Охрана Труда в Студенческих Строительных Отрядах! Как Это Было!

В последнее время многие российские предприятия все чаще и чаще прибегают к, казалось бы, забытым формам работы с персоналом и молодыми специалистами. Наставничество, производственная практика, курирование дипломных проектов, конкурсы профессионального мастерства и тд.

К вновь возрождаемым направлениям работы с персоналом сегодня добавились и студенческие строительные отряды (ССО). В этой статье хотелось бы рассказать о том, как работа со стройотрядами помогает энергетическим компаниям формировать кадровый резерв, и почему эта работа сегодня необходима.

Охрана Труда в Студенческих Строительных Отрядах! Как Это Было!

В Советском Союзе кадровой работе уделялось много внимания. Забота о смене поколений была краеугольным камнем всей отечественной системы образования и производства, а одним из главных тезисов был «Кадры решают всё».

Такой подход позволял заблаговременно замещать уходящих на пенсии сотрудников и одновременно передавать знания и повышать квалификацию молодого персонала.

По своей сути, система выглядела следующим образом: специалист получил образование, прошел производственную практику, пришел на предприятие, повысил квалификацию, сам стал наставником.

К сожалению, с начала 90-х годов эта схема практически перестала работать: предприятия простаивали, заказов не было, молодежь предпочитала становиться юристами и экономистами.

В итоге, преемственность, о которой заботились в СССР, оборвалась, и образовалась огромная пропасть. Многие отрасли от металлургии и машиностроения до химической промышленности и энергетики стали испытывать дефицит квалифицированных кадров.

Особенно остро это стало ощущаться с середины 2000-х годов: многие отрасли промышленности начали восстанавливаться, появились новые заказы, объемы производства стали расти, однако, квалифицированных сотрудников становилось все меньше.

Те, кто работал при Советском Союзе, уже ушел на пенсию; новые специалисты просто-напросто не имели необходимого опыта работы либо не желали идти на производство.

Чтобы решить проблему предприятия стали внедрять программы по работе с персоналом, возрождая институт наставничества, формируя кадровые резервы.

Однако прежде всего необходимо было работать со школьниками, учащимися профтехучилищ и студентами, то есть с теми, кто еще только определял, в какой сфере желает работать.

Так стали появляться различные программы с ВУЗами, средне-специальными учебными заведениями, студентов стали приглашать на производственные практики, курировать дипломные проекты взялись специалисты предприятий.

В последнее время многие компании возрождают и студенческие стройотряды. Особенно активно такая работа идет в энергокомпаниях страны. Широкая филиальная сеть, стабильность работы отрасли, высокая заработная плата – все это позволяет заинтересовать будущих специалистов и в дальнейшем привлечь их на работу.

Как отмечают в компании «МРСК Центра» (входящей в холдинг «Россети»), возобновление работы стройотрядов в энергетике – это отличная возможность для учащихся погрузиться в профессию, узнать изнутри ее специфику, пообщаться с опытными сотрудниками предприятия.

«Будущее энергетики страны во многом зависит именно от молодых специалистов, поэтому мы уделяем особое внимание работе с молодежью, в частности студентам.

Это энергетики завтрашнего дня, которым мы готовы передать весь накопленный опыт, все секреты мастерства», -говорит Наталья Булан, начальник департамента по управлению персоналом «МРСК Центра».

В компаниизнают, о чем говорят: уже не первый год «МРСК Центра» сотрудничает по целому ряду направлений с такими ВУЗами и СУЗамикак БГТУ им. В.Г. Шухова, ИГЭУ им. В.И.

Ленина, Костромской Государственный технологический университет, Юго-Западный государственный университет, КТЖД – филиал МИИТ, КЭМТ, Валуйский индустриальный, Воронежский энергетический и Калачеевский аграрный техникумы и многими другими.

В нынешнем году, развивая данное взаимодействие, более 200 студентов ВУЗов в составе строительных отрядов отправились наэнергообъекты Центрального федерального округа, где они проведут более полутора месяцев.

Перед началом работ участниками был пройден специальный курс по охране труда, а по итогам практики после сдачи финального экзамена участникам отрядовбудет присвоена соответствующая группа по электробезопасности. За каждым студентом закреплен наставник, который следит за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда, а также осуществляет методическое и практическое руководство стройотрядами.

Участникистудотрядовбудут выполнять работы, связанные с непосредственной деятельностью специалистов-энергетиков: это и плановый обход линий электропередач, и участие в ремонтной кампании, и снятие показаний приборов учета и т.д.

Отдельно следует заметить: студенческие строительные отряды – это не практика в классическом понимании, это скорее начальный этап работ, который позволяет студентам погрузиться в специфику профессии. А чтобы это знакомство было более продуктивным, с каждым участником заключен срочный трудовой договор.

Это означает, что труд молодых специалистов будет оплачен в соответствии с законодательством нашей страны.

Наряду с непосредственно производственной деятельностью, участие в стройотрядах подразумевает и масштабную культурную программу.

Речь идет о творческих конкурсах и мероприятиях, в числе которых конкурсы фоторабот, на лучший видеоролик, на лучшую отрядную песню электросетевого комплекса, на лучшую статью (рассказ), на лучшую стенгазету, а также подготовленные внеконкурсные презентации.

Предполагается, что это поможет сплотить участников студотрядов и как следствие, повысит показатели не только каждого студента, но и всего отряда.

По результатам летней практики — совокупности производственных показателей, дисциплины и результатов участия в общественной жизни — будет отобран лучший студенческий строительный отряд. Подведение итогов и награждение победителей состоится во время торжественной Церемонии закрытия 55-го Юбилейного Всероссийского слёта студенческих отрядов.

Как отмечают представители энергетического комплекса, набраться практического опыта невозможно, сидя за партой или за компьютером, для этого необходимо находиться на производстве, вникать во все тонкости и сложности будущей профессии.

«В любой отрасли востребованы хорошие специалисты, но стать ими, не получив необходимого опыта работы на производстве, невозможно», — отмечает Наталья Булан.Студенческие стройотряды такую возможность предоставляют.

Причем, как студентам, у которых появляется реальная возможность взглянуть на профессию изнутри, почувствовать все особенности, так и для компании, которая посредством стройотрядов готовит смену специалистов, которые в ближайшее время планируют уйти на пенсию.

Как считаете, есть ли смысл и дальше развивать это направление? Будут листройотряды в нашей стране востребованы студентами,промышленными предприятиями?

Охрана труда в студенческих отрядах. Положение (примерное) о трехступенчатом контроле

Охрана труда в студенческих отрядах. Положение (примерное) о трехступенчатом контроле в студенческом строительном отряде.

Большинство участников студенческих  строительных отрядов не имеет достаточного опыта работы на производстве, учитывая это  существует необходимость установления постоянного контроля за работой студентов.

В статье предложено Положение (примерное) о контроле в студенческом строительном отряде, которое может осуществляться по трем ступеням.

Охрана труда в студенческих отрядах: первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется от администрации: мастером хозяйствующей организации и от студенческого строительного отряда мастером, бригадиром: уполномоченным по охране труда профсоюзной организации образовательной и хозяйствующей организаций. Контроль проводится ежедневно в начале рабочего дня, а при необходимости (работы с повышенной опасностью и т.п.) и в течение рабочего дня (смены).

На первой ступени контроля проверяется:

  • состояние и правильность организации охраны труда на рабочих местах;
  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • безопасность оборудования, исправность ограждений, инструмента;
  • наличие и комплектность аптечек;
  • наличие инструкций по охране труда на отдельные виды работ и по профессиям, должностям на рабочих местах;
  • наличие средств пожаротушения;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
  • наличие уголков по охране труда, наглядной агитации по охране труда;
  • меры по обеспечению электробезопасности при эксплуатации строительных машин и электроустановок;
  • чтобы работы по обслуживанию строительных машин выполняли только специально обученные лица, имеющие удостоверения на право работы с электроустановками;
  • правильность складирования строительных материалов и изделий;
  • содержание  чистоты и достаточная  освещенность проездов, проходов и рабочих мест;
  • надежность креплений траншей и котлованов при разработке грунтов без откосов;
  • наличие  ограждений на лесах, содержание их в полной исправности и недопущением их перегрузки;
  • обеспечение студентов строительного отряда  спецодеждой, спецобувью, индивидуальными средствами защиты (защитными касками, очками, предохранительными поясами, респираторами, диэлектрическими перчатками);
  • обеспечение студентов строительного отряда доброкачественной питьевой водой;
  • наличие и содержание санитарно-бытовых помещений;
  • наличие на рабочих местах плакатов, предупредительных знаков  по охране труда;
  • обеспечение студентов строительного отряда  памятками по охране и  безопасности т руда;
  • соблюдение установленного законом режима рабочего времени и времени отдыха (перерывы в работе, предоставление выходных дней) и правил охраны труда.
  • санитарное и противопожарное состояние территории;
  • своевременность и качество проведения обучения и инструктажей со  студентами студенческого строительного отряда  по охране труда;
  • прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • состояние проходов, переходов, проездов и свободный доступ к средствам защиты;
  • соблюдение студентами строительного отряда правил электробезопасности при работе на электроустановках, с электроинструментом, на электрифицированном станочном оборудовании;
  • соблюдение правил складирования материалов;
  • чистота и порядок на рабочих местах;
  • освещенность рабочих мест;
  • другое.
Читайте также:  Какие Отчетные Документы Необходимо Представить в Бухгалтерию После Прохождения Медосмотра?

Охрана труда в студенческих отрядах : вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится еженедельно от администрации: начальником участка. От студенческого строительного отряда: командиром

На второй ступени контроля проверяются:

  • организация и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй ступени контроля;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
  • размещение установок, стендов, оборудования в соответствии с правилами по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • проведение в помещениях анализов воздушной среды на содержание токсичных газов, паров, пыли;
  • проведение в установленные сроки повторного инструктажа по охране труда со студентами строительного отряда;
  • проверка знаний (выборочно) правил, инструкций по охране труда и пожарной безопасности студентов строительного отряда;
  • наличие и состояние сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • своевременность выдачи студентам строительного отряда соответствующей спецодежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты;
  • другие вопросы.

Охрана труда: третья ступень контроля

Третья ступень контроля проводится один раз в месяц.

От хозяйствующей организации: главный инженер, представители комитета профсоюза хозяйствующей организации; от образовательной организации: представители вузовского штаба студенческих отрядов образовательной организации и от Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российского студенческого отряда»  главный инженер.

На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;
  • состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов;
  • соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;
  • исправность приточной и вытяжной вентиляции, пыле — и газоулавливающих устройств;
  • обеспечение студентов строительного отряда спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учета, хранения;
  • обеспеченность студентов строительного отряда санитарно-бытовыми помещениями;
  • своевременность и качество проведения обучения и инструктажей студентов строительного отряда по охране и безопасности труда;
  • профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев на производстве.
  • другие вопросы.
  • Результаты проверки записываются в журнал административно – общественного контроля.
  • Скачать Примерное (положение) о трехступенчатом контроле  в студенческом строительном отряде  можно в разделе «Практические материалы»
  • ЖУРНАЛ
  • административно-общественного контроля
Дата Ступень
контроля
Выявленные
недостатки
и нарушения
по охране труда
Мероприятия
по устранению
недостатков
и нарушений
Срок
исполнения
Отметка о выполнении
(дата, подпись отв.
за исполнение)
1 2 3 4 5 6

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

  1. Еще статьи:
  2. Охрана труда в студенческих отрядах: мероприятия по охране труда в студенческих лагерях
  3. Государственная инспекция по труду (ГИТ): виды и формы проверок
  4. Охрана труда в студенческих отрядах: законодательство по охране труда в ССО
  5. Об ответственности работодателя за нарушения требований охраны труда

Стрелецкий А.М. Студенческие строительные отряды как форма трудового воспитания студентов

Образец ссылки на эту статью: Стрелецкий А.М. Студенческие строительные отряды как форма трудового воспитания студентов // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 15.

  • УДК 378.4
  • СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ КАК ФОРМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
  • Стрелецкий Александр Михайлович

ФГУП «НАМИ», Москва, Россия, (125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 2), кандидат исторических наук, профессор, советник по связям с общественностью, Alexandr.Streletskiy@nami.ru.

Аннотация. Подготовка высококвалифицированного специалиста аграрного производства, способного отвечать всем требованиям современной экономики, возможна лишь при активном гражданско–трудовом воспитании студента.

Автор показывает, что в наше время в России используются далеко не все формы трудового воспитания, ранее доказавшие свою эффективность. Одной из таких форм являются Студенческие строительные отряды.

Главный научный результат: автор доказывает необходимость возрождения Студенческих строительных отрядов, способных привязать теоретические знания к практике студентов и освоить профессиональные компетенции.

  1. Ключевые слова: трудовое воспитание; студенты; студенческие строительные отряды; компетенции.
  2. STUDENT CONSTRUCTION TEAMS AS A FORM OF LABOR EDUCATION OF STUDENTS
  3. Streletskiy Alexandr Mikhaylovich

FSUE, «NAMI», Moscow, Russia, (125438, Moscow, ul engine., 2), candidate of historical Sciences, Professor, Advisor for public relations, Alexandr.Streletskiy@nami.ru.

Abstract. Training of highly qualified specialist of agricultural production, able to meet all the requirements of the modern economy, is possible only with the active civil and labor education of the student.

The author shows that in our time in Russia are used not all forms of labor education, previously proven to be effective. One of these forms are Student construction teams.

The main scientific result: the author proves the need for the revival of Student construction teams that can bind theoretical knowledge to the practice of students and master professional competence.

Key words: labor education; students; student construction teams; competence.

Актуальная проблема современного образования — профессиональное образование молодёжи, ее востребованность на рынке труда, обладание соответствующих компетенций, делающих выпускников привлекательными для работодателей. Реалии сегодняшнего дня таковы, что более 50% выпускников российских школ поступают в высшие учебные заведения. И это несмотря на то, что количество вузов в последние годы неуклонно сокращается.

В то же время прямое использование в экономике России полученных в вузе знаний и компетенций по базовому направлению подготовки или специальности – достаточно невелико. Отчасти это можно объяснить отсутствием у выпускников вузов ясно сформированной гражданской позиции и недостатками практической подготовки молодёжи в системе современной Высшей школы.

И если выпускники гуманитарных направленностей, используя профессиональность образования в сфере прямого его приложения, обладают неплохим социокультурным потенциалом, то выпускники технических направленностей – инженеры, бакалавры, да и магистры, имеют явно недостаточный потенциал практических навыков.

Следовательно, они входят в группу обозначенного риска и именно им непросто адаптироваться на рынке труда.

Немаловажная составляющая воспитания студента как специалиста и гражданина высокой культуры – его трудовое воспитание. И оно представляет собой не только «психологический аспект профессионального становления личности» [2, с. 103-107]. Априори, оно основано на трудовой деятельности.

С одной стороны, учёба и представляет собой непосредственный труд, однако прежде всего – это труд с карандашом, ручкой, ноутбуком или книгой. Производственная практика – гармоничная составляющая учебного процесса. И в стандартах 3++ ей в часовом плане уделяется повышенное внимание.

Однако она по-прежнему не ориентирует студентов на самостоятельность, поиск и эксперимент. Вместе с тем зародившееся в середине 1950-х гг.

«Целинное движение», создало фундамент для «Студенческих строительных отрядов» (ССО) и третий трудовой семестр большинства советских вузов, стал эффективным дополнением традиционной производственной практики.

Деятельность «Студенческих строительных отрядов» можно проследить на примере Тимирязевской академии. Если на заре целинного движения студенческие отряды тимирязевцев помогали на уборке урожая, работали трактористами, комбайнерами, то в 1960-е гг. молодежный студенческий труд стал активно использоваться в строительстве.

При этом «романтика дальних дорог» — работа в сельской местности, незнакомая урбанизированному студенчеству столичных вузов для студентов-тимирязевцев не была «романтической новацией». Сельскохозяйственный труд был им хорошо знаком с детства. Однако попасть в стройотряд было непросто. Конкурсный отбор начинался задолго до начала летнего семестра.

Главными критериями были успеваемость и активная общественная работа [3, с. 155].

Всесоюзный отряд студентов, насчитывавший в 1970 – 1980-е гг.

более 1 млн человек, в летний период – время практики и студенческих каникул, решал важнейшие народнохозяйственные задачи советской экономики, и в то же самое время был органической структурой Высшей школы СССР, решавшей задачи становления «молодого специалиста», будущего руководителя производства. При этом параллельно осуществлялась экстраполяция социокультурной линии на периферию молодёжного творчества и пропаганды высокой значимости высшего образования.

«Скорей бы утро, и снова на работу!» — можно было увидеть на плакатах, которые развешивались активистами движения в палатках и бытовках – местах короткого сна студентов.

Читайте также:  Проверки Ростехнадзора в 2021 году - что будут проверять?

Энтузиазм, кипучая энергия молодёжи, соотнесённые к конкретным задачам – строительству и сельскохозяйственным работам, находясь в русле грамотного технологического подхода за счёт опытных специалистов, позволяли получать высокие результаты.

За небольшой летний период в голой степи вырастали жилые дома, сельскохозяйственные постройки: коровники, телятники, конюшни, склады и амбары, сотни километров шоссе железных дорог, линии электропередач и многое другое. Это было весомым подспорьем экономике страны, вхождением студента в реальную трудовую жизнь.

Более того, деньги, заработанные в ССО существенно пополняли студенческий бюджет. Достаточно сказать, что они могли на порядок превышать советскую студенческую стипендию, потребительские способности которой значительно превышали современную стипендию.

«Целина студенческая» Тимирязевской академии (ТСХА) имела свою яркую историю и многогранные особенности. Будучи органической составляющей всего «Студенческого строительного отряда – ССО» страны, студенческий отряд академии был не только в своём становлении у истоков ярчайшего студенческого движения, но и придавал всему движению доминантную привязку к «Земле – кормилице российской».

Тимирязевское движение ССО имеет свои особенности. Наиболее рельефно они проявились в 1970 – 1980-е гг. Если на заре целинного движения – в середине 1950-х гг.

, студенческие бригады тимирязевцев помогали на уборке урожая (зерновые, бахчевые, хлопок и другие культуры), студенты работали трактористами, комбайнёрами, то в последующие десятилетия молодёжный студенческий труд стал активно использоваться в строительстве.

Как ранее говорилось, студенческое движение получило ярко выраженную созидательно — строительную направленность. Обратим внимание, что большинство отрядов ТСХА вели свои работы на стройках объектов своего родного вуза.

Работа студенческого строительного отряда ТСХА оставила не просто след, а во многом способствовала досрочному вводу в эксплуатацию таких значимых для академии объектов, как новая библиотека, спорткомплекс с прекрасными залами и бассейном, уникальный конноспортивный манеж, новая столовая, студенческие общежития, и даже книжный магазин.

Они не просто органично вошли в академический комплекс, а стали неотъемлемой частью структур, давших возможность студентам не только более успешно учиться, но и заниматься спортом, физкультурой и активно отдыхать. Студенческое строительное движение Тимирязевcкой академии вышло далеко за пределы СССР.

Доброй традицией стала работа отрядов ТСХА на объектах социалистического зарубежья – в ГДР, Венгрии, Чехословакии. Работа за границей развивала и укрепляла интернациональную дружбу, формировала фундамент активного международного сотрудничества.

Весьма яркими и запоминающимися событиями было проведение Слётов международных отрядов, наполненных не только праздничными мероприятиями, но и трудовыми состязаниями.

Например, на слёте в пригороде Мизербурга (ГДР), когда в трудовом состязании встретились студенческие стройотряды ГДР, Польши, Чехословакии и СССР, победили советские студенты-тимирязевцы, награждённые за победу медалями ГДР «За высокие показатели в труде». Победителей чествовало всё студенчество и интеллигенция СССР.

Следует признать, что отсутствие государственной поддержки, меркантильный настрой молодёжи, нежелание чиновников высшей школы использовать добрый опыт советского времени практически погасил это патриотическое движение в 1990-е гг.

Возрождаться студенческое строительное движение стало только в нулевые годы. В качестве примера можно привести деятельность ССО в одном из сибирских вузов [1, с. 173-175]. Серьезное внимание к трудовому воспитанию традиционно уделяется в аграрных вузах, т. к. сельское хозяйство в общественном сознании и ассоциируется прежде всего с трудом [4, с. 67-69].

Это понятно и во многом справедливо. Отрадно, что эта тема начинает подниматься и в московских вузах. И свою роль, как в 1950-1970-е гг. вновь должна сказать Тимирязевская академия. На этом пути есть уже первые успехи.

Достаточно сказать, что в РГАУ-МСХА не только сформирован и работает на регулярной основе Штаб ССО, но и этой теме серьезное внимание уделят его администрация, в том числе и ректор академии.

Список литературы

  1. Батраков С.А. Участие в ССО – трудовое воспитание студентов ОМГУПСА // Первый электромеханический вуз ТРАНССИБа. От тяги тепловой – к тепловозной и электрической. Сборник статей. Омск: ОМГУПС, 2000. С. 173-175.
  2. Емелева М.Д., Миниярова Л.В. Профессионально-трудовое воспитание студентов как психологический аспект профессионального становления личности // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов: РГМУ, 2015. С. 103-107.
  3. Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Б.м: Издательские решения, 2016. 398 с.
  4. Сергеева Н.А. Трудовое воспитание студента аграрного вуза // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева). Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием). Чебоксары: ООО Издательский дом «Среда», 2018. С. 67-69.

References

  1. Batrakov S.A. Uchastie v SSO – trudovoe vospitanie studentov OMGUPSA — Pervyy elektromekhanicheskiy vuz TRANSSIBa. Ot tyagi teplovoy – k teplovoznoy i elektricheskoy. Sbornik statey. Omsk: OMGUPS, 2000. pp. 173-175.
  2. Emeleva M.D., Miniyarova L.V. Professionalno-trudovoe vospitanie studentov kak psikhologicheskiy aspekt professionalnogo stanovleniya lichnosti — Problemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Rostov: RGMU, 2015. pp. 103-107.
  3. Orishev A.B. Tayny rossiyskoy agrarnoy nauki: timiryazevskiy proryv. B.m: Izdatelskie resheniya, 2016. 398 p.
  4. Sergeeva N.A. Trudovoe vospitanie studenta agrarnogo vuza — Problemy prosvescheniya, istorii i kultury skvoz prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170-letiyu chuvashskogo prosvetitelya I.Ya. Yakovleva). Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem). CHeboksary: OOO Izdatelskiy dom «Sreda», 2018. pp. 67-69.

Работа поступила в редакцию: 10.10.2018 г.

Рецензент: Козырева Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом АНО ВО «Институт бизнеса дизайна».

Студенческие строительные отряды, эффективность и производительность их труда

Том 273

ИЗВЕСТИЯ ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

  • 1973
  • СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ИХ ТРУДА
  • В И. НАГОРНОВ

В докладе на III сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва А. Н. Косыгин отметил: «При намеченном росте производительности труда численность работников, занятых в материальном производстве, потребуется увеличить за пятилетие лишь на 4,2 млн. человек, тогда как при уровне производительности труда 1970 года потребовалось бы дополнительно 37 млн. работников.

Следовательно, благодаря техническому перевооружению производства, совершенствованию его организации, рост производительности труда обеспечивает реальную экономию живого труда, более 32 млн. человек»1. Выполнение 9-й пятилетки определяется комплексом тех мероприятий, которые способствуют росту производительности труда.

Но необходимо и более полное использование всех трудовых ресурсов.

Как показывает практика, заметную роль в разрешении этой задачи может играть использование рабочей силы студентов в общественном производстве. За последние 12 лет студенческими строительными отрядами освоено 1 млрд. 648 млн. рублей. Это 35 тыс. построенных объектов ,среди которых — жилые дома, шоссейные и железные дороги, линии электропередач2.

Практика использования ССО показывает, что наиболее эффективным их труд является в строительстве. Мобильность ССО не требует крупных единовременных вложений на их устройство, строительство жилья, культурно-бытовых учреждений.

Так, по данным Главтюменьнеф-тегаза, летом 1969 года студенты осуществили работу, которую могли выполнить 500 кадровых рабочих за целый год. Единовременные затраты на создание такого коллектива составляют около 9 млн. рублей3.

Студенческий же десант обошелся в 1421 тыс. рублей4.

Эффективность ССО повышается в связи с высокой мобильностью отрядов. Их можно перебросить в любой район, который наиболее нуждается в рабочей силе. Высокий общеобразовательный уровень студентов позволяет им освоить новую специальность без значительных денежных затрат. Использование их в летний период времени значительно удешевляет строящиеся объекты. Следует согласиться с В. В. Смирно-

1 Газ. «Комсомольская правда», Л*8 276 (142258), 1971, 25 ноября.

2 Газ. «Комсомольская правда», 170 (14152), 1971, 22 июня.

» «Строительстве трубопроводов*, ¡970, № 6.

4 «Студенческие строительные отряды». Доклады и материалы к научно-практической конференции. Алма-Ата, 1971.

вым, что показателем эффективности ССО может быть отношение затрат на обеспечение условий труда ССО и кадровых рабочих, рассчитанных на единицу стоимости выполненных работ, с внесением одной поправки — ввести коэффициент готовности объекта.

Этот коэффициент будет учитывать объем незавершенного производства и таким образом более полно отражать эффективность труда студентов. А объем незавершенного производства еще велик.

Так, если за 12 лет в Казахстане студентами построено 25518 объектов, то из них 16601 остались незавершенными.

Читайте также:  Вводный инструктаж по гражданской обороне - разъяснения МЧС

Использование ССО в течение многих лет показывает, что производительность труда их постоянно возрастает. Так, за период с 1959 по 1970 г. средняя выработка на 1 студента во Всесоюзном студенческом строительном отряде, работавшем в Казахстане, увеличилась с 737 до 2613 рублей5.

Такой рост производительности труда ССО Казахстана можно отчасти объяснить различной материалоемкостью строящихся объектов и видов выполняемых работ.

Одним из основных факторов роста производительности труда ССО является степень готовности отрядов, которая в решающей мере определяется в подготовительный период. Как правило, он начинается задолго до начала работ, с января—февраля. Именно подготовительный период закладывает фундамент высокой производительности труда ССО.

В этот период времени решаются вопросы формирования линейных отрядов, их количество, определяется состав по соответствующим специальностям, перечень которых устанавливается на основе заключенных договоров со строительными предприятиями.

В этот же период проводится учеба командного состава линейных отрядов и членов отряда по тем специальностям, которые являются наиболее распространенными в строительстве и по которым недостает специалистов. Параллельно ведутся занятия по технике безопасности и практические занятия.

В Томске чаще всего для этого используется вузовское строительство, а занятия по технике безопасности и строительным специальностям (теория) проводятся силами строительного института, техникума, профессионально-технического училища.

Одновременно областной штаб ССО заключает договоры со строительными организациями области на строительство тех или иных объектов, решаются вопросы переброски отрядов к месту работы. Весь комплекс этих проблем и вопросов определяет производительность труда линейных отрядов в первые дни работы.

Вторым фактором роста производительности труда является готовность самих предприятий к приему ССО. Сюда включается подготовка проектно-сметной документации, наличие титульных списков строящихся объектов, механизмов и инструментов, спецодежды, плакатов по технике безопасности, готовность строительных площадок, жилья для студентов и др.

Иногда организации отказываются от отрядов незадолго до их приезда. Возникает необходимость «перебрасывать» отряды в другие районы и на другие по характеру работ объекты, к строительству которых они были недостаточно подготовлены.

Для регулирования подобных отношений предлагается наделить областные, краевые, республиканские штабы правами и обязанностями юридического лица с тем, чтобы иметь возможность предъявлять санкции к организациям-нарушителям5.

На наш взгляд, такое положение неприемлемо, так как студенческие строительные отряды потеряют всякий смысл как общественное движение. А возникающие трудности можно решать с помощью местных партийных и

в «Студенческие строительные отряды*. Доклады и материалы к научно-практической конференции. Алма-Ата, 1971.

й Там же.

общественных организаций. Подтверждением этого может служить многолетняя практика работы студентов в Казахстане и Томской области. Насколько своевременно и правильно решаются эти вопросы, зависит от оперативности линейного и областного, краевого, республиканского штабов.

Важнейшей стороной повышения производительности труда ССО является организация материально-технического снабжения. В Казахстане, например, пошли по пути создания «студенческих» фондов, которые распределяются республиканским штабом по областям и организациям, где работают студенческие отряды.

В других республиках и областях таких фондов нет и материально-техническое снабжение осуществляется по линии тех организаций, в которых работают студенческие отряды.

Объясняется такое положение прежде всего тем, что в Казахстане студенческие отряды сосредоточиваются в основном на предприятиях двух министерств, а отряд Томской области был занят на предприятиях, принадлежащих более чем двадцати министерствам. Точно так же обстоит дело и в других районах страны, где работали ССО.

Учитывая большой объем работ, осуществляемых ССО, необходимо заранее включить в планы предприятий деятельность этих отрядов с соответствующим материально-техническим снабжением.

Существует также группа факторов, которая влияет на производительность через процесс и организации. Нередко отряды используют комплексные бригады.

Но они себя оправдывают только тогда, когда в отряде плохое материально-техническое снабжение, недостает квалифицированных работников по некоторым специальностям или отсутствует фронт работы. Как правило, это характерно для малых и средних линейных отрядов.

Большие же отряды чаще всего используют специализированные бригады. Такая организация оправдывает себя тогда, когда четко организовано материально-техническое снабжение объектов и своевременно подготавливается фронт работы.

Поэтому при формировании отрядов необходимо оптимально сочетать комплексность со специализацией с учетом специфики строящихся объектов и наличием квалифицированной рабочей силы.

Следует учитывать также и тот факт, что на производительность труда ССО оказывают влияние и такие факторы, как организация досуга студентов отряда, постановка соревнования и его «гласность», «социальный» климат в отряде.

т

Студенческие отряды в России: виды, чем занимаются, как туда попасть и зачем

Университет — это не только лекции и лабораторные. Вы можете заняться общественной деятельностью, записаться в научный кружок или попробовать силы в студенческом самоуправлении.

Отличный вариант с пользой провести летние каникулы — вступить в студенческий отряд. Мы расскажем, что это такое и какие виды студенческих отрядов существуют.

Если хотите быть в курсе крутых лайфхаков студенческой жизни, подписывайтесь на наш телеграм-канал. А скидки и акции в другом помогут вам сэкономить.

Что такое студотряды

Российские студенческие отряды (РСО) — самая массовая общественная организация молодых людей. Это молодёжное движение существует с 2003 года и действует на территории всей страны. Сегодня количество его членов превышает 200 000 человек.

Историческая справка: первый студенческий отряд был создан в Москве по инициативе комсомольцев физфака МГУ в 1958 году.

Цель этих отрядов — организовать трудовую деятельность студентов, которой они смогут заниматься в свободное от учёбы время. Кроме того, члены отрядов часто участвуют в патриотических мероприятиях, руководство организации заботится о спортивном и творческом развитии студентов.

Направления студенческих отрядов

В СССР самым популярным видом студенческих отрядов были строительные. Молодежь массово ехала на «комсомольские стройки» возводить нужные государству объекты.

Сегодня в РФ выделяют 7 видов студенческих отрядов в структуре РСО:

  1. Студенческие строительные отряды.
  2. Сельскохозяйственные бригады.
  3. Сервисные отряды для студентов.
  4. Студенческие педагогические отряды.
  5. Отряды студентов-медиков.
  6. Студенты, которые работают проводниками на ж/д.
  7. Специализированные отряды (социальные, правопорядка, поисковые, археологические и пр.).

Члены отрядов в период летних каникул (их ещё называют «трудовым семестром») направляются туда, где нужна их помощь: работают на строительстве важных объектов, помогают обрабатывать поля и собирать урожай, занимаются с детьми, оказывают медицинскую помощь там, где не хватает квалифицированных кадров.

Эта работа является абсолютно добровольной, но не всегда волонтёрской: в зависимости от условий договора студенты могут получать за неё деньги. Самые высокие зарплаты в железнодорожных, медицинских и стройотрядах.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Но даже если работа в отряде не оплачивается, многие студенты относятся к ней как к возможности получить полезный опыт, улучшить практические навыки и завести новых друзей, став с ними одной командой.

Названия студенческих отрядов обычно связаны с профилем деятельности («Стрела» у проводников, «Эскулап» у медиков и пр.) или названием вуза («Академия», «Приморец» и т. п.).

В СССР студотряды были всесоюзным явлением, а сейчас стали общероссийским

Как попасть в студенческий трудовой отряд

Чтобы вступить в организацию, узнайте, кто в вашем вузе представляет РСО. Другой вариант — обратиться в региональный штаб.

Студент пишет заявление и проходит испытательный срок: знакомится с жизнью организации, посещает мероприятия и выбирает ту разновидность работы, которая близка именно ему.

Через несколько месяцев проходит процедура приёма: из кандидата студент превращается в бойца. Возможен и дальнейший рост.

Должности в студенческих отрядах:

  • боец — рядовой член отряда;
  • комиссар — идеолог отряда, отвечает за проведение мероприятий и создание атмосферы;
  • мастер — отвечает за результаты работы отряда, помогает командиру;
  • командир — глава отряда, несёт ответственность за всех.

В зависимости от численности и профиля отряда, там также может быть завхоз, методист, спорторг, муз. руководитель, фотограф и т. д.

Студенческие отряды в России имеют свой официальный праздник: их день отмечают 17 февраля.

Работа в отрядах может занимать достаточно много времени: даже в течение учебного года проходят различные мероприятия, конкурсы и пр. Чтобы это не мешало учебному процессу, обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут с рефератом, лабораторной, курсовой или дипломной работой.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *