризации и проверки заводов, производств, организаций и т. д.;
  • В пятой г. описаны способы и органы, контролирующие и регулирующие охрану и меры очистки атмосферного воздуха. Оформлены процессы и способы мониторинга, надзора гос. учреждениями, контроль производственных и потребительских процессов. Перечислены обязанности общества по сохранению чистоты атмосф. воздуха;
  • В шестой описана экономическая составляющая описанной сферы, финансирование, бюджет, оплата за выброс загрязняющих веществ и т. д.;
  • В седьмой перечислены права и обязанности граждан РФ, юр. лиц и ИП в сфере охраны и очистки от загрязнения окружающей среды;
  • В восьмой главе перечислена ответственность за нарушения и совершение преступлений в описываемой сфере. Оформлены штрафы и возмещение нанесенного ущерба;
  • В главе девятой оформлены процессы сотрудничества Российской Федерации с другими странами в сфере охраны атмосф. воздуха;
  • В главе номер десять оформлены дополнительные положения закона, включающие в себя заключительные условия и требования.

Описываемую сферу регулирует не только настоящий Федеральный закон, но и другие ФЗ, Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, законодательство РФ о тех. регулировании.

Последние изменения, внесенные в 96 ФЗ

Последние изменения в закон об атмосферном воздухе были внесены 13 июля 2015 года, при принятии ФЗ номер 233. Согласно принятым изменениям, закон был дополнен статьей номер 5.1.

В этой статье написано, что для эффективного осуществления деятельности по охране атмосферного воздуха государственные органы могут передавать свои полномочия учреждениям субъектов РФ.

Передача полномочий осуществляется по принципам, прописанным в ФЗ номер 184 о принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов России.

В ст. 14 описана форма получения разрешения на выброс вредных веществ. Согласно этой статье, разрешение на выброс загрязняющих веществ может быть выдано только фед. органом исполнительной власти или фед.

органом исполнительной власти субъектов РФ, занимающимися деятельностью по охране окружающей среды. В таком разрешении сотрудники гос.

учреждений и органов устанавливают допустимый уровень количества выбросов и другие условия и требования, согласно которым происходит охрана и сохранение среды.

Порядок выдачи разрешения, количество оказываемого физического влияния на среду и денежная сумма пошлины за разрешение устанавливаются Правительством России и законодательством РФ. В случае выявления нарушений, деятельность организации или производства может быть остановлена или совсем прекращена.

В ст. 18 описаны способы и причины разрешения на хранение, сжигание или обезвреживание отходов.

Согласно этой статье, любое хранение или утилизация отходов, загрязняющих окружающую среду, дурнопахнущих или другим способом оказывающих негативное влияние на население, запрещено. Юр.

лица обязаны вывозить с территорий производства отходы в специально отведенные для этого места. Предпочтительней, чтобы отходы были вывезены в места, где будут использованы как сырье.

В ст. 25 96 ФЗ об охране атмосферного воздуха написано, что если у юридического лица или у индивидуального предпринимателя есть свое производство, они обязаны вести контроль над количеством отходов. Такие лица обязаны охранять атмосферный воздух от хим.

и биологических загрязняющих веществ. Юр. лица и ИП назначают специалиста, сотрудника, занимающегося деятельностью по охране окружающей среды. Охрана среды должна проходить согласно законодательству РФ, не отходя от положений законов.

Вся информация о проведенных мероприятиях, мерах и действиях должна быть передана в соответствующие органы.

Согласно 96 ФЗ 28 ст., лица, в организации или на производстве которых выбрасываются любые отходы, загрязняющие среду, обязаны за это платить. Сумма оплаты высчитывается согласно законодательству России.

Скачать текст закона об охране атмосферного воздуха

Описываемый Федеральный закон 96 определяет полномочия, права и обязанности лиц по охране атмосферного воздуха. Лица обязаны выполнять и следовать определенным условиям и требованиям, чтобы сохранить и улучшить состояние окружающей среды. Каждому гражданину рекомендуется ознакомиться с настоящим законом.

Скачать Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *