Плата за негативное воздействие на окружающую среду — обзор

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории. 
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму. 

Новшество 1. Новая (почти) форма декларации

Если помните, в отчётности за 2019 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые. 

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было Стало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Столбцы переименовали, потому что изменились нормы для объектов НВОС разных категорий. Раньше у всех объектов независимо от категории должны были быть разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов. Теперь нормы зависят от категории объектов: 

  • Для объектов I категории нужно получать комплексное экологическое разрешение (КЭР). 
  • Для объектов II категории нужно подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). 
  • Для объектов lll категории разрешённые массы выбросов и сбросов устанавливаются по отчёту о производственном экологическом контроле (ПЭК).

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами  размещения твёрдых коммунальных отходов. Поменялось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО. 

Новшество 2. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал. 

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 3. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.  

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).  

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.   Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5.

Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод.

Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась. 

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2). 

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Было Стало
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО). 

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю. 
  • Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше. 
  • Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1
  • Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25.  Это:
  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет. 

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1. 

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0. 

Читайте также:  Охрана труда при работе с болгаркой - ВИДЕО и ИНСТРУКЦИЯ

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. 

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 4. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). 

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну. 

Новшество 5. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 6. Новый лист с итоговыми суммами 

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - обзор

Новшество 7. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

  1. Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

     

  2. Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

     

  3. Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - обзор

Новшество 8. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

  • Программа Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
  • Программное обеспечение для экологов, аэропортов и авиакомпаний
  • WhatsApp: +7-900-262-95-44 (только для звонков)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - обзор

1. Общая информация об экологических платежах

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды.

Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.
А вы знаете, что рассчитать плату за НВОС и отчитаться перед Росприроднадзором можно быстро и просто ? Убедитесь сами!

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором

Плата за НВОС: главные изменения в 2021 году

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Напоминаем: от авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму. Изменилась форма декларации

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Природопользователи, которые декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться и по старой форме. А значит, в этот раз многие увидят новую декларацию впервые.

— Реклама —

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было
Стало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения ТКО. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

  • В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.
  • Выбор способа расчёта авансов
  • С 1 января 2020 года изменяется порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду
  • Установлено, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из трех способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:

В предыдущий отчетный период уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. В отчетной кампании за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год необходимо указать в самой декларации. Введен дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

  • в размере ¼ суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год (как было в прошлом году);
  • в размере ¼ суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов (выбросов), временно разрешенных сбросов (выбросов), лимитов на размещение отходов (см. таблицу выше);
  • в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Новые коэффициенты

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) 2021

Вместе с экологическим сбором и налогом, предусмотрена плата за загрязнение окружающей среды. Она существует с 10 января 2002 года, установлена Законом об охране окружающей среды №7-ФЗ (далее – Закон).

Насчитывается только в том случае, если деятельность компании, в результате которой эксплуатируются какие-либо объекты, причиняет вред окружающей среде.

Плата вносится каждый квартал, а итоговую сумму за год перечисляют до 1 марта следующего года.

Предполагается, что в Налоговый Кодекс РФ внесут изменения, он станет на пять глав больше. Одна из них будет касаться экологического налога, который должен заменит плату за НВОС.

Кто должен вносить плату за НВОС?

Как указано в самом начале, это должны делать субъекты хозяйственной деятельности, которые в результате эксплуатации каких-то объектов наносят вред окружающей среде. Это распространяется как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.

При этом форма собственности эксплуатируемых объектов значения не имеет:

  1. Если они переданы компании по договору аренды, платить за причиненный вред придется компании;
  2. Если отношения между субъектом хозяйственной деятельности и владельцем объекта не урегулированы договором, обязанность вносить оплату лежит на собственнике.

То есть, если владелец не заключил договор, например, на передачу в аренду оборудования, эксплуатация которого причиняет вред окружающей среде, плата за негативное воздействие на нее взымается именно с него.

Эта обязанность у субъектов возникает в тех случаях, если их деятельность:

  1. Приводит к вредным выбросам в атмосферу, из-за чего загрязняется воздух;
  2. Связаны со стоками в водоемы, которые из-за этого наполняются опасными для живых организмов веществами;
  3. Непосредственно приводит к размещению отходов.

Кто освобожден от платы за НВОС?

Но среди тех, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), есть и исключение.

Например, если эксплуатируемые объекты относятся к транспортным и другим передвижным средствам. Эксплуатация автомобилей также причиняет вред окружающей среде, особенно за счет выхлопов в атмосферу. Но если компания располагает только такими средствами производства, вносить рассматриваемую плату ей не нужно.

Другой случай – твердые бытовые отходы, включая офисный мусор. За него не нужно делать расчет платы за НВОС. Соответствующий тезис содержится в письме Росприроднадзора от 31.10.16 № АС-09-00-36/22354.

Порядок оплаты за НВОС

Расчет ведется на основании прошедшего периода.

В течение года компания ежеквартально вносит платежи за НВОС. Плата вносится до 20 числа месяца, который следует за расчетным кварталом. В течение отчетного года она совершается три раза – в апреле, в июле и в октябре. Завершающий платеж, как указано в самом начале, проводится до 1 марта следующего года.

Расчет ведется на основании прошедшего периода. Внесенная за весь год сумма разбивается на четыре равные части, размер которых и является авансовым ежеквартальным платежом. Завершающей платой за НВОС выравниваются суммы, которые нужно уплатить по результатам расчетов и фактически совершенных платежей.

Например, за 2019 год плата за НВОС составила 140 т.р. Соответственно, авансовый ежеквартальный платеж в 2020 году составил 140/4=35 т.р. Именно эту сумму компания перечисляла в апреле, июле и октябре 2020 года. Но по его итогам расчетная платы за НВОС составила 165 т.р. Соответственно до 1 марта 2021 года нужно уплатить 165-3×35=60 т.р.

Особенности внесения платы

Перед внесением платы нужно уточнять реквизиты территориального органа природоохранного ведомства. Они используются для заполнения платежных поручений.  В них указывается КБК (код бюджетной классификации) ведомства, поскольку именно оно администрирует бюджетные поступления за НВОС.

Важно знать! Средства перечисляются на счет того муниципалитета, на территории которого размещен эксплуатируемый объект.

Если филиалы компании находятся в разных муниципалитетах, оплата проводится в бюджет каждого из них (п. 1 ст. 16.4 Закона). В противном случае ее не засчитают, назначат штраф и неустойку.

Ставки платы за НВОС на 2020 год

Ставки платы за НВОС на 2021 год применяют такие же, как и в 2018 году. Но только с обязательным применением коэффициента 1,08. Это делать обязательно, основание – правительственное постановление от 24.01.20 №39.

Оплата внесена, что дальше?

После того, как обязательства перед бюджетом за негативное воздействие на окружающую среду погашены, составляется декларация о плате за НВОС. Ее необходимо подать в Росприроднадзор не позднее 10 марта.

Ответственность за неуплату НВОС

Неуплата в бюджет за НВОС, а также не предоставление декларации наказывается административным штрафом по ст. 8.5 КоАП. Наказание понесут как должностные лица в размере до 6 т.р., так и юридические лица – до 80 т.р. Срок давности по данному правонарушению составляет 1 год. Наказание накладывается на основании данных, документально подтверждающих вину должностных лиц.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Отчетность по НВОС за 2020 год: что учесть при заполнении новой формы декларации

До 1 марта организации и ИП, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны внести в бюджет плату за НВОС. А до 10 марта — сдать декларацию по НВОС за 2020 год.

Декларантов ждет много новшеств: изменился бланк, скорректирован способ сдачи декларации, установлены четкие сроки для представления подтверждающих документов и проч.

Расскажем о наиболее важных поправках, которые придется учесть этой весной.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), плату за НВОС нужно вносить:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за хранение, захоронение, размещение отходов производства и потребления.

Рассчитайте размер платы за НВОС по актуальным правилам

Объекты, оказывающие негативное воздействие, поделены на четыре категории. Также есть объекты, которым не присвоена ни одна из категорий, но которые образовывают отходы (в т. ч. бытовой мусор). Они тоже оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это, в числе прочего, большинство офисов.

Вносить плату за НВОС и сдавать декларации должны все, кто оказывает негативное воздействие. Но есть два исключения.

Во-первых, компании и ИП, которые заключили с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор о передаче ему ТКО. Такие организации и предприниматели не обязаны вносить плату за НВОС и отчитываться по ней (письмо Росприроднадзора от 20.11.20 № АА-03-02-32/40618).

Во-вторых, компании и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории (см. «Какую экологическую отчетность должен сдавать малый и средний бизнес: шпаргалка для бухгалтера»).

Декларацию за 2020 год надо сдать по форме, утвержденной приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043 (см. «Утверждена новая форма декларации о плате за НВОС»).

Заполнить и сдать новую декларацию по НВОС через интернет

Расчет авансовых платежей

При заполнении декларации по НВОС за 2020 год следует учесть новшества, которые касаются авансовых платежей (их вносят все, кроме субъектов МСП). Изменились правила расчета.

В 2019 году и ранее авансовые платежи считались просто. Величина за квартал равнялись одной четвертой суммы платы за негативное воздействие, начисленной за предшествующий год.

Начиная с 2020 года, квартальный платеж можно вычислить одним из трех способов (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ):

  1. Как одну четвертую часть платы за НВОС за предыдущий год (то есть по прежней формуле).
  2. Как одну четвертую часть платы за НВОС. При этом платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ (в пределах нормативов допустимых и временно разрешенных выбросов или сбросов), либо лимитов на размещение отходов.
  3. Как произведение платежной базы и соответствующих ставок платы за НВОС с применением коэффициентов. База определяется по данным производственного экологического контроля (ПЭК) об объеме или о массе выбросов (сбросов) за предыдущий квартал.

Формулы для каждого из способов приведены в пункте 34 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.17 № 255 (далее — Правила № 255; см. «Плату за негативное воздействие на окружающую среду придется рассчитывать по новым правилам»).

Компания или ИП вправе выбрать любой из трех вариантов и применять его в 2021 году. Свой выбор необходимо обозначить декларации за 2020 год — в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет».

Рассчитайте размер платы за НВОС по актуальным правилам

Информация о переплате

Если сверка с Росприроднадзором (РПН) показала, что плательщик (организация или ИП) перечислил излишнюю сумму платы за НВОС, надо заполнить новую строку 166. В ней следует указать номер соответствующего решения о зачете переплаты.

Сведения о сумме, подлежащей уплате в бюджет

Еще одно нововведение в бланке декларации за 2020 год — это таблица, предназначенная для итоговой суммы, подлежащей уплате в бюджет. В ней отражают все объекты. И для каждого указывают сумму платы по всем видам НВОС, которые он оказывает.

Что еще учесть в отчетности за 2020 год

  • сумма платежа за 2020 год вычисляется по формулам, в которых участвуют коэффициенты. Их значения приведены в Правилах, утвержденных постановлением № 255;
  • ставки платы за НВОС за 2020 год — это значения, установленные на 2018 год, умноженные на коэффициент 1,08 (постановление Правительства РФ от 24.01.20 № 39; см. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году повышена»);
  • излишне перечисленную плату за НВОС можно зачесть в счет уплаты не только за ближайший будущий период (как было раньше), но и за следующие за ним периоды. Такое правило закреплено в Порядке, утвержденном приказом Росприроднадзора от 20.06.19 № 334 (в редакции приказа от 17.07.20 № 857);
  • инспекторы из РПН могут запросить документы учета выбросов, сбросов и отходов, подтверждающие определение платежной базы. В пункте 4 Порядка представления декларации (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) сказано: плательщик обязан представить заверенные им копии указанных документов в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Санкции для нарушителей

Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС влечет штраф по статье 8.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 до 80 000 руб.

Способ представления декларации

Он зависит от величины платежа за НВОС по итогам 2020 года.

Если сумма к уплате составляет более 25 000 руб., отчитаться можно только через интернет в форме электронного документа. На нем должна стоять простая электронная подпись (ЭП). Отсутствие технической возможности подключения к интернету не освобождает от обязанности отчитываться в электронном виде.

Если сумма платы составляет 25 000 руб. или менее, плательщик вправе выбрать один из двух вариантов. Первый — отчитаться через интернет. Второй — сдать декларацию на бумаге, и плюс к этому представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя».

Как сдать декларацию по НВОС через интернет?

Есть два способа.

Можно самостоятельно сформировать отчет, подписать его своей ЭП и загрузить на приемный шлюз РПН.

А можно подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить, проверить и передать декларацию. Это избавит от необходимости «стучаться» на приемный шлюз Росприроднадзора.

Достаточно отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота, и затем робот сам загрузит его на шлюз РПН. Отправитель получит от оператора ЭДО документ, где зафиксировано время доставки.

Это позволит подтвердить своевременность представления декларации.

Плата за нвос: главные изменения в 2021 году

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Напоминаем: от авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Изменилась форма декларации

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было

Стало

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

  • В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.
  • Выбор способа расчёта авансов
  • С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить.

В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году.

Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2020 и 2021 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2021 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД (с 2021 года отменен), ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Естественно, что мусор, образуясь при всех видах деятельности и у организаций, и у ИП, загрязняет окружающую среду, и за это надо платить. В этом случае необходимо распределить ответственность за платежи, таким образом, чтобы избежать двойного обложения.

По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. И здесь важно понимать, что является размещением отходов, ведь в быту мы под размещением понимаем складирование отходов в обычные мусорные баки.

В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).

Следовательно, если ИП или организация просто выбрасывает офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже организация с которой, заключен договор на вывоз и размещение мусора, то вносить сбор за окружающую среду в этом случае не надо.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *